Цель работы – сравнение образов Деда Мороза и Пер Ноэля, оценка влияния данных персонажей на различные аспекты жизни людей посредством анализа поговорок.
Задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_npk_nach.shkola_chast1.docx | 47.75 КБ |
rabota_na_npk_nach.shkola_chast2.docx | 2.62 МБ |
Сравнительная характеристика русского Деда Мороза и французского Пер Ноэля
Цель работы – сравнение образов Деда Мороза и Пер Ноэля, оценка влияния данных персонажей на различные аспекты жизни людей посредством анализа поговорок.
Задачи:
Образ Деда Мороза можно считать более древним, поскольку в его основе лежат языческие славянские боги Велес, Троян, персонажи Карачун, Прозвизд, Зимник, в то время как образ Пер Ноэля связан с образом Святого Николая Угодника, упоминания о котором относятся к христианскому периоду в Европе – 11-12 вв. Сами термины: Дед Мороз – в названии не фигурирует Рождество, Пер Ноэль (фр. Père Noël, дословно переводится как Отец Рождества) – образ связан с христианской религией.
Русский Дед Мороз – это персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную устную летопись: прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки. Образ Деда Мороза многократно отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Трескун, Зимник).
Карачун (Корочун, Каручень) – злой дух, сокращающий жизнь, выделялся среди славянских божеств своей свирепостью. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами (рис. 1).
Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой – на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов (рис. 2).
Наиболее близкий современному Деду Морозу образ – это Зимник – старик небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи (рис. 3).
Дед Мороз, как персонаж славянских сказок и обрядов, связан с тем периодом, когда "солнце поворачивает на лето, зима на мороз", то есть с зимним солнцестоянием. Он – Владыка зимнего холода и в этом своем качестве он, прежде всего – Повелитель Вод, которые именно в зимние холода предстают перед людьми во всех своих ипостасях: снега, льда, инея, пара, тумана и текущей подо льдом воды рек, озер и морей. Дед Мороз сковывает льдом водоемы, покрывает снегами леса и поля, украшает снегом и инеем ветви деревьев. Будучи Владыкой зимы, Дед Мороз несет с собой не только холод, снег и лед, но и ночь, тьму, так как световой день зимой в северных широтах предельно короток, а ночь велика (не говоря уже о трехмесячной полярной ночи). Как Владыка Ночи Дед Мороз повелевает звездами и Луной, ему подчинено зимнее небо, он украшает его Северным Сиянием. Его богатство — серебро, алмазы, жемчуг — все, что связано в традиционных представлениях с чистотой, холодом, лунным светом, слезами и магией. Не случайно, как отмечают исследователи, на серебряных славянских украшениях вплоть до XII — XIII веков христианской символики никогда нет. Возможно, это связано с тем, что издавна серебро ассоциировалось с Луной, лунным светом, лунными культами, а во многих алхимических текстах его прямо называли Луной.
Связанный с серебром, лунным светом, луной и ночью, Дед Мороз непосредственно связан и с "тем светом" — миром предков. Общеизвестно, что у многих народов Европы Луна считалась "Солнцем мертвых". Дед Мороз — Владыка Вод и Владыка Ночи, звезд и луны даже именем своим свидетельствует о связи с миром умерших. Ведь недаром столь близки слова "смерть, морена, морана", "море" и "мороз". Умереть — равносильно понятию "остыть", "околеть", то есть замерзнуть. Здесь стоит отметить, что у всех индоевропейских народов Европы празднование Нового года отмечено проведением карнавалов с ряжеными. Ученые предполагают, что само происхождение слова "маска", а это один из главных компонентов ряженья, связано с культом предков, так как слово "maska" означает "душа мертвого". Итальянский этнограф Паоло Тоски считает, что карнавал, как главный праздник начала года, предполагал возвращение в наш мир на эти дни существ загробного мира, мира предков. В русской традиции, кроме ряженья, как было отмечено ранее, существовал обычай, по которому накануне Рождества старший в доме высовывался с печи в волоковое окно или выходил на порог с ложкой овсяного киселя и звал: "Мороз, Мороз! Приходи кисель есть!". Овсяный же кисель — специфическое ритуальное блюдо, связанное с поминальной обрядностью.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что русский Дед Мороз – это Владыка Вод во всех их проявлениях (снег, иней, лед, пар, вода), Владыка Ночи и ее атрибутов — звездного неба, луны, полярного сияния, мрака, Владыка Серебра (символа луны, лунного света, магии, сакрального знания), Владыка мира предков и Дед, то есть прапредок. В древнеславянской мифологии все эти характеристики обнаруживаются у богов Трояна (Трехликого), Велеса (Волоса, Владыки) (рис. 4). Троян был не только богом зимы, снега, дорог. Будучи богом луны, он не принадлежал целиком к кругу светлых, благостных богов древних славян. Связанный с культом предков и плодородия, Троян был также божеством ночного мрака, темных сил и ужасов. И еще он был великим судьей, тем, кто награждает и наказывает и живых, и мертвых. На Севере Руси в дохристианский период аналогом Трояна было божество, носившее имя Велеса (Волоса) (рис. 4). Исследователи отмечают, что Мороз "обнаруживает несомненную связь" с Велесом-Волосом. При этом культ Велеса-Волоса был характерен именно для Русского Севера. Основа "Велес-Волос" в русском языке используется для обозначения власти. "Велес" — повелитель, распорядитель, указчик; "волосить" — властвовать. Именно к Велесу обращались с просьбой дать больше зерна, скота, детей, защитить от огня и злого человека.
Прообразом богов Трояна и Велеса у славян был, в свою очередь, бог Варуна у индоевропейцев – общих предков славян и большинства других европейских народов, живших в V—IV тыс. до н. э. (Светлана Жарникова Дед мороз. Происхождение вида Журнал «Вокруг Света» №1 (2724), 2001). Варуна — олицетворение ночного неба (от санскритского вар — покрывать, черный цвет), бог небесных и земных вод, миропорядка, "вседержитель", верховный бог и основа мироздания. Древние индоевропейские источники утверждали, что именно он «сотворил путь широкий, по которому солнце движется в небе». Царил Варуна всегда — и летом, и темной северной зимой, когда день сокращался до предела и на Землю опускалась ночь. Зимой же его власть была особенно ощутимой, ведь только в это время года можно видеть воды во всех проявлениях: в виде снега, инея, льда, тумана, пара, воды. Варуна мог остановить бег всех вод, в том числе и тех, что окрашены в красный цвет и называются кровью. Поэтому Варуна был для индоевропейских предков Владыкой и жизни, и смерти. По мере расселения потомков древних индоевропейцев по Земле у Варуны появились новые имена: Троян, Велес у славян, Один (рис. 5, 6) – в германо-скандинавской мифологии. Однако если в русском фольклоре прослеживаются исторические корни Деда Мороза от его языческих древнеславянских прообразов, история формирования французского персонажа Пер Ноэля начинается во времена распространения христианской религии в Европе. Трудно провести аналогии с древними мифологическими зимними персонажами. Возможно, более сильное влияние языческих зимних мифологических персонажей на восточных славян связано с более суровым климатом территории, на которой проживали древние славяне, образовавшие впоследствии Русское государство, по сравнению с климатом на территории Западной Европы, в частности, будущей современной Франции.
В большинстве европейских стран прообразом рождественского и новогоднего персонажа является святой Николай Чудотворец (Угодник) (рис. 7). Во Франции первые упоминания о нем датируются 1093 годом. Первоначально от имени Святого Николая (Saint-Nicolas-de-Port) в день его почитания 6 декабря в Европе дарились подарки детям.
Будущий Святой Николай родился в византийском городе Патаре (провинция Ликия), на территории нынешней Турции, во второй половине III века в семье состоятельных родителей-христиан (рис. 8). С детства он был немного не похож на других детей. Этот мальчик помогал любому, кто попал в трудное положение. Св. Николай постоянно совершал добрые дела. И от этого другие люди тоже становились добрее, старались помочь знакомым и незнакомым. С детских лет он преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги. Он стал священнослужителем, а позже его выбрали архиепископом. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности. Святой Николай был богатым человеком и заботился о бедных людях того времени.
О взрослом Святом Николае рассказывают множество историй. Одна из этих историй, по-видимому, легла в основу традиции получать от него подарки. Он спас трёх дочерей обнищавшего старика, который не мог обеспечить их приданым для свадьбы. Без приданого они не могли выйти замуж по обычаям того времени. Николай, в то время ещё не епископ, узнав об этом, решил воспользоваться отцовским наследством. На протяжении трёх ночей он пробирался в убогий дом и каждый раз закидывал через окно в комнату, где ночевали сёстры, кусок золота — на приданое для каждой дочери. По одной из версий, Святой Николай закидывал кошельки с золотыми монетами в дымоход, они попадал в сушащиеся у печи чулки. После этого старик сумел всех трёх дочерей выдать замуж с приданым за достойных людей.
Из народных легенд, появлявшихся на протяжении веков, мы узнаем о том, что Святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки и кладя в окна пирожки. Среди спасённых им были несправедливо осуждённые на казнь простые люди, оклеветанные и брошенные в тюрьму византийские военачальники, моряки. Умер Св. Николай примерно в 342-351 гг., 6 декабря (по старому стилю) и был погребен в храме, в котором служил.
Почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, к нему обращались в молитвах, уповая на исцеление и помощь (рис. 9 – 11). Примерно в 960 году будущий епископ Регинольд написал первое музыкальное произведение о Святом Николае, где предложил новый вариант перевода фразы из жития (описания жизни) святого. Вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, употреблено "pueri" (дети). Таким образом, вместо сочетания «помогает невинно осужденным» получилось «покровительствует детям». В связи с тем, что это средневековое музыкальное произведение о святом епископе Николае имело неимоверный успех в Западной Европе, зародилась традиция почитания Святого Николая как покровителя детей.
В 2005 году британский антрополог Кэролайн Вилкинсон (Манчестерский Университет) и ее коллеги восстановили внешний образ Николая Чудотворца, используя результаты вскрытия мощей святого, которое провел в 1953 г. итальянский профессор Луиджи Мартино (рис. 12). Изучение скелетных останков позволило воссоздать с помощью компьютерных программ внешность Святого Николая. Согласно исследованиям, он был около 168 см роста. т.е. совсем невысокий. Когда он умер, ему было примерно 65-70 лет. Если описывать его лицо, то оно было очень мужественным. У него был очень сильный, грубоватый череп, большая голова.
Формирование образа русского Деда Мороза, имеющего отношение к новогоднему празднику и Рождеству, дарящего подарки детям, началось в середине 19 века. В 1840 году был опубликован сборник сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского, в котором была сказка «Мороз Иванович». В ней впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. Календарная приуроченность сказки — не Рождество или Новый год, а весна. Поэтому Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. И не Мороз Иванович приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков к какой-то дате он не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу. Однако, по мнению исследователей, образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой — от волос иней сыплется»; живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке), а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку. В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника (рис. 13).
Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали раздельно. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников. При императоре Александре II упоминаются «старый Рупрехт» (немецкого происхождения, 1861), святой Николай или «дедушка Николай» (1870) — единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые отмечается «Морозко», и к началу ХХ века уже складывается знакомый образ Деда Мороза. После революции 1917 года Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, подвергся гонениям. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года. Тогда Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений. В советский обиход Дед Мороз вернулся в канун 1936 года. Это произошло после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР П. П. Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года, после чего по всей стране начинают организовываться новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики. Официальное торжественное возвращение Деда Мороза произошло очень скоро. В первом в СССР Харьковском Дворце пионеров (открыт в 1935 году) 31 декабря 1935 прошла первая в СССР новогодняя ёлка. А в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовал гостей на празднике в московском Доме Союзов. В формировании нового образа Деда Мороза важную роль сыграл и советский кинематограф. Таким образом, русский Дед Мороз, добрый даритель подарков детям, сформировался в конце 30-х годов 20 века (рис. 14, 15). В основе его образа лежат древние славянские языческие боги и зимние фольклорные персонажи.
В отличие от русского Деда Мороза, образ французского Пер Ноэля не имеет прямых связей с языческими богами, а формируется на основе прототипа Святого Николая Чудотворца. При этом характер доброго дарителя и покровителя детей вырисовывается практически сразу. В связи с большой популярностью в Европе музыкального произведения о Святом Николае, написанного в 960 году Регинольдом, примерно в X веке в Германии в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города и распространилась по всей Европе, в том числе и во Франции. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится (http://www.nikola-ygodnik.narod.ru/Raznoe_025.html). Однако в период Реформации (преобразование религиозных и общественных взглядов в соответствии с Библейской традицией в 1517-1648 годах) в Европе, в том числе и во Франции, не одобрялось почитание святых. Поэтому Святого Николая, раздающего детям подарки, заменил младенец Христос, а день вручения подарков был перенесён с 6 декабря, дня памяти Святого Николая, на 24 декабря – Рождество. В период Контрреформации подарки детям снова стали вручаться от имени Святого Николая, однако теперь это происходило уже в конце декабря, на Рождество. Дальнейшее преобразование образа Святого Николая во Франции в Пер Ноэля связано со Второй мировой войной. Дело в том, что в США к концу 19 в. Святой Николай был заменен персонажем Санта Клаусом. В 1823 году в США Клемент Кларк Мур выпустил в свет поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая», в которой рассказал о Санта-Клаусе — сказочном персонаже, дарящем детям подарки. В 1863 году знаменитый американский художник Томас Наст, работавший в журнале Harper’s Weekly, использовал персонаж Санта-Клауса, нарисованный по мотивам книги Клемента Кларка Мура, в серии своих политических карикатур — в виде героя, дарящего подарки. Персонаж приобрёл популярность, и позднее Наст выпустил множество забавных рисунков для детей с весёлыми сценками из жизни Санта-Клауса — в журнале «Харпер Уикли» и других изданиях (рис. 16). В своих рисунках Наст придумал и подробно живописал быт Санты. В 1931 году компания «Кока-кола» запустила рекламную кампанию для увеличения продаж прохладительных напитков в зимнее время. При этом она предложила более современный облик Санты, разработанный Хэддоном Сандбломом (рис. 17). Именно этому живописцу принадлежит заслуга создания образа обаятельного Санта-Клауса, узнаваемого и очень популярного во всём мире. После Второй мировой войны во Франции в магазинах сувениров стали появляться фигурки Пэра Ноэля наряду с фигурками Святого Николая и Иисуса Христа. Французские церковные деятели были обеспокоены тем, что верующие почитают Пэра Ноэля, так далекого от религии и настоящего Рождества. По этому поводу епископы читали проповеди своим прихожанам. В 1951 году было даже устроено настоящее сожжение Пэра Ноэля перед храмом в Дижоне. Однако все это было напрасно. В современной Франции Пер Ноэль приходит к детям дважды: 6 декабря – в день почитания Святого Николая, приносит маленькие подарки и 25 декабря – в Рождество, принося подарки побольше.
Таким образом, окончательное формирование современных образов Деде Мороза и Пер Ноэля произошло в 20 веке.
Традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символике цвета, предполагает следующее (рис. 18). Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего «физиологического» смысла (старец - седой) несут ещё и огромный символьный характер, обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. По мнению исследователей, волосы - единственная деталь облика, не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений. Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Шуба - длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом, выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки – полуовал. Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки - неизвестно. Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма, полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Посох - хрустальный или серебрённый «под хрусталь». Ручка витая, тоже серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). Однако в современной России внешний облик Деда Мороза меняется в зависимости от фантазии художника или костюмера, мифологические каноны не соблюдаются (рис. 19). Современный Дед Мороз приезжает к детям на тройке лошадей с большим мешком подарков за спиной.
Внешний вид Пер Ноэля не отличается детальными описаниями в литературе. Известно, что он основан на облике Святого Николая. Пер Ноэль ходит с клюкой, а не с посохом и носит красную, как и Дед Мороз, широкополую шубу (рис. 20). В деревянных башмаках, а не в сапогах или валенках, с корзиной подарков, а не мешком, за спиной, он прибывает на осле, в отличие от Деда Мороза, который ездит на тройку лошалей. Оставив животное снаружи, Пер Ноэль проникает через дымоход в дом, сего на делает Дед Мороз. Подарки он кладет в обувь (sabots), которую дети заранее оставляют перед камином или в носки (чулки), а не оставляет под елкой.
В последнее время (с 1998 года) в России официальным и наиболее популярным местом проживания Деда Мороза считается город Великий Устюг в Вологодской области (рис. 21). Здесь существует почта Деда Мороза, сюда приходят письма Деду Морозу от детей со всей России. С 2005 года в Великолм Устюге отмечают день рождения Деда Мороза: 18 ноября. Эта дата была выбрана как день, близко к которому в Великом Устюге по статистике ударяют первые сильные морозы и не имеет ничего общего с мифологическими славянскими праздниками.
Еще одно, менее популярное в последнее время, место проживания российского Деда Мороза – город Архангельск, в котором с 80-х годов 20-го века также существует «Дом Деда Мороза» (рис. 22). Третье место проживания Деда Мороза (с 1995 года)– Лапландский заповедник на Кольском полуострове (рис. 23) (Вячеслав Горовец 12 мест, где живут Деды Морозы и другие новогодние персонажи, 2013 http://www.restbee.ru/guides/ekskursii/12-miest-ghdie-zhivut-diedy-morozy-i-drughiie-novoghodniie-piersonazhi.html).
Французский Пер ноэль живет в городе Либурн во французском регионе Аквитания — там его резиденция. Как и у российского Деда Мороза, у Пер Ноэля есть и другие резиденции, например, в Канаде, поскольку там проживает много франкоговорящих людей. В Либурне действует почта Пер Ноэля, подобно почте Деда Мороза в Великом Устюге.
Как Дед Мороз, так и Пер Ноэль, имеют помощников, которые, однако, кардинально отличаются друг от друга. Дед Мороз приходит к детям со своей внучкой – доброй Снегурочкой, в то время как Пер Ноэль появляется со злым напарником Пер Фуэтаром (Le Père Fouettard, в переводе – «истязатель»). Снегурочка - уникальный атрибут образа русского Деда Мороза, не имеющий аналогов в других культурах. Образ Снегурочки – символ застывших вод в древнеславянской мифологии. Это девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды (рис. 24). Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Её головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. В русском фольклоре Снегурочка является персонажем народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке), которая ожила. Первое совместное официальное появление Деда Мороза и Снегурочки как молодой девушки произошло на встрече 1937 года в московском Доме Союзов. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию, хотя встречаются и нарушения в цветовой гаммее. В России наряду с резиденцией Деда Мороза в Великом Устюге существует усадьба Снегурочки в Костроме (рис. 25). Французский Пер Фуэтар, в отличие от Снегурочки, не имеет своих владений. Снегурочка – добрая помощница Деда Мороза, Пер Фуэтар – злой старик, который напоминает Пер Ноэлю о том, что некоторые дети вели себя плохо в течение года и наказывает непослушных детей, бьет их розгами, которые носит всегда с собой.
Наиболее часто Пер Фуэтара изображают в виде человека со зловещим лицом, одетого в темные одежды, с растрепанными волосами и длинной бородой (рис. 26). Он вооружен кнутом, большой палкой или розгами. В некоторых случаях его образ дополняют большой заплечной корзиной, в которую он сажал детей. Как правило, его лицо затемнено. Образ пугала Пер Феэтара впервые появился в 1150 году. По легенде, хозяин постоялого двора (по другим версиям — мясник) поймал трех мальчиков из богатых семей на их пути в религиозную школу-интернат. Он убил мальчиков, чтобы ограбить их. Святой Николай узнал о преступлении и воскресил детей. После этого Пер Фуэтар раскаялся и стал соратником св. Николая. По другой версии, Святой Николай заставил Пер Фуэтара присоединиться к нему в наказание за его грехи. В некоторых регионах Франции роль злого напарника Пер Ноэля выполняет Шаланд (Chalande). Этот бородатый старик носит меховую шапку и теплый дорожный плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и ленивых детей. Таким образом, помощники Деда Мороза и Пер Ноэля Снегурочка и Пер Фуэтар (Шаланд) выполняют принципиально разные функции. Образ Снегурочки не имеет аналогов в Западноевропейской культуре.
Образ сурового владыки-Мороза нашел отражение в дошедших до наших дней русских пословицах и поговорках. Условно их можно разделить на три группы, в которых прослеживается влияние Мороза на окружающую природу (наблюдения, без непосредственного влияния на человека), влияние Мороза на сельское хозяйство, а, значит, на качество жизни и выживание народа, влияние непосредственно на физиологию и чувственный мир человека. Надо заметить, что в большинстве дошедших до нас поговорок, касающихся влияния на человека, он представляется вовсе не беспомощным перед Морозом, а способным противостоять леденящей силе природы в силу навыков, связанных с развитием цивилизации. Однако поговорки, затрагивающие влияние на сельское хозяйство, представляют собой обычно констатацию фактов, что отражает скорее фаталистическую природу влияния Мороза на урожай, т.е. этот аспект жизни человек пока не способен полностью контролировать, т.е. сохраняется зависимость жизни и здоровья от урожая и, следовательно, от влияющего на него Мороза. Надо заметить, что героем всех поговорок является свирепый Мороз как сила природы, а не как добрый христианский персонаж, дарящий подарки детям.
Выводы:
Приложение 1. Таблица 1. Сравнение Деда Мороза и Пер Ноэля
Дед Мороз | Пер Ноэль | |
значение термина персонажа | Владыка зимы | Отец Рождества |
прототипы | индоевропейскийбог Варуна, древнеславянские языческиебоги Велес (Волос), Троян, мифические персонажи Карачун, Прозвизд, Зимник | Святой Николай Чудотворец (Угодник) Saint-Nicolas-de-Port |
статус прототипа | мифические персонажи | реально существовавший человек |
характер прототипов | суровый повелитель ночи, природы и жизни, внушал страз и ужас, требовал поклонения | Добрый покровитель людей, особенно детей, тайно дарил деньги бедным, подарки детям |
период возникновения прототипов | 5-4 тыс. до н.э., период язычества, задолго до возникновения христианства | христианский период, первое упоминание Святого Николая – 1093 год |
Время становления современного образа | Конец 30-х годов 20 века, 31 декабря 1937 года – большая советская елка для детей с участием Деда Мороза | Период после Второй мировой войны |
дата посещения детей | Новогодний праздник 31 декабря, Рождество 7 января | День почитания Святого Николая 6 декабря, Рождество 25 декабря |
Внешний облик – борода | Густая длинная седая, с серебряным оттенком | Длинная седая |
одежда | белая льняная рубаха, украшенная белыми или серебряными геометрическими орнаментами, красный или золотой плащ или красная, вышитая серебряными восьмилучевыми звездами и отороченная лебяжьим пухом, шуба, красная шапка, вышитая серебром и жемчугом, трехпалые перчатки или варежки белого цвета, расшитые серебром, | Длинная широкополая шуба красного цвета |
обувь | сапоги красные, шитые серебром или серебряные, шитые золотыми нитями. | деревянные башмаки |
посох | Хрустальный посох, сверху – лунница с колокольчиками или серебряной головой быка | деревянная изогнутая клюка |
способ передвижения | тройка лошадей | ослик |
способ проникновения в дом | обычно через дверь, постучав или тайным образом | через дымоход |
способ транспортировки подарков | в большом мешке за плечами | в плетеной корзине за спиной |
способ вручения подарков | лично в руки или под елку | складывает в приготовленную обувь или носки |
помощники | внучка Снегурочка | старик Пер Фуэтар или Шаланд |
характер помощников | добрая девушка, играет с детьми | злой старик, отслеживает поведение детей в течение года, провинившихся бьет плеткой, которую носит с собой |
Основное место жительства | Великий Устюг, Россия | город Либурн в регионе Аквитания, Франция |
Мост Леонардо
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Денис-изобретатель (отрывок)
Золотая хохлома
Как Дед Мороз сделал себе помощников