Эта работа раскрывает практическую значимость понятия «угол» и показывает широту применения умений измерять и строить углы в реальной жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательская работа | 193.44 КБ |
Дистанционный конкурс научно-исследовательских работ
обучающихся общеобразовательных организаций
«Математика без границ»
Научно-исследовательская работа
«Примени математику для украшения русской избы»
Подготовила:
Акульшина Дарья,
обучающаяся в 5 класса.
Руководитель работы:
Ефимова Светлана Александровна, учитель математики, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 г.Щигры Курской области»
Курск, 2019
Оглавление
2.1. Понятие угла……………………………………………………………4
2.2. Острый угол……….…………………………........................................4
2.3. Тупой угол………….………………………………………………......5
2.4. Прямой угол…….…………………………………………....................5
2.5. Развернутый угол………………………………………………………5
3. Практическая часть…………………………………………………………7
3.1. План исследования……………………………………………………..7
3.2. Украшение русской избы ………………………………………………….7
4. Заключение…………………………………………………………………..9
5.Литература……………………………………………………………………9
Из года в год, начиная с первого класса, мы изучаем в школе предмет – математика. Учителя твердят, что это один из основных предметов. Экзамен по математике обязательный для получения аттестата. Но, наверное, нет учителя, которого ученики не спрашивали, зачем им нужна математика, пригодятся ли полученные знания в жизни.
Тема моей работы «Примени математику для украшения русской избы» и мы считаем ее очень актуальной для изучения темы «Виды углов».
Цель работы: раскрыть практическую значимость понятия «угол» и показать широту применения умений измерять и строить углы в реальной жизни.
Задачи исследования:
•изучить научную литературу, интернет - ресурсы
- виды углов; - единицы измерения углов;
•показать применение понятия «угол» при решении реальных задач из разных сфер жизнедеятельности человека;
•обобщить результаты работы
Объект исследования: различные виды углов в украшении русской избы
Предмет исследования: практическое применение умения измерять и строить углы в различных сферах жизнедеятельности человека
Гипотеза: в жизни человек не может обойтись без понятия угол, умений измерять и строить углы и использовать в украшении русской избы
Методы работы:
•поисковый метод с использованием учебной литературы и интернет-ресурсов
•практический метод выполнения рисунков русской избы
•анализ полученных данных в ходе исследования
Углом называется геометрическая фигура, состоящая из двух лучей с общей вершиной. Лучи при этом называются сторонами угла, а их общая вершина – вершиной данного угла. |
Для обозначения угла имеется общепринятый символ: < предложенный в 1634 году французским математиком Пьером Эригоном. Также часто угол обозначают тремя символами точек, например < АОВ . В такой записи О — вершина, а А и В — точки, лежащие на разных сторонах угла. Также существует другое обозначение угла < О.
2.2. Острый угол
Острым углом называется угол, градусная мера которого меньше 900 |
Задание: Точке надо переплыть озеро. Но как, же перебраться на другой берег? Озеро-то большое, да глубокое. И тут в зарослях камыша Точка обнаружила парусник. Но сесть на него и перебраться можно лишь при условии, что вы назовёте и покажете все острые углы.
2.3. Тупой угол
Угол называется тупым, если его градусная мера больше 900, но меньше 1800 |
Задание: на рисунке изображены углы. Назовите, какие из них острые и какие тупые.
2.4. Прямой угол
Угол называется прямым, если его градусная мера равна 900 |
Задание: начертите острый угол АОВ. Проведите луч ОС так, чтобы угол АОС был прямым, угол СОВ – тупым.
2.5. Развернутый угол
Развернутый угол — это угол, стороны которого лежат на одной прямой. Градусная мера развернутого угла равна 180º |
Сказка
Это было давно. В некотором царстве, в некотором государстве. Жил – был развёрнутый угол. И было у него много сыновей: острые, тупые, прямоугольные углы. Решили сыновья построить треугольник: встали, вместе два острых угла и получился треугольник. Решили продолжить свой эксперимент – встали, рядом один острый угол и прямоугольный угол и смотрят, опять получился треугольник. Экспериментируют, углы радуются, веселятся. Смотрят, а тупые углы почему - то грустят. Ни как не могут два тупоугольных угла построить треугольник. Не получается встать у них вместе. Также не получается треугольник у тупоугольного угла и прямоугольного. Вот тут – то и задумался развёрнутый угол. В чём же дело? Никак не идёт на ум решение этой задачи. Долго думал развёрнутый угол, но тут он вспомнил своего учителя математики. «Знаю!» - закричал развёрнутый угол. Все очень удивились, что мог вспомнить развёрнутый угол. Если угол меньше 90 градусов, то он острый. Если равен 90 градусов, то он прямой. И поэтому из тупоугольных углов и прямоугольных нельзя построить треугольник. Запомнив это правило, стали углы жить – поживать да добра наживать.
1.Эскиз рисунка русской избы:
2. Элементы украшения русской избы:
Русский народ вкладывал глубочайший смысл в постройку дома.
Жизнь избы можно сравнить на три периода жизни человека – это молодость, зрелось и старость. У совсем молодой избы угол крыши будет – острый, у зрелой – прямой, а у старой избы угол крыши будет тупым. Все как в жизни человека. Рассмотрим разные образы русской избы, используя различные углы. В оформлении крыши символизируется легенда о боге Солнца летящем по небу в золотой колеснице, отражение которой мы находим в разных элементах оформления дома. На самом верху, на главном бревне крыши – охлупне круто выгнуты шея и грудь коня - птицы. Конь, как и птица, древний образ солнца. Скаты крыши напоминали крылья.
Причелины украшали скаты крыши, символизируя «небесные хляби». Полотенце - резная доска, свисающая со стыка причелин. Окна – это глаза дома. Их украшали наличниками и ставнями.
3.Украшение фронтона дома с помощью углов
Заключение
В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что угол действительно является интересной и важной фигурой. Мир углов разнообразен. Человека окружает множество предметов быта, одежды, музыкальные инструменты, имеющие форму углов. Заниматься математикой надо каждый день, потому что новые знания всегда опираются на старые.
Математика нужна, она может во многом послужить на благо человека. Как бы ни относились люди к математике, без нее - как без рук. Она - повсюду. Нужно только уметь ее увидеть. Огромную помощь в этом оказывают книги, позволяющие взглянуть на предмет с новой, неожиданной точки зрения. В наших примерах показана роль математики в украшении русской избы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Шарыгин И.Ф., Еранжиева Л.Н. Наглядная геометрия: учебное пособие для учащихся 5-6 классов.-М. : Дрофа,2002.
2.Энцеклопедический словарь юного натуралиста/ сост.А.Г Рогожкин. – М. : Педагогика,1981.
3.Энциклопедия для детей. Математика. – М. : Аванта +, 2003.Т, 11.
4.http: //ilib.mccme.ru/djvu/geometry/geom_ rapsodiya.htm/ - Левитин К.Ф. Геометрическая рапсодия.
Рыжие листья
За еду птицы готовы собирать мусор
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Сказка на ночь про Снеговика
Рисуем тыкву