Работа заняла 1 место на областном конкурсе "Шаг в науку" в 2017 году
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Игры наших бабушек" | 147.53 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1»
ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Исследовательская работа по литературе на тему:
«ИГРЫ НАШИХ БАБУШЕК
В ЛИТЕРАТУРЕ И В ЖИЗНИ»
Выполнили обучающиеся 6Б класса
Солдатенкова Виктория
Фильченкова Анна
Руководитель учитель русского языка и литературы
Якуничева Елена Александровна
Ярцево 2017 год
Содержание
Введение. «Наше детство было лучше?»................................................3
Заключение. «Старушки в 13 лет»?......................................................15
Введение. «Наше детство было лучше»?
Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная Страна детства. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете прилететь нельзя. Но туда можно просто перенестись на крыльях фантазии, вообразить этот мир, придумать его самим. В этой стране побывали все дети Земли, и даже наши родители, и бабушки и дедушки, когда они были маленькими.
Почему часто слышим от взрослых людей: «Наше детство было лучше?» Так ли это? И если так, чем хуже наше детство?
В прошлом учебном году в рамках весенней Недели Добра в нашей школе проходило первенство среди шестиклассников по русской народной игре «Лапта». Услышав о лапте в первый раз, мы удивились: что это за игра такая? Учительница физкультуры Майя Валерьевна Степченкова сказала: «Это игра ваших бабушек». Мы быстро освоили правила, и уже через несколько уроков с увлечением бегали в атаке или защищали поле. Мы научились попадать битой по мячу, осаливать соперников, совершать немыслимые пробежки через все поле, приносящие команде целых два очка. И после игры мы еще долго спорили до хрипоты, обсуждая удачу или поражение. Кстати, первенство по лапте мы выиграли!
Нас очень увлекла эта игра. Мы подумали о том, что в детстве наших бабушек и дедушек были очень интересные игры. Мы и сейчас с удовольствием в них играем! Нам захотелось узнать об этом побольше, сравнить игры прошлого и настоящего и ответить на вопрос: «Чье же детство лучше?»
Цель нашего исследования: изучить детские игры, в которые играли представители поколения наших бабушек
Задачи:
Объект исследования: произведения русских писателей и поэтов о детях и детстве
Предмет исследования: описание детских игр в этих произведениях
Приступая к работе, мы выдвинули следующую гипотезу: детские игры старшего поколения отличаются от современных.
Методы исследования: анализ литературы, сравнение, анкетирование.
Практическая значимость. На наш взгляд, данное исследование имеет большое практическое значение. Во-первых, изучение и применение массовых уличных игр будет способствовать физическому развитию наших сверстников, умению общаться, договариваться в команде. Кроме того, это отвлечет некоторых ребят от чрезмерного увлечения компьютерными играми, они будут больше времени проводить на улице, а это способствует формированию навыков здорового образа жизни.
И еще. Одна из частей нашей работы предполагает, что одноклассники расспросят своих родственников старшего поколения о тех играх, в которые они играли в детстве. Такое внимание к прошлому, к истории своей семьи, несомненно, способствует формированию базовых национальных ценностей, одна из которых – «семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода»[1]
Виктор Петрович Астафьев в своей повести «Последний поклон» писал: «Таково ли свойство детства, что оно кажется сплошной игрой, или на самом деле мы в детстве так много играли, что нам не хватало дня, и мы прихватывали вечера, а порой и ночи<…> Игры были предисловием к будущей жизни, слепком с нее, пусть необожженным еще в горниле бытия, но в чем-то уже ее предваряющим». [2]
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Ребенок - "существо играющее". Игра - это неотъемлемая часть его детства. Вот почему как взрослый человек обязан работать, так и ребенку необходимо играть.
Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, ставят диагноз: "Дети в детстве не доиграли". Есть даже такое выражение - "игровая дистрофия детей". Есть отрасль медицины и психологии - игротерапия. Игрою можно диагностировать, познать ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.
Игра обладает поразительным воспитательным потенциалом. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия "работают" синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.
Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность - словом все, что составляет богатство человеческой личности. В игре формируются все стороны детской души: ум, сердце, воля, характер, но при условии, что игра остается свободной деятельностью ребенка. Воспитатель должен научить детей играм, помочь подобрать товарищей, найти средство либо прекратить игру, если она вредно действует. К игре непосредственно примыкают и внеурочные занятия: копание грядок, посадка цветов, шитье платьев для кукол, рисование и т.п. Для ребенка, писал Ушинский, это столь же игра, сколь и серьезное занятие. Это игра - работа, которую он выполняет с удовольствием, так что "может переносить лишения и страдания из-за этой игры-работы".
В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А ведь утешиться - это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, горевать, успокоиться. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живут уважение к прошлому и вера в будущее. Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Таким образом, игра – неотъемлемая часть детства. Игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа в физкультурном аспекте деятельности. Кроме того, именно в игровой деятельности ребенок формируется как личность.
К сожалению, многие игры забыты. Мы решили узнать о них из литературных произведений, расспросить своих родителей, бабушек и дедушек, в какие интересные игры они играли в своем детстве, рассказать о них другим детям, научиться играть самим, научить других и весело в них поиграть.
Мы решили разобраться, в какие игры играли ребятишки поколения 40-70 годов? Для начала обратились к художественной литературе. Недавно на уроке литературы мы изучали рассказы «Уроки французского» В. Г. Распутина и «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьева, в которых упоминаются детские игры послевоенного поколения.
Наша учительница литературы посоветовала нам прочитать еще один рассказ В.П. Астафьева «Гори, гори ясно», который входит вместе с произведением «Конь с розовой гривой» в большую автобиографическую повесть «Последний поклон», а также рассказ Ю.М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный». Эти произведения тоже повествуют о послевоенном детстве, в том числе рассказывают о детских играх и забавах.
Мы проанализировали вышеуказанные произведения и отметили: описанные в них игры можно разделить на три категории: уличные, обрядовые, игры на деньги. Мы отметили, что некоторые из описанных игр нам известны (лапта), некоторые известны, но видоизменены (пряталки), некоторые нам были незнакомы (игры на деньги, «Гори-гори ясно»). Результаты наших исследований представлены в таблице 1.
Таблица 1
Название игры | Автор Название произведения | Правила игры |
Уличные игры | ||
1. Лапта | В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой» | (В произведении подробно не описываются) «Возле дяди-Ваниного дома играли в лапту. Я ввязался в игру и пробегал до темноты» [3] |
В. П. Астафьев «Гори – гори ясно» | «Я даже в лапту играл и довольно бойко лупил дощечкой по тряпичному или скатанному из коровьей шерсти мячу, прытко носился от «сала» к «салу», которые были в пяти-шести метрах друг от дружки» [4] | |
2. Пряталки | В. П. Астафьев «Гори – гори ясно» | «Каждый <…> брал колотушку и бил по колу. <…> Кол почти весь в земле. <…> Правило: пока голящий выдергивал кол, все должны спрятаться. Выдернув, притыкает его в цельное место на полянке, ставит к нему колотушку и отправляется искать погубителей. Нашел - и скорей к колу! Лупи теперь сам по нему колотушкой, кричи победно: «Гераська килантый за бревном!» <…> Стоит голящему отдалиться, как из засады вырывается ловкий, ушлый враг, хватает колотушку и вбивает кол до тех пор, пока ты не вернешься и не застукаешь его» [5] |
Обрядовые игры | ||
| В. П. Астафьев «Гори – гори ясно» | «Сражения разгорались с первооттепели, с Пасхи». «И как только мать вываливала сваренные кости в корыто, почти на лету выхватывали, кто чего успевал, имея целью добыть бабку». «Они обхватывали горячую кость губами, с треском отдирали с нее зубами хрящи, и кому попадалась бабка, да еще панок, тот издавал вопль: — Чур, мой! Чур, мой! Паночек! Паночек! Крепенький пенечек! — и пускался в пляс: — Бабки-бубны, люди умны…» «Ребята поначалу катали рюшки по вытаявшей травке, и которая рюшка, столкнувшись с другой, беспомощно опрокидывалась плоским брюшком кверху, становилась добычей хозяина бабки, взявшей верх». «Парни хоть и оторвы сплошь, однако на первых порах блюли справедливость — ставили Кешины бабки впереди кона и молча постановляли — бить Кеше первому. Кеша отходил от заплота к месту, с которого назначено бить, отставив левую ногу, защурив левый глаз, взявши панок указательным пальцем за раздвоенную головку, большим — под донышко, долго, сосредоточенно целился».«Кешиным панком я сшиб шесть передних пар подчистую, в седьмой паре рюшка стояла-стояла, взяла и тоже упала. Если в паре падает одна бабка, забираются обе».[6] |
2. Гори – гори ясно | В. П. Астафьев «Гори – гори ясно» | (В произведении подробно не описываются) «<…>Иванов день наступает и <…> в ночь на этот праздник цветет разрыв-трава, но цвет держит во времени всего на три молитвы. <…> На травяной поляне <…> собрались девчонки <…> - Гори, гори ясно, чтобы не погасло! – заливались во тьме голоса»[7] |
Игры на деньги | ||
| В. Г. Распутин «Уроки французского» | «Каждый выкладывал на кон по десять копеек, стопку монет решками вверх опускали на площадку, ограниченную жирной чертой метрах в двух от кассы, а с другой стороны, от валуна, вросшего в землю и служившего упором для передней ноги, бросали круглую каменную шайбу. Бросать ее надо было с тем расчетом, чтобы она как можно ближе подкатилась к черте, но не вышла за нее, - тогда ты получал право первым разбивать кассу. Били всё той же шайбой, стараясь перевернуть. монеты на орла. Перевернул - твоя, бей дальше, нет - отдай это право следующему. Но важней всего считалось еще при броске накрыть шайбой монеты, и если хоть одна из них оказывалась на орле, вся касса без разговоров переходила в твой карман, и игра начиналась снова».[8] |
| Уроки французского В. Г. Распутин | «Я бью монеткой о стену. – Теперь, - бьёшь ты. Но имей в виду: бить надо так, чтобы твоя монетка оказалась как можно ближе к моей. Чтобы их можно было замерить, достать пальцами одной руки. Достанешь – значит, выиграл».[9] |
| Ю.М. Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный» | (В произведении не описываются) «Лишь раз в жизни <…> играл я в расшибалку, быстро продул семь копеек наличными и еще рубль в долг».[10] |
Мы сравнили описанные в произведениях игры с теми, что знаем мы, и сделали некоторые выводы:
Особо остановимся на отношении авторов и героев произведений к играм на деньги. И В.Г. Распутин, и Ю.М. Нагибин описывают такие игры как нечто отрицательное, постыдное, почти преступное. В рассказе Юрия Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…» так описывается первый и единственный подобный опыт главного героя:
«Однажды классная руководительница <…> учинила мне грандиозный разнос за игру на деньги. Лишь раз в жизни <…> играл я в расшибалку, быстро продул семь копеек наличными и еще рубль в долг.
Поверив чистосердечному раскаянию, дед помог мне вернуть долг чести, на том и кончилось мое знакомство с азартными играми».[11]
Совсем по другим соображениям играют на деньги герои рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». Главный герой играл в «Чику» не из-за алчности и не ради легкой наживы. Он выигрывал ровно рубль, чтобы купить молока, которое прописал ему доктор из-за малокровия. Однако он прекрасно понимал, что, если об этом узнают в школе, позора не избежать:
«За игру на деньги у нас в два счета могли выгнать из школы. Доигрался. В голове у меня от страха все всполошилось и загудело: пропал, теперь пропал <…>
Нет, с таким позором домой нельзя <…>
После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре <…>
Она спросила слишком громко, мне казалось, что в школе об этом можно говорить только шепотом, и я испугался еще больше». [12]
Учительницей Лидией Михайловной движут благие намерения, когда она предлагает своему ученику сыграть в «Пристенок»: облегчить жизнь мальчику, чтобы деньги на молоко он не добывал, рискуя своей репутацией и здоровьем. Для Лидии Михайловны это была последняя попытка ненавязчиво, играя помочь мальчишке. Обедать у нее он отказывался, «тайную» посылку тоже рассекретил. Симпатии читателей и рассказчика, конечно, на стороне учительницы. Ее помощь ребенку бескорыстна. Не случайно в своих воспоминаниях В.Г. Распутин называет описанные им события «уроками доброты».
Однако отношение общества к играм на деньги от этого не меняется. Оно выражено в словах директора школы:
«Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…». [13]
В.П. Астафьев в рассказе «Гори, гори ясно» вскользь упоминает об игре в «Чику»:
«Все чаще и чаще вместо бабок под панок или рюшку ставилась денежка, две, пятачок, игра сделалась корыстной, стало быть, и злой»[14]
Таким образом, в произведениях русской литературы ХХ века выражено традиционное для русской культуры отношение к играм на деньги.
При этом мы внимательно изучили описание этих игр в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» и в одноименном фильме режиссера Евгения Ташкова. Без сомнения, эти игры развивают внимание, глазомер, ловкость. Нам кажется, что деньги вполне можно заменить фишками, которых сейчас продается немало, или пуговицами … и играть. Азарт останется (какая же игра без азарта!), а алчности, злобы и корысти уже не будет.
Наша учительница литературы Елена Александровна Якуничева рассказала нам о том, что, будучи на областном педагогическом форуме, она слышала выступление своей коллеги из Шаталовской средней школы Натальи Владимировны Толбатовой. Наталья Владимировна читала удивительно нежные стихи собственного сочинения, посвященные играм своего детства.
Мы разыскали в Интернете скупые сведения о Наталье Владимировне:
Толбатова Наталья Владимировна родилась 24 сентября 1957 года в деревне Галеевка Починковского района Смоленской области. В 1974 году окончила Шаталовскую среднюю школу, а в 1978 – Смоленский государственный педагогический институт имени Карла Маркса, физико-математический факультет (отделение «Математика»). С 1979 года работает преподавателем математики и информатики в МОУ Шаталовской СОШ Починковского района. Заслуженный учитель России (2003 год), дважды победитель Приоритетного национального проекта «Образование» (2006 и 2010 г.г.). Стихи пишет с 2000 года. Печаталась в коллективных сборниках, периодических изданиях, вышли в свет четыре сборника стихов: «Приметы счастья» (2006 год), «Я была когда-то птицей» (2007 год), «Посвящения» (2007 год), «Чувство восхода» (2009 год). В настоящее время руководит смоленским областным литературным объединением «Родник». В Союз писателей России принята 8 апреля 2011 года.[15]
Сборников стихов Н. Толбатотовой мы, к сожалению, не нашли. В Интернете тоже не было интересующих нас произведений. Тогда мы связались с поэтессой по электронной почте. Наталья Владимировна любезно предоставила нам подборку своих стихотворений на тему «Игры нашего детства» и добавила: «Спасибо Вам за внимание к нашему детству. Удачи в работе. Буду рада, если немного Вам помогла».
Наталья Викторовна прислала нам 6 стихотворений на тему «Игры нашего детства» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1): «Классики», «Штандер», «Лапта», «Высекалы», «Ручеек», «Велосипед люблю я с детства…». Сами названия стихотворений содержат названия детских игр. В одном из стихотворений есть такие строки: «Девчонки семидесятых, // вы раньше играли в классики?». Значит, из стихотворений Н. Толбатовой мы узнаем об играх детей в 70-е годы. Это как раз поколение наших бабушек.
Мы проанализировали это поэтический цикл с целью найти описание правил игры. Результаты этого анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2
Название игры | Правила игры |
Классики | <…>в семь незабвенных клеточек разрисовать асфальт. И, бросив стекляшку в первую, пропрыгать легко до «солнца», и, развернувшись лихо, вернуться, чтоб всё повторить |
Штандер | <…>Подбросить мячик повыше, Крикнуть чьё-нибудь имя И всем потом врассыпную Как можно дальше бежать. |
Лапта | Велика ты, азарта власть! Мяч и бита из доски иль палки… Из «деревни» чтоб в «город» попасть Высекаем и ловим дарки… |
Ручеек | Течёт, течёт ручеёк, Шатром воздетые руки… |
Высекалы | Выбивалы, высекалы… Мяч летает над толпой. Дело, в общем-то, за малым: Бегай, прыгай и не стой. |
Мы обратили внимание, что описание игр в этом поэтическом цикле не является самоцелью автора. Нас поразили стихи Н. Толбатовой своей искренностью, проникновенностью, нежностью и легкой грустью. Описывая детские игры, Наталья Владимировна выражает любовь к той поре своей жизни, признательность товарищам детства, ностальгию по тому светлому и доброму, что присуще только детству. Именно в играх детства поэт находит силы и вдохновение для своего творчества, для теплых воспоминаний, для искренней влюбленности в жизнь. Это подтверждают следующие строки:
И в самую среднюю клеточку
увидеть, словно в оконце,
своё беззаботное детство,
которое не возвратить.
(«Классики»)
Не знаю, кто был этот Штандер,
Должно быть, еврей головастый…
Я так ему благодарна
За те счастливые дни!..
(«Штандер»)
Добрым словом вспомнить лапту
Мне по жизни не раз придётся:
Я взяла не одну высоту,
Потому что умела бороться.
(«Лапта»)
Выбивалы, высекалы…
Детства светлая пора.
Лет прошло с тех пор немало,
Не окончена игра…
(«Высекалы»)
…Ручей наш вовсе не Волга,
А только капля в судьбе.
Что наша жизнь? Мотылёк!
В любви, в работе сгораем…
Но, встретившись, вспоминаем
С друзьями мы ручеёк.
(«Ручеек»)
Подводя итог данной главе, хочется отметить, что творчество Н. Толбатовой нас заинтересовало, и мы обязательно познакомимся с другими ее произведениями. Конечно, мы пока еще не до конца понимаем, какой след оставят в нашей жизни наши детские игры, но очень хочется верить, что мы будем вспоминать о них с такой же теплотой и светлой грустью, как Наталья Владимировна в своих стихотворениях из цикла «Игры нашего детства»
Нам стало интересно, в какие игры играли наши бабушки и дедушки и знаем ли эти игры, мы, их внуки. Для выполнения этой задачи мы провели анкетирование, попросили наших одноклассников расспросить об играх детства своих бабушек и дедушек и рассказать о своих любимых играх (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
В анкетировании приняло участие 18 бабушек и дедушек и 20 обучающихся 6Б класса. Итак, по результатам опроса выяснилось, что у подавляющего большинства представителей старшего поколения (78% опрошенных) любимыми играми детства были уличные, 40% любили играть в спортивные игры, 5,5% - в настольные.
Результаты опроса наших сверстников следующие: 90% респондентов предпочитают спортивные игры, 25% - компьютерные, 15% - уличные, 20% - настольные.
Результаты нашего опроса представлены в виде диаграмм (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Мы попросили и одноклассников, и их бабушек назвать свои любимые игры. Здесь мнения разошлись. Примечательно, что у 28% среди опрошенных представителей старшего поколения любимой игрой была «Лапта» (мы отнесли ее к спортивным играм). Внуки тоже «равняются» на бабушек: 20% шестиклассников ответили так же. Однако мы уверены, что большинство наших ровесников в «Лапту» не играют, а мы выучили ее и полюбили благодаря Майе Валерьевне Степченковой.
Далее мнения респондентов сильно разошлись. По 1-2 представителя поколения бабушек назвали такие любимые игры, как «Высекалы», «Штандер», «Классики», «Прятки», «Чиж», «Горелки» и др. Видимо, отсутствие единодушия в мнениях связано с разнообразием уличных игр, которые знали наши бабушки и играли в них.
Не так много уличных игр знают и любят наши ровесники. По 2 человека назвали «Прятки» и «Казаки-разбойники». Зато шестиклассники больше, чем взрослые, любят спортивные игры: волейбол (15%), футбол (25%) и т.п. Напомним, что 25% одноклассников предпочитают компьютерные игры: «DOTA2», «Sims», «Counter Strike Global ofersiff». С одной стороны, наши «компьютерщики» вызывают у нас тревогу. Но это тема отдельного исследования. С другой стороны, радует, что их не так уж и много и они не проводят за компьютером слишком много времени. Кроме того, мы отметили, что наши одноклассники больше, чем их старшие родственники, знают и любят настольные игры: шашки, шахматы, домино. Прибавились игры современные – «Монополия».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что игры, в которые играли представители старшего поколения, не все известны нашим ровесникам (большинство уличных игр). Однако если мы узнаём о некоторых из них, то принимаем и играем с удовольствием («Лапта»). Наши одноклассники из массовых игр больше предпочитают спортивные. Ну и бич современности – «компьютерные стрелялки» - тоже не обошли нас стороной.
Заключение. «Старушки в 13 лет»?
В ходе работы над исследованием мы убедились в том, что игры наших дедушек и бабушек по-прежнему интересны ребятам.
Поставленная цель достигнута, основные задачи выполнены. Наша гипотеза, в основном, подтвердилась. Действительно, игры наших бабушек и дедушек отличаются от наших.
Мы намного меньше знаем уличные игры, которые так любило старшее поколение. Однако пример нашей игры в лапту убедил нас в том, что эти игры интересны и сегодняшним ребятам. Мы решили закрепить эффект и научить четвероклассников некоторым играм наших бабушек. («Штандер», «Горелки», «Двенадцать палочек»). Сначала мы расспросили о них наших родственников, затем нашли правила в литературе и в Интернете. Ребята быстро поняли правила, играли с большим азартом. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Некоторые дети знали правила игры «Штандер». Конечно, мы не все игры разучили, но у нас ещё много времени впереди. Главное, что мы уже сумели заинтересовать и увлечь ребят.
Конечно, наши старшие родственники не увлечены компьютерными играми. А вот спортивные игры одинаково знакомы и им, и нам. Причем правила в них почти не меняются.
Проанализировав литературные произведения, мы сделали следующие выводы:
В заключение хочется вспомнить строки из стихотворения Н. Толбатовой «Классики»:
… Девчонки семидесятых,
давайте тряхнём стариною,
тринадцатилетним старушкам,
уткнувшимся в Интернет,
покажем, как весело прыгать
апрельской весенней порою,
что лучше игры, чем классики,
на всём белом свете нет.
Скажем честно, они нас немного обидели. Не хочется нам быть «тринадцатилетними старушками»… Мы живем в XXI веке, и нам никуда не деться от научно-технической революции. Компьютерные игры развивают у ребенка внимание, быстроту реакций, тренируют память. Конечно, это все хорошо. Мы не пытаемся объявить бой научно-техническому прогрессу. Но играя в такие игры, как «Лапта», «Штандер», «Горелки», мы поняли, как это весело, сколько в них азарта, а как переживаешь друг за друга! Вот где крепнет наша дружба! Как становится грустно, когда игра заканчивается и приходится расходиться! А потом, дома, все вспоминаешь интересные моменты, важные слова, пытаешься мысленно продолжить игру.… Поэтому мы продолжим изучение таких игр, будем играть сами и учить других. Это очень интересно!
Источники информации
1. Былеев, Коротков, Яковлев. Подвижные игры. – М., Физкультура и спорт, 1977г
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
[1] Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
[2] Астафьев В.П. Повести. Рассказы. – М.: Дрофа: Вече, 2002 г. – стр. 25
[3] Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч. 2 / под ред. В.Я. Коровиной – М.: «Просвещение», 2014. – стр. 77
[4] Астафьев В.П. Повести. Рассказы. – М.: Дрофа: Вече, 2002 г. – стр. 44
[5] Астафьев В.П. Повести. Рассказы. – М.: Дрофа: Вече, 2002 г. – стр. 42
[6] Астафьев В.П. Повести. Рассказы. – М.: Дрофа: Вече, 2002 г. – стр. 30-36
[7] Астафьев В.П. Повести. Рассказы. – М.: Дрофа: Вече, 2002 г. – стр. 62
[8] Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч. 2 / под ред. В.Я. Коровиной – М.: «Просвещение», 2014. – стр. 92
[9] Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч. 2 / под ред. В.Я. Коровиной – М.: «Просвещение», 2014. – стр. 114
[10] Нагибин Ю.М. Рассказы для детей.- Л.: Дет. лит. 1987 - стр. 76
[11] Нагибин Ю.М. Рассказы для детей.- Л.: Дет. лит. 1987 - стр. 76
[12] Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч. 2 / под ред. В.Я. Коровиной – М.: «Просвещение», 2014. – стр. 100-102
[13] Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч. 2 / под ред. В.Я. Коровиной – М.: «Просвещение», 2014. – стр. 120
[14] Астафьев В.П. Повести. Рассказы. – М.: Дрофа: Вече, 2002 г. – стр. 41
Как нарисовать зайчика
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Колумбово яйцо
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев