Эхо чеченских войн докатилось до многих семей России, наша не стала исключением. Во второй чеченской кампании активно принимали участие мои ближайшие родственники. Это и послужило своеобразным толчком к написанию работы, ведь тема имеет большой личный интерес и значение.
Перед собой мы поставили цель: познакомиться с личными впечатлениями отца, участвовавшего во второй чеченской кампании, и его точкой зрения на эти события. Вторая чеченская война – один из самых драматических этапов в новейшей истории России. Вокруг нас много живых свидетелей и участников этого исторического события, и надо сделать все возможное, чтобы их воспоминания были зафиксированы, стали историческим документом.
Перед собой мы ставили следующие задачи:
1. провести анкетирование учащихся 3-4 классов школы с целью определения уровня знаний по теме «Чеченские войны»;
2. изучить публицистическую литературу и исторические материалы о причинах военного конфликта в Чечне, о ходе боевых действий и их итогах;
3. взять интервью у непосредственных участников чеченских событий наших отцов;
5. осмыслить изученный материал и создать работу, основанную на исторически достоверных событиях, раскрыв в ней нравственные качества рядовых участников чеченской войны.
Вложение | Размер |
---|---|
rasskazhi_mne_o_chechneotets.ppt | 1.53 МБ |
issledovatelskaya_rabota.doc | 101.5 КБ |
Слайд 1
«Расскажи мне о Чечне, отец…» Авторы Ткач Альбина, Ирхин Максим учащиеся 4 класса МБОУ СОШ п.Зеленоборск Руководитель Л.А.Ключникова, учитель начальных классов .Слайд 2
Истоки русско-чеченских противоречий
Слайд 3
Грозный
Слайд 4
16 век Горские народы начинают устанавливать с Московским царством добровольные и взаимовыгодные союзно-вассальные отношения 18 век Отдельные территории Северного Кавказа включаются в состав России. 19 век 1917 г . - обострение социальных и межэтнических проблем в Чечне. 1921 г . - создание многонациональной автономии в виде Дагестанской и Горской АССР.
Слайд 5
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ 19-20 ВВ. 1936 г . - получение статуса автономной республики В годы ВОВ Чечено - Ингушская ССР была упразднена 1991 г - Республика Ичкерия(Чечня) заявила о своём выходе из РФ
Слайд 7
Первая Чеченская война 1994-1996 год
Слайд 8
Пе́рвая чече́нская война́ — боевые действия в Чечне и некоторых населённых пунктах соседних регионов российского северного Кавказа.
Слайд 9
Лето 1994 года в Чечне развернулись боевые действия между верными Дудаеву правительственными войсками и силами оппозиционного Временного совета. 11 декабря 1994 года считается началом первой чеченской войны 31 августа 1996 года –окончание войны, подписание Хасавюртовских соглашений
Слайд 10
Чечня преподнесла нам тяжелый и важный урок: политики должны уметь ставить государственные интересы выше личных амбиций, а военные - реально оценивать возможности своих войск
Слайд 11
Вторая чеченская война – октябрь 1999-февраль 2000
Слайд 12
Аргунское ущелье
Слайд 13
6 рота 76 псковской дивизии вдв
Слайд 14
В ночь на 4 сентября был взорван дом в военном городке Буйнакске (Дагестан) Следующие взрывы прогремели уже в Москве. В ночь с 9 на 10 сентября и 13 сентября (в 5 часов утра) взлетели на воздух вместе со спящими жителями 2 многоквартирных дома, расположенных на ул. Гурьянова (погибли 109 человек, более 200 получили ранения) и на Каширском шоссе (погибло больше 124 человек). Взрыв в центре Волгодонска Ростовская область, здесь 17 человек погибло, 310 получили ранения и травмы
Слайд 15
1 октября 1999 г. федеральные силы вступили на территорию республики. 5 декабря 1999 г . российская группировка сомкнула кольцо вокруг Грозного. с 25 на 26 декабря 1999 г. начался штурм Грозного. 17 января возобновился штурм Грозного Конец января 2000 г . – чеченские отряды начинают покидать Грозный
Слайд 16
По официальным данным (на 18 февраля 2000 г.) потери федеральной стороны превысили 1,5 тысячи человек убитыми и 4,5 тысячи ранеными . Большая часть Чечни и столица республики были заняты российскими войсками, но в горах продолжала действовать группировка противника численностью не менее 4 тысяч боевиков.
Слайд 17
После завершения войны в штабе Объединённой группировки федеральных сил приводилась следующая статистика ( 13 октября 1996 ): погибших — 4103 пленных/пропавших без вести — 1231 раненых — 19 794 Безвозвратные потери на тот момент оценивались в 5334 человека.
Слайд 18
Свидетели Чеченской войны
Слайд 19
Ткач Евгений Александрович
Слайд 20
Минута отдыха
Слайд 21
Армейские друзья
Слайд 22
Ирхин илья александрович
Слайд 23
Мне приснилась Чечня: горе, пепел и дым! Где я так не хотел умирать молодым!
Слайд 24
Н аши отцы – мальчишки, выросшие в мирное время, Не знавшие потерь и невзгод, став солдатами, превратились в героев !
МУНИЦИПАЛЬНО БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. ЗЕЛЕНОБОРСК»
Исследовательская работа
Расскажи мне о Чечне, отец…
Авторы Ткач Альбина, Ирхин Максим учащиеся 4 класса МБОУ СОШ п.Зеленоборск
Руководитель Л.А.Ключникова, учитель начальных классов.
П.г. Зеленоборск
2018 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Есть такая страна – Чеченская республика.
Глава II. Мой отец и война.
Введение
Обоснование темы исследования
Ни одно другое государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России.
У каждого поколения своя война: Великая Отечественная, Афганистан, Чеченская… все эти войны больно отзываются в наших сердцах.
Проходит время, но русские люди свято хранят в своей памяти славные победы своих предков, чтят ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий в Афганистане и Чечне.
Не должны исчезнуть из нашей памяти и события страшных, кровавых чеченских войн, имена солдат, которые выполняли свой долг во время первой и второй чеченских кампаний.
В последние десятилетия Чеченская Республика стала известна во всем мире: активные боевые действия на её территории, значительные разрушения городов и сел, гибель тысяч людей – все эти дикие даже для Средневековья явления привлекли всеобщее внимание. Сегодня чеченская война официально завершена, но боевики не дают спать спокойно.
Актуальность проблемы чеченской войны безусловна: события недавнего прошлого еще мало изучены историками, недостаточно широко освещены в исторической и художественной литературе. Именно это побудило нас обратиться к изучению данной темы.
Гипотеза:
Главное в любом историческом событии – это люди, поэтому считаю возможным предположить, что благодаря знакомству с судьбами рядовых солдат и офицеров Российской армии, которые в ходе боевых операций на территории Чеченской республики действовали в соответствии с кодексом воинской чести, проявив героизм, мужество, высокий патриотизм, верность присяге. Возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма современной молодёжи.
Эхо чеченских войн докатилось до многих семей России, наша не стала исключением. Во второй чеченской кампании активно принимали участие мои ближайшие родственники. Это и послужило своеобразным толчком к написанию работы, ведь тема имеет большой личный интерес и значение.
Перед собой мы поставили цель: познакомиться с личными впечатлениями отца, участвовавшего во второй чеченской кампании, и его точкой зрения на эти события. Вторая чеченская война – один из самых драматических этапов в новейшей истории России. Вокруг нас много живых свидетелей и участников этого исторического события, и надо сделать все возможное, чтобы их воспоминания были зафиксированы, стали историческим документом.
Перед собой мы ставили следующие задачи:
1. провести анкетирование учащихся 3-4 классов школы с целью определения уровня знаний по теме «Чеченские войны»;
2. изучить публицистическую литературу и исторические материалы о причинах военного конфликта в Чечне, о ходе боевых действий и их итогах;
3. взять интервью у непосредственных участников чеченских событий наших отцов;
5. осмыслить изученный материал и создать работу, основанную на исторически достоверных событиях, раскрыв в ней нравственные качества рядовых участников чеченской войны.
В ходе работы использовались следующие методы:
В соответствии с первой задачей исследования было проведено анкетирование учащихся 3-4 классов МБОУ «СОШ п. ЗЕЛЕНОБОРСК» с целью определения знаний дат двух чеченских кампаний, имён героев России, источников представлений о чеченской войне, а также выявления общественного мнения по поводу мотивов действий и поступков российских военнослужащих в условиях военного конфликта.
Результаты опроса показали, что школьники очень мало знают о событиях чеченской войны, о ее участниках. Это стало еще одной причиной, побудившей меня к созданию данной работы. (Приложение)
Работа состоит из введения, основной части и заключения.
Работа содержит приложения, которые наглядно демонстрируют и подтверждают деятельность в рамках проделанного исследования. Практическая значимость её заключается в дальнейшем использовании в качестве дополнительного материала по подготовке к урокам окружающего мира, классным часам, а также в целях гражданско – патриотического воспитания молодёжи.
Глава I
Есть такая страна – Чеченская республика.
Заглянем в историю Чеченской республики.
1917г.- обострение социальных и межэтнических проблем в Чечне.
1921 г.- создание многонациональной автономии в виде Дагестанской и Горской АССР.
1936 г.- получение статуса автономной республики
В годы ВОВ Чечено - Ингушская ССР была упразднена
1991 г- Республика Ичкерия(Чечня) заявила о своём выходе из РФ
Летом 1991 года мир узнал о том, что некая, не вполне определенная, часть Чечено-Ингушетии выходит из состава РСФСР и СССР и объявляет себя независимым государством под названием Чеченская республика. Так решил Общенациональный съезд чеченского народа, постановивший, что высшим органом власти в этом, не имеющем границ, государстве является исполнительный комитет во главе с его председателем, генералом в отставке Джохаром Дудаевым.
15 октября в Чечне начались бессудные расправы над русскими жителями, а после 26 ноября - настоящие массовые репрессии. Возросшее влияние клана Д.Дудаева в Чечне угрожало ещё не устоявшейся Российской государственности.
Федеральные власти пытались упорядочить обстановку в Чеченской республике, разрешить кризисную ситуацию политическими средствами. Но все они не принесли успеха. После распада СССР из Чечни были выведены советские войска, но осталось много оружия, которое почти в полном составе досталось повстанцам Дудаева. Это оружие стало основой для создания армии республики Ичкерия.
Осенью 1994 года после тщетных попыток свергнуть новый режим самостоятельно чеченская оппозиция совместно с российскими танковыми соединениями провели первый штурм города Грозного – столицы республики.
Так началась самая страшная война современности, унесшая жизни тысяч русских солдат. Прошло немало времени, пока федеральные войска сумели выработать тактику боев в городских условиях: широко стал применяться переход к классической схеме уличных боев — «сталинградская» тактика. При попытке чеченских боевиков окружить и захватить опорные пункты подразделений федеральных войск, артиллерийские и минометные батареи, развернутые в пригородах начинали методично уничтожать обнаруженные бандгруппы.
Характерной чертой поведения дудаевцев было нападение на мелкие разрозненные группы или отдельных военнослужащих, при этом они, как правило, допускали истязание раненых и глумление над трупами военнослужащих федеральных войск.
Только 18 января 1994 года силами морской пехоты был захвачен президентский дворец, а 6 марта был занят последний район Грозного, удерживаемый боевиками – Черноречье.
После захвата Грозного главной задачей российских войск стало установление контроля над равнинными районами мятежной республики. К апрелю 1995 года российскими войсками была занята почти вся равнинная территория Чечни, а боевики делали упор на диверсионно-партизанские операции.
После ряда соглашений российской и чеченской сторон, российское правительство приняло решение о выводе войск с территории Чечни.
31 августа 1996 года в городе Хасавюрте было подписано совместное заявление российской и чеченской сторон, положившее конец Первой Чеченской войне. С российской стороны документ был подписан секретарем Совета Безопасности РФ Александром Лебедем, с чеченской - Асланом Масхадовым, который на тот момент был главнокомандующим вооруженными силами республики Ичкерия.
После подписания Хасавюртовских соглашений и вывода российских войск в 1996 году мира и спокойствия в Чечне и прилегающих к ней регионах не наступило. В результате нескольких терактов, совершенных боевиками, федеральное правительство убедилось в несостоятельности Аслана Масхадова как президента. 7 августа было совершено массированное нападение боевиков на Дагестан под командованием Шамиля Басаева. Президентом Российской Федерации Борисом Ельциным был подписан Указ «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации». 30 сентября федеральные войска вошли на территорию Чечни. В результате спецопераций были захвачены или уничтожены главари боевиков, которые представляли особую угрозу населению. Но российские войска несли большие потери. В частности, с 28 февраля по 2 марта 2000 года в Аргунском ущелье погибла 6 рота 76 псковской дивизии ВДВ, уничтожившая большое количество боевиков полевого командира Хаттаба. Вся республика была в руинах.
23 января 2001 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о частичном сокращении и выводе войск с территории Чеченской республики.
После завершения активной фазы боевых действий сопротивление боевиков перешло в фазу террористической войны.
По сей день в целях поддержания мира и усиления охраны объектов нефтегазового комплекса на территорию Чеченской республики регулярно выезжают мобильные отряды ОМОНа.
Глава II
Мой отец и война.
Расскажи мне, папа, о войне:
За кого ты воевал, когда и где?
Ты ещё так молод, не в годах.
Отчего же с сединою на висках?
Из песни
Мы живем в замечательном северном посёлке Зеленоборск, но так мало знаем о людях, обеспечивающих наше спокойствие.
Когда начались события в Чеченской республике, меня еще не было на свете. Для того чтобы воссоздать действительную картину происходящих тогда событий, я обратился к литературе и данным исторических исследований по проблеме чеченских конфликтов. А за разъяснением всего шел к самому близкому мне человеку – папе.
Мой папа Ирхин Илья Александрович.
Родился в Кыргысзкой ССР, в 1992 году вместе с родителями переехали в п. Зеленоборск. Учился и закончил Зеленоборскую среднюю школу. Любимые предметы: физкультура, география.
Призвался в армию из г. Советский
В 1999г. по 2001г. проходил срочную службу в г. Пятигорске от МВД Российской федерации. В 2004г. по 2006г. служил по контракту в Чеченской республике п. Борзой в мотострелковых войсках командиром отделения в звании сержант.
Мой папа Ткач Евгений Александрович.
Родился в Кокчетавской области Чистопольском районе в селе Чистополье. Окончил Ждановскую среднюю школу, очень любил алгебру и историю. В армию призвался из Курганской области из посёлка Юргамыш. Срочную службу проходил в Чеченской республике в г. Грозный водителем в оперативной бригаде особого назначения в звании рядовой.
В Зеленоборске проживает с 2002 года, работает водителем у ИП «Индустрия».
Так мы получили представление о вооружённых столкновениях и боях, которые велись на территории Чечни.
Отец… Такое короткое и простое слово. Что можно о нем рассказать? Мой папа - самый замечательный человек на Земле. И я с полной уверенностью могу утверждать, что с папой мне очень повезло. Он настоящий друг, на которого всегда можно положиться. Он никогда не обманет и не предаст. В трудную минуту именно к нему я обращаюсь за советом, зная, что папа спокойно выслушает, объяснит суть проблемы, подскажет верное решение и найдет теплые, добрые слова поддержки. Так приятно осознавать, что есть человек, который окажется рядом и поможет в сложной ситуации. Я ценю отца за то, что он уважает мое мнение. Если оно неверное, то папа обязательно объяснит, в чем именно я заблуждаюсь. Он учит всегда добиваться поставленной цели, не опускать руки и не вешать нос, если что-то не получается. Папа любит меня плохим и хорошим, вредным и покладистым. Мама говорит, что я во многом на него похож: иногда говорю или делаю что-то в точности, как он. Мой отец, был на войне, сражался с боевиками в Чечне. Для меня он настоящий герой. В заключение хочется сказать о том, что папа не замкнулся в себе, он очень открытый и добрый человек. После своих исследований я другими глазами смотрю на своего отца. Я горжусь им и постараюсь вырасти достойным сыном. Заключение Будем помнить, будем жить У Чеченской войны еще нет истории. Она не написана и мало исследована. Но у этой войны есть свидетели, которые в мирное время познали все её тяготы. Чеченская война - это страница истории нашей страны, о которой мы забывать не вправе никогда. Это судьбы конкретных людей, тех, кто жил и живет среди нас. Наши земляки, родные люди, волею обстоятельств вовлеченные в водоворот событий, которые навсегда останутся не только в истории нашего государства, но и в памяти народа. Сегодня мы, молодое поколение, имеем возможность лично общаться с участниами Чеченской войны, что способствует воспитанию патриотизма. Недаром говорят, что люди, утратившие своё прошлое, не имеют и будущего. На примере жизни наших близких, внесших вклад в историю России, заслуживших признание современников и потомков, мы учимся быть настоящими патриотами своей страны. Жизнь родителей, дедушек и бабушек – пример для молодого поколения россиян. Благодаря данной исследовательской работе, многие учащиеся не останутся равнодушными к таким локальным войнам и начнут более подробно изучать историю нашей необъятной России, будут знать героев, которые, не жалея собственной жизни, будучи совсем еще мальчишками, стали настоящими защитниками, воинами. Ведь люди, побывавшие на войне, получили особый дар - они приносят с собой веру в светлое будущее, в будущее без войн, без кровопролития, страха. Знать о наших победах, о героях должен каждый. Нужно делать все, чтобы солдаты не были забыты, чтобы в наших сердцах, независимо от времени, звучала та музыка победы, которая вела наших отцов и дедов в бой, давала им силы и мужество. |
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкетирование учащихся 3-4 классов МБОУ «СОШ п. Зеленоборск»
Фамилия Имя ____________________класс_______________
1.Знаете ли вы о Чеченской войне________________________________
2. Причины той войны?__________________________________________
3. Когда это происходило (годы)__________________________________
4. Знаете ли вы участников той войны?____________________________
Результаты анкетирования учащихся МБОУ «СОШ п. Зеленоборск»
В ходе исследовательской работы было проведено анкетирование учащихся 3-4 классов. В анкете было 4 вопроса [см. таблицу]:
№п/п | Вопросы | Знаю | Не знаю |
1 | Знаете ли вы о Чеченской войне | 19ч | 24ч |
2 | Причины Чеченской войны | 2ч | 41ч |
3 | Когда это происходило (годы) | 1ч | 42ч |
4 | Знаете ли вы участников той войны | 12ч | 31ч |
Анализ анкетирования
В соответствии с первой задачей исследования был проведён социологический опрос учащихся 3-4 классов с целью определения знаний дат двух чеченских кампаний, имён героев России.
Опрошено 43 человека. Результаты опроса показали, что о Чеченской войне знают 44% из всех опрошенных, причины военных действий назвали 4%, дату хронологических рамок чеченских кампаний верно указали только 2% учащихся. И воинов Чеченских компаний назвали лишь 28 % участников опроса.
Таким образом, результаты социологического опроса ещё раз убедили в актуальности выбранной темы исследования, так как представления современной молодёжи о событиях в Чечне в целом поверхностны, недостаточно точны, поэтому данная работа представляется целесообразной.
Что я должен выяснить?
Моего папу зовут (ФИО полностью)_______________________________________
_______________________________________________________________
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
А теперь — мультфильм
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Рыжие листья
Ветер и Солнце
У меня в портфеле