Исследование-путешествие по христианским святыням связанным с именем Сергия Радонежского в Чувашии
Вложение | Размер |
---|---|
radonezhski.doc | 84.5 КБ |
Введение.
Тема нашей работы возникла в результате общего обсуждения на уроке истории. Биография Игумена земли Русской хорошо описана в литературе, так же, как и его сподвижников. Поэтому мы решили изучить вопрос, как представлено наследие Сергия Радонежского в нашей республике.
Главной и основной частью жизненного пути преподобного является духовная и подвижническая деятельность, которую он осуществлял в обители, позже названной Троице-Сергиевой, или Свято-Троицкой-Сергиевой лаврой. Но кроме своей «основной» обители, преподобный Сергий основал ещё несколько монастырей. Но, к сожалению, в дали от нашей малой родины. И здесь наступил момент разочарования, действительно, откуда на нашей территории, в то время это вообще была Золотая Орда, возьмутся православные монастыри и обители. Надо было просматривать поздний период и искать все, что связано с именем Сергия Радонежского.
Цель работы: создать карту путешественника по святым местам, связанным с именем Сергия Радонежского на территории Чувашии.
Задачи:
Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых (до Макарьевских соборов русская церковь не знала обязательной соборной канонизации). Поэтому нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание, как православного святого, и кем оно было установлено. Возможно, что Сергий сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы. Церковный историк Е. Е. Голубинский не даёт однозначных сообщений о начале его почитания. Он упоминает две княжеские грамоты, написанные до 1448 года, в которых Сергий называется преподобным старцем, но считает, что в них он указан пока, как местно чтимый святой. По его мнению, фактом причисления Сергия к лику святых для общецерковного почитания служит грамота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке, датируемая 1449 или 1450 годом.[1] В ряде светских энциклопедий указано, что Сергий причислен к лику святых в 1452 году. С одобрения папы римского Сергий Радонежский почитается лишь восточными католическими церквями. Светские историки отмечают, что Сергий причислен к святым по политическим мотивам волей великого князя Василия Тёмного. Великий князь включил Сергия в число московских святых не специальным актом, а по частному случаю, в договорной грамоте 1448 года с князем Иваном Можайским. Неотъемлемым фактом является роль старца в объединение Руси. Сергий Радонежский выступает как подвижник русского единения основных русских земель, перед наступающим из степи врагом. Это произошло вокруг Москвы, в ту трудную годину (1380г) объединились многие русские княжества. Но это всего лишь следствие духовного единения русских. Сергию Радонежскому удалось примирить на Руси две враждующие между собой религии. Показать руссам, что истинное учение Христа ничего общего с западным католическим христианством не имеет. Что Иисус никогда не учил жечь храмы, организовывать крестовые походы и сжигать на кострах еретиков. Русским христианам он показал, что истинное христианство, по своей сути, такое же глубокое учение, как и их древняя вера. Поэтому для религиозной вражды нет причин. И тем, и другим надо объединиться против наступающего с Запада христианства, талмудического - извращенного. Где именем Христа прикрываются самые гнусные преступления.
По мнению русского историка В.О.Ключевского: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка»[2].
Таким образом, наша работа, повлекшая изучение огромного пласта русской истории 14 века, актуальна в свете современных событий на Украине и раскола православной церкви. Москва, как и семь веков назад стала стержнем объединения и единения народов и государственных границ. Личность святого старца помогает понять нам, что дело каждого не в стяжательстве злата и серебра, а духовном росте, просвещение и труде на благо Отечества. А прикоснуться к святой Руси, мы современные люди можем через воссозданную систему приходов и монастырей.
Основная часть.
В основе нашей работы лежит изучение вопроса о монастырях, пустошах и церквях на территории республики, связанных с именем Сергея Радонежского.
Монашество появилось на Руси вместе с христианством. В 13-14 века монастыри все больше строились на северо-восточной Руси: Костроме, Нижнем Новгороде, Устюге, Москве. В 14 веке появляется пустынь, монастырек, возникавший вдали от города, в пустынной, незаселенной местности, обыкновенно среди глухого леса. Если в 13 веке пустынок насчитывалось не более десятка, но в 14 веке движение в лесную пустыню развивается среди северного русского монашества быстро и сильно. К 16 веку в пределах московской Руси известно 150 пустынных и 104 городских монастыря.[3] «Сергия, следует считать насадителем монашества на русском Севере в период складывания и формирования русского государства» - составитель Воскресенского летописного свода, рассказав о кончине Преподобного Сергия, добавляет, что он: « бе начальник и учитель всем монастырем, иже на Руси»[4]. Действительно, Преподобный Сергий по праву называется Игуменом земли Русской, ибо, кроме Троицкой обители, он явился непосредственным основателем целого ряда других монастырей.
В истории русского монашества Преподобный Сергий известен не только как строитель монастырей, но и как преобразователь монастырской жизни. С его именем связано введение в северо-восточной Руси, так называемых, общежитных монастырей. Монастырская община, естественно, с большим удобством могла осваивать земли и заводить крупное земледельческое и промысловое хозяйство, чем монахи-одиночки. Излишне говорить, что в общежитном монастыре легче было наладить и организовать монашескую жизнь, чем в особножитных монастырях, легче было поддерживать монашескую дисциплину. Преподобному Сергию приходилось заново восстанавливать общежитныи устав и вводить его в своем монастыре. Нельзя сказать, чтобы эта реформа проходила безболезненно и не встречала противодействия. Видимо, поэтому ближайший друг Преподобного Сергия Митрополит св. Алексий исхлопотал у Константинопольского Патриарха грамоту, которая одобряла и благословляла введение «общежития» в Троице-Сергиевым монастыре. По примеру своего учителя, Преподобного Сергия, стали заводить общежитие в своих монастырях и его ученики. В скором времени общежитные монастыри полностью вытеснили особножитные.
По следам Сергия Радонежского.
История православия в Чуваши начинается в 16 веке. По указу Ивана Грозного в 1555 г. соборным определением митрополита московского Макария была учреждена Казанская Епархия. Просуществовала епархия с 1555 по 1917 годы. В качестве кафедрального города Казань занимала третье место после Москвы и Новгорода. Архиепископом был назначен Игумен Селижарова-Тверского монастыря Гурий. Ближайшими соратниками Гурия были Архимандриты Варсонофий и Герман, все трое причислены к лику святых.
В ближайшие годы московское правительство возвело города-крепости: Чебоксары 1555, Алатырь 1550-е, Кокшайск 1574, Козьмодемьянск 1583, Цивильск 1589, Ядрин 1590 годы. Сразу же после возникновения крепостей были основаны монастыри.
В нашей работе мы затронем историю только двух из них: Чебоксарский Спаса-Преображенский женский монастырь находится на месте, называемом Владимирской горкой в городе Чебоксары. В XVI веке на Владимирскую горку приезжает святитель Казанский Гурий с Владимирской иконой Божией Матери, чтобы благословить место для строительства крепости - Чебоксары. В честь встречи был заложен Сретенский монастырь с храмом Владимирской иконы, а люди с той поры так и прозвали место Владимирской горкой. Городские пожары, крестьянские бунты, а также тяжбы за монастырскую землю привели в упадок Сретенскую обитель. Вскоре ее закрыли. Так на этом месте остается один лишь Владимирский храм. Владимирская пустынь долгое время находится почти в развалинах. Но, в 1899 году возвращается монашеская жизнь. Покровительство над монастырем взяла настоятельница Космодемьянского женского монастыря игуменья Варвара. Статус монастыря Спаса-Преображенская Чебоксарская обитель так и не получила, наступил 1917 год. Решением советской власти монастырь был закрыт, но и после разрушения монастыря многие чебоксарцы хранили память о нем. Свою новую страницу Спаса-Преображенский монастырь открыл в 1989 году. В 1990г. Высокопреосвященнейший архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава благословил восстановить монашескую жизнь в монастыре. Молитва вновь возвратилась на Владимирскую горку. Церковь Иконы Божией Матери Владимирская увенчивает святую обитель до сего дня. В июле 1991 года запросу и благословению архиепископа Варнавы из Рижского Свято-Троицкого монастыря приехали монахиня Сергия (Рузавина), игуменья монастыря и инокиня Нина для восстановления монастырской жизни. В том же 1991 году 21 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие монастыря, обитель получила статус Спаса-Преображенского монастыря. Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой монахиня Сергия была возведена в сан игуменьи. В центре, ныне действующего храма Владимирской Божьей Матери находится Святыня - Нерукотворный образ преподобного Сергия, написанной на холсте в ХIХ в. На территории монастыря в доме игуменьи расположен Домовой храм преподобного игумена Сергия Радонежского. Попасть в него нам не удалось. В 1713 году в Российской империи был вынесен указ: «Домашним храмам не быть»[5]. Однако сейчас такая традиция возобновлена.
В свете нашей работы оказался и Алатырский Троицкий не общежительный мужской монастырь. Точной даты основания нет. В архивах Троице-Сергиевой лавры сохранился документ, по которому «в 1615г. к нему приписан Алатырский мужской монастырь по причине его бедствия»[6]. Монастырь несколько раз горел, и только в 1748 году по указанию из Лавры началась каменная застройка монастыря. Но нас в этом комплексе интересует только возведенная в 1801 году церковь во имя Сергия Радонежского. Церковь преподобного Сергия игумена Радонежского располагается в здании Калейного корпуса комплекса Свято-Троицкий мужской монастырь. Кирпичная одноглавая трапезная церковь была построена с северной стороны главного храма Собор Пресвятой Троицы в 1801 - 1817 годы. Над трапезной в 1830 - 1848 годы находился придел Иоанна Богослова. В 1848 году с левой стороны церкви, над могилой схимонаха Вассиана, был заложен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, освященный в 1849 году. В 1905 году под этим приделом из усыпальницы была устроена пещерная церковь, где под спудом покоились мощи схимонаха Вассиана. В 1906 году после пожара обновленную церковь с двумя престолами освятили во имя преподобного Сергия Радонежского и образа "Божией Матери Казанской". Церковь преподобного Сергия игумена Радонежского была закрыта в 1920-ые годы. В конце 1990-х годов ее восстановили, во время реставрации был сооружен новый купол в неовизантийском стиле.
Первые церкви были построены на территории Чувашии в конце 17 века в Чебоксарах и Алатыре. Пожары и восстания уничтожили их, и самой ранней постройкой считается Введенский кафедральный собор 1651-1653гг. Культовая архитектура явление самостоятельное. Строительство храмов, хотя и обходилось дорого обществу, но создало свою архитектуру. С 17 века в чувашских уездах стали строить каменные церкви. Для них основным материалом служил бутовый камень на известковом растворе, для фундамента использовали булыжник, цоколи возводили из камня. Отсутствие средств затрудняло строительство церквей в чувашских селах. Языком богослужения в 17-18 веке был церковнославянский. Ситуация несколько изменилась в 19 веке с открытием новых приходских церквей и начала богослужения на чувашском языке. Приходские церкви – это те церкви, которые принадлежат населению, имеющему средства на строительство и содержание церкви. В 1826 году были приняты правила открытия приходов и строительства церквей: «по которым строительство храмов должно быть обосновано с подробным изложением цели»[7] .
В селе Сурский Майдан Алатырской епархии на средства прихожан в 1823 была построена однопрестольная Церковь преп. Сергия Радонежского. Церковь каменная, теплая. Рядом колокольня в три яруса, высотой в 6 саженей. Церковь одноглавая. Закрыта в 1942 г. Повторно освящена митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в сослужении епископа Алатырского и Порецкого Феодора 6 марта 2013г.
В 1886 году в селе Рындино Порецкого района Чувашии было начато строительство храма преподобного Сергия Радонежского. Открылся он в 1921, а в 1936 его закрыли и сняли колокола. Новый храм построен в 1999 году на средства благотворителей и прихожан. Храм однопрестольный, кирпичный, теплый. Возведенный на самом видном месте в центре села, он является как бы его сердцем. На храме одна глава. Колокольня при храме двухъярусная. Территория храма обнесена кирпичной оградой. «Осенью 1996 г, жители села Рындино при содействии Порецкого МСО возглавляемого Седойкиным Владимиром Павловичем совершили закладку фундамента для основания каменного храма в честь преподобного Сергия Радонежского. Началось строительство. 30 сентября 1999 г, в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, Высокопреосвященнийший Варнава архиепископ Чебоксарский и Чувашский совершил торжественное освящение вновь построенного храма во имя преподобного Сергия игумена Радонежского.
Цивильский уезд, куда входило село Янгличи, был расположен по юго-западной части Казанской губернии. Он граничил с севера – Чебоксарским уездом, с юга – Буинским уездом, Симбирской губернией, с запада - Ядринским уездом, с востока – Свияжским и Тетюшским уездами. Село Янгличи образовалось во времена Казанского ханства. В 1900г. в селе была построена церковь святого Сергия Радонежского на средства купца С.И. Колбасова. Церковь однопрестольная деревянная, теплая, длина с колокольней 12,5 саженей, наибольшая ширина 4 сажени, высота до верхнего карниза 2 сажени. На церкви одна глава. Колокольня 3-ярусная, высота 7 саженей. Приходских поселений 4, штат причта: священник и псаломщик. Как и многие церкви была закрыта в 1939 году. До нашего времени не сохранилась. С благословения Владыки Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы в селе Янгличи Канашского района Чувашской Республики 17 июля 2011 года состоялось освящение места под строительство храма преподобного Сергия Радонежского. 1 августа 2018 года в селе Янгличи Канашского района состоялось освящение храма в честь преподобного Сергия Радонежского. Чин великого освящения возглавил Преосвященнейший Стефан епископ Канашский. В ново освящённом храме Владыка епископ совершил Божественную литургию.
Выводы и заключение
Прошло более 400-сот лет со времен крещения населения присоединенной нагорной стороны. Православие в Чувашии прижилось и укоренилось. Об этом говорят цифры:
Исторический период | Количество церквей | Монастыри |
18 век | 39 | |
Конец 18 века | 96 | 6 |
19 век | 133 | 6 |
До 1917 года | 156 | 6 |
Сегодня Чувашская митрополия включает в себя три епархии: Чебоксарскую, Канашскую и Алатырскую. Чебоксарская епархия объединяет приходы и монастыри на территории следующих районов Чувашской Республики: Чебоксарский, Цивильский, Мариинско-Посадский, Вурнарский, Аликовский, Шумерлинский, Красночетайский, Ядринский и Моргаушский. Правящий Архиерей - Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава. Кафедральный город - Чебоксары. Кафедральный собор - собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Чебоксары. Епархия разделена на 7 Благочиннических округов. В епархии зарегистрировано 4 монастыря.
В результате проведенного исследования мы выяснили, что в Чувашии за весь период с прихода православных священников по наше время было четыре церкви в честь Преподобного Сергия Радонежского: с. Сурский Майдан, с. Рындино, с. Янгличи, с. Большие Яуши и две церкви при монастырях в Чебоксарах и Алатыре, и того шесть.
Наиболее популярным святым в нашей республике является Святой Николай – 35 церквей и приходов. На втором месте 34 церкви, не считая монастырей в честь святой Троицы, не менее популярен Архангел Михаил 22 прихода.[8]
Празднование 700- летия Сергия Радонежского в 2014 году вновь привлекло внимание общественности к его духовному наследию и важности его государственных дел. Сейчас ежегодно в день памяти святого (18 июля и 8 октябяря) проводятся различные культурно-просветительские мероприятия.
Очень радостно, что в городе Чебоксары станет на один храм больше. Градоначальники и представители чебоксарской епархии заложили храм в честь Сергия Радонежского по улице Калинина города Чебоксары. Храм находится в состоянии строительства.
В качестве продукта нашего исследования мы предлагаем карту Чувашии с нанесенными храмами в честь Сергия Радонежского. Весь путь паломник может совершить в течение 2 дней с ночевкой в Алатырском Троицкий мужской монастыре.
Литература
Источники:
Научно-публицистическая литература:
[1] Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и основанная им Троицкая лавра. М., 1892; 2–е изд. 1909.- М. «Эсмо», 2002, С. 241
[2] Ключевский В.О. Русская история – М.: Из-во «Независимая газета», 1992, С.131
[3] Ключевский В.О. Русская история в трех томах. Том 1 – М.: Из-во «Эсмо», 1996, С.136
[4] Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и основанная им Троицкая лавра. М., 1892; 2–е изд. 1909.- М. «Эсмо», 2002, С. 245
[5] ПСЗ Российской империи, т.1 1826г., с. 3171// Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии – Чебоксары,1995,С. 35
[6] Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии – Чебоксары,1995,С. 58
[7] ПСЗ Российской империи, т.1 1826г., с. 186// Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии – Чебоксары,1995,С. 30
[8] Материал взят из книги Браславского Л.Ю. Православные храмы Чувашии – Чебоксары, 1995,с.318
Ласточка. Корейская народная сказка
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Знакомимся с плотностью жидкостей
Голубая лягушка