В последние годы компьютер стал нашим спутником на работе и дома. Не обходятся без компьютера и дети. Сейчас без компьютера прожить невозможно. Но вместе с ним пришли новые понятия: интернет-зависимость и игромания.
Вложение | Размер |
---|---|
kompyuter_vred_ili_polza_2.doc | 126 КБ |
nauchno-issledovatelskaya_rabota.pptx | 1.82 МБ |
VII ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ 1-6 КЛАССОВ
МБОУ «УВАРОВЩИНСКАЯ СОШ»
«НАЧАЛО»
_______________________________________________________
Номинация конкурса: «Хочу все знать!»
Компьютер: вред или польза.
Исследовательский проект
Автор:
Нефедова Ольга Олеговна,
ученица 4 «а» класса
Научный руководитель:
Михеева Лариса Александровна,
Учитель начальных классов
Образовательное учреждение:
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
2-Гавриловская средняя общеобразовательная школа
с. Гавриловка 2-я 20
Содержание:
V. Литература.
Приложение. Рекомендации для родителей.
I. Введение.
В наше время жизнь без компьютера сложно себе представить. Компьютер - обычная вещь, как телевизоры, автомобили, электричество. Однако родителей очень волнует влияние компьютера на наше здоровье, здоровье их детей. Опасения родителей больше связаны не с тем, что компьютер «излучает что-то страшное» и «может ударить током», а с тем, что дети зависимы от него. Бесконечное увлечение приносит большое влияние на физическое здоровье ребенка (портится зрение, искривляется позвоночник) и психологическое (зависимость от электронной игрушки и игромания). Так безопасен ли компьютер? Этот вопрос задают сейчас и врачи, и ученые, и простые пользователи компьютера. Мне бы тоже хотелось получить ответ на этот вопрос, что и мотивировало меня провести исследовательскую работу.
Тип проекта: Информационно — исследовательский
Актуальность проекта: В последние годы компьютер стал нашим спутником на работе и дома. Не обходятся без компьютера и дети. Сейчас без компьютера прожить невозможно. Но вместе с ним пришли новые понятия: интернет-зависимость и игромания.
Цель проекта: Выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютера на жизнь ребенка, а также узнать, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить свое здоровье.
Задачи:
узнать истинное предназначение этой машины для человека.
здоровье .
здоровье при работе за компьютером.
Гипотеза проекта: Компьютер – польза, если использовать его в нужное время и в нужных целях.
Методы исследования:
Теоретический:
Практический:
II. Основная часть.
1. История возникновения компьютера.
Слово 'компьютер' означает 'вычислитель', то есть устройство для вычислений. Первым счётным прибором древности стал абак, в переводе «пыль» или «мелкий песок». На специальной доске раскладывали в определённом порядке камешки и, чтобы они не скатывались, посыпали доску песком. Постепенно «вычислительные машины» усовершенствовались. Косточки для счёта нанизали на нити. Получившиеся «бусы» натянули на рамку. Получились счёты. В 17 веке замечательный французский учёный Паскаль изобрёл первую счётную машинку, которая называлась арифмометр.
В 20 веке механический арифмометр уже не поспевал. Где выход? Электрическая энергия – вот что помогло создать совершенно новые вычислительные машины. Так пришло время ЭВМ (электронно-вычислительных машин). Слово «компьютер» произошло от латинского слова, означающего «считать, вычислять». Они считали в 1000 раз быстрее механических счётных машин.
В конце 20 века человечество вступило в стадию формирования глобальной информационной сети «Интернет», которая способна объединить возможности различных компьютерных систем.
2. Польза от компьютера.
Дошколятам, собственный компьютер, конечно, не требуется. Малышам вполне достаточно нечастого общения с родительским компьютером. Однако лучше не давать дошколёнку серьёзно «подсаживаться» на компьютерные игры, в этом возрасте, всё-таки, обычные настольные игры гораздо предпочтительнее. Многие родители верят в «миф» о том, что пользование компьютерной мышкой развивает у детей мелкую моторику. Это, конечно, преувеличение.
Обычно, ребёнок 7-8 лет уже сознательно просит купить ему компьютер. Влияние компьютера на детей в этом возрасте очень благотворно. Например, психологи отмечают, что работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей. При условии разумного использования компьютеры могут помочь развитию координации рук и глаз, а также других способностей ребёнка.
Компьютер сейчас повсеместно используется и во время школьных занятий, поэтому наличие его дома помогает ребенку получать новые знания, искать информацию для выполнения домашних заданий, а также быть в курсе мировых событий, благодаря интернету . К тому же игра на компьютере помогает ребенку отвлечься, снять стресс и даже перебороть боль, ведь всем известно, что стоит только увлечься чем-то интересным, как мы тут же забываем, что у нас что-то болит.
Игры на компьютере - это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или складывать цифры. А если в конце игры ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг!
Компьютерные игры имеют большое значение для развития моторики ребенка. В любых играх, от самых простых до самых сложных, детям необходимо научиться нажимать пальцами на определенные клавиши. Это развивает мелкую мускулатуру рук – тонкую моторику. Кроме того, действия рук необходимо сочетать с видимым действием на экране. Так развивается необходимая зрительно-моторная координация.
Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.
Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков.
3. Вред от компьютера.
Все знают, что долго сидеть за компьютером вредно для здоровья, но в чем именно заключается вред, вряд ли могут объяснить.
Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.
Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. Но в семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.
Особенно опасно влияние электромагнитных излучений, ухудшение зрения, нарушение психики, заболевания мышц и суставов. Разберем подробнее эти нарушения, объясним их появление и меры борьбы с ними.
Вот основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
От длительного сидения за компьютером развивается переутомление мышц, нарушается местное кровообращение, развивается дистрофия.
Может быть искривление позвоночника, боли в пояснице и в основании шеи. Они могут привести к болезням вен и суставов конечностей. Повышается утомляемость, снижается работоспособность.
Электромагнитное излучение увидеть невозможно, а представить не каждому под силу, и потому нормальный человек его почти не опасается. Одним из наиболее распространенных источников электромагнитного излучения является компьютер. Наибольшее излучение не со стороны монитора, а со стороны задней стенки.
Ухудшение зрения от работы за компьютером происходит практически у каждого человека. Происходит нехватка в организме витамина «А» так как компьютер (при неправильном использовании) повышает потребность глаз в витамине "А". Появляются симптомы зрительного утомления: покраснение глаз, зуд, боли, чувство тяжести, головные боли, головокружение, нарушение сна. Кроме того, могут возникнуть и более серьезные нарушения как снижение остроты зрения
Самым уязвимым местом пользователя компьютера являются нервы. Мерцание экрана сильно напрягает нервную систему, шум вентиляторов, большой поток информации расшатывает нервы, появляется раздражительность.
Компьютерная зависимость – пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка отказ от других видов деятельности.
У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм.
Признаки компьютерной зависимости.
- когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест;
-ребенок раздражается при вынужденном отвлечении;
-ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;
-ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр;
-ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;
-у ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье;
-прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;
-ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере;
-ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;
-нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.
Первая стадия – интерес.
Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.
Вторая стадия – втягивание.
Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.
Третья стадия – полная зависимость.
Люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени – нарушение психики.
III. Исследовательская часть.
Однако подобную тему невозможно раскрыть без исследовательской части. Именно для этого я и решила провести исследование и выяснить что думают ученики нашей школы о пользе и вреде компьютера.
На первом этапе исследования мной ставилась задача составить вопросы для анкеты. Я приготовила анкеты с вопросами ученикам нашей школы.
Далее ученикам были предложены анкеты со следующими
вопросами:
Всего опрошено 22 человека.
Анкеты были обработаны и я увидела отношение всех учеников к компьютеру.
Результаты анкетирования таковы:
1. Есть ли у тебя дома компьютер? 20 да , 2 нет.
3. Тебя контролируют родители или ты проводишь за компьютером неограниченное время? 13 –нет, 9 -да
4. Что ты умеешь делать на компьютере? В основном, играть
5. Чувствуешь ли ты усталость после работы за компьютером?
14 –да, 6 — нет, 2 - иногда
- Исходя из результатов, можно сказать что:
IV. Заключение.
В своей исследовательской работе я поверхностно коснулась вопроса положительных и отрицательных сторонах влияния компьютера на детей младшего школьного возраста. Как выяснилось, при разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет. Ребёнок потихоньку научится что-то понимать, сможет завести свои творческие проекты. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру!
Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей.
Большинство моих одноклассников знакомы с правилами работы за компьютером, но не все их соблюдают.
Я пришла к выводу, что:
- компьютер сейчас нужен везде и всем, все больше и больше;
- компьютерные игры - явление очень сложное, и нельзя однозначно сказать: полезны они или вредны для детей (мне хочется отдельно исследовать этот вопрос в дальнейшем) ;
- дети, умеренно играющие в компьютер, имеют более развитое мышление, быстрее переключают внимание с одного объекта на другой;
- «общение» с компьютером необходимо, полезно в работе, облегчает поиск и работу с информацией, но требует жесткой установки рабочего времени и выполнения санитарных правил.
Это важно, чтобы уменьшить отрицательное воздействие компьютера на детский организм.
Моя гипотеза о том, что компьютер – польза, если использовать его в нужное время и в нужных целях, подтвердилась. При разумном подходе компьютер для ребёнка никакого вреда не принесёт, а польза будет существенной и неоценимой.
Не нужно бояться умных машин,
Ведь пользу большую несут они в жизнь.
"Лишь ты позаботься о личном здоровье", –
Такие компьютер нам ставит условия.
Леонтьев В.П. Персональный компьютер 2000-2001. Windows 98/Me и служебные программы. М.: Олма-пресс, 2001.
Марысаев В.Б. 1001 вопрос и ответ про компьютер.-М.: Терра, 2000.-384с.:ил.
Метьюз М., Метьюз К. – Windows 98: книга ответов. СПб: Издательство «Питер», 1999.
Петрова Н.П. Виртуальная реальность: Современная компьютерная графика и анимация. М.: Аквариум, 1997.
Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование. – 2003, № 2.
http://www.protvino-forum,ru/showthread.php?t=3894
Приложение.
Рекомендации для родителей.
Какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить здоровье при работе за компьютером.
Организуйте рабочее место
Позаботьтесь о том, чтобы ребёнку было комфортно и удобно сидеть за компьютерным столом. Мебель должна подходить ребенку по росту, расстояние до монитора не должно быть меньше 70 см. Не ставьте компьютерное место рядом с окном, ведь монитор не должен бликовать.
Не экономьте на компьютере
Современные компьютеры не столь опасны для здоровья, как их предшественники. Особое внимание уделите монитору. Самый безопасный вариант – это плазменный экран. И обязательно отрегулируйте цвета и контрастность, чтобы лично вашим глазам было максимально комфортно.
Не ставьте компьютер в детской
По крайней мере, до тех пор, пока ребенку не достигнет 8-9 лет. Свой компьютер - это, можно сказать, личное, пространство, и оно необходимо.
Строго определите временные рамки
Для детей до 6 лет - 10-15минут, для детей постарше – не более получаса работы на ПК с перерывом на отдых.
Физкультминутки для глаз
Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно. Во время выполнения следует отвернуться от монитора или выйти из помещения, где находится компьютер.
Слайд 1
Исполнитель: Нефедова Ольга ученица 4а класса МБОУ 2- Гавриловской сош Научный руководитель: Михеева Лариса Александровна учитель начальных классов Научно-исследовательская работа «Компьютер : вред или польза»Слайд 2
В последние годы компьютер стал нашим спутником на работе и дома. Не обходятся без компьютера и дети. Сейчас без компьютера прожить невозможно. Но вместе с ним пришли новые понятия: интернет-зависимость и игромания. Но все же компьютер приносит не одни только беды, иногда он очень помогает, и я хочу показать «обе стороны медали». Актуальность исследования
Слайд 3
Цель исследования Выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютера на жизнь ребенка, а также узнать, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить свое здоровье.
Слайд 4
Задачи: 1. Проанализировать литературу по избранной теме. 2. Познакомиться с историей появления компьютеров, чтобы узнать истинное предназначение этой машины для человека. 3. Изучить и обобщить информацию о влиянии компьютера на здоровье. 4. Составить анкеты для одноклассников и провести анкетирование. 5. Полученные результаты проанализировать и обобщить. 6. Узнать, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить свое здоровье при работе за компьютером.
Слайд 5
1. Изучение специальной литературы. 2. Работа с Интернетом. 3. Анкетирование одноклассников. 4. Анализ полученных в ходе исследования данных Методы исследования
Слайд 6
Компьютер — польза, если его использовать в нужное время и в нужных целях. Гипотеза исследования
Слайд 7
История возникновения компьютера. Слово «компьютер» означает «вычислитель», то есть устройство для вычислений. Первым счетным прибором древности стал абак. В переводе с греческого обозначает пыль, т.к. на специальной доске раскладывали в определенном порядке камешки и, чтобы они не скатывались, посыпали доску песком. Абаки использовали в Древней Греции и Риме.
Слайд 8
Постепенно «вычислительные машины » усовершенствовались. Косточки для счета нанизали на нити. Получившиеся «бусы» натянули на рамку. Получились счеты.
Слайд 9
В 17 веке замечательный французский ученый Блез Паскаль изобрел первую счетную машинку, которая называлась арифмометр. В 1671 году Готфрид ВильгельмЛейбниц создал свою счетную машину, известную как “ счетное колесо“ Лейбница.
Слайд 10
Несомненная польза компьютера состоит в возможности получить доступ к огромному количеству информации
Слайд 11
- С помощью компьютера можно пользоваться электронными книгами. -Подготовить школьный доклад, не выходя из дома. - Можно посетить различные выставки, музеи.
Слайд 12
Современные компьютерные программы могут помочь: в обучении иностранному языку научиться рисовать создавать музыку заниматься самообразованием, развивать кругозор познавать мир
Слайд 13
Вредные факторы, влияющие на ухудшение здоровья. 1.Сидячее положение. 2.Перегрузка суставов кистей рук. 3.Нагрузка на зрение. 4.Излучение. 5.Нагрузка на психику
Слайд 14
Компьютерная зависимость. Некоторые компьютерные игры могут вызывать у детей агрессию и жестокость. Кроме того, у некоторых детей возникает психологическая зависимость. У таких детей снижается самооценка, а также возникают трудности в общении со взрослыми в семье и со сверстниками.
Слайд 15
Результаты анкетирования
Слайд 16
ВЫВОД В своей исследовательской работе я поверхностно коснулась вопроса о положительных и отрицательных сторонах влияния компьютера на детей младшего школьного возраста. Как выяснилось, при разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет. Ребёнок потихоньку научится что-то понимать, сможет завести свои творческие проекты. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру! Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей.
Слайд 17
Моя гипотеза о том, что компьютер – польза, если использовать его в нужное время и в нужных целях, подтвердилась. При разумном подходе компьютер для ребёнка никакого вреда не принесёт, а польза будет существенной и неоценимой. Не нужно бояться умных машин, Ведь пользу большую несут они в жизнь. "Лишь ты позаботься о личном здоровье", – Такие компьютер нам ставит условия.
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
О путнике
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Цветение вишни в лунную ночь
3 загадки Солнечной системы