Вложение | Размер |
---|---|
issledovat._rabota_2018.docx | 111.4 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
город Радужный
Исследовательская работа
на IX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку»
Тема: Применение техники арт терапии
в формировании адекватной самооценки у учащихся
Автор: | Симонова София Александровна 4-В класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 8» |
Руководитель: | Габдрахманова Галина Николаевна, учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» |
г.Радужный
2019г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА I. АРТ ТЕРАПИЯ ПОНЯТИЕ, ВИДЫ | 5 |
ГЛАВА II. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНИКАМИ АРТ ТЕРАПИИ | 6 |
2.1 РАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: ДИАГНОСТИКА УЧАЩИХСЯ 4 В КЛАССА МБОУСОШ №8, СОСТАВЛЕНИЕ КАРТОТЕКИ ЗАДАНИЙ | 7 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 8 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 9 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 10 |
ВВЕДЕНИЕ
Самооценка личности формирует самосознание личности. Адекватное оценивание личности дает возможность, как увидеть «себя настоящего», так и создать связь со своим будущим и прошлым. Самопознание позволяет каждому увидеть корни своих сильных и слабых сторон и научиться обретать адекватные модели поведения в повседневной жизни. Зачастую в школах психологами и социальными педагогами уделяется недостаточно внимания таким проблемам, что влечёт в будущем различные нарушения поведения, влияет на усвоение школьной программы и на психологический климат в коллективе.
На формирование самооценки младшего школьника оказывают влияние множество различных факторов: семья, школа, условия жизни, личностные особенности и др. Нарушения адекватной самооценки приводит к отклонениям в поведении: ребенок боится проявлять свои умения, либо совершенно безразличен к правилам и порядку.
Как помочь детям успешно учится в школе? Как легко заводить друзей и свободно общаться? Как помочь научится смотреть на мир открыто и принимать себя? Эти вопросы подвели нас к теме о формировании адекватной самооценки учащих. Так как детям любое проявление творчества приносит огромное удовольствие. Мы решили воспользоваться методикой арт-терапии.
Объект: Формировании адекватной самооценки у учащихся
Предмет: Арт-терапия, как метод коррекции эмоциональных состояний
Гипотеза: Арт-терапия путь к центру личности
Цель: Получить удовольствие от процесса арт-терапии, раскрыть творческий потенциал с решением внутренних психологических проблем у учащихся 3в класс МБОУ СОШ №8.
Задачи:
Актуальность: Современная мобильная жизнь диктует свои жесткие условия: быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным и гибким, коммуникабельным.
Новизна: Арт-терапия – одна из самых популярных методик здоровьесбережения детей
Организация и этапы:
При проведении исследования использованы следующие методы: изучение научной литературы, анкетирование, опрос, тестирование, анализ, эксперимент
ГЛАВА I. АРТ-ТЕРАПИЯ - ПОНЯТИЕ, ВИДЫ.
Творчество! Вот великое спасение от страданий, великое облегчение жизни!
Ф. Ницше
Арт терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, применяемых в работе педагогами. Методы арт терапии универсальны и могут быть использованы к различным психологическим задачам.
Терапевтический эффект арт терапии впервые в 1938 году выявил английский художник Адриан Хилл. Он лежал в больнице с диагнозом туберкулеза, от скуки он начал рисовать и обнаружил, что рисунок помогает его выздоровлению. В следующем году арт-терапия была введена в санаторий, и он сам преподавал рисунок и живопись с другими пациентами, многие из которых были солдаты, вернувшиеся с войны. Хилл обнаружил, что практика искусства не только помогает пациентам отвлечься от их болезни или травмы, но и помогает освободить их от психического расстройства, выражая свою тревогу и сцены войны, с помощью рисунка.
В 1942 году Хилл впервые использовал термин арт-терапия и в 1945 году опубликовал свои идеи в художественной книге «Искусство против болезней».
Арт терапия – (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой метод психологической коррекции с помощью художественного творчества.
Стоит учесть, что в рамках школы каждый педагог сталкивается не только с детьми. Ребёнок — это отражение собственной семьи. Зачастую все проблемы из-за того, что мы не слышим друг друга. Задача арт терапии — наладить диалог между членами семьи.
«Я не умею рисовать, что делать?» В арт терапии нужно об этом забыть. Мы не рисуем, а «вырисовываем». «Вытаскиваем» из себя. Наоборот, профессиональное умение рисовать по шаблону лишь мешает.
«А что потом?». Анализ своего творения проводится автором, даже когда приходит озарение и осознание. Вернутся к прошлым работам никогда не поздно. В любом случае терапия прошла успешно, когда произойдет «выплеск» всегда становится легче.
Арт терапия, как средство психологического состояния в самом узком смысле – рисование. Помимо изо терапии (рисования) применяются такие методики, как: скульптура, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела.
ГЛАВА II. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНИКАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Для выявления эффективности применения арт терапии в формировании адекватной самооценки учащихся, было проведено экспериментальное исследование. Нами была разработана специальная исследовательская программа формирования адекватного уровня самооценки, рассчитанная на двенадцать занятий, в каждом занятии применялись такие приемы арт терапии, как: рисование, театрализованной постановкой , составление образа на основе абстрактных представлений о себе и многое другое.
1 этап.
Теоретический этап.
1. анкетирование - привлечение родителей к участию в исследовании;
2. анкетирование детей – выявление более привлекательных методик арт-терапии;
3. диагностика детей на начало исследования;
4. выявление проблемы, формировка цели, задач;
5. ознакомиться с методами и приемами арт-терапии;
6. планирование деятельности по арт-терапии в расписании уроков;
2 этап.
Методический этап.
1. разработка исследования;
2. составление картотеки заданий;
3. выпуск тематических газет о методах арт-терапии;
3этап.
Практический этап.
1. непосредственная реализация исследования: организация деятельности с учащимися 3в класса;
2. ознакомление родителей с работами детей;
3. применение технологии арт-терапии в МБОУ СОШ №8 учащихся 4в класса ;
4. мультимедийная презентация инновационного опыта на тему: «Применение техники арт-терапии в формировании адекватной самооценки у учащихся»
5. мастер – класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми. Творим терапевтическую сказку».
4 этап.
Аналитическийй (итоговый) этап.
1. анкета для детей;
2. диагностика детей на конец исследования;
3. подведение итогов реализации исследования;
4. анализ результатов деятельности по применению арт-терапии, выводы;
5. рефлексия проводимых мероприятий, направленных на здоровье детей.
2.1 РАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: ДИАГНОСТИКА УЧАЩИХСЯ 4 В КЛАССА МБОУСОШ №8, СОСТАВЛЕНИЕ КАРТОТЕКИ ЗАДАНИЙ
Первичная диагностика состояния самооценки учащихся проводилась с помощью следующих, так называемых проективных[1] методик, которые не требуют от ребенка высокой концентрации внимания и усилий, но дают достаточно достоверные результаты: « Лесенка» ( авт. В.Г.Щур); методика определения эмоциональной самооценки (авт. А.В.Захаров), методика самооценки «Дерево» (авт. Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко). Приложение 1,2,3
Результаты диагностики определили группу, в которой реализовалось исследование по формированию адекватной самооценки.
Исследование распределили на двенадцать занятий, причём некоторые упражнения рекомендованы использовать на уроках физической культуры, музыки, технологии и переменах (коллективные игры): «Выбери то, что нравится», «Изобрази своё имя», «Каракули», коллективные коллажи «Лучи добра», «Одиночество», «Любовь» и т.д Приложение 4
Хотя «арт-терапия» понятие современное, её уникальность состоит в том, что мы возвращаемся к «первобытному» искусству, через полноту выражений своих чувств. Сам продукт творчества абсолютно не важен, а уж оценка его тем более. А выполнение коллективных работ, решало задачи коллективизма, сплочения, важности и уникальности каждого члена группы.
Методика вербальной диагностики самооценки (В.Г.Щур) в сравнительном анализе первичной и вторичной диагностик, показала увеличение числа лиц со средним уровнем самооценки с 7 % до 45 % в группе, следовательно, и уменьшение лиц с заниженным уровнем самооценки.
Результаты опросника самоотношения (авт. Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко). В группе, определили улучшение показателей по шкалам: самоуважение с 49 % до 65 %; общительность, дружескую поддержку с 60 % до 85 %; самоинтерес с 36 % до 60 %; самоуверенность с 40 % до 50 %.
Методика самооценки А.В.Захарова выявила увеличение числа учащихся с комфортным состоянием с 20 % до 40 %.
Таким образом, применение арт – терапевтических методик в работе с учащимися показало свою эффективность в формировании адекватных показателей самооценки личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбранное нами направление арт-терапия для исследования помогли ребятам раскрепоститься, почувствовать уверенность, свою значимость в обществе. Ребята смогли разглядеть в себе лучшие стороны и узнали друг о друге немало нового. Мы только на пути к пониманию на сколько Мир многогранен и разгадывать тайны самопознания очень увлекательное занятие.
Выводы:
Рекомендация: Дети, подверженные неадекватной самооценкой всегда находятся в группе риска и нуждаются в систематической работе по формированию комфортного самосостояния. Мы намерены в дальнейшем продолжать работу, используя ценный опыт оформить программу внеурочной деятельности «Арт-терапия
в формировании адекватной самооценки у учащихся».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Арт-терапия — новые горизонты» / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с.
2. «Техники телесно-ориентированной арт-терапии» Копытин А.И., Корт Б. — М.: Психотерапия, 2011. — 128 с.: ил.
3. «Введение в арт-терапию: Учебное пособие» Сусанина И.В. - Издательство: Когито-Центр, 2007 г.- 96 с.
4. «Арт-альбом для семейного консультирования. Детский» Васина Е., Барыбина А.- СПб.: Речь, 2006. 24 с.
5. «Психология в работе учителя: В 2 кн. — Кн. 2: Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание» Бадмаев Б.Ц. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 160 с. — (Психология для всех).
Приложение 1
Методика " Лесенка" ( авт.В.Г.Щур)
Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.
Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».
Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.
Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Ключ :
Неадекватно завышенная самооценка
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».
Завышенная самооценка
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
Адекватная самооценка
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
Заниженная самооценка
Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.
Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».
Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Приложение 2
Методика определения эмоциональной самооценки (авт. А.В.Захаров)
Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.
Ключ ( чтобы видеть текст выделите его курсивом):
Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя.
При указании на первый круг имеет завышенную самооценку.
При указании на круги далее пятого заниженную самооценку.
Приложение 3
Методика самооценки «Дерево» (авт. Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко)
Инструкция:
Посмотри внимательно на рисунок. Перед вами лесные человечки. У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение.
Возьми коричневый карандаш (фломастер) и раскрась ствол и ветки дерева. А когда будешь раскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят.
А теперь возьми красный карандаш (фломастер) и раскрась того человечка, который напоминает тебе себя, похож на тебя, твоенастроение и твое положение. Теперь возьми зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым ты хотел бы быть и на чьем месте ты хотел бы находиться.
Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. Считаю, что в этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
Ключ ( чтобы видеть текст выделите его курсивом):
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.
№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.
№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).
№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.
№ 9 — мотивация на развлечения.
№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.
№ 8 — отстраненность , уход в себя.
№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.
№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу дети с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.
Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
Приложение 4
Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния.
Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности
"Мазурка" Шопен,
"Вальсы" Штрауса,
"Мелодии" Рубинштейна.
Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы
"Кантата № 2" Баха,
"Лунная соната" Бетховена.
Для общего успокоения
"Симфония №6" Бетховена, часть 2,
"Колыбельная" Брамса,
"Аве Мария" Шуберта.
Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми "Концерт ре-минор" для скрипки Баха.
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением
"Дон Жуан" Моцарт,
"Венгерская рапсодия №1" Листа,
"Сюита Маскарад" Хачатуряна.
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения "Шестая симфония",
Чайковского, 3 часть,
"Увертюра Эдмонд" Бетховена.
Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей
"Итальянский концерт" Баха,
"Симфония" Гайдна.
Для повышения концентрации внимания
"Времена года" Чайковского,
"Лунный свет" Дебюсси,
"Симфония № 5" Мендельсона
Приложение 5
Содержание используемых упражнений «Арт-терапии»
Упражнение «Мое настроение».
Время проведения: 7 мин.
Цель: снятие внутреннего напряжения, рефлексия настроения.
Нарисуй свое настроение – такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок, чтобы он полностью отражал твое состояние.
Вопросы. Опиши своё настроение словами – какое оно? Грустное или веселое? От чего такое? Расскажи, что ты чувствовал в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения.
Упражнение. Мое имя.
Время проведения: 10 мин.
Цель: формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»
Давай закрой глазки и представь белый лист бумаги, на котором большими буквами написано твое имя. Представь, что буквы стали синими... А теперь – красными, а теперь – зелеными. Пусть будут зелеными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь – желтым.
А теперь прислушайся: кто-то зовет тебя по имени. Угадай, чей это голос, но никому не говори, сиди тихонько. Представь, что твое имя кто-то напевает, а вокруг играет музыка. Давай послушаем!
А сейчас потрогай свое имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Теплое? Пушистое? У всех имена разные.
Теперь попробуй свое имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или теплое?
Ты узнал, что твое имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким-то на ощупь.
А теперь открой глазки. Расскажи о своем имени, о том, что ты видел, слышал и чувствовал. Когда рассказ окончен, возьми карандаши и нарисуй имя. Ребенок может рисовать все, что захочет, главное, чтобы рисунок отражал образ имени.
Вопросы. Что это нарисовано? А это? А почему ты нарисовал именно это?
После рисования пробуем изобразить движениями свое имя «как оно выглядит?»
2. Упражнение «Соломинка на ветру»
Упражнение выполняется с группой детей, не менее 6 – 7 человек. Все встают в круг вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», – участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.
Предупреждение: Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в игре взрослых обязательно.
Упражнение «Человек боится…» (здесь ребятам необходимо продолжить предложение)
Рефлексия (10)
«Боюська»
Цель: Коррекция детских страхов. «Дотроньтесь до…, кто боится…» (выявление и актуализация детских страхов, например: дотронется до мочки уха тот, кто боится мышей, и т. д.)
Упражнение «Дерево счастья»
Цель: снижение уровня страха через его преобразование
Для создания этой творческой композиции необходимы два листа рисунков со страхами.
Дети делятся на 2 группы. Каждой группе предлагается на большом листе нарисовать все свои страхи, за тем:
1) один листочек сворачиваем в трубочку страхами внутрь – это будет ствол дерева.
2) ствол расписывается всякими «радостями» – тем, что её символизирует: улыбки, солнышки, сердечки, цветочки и т.д.
3) верхняя часть ствола надрезается так, чтобы получилась бахрома примерно на 1/3 длины ствола.
4) второй рисунок складывается в несколько раз и из него вырезаются листочки.
5) листочки также расписываются «радостями» и крепятся к бахроме ствола.
страшные рисунки превратились в Дерево счастья
Рефлексия (10 минут).
[1] Проективные тесты - это несложные задания, которые вызывают у ребенка интерес и любопытство.
Бабочка
Воздух - музыкант
Хризантема и Луковица
О чем поет Шотландская волынка?
Марши для детей в классической музыке