Проект "Быть нефтяником хочу!"
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Быть нефтяником хочу!" | 274 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Проект
«Быть нефтяником хочу»
Автор: Корсуков Антон
город Нефтеюганск
Краткая аннотация проекта
Совсем скоро для многих прозвенит последний звонок в школе, возвещающий о том, что они вступают на сложный, самостоятельный путь взрослого человека. Многие из нас сейчас уже задумываются над вопросами: кем быть, куда пойти учиться. Сделать обоснованный, правильный выбор профессии - это выбрать работу, которая: во-первых, вызывает интерес и удовлетворение; во-вторых, может быть доступной и посильной; в-третьих, перспективна в плане трудоустройства.
Многие молодые специалисты не могут после получения соответствующего высшего образования устроиться на работу, так как нет свободных вакансий, как принято говорить в современном обществе «рынок труда переполнен определенными профессиями».
Обоснование необходимости проекта
Мотивы выбора профессии у молодых людей бывают разные: продолжение семейных традиций, конкурс при поступлении, пример знакомых, желание заниматься любимым делом, востребованность профессии и многое другое. Но в любом случае и при любом выборе, для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, выпускники профессиональных учебных заведений должны соответствовать новым требованиям, учитывать при планировании своего образования и карьеры современные реалии и тенденции рынка, быть в курсе происходящих изменений. Общество идет к тому, что практически каждый работоспособный человек должен будет сочетать свои жизненные планы с постоянно меняющимися обстоятельствами. Успехов в поиске работы в столь динамичной среде может добиться только тот, кто открыт к изменениям, коммуникабелен, обладает способностью к постоянному обучению и переобучению. Одна из основных современных тенденций, наблюдаемых в процессах кадрового обеспечения всех отраслей экономики и сфер деятельности, – постоянный рост спроса на истинных профессионалов.
Какие специалисты будут востребованы в ближайшей перспективе в городе Нефтеюганске?
На сайте основного градообразующего предприятия мы узнали о востребованности профессий. в ООО «РН-Юганскнефтегаз» проводит конкурсный отбор кандидатов на рабочие профессии (вахтовый метод на предприятии не применяется):
№ п/п | профессии | разряд |
1 | оператор технологических установок | 3, 4, 5 разряд |
2 | оператор по добыче нефти и газа | 3, 4, 5 разряд |
слесарь по ремонту технологических установок | 3, 4, 5, 6 разряд | |
4 | машинист технологических насосов | 3, 4, 5 разряд |
5 | машинист насосной станции по закачке рабочего агента в пласт | 3, 4, 5 разряд |
6 | трубопроводчик линейный | 3, 4, 5 разряд |
7 | слесарь-ремонтник | 3, 4, 5, 6 разряд |
8 | оператор по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонтам (стропальщик) | 3, 4, 5 разряд |
9 | электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования | 3, 4, 5 разряд |
10 | оператор котельной | 2, 3, 4 разряд |
11 | аппаратчик химводоочистки | 2, 3 разряд |
12 | электромонтер по ремонту аппаратуры, релейной защиты и автоматики | 3, 4, 5, 6 разряд |
13 | слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов | 4, 5 разряд |
14 | оператор очистных сооружений | 2, 3 разряд |
15 | слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования | 4, 5 разряд |
16 | электрогазосварщик | 4, 5, 6 разряд |
Большое влияние на выбор профессии оказывает регион проживания, востребованность данных профессий в регионе.
Данные центра занятости (информация с сайта)
Профессия | Предприятие/Источник вакансии | Район | Дата | Зарплата | Мест |
ООО "РН-Юганскнефтегаз" | г. Нефтеюганск | 06.11.15 | от 19600 | 2 | |
ОАО "ЮВК" | г. Нефтеюганск | 06.11.15 | от 24000 | 1 | |
МАШИНИСТ НАСОСНОЙ СТАНЦИИ ПО ЗАКАЧКЕ РАБОЧЕГО АГЕНТА В ПЛАСТ 3 РАЗРЯДА | ООО "РН-Юганскнефтегаз" | г. Нефтеюганск | 06.11.15 | от 28700 | 2 |
ОАО "ЮВК" | г. Нефтеюганск | 06.11.15 | от 24000 | 5 | |
ООО "РН-Юганскнефтегаз" | г. Нефтеюганск | 06.11.15 | от 29900 | 2 | |
ООО "РН-Юганскнефтегаз" | г. Нефтеюганск | 06.11.15 | от 20400 | 2 | |
ООО "РН-Юганскнефтегаз" | г. Нефтеюганск | 06.11.15 | от 19600 | 2 | |
ОПЕРАТОР ПО ПОДГОТОВКЕ СКВАЖИН К КАПИТАЛЬНОМУ И ПОДЗЕМНОМУ РЕМОНТАМ 3 | ООО "РН-Юганскнефтегаз" | г. Нефтеюганск | 06.11.15 | от 29900 | 1 |
ООО "РН-Юганскнефтегаз" | г. Нефтеюганск | 06.11.15 | от 28700 | 3 | |
ООО "РН-Юганскнефтегаз" | г. Нефтеюганск | 06.11.15 | от 28700 | 2 | |
ООО "РН-Юганскнефтегаз" | г. Нефтеюганск | 06.11.15 | от 29900 | 1 | |
СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ ОБОРУДОВАНИЯ КОТЕЛЬНЫХ И ПЫЛЕПРИГОТОВИТЕЛЬНЫХ ЦЕХОВ | ООО "РН-Юганскнефтегаз" | г. Нефтеюганск | 06.11.15 | от 28100 | 1 |
СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК 3 РАЗРЯДА-6 РАЗРЯДА | ООО "РН-Юганскнефтегаз" | г. Нефтеюганск | 06.11.15 | от 29900 | 3 |
СЛЕСАРЬ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТУ ГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ 4 РАЗРЯДА-5 РА | ООО "РН-Юганскнефтегаз" | г. Нефтеюганск | 06.11.15 | от 28100 | 1 |
ООО "РН-Юганскнефтегаз" | г. Нефтеюганск | 06.11.15 | от 28700 | 3 | |
ООО "РН-Юганскнефтегаз" | г. Нефтеюганск | 06.11.15 | от 38600 | 3 | |
ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ АППАРАТУРЫ, РЕЛЕЙНОЙ ЗАЩИТЫ И АВТОМАТИКИ 3 РА | ООО "РН-Юганскнефтегаз" | г. Нефтеюганск | 06.11.15 | от 31200 | 2 |
ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ 3 РАЗРЯДА- | ООО "РН-Юганскнефтегаз" | г. Нефтеюганск | 06.11.15 | от 29600 | 3 |
ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ 3 РАЗРЯДА- | ООО "РН-Юганскнефтегаз" | г. Нефтеюганск | 06.11.15 | от 29600 | 8 |
ООО "ЮКРС" | г. Нефтеюганск | 21.10.15 | от 70000 | 7 |
Анализируя данные о востребованности профессий, мы определили, что наблюдается дефицит рабочих специальностей.
Цель проекта: привлечение внимания к рабочим профессиям нефтяной отрасли, которые востребованы на предприятиях города Нефтеюганска.
Задачи проекта:
Система профориентационной работы в школе решает следующие задачи:
— Формирование у учащихся навыков социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной ориентации с участием учителей, психологов, социальных педагогов;
—Организация сотрудничества с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы.
В начале своего исследования мы провели социологический опрос. В социологическом опросе принимали участие учащиеся МБОУ «СОШ №1». Всего было опрошено 131 человек. Были заданы следующие вопросы:
1.Выбрали ли вы будущую профессию?
2. Какую профессию вы выбрали?
3. Что влияет на выбор профессии?
4. Какие профессии востребованы в городе Нефтеюганске?
5. Планируешь ли ты вернуться в родной город после окончания учебы?
Результаты социологического опроса:
1.Выбрали ли вы будущую профессию?
2. Что влияет на выбор профессии?
4. Какие профессии востребованы в городе Нефтеюганске?
5. Планируешь ли ты вернуться в родной город после окончания учебы?
Вывод:
1. Проведя опрос среди учащихся, было выявлено, что много учащихся ещё не сделали свой профессиональный выбор. У них нет чёткого представления о «завтрашнем дне», нет ясной цели в дальнейших действиях. Учащимся сложно выбрать из огромного множества профессий одну - единственную так, чтобы профессия стала призванием, чтобы человек мог реализовать в ней свой творческий потенциал. Особенно эта проблема касается выпускников, которым предстоит выбрать дальнейший путь обучения.
2.Большинство респондентов определили будущую профессию и планируют работать в родном городе, но их выбор не учитывает востребованность профессий города Нефтеюганска.
3.На вопрос «Кем ты хочешь стать?», подростки отвечают: - «нефтяником», не понимая, какие специальности включает в себя это понятие.
Но, самое, главное, на наш взгляд: у учащихся недостаточно познаний своих собственных мотивов поведения, своих способностей и возможностей. В связи с этим возникла необходимость в поддержке учащихся в этот непростой период. Реализация данного проекта, на наш взгляд, позволяет решить учащимся многие вопросы по профориентации. Прежде всего, в самопознании своих мотивов выбора профессии. Принимая участие в исследованиях, у учащихся уже формируется представление о своём профессиональном самоопределении. Предложенная нами самодиагностика, приближает сверстников к необходимости профессионального выбора на основе самопознания.
Существует множество методик по определению мотивации:
Основное содержание проекта:
Проблема выбора профессии известна с давних времен. К вопросам правильного профессионального определения в разное время обращались Аристотель, Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Оуэн, Т. Гоббс, М. Монтень, Гете, Гегель. И она неоценимо важна, поскольку затрагивает интересы как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Она определяет, построит ли человек карьеру, будет ли развиваться общество.
Как же изначально сделать правильный выбор, выбрать оптимально подходящий путь профессионального развития, выбрать профессию, которая не только пользуется популярностью, является востребованной, но и будет интересной, любимой, приносящей заработок? Идеальной формулы успешного выбора профессии не существует.
Профессия – это вид трудовой деятельности человека, требующий развития определенного уровня специальных знаний, умений и навыков, служащий источником доходов.
Существует «формула выбора профессии»:
Задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:
Определите важность каждого требования
Оцените соответствие требований профессий с Вашими качествами
Проанализируйте, какая профессия больше других подходит Вам
Оцените свой выбор с родителями, учителями, друзьями, специалистами
Определите практические шаги к успеху
Составьте список профессий, которые Вам нравятся:
1) интересна и привлекательна для меня;
2) соответствует моим способностям;
3) пользуется спросом на рынке труда
Разумеется, задуматься над выбором пути в жизни никогда не поздно.
Нефть — одно из самых дорогих ископаемых в мире. Его добычей занимаются представители разных специальностей, которых объединяет профессия нефтяник.
Мир нефтяных профессий огромен, в нем можно выбрать именно ту профессию, которая давала бы простор для роста мастерства, отвечала физическим возможностям и потребностям души. На сегодняшний день достойной альтернативы ископаемым источникам энергии не существует. В будущем они наверняка появятся, а пока профессия нефтяник будет пользоваться популярностью, и привлекать в свои ряды. По оценкам экспертов, востребованность профессии нефтяник в будущем вырастет на 40%.
Прогноз потребности в кадрах со средним профессиональным образованием по видам экономической деятельности
(сайт центра занятости ХМАО - Югры)
Виды экономической деятельности | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Добыча полезных ископаемых | 400 | 680 | 1174 | 2120 | 3289 | 4599 |
Обрабатывающие производство | 111 | 157 | 242 | 410 | 621 | 865 |
Распределение газа и воды | 144 | 190 | 278 | 455 | 687 | 957 |
Образование | 54 | 91 | 146 | 243 | 516 | 938 |
Здравоохранение | 144 | 320 | 558 | 1117 | 1778 | 2500 |
Гос. управление | 85 | 147 | 241 | 411 | 669 | 1006 |
Финансовая деятельность | 17 | 26 | 44 | 81 | 128 | 184 |
Операции с недвижимым имуществом | 63 | 105 | 168 | 311 | 518 | 788 |
Гостиницы и рестораны | 9 | 10 | 13 | 18 | 30 | 46 |
Прочие коммунальные услуги | 19 | 31 | 47 | 79 | 133 | 214 |
Строительство | 63 | 111 | 176 | 418 | 741 | 1097 |
Транспорт и связь | 227 | 340 | 532 | 922 | 1403 | 1947 |
Торговля | 54 | 104 | 178 | 333 | 523 | 764 |
Сельское и рыбное хозяйство | 11 | 12 | 14 | 18 | 26 | 34 |
Из таблицы видно, что в перспективе в Югре наблюдается увеличение потребности в кадрах во всех 13 видах экономической деятельности. Ежегодный выпуск региональных учреждений среднего профессионального образования порядка1500 человек. Суммарная кадровая потребность в работниках со средним профессиональным образованием в 2018 году превышает возможности подготовки кадров в учреждениях округа.
Описание профессий:
нефтяник
К основным обязанностям нефтяника можно отнести:
Преимущества:
Недостатки:
Слесарь-ремонтник
Характеристика работ. Обслуживание оборудования распределительной нефтебазы: с годовым объемом реализации нефтепродуктов свыше 10 до 40 тыс.т и руководством всеми работами; с годовым объемом реализации нефтепродуктов свыше 40 до 100 тыс.т. Обслуживание товарных и резервуарных парков, железнодорожных и автоналивных эстакад, причалов, наливных пунктов, магистральных нефтепродуктопроводов, перевалочных нефтебаз и наливных пунктов нефтеперерабатывающих заводов с грузооборотом, объемом перекачки или налива нефти и нефтепродуктов до 5000 т в сутки. Обслуживание парков сжиженных газов с объемом емкостей до 500 т. Обслуживание этилосмесительных установок, нефтеловушек, факельного хозяйства, газонефтепродуктопроводов высокого и низкого давления, газгольдеров, сливе наливных эстакад и причалов. Приготовление растворов щелочи и кислоты нужной концентрации. Ведение процесса очистки промышленных сточных вод, разделение уловленного нефтепродукта. Контроль за отбором проб и режимом перекачки. Ведение всех перекачек, выполняемых в смену по обслуживаемому хозяйству. Обеспечение сохранности нефти, нефтепродуктов, газа и реагентов. Наблюдение за подогревом резервуаров, за состоянием продуктовых и паровых линий на территории обслуживаемых парков, эстакад, нефтеловушечного хозяйства. Расстановка цистерн по фронту слива-налива и вагонов по фронту погрузки и разгрузки. Ведение учета и оперативной отчетности о работе товарного парка, оформление документации на все операции по перекачке, приему и сдаче продуктов, на прием порожних вагонов. Оформление актов на простой цистерн. Наблюдение за исправностью обслуживаемого инвентаря и оборудования. Руководство работами сливщиков-наливщиков.
Должен знать: государственные стандарты или межцеховые условия на качество всех продуктов, хранящихся в обслуживаемом парке; порядок проведения целевых смешений нефтепродуктов: условия и правила перевозки грузов по железной дороге и воде; условия договоров с железной дорогой на эксплуатацию подъездных путей завода; правила и сроки слива и налива цистерн, судов, погрузки и выгрузки вагонов; стандарты на качество отправляемых и принимаемых нефтепродуктов и сухогрузов; слесарное дело.
Нефтеюганский индустриальный колледж (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
профессионального образования «Югорский государственный университет»
Специальность | Квалификация, |
Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений | техник-технолог, |
Бурение нефтяных и газовых скважин | |
Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) | техник-механик, |
Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий | техник, |
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений | |
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) | бухгалтер, |
Специальность | |
Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений | |
Бурение нефтяных и газовых скважин | |
Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) | |
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений | |
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) |
В Нефтеюганском индустриальном колледже сложилась комплексная система дополнительного образования. Она обеспечивает повышение уровня подготовки выпускников, повышение квалификации специалистов и переподготовку кадров.
Для студентов открывается возможность за время обучения в колледже по программе подготовки специалистов среднего звена в короткие сроки освоить дополнительную рабочую профессию, повысить теоретический и практический уровень в сфере будущей профессиональной деятельности, получить современные знания и навыки на курсах дополнительного образования.
Профессиональное обучение (подготовка, повышение квалификации по рабочим профессиям):
НЕФТЕЮГАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Сургутский нефтяной техникум
п/п | факультет | специальности | |
1 | Бурение нефтяных и газовых скважин | слесарь по ремонту бурового и нефтепромыслового оборудова -ния, помощник бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть | |
2 | Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений | оператор по добыче нефти, оператор различных технологических установок, оператор подземного ремонта скважин | |
3 | Переработка нефти и газа | Оператор технологических установок, машинисты насосных и компрессорных станций | |
4 | Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования | слесарь по обслуживанию и ремонту бурового и нефтепромыслового оборудования, мастера, механики | |
5 | Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | слесарь по ремонту автомобилей, техник в техническом и производственно-техническом отделах | |
Заочное отделение | |||
Бурение нефтяных и газовых скважин Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта Переработка нефти и газа |
Нижневартовский нефтяной техникум
Наименование специальности | квалификация | Нормативный срок обучения | Очная форма на базе |
38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) | бухгалтер | 2 года 10 месяцев | 9 кл. |
1 год 10 месяцев | 11 кл. | ||
21.02.02.Бурение нефтяных и газовых скважин | техник-технолог | 3 года 10 месяцев | 9 кл. |
2 года 10 месяцев | 11 кл. | ||
21.02.03. Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ | техник | 3 года 10 месяцев | 9 кл. |
2 года 10 месяцев | 11 кл. | ||
21.02.01. Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений | техник-технолог | 3 года 10 месяцев | 9 кл. |
2 года 10 месяцев | 11 кл. | ||
15.02.01. Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) | техник - механик | 3 года 10 месяцев | 9 кл. |
2 года 10 месяцев | 11 кл. | ||
23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | техник | 3 года 10 месяцев | 9 кл. |
2 года 10 месяцев | 11 кл. | ||
15.02.07. Автоматизация технологических процессов и производств | техник | 3 года 10 месяцев | 9 кл. |
2 года 10 месяцев | 11 кл. | ||
18.02.09. Переработка нефти и газа | техник - технолог | 3 года 10 месяцев | 9 кл. |
2 года 10 месяцев | 11 кл. | ||
08.02.09. Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных объектов | техник | 3 года 10 месяцев | 9 кл. |
2 года 10 месяцев | 11 кл. | ||
21.02.09. Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений | техник-геолог | 3 года 10 месяцев | 9 кл. |
2 года 10 месяцев | 11 кл. |
Партнеры:
- центр занятости населения города Нефтеюганска.
- Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр профессиональных квалификаций НК «Роснефть» Нефтеюганский корпоративный институт»
- Школьные психологи
Целевая аудитория:
Основной целевой аудиторией, на которую направлены мероприятия проекта, являются учащиеся МБОУ «СОШ № 1»
План реализации проекта
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Анкетирование учащихся Анализ полученных результатов Информирование учащихся о ситуации на рынке труда России Информирование учащихся о ситуации на рынке труда города Нефтеюганска | сентябрь | Боярский Антон Ковтун Александра Корсуков Антон Таразанов Ярослав |
2 | Работа учащихся с психологами Тестирование | октябрь | Психологи школы |
3 | Подборка материала и создание буклета о рабочих профессиях Выставка «Моя рабочая профессия» | ноябрь | Осипов Дмитрий |
4 | Конкурс проектов «Моя будущая профессия» Конкурс проектов «Профессии моих родителей» | ноябрь | Боярский Антон Ковтун Александра Корсуков Антон Таразанов Ярослав |
5 | Проведение классных часов, информационных бесед о рабочих профессиях, встречи с людьми рабочих нефтяных специальностей Презентация учебных заведений | декабрь - январь | Боярский Антон Ковтун Александра Корсуков Антон Таразанов Ярослав Пилипцева Анастасия Попов Илья |
6 | Фестиваль мультимедийных проектов «Парад нефтяных профессий - 21 века» | февраль | Осипов Дмитрий Баканов Николай |
7 | Квест – игра «Нефтяные профессии» | март | Боярский Антон Ковтун Александра Корсуков Антон Таразанов Ярослав Пилипцева Анастасия Попов Илья Валенкевич Вячеслав |
8 | Дни открытых дверей | апрель | Кураторы Нефтеюганского профессионального лицея |
9 | Анкетирование для выяснения результатов проведенной работы Подведение итогов реализации проекта | май | Боярский Антон Ковтун Александра Корсуков Антон Таразанов Ярослав Пилипцева Анастасия |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- большинство учащихся выберут нефтяные специальности, востребованные на рынке труда города Нефтеюганска и градообразующего предприятия ОАО РН-Юганскнефтегаза;
- повысится популярность рабочих профессий и специальностей среди учащихся и выпускников школы.
- подготовка профориентационной документации для проведения классных часов, бесед и вечеров по профориентации – презентации, памятки.
"Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии" (Н. Чернышевский).
Если же выбор оказался не случайный, можно быть уверенным, что такому человеку гарантированно счастье в труде на всю жизнь. Надеюсь, наш выбор окажется не ошибочным.
Ресурсы:
Литература:
1. Грецов А. «Выбираем профессию», издательский дом «Питер», Санкт-Петербург, 2006 год.
2. Селевко Г.К., Соловьева О.Ю. «Найди свой путь», издательство «Арсенал образования», Москва, 2007 год.
3. Бендюков М.А., Соломин И.Л. «Твой компас на рынке труда», издательский дом «РОСТ», Санкт-Петербург, 2002 год.
4. Газета «Здравствуйте, нефтеюганцы» за 2014-2015 год.
5. Газета «За Юганскую нефть» 2015 год
6. Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога.
Санкт- Петербург. 2007.
7. Коротаева Е. Хочу, могу, умею. М., 2007.
8. Павлова Т.И. Профориентация старшеклассников: диагностика и
развитие профессиональной зрелости. М., 2006.
9. Прошицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. М., 2005.
10. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей
школьника. Ярославль, 2007.
11.Черникова Т.В. Профориентация старшеклассников. Учебно-
методический материал.
12. Харисова И.Г. Формы воспитательной работы. Творческие работы
студентов. Ярославль, 2009год.
Интернет-ресурсы:
Ах эта снежная зима
Волшебные звуки ноктюрна
Можно от Солнца уйти...
Кто грамотней?
Как нарисовать лимон акварелью