Чай – один из самых древних напитков, известных человечеству. Сегодня чай стал неотъемлемой частью многих культур, однако известно, что история чая берет свое начало в Древнем Китае. Его появление окутано множеством легенд. Поэтому в связи с его появлением на российском рынке, огромным разнообразием сортов и способов заваривания, а также из-за его степени важности во многих странах мира, в том числе и для нашей страны, мы и решили выбрать данную тему, посчитав ее актуальной для исследования на сегодняшний день.
Вложение | Размер |
---|---|
Древнейший напиток мира: истоки и традиции | 123 КБ |
Районная научно-практическая конференция школьников “ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ”
Направление: Гуманитарные науки
Секция: Культурология
Название работы “Древнейший напиток мира: истоки и традиции”
Автор работы: Журавлева Алёна
Место выполнения работы: г. Светлоград
МБОУ гимназия №1, 6 класс
Научный рук.: Медведева Татьяна Анатольевна
учитель английского языка
МБОУ гимназии №1
Светлоград, 2015
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………… 3
Глава 1
Глава 2.
2.1. Норма потребления чая в России и за рубежом ……………………………….....12
2.2. Значимость чая в жизни моих одноклассников ………………………………….13
Заключение ………………………………………………………………………………15
Список использованной литературы …………………………………………………. 15
Приложения ……………………………………………………………………………...16
Введение
Чай – один из самых древних напитков, известных человечеству. Сегодня чай стал неотъемлемой частью многих культур, однако известно, что история чая берет свое начало в Древнем Китае. Его появление окутано множеством легенд. Поэтому в связи с его появлением на российском рынке, огромным разнообразием сортов и способов заваривания, а также из-за его степени важности во многих странах мира, в том числе и для нашей страны, мы и решили выбрать данную тему, посчитав ее актуальной для исследования на сегодняшний день.
Объектной областью исследования является культурология.
Объект исследования – происхождение чая.
Предмет исследования – чай.
Мы выдвинули следующую гипотезу: популярность чая не связана никак с его родиной
Цель: изучение происхождения чая и его влияния на разные страны мира
Задачи:
Глава 1.
Чай — один из самых древних напитков, известных человечеству. Сегодня чай стал неотъемлемой частью многих культур, однако достоверно известно, что история чая берёт своё начало в Древнем Китае.
Появление чая окутано множеством легенд. По одному из преданий, открытие этого напитка принадлежит прославленному императору Шэнь Нуну — Божественному Земледельцу (ок. 2737-2697 гг. до н. э.), который в китайской традиции также считается богом-покровителем медицины. Однажды, прогуливаясь по своим бескрайним владениям, Шэнь Нун долго плутал среди неприступных горных вершин. Истомившись от жажды, он присел отдохнуть возле небольшого деревца, листья которого источали чудесный аромат. Внезапно подул сильный ветер, и с ветви деревца сорвался молодой листочек, который плавно опустился прямо в чашу с чистой родниковой водой. Попробовав получившийся настой, император был восхищён его нежно-зелёным цветом, удивительным вкусом и необычайно приятным ароматом. Сделав всего несколько глотков, он тут же ощутил прилив сил.
В древних летописях также говорится, что император Шэнь Нун, обладавший телом из прозрачного нефрита, неоднократно проверял на себе действие различных лекарственных трав. И вот однажды он обнаружил, что настой чайных листьев можно использовать как противоядие: «Шэнь Нун пробовал сто трав, в день встречал семьдесят две ядовитых, принял чай и освободился от действия яда». Китайские историки полагают, что Шэнь Нун является собирательным образом первобытных людей эпохи неолита. А это значит, что история чая насчитывает уже около 5-6 тысячелетий.
Впервые документированное упоминание о чае относится к 770 г. до н. э. Именно в этот год Чжоу-Гун написал в своей книге о чае как о вкусном и полезном напитке. Уже во II в. до н. э. чай в Китае становится очень популярным напитком. Предприимчивые китайцы стали открывать специализированные чайные лавочки. В это время чай стали заваривать в горячей воде, а раньше до этого использовали холодную воду из родника.
Из Китая и Вьетнама миграция чая началась вначале в соседние азиатские страны, а затем, с развитием мореплавания и торговли, чай оказался в Европе. Правда, способ производства чая, который китайцы хранили в глубокой тайне, усилиями некоего английского коммерсанта, так и оставшегося безвестным, был выведан и разглашен – монополии Китая пришел конец. Известно также, что в ходе дипломатической миссии премьер-министр граф Чарльз Грей выведал у высокопоставленного чиновника секрет нанесения бергамотового масла на чаинки. Ныне такой сорт чая носит имя графа – “Эрл Грей”.
Но настоящая революция в чайном деле началась в 1837 г. с восшествием на престол юной королевы Виктории. Великобритания и Китай находились на грани войны. В ответ на английские санкции Китай – единственный экспортер чая – наложил эмбарго на торговлю с Англией. Решительная Виктория подписала указ об учреждении государственной компании в британской колонии – северо-индийской провинции Ассам. Майор королевской гвардии Чарльз Брюс скрестил тайно вывезенные из Китая чайные растения с местными чайными деревьями. Так был выведен совершенно новый сорт чая, отличающийся ярким цветом и сильным терпким вкусом. В память об этих событиях один из видов английского чая “Ахмад Ассам” носит имя “Викторианский”.
В силу того, что большинство народов мира узнало о существовании чая от китайцев, называть его стали так, как в Китае. В Китае произносят не “чай”, а “тья” или “теа”, в зависимости от местных наречий. Именно такое название и стало основой для научного ботанического названия чая. У одних народов, (англичан, например) оно произносится как “ти”, большинство же европейцев употребляют для обозначения чая слово “тэ”. А вот в Польше чай принято называть “хербата”, т.е. трава. Объясняется это тем, что его считали лекарством.
Существует множество различных подходов к классификации поистине огромного количества сортов чая. Согласно наиболее распространенной (европейской) классификации существует 5 видов чая: белый, зеленый, красный, желтый, черный.
Зеленый чай долго считался необычным для европейца. Однако в настоящее время он приобретает все большую популярность и находит себе верных поклонников. Интересно, что в России еще в XVII-XVIII вв. зеленый чай, привезенный из Китая, был не в диковинку, но затем появился мощный конкурент в лице черного чая, и зеленый чай был забыт. Зеленый и черный чаи такие не похожие друг на друга по вкусу, изготавливаются из одного и того же чайного сырья. Однако делается это разными способами. Так, чтобы получить зеленый чай, лист кустарника подвергают тепловой обработке. Под воздействием высокой температуры ферменты чайного листа погибают, а это позволяет сохранить в составе вещества, содержащиеся в чайном листе, уберечь их от окисления. Зеленый чай по своему химическому составу богат витаминами и в силу этого полезнее обычного черного чая.
Красный чай “оолонг” (“у-лун”, “чайный дракон”) нельзя назвать зеленым чаем, однако и черным он тоже не является. Вернее всего будет назвать его промежуточным продуктом. Для его производства используют чайные листья, собираемые уже со зрелых чайных кустов. Такие листья следует разложить под солнцем, причем не на земле, а на специальных циновках, изготавливаемых из бамбука. Слой листьев стараются сделать как можно тоньше. Делается это для того, чтобы листья немного подвялились. Держат их на солнце не более 30-60 минут в зависимости от погоды и интенсивности солнечных лучей. Далее в изготовлении чая начинается самое интересное. Берутся бамбуковые корзины большого размера, вниз укладывают подсохшие листья, но не толстым слоем.
Затем корзины с чаем убирают в тень. Процесс изготовления требует, чтобы листья по истечении 1 часа бережно перекладывались, чтобы они не сопрели. Главное в этом – не допустить измельчения. Эту процедуру проделывают не один раз. Показателем готовности чая является следующая метаморфоза: края и помятые части листьев приобретают красный либо бурый цвет, но в то же время прожилки в центре листа должны по-прежнему оставаться зелеными. Чай “оолонг” легко узнать по форме: ни один другой чай так сильно не скручен, запах у этого чая пряный. Красив и цвет такого чая – насыщенный коричневый, иногда с красноватым отливом.
Довольно редок на наших столах и белый чай. Такой чай – “Пай Му Тан” (“Белый Пион”) – получается из первых флешей, которые собираются исключительно ранней весной, будучи даже еще не полностью распустившимися. Выращивают его в провинции Фуцзянь, в Восточном Китае. Белый чай имеет белый цвет, который дают ему маленькие белые флеши, напоминающие бутоны. Их не скручивают, а просто сушат. Заварив такой чай, мы получим желтоватую жидкость с нежным бархатным вкусом и неожиданно сильным ароматом. Для заваривания такого чая потребуется 2 ч. л. чая и не слишком горячая вода, т.к. флеши очень нежны. Для настаивания белого чая достаточно 6-8 минут.
Мало кто слышал у нас в России, а уж тем более, пил желтый и синий чаи. Жёлтый чая является дорогостоящим, еще в начале XX века вывезти такой чай из Китая было нельзя, это было строжайше запрещено. Жёлтый чай очень напоминает зеленый, но при заваривании получается жёлтый настой, что объясняется его слабой ферментацией. Главной изюминкой является его процесс изготовления. Чтобы насладиться таким чаем, необходимо потратить около 3 суток. Кроме того, нужно совершить не одну операцию и выполнить строго определенную последовательность действий. Если вся процедура соблюдена правильно, чай в течении долгого времени сохраняет свои вкусовые качества. Заваривать желтые чаи необходимо горячей водой, так же как и зеленые. Эти чаи характеризуются мягким вкусом и приятным тонким ароматом. Цвет чая может варьироваться от золотистого до бледно-зеленого.
Синие чаи (иногда их называют сине-зелеными) по своим вкусовым качествам и внешнему виду ближе к черным. Синий чай обладает ярким вкусом и характерным ароматом. Цвет у такого чая очень красивый, он может иметь оттенки янтарно-желтого, красного, коричневого. Такие чаи обладают резким вкусом и характерным ароматом.
Чай “каркаде” наиболее распространен в нашей стране. Он изготавливается из цветков суданской розы (гибискуса), которые высушиваются и упаковываются. Напиток “каркаде” имеет красивый багряный цвет. На вкус этот чай довольно кислый, поэтому людям, страдающим заболеваниями желудка, надо быть осторожными, употребляя его. Такой чай нередко употребляют в качестве прохладительного напитка.
С давних времен чай славился своими целебными свойствами. В древности люди называли чай «снадобьем, избавляющим от десяти тысяч болезней». Лечебное действие чая подробно описывается во многих классических медицинских трактатах. Древние китайские мудрецы писали о том, что чай отгоняет сон, умиротворяет дух, проясняет зрение, снимает жар, очищает от яда и дарит долголетие. Поэтому неслучайно, первыми последователями чая в Европе были именно врачи.
Чудодейственный эликсир под названием «чай» восхвалялся многими народами на протяжении веков. Как ни странно, древние представления об огромной пользе чая до сих пор не только не были никем опровергнуты, но и, наоборот, постоянно подтверждались и продолжают подтверждаться новыми научными открытиями. С каждым днем ученые узнают все больше о лечебных и профилактических свойствах этого уникального растения, что открывает перед нами новые возможности для восстановления и поддержания здоровья человека. Фармакологические свойства чая обусловлены его химическим составом. Чай — это богатейший природный комплекс, в котором содержится целый спектр витаминов, микроэлементов и нескольких сотен других биологически активных веществ. Перечислим лишь несколько наиболее важных лечебно-профилактических свойств чая:
Целебные свойства черного чая. Алкалоид кофеин повышает работоспособность, стимулирует сердечную деятельность, благоприятно влияет на работу почек и способствует нормальному функционированию пищеварительной системы. В нем содержится много витаминов и микроэлементов, а также дубильных веществ.
Целебные свойства зеленого чая. Этот вид чая является, как показали исследования, одним из наиболее эффективных средств, способных выводить из организма радиоактивные вещества, вести профилактику лучевой и других аналогичных болезней, вызванных облучением. Он обладает сильным бактерицидным действием. В сочетании с медом он является проверенным средством для укрепления иммунной системы.
Целебные свойства синего чая. При регулярном употреблении способствует уменьшению риска заболевания атеросклерозом и жировых отложений. Последнее возможно благодаря тому, что синий чай содержит особые вещества, способствующие расщеплению жиров. Кроме того, синий чай содержит марганец, который помогает организму усваивать витамин С. Синий чай является источником таких витаминов, как D, E, K, B1, B3, B12, фосфор, железо и калий. Он поможет при солнечном ударе, головной боли и проблемах с пищеварением. И, наконец, он улучшает регенерацию кожи и разглаживает морщины.
Целебные свойства желтого чая. Богат высоким содержанием витамина С, причем в гораздо большем количестве, чем в черном или красном видах чая. Кроме того, он содержит в себе пектины и аминокислоты, замедляющие процесс старения.
Целебные свойства красного чая. Красный чай повышает сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
В Россию чай пришел с Востока в XVII веке. Среди даров одного из монгольских ханов царю Михаилу Федоровичу, были свертки с неизвестными сухими листьями, которые следовало заваривать кипятком, настаивать и пить темный горьковатый настой. А в 1769 году Россия заключает с Китаем первый договор на поставку сушеных чайных листьев. До этого наши предки пили самые разные напитки: сыту (воду с медом), квас, пиво, березовицу (свежий или сброженный березовый сок), брагу, сбитень и многие другие. Чаи также был свои, тонизирующие и лекарственные — из листьев и цветков, например, иван-чая, листьев вишни, мяты, смородины и других. Но вместе с заваркой из сушеных листьев чая с Востока пришло и самое главное, что отличает чаепитие — особое ритуальное действие, своего рода праздник. Однако восточная чайная церемония в своей основе направлена на самоуглубление человека, общение со своим внутренним миром, она как бы вырывает его из будничной суеты. А русская направлена на получение абсолютно противоположного эффекта — объединения духовного мира людей, собранных за столом, общения с семьей и друзьями. Чаепитие, особенно с самоваром, создает условия для задушевного разговора.
Вначале чай был довольно дорогим удовольствием. Интересно, что в начале XVIII века фунт чая стоил примерно в 100 раз дороже фунта черный икры. Доставлялся он в Россию торговыми караванами, и путь от Пекина до Москвы занимал более года. Долгое время чай оставался городским напитком, причем преимущественно московским. В отличие от чопорного Петербурга, где пили «кофий», в Москве с утра до вечера «гоняли чаи». Но к концу XIX века, когда закончилось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, начинается поистине триумфальное шествие чая по России. Чай дешевеет, продается буквально на каждом углу, вводится в довольствие русской армии. По всей стране открываются чайные, вырабатывается чайный этикет — появляется особый вид приглашения в гости «на чай». Чай постепенно входит в народные пословицы, поговорки, сказки, начинает влиять на лексику русского языка.
Горячий чай в России выпивали, наливая его небольшое количество из чашки в блюдце. Во время потребления небольшое количество чая втягивалось губами. При этом издавался характерный звук - «Сёрбанье». Чем громче было сёрбанье, тем большее удовольствие было от церемонии. Существует даже фраза: «Пьет чай, как купчиха!» Она пошла именно от такой традиции пить чай. Сахар в чашку не клали, а пили с ним вприкуску. Считается, что эта традиция родом из Сибири. Хочется отметить, что разновидности чайной культуры в России различались в зависимости от социальных слоев общества.
Мещане пытались объединить «купеческие» и «дворянские» элементы искусства чайной церемонии. На фоне самовара, баранок и пирогов они вели общение в стиле европейских изысканных светских салонов. В купеческих домах чаепитие проводили с особым размахом: долгими часами купцы могли сидеть за чайными столами.
Для бедных людей чайный напиток имел особое значение и считался приятным угощением. Было принято приглашать гостей на чашку чая, и в этом случае можно было не рассчитывать на наличие обильного стола.
К концу 19-го века чай начали пить из стеклянных стаканов с серебряными подстаканниками. Так можно было наслаждаться не только ароматом и вкусом, но и цветом напитка.
Для традиционного английского чаепития характерно соблюдение некоторых условий: особая сервировка стола, большой выбор сортов чая и чайный этикет. Комната, в которой пьют чай, должна быть просторной, чтобы была возможность свободно передвигаться и общаться. Небольшой чайный столик накрывается белой скатертью, причем она должна смотреться торжественно, для чего края скатерти должны свисать как можно ниже. К скатерти подбираются подходящие салфетки, которые гармонируют с ней по цвету или фактуре ткани. В центр стола для украшения можно поставить вазу с живыми цветами, желательно тоже светлого цвета.
Вся посуда, которая используется для английского чаепития, должна быть из одного набора: чашки с блюдцами, молочник, чашки под варенье или джем, сахарница, заварочный чайник, тарелочки для закуски, чайные ложки, поднос для ложек, чайник для кипятка и т.д. Также нужны щипцы для кускового сахара, ситечко и подставки под горячую посуду.
Согласно давним традициям нужно предложить гостям больше 5 сортов чая на выбор. Когда все определились с сортом, чай каждого сорта заваривается в отдельном чайнике из расчета одна ложка заварки на каждую чашку плюс еще одна на чайник. Далее напиток настаивается около 3-5 минут, затем разливается через ситечко по чашкам. Когда вода в чайниках остывает, ее заменяют на новую. Но один чайник с охлажденной водой оставляют, чтобы была возможность разбавить горячий чай.
Закуски предлагаются гостям сразу же, как они соберутся. Англичане традиционно пьют послеполуденный чай с тостами, сэндвичами, миндальным печеньем, бисквитами, сдобными булочками, пирожными, джемом. Все закуски делаются маленького размера, чтобы во время трапезы не прибегать к использованию столовых приборов.
Если чай пьют с молоком, то сначала наливают молоко и только потом чай. Раньше это использовалось, так как фарфоровая посуда не выдерживала кипятка и трескалась, а теперь это стало традицией. Считается, что напиток при этой последовательности приобретает особый вкус. Молоко не сочетают ни с лимоном, ни с бергамотом.
Независимо от того, какой чай заваривают (листовой, гранулированный или пакетированный), делается это в отдельном чайнике. Настаивают заварку (независимо от сорта) 3-5 минут. В этом тоже есть свой особый смысл: именно за это время чай "раскрывается": сначала выходят танин и эфирные масла, и только потом появляются кофеин и знаменитый терпкий вкус.
1.6 История традиции пятичасового чая
Среди самых крупных чайных изобретений англичан – "чаепитие в пять часов" и чай с молоком.
Считается, что ввела традицию пить чай в пять часов Анна Рассел, герцогиня Бедфорд. В XVIII веке обед в Англии стали подавать все позже и позже, и к началу XIX время обеда приходилось на 7-8 часов вечера. Ланч, введенный между завтраком и обедом, представлял собой легкий перекус, поэтому люди испытывали чувство голода в течение дня. Так англичане приобрели свою знаменитую традицию пятичасового чаепития, которая стала не слишком дорогим способом приятно провести время в компании друзей.
Кстати, согласно одной из теорий, традиция пить чай с молоком тоже связана с ценами на фарфор: считалось, что горячий чай может повредить тонкие и хрупкие чашки. Важным вопросом оказалась последовательность, в которой жидкости помещаются в чашку. Спор сторонников «чая в молоко» и «молока в чай» длится уже столетия
Сейчас чайные церемонии постепенно уходят в прошлое. Из-за бешеного ритма жизни многие стремятся быстро перекусить и не тратить много времени. Поэтому больше 90% потребляемого чая в современной Англии - это чай в пакетиках.
Глава 2.
2.1. Норма потребления чая в России и за рубежом
На первом месте по потреблению чая на душу населения стоит Англия, затем Ирландия и Новая Зеландия. Англичане до сих пор старательно поддерживают свою репутацию «нации, пьющей чай». Ежедневно они выпивают около 165 миллионов чашек этого чудесного напитка, а в год импортируют 145 тысяч тонн чая. На душу населения здесь приходится примерно 4,5 кг сухого чая в год. В бывших колониях Великобритании потребление чая также достаточно высоко.
Китайский чай более всего пьют в Англии и Японии. Англосаксонские страны, не производящие чай, закупают ежегодно 850-870 тыс. т. Эти “чаелюбы” употребляют чуть больше половины всего производимого чая на планете. Вторую половину выпивают Китай, Япония и Россия.
Голландцы, которые заложили основы мировой чайной торговли, по-прежнему остаются горячими поклонниками этого напитка. Согласно сообщению голландского информационного агентства ANP, королевство Нидерланды занимает стабильное 5 место в мировом рейтинге потребителей чая, уступая первые четыре Ирландии, Англии, Турции и Ирану.
В Индии и США на душу населения приходится всего 300 г чая в год. Объясняется это просто: индусы бедны, а среди американцев множество тех, кто традиционно не приемлет этот напиток.
Россия и Китай – две чаепьющие страны, но не рекордсмены по его потреблению – не более 1,5 кг в год на человека. Хотя в отдельных регионах России есть чайные передовики, догоняющие англичан. В Бурятии, Калмыкии и Татарстане ежегодное потребление чая на душу населения – более 4 кг.
За самое последнее место в чаепитии борются Испания и Греция. Здесь а каждого приходится 20 г чая в год – столько потребляет в день одна скромная английская семья.
Согласно данным Российской ассоциации чаепроизводителей российский рынок чая выглядит так: доля черного чая – 94%, зеленого – 2% и ароматизированного – 4%.
По результатам исследования «РосИндекс» компании Synovate Comcon, доля потребителей данного напитка в нашей стране на протяжении последних нескольких лет остается стабильной и держится на уровне 93-94 процентов. Наверное, никто не удивится, что самый любимый согражданами чай — черный. Зеленый, конечно, тоже многие пьют, особенно молодежь и женщины, но до популярности черного ему пока далеко. В среднем каждый выпивает по три чашки чая в день. Но кое-кто и больше: 10 процентов потребителей чая выпивают минимум шесть чашек бодрящего напитка в сутки. Такие частые чаепития характерны преимущественно для жителей городов с численностью от 100 до 500 тысяч человек, для людей в возрасте от 35 до 44 лет и россиян с низким достатком. Чай не слишком привлекает детей и подростков в возрасте от 10 до 19 лет — среди них 10 процентов тех, кто совсем не употребляет напиток.
2.2. Значимость чая в жизни моих одноклассников
Мы решили провести исследование на своем классе и выяснить, каковы же чайные предпочтения семей 6 В класса.
По данным этого исследования мы получили вот такие результаты:
Lipton – 85%, Акбар – 45%, Ахмад и Greenfield – 35%, Curtis – 30%, Принцесса Нури и Азерчай – 20%, Tess – 15%, Curtis – 10%, Лисма, Бета, Бодрый день, Брукбонд и ТЕТ – 5%.
Липтон и Азерчай – 20%, Акбар – 15%, Майский чай, Ахмад и Greenfield – 10% и такие чаи как Curtis, Принцесса Нури, Tess, Принцесса Ява и Бодрый День – 5%.
Индия – 50%, Россия – 35%, Китай – 25%, Англия – 15%, Бразилия – 5%. 10% учащихся отметили, что им не принципиально важен сам производитель чая.
Кол-во кружек в день | Дети | Родители |
0 | 5% | ----- |
1 | 5% | 5% |
2 | 15% | 20% |
3 | 20% | 35% |
4 | 10% | 10% |
5 | 20% | 10-% |
6 | 10% | 10% |
7 | -------- | 5% |
8 | 5% | 10% |
2 человека – 10%, 3 человека – 25%, четверо – 40%, пять человек – 10% и шестеро – 15%.
Заключение
В ходе работы мы выяснили, что чай – очень древний напиток, пользующийся сегодня очень большой популярностью во всем мире независимо от достатка людей, их расы, цвета кожи, возраста. Он обладает, помимо всего прочего, прекрасными целебными свойствами и может поспорить даже с некоторыми лекарственными травами. Чай занял прочное место на торговом рынке и его огромными партиями одни страны экспортируют, а другие, наоборот, импортируют. Существует огромное разнообразие чайных сортов и производителей. В зависимости от сорта чай собирают и заваривают особым образом для получения высоких вкусовых качеств и сохранения аромата и приятного цвета. Чай – неотъемлемая часть культуры любого народа. А еще он хорош тем, что за чашечкой чая можно собрать всю семью, пообщаться с друзьями или разрешить важный вопрос.
Список использованной литературы
Приложения
Приложение №1
№ п/п | Вопрос | Вы/Ваше отношение | Ваша семья/ее отношение |
1 | Какие марки чая вам известны? | ||
2 | Какую марку чая вы пробовали ранее? | ||
3 | Какую марку чая вы покупаете регулярно? | ||
4 | Почему вы покупаете именно эту марку чая? | ||
5 | Как вы поступите, если не найдете в магазине нужную марку чая? | ||
6 | Чай какого производителя (страны) вы считаете лучшим? | ||
7 | Сколько чашек чая вы выпиваете в день? | ||
8 | Сколько человек в вашей семье пьет чай? | ||
9 | Какой чай вам не нравится? |
Весенняя гроза
Никто меня не любит
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Рисуем "Осенний дождь"
Пейзаж