Исследование речевой культуры студентов-первокурсников
Вложение | Размер |
---|---|
molodezhnyy_sleng.ppt | 1.49 МБ |
Слайд 1
ГБПОУ МО «Красногорский колледж» Волоколамский филиал Выполнили: студенты группы 12ПД-19В2: Моргунова Ксения, Мелешева Алина, Кузнецова Анна. Руководитель: Дягилева Н.И, преподаватель русского языка и литературы ПРОЕКТСлайд 2
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. И.С. Тургенев
Слайд 3
Актуальность проекта Представленная тема, на наш взгляд, очень актуальна. Современный человек должен говорить грамотно, убедительно, выразительно, т.е. его речь должна быть развита, лексика богата и разнообразна. Что же представляет собой лексика современного подростка? Она изобилует жаргонизмами, нецензурными словами, в ней мало образности и выразительности. Наш «великий, могучий, правдивый и свободный» язык портится и засоряется. Гипотеза Предположим, что в речи современных студентов преобладает жаргонная (сленговая) лексика, что является показателем низкой речевой культуры обучающихся.
Слайд 4
Задачи проекта 1. Изучить литературу по данному вопросу. 2. Определить, какое место занимает ограниченная в употреблении лексика - жаргонизмы, сленг в речи обучающихся. 3. Выявить источники и причины возникновения подросткового жаргона. 4. Провести исследование среди студентов с целью выяснения употребления и восприятия сленговых выражений подростками. 5. Проанализировать результаты опроса и сделать соответствующие выводы. 6. Составить словарь современного сленга, употребляемого подростками нашего колледжа. Цель проекта Проанализировать речь студентов колледжа с точки зрения использования ими жаргонной (сленговой) лексики. Выяснить, какое место занимает подростковый жаргон (сленг) в речи студентов.
Слайд 5
Так что же такое сленг? Сленг , слэнг (англ. slang ) - экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы (БСЭ). В «Школьном толково-этимологическом словаре» (составитель Г.Н. Афонина) и в «Словаре иностранных слов для школьников» значение слова сленг одинаково: сленг – слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей; сленг- заимствованное из английского – то же, что и французское жаргон. То есть авторы этих словарей считают, что слова жаргон и сленг – синонимы.
Слайд 6
Так что же такое сленг? Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста. Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим. Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка. Из этих определений следует, что сленг – разновидность нелитературной речи.
Слайд 7
Причины употребления сленга студентами Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. Сленг помогает выделиться подростку, стать непохожим на окружающих. Это своеобразный протест против общепринятых норм. Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к определенной социальной среде. Сленг - способ прикрыть собственную безграмотность и скудость языка, шанс выглядеть модно.
Слайд 8
Данные социологического опроса среди студентов группы 12ПД-19В2 Цель проведения анкетирования: - определить круг наиболее употребляемых жаргонизмов в речи студентов нашей группы; - определить мотивы употребления жаргонизмов в речи; - определить отношение студентов к жаргонным словам, употребляемым ими в речи; - выявить наличие и отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов. В анкетировании приняли участие 30 человек
Слайд 9
Употребляете ли вы в своей речи жаргонные слова, сленг? (да, нет) Как часто? 0-20% 30-40% 50-60%
Слайд 10
Используют нелитературную речь, потому что: (Можно выбирать несколько ответов) а ) так говорят все, и я буду; б ) так легче общаться; в ) помогает лучше выразить свои мысли; г ) мне все равно, как я говорю; д ) делает речь понятнее для друзей; е ) считаю, что это модно и современно; ж) помогает самоутвердиться; з ) другое.
Слайд 11
Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений? а) да б) нет в) не думал об этом
Слайд 12
Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь?
Слайд 13
Результаты проведенного исследования 1 . Выявлено, что подростки активно используют в своей речи сленг и жаргонную лексику и считают, что такая речь приемлема в современном обществе. 2. Отмечено, что количество носителей молодежного жаргона увеличивается, и уже к первому курсу студенты осваивают студенческий жаргон, перенимая его от старшекурсников. 3 . Проанализированы причины употребления жаргонизмов в речи подростков.
Слайд 14
Тематические группы жаргонизмов, выявленные в результате исследования Наименование людей по качеству их характера: чувак, чувиха, чел, братан, дебил, красавчик, овца, козел, лох, лохушка, тормоз, шестерка, дебил, баран, чмо, придурок, урод, псих, овца, малявка, красава, вафля, звезда, чайник, обезьяна, валенок.
Слайд 15
Бытовая техника: комп, мобила, труба, телик, ящик, ноут, стиралка, морозко (холодильник) Пища и процесс ее поглощения: хавать, хавчик, жратва, вкусняхи, жрать, корм (еда), хавка, жевка, жрачка. Наименование людей по родству: Предки, пахан, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша, родаки, систер, матуха, родичи.
Слайд 16
Наименование людей по профессии Мент, мусора, училка, препод, мусориллы, классуха, врачиха, историчка, биологичка, географичка, русишка, математичка. Деньги: бабки, бабосики, бабло, сотка, косарь, черебас, червонец (десять), стольник, пятихатка, штука.
Слайд 17
Слова состояния, оценки: клево, классно, отпадно, офигенно, нормалек, потрясно, круто, вау, прикольно, супер, зашибись, крутяк, не оч, фигня, стрёмно, паршиво, отстой (плохо). Школьные оценки: двояк, пятак, двойбас, тройбан, пара, дубль, трюхан, пятифан, лебедь.
Слайд 18
Части тела Грабли, культяпки, костыли, клешни, лапти (руки); череп, коржик, пасть, контейнер, хавальник (рот); моргалы, зенки, пешки, фонари, лупы (глаза); башня, башка, чугун (голова), носаря (нос).
Слайд 19
Слова, обозначающие действия отвали, отвянь, завянь, увянь, затихни, свали, сдрысни, сгинь, иди погуляй (отстань), заткнись, умолкни, рот закрой (замолчи).
Слайд 20
Источники происхождения современного сленга подростков Одним из первых источников пополнения сленгом стали интернет, общение в соцсетях, развитие сотовой телефонной связи (комп – компьютер, винт – винчестер, гамать – играть, глючит – неполадки в работе компьютера; мыло – e-mail; блохи – ошибки в программе; мыха – компьютерная мышка;
Слайд 21
Современная музыкальная культура
Слайд 22
В речи студентов много иностранных (особенно английских) слов.
Слайд 23
В молодежный жаргон переходят арготизмы: отстой, отстойный, лох, базар, туфта, хавка, мусор, жратва, чмо, шестёрка и другие.
Слайд 24
Среди жаргонизмов есть слова, принадлежащие к нейтральной лексике с новым переносным лексическим значением, например, клевый – хороший; крутой – очень хороший; тормоз – человек, который медленно соображает; липа, липовый – ненастоящий; капуста – деньги и т.д.
Слайд 25
Заключение Подводя итог, скажем, что молодёжный жаргон, к сожалению, - это неотъемлемая часть речи современного подростка. Сленг негативно влияет на культуру речи и засоряет русский литературный язык. Поэтому, как не вспомнить слова С.Я. Маршака: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас».
Слайд 26
Источники 1. Береговая З. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания.- М.: 2006, № 3. 2. Большая советская энциклопедия .- М . : Советская энциклопедия . 1969 - 1978 . 3. Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005. 4. Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006. 5. Горбачевич К.С. Особенности молодёжного жаргона. //РЯШ. 2001г. 6. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль; Под ред. В.П. Бутромеев. - М.: Олма Медиа Гр., 2013. - 448 c. 7. Елистратов В.С. Толковый словарь русского сленга XXI века. М.: 2000 г. 8. Левикова С.И. Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003. 9. Никитина Т. Г. Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – М.: ФПб, 1998. 10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., М.: Высшая школа, 2003. — 944 с. 11. Стенин И.А. Словарь молодёжного жаргона. Воронеж.: 2004г. 12. Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. М.: 2001г.
Слайд 27
Интернет-ресурсы 1.http://samlib.ru/m/mazurin/slowarx.shtml 2.http://infourok.ru/issledovatelskaya_rabota_molodezhnyy_sleng_i_kultura_rechi-433332.htm 3.http://rus.1september.ru/article.php?ID=200102304 4.http://www.stihi.ru/diary/valmira59/2012-03-05
Слайд 28
Спасибо за внимание!
Филимоновская игрушка
Рождественские подарки от Метелицы
Н. Гумилёв. Жираф
Волшебные звуки ноктюрна
Цветущая сакура