План действий по повышению грамотности ученика
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_proekt_pyat_shagov_k_uspehu.doc | 88.5 КБ |
МОУ «Казанская средняя общеобразовательная школа»
Сернурского района Республики Марий Эл
Районная научно-практическая конференция
«Мои первые шаги в науку»
Пять шагов к успеху
/Учебный проект/
Работу выполнила
ученица 7 класса
Ямбулатова Евгения
Руководитель – Домнина Е.В.,
учитель русского языка и литературы
Февраль, 2018 г.
Содержание
1. Введение.
Выбор и обоснование проекта. Цель и задачи проекта…………………………
2. Основная часть. Пять шагов к успеху. Этапы работы над проектом.
2.1. Подготовительный этап………………………………………………………….
2.1.1. Грамотным быть модно.
2.1.2. Выявление проблемных мест в учебном предмете «Русский язык»
2.1.3. Мотивация учебной деятельности
2.2. Основной этап
2.2.1. Шаг первый. Правила по русскому языку.
2.2.2. Шаг второй. Словарные слова.
2.2.3. Шаг третий. Справочный материал (опорные схемы, таблицы и т.д.)
2.2.4. Шаг четвертый. Домашние диктанты.
2.2.5. Шаг пятый. Игра-викторина «Грамотей»
3. Заключение
4. Источники информации
1. Введение. Выбор и обоснование проекта. Цель и задачи проекта.
Я учусь на четыре и пять. В первом полугодии этого учебного года по русскому языку у меня вышла оценка «4». Учительница сказала мне: «До пятерки немного не дотягиваешь…» Обидно, всегда были пятерки, а в этом году – четыре. Я для себя решила: «По русскому языку у меня будет пять!» Мы выработали план действий по повышению грамотности и назвали его «Пять шагов к успеху»
Цель: пятерка по русскому языку за год.
Задачи:
2. Пять шагов к успеху. Этапы работы над проектом.
2.1. Подготовительный этап
2.1.1. Грамотным быть модно.
Во все времена грамотность была нужна и высоко ценилась. Грамотных людей уважали и почитали. Встаёт вопрос: а что же такое грамотность в широком смысле этого слова? …. Словарь Ожегова гласит: «Грамотный человек – это человек, умеющий читать и писать…, а также умеющий писать грамматически правильно». Значит, подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли как в письменной, так и в устной форме. Правильная речь – это речь нормированная. В своей письменной форме она должна отвечать нормам орфографии и пунктуации, в устной – существующим в настоящее время нормам произношения. «Российская грамматика есть знание, как говорить и писать чисто российским языком по лучшему, рассудительному его употреблению», - писал М.В.Ломоносов. Грамматические правила родного языка, которыми мы неосознанно владеем с детства, изучаются нами в школе. Грамматика учит нас писать и говорить правильно. Грамотным должен быть каждый. Грамотным быть модно.
2.1.2. Выявление проблемных мест в учебном предмете «Русский язык»
Грамотность начинается с умения читать и писать, но во время учебы постепенно накапливаются некоторые проблемы: что-то не понял, что-то забыл, что-то упустил. Так появляются первые ошибки. Чтобы начать работу над собственной грамотностью необходимо выявление круга проблем. На основании словарных диктантов, контрольного диктанта, беседы с учителем становится ясно: правописание Н и НН в различных частях речи, правописание НЕ с различными частями речи – это мои орфографические трудности; знаки препинания в сложном предложении – это трудности в разделе «Синтаксис». Проблема выявлена.
2.1.3 Мотивация учебной деятельности
Мотивация учебной деятельности – это ключевой фактор успеха в достижении поставленной цели. За дело взяться трудно! В день моего рождения (это начало второй четверти) мама пожелала мне стать отличницей. Как не оправдать маминых надежд? Скоро экзамены, русский язык для сдачи обязателен. Свою будущую профессию я тоже хочу связать с данной областью. Необходимая мотивация имеется. Приступаем к работе.
2.2. Основной этап
2.2.1. Шаг первый. Правила по русскому языку.
Я взяла в школьной библиотеке учебники русского языка за 5 и 6 классы и просто выучила все правила. Моими основными экзаменаторами на данном этапе были мои одноклассники. На переменах, на уроках русского языка они задавали мне вопросы по различным разделам орфографии, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Некоторые правила вызывали затруднения, и я обращалась к ним вновь и вновь.
2.2.2. Шаг второй. Словарные слова.
Из учебников по русскому языку для 5- 7 классов я выписала все трудные слова, помещенные в рамки. Из них составила словарь трудных слов. (см. Приложение № 1). Это словарные слова. Правописание таких слов нужно запомнить. Я это сделала. А еще я открыла для себя справочно- информационный портал «Грамота. ру». Здесь можно найти все виды словарей:орфографический словарь, словарь трудностей ударения и произношения, имен собственных, толковый словарь. Можно найти информацию о новых словарях и энциклопедиях.Электронные словари объединены универсальной ситемой поиска. Одним кликом можно проверить правописание, произношение любого слова.
2.2.3. Шаг третий. Справочный материал (опорные схемы, таблицы и т.д.).
Самостоятельно составлен справочник по русскому языку. Таких справочных пособий в Интернете можно найти много, но когда ты записываешь правила в виде различных схем, таблиц, выделяешь самое важное, подбираешь примеры, обдумывая каждое слово, ты лучше запоминаешь эти правила. Данное справочное пособие - это хороший помощник при подготовке к любой контрольной работе, экзамену.
2.2.4. Шаг четвертый. Домашние диктанты.
Диктант – это самая лучшая форма контроля знаний ученика. Чтобы не ошибиться в диктанте, надо знать правила. Я пишу диктанты дома. Некоторые из них проверяет мама, иногда использую самопроверку. Я думаю, что формирование грамотности происходит и тогда, когда мы ищем ошибки у других. Социальные сети дают широкий простор такому виду деятельности: в диалогах с одноклассниками в группе «7 класс» я замечаю ошибки в некоторых словах, например: кАгда, кОмбала, дИСседент, шИстерёнка, веЙер и т.д. А если заметил ошибку, ты в этом слове уже не ошибешься.
2.2.5. Шаг пятый. Игра - викторина «Грамотей»
Интернет также дает массу возможностей повысить грамотность. Плей-маркет – это своеобразный магазин, в котором можно выбрать всевозможные развлечения. Развлекаясь, можно повышать свою грамотность. Приложение «Грамотей» - это викторина по орфографии. Она дает возможность проверить свои знания. В викторине собраны самые каверзные слова русского языка. Вас ждет море трудных слов, прохождение уровней сложности, возможность посмотреть толкование слов и их правописание в словаре, можно использовать режим игры «работа над ошибками», «игра вдвоем». Создатели программы использовали авторитетные словари: орфографический словарь, толковые словари В.И.Даля, Ожегова, Ушакова.
3. Выводы
Работать над повышением грамотности – трудное, но увлекательное занятие. «Грамоте учиться - всегда пригодится», - говаривали в старину. А уж предки наши знали, что говорили. Безграмотность как глухота. Я надеюсь, что грамотность, как модный тренд, однажды займёт своё законное место! Это дело чести нашего поколения, поколения современных подростков. Если мы хотим быть культурным человеком, то умение грамотно писать и говорить для нас обязательно. А для себя индивидуальный маршрут грамотного человека я определила как ПЯТЬ ШАГОВ К УСПЕХУ, а еще систематическая и ежедневная качественная подготовка к учебным занятиям, выполнение учебных проектов, чтение художественной литературы, ежегодное участие в школьном этапе Всероссийских предметных олимпиад, участие в очных и заочных творческих конкурсах, дистанционных олимпиадах, викторинах, фестивалях. Главное, упражняться ежедневно, тогда прогресс не заставит себя ждать. И надеюсь, что в конце года по русскому языку у меня будет пятерка.
4. Источники информации
1. Беднарская, Л. Д. Грамотный человек [Текст]: учеб. пособие/ Л.Д. Беднарская, Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова. – М.: Флинта, 2009. – 168 с.
2. Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно [Текст]: пособие по русскому языку/ Л.А.Вербицкая. – М.: Высшая школа, 2003. – 239 с.
3. Иванова, М.В. Историческая грамматика русского языка [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/М.В. Иванова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 128 с.
4. Розенталь, Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно [Текст]: учеб. пособие / Д.Э. Розенталь. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 256 с.
5. Трофимович, Т. Историческая грамматика русского языка [Текст]: учеб. пособие/Т. Трофимович. – М.: ТетраСистемс, 2011. – 208с.
Приложение № 1
Словарь трудных слов
А Автор Акварель Акваланг Алфавит Алюминий Арена Арматура Атэлье | Б Багряный Барабанщик Барьер Баскетбол Бахрома Бережливо Беречь Беседовать Бинокль Благодарю Богатырь Бордовый Брошюра | В Вагон Вдвоём Вестибюль Видит Возьмём Вокзал Восклицательное Впоследствии Втроём Въезжать Вьюга |
Г Гектар Генерал Гимнастика Гирлянда Гостиная Громадный | Д Даль Движимый Девяносто Депо Держит Дёготь Дистанция Добыча Документ Досуг Дощатый Душистый | Ж Жечь Жёлтый Жюри З Заглавие Звонить Здравствуйте Зелёный Золотой |
И Изредка Изумительный Изумрудный Иллюстрация Интересоваться Искусство Исследование | К Кабинет Канал Каменщик Каморка Карикатура Карниз Каучук Кафе Кашне Квитанция Километр Классик Коллекция Колонна Командировка Комбинация Комендант Конвейер Конечно Корреспондент Космонавт Косьба Красивее Кромешный Кросс Кружево Курчавый Кухонный | Л Ладьи Лейтенант Лиловый Лимонный М Магазин Маляр Маршрут Масса Матч Меньше Мечта Миллион Модель Молотьба Музей Н Негодовать Недосягаемый Недоумевать Ненавидеть Необыкновенный О Обиход Огромный Орнамент Ослепительный Осанка Особенный Отовсюду |
П Палисадник Партер Парашют Пасмурный Перила Период Пиджак Письменный Пичужка Платформа Подъём Помощник Поражать Поразительный Пскользнуться Почерк Почтальон Предмет Предупреждал Претензия Прийти Присутствовать Приказать Пустячный | Р Раньше Рапорт Резиденция Реформа Ружьё Рюкзак С Салют Салат Светофор Свитер Свободнее Сени Силуэт Сирень Скворечник Скучный Солдат Состязание Спартакиада Спортсмен Средства Стеречь Стремиться Съезд Сызмальства | У Увлекаться Удивительный Удобнее Ф Фантазия Фасоль Физиономия Фиолетовый Фотоаппарат Футбол Х Хмурый Хокей Ц Центнер Ч Чемпион Чудесный Ш Шаланда Шимпанзе Ширь Штукатур Шоссе |
Т Талант Телевизор Телеграмма Теннис Терраса Типография Тире Тревожно Тренер Троллейбус | Щ Щука Э Эвкалипт Экономить Экскаватор Экспресс Эмблема Эпидемия | Ю Юный Я Яичница Январский Янтарный Яркий |
Приложение №2
ДОМАШНИЕ ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 7 КЛАСС
ТЕМА: "ПРИЧАСТИЕ"
ДОМ ДЛЯ БРОДЯГ
Плавание вниз по течению реки состоит из мелких отдельных событий, вплетённых в монотонные дни. Сюда входит постоянное напряжение, блики солнца на воде, минутные вспышки опасности и берега, заваленные древесными стволами.
Уже спустилась ночь, когда я неожиданно увидел перед собой лебедя. Лебедь летел высоко над этой неизвестно куда ведущей протокой, летел медленно, торжественно. Освещённый закатившимся солнцем, он был красного цвета. Красный лебедь и красный горный хребет над чёрной тайгой.
Я не очень удачно выбрал место стоянки, потому что лодку не к чему было привязать. Я вытащил её подальше от воды, наносил дров, натянул палатку и заварил крепчайший чай со сгущёнкой из своего неприкосновенного запаса.
Утром небо прояснилось. Вдоль реки дул ледяной ветер, но уже без дождя и снега. Пора было плыть дальше. Мне нужно было доплыть километров тридцать и разыскать избушку метеостанции в хаосе воды, островов и сметённого паводком леса.
ТЕМА: "ДЕЕПРИЧАСТИЕ"
Неожиданно подул ветер. Он прошёлся вдоль берега, зарябив зеркало воды, обломав сухие ветви. Кроты, строившие подземные царства, спрятались в свои лабиринты. Солнце, послав на землю последний луч, закрылось в серую мглу. Вся природа, затаив дыхание, замерла в ожидании чего-то. Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.
И вот бесшумно пошёл снег, засыпая все неровности на земле. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил вековую ель, лёг на ветви берёзы. Большой снег накрывает лесной поток, останавливая течение у берегов, глуша шум на перекатах. Снег поглотил все звуки, создал бесконечные группы белых фигур, погрузив всё лесное царство в мир безмолвия и справедливости. ( 97 слов)
Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся здесь просторной хуторской усадьбы. Кое-где останки её выглядывали на поверхность камнем фундамента, осевшим от времени. Ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил к самому двору. От колодца ничего не осталось. Вода, оказавшись без надобности, иссякла. На месте стоявшей здесь хаты тянулась к свету дикая груша. С дороги ничего не указывало на бывшую усадьбу. Только одинокая липа, пристроясь возле бывших ворот, одиноко и уродливо удерживала ещё несколько мощных сучьев.
Прилетая из леса, птицы почему-то никогда не садились на её ветви. Вороны, возможно, помнили что-то, чуя в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды. И только тоненькая молодая рябинка, выбросив на свет считанные листочки, казалась гостьей из иного мира посреди заросшего травой подворья. Всё принадлежало здесь прошлому. И только человеческая память, превращая прошлое в нынешнее, связывает настоящее с будущим. ( По В. Быкову) ( 134 слова)
ТЕМА: "НАРЕЧИЕ"
МОЙ ДОМ
Мой дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от него высоким частоколом. Этот частокол - западня для деревенских котов, любящих рыбу. Они постоянно шныряют вокруг, беспрестанно подвывают друг на друга и ждут вечера.
Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Я выхожу с фонарём, и коты, застигнутые врасплох, бросаются прочь. Застряв между кольями, они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать.
Осенью весь дом сплошь засыпан листьями. Но в нём я ночую лишь изредка. Чаще я сплю в старой беседке в глубине сада. Особенно хорошо там в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый дождь.
На рассвете я просыпаюсь, обливаюсь колодезной водой и слушаю звук пастушьего рожка, доносящийся издалека.
Цепной пёс Дивный давным-давно привык к моим уходам на рассвете и только зевает мне вслед. Впереди по-осеннему пустынный день, затерянность в мире пахучей листвы и низкого неба. И всё это, по-видимому, и есть счастье.( По К. Паустовскому) ( 159 слов)
ТЕМА: "ПРЕДЛОГ"
Хороши летние туманные дни. В такие дни нельзя стрелять. Птица, вылетев у вас из-под ног, тотчас исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Кругом невыразимо тихо. Всё проснулось и, несмотря на это, всё молчит. Дерево не шелохнётся. Сквозь тонкий пар, разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Лес постепенно превращается в высокую грудку полыни. Всюду туман. В продолжение некоторого времени тишина. Но вот ветер слегка шевельнётся, и клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий пар. Золотисто-жёлтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком, и опять всё заволоклось. Долго продолжается эта борьба, но как великолепен и ясен впоследствии становится день, когда свет восторжествует. Последние волны согретого тумана расстилаются в виде скатертей, извиваются и исчезают в голубой сияющей вышине. ( По К. Паустовскому) ( 132 слова)
ТЕМА: "СОЮЗ"
Часто приходилось мне наблюдать за выводком лисят, но я не мог не удивляться, как лиса-мать ухитряется командовать своей детворой, не издавая звуков.
Этот немой язык - интереснейшее явление. В течение многих часов просиживал я у норы, но не слышал, чтобы лисица заворчала или тявкнула.
Дикое животное никогда не подаёт голоса около своего жилья, чтобы не выдать его врагам. Зато в этой полной тишине они, по-видимому, очень хорошо понимают друг друга.
В продолжение всего дня лисята резвятся на солнцепёке, выслеживают воображаемую мышь, затевают драку или гоняются друг за другом. Мать лежит невдалеке. Когда лисёнок, разыгравшись, отбегает от норы далеко, мать поднимает голову и пристально смотрит на него. Обычно лисёнок не выдерживает этого взгляда и сразу останавливается, будто она его окликнула. Лисёнок оглядывается, ловит мамин взгляд и бежит к ней.
ТЕМА: "ЧАСТИЦА"
Солнце заходило. Закат был яркий, ясный, но спокойный. Ветер почти спадал. Какие-то птички шныряли с необыкновенной быстротой.
Я дошёл до узенькой, но необычайно быстрой речонки. Её звонкий лепет доносился до меня ещё издалека. Мне никогда не удавалось благополучно перебраться через эту проказливую речонку. Вот и теперь, как ни старался я держать равновесие, а пришлось всё-таки угодить мимо и зачерпнуть холодной воды.
Дальше путь пошёл легче. Но уже падает мгла на землю. Если выйти теперь из освещённого жилья, то попадёшь в чёрную тьму.
Я решил заночевать на ровном месте под холмом, но уснуть долго не удавалось. На высокое небо вылез тонкий серп полумесяца. И только теперь стало заметно, как темна и черна весенняя ночь. Молодой месяц плывёт, будто быстрый корабль, волоча за собой лодку-звёздочку.
Не знаю, сколько проходит времени в восторженном наблюдении. Оно меня не интересует. Я даже не осознаю, что меня уже не жмёт, не давит. Но зато удивительным стало чувство слуха. ( По А. Куприну) ( 150 слов)
ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ ЗА ГОД
В лесной глуши
Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нем. Особенно хорошо в самом густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога.
Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где проглядывают клочья голубого неба. Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся какими-то гигантскими руками. Сказочно фантастический характер придают картине леса громадные папоротники, которые топорщатся перистыми листьями. Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идете по ковру. Прибавьте к этому слабое освещение, которое падает косыми полосами сверху.
Как-то даже немного жутко сделается, когда прямо с солнцепека войдешь в густую тень вековых елей.
Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых зарослях.
В настоящую лесную глушь забираются только белка да пестрый дятел; изредка ухает филин, вдалеке надрывается лесная сирота — кукушка. ( По Д. Мамину-Сибиряку) (132 слова)
ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 7 КЛАСС
Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в лесу полегла, но один маленький подсолнечник всё не мог осыпаться и доцвести. Рыхлые тучи, цепляясь за облетевшие кусты, тащились над лугами.
По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять стадо в луга. Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам и видеть всё то же: комнату, пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах.
Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом. Он был известным художником. А в селе не было никого, с кем можно было говорить о картинах. Изредка заходил сторож Тихон. Глядя на картины, он громко вздыхал: "Работа натуральная!"
Тихон хлопотал часто без толку, но всё же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья, пилил их и колол на дрова. ( По К. Паустовскому) ( 140 слов)
О путнике
Госпожа Метелица
Два плуга
Как Снегурочке раскатать тесто?
10 осенних мастер-классов для детей