Математика - это огромный мир, который вокруг нас. Она окружает нас везде и во всем: дома, на улице, в магазине. Еще с древних времен говорили, что математика - царица наук. И познакомившись с нашей работой, вы действительно это поймете и познакомитесь с интересными фактами из области чисел, которые нас окружают.
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnye_chisla.doc | 59.5 КБ |
Творческая работа по математике на конкурс
«Математика в моей жизни»
Тема
«Занимательные числа»
(коллекция фактов, исторических сведений)
Михалева Устинья
Юрьев Александр
Руководитель
Рейнгард А.А.
п. Тутончаны 2019 год
Актуальность
Математика – самый трудный предмет, поэтому не все ученики нашего класса всегда хорошо готовы к уроку. Однако нам интересно слушать то, о чем не прописано в учебнике, что не является обязательным для изучения.
Нам нравится решать занимательные задачи, слушать необычные факты.
Задачи исследования:
- изучить дополнительную литературу по математике;
- подобрать сведения из истории развития числа, метрической системы мер, элементарной геометрии;
- поделиться с одноклассниками своими «находками».
Гипотеза
Математика в своей сущности достаточно таинственна и романтична.
Ожидаемые результаты
Живое содержание понятий, поиск неизвестных сторон математики, интересные математические факты повысят интерес к математике, нашу активность на уроках и качество знаний.
ОСОБЫЕ ЧИСЛА
Числа в древности имели имена;
один – Солнце, солист; два ассоциировалось с предметами, встречающимися попарно – крылья, уши.
Три – особое число, обозначающее весь окружающий мир, земное, подземное и небесное царства. Число три – священное число, его часто мы встречаем в сказках.
Некоторые народы делили мир по горизонтали и знали четыре стороны света: восток, юг, запад, север и четыре направления ветра.
Число семь – особое число. Внимание охотников, скотоводов привлекало на небе созвездие Большой Медведицы - изображение семи звезд. И еще люди древности заметили через семь дней после новолуния на небе видна половина лунного диска, еще через семь дней и вся Луна, а еще через семь дней Луны не видно, сияют только звезды.
Особенно чтили число семь и на Древнем Востоке. Например нард «шумеры» обозначали число семь тем же знаком, что и всю вселенную.
И сейчас числу семь придают иногда особое значение.
Мы говорим: семь подвижных планет; седьмой день – священный день;
семь цветов радуги; семь чудес света; семьЯ;
Число тринадцать – чертова дюжина, непостижимое число, «опасное для простых смертных» - так считают многие люди. В некоторых странах (Англия, США) нет домов, квартир, этажей и т.д. под номером 13.
Число Пи
Число Пи – это самая известная и загадочная математическая константа, которая выражает соотношение окружности к диаметру круга.
Его используют в мировой статистике, прогнозе погоды и других ситуациях, требующих большой вычислительной мощности.
Оно никогда не повторяется и никогда не оканчивается, если его записать в виде десятичной дроби.
Интересно, что известная пирамида Хеопса является воплощением числа Пи, так как соотношение ее высота с периметром основания дает число Пи.
Первые 100 знаков после запятой числа Пи выглядят так:
3,1415926535897932384626433832795028841971693993751
058209749445923078164062862089986280348253421170679
Число 666
Число 666 больше всего известно тем, что считается числом зверя или числом дьявола в Библии, где упоминается: "Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо число это человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть".
Многие считают это число приносящим несчастье, сатанинским, знаком антихриста и избегают его. Боязнь числа 666 называется гексакосиойгексеконтагексафобия. Есть и те, кто считает, что на самом деле перевод был неточен и числом зверя является 616.
Нуль стал основой современной математики. Хотя мы начинаем считать с единицы, математики и программисты считают с нуля.
Он известен, как нейтральный элемент. Если вы прибавите или отнимите от любого числа нуль, число не изменится. Если умножить любое число на нуль, вы получите нуль. Любое число, возведенное в степень 0 будет равно 1, например, 2 в нулевой степени равно 1. Но вы не можете разделить число на нуль.
Не существует нулевого года в системе счисления. Так, идет 3 год до н.э., 2 год до н.э., 1 год до н.э., а затем 1 год н.э., 2 год н.э. и так далее.
Золотое сечение
Золотая середина или золотое сечение - это величина, равная приблизительно 1,6180339887, которая описывает универсальные совершенные пропорции в науке и искусстве.
Две величины находятся в золотой пропорции, если соотношение этих величин к большей такое же, что и соотношение между большей и меньшей величиной.
Многие художники и архитекторы использовали золотое сечение в своих работах, так как именно такие пропорции считаются эстетически приятными.
Число 5
Согласно Пифагору, число 5 - это совершенное число человеческого микрокосма. Аристотель также добавил 5-й элемент к 4-м стихиям (огонь, вода, воздух, земля) и назвал его эфиром, что стало основой большинства духовных практик древних алхимиков. Также число 5 имеет духовное значение и символизм в других культурах.
Интересно, что оно стало основой псевдорелигии – дискордианизма, согласно которой все, что происходит во Вселенной, связано с числом пять.
Число 8
Число 8 считается числом совершенства. Оно ассоциируется с бесконечностью, а у древних египтян считалось числом равновесия и космического порядка.
Оно считается счастливым числом в японской и китайской культуре. Пифагорейцы верили, что число 8 является символом любви и дружбы.
Пословицы с цифрами: Семь раз отмерь — один отрежь. Семь сел, один вол, да и тот гол, а десять урядников. Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь. Семь футов под килем.
МИР ЧИСЕЛ
Подсчитывать предметы люди научились еще в древнем каменном веке, десятки тысяч лет тому назад. И у многих народов название числа зависело от подсчитываемых предметов. Например, десять лодок – это «боло», десять кокосовых орехов – «каро», неопределенное число – «стая», «толпа», «много», «стадо», «куча» и т.д.
Позже люди стали понимать, что три лодки, три, топора, три стрелы означают одно и тоже количество. Стали совершать обмен «предмет за предмет». Например, три рыбы на три съедобных корня.
Первые цифры напоминали зарубки.
Цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0 появились в шестом веке в Индии. Они носят название арабских. С помощью этих цифр можно записать какое угодно число.
В хозяйственной жизни люди довольствовались небольшими числами – «малым счетом». Он доходил до 10 тысяч. А у древних славян были уже такие числа:
тысяча-1000;
тьма –10 000;
легион –1000 000 000 000;
леорд-10 с 24 нулями;
ворон –10 с 48 нулями;
колода – 10 с 49 нулями;
Римская нумерация – I, V, X, L, C, D, M (1, 5, 10, 50, 100, 500, 1000) зародилась в Древнем Риме.
Например, римское число IV – 4; VI – 6; IX –9; X – 10 и т.д.
ДРОБИ И ПРОЦЕНТЫ
Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина. Следующая дробь – треть. Было это примерно 3000 лет назад в Древнем Египте.
У разных народов дроби записывались по – разному, с использованием символов и разных знаменателей. Дроби были двенадцатиричные, шестидесятиричные. Современную запись дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель снизу и не писали дробной черты. А записывать дроби точно как сейчас стали арабы.
Десятичные дроби впервые встретились в XV веке у самаркандского математика и астронома Аль – Каши, а ввел их в математику Симон Стевин.
Проценты, как и дробные числа, появились в математике очень давно в Древнем Вавилоне. Пользовались процентами в Древней Индии и Древнем Риме главным образом в торговле, при взимании налогов.
Первые таблицы процентов создал Симон Стевин.
Символ процента произошел от латинского слова “centum” – сто.
РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА СЧЕТА
Первыми древними приспособлениями для счета предметов были:
-пальцы рук, ног;
-зарубки на палках;
-узлы на веревке;
-камешки и другие предметы.
Греки и римляне производили вычисления с помощью специальной доски – абака. Доска абака была разделена на полоски. Каждая полоска назначалась для откладывания тех или иных разрядов чисел: в первую полоску ставили столько камешков или бобов, сколько в числе единиц, во - вторую – сколько десятков и т.д.
Впервые абак появился, вероятно, в Древнем Вавилоне 3 тыс. до н. э. Первоначально представлял собой доску, разграфлённую на полосы или со сделанными углублениями. Счётные метки (камешки, косточки) передвигались по линиям или углублениям. В 5 в. до н. э. в Египте вместо линий и углублений стали использовать палочки и проволоку с нанизанными камешками.
Древнегреческий абак (доска или "саламинская доска" по имени острова Саламин в Эгейском море) представлял собой посыпанную морским песком дощечку. На песке проходили бороздки, на которых камешками обозначались числа. Одна бороздка соответствовала единицам, другая - десяткам и т.д. Если в какой-то бороздке при счете набиралось более 10 камешков, их снимали и добавляли один камешек в следующем разряде.
Счеты использовались и на Востоке – в Китае и Японии.
Абак сменили обыкновенные счеты, счеты - арифмометр – механическая счетная машинка. Современный человек пользуется электронным калькулятором или программируемой ЭВМ, которые появились в середине 20 века.
ПЛОЩАДЬ
Еще 4 - 5 тыс. лет назад вавилоняне вычисляли площади земельных участков, имеющих форму прямоугольника и трапеции, в квадратных единицах. Единицей измерения площади издревле использовали квадрат, так как именно квадрат обладает замечательными свойствами: равные стороны, равные и прямые углы; квадрат имеет ось и центр симметрии и совершенство формы. Квадраты легко строить, и ими можно покрыть без просветов фигуры любой формы.
Около 4 000 лет назад египтяне определяли площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции теми же приемами, как и мы. То есть, чтобы определить площадь прямоугольника, умножали длину на ширину; чтобы найти площадь треугольника, основание треугольника делили пополам и умножали на высоту.
Египтяне использовали и иные, которые позволяли быстрее измерять площадь земельного участка путем только обхода его по границам, но результат измерения получался с некоторой погрешностью.
Необходимость заставила человека измерять площадь. В обычной жизни площадью называют большое открытое пространство. Но площадь можно найти и у крыши, учебника, у тетради, парты, земельного участка. Для измерения площади у русского народа были особые мерки; копна, коробья, выть, веревка, соха, жеребья, обжа, четь.
Но основными стали десятина и четь.
Поверхность квадрата 50 сажень на 50 сажень называлась просто десятина, прямоугольника 80 на 40 сажень – хозяйственная десятина, 80 на 30 сажень – казенная десятина.
От древних землемеров нам досталось только слово «площадь».
Интересно, что из всех фигур, имеющих одинаковую длину (периметр), наибольшую площадь имеет круг. Этот факт заметили еще древние греки.
С этим свойством круга связана интересная задача. На плоскости начерчена прямая; кроме того, имеется нерастяжимая нить определенной длины. Как надо расположить эту нить на плоскости, приложив ее концами к двум каким – либо точкам прямой, чтобы вместе с прямой она ограничивала фигуру наибольшей площади?
Задача эта связана с преданием. Царица Дидона разрешила людям построить город в «пределах воловьей шкуры». Шкуру разрезали на узкие ремни, и, соединив их, получили очень длинную нить. Расположили ее так, что бы вместе с морским берегом охватить наибольшую площадь. Получился полукруг.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ МЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МЕР
Люди стали измерять окружающие их предметы ещё в древности. И с каждым днём роль и значение измерений увеличивалась. Человечество глубоко развило технику измерений. Используя новейшие методики, ученые точно измеряют свойства предметов и явлений. Эти измерения являются одним из средств помогающим познать человеку природу, подчинить ее нашим нуждам.
Ранее в древности пользовались такими мерами длины как длину шага, ладони, локтя, пядь – расстояние между согнутыми большим и указательным пальцами. Все эти меры «ручные» или «ножные». Начиная с одиннадцатого века, в строительных и землемерных работах на Руси использовали сажени. Их было две: прямая сажень (руки в стороны) и косая сажень (от кончика пальца ноги до кончиков пальцев вытянутой противоположной руки).
Позже появились дюйм – большой палец, приблизительно 2,5см, фут – нога, приблизительно 30,5 см. Английские меры ярд, фут, дюйм были положены в основу новых русских мер с позволения Петра Первого в 18 веке. Было решено определять меры так, чтобы было равенство: 1 сажень равна 3 аршинам, 12 пядям, 48 вершкам, 7 футам, 84 дюймам. Но, не смотря на царский указ, повсюду применялись разные меры, была неразбериха. И лишь в 1918 году мы перешли к метрической системе мер.
Линия - льняная нить – «линеа», линейка стала известна с 1789 года.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Любимое занятие это решение занимательных задач, разгадывание кроссвордов, шифровок.
Например, игра «Битва чисел», шахматы, головоломки, картины по числам, морской бой и другие.
В ней принимает участие весь класс. Учитель предлагает задание на выполнение арифметических действий, в которых первым компонентом какого – то действия является результат предыдущего действия. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся в цепи промежуточных ответов и верно дал окончательный ответ.
Любимые этапы уроков - это работа с графическим диктантом или разгадывание темы урока, может какого – то нового понятия, когда ответ к каждому устному примеру зашифрован буквой, а запись букв в определенном порядке и есть тема урока или новое понятие.
Тот же результат можно получить, при разгадывании кроссвордов.
Заключение.
Мы познакомились с интересными математическими фактами.
Означает ли это, что мы прошли всю страну Истории математики. Конечно, нет! Впереди нас ждем алгебра, геометрия, тригонометрия, теория вероятностей. Мы многое узнали в 5 классе. И без этих знаний не сможем обойтись в 6 – 11 классах.
Нам предстоит найти ответы на многие вопросы, в том числе:
- Почему стол на четырех ножках может качаться, а трехногий табурет не качается?
- В каждой ли плоскости существует горизонтальная прямая?
- Можно ли замостить площадь равными пятиугольниками?…
И другие интересные факты.
Только, изучая науку математику, мы сможем ответить на все эти вопросы.
ВЫВОД
Мои одноклассники заинтересовались информацией по истории математики, математическими играми и обратились к учителю за новыми источниками, значит, труды не прошли даром.
А учащиеся 4 класса на вопрос «Зачем нужна математика?» дали такие ответы:
- уметь считать;
- получить хорошую профессию;
- помогать своим детям учиться;
Итак, впереди еще несколько лет занятий замечательной наукой математикой.
Желаем вам на этом долгом и интересном пути успехов!
Используемая литература
Виленкин И.А. , Жохов В.И. Математика: Учеб. Для 5 класса общеобразоват. Учреждений –М.: Мнемозина, 2020
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.-М.: Просвещение, 1990
Интернет источники: википедия.
Три загадки Солнца
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Кактусы из сада камней
Весенняя сказка
Сказка на ночь про Снеговика