Как бы ни оценивать революцию 1917 года, невозможно отрицать ее огромного влияния на судьбу России и все сферы жизни общества. В культуре это влияние проявилось не сразу. Ведь в 1917 году контуры будущего советского строя были еще едва обозначены, особый международный статус России как «осажденной крепости» только намечался, задачи формирования «нового человека коммунистического общества, свободного от пережитков прошлого», созревали пока только в головах большевистских теоретиков. А именно эти факторы определяли особые условия развития российской культуры на протяжении многих десятилетий.
Вложение | Размер |
---|---|
kak_by_ni_otsenivat_revolyutsiyu_1917_g.docx | 41.38 КБ |
Районная научно-практическая конференция
«Революция в России: взгляд через столетие»
Тема: 1917 год в судьбе русской культуры
МОУ «Усть-Карская СОШ» пгт. Усть-Карск, Сретенский район Емельянов Дмитрий Евгеньевич 11 класс МОУ «Усть-Карская СОШ» пгт. Усть-Карск, Сретенский район Цыганкова Ирина Игоревна Руководитель: Морозова Елена Леонидовна, учитель искусства, МОУ «Усть-Карская СОШ», 89144553563 |
Усть-Карск, 2017 г.
Оглавление
Как бы ни оценивать революцию 1917 года, невозможно отрицать ее огромного влияния на судьбу России и все сферы жизни общества. В культуре это влияние проявилось не сразу. Ведь в 1917 году контуры будущего советского строя были еще едва обозначены, особый международный статус России как «осажденной крепости» только намечался, задачи формирования «нового человека коммунистического общества, свободного от пережитков прошлого», созревали пока только в головах большевистских теоретиков. А именно эти факторы определяли особые условия развития российской культуры на протяжении многих десятилетий.
1917 год - один из самых трудных и противоречивых в российской истории. Многих не покидало ощущение, что государство «на волоске от катастрофы». В 1917 году в измученной войной России произошли последовательно две революции. Наступившие времена стали временем социальных бурь и душевных смятений.
В 2017 году Россия отмечает 100-летний юбилей со дня свершения Великой Октябрьской Социалистической Революции.
В своей работе объектом исследования мы определили – процесс отражения событий октябрьской революции 1917 года в русской культуре.
Предмет исследования – русская культура в 1917 году.
Цель работы – изучить русскую культуру 1917 года и доказать в некоторых направлениях искусства отражение событий Октябрьской Революции.
Цель определяет решение следующих задач :
1. Изучение научных теоретических работ, посвященных событиям 1917 года.
2. Анализ литературных изданий в разных сферах искусства, отражающих события 1917 года.
3. На примере событий Октябрьской Революции в судьбе русской культуры, усилить эстетическое, патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения.
Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, документальных источников, работа с сайтами.
Октябрьская революция в судьбе русской литературы
Решающим моментом литературной жизни первых лет революций был приход в ряды советской литературы лучших представителей старой интеллигенции - Брюсов, Блок, Андрей Белый, возглавлявшие самые основные тенденции русского символизма, сумели порвать со старым миром и приветствовали пролетарскую революцию:
В. Брюсов вступил в коммунистическую партию, стал инициатором и руководителем большой культурной работы, принимал большое участие в литературном воспитании молодого поколения начинающих пролетарских поэтов. Неразрешенное противоречие между революционным политическим сознанием и эстетикой и поэтикой символизма составляет подлинную трагедию последних лет творчества Брюсова.
Другой характер был присущ приходу к революции А. Блока. Ненависть к мещанскому застою буржуазного общества, одушевлявшая его творчество в предреволюционную эпоху, помогла приходу поэта к Великой социалистической революции. Но вскоре наступает разочарование Блока в революции. Суровое лицо гражданской войны и голода, реальные условия, в которых совершалась революция, его пугали, вызывали в нем настроения тоски и безнадежности.
Во многом аналогичен и путь А. Белого.
Гораздо решительнее и органичнее вошла в революцию группа футуристов во главе с Владимиром Маяковским. Непосредственно после победы Октября футуристы начинают безоговорочно сотрудничать с советской властью, в частности организуя газету «Искусство коммуны»
Первенствующая роль в советской литературе этих лет принадлежит естественно основоположникам и зачинателям пролетарской литературы — Горькому, Серафимовичу, Демьяну Бедному.
Лейтмотивом творчества Горького была борьба за освобожденное прекрасное человечество против капитализма, уничтожающего человеческую личность.
В теснейшей связи с конкретными задачами революционной борьбы пролетариата развивается в этот период литературная деятельность
А. Серафимовича. Работая в качестве корреспондента «Правды», Серафимович создает целый ряд статей, очерков, фельетонов, корреспонденции с фронтов гражданской войны, собранных впоследствии в книге «Революция, фронт и тыл».
Особо значительное место в литературе первых лет революции принадлежит Демьяну Бедному, который видит назначение своей поэзии в агитации и пропаганде идей пролетариата, обращая их и к его ближайшему союзнику, к массам многомиллионного русского крестьянства.
Октябрьская революция в русской живописи
Революция 1917 года начала совершенно новый этап в русской живописи, который выразился как в разработке новых ее форм, так и в осмыслении новых, до этого невиданных событий в России. Следует отметить, что революция, в первую очередь, воззвала к работе молодых художников, что естественно. Новые художники явили себя как дерзновенные новаторы, крушившие все и отрывавшие экспериментальные пути. Из числа крупных же дореволюционных мастеров согласие с революцией обрели представители:
- русского импрессионизма – К. Юон, А. Рылов;
- Авангарда – К. Малевич, В. Кандинский;
- Бубновалетовцы – П. Кончаловский, И. Машков.
По стране поехали расписанные художниками пароходы и поезда, на которых к народу отправлялись ораторы, театральные группы, киномеханики. Стены и корпуса таких агитационных пароходов и поездов были смыслово украшены либо плакатной графикой, либо художественным панно с использованием примитивных форм и техники, что могли быть доступны необразованному человеку. Как наиболее мобильный и оптимально-информативный жанр в тогдашней России самой востребованной стала графика, а именно – рисунок (газетный или журнальный) и плакат. На самом деле, плакат, как вид или жанр живописи, появился ранее – еще в 19 веке, но в молодой стране, победившей в народной революции, он родился заново и стал целым самостоятельным художественным явлением. Главными функциями советского плаката являлись: агитация, информация, сатира и позднее, добавившаяся к ним задача – рекламы. А для целей – это еще и эстетическое воспитание. Постепенно, как жанр, плакат выводился в целом как главный вид живописи. Революция «закрепляет» за ним статус настоящего «высокого искусства», так в стране: проводятся тематические плакатные выставки, эти произведения включаются в фонды музеев, помещаются в архивы, открываются учебные курсы. К чести работавших в этом виде искусства художников, следует непременно добавить, что, несмотря на всю глобальную заполитизированность плакатного жанра, его искусство всегда воплощалось на высокохудожественном уровне.
Октябрьская революция в судьбе кинематографа
К 1917 году кинематограф в России, особенно, в крупных городах уже прочно завоевал своё место в ряду развлечений. В стране действовало несколько десятков кинематографических компаний, основанных как отечественными, так и зарубежными кинопредпринимателями. Крупнейшими отечественными кинокомпаниями на тот момент были: Скобелевский просветительный комитет, созданный ещё в конце 1904 г. по инициативе сестры знаменитого генерала М. Д. Скобелева княгини Н.Д. Белозёрской-Белосельской; фирма «А. Дранков и Ко»; компания «Ханжонков и Ко» и др.Демонстрировавшиеся в то время киноленты можно сгруппировать по трём классическим жанрам: трагедия, комедия и драма. Выпускались также исторические фильмы, связанные с революционной тематикой. Нередко показывали и видовые фильмы, например, о достопримечательностях Египта или о живой природе. Кроме фильмов иностранного производства, на российские экраны в 1917 г. выходило и множество отечественных фильмов, набирали популярность и отечественные актёры и актрисы - Вера Холодная, Елена Маковская, О. Преображенская, В. А. Максимов, Иван Мозжухин, В. Полонский, поэтому можно смело утверждать, что в 1917 году российский кинематограф представлял из себя не только систему кинопроката зарубежных лент, а был вполне нормально развивающейся системой производства и проката, обладающей уже и своим собственным потенциалом.
Главным вкладом свершившейся революции в развитие кинематографа является то, что, несмотря на преобладание развлекающей функции кино, происходит расширение функций кинематографа в социально-политическую сторону. Во-первых, важной функцией кино в дни революции стало документальное запечатление революционных событий и распространение этих исторических кинокадров в российских кинотеатрах, а также продажа их заграницу. Многие кинооператоры и режиссёры бросились на улицу для того, чтобы заснять народный бунт на плёнку. В результате киносъёмки революционных событий в Москве, Петрограде и частично провинции, произошедших с 28 февраля по 4 марта, произведённые частными киноорганизациями и частными операторами были собраны вместе и объединены в один фильм - «Великие дни революции в Москве». Этот фильм имел большой успех у публики, и владельцы всех крупнейших кинотеатров закупили право на его прокат. В марте он прошёл по экранам ведущих кинотеатров.
Революционные события 1917 года положили начало наполнения кинематографа новым содержанием. Люди воочию хотели видеть исторические события, современниками которых они являлись, и кинематограф уже тогда при всей его примитивности и ограниченности позволял им это, демонстрируя, пусть и в ограниченных масштабах, документальные и игровые кадры революционных событий. Этим и объясняется всплеск интереса к кино в то время, который произошёл, несмотря на большие проблемы с отсутствием киноплёнки и нехваткой электроэнергии. Наличие массового зрителя, обеспечивающего кассовые сборы в условиях рынка делало своё дело, заставляя кинопредпринимателей решать любые проблемы.
Октябрьская революция в судьбе российского театра
Русский театр, как и весь советский, был детищем Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года. Он возник не сразу. Первым важным шагом в его становлении явилась передача всех театров России в ведение только что созданной Государственной комиссии по просвещению. Декрет об этом был принят уже 22 ноября 1917 года, когда на подступах к Петрограду еще шли бои. Если в царской России частные театры находились в подчинении министерства внутренних дел, т. е. в полной власти полиции, а императорскими театрами наряду с царскими дворцами и конюшнями ведало министерство двора, то теперь театры приравнивались к органам просвещения народа.
Октябрьская революция
в формировании моды советской страны
Октябрьская социалистическая революция, отменившая классы дворянства и буржуазии и утвердившая новый социальный состав общества, неизбежно повлияла и на формирование моды советской страны, в которой больше не было места для роскошных туалетов. Трудовой народ молодой страны советов должен был выглядеть, так как подобает строителю нового общества, хотя как именно, точно никто не знал, и все, кому суждено было пережить октябрьский переворот, просто должны были приспособиться к суровым особенностям военного и гражданского труда и быта первых послереволюционных лет.
На городских улицах появились мужчины и женщины в кожаных комиссарских куртках, кожаных фуражках и солдатских гимнастерках, перепоясанных кожаными ремнями. Популярнейшей мужской одеждой стали сатиновые косоворотки, надетые с городскими пиджаками. Женщины облачались в платья, сшитые из холста, прямые юбки их солдатского сукна, ситцевые блузы и матерчатые куртки. Мужские гимнастерки, перекочевавшие в женский гардероб, подчеркивали равноправие между советской женщиной и советским мужчиной. Культовая одежда нового времени - кожаная куртка, ассоциирующаяся с образами чекиста и комиссара, ставшая символом революционной моды Советской России, довольно странная одежда для страны, находящейся в страшной разрухе. Откуда в первые годы советской власти могло взяться столько качественной кожи, кто сшил в таком количестве множество однотипных курток? На самом деле знаменитые кожаные куртки были сшиты еще до революции, во время Первой мировой войны для авиационных батальонов. В то время они так и не были полностью востребованы, а после октябрьского переворота обнаружились на складах и стали выдаваться чекистам и комиссарам в качестве униформы.
Приметой нового послереволюционного времени стала красная косынка – символ освобождения женщины, теперь её надвигали на лоб и завязывали на затылке, а не под подбородком, как это было традиционно принято раньше. Обувь, мужскую и женскую, составляли сапоги, ботинки, парусиновые тапочки, резиновые боты.
Октябрьская революция в музыкальном направлении
Русские революционеры любили сравнивать себя со своими французскими предшественниками эпохи 1792 года, когда родилась «Марсельеза». Это настроение выразил ученый-народник Петр Лавров, в 1875 году написавший новый русский текст к знаменитой мелодии: «Отречемся от старого мира, / Отряхнем его прах с наших ног!» В самой Франции «Марсельеза» стала гимном в 1879 году, и это создало неловкую коллизию в отношениях Российской империи и Франции как ее ближайшей союзницы: вместе с «Боже, царя храни!» приходилось исполнять революционную песню. На официальном уровне «Марсельеза» в России существовала либо без слов, либо с французским текстом — любое другое исполнение не допускалось. При этом слова Лаврова не слишком гладко ложились на французскую мелодию, и композитор Александр Глазунов немного адаптировал музыку к русскому тексту. Иностранцы удивлялись, почему мелодия звучит медленнее оригинала. «„Марсельезу“ у нас поют по-своему, и нехорошо поют, искажают эту вдохновенную песню», — сокрушался художник Александр Бенуа. К Февральской революции оркестры уже привыкли исполнять «Марсельезу», а запрещенный текст Лаврова открыто запели по всей России.
Гимн свободной России. Это единственная по-настоящему новая массовая песня 1917 года, написанная во время революции, — остальные были переделаны из старых или вышли из подполья. В революционном порыве московский композитор Александр Гречанинов за полчаса набросал мелодию, а поэт-символист Константин Бальмонт создал текст. Правда, первые две строки были заимствованы у другого символиста — Федора Сологуба: «Да здравствует Россия, свободная страна! / Свободная стихия великой суждена!» Ноты моментально разлетелись по стране, мелодию подхватили оркестры, гимн запели на митингах. Но его популярность до Октября не успели или не захотели закрепить официально. После Октябрьской революции «Гимн свободной России» стал эмигрантской мелодией: в Европе и Америке ее пели и записывали в межвоенные годы. А после войны, еще при жизни композитора Гречанинова, мелодия обрела мировую известность — как позывные радио «Свобода».
Смело,товарищи, в ногу. Эта мелодия родилась в Германии как песня протеста против наполеоновского нашествия. В XIX веке ее пели немецкие хоровые и студенческие общества. В Россию песня попала в середине XIX века, а к его концу была взята на вооружение революционерами: в 1898-м химик-народник Леонид Радин в Таганской тюрьме сочинил новый текст и даже разучил его с заключенными. «В счастье свободы дорогу / Грудью проложим себе» — с такими боевыми словами проверенная мелодия постепенно теряла напевный вальсообразный ритм, превращаясь в боевой марш. Прогремев в 1905 году, она оставалась одной из самых популярных среди революционеров и в 1917 году зазвучала сразу и повсеместно. После революции песня вернулась в Германию, где ее запели вначале рабочие хоры и коммунисты, а затем — и нацистские штурмовики. Но в странах Восточной Европы продолжала жить и почти забытая, медленно-мелодичная версия: еще в середине 1930-х в независимой Латвии на этот мотив пели о девушке рыбака, тоскующей о возлюбленном.
Запись гимна, одна из первых, сделана в Киеве, на волне взрывной популярности мелодии. Исполнитель — тенор Федор (Теодор) Орешкевич, певший в Тифлисе, Варшаве, Мариинском и Большом театрах, а в 1917 году — солист Киевской оперы. Его камерная манера пения слабо гармонирует с резкостью духового оркестра фирмы «Экстрафон», но на такие мелочи в революционный год внимания не обращали.
Заключение
Можно уверенно отметить, что революционные события этого рубежного для нашей страны года заложили базис уникальной культурной революции.
Вождь революции В.И. Ленин видел в новой русской культуре - образование населения, т.е. ликвидация безграмотности; просвещение путем агитации (пропаганда новых идей).
Уже на первом этапе формирования советского искусства закладывались два главных блока. Во-первых, была выдвинута идея служения искусства революции и государству, отсюда возведение его в статус партийного искусства, эффективного оружия в идеологической борьбе. Во-вторых, было положено начало партийно-государственной монополи и на все средства художественной жизни путем национализации музеев, частных собраний, средств информации, системы образования и т.д.
Все культурные ценности были объявлены общенародным достоянием. В Москве были национализированы Третьяковская галерея, галереи Щукина, Морозова, Остроухова, в Петрограде – Эрмитаж, Русский музей и многие другие частные собрания и коллекции. Зимний дворец был превращен во Дворец искусств, а несколько позднее передан в ведение Эрмитажа. Был национализирован Кремль: его соборы превращены в музеи.
Список литературы
1. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX - нач. XX века -М., 2000.
2. Горький М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре.-М., 1991.
3. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 1990.
4. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М., 1994.
5. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1997.
6.Культура: теории и проблемы. - М., 1995.
7. Культурология. Под ред. Г.В.Драча. -Ростов-на-Дону, 2000.
8. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. - М., 1992.
9. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1994.
10. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. - М., 1999.
11. Серебряный век русской поэзии: В 2 ч. / под ред. Л.Г. Максидоновой – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/
http:// velikayakultura.ru
Самый главный и трудный вопрос
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Стеклянный Человечек
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Рисуют дети водопад