Групповой проект учащихся 4 класса по теме: «Игры разных поколений». Цель работы было выяснить особенности игр разных поколений, научиться играть в игры, в которые играли родители детей, а так же их бабушки и дедушки.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 360 КБ |
Отдел образования Лежневского муниципального района
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Шилыковская средняя школа
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
По теме: «Игры разных поколений»
Групповой проект учащихся 4 класса.
Над проектом работали:
Морозова Алина Станиславовна,
Рыболовова Ксения Александровна,
Балашов Егор Артемович,
Ерёмычев Владислав Александрович,
Копятина Анастасия Сергеевна,
Иванова Ника Денисовна,
Степанов Матвей Сергеевич,
Волужков Иван Евгеньевич
Руководитель Лезова Нина Владимировна,
учитель начальных классов.
Лежнево, 2019г.
Содержание
Введение __________________________________________3
Заключение__________________________________________10
Введение
На уроке литературного чтения мы читали сказку Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени». Там били такие слова:
«…Кончила старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что-то увидала в снегу. Наклонилась она и схватила мячик. Наверное, кто-нибудь из детей, игравших в сквере, потерял этот мячик в снегу.
Оглядела старушка мячик со всех сторон, обтерла его старательно платочком, встала, подошла не спеша к дереву и давай играть в трешки…»
«…Искали час, другой, третий. Наконец зашли во второй двор огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает старушка. Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек….» [1]*
Оказалось, что трешки и классы на асфальте – это игры. И мы захотели узнать, в какие игры играли наши родители, бабушки и дедушки? Какие игры популярны у нашего поколения?
Гипотеза: Предполагаем, что игры наших бабушек и дедушек, мам и пап будут интересны современным мальчишкам и девчонкам.
Целью нашей исследовательской работы является определение особенностей игр разных поколений.
Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Разработать вопросы для анкетирования родственников и современных школьников.
2. Провести анкетирование родителей, бабушек, дедушек и учащихся школы.
3. Сравнить, чем игры одного поколения отличаются от игр другого поколения.
4. Разучить интересные игры.
5. Выпустить подборку игр.
Объектом исследования являются детские игры разных поколений.
Предмет исследования – содержание игр, в которые играли наши мамы и папы, бабушки и дедушки.
Методы исследования - при написании работы мы использовали данные анкетирования, рассказы родственников об играх их детства; уточняли правила игр, обращались к сети Интернет.
Актуальность исследования игр разных поколений велика. Каждый взрослый человек когда-то был ребенком. Какой ребенок не любит поиграть! А игра - это не только развлечение. В играх дети учатся побеждать и проигрывать, тренируют ловкость и быстроту, развивают память, внимание и учатся размышлять.
1. Анкетирование родственников и друзей.
Для того чтобы узнать в какие игры играли наши родители, бабушки и дедушки нами была разработана анкета для взрослых.
Для наших друзей мы тоже разработали анкету.
Для школьников мы тоже приготовили анкеты.
В анкетировании приняло участие 16 взрослых человек и 28 учащихся из третьего и пятого классов.
Заполняя анкеты, взрослые вспоминали свое детство и своих друзей. Нам было интересно слушать о том, чем был заполнен досуг детей в середине и в конце прошлого века.
2. Результаты анкетирования.
Обработав анкеты, мы получили следующие результаты.
2.1. Детство наших родителей проходило:
Годы, когда проходило детство | Количество ответивших |
60-е годы 20 века | 5 |
70-е годы 20 века | 2 |
80-е годы 20 века | 5 |
90-е годы 20 века | 4 |
2.2. Количество человек, принимавших участие в играх.
Сколько человек играло | Количество ответивших | |
взрослые | дети | |
один, ни с кем | 0 | 4 |
2-7 человек | 4 | 22 |
до 10 человек | 5 | 2 |
до 15 человек | 6 | 0 |
Анкетирование показало, что наши родители, бабушки и дедушки играли большими группами, чаще всего всем двором, улицей. Современные дети играют малыми группами, в основном о 2-3 до 6 человек. Есть дети, которые играют в одиночестве.
2.3. В анкетах взрослых было перечислено много самых различных игр: «Казаки-разбойники», «Резиночка», «Футбол», «Прятки», «Колдуны», Классики», «Вышибалы», «Гуси-лебеди» и др. В анкетах детей игры были более однообразны.
Мы отобрали самые популярные подвижные и спокойные игры среди взрослых и детей.
Из диаграмм видно, что самыми популярными подвижными играми во второй половине 20 века были «Прятки»(8 выборов), «Казаки-разбойники» (7 выборов), «Резиночка» (6 выборов) и «Прятки» (5 выборов».
Популярные игры современных школьников – «Догонялки» (12 выборов), «Прятки» (11 выборов), «Стоп, земля!» (5 выборов).
Из следующих диаграмм видим, в какие спокойные игры любили играть дети во второй половине 20 века, и какие игры предпочитают современные школьники.
И раньше, и сейчас дети играли в «Прятки» и «Догонялки», в «Морской бой» и «Шашки». Однако у современных детей самыми популярными стали самые различные компьютерные игры ( 15 выборов).
2.4. Детям было предложено ответить на вопросы: «Знаете ли вы, в какие игры играли ваши родственники?» и «Хотели бы вы узнать, в какие игры играли школьники раньше?». Опрос показал, что современные школьники мало знают об играх детей второй половины 20 века. Более половины опрашиваемых хотели бы знать, во что играли раньше.
3. Описание некоторых игр.
Определив самые популярные игры школьников второй половины 20 века, мы решили научиться в них играть. Каждый учащийся нашего класса выбрал игру, правила которой должен был изучить и красиво оформить на листе бумаги.
Балашов Егор | «Хали-хало» | Ласун Никита | «Испорченный телефон» |
Степанов Матвей | «Садовник» | Морозова Алина | «Резиночка» |
Ерёмычев Владислав | «12 палочек» | Рыболовова Ксения | |
Иванова Ника | «Классики» | Волужков Иван | «Казаки-разбойники» |
Копятина Анастасия | «Трешки» |
Было очень интересно играть в игры «Садовник» и «Испорченный телефон». Эти игры тренируют внимание и память. В них можно играть большой компанией. Заинтересовала всех и «Резиночка». Даже мальчики пробовали разные комбинации прыжков. Эта игра подвижная, требует выносливости и определенной физической подготовки. Хорошо тренирует ловкость.
Другие игры мы пока изучили только в теории. Нам очень понравились такие игры как «Классики», «12 палочек» и «Казаки-разбойники». Интересные игры с мячом – «Трешки» и «Хали-хало». Как только позволят погодные условия, обязательно опробуем их на практике вместе с детьми, отдыхающими в летнем лагере при школе. Специально для этого мы изготовили баннер «Давайте поиграем!». Его передадим воспитателям школьного лагеря.
Ниже мы привели описание некоторых полюбившихся нам игр. Все остальные изученные игры помещены в приложении.
«Резиночка»
Для игры нужен отрезок резинки длиной 2-4 метра. Участников должно быть не менее трех. Резиночка связывается и образует замкнутый контур. Она растягивается на ногах двоих участников, а третий начинает игру. В процессе резиночку поднимают на ногах все выше и выше, усложняя таким образом уровень прыжков от самого простого в районе щиколотки до самого сложного – на поясе. Если игрок правильно выполняет все упражнения на предыдущем уровне, он повторяет их на следующем. А если играющий ошибается или сбивается, то ход получает следующий игрок, а предыдущий отправляется держать резиночку.
«12 палочек»
Для игры необходимы 12 палочек. Палочки укладывают на небольшую доску, положенную серединой на бревнышко. Палочки укладывали на один край доски.
Игра начиналась с выбора водящего. Для этого использовали считалку. Водящий закрывает глаза, считает до 5. В это время кто-то один наступает ногой на свободный край доски, чтобы палочки разлетелись в разные стороны. Пока водящий ищет и собирает 12 палочек, остальные игроки прячутся. Затем водящий начинает искать спрятавшихся игроков. Если он кого-то увидел, то кричит его имя и бежит к палочкам, чтобы их коснуться – «застукать» этого игрока. Если он успевает это сделать, то тот, кого назвали, становиться водящим в следующей игре. Если игроки во время игры успевают незаметно добежать до доски с палочками, то снова наступают ногой, чтобы палочки разлетелись. Водящий заново собирает палочки и ищет спрятавшихся игроков. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «застуканы» все игроки.
«Садовник»
С помощью считалочки выбирается водящий, он становится «садовником».
Остальные игроки становятся «цветами» растущими на «грядке».
Каждый ребенок выбирает себе название цветка, свое новое имя, и сообщает всем остальным. Далее происходит такой диалог:
– Я садовником родился,
не на шутку рассердился,
все цветы мне надоели,
кроме "лилии"
(называет любой цветок из присутсвующих на грядке)
«Лилия» тут же должна отозваться:
– Ой!
– Что с тобой?
– Влюблена
– В кого?
– В ромашку! (тут игроку важно вспомнить какие еще цветы есть на грядке рядом с ним).
Ромашка тут же должна отозваться.
– Ой!
Далее они с лилией ведут такой же диалог и ромашка должна вспомнить еще какой-нибудь растущий рядом цветок.
Влюбляться можно и в садовника, но только не сразу после того как он назвал цветок.
То есть цепочки садовник-лилия-садовник быть не может.
Должно быть хотя бы садовник-лилия-ромашка-садовник.
Если игрок не отозвался на имя своего цветка или не смог придумать в кого он «влюблен», он становится садовником и игра начинается сначала.
Заключение
В ходе исследования выявили, что все дети и во все времена очень любили и любят играть. В завершении исследования нами были сделали следующие выводы:
1. Некоторые игры повторяются из одного поколения в другое.
2. Поколения бабушек и дедушек, мам и пап играли в коллективные игры, их игры были более разнообразны.
3. Раньше дети много играли на свежем воздухе.
4. Наше поколение знает очень мало игр, сейчас школьники играют небольшими группами или в одиночку.
5. Надо учиться играть игры наших родителей, которые помогают детям развиваться, учат общаться друг с другом и дружить.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к исследовательской работе
«Игры разных поколений»,
учащихся 4 класса
МКОУ Шилыковской СШ
Игра «Трeшки»
В эту игру могут играть дети с 5-6 лет. Подойдет мяч размером с теннисный или чуть крупнее, чтобы его удобно было ловить одной рукой; в упрощенную версию можно играть и волейбольным мячом. Количество игроков не ограничено, но лучше не больше трех, иначе придется долго ждать своей очереди.
Правила игры. Игрок выполняет упражнения каждого этапа по 3 раза (поэтому игра и называется «трешки») и переходит с этапа на этап до тех пор, пока не ошибется. После ошибки мяч переходит к следующему игроку.
В следующий раз игрок повторяет тот этап, на котором «застрял» и продолжает дальше до следующей ошибки. Выигрывает тот, кто первым выполнит все этапы.
Этапы | Для детей помладше | Для детей постарше |
1 | Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками | Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками |
2 | Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши, поймать мяч | Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши 3 раза, поймать мяч |
3 | Подбросить мяч вверх, присесть, поймать мяч | Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши впереди и позади себя, поймать мяч |
4 | Ударить мячом об землю и поймать его двумя руками | Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши под коленом, поймать мяч (при повторах ноги меняем) |
5 | Ударить мячом об землю, хлопнуть в ладоши, поймать мяч | Подбросить мяч вверх и поймать его одной правой или левой рукой (при повторах руки меняем) |
6 | Чеканить мячом об землю одной рукой 3 раза и поймать двумя руками (повторять 3 раза уже не нужно) | Подбросить мяч вверх из-под правой ноги и поймать |
7 | Ударить мяч коленом и поймать двумя руками | Подбросить мяч вверх из-под левой ноги и поймать |
8 | Ударить мячом об пол, повернуться вокруг себя и поймать мяч | Ударить мячом об землю и перенести в этот момент правую ногу над мячом, поймать мяч |
9 | Ударить мячом об землю и перенести в этот момент левую ногу над мячом, поймать мяч | |
10 | Ударить мячом об пол, повернуться вокруг себя и поймать мяч | |
11 | Чеканить мячом об землю правой рукой 3 раза и поймать его двумя руками (повторять 3 раза уже не нужно) |
Игра «Классики»
Самый простой вариант игры. На асфальте чертятся «классы» вот таким образом:
Правила игры в «Классики» на асфальте просты. Каждый участник ищет себе стеклышко или камушек. Водящий определяется по считалке. Он бросает камушек первым и скачет. Пошагово, как играть:
Есть еще вариант игры, когда во время прыжка битку (то есть камушек) нужно ногой перемещать из клетки в клетку, а из последнего квадрата — выбивать из поля.
Есть также различные варианты прыжков: вперед спиной, через одну клетку, согнувшись, не показывая зубы, бросать камушек вслепую и т.д.
Еще вариант: бросаешь камушек не на единицу, а на «2», «3» и выше, прыгать со старта сразу на эту клетку, минуя предыдущие. Но это очень сложно сделать, когда дело доходит до клеток «6,7», «8», «9,10», практически невозможно.
Игра «Хали-хало»
Правила игры. Играющие становятся в круг, считалкой выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч и загадывает остальным ребятам слово. Обычно говорят к какой категории принадлежит придуманное слово и его первую и последнюю букву. Например, водящий загадал слово кровать. Он говорит это предмет из мебели, он начинается на букву К и заканчивается мягким знаком. Дети начинают отгадывать слово. Как только водящий услышит правильный ответ, он кричит "Хали-хало", подкидывает мяч как можно выше вверх, а сам убегает.
Ребенок, правильно отгадавший слово, ловит мяч и кричит "Стоп". Водящий останавливается. Игрок должен отгадать сколько до водящего шагов. Но шагов непростых. В каждой компании можно придумывать свои шаги.
Виды шагов в игре хали-хало:
Игрок с мячом делает названное количество шагов и бросает мяч в кольцо, которое делает руками водящий. В некоторых вариантах этой игры нужно мячом попасть в водящего. Если мяч попадает в кольцо - то игрок становится водящим и игра продолжается.
Хали-хало - это игра на смекалку. Всем играющим весело и никто не обижается на водящего.
Игра «Испорченный телефон»
Играть в эту игру лучше компанией от 5 человек. Чем больше человек в цепочке, тем веселее и непредсказумее получается результат. Все игроки садятся в ряд на скамейку или бревно так, чтобы удобно было шептать на ушко друг другу. Если играют дома, подойдет любой диван. Эта игра развивает внимательность, слух и чувство юмора.
Правила игры. Ведущий загадывает слово и шепчет его первому игроку так, чтобы не услышали остальные. Первый шепчет на ухо второму игроку то, что удалось услышать. Второй передает слово шепотом третьему и так далее по цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что услышал. Обычно это сильно отличается от слова, загаданного ведущим и вызывает всеобщее веселье.
Ведущим становится последний игрок, а все остальные «сдвигаются» по скамейке.
Бывший ведущий садится на место первого игрока.
При очень большой компании можно разделиться на две команды и устроить соревнование. В этом случае ведущий шепчет одинаковое слово каждой команде. пробеждает та команда, у которой результат получился наиболее похожим на заданное слово.
Игра «Казаки-разбойники»
Казаки-разбойники – игра с вековой историей – неизменно вызывает особый интерес. Точных данных о времени возникновения игры нет, но известно, что играли в неё ещё до революции. Название игры, наверняка, взято из жизни, поскольку её правила имитируют действительность: в царской России казаки являлись народной самообороной, охраняя мирное население от набегов разбойников. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда городовые казаки из поселений за вознаграждение ловили «воровских» казаков.
Играют от шести человек и более (чем больше, тем лучше). Играющие оговаривают территорию, на которой будет проходить игра. Разделившись на две команды, они определяют, кто будет играть за «казаков», а кто за «разбойников». Иногда выбираются атаманы.
Дальше существуют расхождения в правилах игры. В классическом варианте «разбойники» совещаются и загадывают кодовое слово (секретный пароль). Это может быть и слово, и набор цифр (его длина оговаривается заранее). В других вариантах «разбойники» составляют фразу, количество слов в которой равно количеству игроков. Каждый запоминает «своё» слово. По сигналу «разбойники» убегают прятаться, «казаки» не должны подглядывать. Свой путь передвижения «разбойники» обозначают с помощью стрелок на асфальте и других поверхностях (стенах, заборах), чтобы у «казаков» были подсказки, где искать.
Чаще всего вначале команда бежит вместе, затем разделяется, чтобы запутать соперников. Чем быстрее «разбойники» убегают и запутаннее рисуют стрелочки, тем у них больше шансов надёжно спрятаться. «Казаки» в это время обустраивают «темницу» или «штаб» и придумывают, как будут «пытать» пленных. Через оговорённый промежуток времени, обычно 15-20 минут, «казаки» отправляются искать «разбойников». Найденного «разбойника» ловят, как в пятнашках, и отводят в темницу. Схваченный не имеет права вырываться и убегать. В некоторых вариантах игры «казак», поймавший «разбойника», остаётся в «темнице» сторожить его. В других – назначается стража, которая постоянно следит за «разбойниками» в «темнице», в то время как остальные участники могут бежать ловить других «разбойников». Чтобы выведать секретный пароль «разбойников» как бы «пытают» – щекочут, подсовывают насекомых, жгут крапивой. Виды «пыток» заранее оговариваются: они не должны быть жестокими или обидными. Игра заканчивается, когда «казакам» становится известен пароль или кодовая фраза целиком. Особой остроты игре добавляло, что «разбойники» могли выручить своих товарищей из «темницы». Тогда стрелки, указывающие направление, становились ещё запутаннее, а «казакам» приходилось начинать поиски сначала. Эта игра, по сути, смесь пряток и салок с сюжетной линией.
Игра полезна во всех смыслах. Кроме физической активности, она предполагает стратегическое мышление (путано нарисовать стрелки и спрятаться или же отыскать по ориентирам), терпение и выдержку («разбойникам» необходимо было тихо сидеть «в засаде» и не выдавать даже под «пытками» командной тайны). Играющим открывалась большая гамма человеческих отношений: азарт азартом, но переходить границы разумного в «пытках» нельзя, ведь в следующий раз игрок рискует сам оказаться на месте пойманного «разбойника». Неудивительно, что казаки-разбойники – это игра-долгожитель. В современных условиях играть в неё можно не только летом, используя мел, но и в любое другое время года. Ориентиры можно оставлять, например, на клеящихся стикерах или с помощью смываемых красок на водной основе. Главное – это большая компания, готовая испытать на себе игру с вековой историей.
[1]* Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени», Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 2 (Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др) – 6-е издание – Москва: Просвещение, 2017. – 223 с.
Рисуем "Осенний дождь"
Именинный пирог
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Сверчок
Карты планет и спутников Солнечной системы