Проблема исследования состоит в том, что современное общество стало забывать исторических личностей, которые сыграли важнейшую роль в становлении России, как развитой мировой державы.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_mestnogo_samoupravleniya.docx | 64.22 КБ |
Исследовательская работа
История местного самоуправления
моего края
Санкт-Петербургская Городская дума 1870-1900 гг.
Автор: Ашуров Амир
Санкт-Петербург
2020
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..3
1.Общественное управление Петербурга. 1870 – 1900 гг……………………5
1.1.Устройство городского общественного управления в Санкт- Петербурге ………………………………………………………………….…. 5
1.2.Выборы в Городскую думу 1870 – 1892 гг………………………....8
2. Петербургская дума и городское хозяйство 1870 – 1900 гг…………........9
2.1.Бюджет ……………………………………………...………………..9
2.1.1.Доходы…………………………………………………………….10
2.1.2. Расходы…………………………………………………………...11 3. Городские головы Петербурга 1870 – 1900 гг. Корф П.Л. ………………15
Заключение…………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………………………………....18
Приложения…………………………………………………………………....19
Введение
Все мы знаем, что эволюция общества «идёт по спирали». Как развитие человека, так и общества в целом. И для того, чтобы это движение шло гладко, надо всегда перенимать успешный опыт прошлых лет. Поэтому, тема моего исследования актуальна и сегодня.
Проблема исследования состоит в том, что современное общество стало забывать исторических личностей, которые сыграли важнейшую роль в становлении России, как развитой мировой державы.
По данным ЛЕВАДА-центра за 2017 год[1] (социологи попросили россиян назвать самых выдающихся людей всех времен и народов) имя крупного реформатора - российского императора Александра II даже не вошло в первую двадцатку. Помимо него были названы такие личности, как Леонид Брежнев, Наполеон Бонапарт. А ведь его крупнейшие реформы, как во внешней, так и во внутренней политике значительно ускорили развитие России – экономическое, социальное, политическое и культурное.
Поэтому, в своём исследовании я бы хотел уделить внимание одной из важнейших его реформ – ГОРОДСКОЙ. Это и будет объектом моего исследования.
Цель исследовательской работы: изучить городскую реформу второй половины XIX века, проанализировать её результат и возможность использования этой реформы на сегодняшний день, выяснить роль и значение Петербургской думы в жизни города, определить место органов местного самоуправления в системе государственной власти.
Задачи исследовательской работы: Ознакомиться с общественным управлением Санкт-Петербурга в период с 1870 по 1900 годы, рассмотреть структуру Санкт-Петербургской думы и городского хозяйства, сделав упор на исследование бюджета, выделить выдающуюся городскую голову (управленца), помогавшего проводить городскую реформу того времени.
Методы исследования: анализ общедоступной информации, в частности: книжной информации, сравнение с историческими фактами, а также изучение информационного ресурса по этой теме.
Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что, возможно, руководители местного самоуправления обратят на изучаемую мною городскую реформу внимание, и возьмут из этой работы то, что может пригодиться в настоящее время для написания современных законов. А так же будут понимать - для того, чтобы слаженно управлять современным Петербургом, нужно подробно изучить историю его управления.
Практическая значимость: полученные результаты исследования местного самоуправления можно применять и в современной жизни. По причине того, что простые люди, в первую очередь, сталкиваются с властью, с государственной системой управления, в муниципальных органах, эта система должна быть чётко отлажена. И для решения каких-либо бытовых, социальных вопросов, чтобы не было необходимости обращаться в вышестоящие органы.
Глава 1. Общественное управление Петербурга. 1870 – 1900 гг.
Отмена крепостного права, судебная, земская реформы и другие преобразования создали основу для изменения системы городского самоуправления. 16 июня 1870 года Александром II была утверждена Городская реформа. Одной из основных целей этих изменений в системе управления было привлечение к участию в городском общественном управлении неподатные сословия, дать населению городов право вести своё городское хозяйство. По городовому положению общественное управление строилось на началах выборности и самоуправления. Правом участия в выборах, независимо от сословия, было предоставлено владельцам недвижимости, которая облагалась налогом в пользу города. Также условием права участия в выборах был ценз оседлости. Это означало, что в городе нужно было прожить не менее 2-х лет. Минимальная стоимость имущества, с которого платился налог в казну, не устанавливалась. Тем самым, участвовать в выборах мог на равных как владелец крупной недвижимости, так и обладатель маленькой собственности, с которой он платил налог в казну.
Также правом участия в выборах обладали юридические лица: ведомства, общества, церкви, монастыри. Таким образом, участие в выборах основывалось на принципе налогообложения.
Устройство общественного управления в Санкт-Петербурге определялось законодательством. Согласно Городовому положению от 1870г. общественное управление состояло из: 1) Городских избирательных собраний, 2) Городской Думы, 3)Городской управы (Статья 15)[2] .
Городские избирательные собрания проводили выборы Городской думы. Но к 1892 году избирательные собрания были упразднены.
Городская дума выполняла функции распорядительного (совещательного) органа, а городская управа – исполнительного органа. Дума занималась проведением городских выборов и формированием исполнительных органов, определяла структуру, состав и общий порядок исполнительных органов, избирала должностные лица общественного управления.
Дума решала много вопросов хозяйственного характера, утверждала городские сметы, устанавливала или уменьшала городские сборы, определяла предметы городских расходов, представляла на высочайшее утверждение вопросы развития города.
Согласно Правилам от 1872 г., в думе состояли 252 гласных (депутатов), которые избирались на 4 года. К 1892 году их количество было уменьшено до 160. Для думы в обязательном порядке были установлены 2 заседания в течение года: для рассмотрения городских доходов и расходов и для утверждения отчёта городской управы, и остальные по мере надобности. На заседания думы приглашались представители прессы, издавался журнал «Известия Санкт-Петербургской городской думы»[3]. Делалось это для того, чтобы горожане могли получить информацию о работе думы. Согласно Новому положению от 1893 года, посещение заседаний стало обязательным, а за неявку без уважительной причины гласный привлекался к ответственности.
Свои обязанности гласные выполняли безвозмездно, но могли занимать оплачиваемые должности по городскому общественному управлению, в канцелярии управы, могли занимать должности управских комиссаров и архитекторов.
Важным вопросом городской думы являлось формирование органов исполнительной власти общественного управления. Главным органом общественного управления была городская управа во главе с городским головой. В его обязанности входило ведение городского хозяйства и общественного управления. Эта должность являлась выборной. Но лицо, выбранное городской головой, подлежало утверждению административной властью. Городских голов в столичных городах утверждал царь. Городская управа в столичных городах, в среднем, состояла из 6 человек. Городской голова и члены управы избирались думой сроком на 4 года.
В городской управе было создано 5 отделений: приходное, расходное, оценочное (оценка недвижимости), хозяйственное и строительное. Член управы вёл надзор за одним-двумя полицейскими частями города.
К середине 1880-х годов круг обязанной городской управы расширился. В новой, изменённой управе стало находиться 9 отделений. 1-ое, распорядительное, отделение занималось личным составом канцелярии управы и выбором гласных, 2-ое, приходное по сборам, занималось поступлением сборов в пользу города, 3-е, приходное по оброчным статьям и налогам, занималось сдачей городских земель, рек и каналов в аренду; выдавало разрешение на открытие трактиров, постоялых дворов и т.д., 4-е, по благоустройству города, ведало вопросами водоснабжения, освещения города, переустройства пожарной части, земельной собственностью (например, при проложении новых улиц). 5-ое, расходное, вело учёт городских расходов, 6-ое, техническое, занималось вопросами строительства. Также были контрольное, счётное отделения и казначейство.
Со временем круг деятельности управы постоянно расширялся по причине того, что возникали новые отрасли и направления в городском хозяйстве.
1.2 Выборы в Городскую думу (1870-1892)
Проведение городской реформы 1870 года должно было начаться с проведения выборов в органы общественного управления в столице. Выборы путём «тайного» голосования для России были впервые.
По Городовому положению 1870 года в Санкт-Петербурге с населением ≈ 750 тысяч человек право избирать получило лишь 18590 человек, т.е. меньше 2.5%. Чтобы создать преграду для попадания в Думу малоимущих граждан, всех избирателей поделили на 3 разряда (это позаимствовали из прусского законодательства).
Суть заключалась в следующем: все избиратели вносились в список в порядке понижения уплачиваемых ими налогов в городскую казну и делились на три неравночисленные группы (разряды), но с одинаковой суммой платежей. Каждый разряд имел право выбирать в думу равное количество гласных (в Петербурге - 84 человека).
В 1873 году: В I разряд вошло 224 избирателя, во II разряд вошло 887 избирателей, в III разряд вошло 17479 избирателей. Представительство в Думу от разных разрядов оказалось несопоставимым: от I разряда – 1 депутат от 2,6 избирателей, от II разряда - 1 депутат от 10,5 избирателей и от III разряда – 1 депутат от 208 избирателей. В каждом разряде выборы проводились в разные дни, но по одному и тому же списку кандидатов.
На первых выборах 1873 года наибольшее количество мест в Думе получили представители купеческого сословия. На вторых выборах (1877г.) – победу одержала дворянско-чиновничья власть. В последующие выборы победу одерживали представители купечества.
Глава 2. Петербургская Дума и городское хозяйство 1870 – 1900 гг.
Обязанности Петербургской думы были описаны в городовых положениях 1870 и 1892 гг. Первоочередной обязанностью Думы был сбор налогов и заведование капиталами и другими имуществами города. На Думу возлагалась забота о народном образовании, устройство городских библиотек, театров, музеев. Также возлагалось право заведования городскими училищами.
Решение многочисленных вопросов, возложенных на Петербургское городское общественное управление, главным образом зависело от состояния городского бюджета.
Доходы и расходы, руб.
Показатели бюджета | 1873 | 1878 | 1883 | 1888 | 1893 | 1898 | 1899 | 1900 |
Доходы | 4856025 | 5338753 | 5872877 | 7478017 | 10491906 | 13570182 | 16823550 | 17651467 |
Расходы | 4483236 | 5237535 | 5731024 | 7478017 | 10491896 | 13368491 | 16820674 | 17651467 |
Из таблицы мы видим, что городское общественное управление Петербурга начинало свою деятельность со скромной суммы в 4 млн. 856 тыс.руб. За 27 лет своей работы Думе удалось увеличить бюджет до 17 млн. 651 тыс. (≈ в 3,6 раза). И это при том, что Петербургу, как столице, приходилось выделять бесплатно земли для императорских, государственных и военных сооружений.
2.1. Бюджет
Основные источники доходов в бюджет города были указаны в Городовых положениях 1870 и 1892 гг., статья 128[4]. Согласно этой статьи в пользу города были установлены сборы: 1) оценочный с недвижимых имуществ, 2) с документов на право производства торговли и промыслов, 3) с трактирных заведений, постоялых дворов и съестных лавочек. Дополнительно Думе предоставлялось право вводить налоги с извозного промысла, с лошадей, экипажей, которых содержали частные лица. Эти виды налогов могли взиматься после утверждения в Министерстве внутренних дел.
2.1.1. Доходы
Наибольший доход в бюджет Петербурга приносил оценочный сбор с недвижимых имуществ[5]. В 1873г. он составлял 28,9 % (1млн. 403тыс. руб.) от всех доходов города. Это самая крупная статья доходов. Оценке подлежали каменные и деревянные строения в черте города, а также участки земли, независимо от того, застроены они или нет. Освобождались от этого налога только имущества императорской фамилии, правительственных учреждений, благотворительных и учебных заведений, духовных ведомств, железных дорог и др.[6]
Второе место в доходах Петербурга занимали сборы с торговли и промыслов. Их доля составляла в 1873 г. 18,6 % (902тыс.руб.), в 1900г. – 9,6 % (1млн.700тыс.руб.). В городе брался сбор с купеческих свидетельств первой и второй гильдий, со свидетельств на мелкий торг, с трактирных заведений.
Ещё одна крупная статья городских доходов – это личные налоги (больничный и адресный сбор за прописку паспортов – 9,9 % от всего дохода в бюджет). Больничный сбор был страховкой, которая давала право пользоваться услугами городских больниц. Адресный сбор взимался с прибывших в личное услужение домашних учителей, гувернёров, прислуги и др. Эта статья росла за счёт увеличения численности населения столицы.
Следующая статья дохода города – доход от городских предприятий (железные дороги, водопроводы, скотобойня, ломбард, ассенизация) полностью зависела от предпринимательской деятельности Городской думы. За 27 лет доход от предприятий города стал одной из основных статей дохода бюджета.
Доход с городской недвижимости в основном приносили городские рынки – Сенной и Андреевский. В 1873г.- 6,1 % (294тыс.руб.) от всех доходов, в 1900г. сумма выросла до 621тыс. руб. и составила 3,5 %.
К статье дохода «Чрезвычайные поступления» относились деньги, выделявшиеся единовременно из государственного казначейства, деньги, поступавшие по городским облигационным займам. Поэтому, доля этой статьи постоянно менялась. Быстрорастущий Петербург требовал больших вложений (например, строительство мостов, больниц, строительство водопроводных и канализационных сетей и др.), а в городской казне не было таких сумм, для этого выпускались облигации для населения.
Подводя итоги по доходной части бюджета можно сказать, что всё большее место в бюджете города в период с 1870 по 1900 годы стали занимать доходы от городских предприятий (раньше бо̀льшую прибыль приносил налог на торговлю и промыслы, а теперь стала развиваться мясная промышленность, транспорт, оказание услуг жителям города). Более важной становится предпринимательская деятельность самой Думы. Петербургская Дума стала первой в России среди городских общественных управлений по выпуску облигационного займа. Тем самым не были наделены новыми налогами и сборами горожане.
2.3. Расходы
Расходная часть бюджета, как и доходная, регламентировалась законодательством – Городовым положением 1870г. (ст.139)[7].
Самая большая статья расходов в 1873г. была на содержание полиции, тюрем, воинских казарм, мировых судей и т.д.[8]
Второй статьёй были расходы на благоустройство. Сюда относились содержание и ремонт мостовых, тротуаров, мостов, расходы по освещению, содержание колодцев, сточных труб, каналов.
Статья «Чрезвычайные расходы» шла на строительство новых школьных зданий и ремонт старых, содержание комиссии по строительству Троицкого моста.
Следующей статьёй расходов шло содержание Городской думы и сиротского суда. На эту статью относили расходы на содержание канцелярии Думы, управы, различных комиссий, пенсии, пособии.
Одной из затратных статей городского бюджета к концу XIX в. становится содержание городских предприятий. Если в 1873г. по этой статье расходов не было, то к 1900г. это было 13,2% (2 млн. 330 тыс. руб.). К ним относились: городские железные дороги, водопровод, скотобойня, ломбард, содержание ассенизационного обоза.
Важной задачей городского хозяйства в Петербурге оставалось устройство водопровода и канализации. В 1858 г. частными предпринимателями было создано Акционерное общество Санкт-Петербургских водопроводов, которое по договору концессии организовало водопроводную сеть в городе. Так как это дело оказалось очень выгодным, то в 1891-1893 гг. Городская дума выкупила все сети водопровода.
Этим же путём (договор концессии) была решена транспортная проблема в городе. В 1862 г. была запущена конка. А в 1898 г. Городская дума выкупает это предприятие.
Внимательно изучив расходы города, мы видим, что Городская дума уделяла большое внимание и народному здравоохранению. Эта статья расходов сильно увеличилась после передачи в ведение Думы в 1884г. городских больниц (в1882г. организована инфекционная больница – принимал участие знаменитый терапевт С. П. Боткин) и создания новой системы здравоохранения, которая включала в себя сеть амбулаторий, институт думских врачей и многое другое.
Довольно быстрорастущей была статья народного образования. Этой статье я хотел бы, как ученик, уделить особое внимание.
Расходы на образование, руб.
Статьи расходов | 1873 | 1888 | 1899 | 1900 |
Содержание комиссий | --- | 22199 | 27600 | 28099 |
Содержание училищ | 14572 | 475640 | 920365 | 1022901 |
Пособия учебным заведениям | --- | 18924 | 58717 | 62146 |
Стипендии, платы и экипировки | 37792 | 50266 | 57388 | 66954 |
Разные расходы | 28571 | 10973 | 25151 | 27183 |
Итого | 80935 | 578002 | 1089221 | 1207283 |
% от общей суммы расходов | 1,8 | 7,7 | 6,5 | 6,8 |
Если в 1873г. на неё выделялось ≈81тыс.руб.(1,8% от всех расходов), то к 1900г. на образование пошло 1млн.207тыс.руб.(6,8%).
С 1846 года с учреждением Общей думы городу стало принадлежать право заведования всеми учебными заведениями. Но фактически только в 1876 году после принятия закона о создании училищных советов дело народного образования было передано в руки Городской думы. В этом же году в ведение города вошло 16 одноклассных училищ и приходских классов.
В училища принимались дети в возрасте от 7 до 12 лет любого вероисповедания. До 1903 года за обучение бралась плата 2 руб. в год. Но училищная комиссия имела право освобождать ученика от оплаты за обучение в связи с тяжёлым материальным положением семьи. Дополнительно учителя своими силами создали Общество для пособия бедным учащимся, которое существовало до 1892 года на благотворительные суммы. В 1892г. к частной благотворительности присоединилась и Дума. В 1880г. было организованы две мастерские для обучения ремёслам и рукоделию, училищной комиссией были выделены стипендии при обучении профессии.
В среднем за период с 1877 по 1886 гг. открывалось 21 учебное заведение в год. Кроме начального образования, дети из бедных слоёв получали еще и медицинскую помощь. Училищная комиссия организовала школьно-санитарный надзор. В 1895г. для летнего отдыха детям были организованы загородные школьные колонии. В 1897г. Училищная комиссия осуществила проект по строительству здания, в котором расположились сразу несколько начальных училищ.
Благодаря активной деятельности городской Думы во второй половине XIX в. образование в Петербурге поднялось на новый уровень. Сеть городских начальных училищ повысило уровень грамотности населения.
Подводя итог по расходам можно сказать, что эта часть бюджета в конце XIX в. сильно изменилась. Одно из первых мест стало занимать народное образование (хотя это и не было обязательными расходами). Эта область городской жизни практически не была развита до 1873г. Стали строить школы, училища. Выросли расходы и на медицину из-за создания Думой новой системы городского здравоохранения, из-за перехода в руки города больниц. С развитием сети городских предприятий выросли значительно и расходы на них.
Глава 3. Городские головы Санкт – Петербурга 1870 – 1900 г.г. Корф П.Л.
Городской голова чаще всего был важнейшей фигурой в городском общественном управлении. Несмотря на последующие изменения законодательств (1892,1903 гг.) городской голова оставался ключевой фигурой в механизме муниципальных органов.
Городские головы имели большое количество полномочий. Ведь в их лицах соединялись обязанности как Городской Думы, так и управы. Одной из самых ярких личностей среди городских голов Петербурга был Корф Павел Леопольдович.
Павел Леопольдович был избран на должность 6 ноября 1878 года. Именно в этот день он стал городским головой. Журнал «Исторический вестник» утверждал: «Барон П. Л. Корф весь отдавался земской работе, развивая сеть народных школ, он был деятелем благородным и просвещенным. Неудивительно и то, что его полезную работу видели все. По этой причине в 1874 году, когда он снова баллотировался в председатели Петербургской городской управы, его избрали закрытой баллотировкой единогласно».
Городским головой его избрали на досрочных выборах, проводящихся по причине отставки действующего головы - Погребова Н.И. В первой речи в Думе Корф признавался, что предложение баллотировки у него вызывало небольшие колебания в связи со страхом и обширностью дел на посту предстоящей должности.
Павел Леопольдович не только сумел изменить качество и порядок работы городской Думы, он смог решать дела в управе так, что они до Думы не доходили.
Он долгое время оставался неформальным лидером дворянско-интеллигентской части думы. Под руководством Корфа были построены скотобойни на Обводном канале (приносили большой доход в бюджет города), городской арестный дом. При нём была начата стройка барачной больницы (инфекционная больница), закончено сооружение моста им. Александра II (ныне – Литейный мост), образована исполнительная комиссия общественного здравия. А также при городской управе было учреждено Статистическое отделение, сумевшее впоследствии внести большой вклад в деятельность общественного управления.
После кончины барона Корфа П.Л. «Санкт-Петербургские ведомости» указывали на «хоть и недолгое, но продуктивное руководство столичной думой, а также оживлением городской производительной работы, направленной к удовлетворению бытовых нужд и столичному благоустройству».
Заключение
История Местного самоуправления в городе Санкт – Петербурге конца XIX века обширна и разнообразна своими методами и решениями. Для развития общества надо всегда перенимать успешный опыт прошлых лет. Начиная с изменения в составе гласных Городской Думы (повышения образовательного уровня для избирателей) изменился подход к управлению многими отраслями городского хозяйства. Большое внимание образованию повысило уровень грамотности населения.
Одним из факторов роста городских предприятий в Петербурге конца XIX века стала та причина, что управление шло из единого центра. Многочисленные задачи, возложенные на Петербургское общественное управление законодательной властью, были с успехом решены. Благодаря его предпринимательской деятельности, выпуску облигационных займов, не пришлось повышать старые и вводить новые налоги для населения, чтобы привлечь дополнительные средства для расширения деятельности.
Из всего исследования можно сделать вывод о том, что успешное развитие благоустройства и разрешения бытовых вопросов возможно слаженной работе местных органов самоуправления.
В перспективе хотелось бы усовершенствования современных муниципальных органов власти для более обширного и быстрого разрешения бытовых вопросов. Ведь это звено, наиболее близко контактирующее с людьми. Такие изменения привели бы к более высокому уровню жизни населения.
Я думаю, что это очень актуально для нашего времени.
Использованная литература
1. Городовое Положение 1870 года. Web: http://www.expo.novarchiv.org/gorodskie-golovy-2015/67-golovy-doc1 .
2. Отчёт С.-Петербургской городской управы в 1887 году, СПб, 1888. Web: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_19V_932363/viewer/ .
3. Известия Санкт-Петербургской городской думы за 1900г. Web: https://rusneb.ru/catalog/005664_000048_RuPRLIB15000300/viewer/
4. История России. С древнейших времен до начала XXI века. Под ред. А.Н. Сахарова, М.: Астрель, 2006. - Т. 2.
5. Нардова В.А. Городское самоуправление в России во второй половине XIX - начале XX в.: власть и общество – СПб: Лики России, 2014.
6. Толмачев Е.П. Военная политика и реформы Александра II – М.: Военное издательство, 2007. – 335с.
7. Александр II. Трагедия реформатора: люди в судьбах реформ, реформы в судьбах людей: сборник статей – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2012. – 296с. – доп. тираж 2015.
8. Петербургская Городская дума 1846-1918/РАН Санкт-Петербургский институт истории – СПб.: Лики России, 2005.
9. Трагедия реформатора: Александр II в воспоминаниях современников – СПб.: Издательство «Д.А.Р.К.», 2006. – 448с.
10. Нардова В.А. Городская дума. Городские выборы/Три века Санкт-Петербурга/Энциклопедия в 3т.Т.2: Девятнадцатый век.Кн.2 – СПб.: 2003.- С.174-177.
11. Социологический опрос населения. «Левада-центр». Аналитический центр. Web: https://www.levada.ru/2017/06/26/vydayushhiesya-lyudi/ .
12. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся. «Обучонок». Web: https://obuchonok.ru/oformlenie-raboty .
Приложение 1
Сводная таблица доходов бюджета Петербурга за 1873-1900 гг.
Статья доходов | 1873 | 1883 | 1899 | 1900 | ||||
Руб. | % | Руб. | % | Руб. | % | Руб. | % | |
Оценочный сбор с недвижимых имуществ | 1403281 | 28,9 | 1987583 | 33,8 | 2742162 | 16,3 | 3217306 | 18,3 |
Сборы с торговли и промыслов | 902402 | 18,6 | 1348585 | 23,0 | 1702173 | 10,1 | 1700533 | 9,6 |
Личные налоги (больничный и адресный сборы и сбор за прописку паспортов) | 482142 | 9,9 | 547889 | 9,3 | 2132432 | 12,7 | 2108705 | 11,9 |
Налоги на роскошь | --- | 0 | 41996 | 0,7 | 57222 | 0,3 | 117070 | 0,7 |
Доходы от городских предприятий | 37149 | 0,8 | 286083 | 4,9 | 3628166 | 21,6 | 3795937 | 21,5 |
Концессии | ----- | 0 | 82974 | 1,4 | 198008 | 1,2 | 297778 | 1,7 |
Оброчные статьи | 161727 | 3,3 | 258038 | 4,4 | 341356 | 2,0 | 356644 | 2,0 |
Доход с городских недвижимых имуществ | 294064 | 6,1 | 416820 | 7,2 | 617376 | 3,7 | 621333 | 3,5 |
Пошлины и сборы | 383199 | 7,9 | 325764 | 5,5 | 369462 | 2,2 | 357742 | 2,0 |
Возврат расходов на содерж. войск, правител. учреждений | 65869 | 1,3 | 181294 | 3,1 | 420799 | 2,5 | 428346 | 2,4 |
Доход с капиталов | 55706 | 1,2 | 108078 | 1,8 | 616300 | 3,6 | 368887 | 2,2 |
Чрезвычайные поступления | 852880 | 17,6 | 90440 | 1,5 | 3709911 | 22,1 | 4095399 | 23,2 |
2-х копеечный сбор с хлеба и семян, привоз.на хлеб. пристань | 15864 | 0,3 | 26848 | 0,5 | 23446 | 0,1 | 37986 | 0,2 |
Разные поступления | 201740 | 4,1 | 170485 | 2,9 | 264736 | 1,6 | 147800 | 0,8 |
ИТОГО | 4856025 | 100% | 5872877 | 100% | 16823550 | 100% | 17651467 | 100% |
Приложение 2
Сводная таблица расходов бюджета Петербурга за 1873-1900 гг.
Статья расходов | 1873 | 1888 | 1899 | 1900 | ||||
Руб. | % | Руб. | % | Руб. | % | Руб. | % | |
Содержание полиции, тюрем, воинских казарм, мировых судей и т.д. | 1550423 | 34,6 | 1401706 | 24,6 | 1801998 | 10,7 | 1969001 | 11,2 |
Содержание Городской думы и сиротского суда | 387543 | 8,6 | 629445 | 8,4 | 978835 | 5,8 | 1060048 | 6,0 |
Городское благоустройство | 983881 | 21,9 | 1109266 | 14,9 | 1469047 | 8,8 | 2049482 | 11,6 |
Содержание пожарной части | 136092 | 3,0 | 442159 | 5,9 | 471772 | 2,8 | 483776 | 2,7 |
Выплата налогов | 43095 | 1,0 | 142975 | 1,9 | 307448 | 1,8 | 313748 | 1,8 |
Платежи по долгам | 24264 | 0,5 | 181067 | 2,4 | 1382270 | 8,2 | 1390692 | 7,9 |
Народное здравоохранение | 300399 | 6,7 | 1905136 | 25,5 | 2846338 | 16,5 | 3270652 | 18,5 |
Народное образование | 80935 | 1,8 | 578002 | 7,7 | 1089221 | 16,5 | 1207283 | 6,8 |
Общественное призрение | 7142 | 0,2 | 86980 | 1,2 | 451266 | 2,7 | 528351 | 3,0 |
Содержание городских предприятий | --- | 0 | 128929 | 1,7 | 1678541 | 9,9 | 2330390 | 13,2 |
Содержание и ремонт городских недвижимых имуществ | 37870 | 0,8 | 499156 | 6,7 | 82513 | 0,5 | 120230 | 0,7 |
Отчисления на образование капиталов | --- | --- | 12092 | 0,2 | 501701 | 2,98 | 131971 | 0,75 |
Чрезвычайные расходы | 852879 | 19,0 | 102829 | 1,3 | 3260906 | 19,4 | 2668003 | 15,1 |
Прочие расходы | 78684 | 1,8 | 230944 | 3,1 | 498811 | 2,96 | 127834 | 0,7 |
ИТОГО | 4483236 | 100% | 7478017 | 100% | 16820674 | 100% | 17651467 | 100% |
[1] См.используемую литературу №11, стр.18
[2] См. использованную литературу №1, стр.18
[3] См. использованную литературу №3, стр.18
[4] См. использованную литературу №1, стр.18
[5] См. Приложение 1, стр.19
[6] Статья 129 Городового Положения 1870г. (см. Использ. лит-ру №1, стр.18)
[7] См. Использ. лит-ру №1, стр.18
[8] См. Приложение 2, стр.20
Пчёлы и муха
Рождественские подарки от Метелицы
Эта весёлая планета
Сказка на ночь про Снеговика
Можно от Солнца уйти...