Материал собран на основе русских народных праздниках, традиций и обрядов. Как праздновали главные праздники наши предки, и какие дошли до нашего времени.
В России каждый народный праздник сопровождается обрядами и усвоенными им песнями или пением.
Большинство народных праздников возникли во времена еще самого глубокого язычества. Сообщение язычников при сборищах, где они молились богам, совещались о делах, разбирали тяжбы, при посредстве жрецов, или прибегали к их мудрости, прося советов, не могли остаться бесследно забытыми, как серьезно лежащие в основе жизни народа и крепко утвердившиеся в его памяти.
Смысл и понятие о празднествах до того перепутались, что нашим русским историкам, хронографам и этнографам было много хлопот, чтобы определить их характер.
Вложение | Размер |
---|---|
Русские народные праздники, традиции и обряды | 837.83 КБ |
Праздники и обряды русского народа.
В России каждый народный праздник сопровождается обрядами и усвоенными им песнями или пением.
Большинство народных праздников возникли во времена еще самого глубокого язычества. Сообщение язычников при сборищах, где они молились богам, совещались о делах, разбирали тяжбы, при посредстве жрецов, или прибегали к их мудрости, прося советов, не могли остаться бесследно забытыми, как серьезно лежащие в основе жизни народа и крепко утвердившиеся в его памяти.
Смысл и понятие о празднествах до того перепутались, что нашим русским историкам, хронографам и этнографам было много хлопот, чтобы определить их характер.
СВЯТКИ
Святки, святые вечера, так обычно называют в России дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова. Отмечаются они с 25 декабря и оканчиваются 5 января следующего года. Еще на Руси святки называют Колядой (благословлять).
В эти дни готовили блюда из зернового хлеба – каша из пшена и плодов кутьи. Ребятишки ходили по домам с вертепом и звездой, сделанной из бумаги, пели песни прославляющие хозяев дома, за это получали конфеты, пряники, печенья и разные сладости. Вечером славления по домам, сопровождались наряжанием в маски и костюмы с
В состав святочных обрядов входит гадание, где по знакам старались узнать человеческий жребий, свое будущее. Святочные гадания проводились вечером или ночью. В гаданиях принимали участие незамужние девушки, вдовы, замужние жены. Гадали на суженного – ряженного, на судьбу, на будущий год, на смерть, на любовь и разлуку.
Для гадания использовали: кольца, серьги, полотенца, зерно, сладости, кусочки хлеба, воду, соль, гребешки, и другие мелкие вещи. Даже домашний скот (курица, лошадь, корова).
Гадания на вещах.
Девушки снимают с левой ноги башмачок, туфель, сапожек и кидают их за ворота, наблюдая при этом в куда башмак ляжет носком. Куда ляжет носком, в ту сторону будет отдана кидающая, если башмак ляжет носком к воротам – в этом году жить дома и не выходить замуж.
Девушки каждая свою луковицу садят в землю. Какая луковица раньше всех прорастает и дает росток, та из девушек раньше всех выйдет замуж.
Берут стакан, наполненный чистой водой, и в эту воду осторожно выпускают яйцо. Дают немного постоять, а потом по расположению белка в воде судят о своем будущем.
В глубокую чашку с холодной, чистой водой выливают воск, олово – одним махом, движением (не прерывно). По вылитым фигурам заключают о своем будущем.
Когда девушки желают знать, что случиться в этом году, то берут 3 вещи: свой головной убор (можно какую- то часть от головного убора), кусочек хлеба, кусочек дерева. Все вещи кладут в глиняный глубокий горшок. С завязанными глазами девушки по очереди вытаскивают вещи из горшка. Если головной убор – выйдешь замуж, хлеб – останешься девушкой незамужней, дерево – гроб.
Девушка взяв в руки березовую личину, мочит ее в воде из родника, речки, колодца и зажигает на огне. Если лучина загорелась – знак долгой жизни, если не загорелась – то скоро умрет, если горит с треском или горит не ровно с вспыхами – в этом году будет хворать.
Берут книгу духовного содержания, и не раскрывая ее, задают себе цифру страницы и строчку сверху, снизу. Задают вопрос. Потом открывают задуманную страницу и читаю нужную строчку. Толкование не прямое, каждый трактует значения по-своему.
Гадание на зеркалах производят только смелые девушки.
В темном покое ставят на стол зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая смотрит через свечу в зеркало, где видит своего суженного.
Отворив немного дверь в баню и обнажив часть своего тела (нога, рука), девушки по очереди просовывали часть тела и ждали. Если девушка почувствовала руку мохнатую – то предполагаемый жених будет богатый, если холодную – бедный, если шершавую – строгий и характерный.
Кладут под голову гребешок со словами: «Суженый – ряженый, приди голову расчеши моим гребешком». Утром смотрели какие на гребне были волосы. От цвета волос зависит цвет волос будущего жениха (рыжий, светлый, черный). От жесткости определялся характер будущего жениха – мужа. Если мягкий волос – добрый, любящий муж, если жесткие волосы – муж злой, жестокий, будет обижать. Если на гребне вообще не было волос – значит в этом году замуж не выйдешь, а если все-таки пришли сваты, то муж будет старый или лысый.
Ложатся на снег навзничь и поутру ходят смотреть: если след гладкий, ровный – муж будущий будет смирный и спокойный, если не ровное, иссеченно, то будет вздорный и драчливый.
Под окно на ночь вывешивают чистое полотенце со словами: «Суженый – ряженый, приди и утрися». Утром смотрят, если полотенце мокрое – в этом году быть замужем, если сухое – холостой.
Девушки задом подходят к забору и наугад берут 1 доску. Смотрят какая доска попалась. Если кора гладкая – красивый жених; если шершавая кора – жених некрасивый; если толстая кора – жених богатый; если местами ободранная кора – жених нуждающийся; если без коры – жених бедный; если с сучками – семья большая, много детей; кривое – жених больной, старый, или с каким-то физическим изъяном. Тонкая доска – худой жених, толстая доска – сильный.
МАСЛЕНИЦА
Масленица называется сырной неделей, и начинаетсяза 8 дней до Великого поста. В эту неделю народ придается масленичным удовольствиям, попойкам и пиршествам, и кулачным потехам. Масленица – это весна, а по разгульности и раздолью считается – широкой.Во всю масленицу пекут блины, оладьи, пироги, калачи в масле и на яйцах. Зазывают к себе гостей, угощаю и под чают. Всю недели любимые забавы: катание с горок на санках, салазках, на бересте, строить снежные городки.
Масленичное пиршество можно разделить на 3 части:
Главную роль в масленице играют – блины, которые пекутся хозяйками всю неделю. Мужчины всю неделю принимают участие в кулачных боях, как зрители или как участники.
В воскресенье начинается прощание с масленицей. Люди на улицах прощают друг друга за оскорбления, целуются, обнимаются, мирятся, ходят на кладбище, поминают усопших родственников. Главные слова в этот день: «Прости меня за все, и я тебя прощу», а в ответ «Бог простит». После этого вечером все ходят в баню. Считалось, что таким образом можно очистить свою совесть и тело от грехов и раскаяться до следующей масленицы, а бог за это дарует тебе вечную, святую любовь.
Оставшиеся на понедельник после масленицы блины, пироги считались погаными. Даже самый бедный человек брезговал куском такого хлеба, оставшимся после масленицы и отдавал его домашним животным. На первой недели после масленицы мужчины полоскали рот, то есть опохмелялись. А в субботу хозяйки пекли постные блины, и называли их «тужилкой о масленице».
ПАСХА
Святая пасха празднуется как великий христианский праздник. Яйцо считается «наисвященнейшим» и его сохраняют весь год до следующей Пасхи. Народ был убежден, что оно оберегает дом от бед, несчастий, болезней, от злых людей.
В Святое Воскресенье солнце «играет» на небе, радуется с людьми и приветствует скорый приход весны. Перед Пасхой на Чистый четверг, красили яйца, пекли куличи и делали Пасху. Пасха – это смесь из творога, сахара, яиц, сметаны, изюма, чернослива, кураги, орехов и разных сушенных ягод. Выкладывается все это в специальный деревянный сосуд, в виде плоского конуса, под пресс.
На Пасху с утра бьются крашенными яйцами, катают их с горки, качаются на качелях, ходят в гости. Друг другу говорят: «Христос Воскресе!» а в ответ: «Воистину Воскресе!» и обмениваются крашенными яйцами.
Яйца на Пасху делятся на 2 вида:
Вся Пасха обычно проходит на общих сборищах населения, которое называется – Красная горка. От сюда начинается закликание весны. С этого дня начинают молодые люди водить хороводы и играть в горелки. Парни присматривают себе будущих невест. После Пасхи земля считалась готовой к весенним работам, она получила небесное, солнечное благословение для роста и посадки будущего урожая.
РАДОНИЦА
Это праздник в честь мертвых. Он называется – Родительский день и отмечается на Руси во вторник. В этот день все собираются и идут на кладбище, поминать своих усопших.
В радоницу приносят на кладбище лепешки, блины, пироги, крашенные яйца, вино и поминают покойников. Проходящие мимо могил люди должны помянуть не только своих усопших, но и тех родственников, чьи есть на кладбище. Перед уходом с кладбища, оставляли все недоеденные продукты на могилках, предварительно измельчив их. По возвращению домой накрывали большой стол, выставляли все что есть дома из кушанья и до самого вечера поминали своих усопших. А вечером хозяйки выносили остатки еды и раздавали нищим и домашним животным.
СЕМИК
(Русальная неделя, русалки)
Русский народ в древности, благоговея к воде создали верование, что в реках, озерах, живут существа. Которыезаведуют водой.
Это особые божества –водяные нимфы – русалки.
Их представляли красивыми девушками с длинными волосами, до самых пят, с красивыми фигурами в белых прозрачных одеяниях.
Русалками становились все младенцы женского пола родившиеся мертвыми или умершие без крещения, а также взрослые утопленницы, купавшиеся без креста. Утверждали, что русалки ночью блеском своих красивых глаз заманивают странников мужского пола к себе в бездну или защекотать до смерти. Они очень красиво поют, что слушатель готов внимать их пению несколько лет, не сходя с места. Живут русалки в хрустальных дворцах, построенных на дне рек. Старшая над ними царица, а водяной их начальник водяной. Утром в этот праздник русалки выходили на прибрежные скалы, садились и расчесывали свои волосы.А в ночь под Ивана Купала русалки становились очень опасными для человека. Целую неделю перед Иваном Купала люди боялись входить в воду, даже постирать бельё, потому, что верили в силу русалок в их русальную неделю.
ИВАН КУПАЛА или
АГРАФЕНА КУПАЛЬНИЦА
24 июня в народе отмечался праздник под названием Праздник Росы или Ивана Купала. В этот день купаются для здоровья и собирают травы – считающие целительными от порчи и разных болезней. Топят бани и парятся на здоровье. К вечеру зажигают костры (Иванов огонь) из трав, пляшут вокруг костра, прыгают через него и водят хороводы с песнями. Парни и девушки прыгали через костер попарно, если во время перепрыгивания руки не разойдутся, это означает, что эта пара будет скреплена браком. На голову плели венки из цветов. Ближе к утру незамужние девушки бросали свои венки в воду или на дерево. А парни вытаскивали их из воды или снимали с дерева и приносили к костру, где находили свою пару по венку. Считалось, что самые счастливые пары соединялись в ночь Ивана Купала. Если венок девушки никто не приносил, то она в этом году замуж не выйдет. Народ сходился на полянах пить, есть и веселиться, а утром все шли босиком домой, что называлось «идти на росу». Девушки умывались росой, чтобы быть красивыми,здоровыми и для чистоты лица.
В Ивановскую ночь по народному приданию, зацветает папоротник. Он сияет огненным пламенем и освещает местность, что если его сорвать и бежать домой, не оглядываясь, чтобы не кричали сзади бесы (они его охраняют), то этот цвет даст возможность его обладателю открывать клады и получать богатство.
На Иван Купала собирают все лекарственные травы и коренья, так как многие пришли в зрелость. Знахари и знахарки отыскивали «разрыв - траву», против которой не устоит не один замок. В муравьиных кучах собирали муравьиное масло в сосуды, которое использовалось как средство против разных недугов. Из цветов в этот день собирали купаленку, медвежье ушко, богатенку, которую поселяне собирают в стену на имя каждого члена семьи, замечая, что если чей цветок завянет, тому или умереть в этот год, или захворать.
В ночь на Иван Купала на окна и на порог у дверей клали жгучую крапиву с целью защиты себя и родственников от нападения ведьм и злых духов, которые делаются более опасными в эту ночь. Ведь если верить поверью, то в эту ночь ведьмы, баба – яга и другие колдуны собирались на Лысой горе на шабаш, где показывали свое искусство и мастерство.
ЯРИЛО
ЯРИЛО – праздник принадлежит весне и ее благотворному влиянию на природу – мужество, силу и вожделение. Начало года в древности начиналось с приходом весны, потому, что с весны оживает природа. Ярило (яркий огонь) – этим словом определялась степень света, его сила и мощь. Праздник соединялся с яркими ярмарками, где покупались обновки на весь год и лакомства, которые не могли позволить их приобрести за весь год. Люди целую ночь, пели и плясали в честь Ярилы. В домах накрывали богатый стол, как на любой великий праздник.
Вечером избирался обществом человек, которого украшали лентами, цветами, обвешивали колокольчиками. При этом человека румянили, белили и в руки давали погремушки. На голову надевали высокий колпак, иногда из бумаги, украшали его лентами. В этом наряде, под именем Ярилы, ходил он по городу (селу), сопровождаемый молодежью обоего пола.
Это празднество сопровождалось играми и плясками, лакомством и кулачными боями.
ПЕТРОВКИ или ПЕТРОВ ДЕНЬ
Петровки, Петров пост издревле имел большое значение. В деревнях начинается кипучая хозяйственная деятельность. В народной пословице о времени Петрова поста говорится: «С Петрова дня – красное лето, зелен покос, зарница хлеб зарит». С Петрова дня наступают «петровские жары». С этой поры начинают колоть баранов, начинаются Петровские торги – ярмарки. В народе говорили: «До Петрова дня – женское лето», с которого деятельность женщины требует и поле и изба.
В Петров день зажиточные русские которые в течении года держат жен и дочерей взаперти, позволяют им гулять, кататься на качелях, водить хороводы и пользоваться другими забавами. В деревнях в складчину убивали быка и варили из него обед в больших котлах, после обедни и молебна священник со всеми богомольцами вкушает этих яств.
Мужчины и женщины наряжались разного рода шутами, привязав телеги одна к другой, катались по деревне. Кроме того, носили по селению весну, т.е. наряженную куклу из соломы, причем поют песни и затем бросают ее в реку.
До восхода солнца жители деревень, сел собирались на возвышенном месте и провожали ночь в песнях и играх. С первым появлением солнца, наблюдали; если солнце играет – то это считалось хорошей приметой во многих делах, как в хозяйственных, так и в сердечных и конечно духовных. И с первыми лучами небесного света, запевало, начинал, а прочие подхватывали ритуальные песни и возвращались в селение, для того чтобы всем рассказать увиденное.
ПЕРВЫЙ СПАС
Первый спас отмечается 1 августа, происходит от древнего осеннего праздника Креста Господня. В народе этот праздник уважали, с этого дня начинаются первые посевы, этот день считается медовым разговением, так как к этому дню вызревают соты.
В этот праздник крестьяне отдыхают, святят воду на реках и служат там молебны. Пчеловоды приносят мед в церковь, святят его, угощают всех желающих. В некоторых местах было заведено мыть и купать детей в водоемах после водосвятия, причем снятые с детей рубашки бросались в воду, а после купания надевались рубашки новые. Точно также купали лошадей, чтобы они были крепче и здоровее.
ЮРЬЕВ или ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ
(весенний и осенний)
День святого Георгия Победоносца празднуется по весне 23 апреля, а по осени 26 ноября.
В этот день по весне заклинали весну, так как этот день был сроком хозяйственных условий, т.е нанимались работники для работы в полях на посевные и другие работы, и временем выгона скота, почему народ и называет Егорья скотопасом, покровителем домашнего скота и пастухов. Выгоняли скот в ночь Юрьева дня на самой заре, в это время, по мнению народа, будто бы снимается власть ведьм над рогатым скотом. В Юрьев день еще святили хлеб, и кормить им скот для здоровья, крепкого потомства, быстрого роста и злобного лесного зверя.
ПРАСКОВЬЯ ПЯТНИЦА.
Память святой великомученицы Параскевы совершается 28 октября, и именуется «пятницей», хотя не всегда день этот приходится на пятницу.
В этот день не работают, собираются на ярмарки или торги. Многие поминают своих близких усопших. Начинаются свадьбы. Невесты – сироты ходят на могилы родителей прощаться и просят себе благословения на свою судьбу.
Женщины ходили в церковь и рассказывали о своей жизни образу святой Прасковии Пятнице, так как любили эту святую и прибегали к ней с молитвами, просьбами о лучшей жизни.
СЕМЕНОВ ДЕНЬ (БАБЬЕ ЛЕТО).
С 1 сентября до 8 сентября начиналось бабье лето или лето на проводы ЛЕТОПРОВОДЕЦ. Что означало ясную, местами даже жаркую летнюю погоду. Есть народное поверья, если в эти дни на луга опускаются паутинки, если гуси гуляют стадами и скворцы долго не отлетают, то осень будет протяженной (длинной) и ведреной (дождливой).
С 1 сентября начинают засиживать вечера, т.е. мастеровые начинали работать с огнем, т.е. при свечах и называли эти посиделки «женить Семена». Бабы затыкают кросны (узкий холст), с этого времени начинают мять и трепать пеньку, мыть ее и стлать лен и берутся за веретено, то есть с этого времени начинаются женские работы и рукоделья. Когда Семеин день, семена долой, то есть прекращается полевой труд и сами семена высыпаются из оставшихся на поле колосьев на землю.
С этого дня в деревнях кроме обыкновенных посиделок, сопровождаемых песнями и сказками, всем миром варят пиво, домашнее вино и стряпается кушанье для пиршества.
Летопроводец считается днем, с которого оканчивается существование мух, тараканов, клопов и других насекомых.
ПОКРОВСКАЯ СУББОТА.
Так считается ближайшая суббота к первому числу октября. Она празднуется в то время, когда оканчивается страда, то есть полевая работа, и каждый крестьянин – земледелец получает средство жить и лучше и шире, чем в другое время года.
Эта же суббота празднуется как день поминания усопших родственников и считается как Троицкая суббота. Это первый осенний праздник после тяжелых полевых работ – празднуется 3 дня довольно шумно.
К этому дню, у бедного и богатого бывает много приготовлений относительно пищи и питья и в домашнем быту. Моют полы и стены в избах, чистят лопатой полы в сенях, крыльцах и вообще готовятся так же, как к большому празднику.
ОБРЯДЫ
ВО ВРЕМЯ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ.
(дни поминовения)
Поминовение усопших родственников введено в нашу христианскую религию, на основании воспоминаний, на памяти о лицах, заслуживших себе доброе имя по части своей деятельности, знаменитости, которые успели поддержать честь и имя своему потомству. Каждый человек по своей родословной ветви имеет большую родню, и значит по христианскому закону святое уважение и почтение к усопшим родичам.
За своих родичей мы посылаем к Богу теплые молитвы и даже в известные дни служим панихиды. Погребение человека выражает его сочетание с матерью землей, его кормилицей, а кресты и памятники суть стражи его и земли. На крестах и памятниках надписывались числа рождения и смерти человека и как его звали при жизни. Чествование при погребении умершего было вменяемо в священную обязанность, которая налагалась природой, божеством и волей самих умерших.
Главные общие народные поминки совершаются только в день радуницы, или Пасхи усопших, в Троицкую субботу, в Дмитровскую субботу (по осени) и в Покровскую субботу.
В дни поминовений обычно приходят на кладбище, кто, чем может, поминают покойников. Были запрещены всякие пирования, попойки и возлияние вина и напитков. Зато было принято причитания по усопшим, вытье, голошение. Так называется плач по покойнику, это печальная песня потери, лишение. Этому пению специально обучались, в основном крестьянские, деревенские женщины или девушки. В каждой деревне было 2-3 причиталицы, их приглашали специально для причитания по усопшему, и за работу давали отрезы, утиральники, кушания и даже мелкую птицу.
В понятии простого народа песни, яства и причитания будто бы доставляют отраду душам, находящимся в чистилище, и будто души покойников за это живым внушают полезную мысль или совет.
СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ.
Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на обряд брака.
На Руси как молодые мужчины, так и женщины, несмотря на всю простоту их незатейливого быта жизни, понимают, что значит вечная связь, даруемая венцом: связь с лицом неузнанным, часто с порочным, законченная венцом – неразрывно до конца жизни того или другого. Девушки это понимают, но рассчитывают на брак, как на лотерею, не всегда надежную.
Покров и Пятница Прасковья считаются покровительницами невест в простом народе. Невесты, заботясь о своей будущности и об хорошем житье – бытье, во время праздника Покрова молятся.
На Святки прибегают к гаданиям, сироты в Радоницы ходят на могилки своих родителей прощаться и просить себе благословения на судьбу свою.
Описаний свадеб на Руси очень много, все зависит от местности, и сохранившихся там обычаев.
Опишем один обычай свадьбы у малороссов. (территория за Уралом, вглубь Сибири).
Свадьба в Малороссии.
Сын, пришедший в возраст, объявляет своему отцу под веселую руку, что такая - то девушка недурна, ему нравится, и он охотно бы женился, если она пойдет за него. Отец приглашает двоих пожилых родственников или соседей, и предлагает им быть сватами. Получив от них согласие, отец жениха дает им по посоху в знак полномочия их и посольства и нарочно приготовленный хлеб и провожает их за ворота. Такие сваты называются старостами.
Старосты в доме невесты кладут хлеб на стол, по которому хозяева сразу понимают, что это пришли сваты, но должны узнать, чьи они, каков жених и т.д. Только после этого хозяин идет к невесте, и спрашивает её, нравится ли ей жених. Если жених не нравится, то невеста не выходит к сватам, а отец дает отказ сватам и они уходят ни с чем.
Если же жених невесте нравится, то невесту отец выводит к сватам, где она должна подарить каждому свату по рушнику (полотенцу) на деревянной тарелке в знак того, что она согласна принять их предложение.
Сваты повязывают рушники через плечо, берут у хозяина другой хлеб (со стола невесты), и отправляются к жениху, чтобы сообщить ему решения невесты. На следующий день родители жениха идут в дом невесты и совместно решают и выбирают день бракосочетания. С этого дня жениху разрешается каждый день посещать невесту, но не наедине, рядом всегда должны быть ее подружки, которые как бы охраняют честь невесты до свадьбы.
Бракосочетание обычно проходит в воскресенье, поэтому накануне, в субботу, бывает у невесты девишник, где девушки поют прощальные песни, они прощаются со своей подругой, с её свободой.
Вечером к ужину приезжает жених со своими друзьями, он одаривает родителей невесты дарами, а после начинаются пляски, в которых участвуют все, дружки, подружки, невеста, жених, родители невесты.
В воскресенье жених с невестой с дружками, подружками, родителями едут к утрене, а после обедни венчаются. После венца жених едет к себе в дом, тогда как молодая с своими подругами к себе в дом. У жениха обедают дружки, сваха, старосты. После этого жених берет круглый хлеб, кланяется отцу и матери и просит их разрешения ехать к невесте. Родители его отпускают, и молодой со всеми своими гостями отправляется к невесте. Первой встречает жениха теща с горшком с водой и овсом. Молодой не сходя с лошади, кидает горшок в сторону, если горшок разобьется то родиться сын, а если уцелеет – то дочь. Затем идет торг за невесту, в котором участвуют гости, дружки, сваха жениха. Пройдя через все преграды жених наконец то садится за стол, возле невесты.
Невеста обычно одета в шитую узорами белую сорочку, в красную юбку, в красный передник или белый кафтан. Красные с железными подковами сапоги. На голове две завитые из волос косы, повязанные шелковыми лентами разных цветов. На шеи обычно красные монисты (несколько корольковых ниток) и медный или серебряный крест, на руках кольца (как приданное молодой).
Жених одет в темный кафтан и такого же цвета шаровары, подпоясан широким красным поясом, за которым заткнут красивый шитый платок. На голове шапка с околышками черной овчины, на ногах сапоги, сильно смазанные салом или дегтем. В одном сапоге лежит медная или серебряная монета. На руках перстень или кольцо.
После описанной купли невесты дружка жениха спрашивает старейших гостей позволения на раздачу подарков отцу, матери и родственникам невесты. Подарки всегда имеют определенной значение – отцу – хлеб, матери – сапоги, родственникам – платки а подружкам – орехи или бублики. В свою очередь сторона невесты должна ответить такими же подарками стороне жениха.
Только после этого дозволяется молодым выйти на первую пляску, к которой могут присоединиться все желающие гости.
Свадебный стол покрывается белой скатертью. На нем ставятся деревянные белые или красные тарелки и ложки. Перед женихом и невестой ставится одна тарелка, положены крестообразно две ложки и целый ржаной, осыпанный солью хлеб. Посреди стола лежит кулич (каравай), который накрыт крестообразно двумя рушниками, с вышитыми по концам узорами. Позади новобрачных, в углу, где иконы, стоит сабля с зажженными восковыми свечами. Первое блюдо – лапша со свининой и курицей, далее подается борщ, жаркое и после каждого блюда гости пьют и прославляют дом невесты, а в частности отца и мать. Во время пира старшая родственница со стороны невесты снимает с жениха шапку и нашивает ему цветок сделанный невестой из розовой атласной ленты, тем самым отмечает, кто здесь жених. Только тогда жених и невеста повязав рушники друг другу через плечо, могут поломать на куски свой кулич и раздать всем гостям, за что должны получить мелкую монетку как бы на разживу новобрачным. После плотного обеда гости, жених и невеста поют и пляшут до самого вечера. В сумерки входят в дом и начинается ужин, который идет таким же порядком что и обед. После ужина подруги невесты прощаются с нем и расходятся по домам. Когда подруги покидают дом, старейшая родственница со стороны невесты собирает ужин, для новобрачных, а остальные смотря на время года складывают приданное в сани или телегу, садят молодую и везут в дом жениха. При этом жених три раза бьет плетью молодую по спине и говорит: «Покидай нравы отца и матери, а привыкай к моим». В доме жениха молодые кланяются отцу и матери жениха и садятся за стол с пришедшими гостями. После ужина молодых отводят в подкледь, где оставляют их одних. Но гости не расходятся они все пьют и гуляют.
Брачная ночь: Когда молодые остаются одни, невеста снимает с ног жениха сапоги, если она первый сняла с монетой, то считается, что муж ее будет любить и жалеть, а если пустой сапог, то тут же получает от жениха плетью по спине для послушания. Потом ложатся они на посланную на полу солому, покрытой войлоком, который служит им одеялом. После некоторого времени молодой зовет дружку и объявляет ему, что жена его сохранила девство до сего дня, и отдает доказательство, при этом просит подать другую сорочку. Тут в доме происходит новое веселье, пляски и песни. Затем гости жениха отправляются в дом невесты и там бьют посуду, окна, ломают лавки и столы, а родители невесты одаривают их подарками (рушники, платки, орехи, мед, бублики) в честь важной новости. Получив дары гости возвращаются в дом жениха и веселятся до утра. По утру старейшина со стороны жениха берет у молодой красный передник, насаживает его на длинный шест, выставляет его высоко как флаг, над домом молодого, в знак целомудрия новобрачной.
С утра гости собираются у старшей подружки невесты, где идет угощение и веселье до обеда, после чего все возвращаются в дом жениха и просят позволения у отца жениха вести молодых в церковь.
Священник в церкви, получает от молодых подарки, читает для молодых молитвы и прославляет их долгую счастливую жизнь, после чего одевает на голову молодой белую фату в знак чистоты и непорочности. Гости с молодыми возвращаются в дом к жениху, для продолжения веселья.
Такое свадебное пиршество продолжается целую неделю.
Самый богатый воробей на свете
Ласточка. Корейская народная сказка
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Рисуем акварельное мороженое
Чья проталина?