Люди рождаются неодинаковыми, прежде всего потому, что обладают разными типами личности - определяющими сильные и слабые стороны индивидума. Точно установлено, что каждый человек уже рождается с определенным психологическим типом, изменить который впоследствии не представляется возможным. Знание своего соционического типа позволяет человеку выбрать дело по душе, понять свои сильные и слабые черты характера и избежать лишних трудностей в выборе профессии
Вложение | Размер |
---|---|
zaryankina_a_orakskaya_oosh.docx | 762.82 КБ |
XXV учебно-исследовательская конференция школьников Шарыповского района "Первые шаги в науку" | |
Название секции | Секция «Абсолют самопознания» |
Направление | Психология личности |
Полное название темы работы | Выбор профессии – дело серьезное! |
Возрастная номинация | 12-14 лет |
Тип работы | экспериментально-исследовательская работа |
Фамилия имя отчество (полностью) | Зарянкина Александра Валентиновна 30.07.2006 г.р. |
Место учебы: | Оракская основная общеобразовательная школа филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Парнинской средней общеобразовательной школы |
Класс | 7 |
Руководитель работы | Кукарцева Инна Владимировна, учитель биологии и химии Оракской ООШ филиала Парнинской СОШ №5 |
e-mail (обязательно) | 8(39153)34-4-35 |
Аннотация: «Кем быть?» - вопрос многих молодых людей. Многие выпускники, выбирая ту или иную профессию, не учитывают собственные основные характеристики личности, зачастую движимые советами родителей или друзей при выборе профессии, тратят свое время на получение не востребованного ими в дальнейшем специальности и идут работать совершенно в иной вид деятельности.
Люди рождаются неодинаковыми, прежде всего потому, что обладают разными типами личности - определяющими сильные и слабые стороны индивидума. Точно установлено, что каждый человек уже рождается с определенным психологическим типом, изменить который впоследствии не представляется возможным. Знание своего соционического типа позволяет человеку выбрать дело по душе, понять свои сильные и слабые черты характера и избежать лишних трудностей в выборе профессии.
Выбор профессии – очень важное и ответственное решение, которое принимал каждый из нас перед выпуском из школы. Ведь будущая профессия является важным звеном, определяющим дальнейшую жизнь. Поэтому очень важно выбрать именно ту профессию, где можно реализовать себя, быть успешным и приносить пользу обществу. «Кем быть?» - вопрос многих молодых людей. Молодость – это прекрасное время возможностей, безграничной веры в собственные силы. С другой стороны, опыта еще маловато, и зачастую сделать правильный выбор непросто. И отвечают на вопрос «Кем быть?» многие по - разному. Кто-то принимает решение самостоятельно и уверенно, кто – то прислушивается к советам родителей, некоторые идут в ту или иную область заодно с друзьями, не имея четких целей, а бывает и в силу обстоятельств. А правильно ли он принял решение, отвечая на вопрос «Кем быть?», потратив пять лет на обучение выясняется после окончания ВУЗа, когда устраиваются на работу, кто то по специальности а кто то и нет, выбирая вообще другую область работы. В этом году я являюсь ученицей 7 класса, и в скором будущем мне предстоит определять свое будущее. И уже сегодня хочется не ошибиться в правильности выбора, понять к какой работе я более склонна. На сегодняшний день я не могу ответить на вопрос «Кем быть?». Знание своих сильных качеств помогает в выборе профессиональной сферы и раскрыть себя в полной мере. В понятии своих сильных качеств можно обратиться к различным методикам определения типологий личности, одной из которых является соционика. Соционика изучает способы обмена информацией между людьми, дает возможность понять собственный механизм восприятия информации и связанные с этим сильные и слабые стороны, на что делать упор в жизни, а что подтягивать.
Для того чтобы получить профессию и затем успешно трудиться, у человека должны быть конкретные качества, отвечающие тем требованиям, которые необходимы для этой профессии. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования. Прежде чем выбрать ту или иную профессию, необходимо заглянуть внутрь себя, понять, какими качествами обладаете Вы, что Вам наиболее интересно, чем Вы любите и хотите заниматься, какой Вы есть. Ведь есть люди, которым необходимо быть в центре внимания, кто то - сосредотачивается на работе в полном одиночестве, кто то - амбициозный, а кто то - скромный человек. И творческого человека заставляют целый день сидеть над рутинной работой. И наоборот, скромного, замкнутого человека - руководить отделом.
Проблему вижу в том, что многие молодые люди, выбирая ту или иную профессию, не учитывают собственные основные характеристики личности, зачастую движимые советами родителей или друзей при выборе профессии, тратят свое время на получение не востребованного ими в дальнейшем специальности и идут работать совершенно в иной вид деятельности.
Для проведения исследования изучила следующую литературу:
на сайте научно исследовательского института соционики
https://www.socionics.ru/about-socionics/socionics-osnovi1 познакомилась с историей развития науки и с особенностями психологических типов людей и их способностям к профессиям. В сайте школы ассоциативной соционики https://socionics4you.com/post-6012 познакомилась со статьей Владимирова О.М. «Соционика, психология и выбор профессии»; с группами профориентации типов познакомилась на сайте https://www.socionic.ru/index.php/2010-10-04-22-18-00/3028-2010-11-24-03-23-17;
изучила различные тесты для определения психотипа https://mysocio.ru/test/tolstikova (тест Толстикова), https://testometrika.com/temperament/socionics-a-test-to-determine-personality-type/ (тест Гуленко В.В.); так же изучила современные тесты для определения профессиональных наклонностей:
Тест Дж. Голланда (или Холланда) на определение профессионального типа личности https://www.eztests.xyz/tests/professional_holland/ ,
Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова https://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/differentsialno-diagnosticheskiy-oprosnik-ddo-e-a-klimova/
тест карьерных ориентаций Э. Шейна https://proforientatsia.ru/test/yakorya-karery-edgar-shejn/
Цель исследования показать, что действительно существует взаимосвязь между социотипом и сферой деятельности человека.
Задачи:
1. Рассмотреть соционику, как методику определения типов людей и их профессиональных наклонностях.
2. Провести опрос среди выпускников школ о полученной специальности и реализации себя в ней, будущих выпускников выбирающих профессию.
3. Проанализировать данные исследования, выявить основные профессии подходящие к соционическим типам.
Объект исследования: влияние внешней и внутренней среды на выбор профессии
Предмет исследования: группа людей в возрасте от 14 до 50 лет
Методы исследования: анкетирование, сравнение, количественная и качественная обработка.
Гипотеза – знание своего соционического типа позволяет человеку сделать правильный выбор в отношении профессии.
Несколько десятилетий назад для выбора профессии было достаточно понять, какая сфера человеческой деятельности вызывает у молодого человека интерес или какими способностями человек обладает, и помогала в этом наука психология. На сегодняшний день часть профессий утратила свое существование, а с развитием прогресса появилось гораздо большее число специальностей. И как найти себе именно то занятие, которое поможет реализоваться в полной степени, получив по нему образование.
По мнению литовского ученого Аушры Агуустинавичюте, которая была основателем соционики, человечество – организм, который оптимально действует, когда каждый человек – функционирующая составная часть социона… Человек соционен по своей природе и хочет эту свою соционность чувствовать на деле – иметь вокруг себя нужных ему людей и тех, кому он нужен». И если, по её словам, «труд, который является биологической потребностью здорового человека, может превратиться, и слишком часто превращается в пытку», то одним из важнейших «гарантов защиты» личности от перегрузок и возможных неврозов является верное самоопределение в профессии.
Соционика позволяет изучить особенности функционирования психики человека, его способы восприятия информации, а так же взаимодействия с другими людьми, описывает информационную структуру личности и общества.
Соционика возникла в 1970 годах, получившая свое развитие на основе учений основоположника психоанализа З. Фрейда и швейцарского психиатра Карла Густава Юнга. Фрейд ввел в науку идею о том, что человеческая психика имеет некую структуру. Эта структура включает в себя следующие уровни: сознание, предсознание и подсознание.
Юнг классифицировал устойчивые, возможно, врожденные различия в поведении, способностях людей, склонностях к заболеваниям, особенности внешности. Изучая все эти особенности, Юнг сконструировал не одну, как у Фрейда, а восемь моделей психики и описал, базируясь на них, восемь психологических типов.
Первыми были описаны установки человеческой психики: экстраверсия и интроверсия:
«Экстраверсия есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту» (К.Г. Юнг).
Интроверсией есть обращение интереса внутрь, когда «мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение». (К.Г. Юнг) [Приложение 1, таблица1]
Следующими Юнг описал четыре психологические функции:
Мышление (логика) есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях.
Чувство (этика) есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо – плохо, красиво – некрасиво.
Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Интуиция – это своего рода инстинктивное схватывание, достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными.
Ощущение (сенсорика) – та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. Ощущение базируется на прямом опыте восприятия конкретных фактов. [Приложение 1, таблицы 2, 3]
У каждого человека присутствуют все четыре психологические функции. Однако эти функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна функция доминирует, давая человеку реальные средства для достижения социального успеха. Другие функции неизбежно отстают от нее, что ни в коем случае не является патологией, а их «отсталость» проявляется лишь в сравнении с доминирующей.
Юнг разделил все психологические функции на два класса: рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение):
Рациональность - разум, как ориентация на нормы и объективные ценности, накопленные в социуме.
Иррациональность - это не что-то противоразумное, а лежащее вне разума, на разуме не основанное. [Приложение 1, таблица 4]
Определив предпочтения человека по каждой из четырех пар признаков, мы можем установить его психологический тип. Название типа формируется исходя из названий двух наиболее сильных функций. Но чтобы облегчить понимание и запоминание данных типов, им присваиваются псевдонимы. [Приложение 2]. Для каждого типа можно дать рекомендацию, в каком направлении учиться и развиваться, какую профессию выбрать. С помощью соционики можно выбрать себе деятельность, которая будет приносить и удовлетворение, и результат. [Приложение 3], . [Приложение 4, таблицы 1,2].
Существуют различные способы определения психотипа. Можно выделить четыре основных подхода к определению психотипа человека:
Определение соционического типа задача сложная, в решении которой могут ошибаться даже профессионалы. Наибольшую достоверность даёт применение разных методов и независимое определение типа несколькими людьми. Среди соционических опросников для определения соционического типа и в помощи для профориентации значимыми являются следующие:
Тест на определение соционического типа Гуленко и Кейрси
https://socionika-test.info/ru/tests/, https://socioniks.net/test/
https://psytests.org/temperament/keirsey-run.html
Тест Дж. Голланда (или Холланда) на определение профессионального типа личности. [Приложение 5]
Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова используется для профориентации подростков и взрослых людей. [Приложение 6]
2.2 Результаты исследования
Современный подросток, вставший перед выбором получения профессии должен учесть множество факторов, чтобы не потратить впустую годы на обучение. Ему необходимо понять какая сфера деятельности вызывает у него интерес, и какими способностями он обладает для этого.
Я провела опрос среди жителей села, их друзей и выпускников нашей школы, имеющих образование (профессию). Были заданы следующие вопросы:
Проведен тест для определения социотипов опрашиваемых по В. Гуленко.
Данные результатов по определению социотипа являются не точными, т.к. его должны определять профессионалы по нескольким критериям. В данной работе был использовано онлайн-тестирование.
Опрос проводился как в устной форме, так и через социальные сети. Результаты, полученные в ходе исследования, приведены ниже в таблице:
№ | Социотип / согласен с описанием или нет | Полученные профессии ( 1) / (2) / (3) | Влияние на выбор профессии | Работа по профессии ДА/НЕТ | Мнение соционики | Нравиться ли работать по полученной профессии |
Возраст 40 и выше | ||||||
1 | Драйзер (Хранитель) / да | Инженер / педагог | Обстоятельства | 2ДА | + | + |
2 | Наполеон (Политик ) /да | педагог | самостоятельно | ДА | + | + |
3 | Достоевский (Гуманист) / да | Педагог- психолог / экономист | Самостоятельно / обстоятельства | 2Да | - | - |
4 | Робеспьер (Аналитик) / да | инженер | Обстоятельства | ДА | + | + |
5 | Драйзер (Хранитель) / да | портной | Обстоятельства | Нет | - | - |
6 | Робеспьер (Аналитик) / да | Экономист/ педагог | Самостоятельно | 2ДА | + | + |
7 | Гюго (Энтузиаст) / да | педиатр | самостоятельно | Да | + | + |
8 | Жуков (Маршал) / да | бухгалтер | самостоятельно | да | + | + |
9 | Джек Лондон (Предприниматель) / да | военнослужащий | обстоятельства | Да | + | + |
10 | Гамлет (Наставник) / частично | Художник-монументалист | самостоятельно | да | + | + |
Возраст 30- 40 лет | ||||||
11 | Гюго (Энтузиаст) / да | Повар/ организатор/ педагог | Обстоятельства | 3Да | - | - |
12 | Гамлет (Наставник) / да | педагог | самостоятельно | да | + | + |
13 | Штирлиц (Администратор) / нет | Механик / юрист / учитель права / юриспруденция | Друзья/ родственники/ обстоятельства | Нет | + | - |
14 | Штирлиц (Администратор) / да | Эколог/ Школа полиции | обстоятельства | 2 Да | + | + |
15 | Драйзер (Хранитель) / да | Финансист/ банковский работник / налогообложение / менеджер | Родители | 4Да | + | + |
Возраст 20-30 лет | ||||||
16 | Достоевский (Гуманист) / да | логист | Родители | Да | - | - |
17 | Жуков (Маршал) / да | педагог | Родители | НЕТ | - | - |
18 | Наполеон (Политик) / частично
| инженер | За компанию с другом | нет | - | - |
19 | Жуков (Маршал) / нет | бухгалтер | самостоятельно | да | + | + |
20 | Гексли (Советчик) / да | педагог | случайно | да | + | + |
Как видно из опроса 20 человек, что только 40% опрашиваемых сделали выбор профессии самостоятельно, и они довольны своей работой.
У 50% опрашиваемых влияние на выбор профессии оказали различные обстоятельства, и как видно из опроса работа по профессии зачастую не приносит полного удовлетворения, т.е полной реализации себя, а в возрасте после 30 лет можно увидеть что большинство опрашиваемых получили не одну профессию. У 15% опрашиваемых выбор в получении профессии оказали родители, и как видно, что только 1 респондент доволен своей работой. Видимо родители советуя получить профессию руководствуются, прежде всего престижностью профессии, не учитывая внутренний мир ребенка. 16 человек (80%) из опрашиваемых работают по полученной профессии, из них довольны своей работой 13 человек, трое работая по специальности не получают удовлетворения от работы.
При анкетировании 20% опрашиваемых не согласились с описание своего социотипа.
Так же был проведен опрос среди обучающихся 9-11 классов, которым в скором будущем предстоит выбор профессии. Были заданы следующие вопросы:
Результаты, полученные в ходе исследования обучающихся, приведены ниже в таблице:
№ | Социотип | Планирует получить профессию | Влияние на выбор профессии | Профессии которые нравятся | Мнение соционики |
1 | Гексли (Советчик) | повар | родители | Педагог/ хореограф | - |
2 | Есенин о(Лирик) | Затрудняется ответить | Косплеер (костюмированная игра) | ||
3 | Гюго (Энтузиаст) | Психолог | самостоятельно | Психолог/космонавт/следователь | + / - / - |
4 | Гамлет (Наставник) | Спасатель МЧС | родители | Спасатель/врач / полицейский | - / + / - |
5 | Бальзак (Критик) | Юрист | самостоятельно | Юрист/следователь/криминалист | + |
6 | Жуков (Маршал) | ветеринар | самостоятельно | Ветеринар / учитель географии / фельдшер | +/-/+ |
7 | Достоевский (Гуманист) | воспитатель | самостоятельно | Воспитатель/ учитель/ фельдшер | + |
8 | Драйзер (Хранитель) | ???? | Учитель/адвокат/ журналист |
Из опроса большинство уже определилось с выбором профессии, только один респондент затруднился ответить в выборе профессий. У 60% выбор профессии определен самостоятельно и совпадает тестированием с описанием соционических типов, у 20% респондентов выбор определен родителями и с мнением соционики не совпадает.
Мои одноклассники как и я сама, еще не задумывались какую профессию получать после школы. Занимаясь данной работой, я определила свой соционический тип (Драйзер/ Хранитель).
Этико-сенсорный интроверт отличается умением глубоко понимать окружающих людей. Такой человек не может долгое время оставаться без общения, взаимодействие с другими позволяет ему получать жизненную энергию. Люди, у которых преобладает этика, обладают превосходным даром убеждения. Внешне они выглядят весьма обаятельными и убедительными.
Зная сильные и слабые стороны у меня еще есть время «заглянуть внутрь себя» и определиться с выбором будущей профессии.
В ходе проведенной работы в результате опроса было выявлено, что:
Приложение 1
Таблица 1
Различия экстравертов и интровертов
Экстраверсия | Интроверсия | |
Ориентация | На мир вне себя | На внутренний мир |
Контактность | Обращают внимание на себя и на других | Ждут, чтобы на них обратили внимание |
Поведение | Определяется внешней ситуацией | Определяется своими установками |
Речь | Легче устная | Легче письменная |
Динамика | Легче меняют место, находят новых друзей | Хранят прежние отношения, компанию |
Таблица 2
Логика (мышление) | Этика (чувство) | |
Ход мышления | аналитический, беспристрастный | оценочный, причастный |
Стиль | рассудочность, доказательство | эмоциональность, убеждение |
Деятельность, ведущая к успеху | организация процессов, структур, разработка схем и технологий | работа с людьми, образами, эмоциями, человеческими отношениями |
Оценивают людей в работе | по квалификации, по результату | по участию, по старанию |
Ориентация на | дело, справедливость, законы | людей, гуманность, ценности |
Таблица 3
Различия интуитов и сенсориков
Интуиция | Сенсорика (ошушение) | |
Характер восприятия | глобальный | локальный |
Легче ориентируется | во времени | в пространстве |
Характер мышления | абстрактный, теоретический | конкретный, практический |
Жизненная позиция | поживем – увидим | здесь и теперь |
Эффективность | в необычном, непонятном | в том, что проверено и надежно |
Таблица 4
Рациональность | Иррациональность | |
Планирование | Предпочитает возможность спланировать свою работу и работать по плану | Лучше приспосабливается к меняющимся ситуациям, корректирует план по ситуации |
Принятие решений | Стремится заранее принять решение по каждому этапу. Оберегает принятое решение | Формирует промежуточные решения, корректирует их в процессе выполнения |
Последовательность действий | Делает последовательно одну работу за другой, ритмично, стабильно | Любит делать несколько дел сразу, параллельно, в меняющемся ритме |
Жизненная позиция | Старается обеспечить стабильность, предсказуемое будущее | Лучше адаптируется в меняющемся мире, использует новые возможности |
Приложение 2
Таблица «16 социотипов людей»
Приложение 3
Приложение 4
Таблица 1
Типы личности и профориентация
Таблица 2
Типы личности и профессии
Профессиональные возможности | |
ИЛЭ (Дон-Кихот) |
|
СЭИ (Дюма) |
|
ЭСЭ (Гюго) |
|
ЛИИ (Робеспьер) |
|
ЭИЭ (Гамлет) |
|
ЛСИ (Максим) |
|
СЛЭ (Жуков) |
|
ИЭИ (Есенин) |
|
СЭЭ (Наполеон) |
|
ИЛИ (Бальзак) |
|
ЛИЭ (Джек) |
|
ЭСИ (Драйзер) |
|
ЛСЭ (Штирлиц) |
|
ЭИИ (Достоевский) |
|
ИЭЭ (Гексли) |
|
СЛИ (Габен) |
|
Приложение 5
Тест Дж.Голланда на определение профессионального типа личности (модификация Г.В.Резапкиной)
Шкалы: профессиональные типы - реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный (конвенциональный), предприимчивый, артистичный
НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА
Методика предназначена для определения профессионального типа личности.
Отличие методики Г.Резапкиной от традиционной методики Дж.Голланда
Каждая пара образована профессиями, относящимися к разным типам по Голланду, но к одному и тому же предмету труда по Климову.
Инструкция к тесту
Из каждой пары профессий выберите одну, наиболее привлекательную для вас и запишите на бланке для ответов: номер вопроса и вариант (А или Б) профессии, которую вы выбрали.
ТЕСТ
№ | Вариант А | Вариант Б |
1 | Автомеханик | Физиотерапевт |
2 | Специалист по защите информации | Логистик |
3 | Оператор связи | Кинооператор |
4 | Водитель | Продавец |
5 | Инженер-конструктор | Менеджер по продажам |
6 | Диспетчер | Дизайнер компьютерных программ |
7 | Ветеринар | Эколог |
8 | Биолог-исследователь | Фермер |
9 | Лаборант | Дрессировщик |
10 | Агроном | Санитарный врач |
11 | Селекционер | Заготовитель сельхозпродуктов |
12 | Микробиолог | Ландшафтный дизайнер |
13 | Массажист | Воспитатель |
14 | Преподаватель | Предприниматель |
15 | Администратор | Режиссер театра и кино |
16 | Официант | Врач |
17 | Психолог | Торговый агент |
18 | Страховой агент | Хореограф |
19 | Ювелир-гравер | Журналист |
20 | Искусствовед | Продюсер |
21 | Редактор | Музыкант |
22 | Дизайнер интерьера | Экскурсовод |
23 | Композитор | Арт-директор |
24 | Музейный работник | Актер театра и кино |
25 | Верстальщик | Гид-переводчик |
26 | Лингвист | Антикризисный управляющий |
27 | Корректор | Художественный редактор |
28 | Наборщик текстов | Юрисконсульт |
29 | Программист | Брокер |
30 | Бухгалтер | Литературный переводчик |
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Ключ к тесту
№ Вариант А Вариант Б № Вариант А Вариант Б
1 Р С 16 Р С
2 И П 17 И П
3 О А 18 О А
4 Р С 19 Р С
5 И П 20 И П
6 О А 21 О А
7 Р С 22 Р С
8 И П 23 И П
9 О А 24 О А
10 Р С 25 Р С
11 И П 26 И П
12 О А 27 О А
13 Р С 28 Р С
14 И П 29 И П
15 О А 30 О А
Как работать с ключом к тесту?
Каждая профессии в тестовом материале соответствует одному из шести типов личности. В ключе указано, какая именно профессия какому типу личности соответствует. Например, на вопрос №1 респондент выбирает "вариант А". Как видно из ключа, эта профессия соответствует Реалистическому типу личности. Добавляем один балл в пользу Реалистического типа личности. Если бы он выбрал "вариант Б" , то в соответствии с Ключом к тесту, нужно было бы добавить один балл в пользу Социального типа личности.
Обобзначения в ключе соответствуют первой букве типа личности: Р – Реалистический, С- Социальный и т.п.
Обработка результатов теста
• 8-10 баллов – ярко выраженный тип;
• 5-7 баллов – средне выраженный тип;
• 2-4 баллов – слабо выраженный тип.
Наибольшее количество баллов указывает на доминирующий тип. В чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко – обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Выбирая профессию, необходимо учитывать свой профессиональный тип. Если профессия не соответствует вашему типу личности, работа будет даваться вам ценой значительного нервно-психического напряжения.
Интерпретация результатов теста
1. Реалистический тип (Р)
Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны – их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям.
Близкие типы: интеллектуальный и офисный.
Противоположный тип: социальный.
Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать. Шенк
2. Интеллектуальный (И)
Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.
Близкие типы: реалистический и артистический.
Противоположный тип: предпринимательский.
Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам. М.Ларни
3. Социальный (С)
Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.
Близкие типы: артистический и предпринимательский.
Противоположный тип: реалистический.
Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач. В.Бехтерев
4. Офисный (О)
Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений.
Близкие типы: реалистический и предпринимательский.
Противоположный тип: артистический.
Офис может работать без шефа, но не без секретаря. Дж.Фонда
5. Предпринимательский (П)
Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей.
Близкие типы: офисный и социальный.
Противоположный тип: исследовательский.
Специальность налетчика куда менее заманчива, чем смежные с ней профессии политика или биржевого спекулянта. О.Генри
6. Артистический (А)
Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством.
Близкие типы: интеллектуальный и социальный.
Противоположный тип: офисный.
Только поэты и женщины умеют обращаться с деньгами так, как деньги того заслуживают. А.Боннар
Автор Галина Резапкина, Москва, Россия – психолог-профконсультант
Приложение 6
«Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО)
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориетации подростков и взрослых. Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.
Инструкция. Предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?
Опросник
Обработка результатов и интерпретация
П | Т | Ч | З | Х |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а |
| 6б |
| 7а |
| 7б | 8а |
| 8б |
| 9а |
| 9б |
|
10а |
|
| 10б |
|
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а |
| 16б |
| 17а |
| 17б | 18а |
| 18б |
| 19a |
| 19б |
|
20а |
|
| 20б |
|
Суммы положительных ответов считаются по вертикали по всем пяти графам. Первая графа отражает количество баллов по профессиональной сфере "человек - природа" (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством), вторая графа - по сфере "человек - техника" (технические профессии), третья графа - по сфере "человек - человек" (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением), четвертая - по сфере "человек - знак" (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности) и пятая по сфере - "человек - художественный образ" (все творческие специальности). В целом минимальное количество баллов по каждой графе - 0, максимальное - 8 баллов.
Если набрано 0-2 балла, то результат свидетельствует о том, что интерес к данной профессиональной сфере не выражен. При результате 3-6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени, при результате 7-8 баллов - профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо.
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Паук
Кто грамотней?
Три коробки с орехами
10 осенних мастер-классов для детей