Режим дня – это правильное распределение времени на все виды деятельности и отдыха подростка в течение суток, с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Цель:
1. Выяснить влияние правильного режима дня на успеваемость, активность и самочувствие подростка 7-8 классов.
2. Составление личного режима дня.
Задачи: : 1. Сформировать представления о режиме дня и его компонентах; 2. развивать познавательное отношение и интерес к изучаемой теме; 3. воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Объект исследования: Режим дня подростка.
Предмет исследования: Взаимосвязь режима дня и самочувствия подростка.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kirilinoy_l._i_petrovskoy_g.doc | 91 КБ |
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Доклад «Режим дня, как фактор здорового образа жизни подростка»
Авторы: Кирилина Елизавета, 7 класс МКОУ Тамтачетская СОШ
Петровская Ангелина, 7 класс МКОУ Тамтачетская СОШ
Руководитель: Александрова Мария Петровна, учитель физики и химии,
руководитель . кружка «Юный эколог»
П. Тамтачет
Тайшетский район
СОДЕРЖАНИЕ
4. Заключение 9 стр.
5. Список используемых источников 9 стр.
Введение.
Режим дня – это правильное распределение времени на все виды деятельности и отдыха подростка в течение суток, с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Цель:
1. Выяснить влияние правильного режима дня на успеваемость, активность и самочувствие подростка 7-8 классов.
2. Составление личного режима дня.
Задачи: : 1. Сформировать представления о режиме дня и его компонентах; 2. развивать познавательное отношение и интерес к изучаемой теме; 3. воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Объект исследования: Режим дня подростка.
Предмет исследования: Взаимосвязь режима дня и самочувствия подростка.
Глава I. Основная часть
1.1. Теоретическое обоснование
Учёба в школе – важнейший период жизни человека. Это период интенсивного роста и совершенствования организма, развития высшей нервной деятельности, формирования основных черт характера.
Строгое соблюдение режима дня необходимо для здоровья и правильного развития школьника. Благодаря соблюдению режима обеспечивается высокая работоспособность в течение дня.
Основными элементами режима дня школьника являются:
- сон;
- пребывание на открытом воздухе (прогулки);
- воспитательная и учебная деятельность;
- игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);
- самообслуживание, помощь семье;
- приемы пищи;
- личная гигиена.
Основным гигиеническим принципом построения рационального режима дня является его строгое выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму воспитания и обучения.
Рационально построенный и организованный режим является важным фактором, обеспечивающим своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие школьников. Режим дня обеспечивает оптимальный уровень работоспособности, а также предупреждает развитие утомления и повышает общую сопротивляемость организма.
1.1.1. Сон
Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья. Полноценный ночной сон важен для школьников, так как известно, что именно в этот период происходит перевод информации из кратковременной (оперативной) памяти в долговременную, что является необходимым условием для осуществления учебной деятельности и психического развития. Время отхода ко сну в зависимости от возраста и класса обучения рекомендуется в пределах от 20:30 до 22:30 часов.
Продолжительность сна у детей
Возраст | Продолжительность сна (часы) |
7-10 лет | 10-12 |
11-12 лет | 9-10 |
12-14 лет | 9-9,5 |
14-17 лет | 8-9 |
Систематическое недосыпание может вызвать истощение нервной системы, снижение работоспособности и ослабление защитных сил организма. Потребность детей в сне зависит от возраста, состояния здоровья и физического развития ребенка, а также от физических и психических нагрузок. Если есть привычка ложиться и вставать в одно и то же время, то человек быстро засыпает в установленные часы. Немаловажным является и устранение различных раздражителей (свет, музыка, разговоры), которые резко нарушают полноценность сна. Перед сном следует проветривать помещение, а еще лучше приучить себя спать круглый год при открытой форточке. Подъем следует проводить всегда в одно и то же время — не позднее 7 часов. Сразу же необходимо выполнить утреннюю гигиеническую гимнастику. Утренняя гимнастика ускоряет переход организма от сна к бодрствованию, создает бодрое и жизнерадостное настроение.
1.1.2. Пребывание на открытом воздухе (прогулки)
Пребывание на открытом воздухе (прогулки) - наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенным насыщением крови кислородом, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Пребывание на воздухе для школьника желательно разделить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном - 3-3,5 часа, в среднем - 2,5-3 часа, в старшем - 2-2,5 часа.
1.1.3. Учебная деятельность
При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период - с 8:00 до 12:00 часов и вечерний - с 16:00 до 18:00 часов.
Режимные моменты (час)
Учебные занятия и доп.занятия:
7 класс(13-14 лет) – 5-6 часов;
8-9 классы(15-16 лет) – 5-6 часов;
10-11 классы(17-18 лет) – 5-6 часов.
Дом.задания:
7 класс(13-14 лет) – 2-2,5 часа:
8-9 классы(15-16 лет) – 2,5-3 часа;
10-11 классы(17-18 лет) – 3-4 часа.
В соответствии с периодами подъема и спада активности должен строиться и режим обучения школьника. Основными составляющими режима должны быть школьные занятия, которые регламентируются учебным планом, и домашние занятия по подготовке к урокам.
Желательно приготовление уроков начинать в одно и то же время и сохранять такой же режим занятий, как и в школе, т.е. через каждые 45 минут делать короткие перерывы на отдых. Важно отметить и рациональное чередование деятельности, подразумевающее смену одного ее вида другим принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых.
1.1.4. Занятия в кружках, секциях и отдых по собственному выбору
Занятия в кружках, секциях и отдых по собственному выбору способствуют формированию у детей положительных эмоций, индивидуальных склонностей и развитию творческих способностей. Необходимо обязательно давать ребенку время для свободных занятий по собственному выбору (чтение литературы, занятие музыкой, рисованием, спортом, общественной работой).
Ежедневно свободное время ученики могут проводить сообразно своим интересам, заниматься любимым делом. Школьники посвящают своё свободное время чтению литературы, любимым занятиям, просмотру телевизионных передач. Подобный отдых доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, снимает психологическое напряжение.
Учащийся может в свободное время заниматься в кружках и спортивных секциях (однако не рекомендуется участие более чем в двух кружках), для младших школьников оно должно составлять 1-1,5 часа, для средних и старших школьников - 1,5-2,5 часа.
Для тренировок в режиме дня отводится определенное время. Лучше всего тренировочные занятия для школьников проводить в 10—12 или в 15—18 часов.
1.1.5. Работа на компьютере и просмотр телепередач
Необходимо помнить, что просмотры телевизора и работа на компьютере создают условия для значительной нагрузки зрительного анализатора. Следует воспитывать в детях привычку делать перерывы в работе на компьютере: каждые 15-20 минут для младших и 20-25 минут для старших школьников. Общее время просмотра телепередач и работы за компьютером не должно превышать 1,5 часа для младших школьников и 2 часа для школьников средних классов.
К сожалению, часто приходится наблюдать, как дети и подростки в ущерб учебным занятиям или сну слишком много времени проводят у телевизора или компьютера. Следствием этого является нарастающее утомление и снижение работоспособности. Поэтому необходимо ограничивать время просмотра телевизионных передач и работы на компьютере.
1.1.6. Время на самообслуживание
Время на самообслуживание, помощь семье также должно выделяться в режиме дня. Как дома, так и в школе учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в уборке помещений, уборке посуды, поливке растений, уходу за младшими детьми и др. Обучение самообслуживанию и привлечение к общественно полезному труду необходимо начинать с первых лет пребывания в школе
Продолжительность такой работы у учащихся 1-4-го классов должна составлять не более 30 минут, 5-8-го классов - 40 минут, 9-11-го классов - 1,5 часа. Ко всем видам труда учащиеся могут быть допущены лишь с учетом их состояния здоровья.
1.1.7. Приемы пищи и личная гигиена
Приемы пищи и личная гигиена являются обязательными компонентами режима детей любого возраста. В понятие режим питания входит строгое соблюдение времени приемов пищи и интервалов между ними, правильное распределение количества и качества пищи по приемам. При несоблюдении интервалов между приемами пищи нарушается нормальная желудочная секреция, снижается аппетит. Школьники без отклонений в состоянии здоровья должны принимать пищу 4-5 раз в день с интервалом в 3,5-4 часа. Ужинать ребенок должен за 1-1,5 часа до сна, а непосредственно перед сном полезно выпить стакан молока или кефира. Пища должна включать известное количество воды, белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, микроэлементов. Рациональное питание включает в себя и соблюдение режима питания, а также правильное распределение пищи по калорийности в течение дня с обеспечением высокого уровня усвоения пищевых продуктов. Определенное место в режиме дня следует отвести мероприятиям по личной гигиене (уход за телом, за волосами, зубами), закаливающим процедурам (воздушным, водным, комбинированным), утренней гигиенической гимнастике. Необходимо ежедневно мыть ноги на ночь, чаще менять носки, просушивать обувь. Следует систематически следить за ногтями рук и ног. Уход за полостью рта и зубами также немаловажный фактор. Скапливающиеся частички пищи во рту, а также больные зубы—благоприятная почва для развития вредных бактерий и частая причина нарушений работы желудочно-кишечного тракта. После каждого приема пищи необходимо полоскать рот теплой водой, перед сном и утром чистить зубы пастой или зубным порошком. Два раза в год следует проходить профилактические осмотры у зубного врача.
Практический этап исследовательской работы
Мы живём в небольшом таёжном посёлке. Дорога в школу занимает не более 10-15 минут. Школа работает в одну смену, занятия начинаются в 9.00ч. Занятия в школе длятся до 14.10ч. (6 уроков) - 14.55ч.(7 уроков или факультатив) . Питание в школе 2 – х разовое.
Мы учимся в 7 классе, остаётся не так много времени до экзаменов в 9 классе. И мы считаем, что режим дня это важная необходимость, которая поможет нам при подготовке и сдаче ОГЭ.
В классе мы решили, что каждый, если у него нет постоянного режима дня, составит его.
Мы решили проверить, как режим дня будет влиять на наше самочувствие и успеваемость в учёбе.
В конце учебного года мы сравним результаты. Мы выступили перед ребятами 7 – 9 классов с информацией о режиме дня и провели анкетирование.
Анкета «Мой режим дня»
Ф.И.учащегося_____________________________________________________
Класс_____________________________________________________________
1. Выполняете ли вы утром физическую зарядку?
а) всегда;
б) иногда;
в) иногда;
г) никогда.
2. Завтракаете ли вы утром?
а) всегда;
б) иногда;
в) никогда;
3. В какое время вы обычно учите уроки?
а) сразу, как прихожу из школы;
б) отдыхаю и только потом начинаю делать уроки;
в) обедаю и сажусь за уроки.
4. Сколько времени вы затрачиваете на приготовление домашних заданий?
а) до 1 часа;
б) 1 - 2 часа;
в) 2 -3 часа;
г) 3 -4 часа 5.
5. Делаете ли вы перерывы при выполнении домашнего задания?
а) всегда;
б) иногда;
в) никогда.
6. Вы ложитесь спать?
а) в 21-22.00;
б) в 22-23.00;
в) после 23.00
в) после 23.00.
7.Как часто вы просыпаетесь не выспавшись?
а) всегда;
б) иногда;
в) никогда.
8. Сколько часов в день вы смотрите телевизор?
а) 1 - 2 часа;
б) 3- 4 часа;
в) все свободное время.
9. Как обычно вы проводите воскресный день?
а) смотрю телевизор, играю в компьютерные игры;
б) слоняюсь по дому;
в) гуляю, занимаюсь спортом;
г) другое (укажите что именно).
10.Как часто вы стараетесь спланировать свой день?
а) всегда;
б) иногда;
в) никогда
Результаты анкетирования
В опросе участвовали 8чел.(7кл), 5 чел. (8кл) и 12 чел.(9кл), всего – 25 человек.
- Делают утром зарядку 2 человека(9кл) -8%.
Проведя анализ анкет, мы решили составить рекомендацию для ребят, которая поможет им при формировании режима дня. Для этого мы просмотрели в нашей библиотеке книги о ЗОЖ, а также просмотрели сайты в ИНТЕРНЕТЕ
Рекомендации по составлению распорядка дня школьника:
Заключение
Изучив литературные источники (справочную литературу), проведя анкетирование и интервью, мы пришли к такому заключению, что правильно организованный режим дня школьника предусматривает:
Результаты своих наблюдений мы представили на классном часе. Ребята заинтересовались и решили попробовать составить свой режим дня, а потом в назначенные сроки рассказать о результатах. Одноклассникам мы предложили найти материал о разделении людей на жаворонков, сов, т.к. каждый человек имеет собственные биологические часы, соответствующие его физиологическим потребностям и биоритмам.
Список литературы
1.Апатенко С.А. Доклад о мерах по развитию и популяризации в России здорового образа жизни и массовых занятий физической культурой и спортом // «Спорт в школе», 2008. №2. С. 34-40.
2.Васильева О.С., Журавлева Е.В. Здоровый образ жизни - теоретические представления и реальная ситуация // Школа здоровья, 2009. №2. С. 16-21.
3. Казаин Э.М., Блинова И.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. - М: Изд-во «Владос», 2010. - 346 с. .
4. Куинджи Н.Н. Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 139 с. .
5. Максимова Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения. - М.: ПЕРСЭ, 2010. - 192 с.
6. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни. // Вопросы психологии, 2007. - №2. - С. 3-14.
Источники
http://pedrazvitie.ru/raboty_srednee_prof_new/index?n=40714
https://infourok.ru/individualniy-proekt-rezhim-dnya-1496712.html
http://pedrazvitie.ru/raboty_srednee_prof_new/index?n=40714
https://pandia.ru/text/79/048/12251.php
Сила слова
Как нарисовать небо акварелью
Как нарисовать портрет?
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Нечаянная победа. Айзек Азимов