В одной из передач «Жить Здорово» говорили про зрение. Врачи на примере обыкновенного стекла показывали зрителям, как может видеть человек. Мне стало любопытно. Сначала все смотрели на прозрачное стекло, а потом это стекло замазали краской и сказали, что вот так видят люди с плохим зрением. Смотреть на это мутное стекло, прямо скажем, неинтересно и неприятно.
Придя в школу, я поделилась своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Эльза Раисовна сказала, что проблемы со зрением сейчас у многих, особенно у детей школьного возраста. Я обратила внимание на то, что, действительно многие дети ходят в очках.
Возник вопрос: отчего снижается острота зрения и как его сохранить?
Появилась необходимость более подробно рассмотреть данный вопрос.
Вложение | Размер |
---|---|
proektno.docx | 152.95 КБ |
Проектно-исследовательская деятельность
на тему:
Берегите зрение!
Участники проекта: ученица 1 класса
Кузнецова Е.
Руководитель проекта: учитель начальных классов
Шакирова Эльза Раисовна
2014г
Содержание
Введение
3
4-6
7
7-9
Заключение
10
Литература
11
Приложение
12-15
Введение
В одной из передач «Жить Здорово» говорили про зрение. Врачи на примере обыкновенного стекла показывали зрителям, как может видеть человек. Мне стало любопытно. Сначала все смотрели на прозрачное стекло, а потом это стекло замазали краской и сказали, что вот так видят люди с плохим зрением. Смотреть на это мутное стекло, прямо скажем, неинтересно и неприятно.
Придя в школу, я поделилась своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Эльза Раисовна сказала, что проблемы со зрением сейчас у многих, особенно у детей школьного возраста. Я обратила внимание на то, что, действительно многие дети ходят в очках.
Возник вопрос: отчего снижается острота зрения и как его сохранить?
Появилась необходимость более подробно рассмотреть данный вопрос.
Цель: изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Использованы соответствующие методы исследования:
Объект исследования: глаза как органы зрения.
Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению.
Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.
Разберемся вместе, дети, Чтобы смело корабли
Для чего глаза на свете? По морям студеным шли –
И зачем у всех у нас Нужно помнить каждый час,
На лице есть пара глаз? Как важны глаза для нас!
Для чего нужны глаза? Очень много неизвестного,
Чтоб текла из них слеза? Очень много интересного
Ты закрой глаза ладошкой, Разузнаешь ты из книг.
Посиди совсем немножко: Вот представь себе на миг…
Сразу сделалось темно, Ты прочтешь про всё на свете,
Где кроватка, где окно? Как летают на ракете,
Странно, и обидно – Сколько всех на небе звезд,
Ничего вокруг не видно. Как устроен длинный мост,
Женя хочет стать пилотом – Кто живет на дне морском,
Править быстрым самолетом; Как построен каждый дом,
Все моря на белом свете Как железо добывают,
Переплыть мечтает Петя, Как микробов изучают,
Будет Николай танкистом, Как Америку открыли,
А Сергей парашютистом, Как на льдине люди жили…
Станет снайпером Илья… Но чтоб книгу прочитать,
Но для этого, друзья, Нужно зреньем обладать.
Кроме знанья и уменья – Значит, каждому из нас
Всем необходимо зренье!.. Нужна пара зорких глаз!
Чтоб отправился в полет Н.Орлова
Реактивный самолет,
Человек общается с окружающей средой с помощью органов чувств. У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться во внешнем мире, и пять органов, выполняющих эту задачу: для зрения – глаза, для слуха – уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания - кожа. Имеются еще и чувства, сигнализирующие о состоянии самого тела: чувство боли и чувство равновесия.
Мы поподробнее познакомились с органами зрения.
Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.
- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?
Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.
Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. Интересно, что почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых из них глаза так и остаются голубыми навсегда, у других глаза изменяют цвет, когда ребенку исполняется несколько месяцев. Отчего это зависит? Цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется «меланин». Количество меланина определяет цвет глаз. Большое количество этого пигмента создает темные глаза (черные, карие и светло-карие), а меньшее количество формирует светлые (зеленые или голубые). Цвет глаз может меняться в течение жизни. Иногда вскоре после рождения цвет глаз меняется со светлого на темный. Это связано с накоплением меланина в радужной оболочке.
В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальной отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.
Подбирая материал в Интернете, мы нашли интересную информацию, в которой были представлены опыты по выявлению некоторых функций глаза. Нам захотелось их провести и поделиться выводами с одноклассниками.
Опыт № 1:
Мы посадили на стул одноклассника Давида, направила на него настольную лампу. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаем настольную лампу – зрачки расширяются.
Делаем вывод:
Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.
Опыт № 2:
Сделали трубочку из картона. Поднесли ее к левому глазу. Подняли правую руку и держали ее перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрели одним глазом в трубу, не закрывая при этом другой глаз.
Результат:
Нам показалась, что на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что мы вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина.
Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.
Опыт № 3:
Зашли в темную комнату и попробовали увидеть любимую игрушку, находящуюся в комнате. Первые 2 минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина прояснилась, и мы смогли разглядеть нужную нам вещь.
Делаю вывод: связано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400 раз сильнее и лучше воспринимать свет. Поэтому в темноте мы видим облик предмета и не видим его цвет.
Изучив строение глаза, мы поняли, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы.
Но нам хотелось знать причины ухудшения зрения и как его сохранить.
Мы отправилась за помощью к школьной медсестре.
Для начала мы сделали сравнение проверки зрения на начала 2 класса и 3 класса. Во втором классе (сентябрь 2012г.) 18 учеников из 20 имели хорошее зрение и 2 человека имели нарушение зрения. В третьем классе (сентябрь 2013г.) уже только 16 человек имеют хорошее зрение, а количество детей с нарушением зрения увеличилось до 4 человек. (Приложение 1)
Далее медсестра подробно ответила на наши вопросы о причинах ухудшения зрения.
Отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания - таковы причины, из-за которых у ребенка может снижаться острота зрения.
Есть и другие причины: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе. Главная причина - неправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием).
Изучив литературу, побеседовав с врачом, мы поняли, что очень важно бережно относиться к своим глазам, и нам стало интересно: а знают ли об этом мои одноклассники? Мы решили провести анкетирование «Как я забочусь о своих глазах» для ребят нашего класса. (Приложение 2)
На основе полученных результатов мы с Эльзой Раисовной решили, что ребятам нашего класса необходимо подробно рассказать о причинах, приводящих к потере зрения.
Одноклассникам было предложено закрыть глаза и посидеть так несколько секунд. Некоторым ребятам было тяжело сидеть и ничего не видеть. А если не видеть вообще ничего никогда?!! Это заставило детей более внимательно отнестись к своему зрению. В результате мы с одноклассниками и учителем решили выработать правила, соблюдение которых позволит сохранить зрение.
Следует отметить, что наши правила оказались верными, о чем подтвердила школьная медсестра.
Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы. Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз. Упражнения простые, но довольно эффективные:
Мы сами разработали электронную физминутку, которую можно проводить во время урока, чтобы наши глазки отдохнули.
С помощью взрослых создан буклет «Берегите зрение!» (Приложение 3)
Заключение
Проведя исследование, мы выяснили причины ухудшения зрения, научились бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, полностью подтвердилась. Если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить свое зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.
Нам очень хотелось бы, чтобы наше исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.
Зимний дуб
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Заповеди детства и юности
Ворона
Никто меня не любит