В работе представлено математический анализ симметрии и пропорций ансамбля театральной площади Карло Росси в Санкт- ПетербургеВ работе представлено математический анализ симметрии и пропорций ансамбля театральной площади Карло Росси в Санкт- Петербурге, выполненный учениками 6 класса.
Цели исследования:
Образовательная: изучить симметрию и пропорции ансамбля театральной площади Карла Росси с точки зрения математики.
Развивающая: развитие творческих способностей, познавательной активности, интереса к исследовательской деятельности, развитие коммуникативных навыков школьников, учить анализировать, понимать грандиозность, композиционные особенности замысла художника, учить «выходить за рамки» предмета, видеть гармонию математических законов в окружающем мире.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, формировать позитивное отношение к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с планом);
Объект исследования: Александринский театр и Театральная площадь
Вложение | Размер |
---|---|
simmetriya_i_proportsii_ansamblya_teatralnoy_ploshchadi_karlo_rossi_-_kopiya.docx | 31.75 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение № 204 с углубленным изучением иностранных языков (английского и финского) Центрального административного района г. Санкт – Петербурга
Внеклассное мероприятие по математике
Симметрия и пропорции
ансамбля театральной площади Карла Росси
Руководитель
Гольтяева Н.С.,учитель математики
Работу выполнили
Ученики 6 а класса
Дегтяренко Мария,
Белкина Александра,
Симакович Ирина,
ученики 6 а класса
Санкт- Петербург
2019
Содержание
Введение
Цели исследования:
Образовательная: изучить симметрию и пропорции ансамбля театральной площади Карла Росси с точки зрения математики.
Развивающая: развитие творческих способностей, познавательной активности, интереса к исследовательской деятельности, развитие коммуникативных навыков школьников, учить анализировать, понимать грандиозность, композиционные особенности замысла художника, учить «выходить за рамки» предмета, видеть гармонию математических законов в окружающем мире.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, формировать позитивное отношение к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с планом);
Объект исследования: Александринский театр и Театральная площадь
Когда говорят об удивительной красоте нашего города, то, прежде всего, вспоминают панораму Невы, Невский проспект, Дворцовую площадь, Сенатскую и площадь Искусств, улицу Зодчего Росси... Здесь, возвышаются те прекрасные сооружения, которые определяют неповторимый архитектурный облик исторического центра города, «его строгий, стройный вид».
Даже зарубежные исследователи признают, что подобного градостроительного ансамбля нет нигде в мире, а знаменитые улицы Руайяль в Париже и Уффици во Флоренции по красоте во многом уступают улице, созданной Росси. И действительно, при сопоставлении театрального ансамбля с этими всемирно известными произведениями становятся очевидными его достоинства. Длина «идеальной » улицы не должна более чем в 12-15 раз превышать ее ширину. Улица Уффици во Флоренции (архитектор Д. Вазари) и по протяженности, и по архитектурной выразительности уступает улице Зодчего Росси. Она замкнута в себе, изолирована от города. Не связана с окружением и прославленная улица Колонн в Пальмире (II— IV в. н. э.). Только площадь Согласия и улица Руайяль в Париже (архитекторы Ж. Габриэль и П. Виньон) образуют ансамбль. Но ансамбль этот сформировался на протяжении почти ста лет, а не создан по единому проекту одного зодчего, как площадь Искусств и театральный ансамбль Росси. Более того, каждый из ансамблей зодчего лишь звено крупнейшей, созданной им архитектурно единой градостроительной системы в центре города. Сооружая Главный штаб, Росси блестяще сформировал ансамбль главной парадной площади. Воспользовавшись тем же приемом, что и римский архитектор в сирийской Пальмире, он остроумно решает проблему связи Дворцовой площади с Невским проспектом. Росси так удачно прорисовал систему арок, что угол в 60 градусов между Невским проспектом и фасадом Зимнего дворца практически не ощущается. А при возведении Михайловского дворца расширил свою задачу и создал ансамбль площади и новых улиц. Проектируя театральный комплекс, он достиг еще более высоких результатов. Здесь мы видим художественно цельный архитектурный ансамбль, состоящий из нескольких площадей и улиц. Считается, что замкнутая площадь не может иметь ширину более чем в 5-6 раз превосходить высоту окружающих построек. Таковы пропорции сечений площади перед Александринским театром. Здесь архитектор показал себя настоящим гением и наконец, создал произведение, достойное великих римлян, с которыми сравниться он так мечтал. Действительно, нельзя не вспомнить времена цезарей, глядя на безумную роскошь архитектуры в его Театральной улице с Александрийским театром в глубине. Эта роскошь архитектуры еще мало оценена, но настанет время, когда будут приезжать смотреть эти великолепные произведения Росси, как ездят смотреть мастеров Ренессанса в Италию.
Крупнейший из ансамблей Росси — театральный — целая система улиц и площадей, застроенных в едином архитектурном стиле по единому проекту зодчего. Ныне это площадь Островского, улица Зодчего Росси, площадь Ломоносова и связанные с ними улицы. В композиции Театральной улицы, образованной двумя едиными по архитектуре административными корпусами, тонко учтены особенности восприятия сооружений в натуре. Она поражает зрителя своей эмоциональностью и гармонией. Четкий ритм, динамика, рельефная пластика возвышающихся на рустованном цоколе сдвоенных колонн — своеобразных пропилеи, ведущих к театру, противопоставлены статичной плоскости заднего фасада театрального здания, завершающего перспективу улицы и как бы останавливающего бег тянущихся к нему колоннад. Театр, главным фасадом обращенный к Невскому проспекту, занимает на площади выгодное «островное» положение и прекрасно обозревается со всех сторон. Его композиция предельно лаконична. Она обусловлена внутренней планировкой, конструктивной системой и тесно связана с ансамблем.
Малый театр, стоявший на месте нынешнего сквера на площади Островского и перестроенный Бренна в 1801 году из садового павильона Аничкова дворца, вскоре перестал вмещать всех желающих. Его непрезентабельный вид, пыльный двор и хаотичная застройка вокруг не соответствовали почетному месту на Невском проспекте. Возникла необходимость в постройке каменного театра.
Александринский театр чрезвычайно прост как в плане, так и в фасаде. В плане это прямоугольник с лоджией с шестью коринфскими колоннами на главном фасаде и с двумя портиками того же ордера на боковых фасадах; портики венчаются не фронтонами, а аттиками, которые Росси сделал неотъемлемою частью своих зданий. Фронтоны ему казались скучными, и ни на одном из его проектов, кроме Михайловского дворца, их нет. Зато аттики он умеет рисовать так, как никто. Нижний этаж в рустах, с дивной львиной головой в замках, гладкие стены заканчиваются — еще до архитрава — фризом из гирлянды с театральными масками. Мощная шестиколонная лоджия коринфского ордера акцентирует главный вход, а восьмиколонные портики — боковые. Их балконы сообщались с фойе. Главный фасад можно условно разделить на 4 части по вертикали, причем высота лоджии составляет чуть меньше ½, т.е. это отношение близко к золотому сечению. В горизонтальном членении лоджия составляет 2/3 длины фасада. Пилястры заднего фасада перекликаются с колоннами лоджий главного, повторяют его членения. В архитектуре театра мы постоянно встречаем числа Фибоначчи и золотое сечение. Они присутствуют не только в пропорциях здания, колонн, дверей, в переплетах окон, в разбивке на клинья оформлении окон, но и в орнаменте фриза.
Все здания Театральной площади и улицы Росси возведены из кирпича по единой конструктивной системе (кроме металлических перекрытий центрального объема театра) и оштукатурены. Архитектура фасадов основана на повторении немногих элементов и деталей в различных сочетаниях. Так, фасады корпусов по периметру ансамбля общей протяженностью более километра скомпонованы всего из четырех элементов, а каждое из сооружений ансамбля содержит не более двух-трех. Повторение их в различных сочетаниях создает различные, но архитектурно единые сооружения. И в самих «типовых» элементах детали повторяются. Весь периметр площадей и улиц застроен в дорическом ордере. Характерен единый прием обработки ризалитами углов зданий. Это удачно найденный способ соединения корпусов, использованный как художественное средство. С помощью угловых ризалитов строительство огромных корпусов вдоль улиц и площадей значительно упростилось — работы были разделены на три очереди.
Трудно себе представить, что в столь парадном здании театра всего четыре вида оконных проемов, а в павильонах— лишь один. Это полуциркульные окна в 2 ½ квадрата, прямоугольные в 1 ½ и 2 ½ квадрата с треугольным фронтоном, полуциркульные. Повторяются и детали. Из одного «типового» элемента чередованием двух масок скомпонован великолепный двухсотметровый фриз, опоясывающий здание театра. Принцип повторности отчетливо виден и в скульптуре. В некоторых случаях это простое повторение (статуи воинов на фасаде павильонов, статуи муз в нишах и на аттиках здания театра), в других — искусные сочетания типовых фигур и групп (скульптурные панно и фризы здания библиотеки).
Росси — зодчий чрезвычайно широкого диапазона, градостроитель, архитектор-художник, инженер-новатор, мастер интерьера и декоративно-прикладного искусства, блестящий архитектурный график. Он сам обычно руководил строительством и выполнял все наиболее ответственные чертежи — от общей архитектурной композиции вплоть до виртуозных рисунков архитектурных, скульптурных и живописных деталей и предметов прикладного искусства. В то же время он работал в тесном содружестве с крупнейшими инженерами, художниками и помощниками-архитекторами, сумел сплотить вокруг себя множество прекрасных мастеров, переходивших с одной его стройки на другую. Именно это обеспечило высокий художественный и технический уровень сооружений зодчего, практическое осуществление его новаторских идей. Он использовал самые последние достижения техники своего времени, соединяя новые конструкции и материалы, новые рациональные архитектурные приемы с высоким мастерством в области синтеза искусства. Фанфары победы звучат в триумфальной архитектуре сооружений зодчего на Дворцовой площади, апофеоз искусств — в театральном ансамбле, а здание библиотеки как бы овеяно мудрым и величавым спокойствием. Росси достиг того, что еще никому вполне не удавалось: он застраивал город как художественно целостный архитектурный организм. Тринадцать площадей — почти все площади в историческом центре города — и двенадцать улиц были полностью созданы или реконструированы по проектам Росси. Они либо стали архитектурными ансамблями, открытыми к городу, либо преобразовались так, что приобрели художественно выразительный облик.
Снеговик
Браво, Феликс!
Что такое музыка?
Крутильный маятник своими руками
Ах эта снежная зима