Проектная работа на тему "Не верь глазам своим!" рассказывает о том, что зрение бывает обманчивым.
Вложение | Размер |
---|---|
ne_ver_glazam_svoim_2.docx | 605.5 КБ |
buklet1.docx | 2.48 МБ |
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Муниципальный этап республиканского конкурса
исследовательских работ в рамках
Малой академии наук школьников
Республики Башкортостан
Секция: «Научных открытий заманчивый мир»
Направление: «Окружающий мир»
Тема научно-исследовательской работы
«Не верь глазам своим»
Выполнила:
Феденёва Анна Андреевна,
учащаяся 4б класса
Научный руководитель:
Григоренко Светлана Винеровна,
учитель начальных классов
Нефтекамск 2020
Оглавление
Введение3-4
1. Теоретическая часть
1.1 Что такое оптические иллюзии?5
1.2 Виды оптических иллюзий.5
1.3 Применение оптических иллюзий в жизни5-8
2. Практическая часть
2.1 Проведение эксперимента, анкетирование9
2.2 Создание иллюзий9
Список использованных источников и литературы 10
Приложения
Введение.
Мы привыкли доверять собственному зрению, однако оно нередко обманывает нас, показывая то, чего в действительности не существует. В такие моменты мы сталкиваемся со зрительными иллюзиями - ошибками зрительного восприятия. Сами ученые создали немало обманчивых картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограничены возможности человеческого глаза.
Однажды на уроке окружающего мира мы провели эксперимент:
- Возьмите лист бумаги и скрутите его в узкую трубочку.
- Приложите трубочку к глазу и посмотрите через нее.
- Перед вторым глазом поместить свою ладонь на уровне конца трубочки.
- Держите руку и смотрите вдаль через трубочку в одну точку. Не фокусируйтесь на другой руке.
- Подождите примерно 10 секунд, и когда вам покажется, что поле зрения сливается, вы увидите в середине своей ладони отверстие, а в нём предметы, видимые вторым глазом.
Мы были очень удивлены увиденному, нас это заинтересовало. Возникло множество вопросов:
- Стоит ли доверять всему, что мы видим?
- Почему мы видим иногда то, что кроме нас больше никто не видит?
- Почему нарисованные неподвижные предметы начинают двигаться?
- Всегда ли можем доверять своему зрению?
Поэтому мы выбрали данную тему для исследования. Мы открыли много нового для себя. И нам очень хочется поделиться тем, что мы узнали с вами. Часто то, что мы видим обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе самые неожиданные открытия, нужно только присмотреться.
Актуальность темы:
Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Еще античный философ Гераклит говорил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». Действительно, 90% всей информации люди получают через глаза. Мы часто не сомневаемся, что реальный мир именно таков, каким мы его видим. Но так ли это на самом деле? Ответить на этот вопрос я попытаюсь в своей работе.
Цель работы: изучение иллюзий (виды и характер иллюзий), доказать то, что иллюзия в реальной жизни существует.
Гипотеза: не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым.
Задачи исследования:
1) Изучить материал об оптических иллюзиях.
2) Выяснить, как иллюзии применяются на практике.
3) Попытаться создать свою иллюзию.
Объект исследования: оптические иллюзии.
Предмет исследования: причины возникновения оптических иллюзий.
Методы исследования: анализ источников информации, эксперимент, анкетирование, обобщение полученных знаний.
1.1. Что такое оптические иллюзии?
Оптическая иллюзия — впечатление о видимом предмете или явлении, несоответствующее действительности, т.е. оптический обман зрения. В переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Изучением причин их возникновения занимались многие исследователи.
Некоторые зрительные обманы давно уже имеют научное объяснение, другие до сих пор остаются загадкой.
1.2. Виды иллюзий.
Искажение размера – иллюзия, заставляющая усомниться в истинных размерах объектов.
Иллюзии геометрической перспективы.
Одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся на известном удалении друг от друга, при этом ближе расположенный предмет кажется меньше, а далекий — больше своей действительной величины (оба прямоугольника имеют одинаковую форму и размер).
Иллюзии цвета и контраста – это когда одинаково раскрашенные предметы видятся по-разному.
Иллюзия движения – в этом случае вроде бы статистическое и неподвижное изображение как бы оживает и начинает двигаться.
Перевертыши – картины, которые при переворачивании «превращаются» в другие изображения.
Кажущиеся фигуры – когда фигуры, которых на самом деле нет, видны.
1.3. Применение оптических иллюзий в жизни.
Оптические иллюзии в одежде
При восприятии фигуры и фона мы склонны видеть прежде всего пятна меньшей площади, а также пятна более яркие “выступающие. Чем больше контраст, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма. Чем меньше контраст, тем менее заметен объект. На основе иллюзии «Фигура и фон» делают камуфляжную одежду для военных и охотников.
Знание и правильное использование свойств зрительных иллюзий в дизайне одежды позволяет модельерам и дизайнерам подчеркнуть достоинства фигуры и скрыть недостатки. Знание и правильное использование свойств зрительных иллюзий позволяет подчеркнуть красоту и совершенство правильной фигуры, удачно расставить модные акценты на той или иной части тела, а также придать нестандартной или полной фигуре определенный визуальный эффект.
Рассмотрим основные зрительные иллюзии, которые необходимо знать при моделировании одежды.
Оптические иллюзии в архитектуре
Использование оптических иллюзий в архитектуре – прием далеко не новый.
Еще в Древнем Риме архитекторы имели достаточное количество знаний для того чтобы мастерить искусные оптические иллюзии на полах в мозаичной технике.
Архитекторы постоянно борются за воплощение творческих, эстетических, фантазийных проектов в русле практичности и удобства. Один из способов создать необычное строение, сложный рисунок, нестандартный архитектурный объект - применить знания в области законов оптики и перспективы.
Оптические иллюзии на дороге
Изображения с эффектом оптических иллюзий будут нарисованы на улицах в целях снижения скорости движения автомобилей.
Рисунки на дорогах будут вставать перед надвигающимися водителями как трехмерные барьеры, хотя дорога на самом деле будет абсолютно ровной.
Рисованные барьеры уже используются в 100 местах в районе Филадельфии и Пенсильвании, как часть кампании по борьбе с агрессивным вождением.
Водитель видит дорожную неровность и думает, что на дороге есть барьер, он снижает скорость, чтобы переехать через него, хотя на самом деле это абсолютно ровная поверхность.
Оптические иллюзии в искусстве и живописи
Оптическое искусство стало отдельным течением достаточно поздно - в 50-х годах прошлого века, однако оно возникло далеко не на пустом месте, многие картины прошлого подтверждают, что художники всегда использовали зрительные иллюзии в своём творчестве.
Художники применяют иллюзорные приёмы, сознательно создавая невообразимые и "несуществующие" в реальной жизни образы. При помощи обычных графических приёмов, можно создать на художественном полотне иллюзию движения. Одним величайших иллюзионистов был Сальвадор Дали.
3D рисунки на асфальте. Стрит-арт на асфальте
Представьте себе: вы идете по городу, и вдруг перед вашими глазами предстает расщелина, из которой пытаются вырваться исчадия ада! Или вдруг на асфальте вы замечаете совершенно обычное яблоко, вот только прикоснуться к нему не получается – оно нарисованное! Когда впервые смотришь на объемные картинки на асфальте, не можешь поверить, что это действительно просто рисунок. Такой вид уличного искусства называется Street Painting (по англ.). По сути, современное искусство Street Painting зародилось в XVI веком, когда уличные художники религиозные праздники возле церквей и храмов изображали картины библейских сюжетов.
2. Практическая часть.
2.1. Рассмотрев примеры иллюзий, мы решили опытным путём проверить, что
видят другие люди на картинках. Для эксперимента были отобраны картинки
разных видов иллюзий. (Приложение 1). В классе ребятам было предложено ответить на наши вопросы. В эксперименте приняли участие 29 ребят нашего класса.
Результаты экспериментов, проведённых с учащимися 4 б класса, были оформлены в виде диаграмм. (Приложение 2).
В результате этого исследования стало ясно, что человек часто зрительно ошибается. То есть, наша гипотеза подтвердилась. Мы делаем следующий вывод: то, что мы видим, часто не является таковым. Следовательно, нельзя измерять и оценивать лишь на глаз, необходимо использовать измерительные приборы и включать логическое рассуждение. Иначе, мы можем поддаться зрительному обману, то есть иллюзии.
2.2 Создание иллюзий.
Мы попытались самостоятельно создать некоторые иллюзии. Результаты вы видите здесь.
Заключение
В результате исследования литературы по данному вопросу мы узнали, что некоторые зрительные образы – это на самом деле иллюзия. Значит иллюзия существует. Мы смогли ответить на вопрос: «Можно ли верить своим глазам?» Зная особенности зрения, человек может анализировать полученную информацию, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение реально.
Подобные знания могут существенно облегчить жизнь, избавив от неприятностей, связанных со зрительными обманами. Не стоит забывать, что оптические иллюзии сопровождают нас в течении всей жизни. Поэтому знание основных их видов, причин и возможных последствий необходимо каждому человеку. Я научилась самостоятельно создавать зрительные иллюзии и собрала в приложении картинки с различными видами иллюзий, которые можно использовать для игр с одноклассниками, развития внимания.
Литература:
Приложения.
Приложение 1.
Что такое оптическая иллюзия? 21 ученик объяснили верно, 8 – не знали что это такое.
Эксперимент №1.
Какой отрезок длиннее?
17 из 29 ответили, что длиннее второй отрезок, 10 – что они одинаковы и 2 ответили – не знаю.
Эксперимент №2.
Что вы видите на этом рисунке?
18 учеников ответили - силуэт, 11 – вазу.
Эксперимент №3.
Какие линии вы видите на рисунке?
19 учеников увидели изогнутые, 10 – прямые.
Эксперимент №4.
Сколько ног вы видите у слона?
4 ноги – 17 учащихся, 7 ног – 12 учащихся.
Эксперимент №5.
Кого ты видишь на картинке?
20 человек увидели тюленя, 9 – белого медведя.
Приложение 2.
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Фильм "Золушка"
Ель
Как Снегурочке раскатать тесто?