Аннотация
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Антипов Евгений | 334.76 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Болтутинская С Ш» им. И. К. Базылева
Проект по биологии
Особо охраняемые природные территории
Глинковского района Смоленской области
Выполнил:
Антипов Евгений,
ученик 9 класса
Руководитель:
учитель биологии
Ковалева Т. Е.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение___________________________________________________ 3 стр.
Цель исследования__________________________________________ 4 стр.
- Задачи исследования_______________________________________ 4 стр.
- Актуальность исследования_________________________________4 стр.
- Теоретическая и практическая значимость___________________ 4 стр.
I этап. Подготовительный. Постановка проблемы__________ 5 стр.
II этап Основной.________________________________________ 6 стр.
III этап. Выводы________________________________________ 10 стр.
Литература__________________________________________________11 стр.
Введение.
Наша область относится к регионам, где природный комплекс в настоящее время сохранился, а угроза утраты природных экосистем пока невелика. Однако сложно прогнозировать дальнейшее развитие деградационных процессов, т.к. до сих пор не разработаны ни предложения по оптимальному использованию природных ресурсов отраслями хозяйства, ни эффективные меры поддержания экологического равновесия. Учитывая экономическое положение и возможности области, в настоящий период наиболее действенным способом решения этих задач является формирование надежной экологической сети разных по статусу, целевому назначению и размерам ООПТ.
Цель исследования: изучение особо охраняемых природных территорий Глинковского района.
Задачи исследования:
создать демонстрационный материал для пропаганды сохранения природы
Актуальность темы.
В век новых технологий человек перестал ощущать себя частью природы, действует как её хозяин и преобразователь, что ведёт к формированию утилитарного подхода к окружающей среде и приводит к её загрязнению и уничтожению. Именно поэтому столь важно ознакомиться природными памятниками родного края и формировать экологическую культуру.
Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что здесь рассматриваются особо охраняемые природные территории моей малой родины, которые позволяют сохранить в естественном состоянии наиболее ценные природные комплексы, а также способствовать успешному восстановлению экосистем, подверженных антропогенным воздействиям.
Практическая значимость заключается, в том, что любой человек, который даже не знаком с природой района, в кратчайшее время может получить представление об особо охраняемых природных территориях – памятниках природы нашей малой родины, что приведет к осознанию бережного отношения к природе в целом.
1 этап Подготовительный – постановка проблемы
На подготовительном этапе работы я сформулировал проблему, выбрал источники для изучения темы.
Проблема:
Я считаю, что, мы, подрастающее поколение, недостаточно знаем о проблемах природного окружения, не принимаем активного участия по защите и уходу памятников природы, не знаем их историю создания.
Методы исследовательской работы
- изучение литературы и интернет ресурсов по охране природы;
- изучение памятников природы нашего района
- создание буклетов
II этап. Основной.
На втором этапе работы я изучил источники информации по особо охраняемым природным территориям. В ходе исследования мной была изучена различная литература и интернет – ресурсы по выбранной теме.
В практической части своей работы я создал ознакомительные буклеты об особо охраняемых природных территориях Глинковского района в частности, Березовую рощу у д. Корыстино.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - то участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, недра, включающие природные комплексы и объекты, имеющие особое экологическое и природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и санитарно -оздоровителъное значения, которые, решениями органов государственной власти, изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен особый режим охраны.
Согласно Федеральному Закону «Об особо охраняемых природных территориях», к таковым относятся: государственные природные заповедники, в том числе, биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.
К особо охраняемым природным территориям относятся
заповедники - полностью и навечно изымаются их хозяйственной деятельности ради сохранения природы (природных комплексов) в нетронутом виде. На ней запрещены охота, ловля рыбы, рубка деревьев, сбор растений, сенокошение, выпас скота и т.д., а так же посещение их людьми. Заповедник - природная лаборатория, в которых ведется только научно-исследовательская работа.
заказники – природный комплекс, на которых сохраняют определённые виды растений, животных, ландшафтов, минералов и т.д. Например, запрещена любая хозяйственная, ведущая к нарушению ландшафта, но разрешена охота. Часто создаются временные охотничьи заказники для сохранения и восстановления численности каких-либо животных.
памятники природы) - отдельные природные объекты естественного и искусственного произведения (пещеры, болота, ключи, озёра, сосновые боры, колки, вековые деревья, редкие экземпляры флоры) имеющие научное, историческое и культурно-эстетическое значение.
национальные парки, природные парки – это обширные участки, выделяемые для сохранения нетронутой природы в интересах науки.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
На территории района расположено всего 3 ООПТ. Плотностью в его пределах находится Глинковский заказник. Небольшую часть занимает Соловьёвский заказник. Из других категорий ООПТ имеется лишь один памятник природы (табл. 1, рис.9).
Площадь всех ООПТ в районе – 10320 га, что составляет 8,4% от площади всего района. На долю заказников приходится 99,8% площади всех ООПТ.
В районе имеется ряд интересных природных объектов, заслуживающих выделения в качестве памятников природы и иных категорий ООПТ.
№ | Профиль | Категория | Вид | Название | Статус | Занимаемая площадь, га | Выделен решением (постановлением) |
1 | Ботанический | памятник природы | роща | Березовая роща у д. Корыстино | Регион. | 20,0 | Обл. исп. №573 от 01.10.1981 |
2 | Зоологический | государственный заказник | заказник | Соловьевский | Регион. | 300,0 | Обл. исп. №239 от 23.09.1969 |
3 | Зоологический | государственный заказник | заказник | Глинковский | Регион. | 10000 | Гл. адм. обл. №3 от 11.01.1995 |
Роща расположена в 1,1 км к юго-востоку от д. Корыстино и немногим белее 2 км к юго-западу от д. Розовка. Площадь рощи 20 га. Имеет она неправильную, вытянутую вдоль дороги в юго-восточном направлении форму. Находится вблизи водораздела р. Волости и Хмары. Насаждения естественного происхождения, входят 13 квартал (7 выдел) Ельнинского межхозяйственного лесхоза. Рельеф поверхности ровный, почвообразующие породы представлены лессовидным суглинком. Территория хорошо дренирована.
Насаждения везде предоставлены берёзой, единично встречается осина. Высота деревьев около 25 м. возраст-55 лет. Деревья примерно одинаковой высоты, диаметр большей части их около 25 см. Полнота насаждений – 0,7. Деревья в хорошем состоянии (1 бонитета). Подроста нет, подлесок встречается редко, в основном по окраинам рощи. Травостой густой, преобладают в нем злаки. Местами роща сильно заросла крапивой, папоротником, снытью. Ухода за рощей нет. В ней много сухостоя, поваленных деревьев. В Настоящее время для отдыха она практически не используется. В прошлом использовалась для отдыха в основном жителями д. Болтутино: в отдельные праздники в ней проводились массовые гуляния.
В ходе своего исследования я просмотрел Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях» и выделил основные режимы охраны ООПТ.
На территории ООПТ запрещено:
1. Всякое строительство, за исключением объектов, предусмотренных проектом обустройства и проведения природоохранных мероприятий
2. Геолого-разведывательные работы, приводящие к нарушению почвенного и растительного покрова, среды обитания животных
3. Рубки леса, за исключением санитарной рубки.
4. Заготовка живицы и древесных соков
5. Размещение, хранение и утилизация промышленных и бытовых отходов
6. Проезд вне дорог, определенных материалами лесоустройства, и стоянка вне специальных отведенных мест, за исключением случаев, связанных с охраной леса и осуществлением предусмотренных природоохранных мероприятий
7. Разведение костров вне специально оборудованных для этих целей мест
8. Распашка целинных земель
9. Всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы
На территории ООПТ разрешено:
1. Эксплуатация и реконструкция существующих объектов
2. Геолого-разведочные работы, не приводящие к нарушению почвенного и растительного покрова, среды обитания животных
3. Санитарные рубки
4. Посещение территорий в рекреационных, учебных и иных целях
5. Всякая деятельность, не влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы
III этап. Выводы
В результате выполнения данной работы я изучил ООПТ Глинковского района, которые имеют региональное значение, и выявил необходимость создания таких территорий, так как природные охраняемые объекты необходимы для сохранения уникальных ландшафтов, редких и исчезающих видов растений и животных, для обеспечения возможности их воспроизводства и поддержания на Земле биологического разнообразия организмов. Создал демонстрационный материал в виде буклета для пропаганды сохранения природы, чтобы многие ознакомились с ООПТ своего родного края, а также привлечь внимание учеников школы к проблеме уничтожения и загрязнения объектов живой природы.
Считаю, что мною поставленные цели и задачи достигнуты в полном объеме:
- сформированы представления об особо охраняемых территориях района, совершенствовались навыки работы с источниками географической информации, материалами интернет - ресурсов,
- развивались аналитические способности, умение делать собственные выводы,
- формировалась экологическая культура, чувство патриотизма, ответственность за судьбу природы родного края, сформировалась активная жизненная позиция.
Моя исследовательская работа может быть использована для проведения классных часов, а также на уроках биологии и экологии.
В целом, подводя итоги, хочется сказать, что охрана природы из чисто естественнонаучной проблемы переросла в социально - культурную и ее нельзя
решить, не предпринимая эффективных действий по изучению ООПТ и пропаганде их деятельности среди населения. Я считаю, что выполненная мною исследовательская работа актуальна, полезна. Особо охраняемые природные территории — наше богатство, гарантия выживания в условиях развивающегося экологического криза.
Литература
Ералаш
5 зимних аудиосказок
Почта
Алые паруса
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое