В последнее время нарушение пищевого поведения стало социальной проблемой вомногих странах, включая Россию, в которых как минимум 30 %населения имеют избыточную массу тела. Ожирение уменьшает продолжительность жизни в среднем на 3–5 лет при умеренном избытке веса и до 15 лет при выраженном ожирении. Установлено, что если бы человечеству удалось решить проблему ожирения, средняя продолжительность жизни увеличилась бы на 4 года. Актуальность проблемы нарушенияпищевого поведения заключается еще и в том, что количество людей с избыточным весом прогрессивно увеличивается и первый толчок это дает в школьные годы. Подсчитано, что если данная тенденция сохранится, то к середине нынешнего столетия практически все население будет болеть ожирением. Большинство ученых, работающих над проблемой, связанного с перееданием, несмотря на их различные представления о причинах этого состояния, сходятся в одном: лишние килограммы обусловлены привычками их «хозяина». Это привычка есть много жирной или сладкой пищи, привычка мало двигаться или «заедать» стресс, привычка вести образ жизни полного человека, с которой не могу справиться школьники. Примерно в 98 % всех случаев причиной избыточной массы тела является переедание. Привычка – это сложившийся тип поведения. Другими словами, переедание обычно является результатом нарушения пищевого поведения.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что нарушение пищевого поведения является средством решения психологических проблем у девушек и юношей.
Вложение | Размер |
---|---|
Нарушение пищевого поведения,как социальное явление. | 48.76 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КУРСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СОШ №56» г. КУРСКА
МБОУ ДОД «Дворец пионеров и школьников г. Курска»
Городская воспитательная программа «Перспектива»
Детская научно-практическая конференция «Я познаю мир»
Научно-исследовательская работа на тему:
Нарушение пищевого поведения, как средство решения
психологических проблем у девушек и юношей.
Авторы: Мишина Юлия Владимировна,
Делова София Александровна,
Долгих Ксения Сергеевна
обучающиеся 8 «Б» класса
Руководитель:Баламутова Елена Ивановна,
педагог-психолог МБОУ «СОШ №56» г.Курска
Курск – 2019 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3-4
Глава I.
1.1.Нарушения пищевого поведения, теории и модели…….……………………………………………………………… .5-6
1.2. Нарушения пищевого поведения, виды и формы……………………………………………………………………..7-10
Глава II. Экспериментальное исследование нарушения пищевого поведения как средство решения психологических проблем
2.1.Характеристика базы исследования………………………………………………………………11-12
2.2.Результаты исследования и их интерпретация………………………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………….……..14
Литература……………………………………………………………………15
Приложения…………………………………………………………………..16-18
Введение
В последнее время нарушение пищевого поведения стало социальной проблемой вомногих странах, включая Россию, в которых как минимум 30 %населения имеют избыточную массу тела. Ожирение уменьшает продолжительность жизни в среднем на 3–5 лет при умеренном избытке веса и до 15 лет при выраженном ожирении. Установлено, что если бы человечеству удалось решить проблему ожирения, средняя продолжительность жизни увеличилась бы на 4 года. Актуальность проблемы нарушенияпищевого поведения заключается еще и в том, что количество людей с избыточным весом прогрессивно увеличивается и первый толчок это дает в школьные годы. Подсчитано, что если данная тенденция сохранится, то к середине нынешнего столетия практически все население будет болеть ожирением. Большинство ученых, работающих над проблемой, связанного с перееданием, несмотря на их различные представления о причинах этого состояния, сходятся в одном: лишние килограммы обусловлены привычками их «хозяина». Это привычка есть много жирной или сладкой пищи, привычка мало двигаться или «заедать» стресс, привычка вести образ жизни полного человека, с которой не могу справиться школьники. Примерно в 98 % всех случаев причиной избыточной массы тела является переедание. Привычка – это сложившийся тип поведения. Другими словами, переедание обычно является результатом нарушения пищевого поведения.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что нарушение пищевого поведения является средством решения психологических проблем у девушек и юношей.
Цель исследования: изучить отношение юношей и девушек к проблеме нарушения пищевого поведения.
Задачи исследования:
1. Изучить понятия и виды пищевой зависимости.
2. Провести наблюдение, анкетирование и интервью с юношами и девушками на уроках и переменах.
3. Провести эксперимент с целью выявления факторов нарушения пищевого поведения.
4. Разработать рекомендации для обучающихся по альтернативным способам решения психологических проблем.
Объект исследования: нарушение пищевого поведения,как социальное явление.
Предмет исследования: выявление факторов нарушения пищевогоповедения у юношей и девушек.
Гипотеза исследования: в основу исследования положено предположение о том, что нарушение пищевого поведения является средством решения психологических проблем у юношей и девушек.
Методы исследования: 1. Теоретический метод: изучение литературных источников, материалов сети Интернет.
2. Эмпирический метод: проведение анкетирования, интервью, эксперимент.
3. Метод статистической обработки результатов: количественный и качественный анализ полученных в ходе анкетирования результатов. Практическая значимость: исследование направлено на организацию психологического просвещения средиюношей и девушек, обучающихся в нашей школе, в качестве профилактики нарушения пищевого поведения.
Глава I.
1.1.Нарушение пищевого поведения: теории и модели.
Под пищевым поведением понимается ценностное отношение к пище и ее приему, стереотип питания в обыденных условиях и в ситуации стресса, поведение, ориентированное на образ собственного тела и деятельность по формированию этого образа.Иными словами, пищевое поведение включает в себя установки, формы поведения, привычки и эмоции, касающиеся еды, которые индивидуальны для каждого человека. Пищевое поведение оценивается как адекватное или отклоняющееся, в зависимости от множества параметров, в частности – от места, которое занимает процесс приема пищи в линейке ценностей человека, от количественных и качественных показателей питания. Извечным вопросом о ценности питания является вопрос о связи питания с жизненными целями («есть, чтобы жить, или жить, чтобы есть»). Люди едят для того, чтобы получать необходимую энергию, строить новые клетки и создавать все сложные химические соединения, необходимые для жизни. Пищевые привычки определяются традициями семьи и общества, религиозными представлениями, жизненным опытом, советами врачей, модой, экономическими и личностными причинами. Кроме того, стиль питания отражает эмоциональные потребности и душевное состояние человека. Ни одна другая биологическая функция в ранние годы жизни не играет столь важной роли в эмоциональном состоянии человека, как питание. Ребенок впервые испытывает избавление от телесного дискомфорта во время грудного кормления; таким образом, удовлетворение голода обретает крепкую связь с ощущением комфорта и защищенности. Страх голодной смерти становится основой ощущения незащищенности (страх перед будущим), даже если учесть, что в современной цивилизации смерть от голода – явление редкое. Для ребенка ситуация насыщения одинакова
ситуации «меня любят»; фактически чувство защищенности, связанное с насыщением.
Необходимо также отметить социальное значение еды. Питание ребенка с самого рождения связано с межличностным взаимодействием. Впоследствии, когда ребенок становиться взрослее, еда становится неотъемлемой составляющей процесса общения, социализации: празднования различных событий, установления и формирования деловых и дружеских взаимоотношений. В свою очередь, традиции, пищевые привычки отражают уровень развития культуры, национальную, территориальную и религиозную принадлежность, а также семейное воспитание в сфере пищевого поведения. При анализе психосоциальных аспектов ожирения выделяют следующие функции пищевого поведения: релаксация, получение удовольствия, коммуникация, самоутверждение, познание, поддержание ритуала или привычки, компенсация, награда, защита и удовлетворение эстетической потребности. Таким образом, пищевое поведение человека направлено на удовлетворение отнюдь не только биологических и физиологических, но также психологических и социальных потребностей. Именно поэтому проблема изучения потребления пищи приобретает самостоятельное значение, ее следует отделить от проблем изучения процесса пищеварения. Однако, как уже говорилось, пищевая потребность, будучи чисто биологической по своей природе у животных, у человека, в том числе у школьников предстает в более сложном виде, являясь средством: • разрядки психоэмоционального напряжения; • чувственного наслаждения, выступающего как самоцель; • общения, когда еда связана с пребыванием в коллективе; • самоутверждения, когда первостепенную роль играют представления о престижности пищи и о соответствующей «солидной» внешности; • поддержания определенных ритуалов или привычек (религиозные, национальные, семейные традиции); • компенсации
неудовлетворенных потребностей (потребность в общении, родительскойзаботе, любви и т. д.); • награды или поощрения за счет вкусовых качеств пищи; • удовлетворения эстетической потребности.
1.2. Нарушения пищевого поведения, виды и формы.
Предусматривают три вида нарушений пищевого поведения: нервную анорексию, нервную булимию и неуточненные расстройства пищевого поведения, в частности расстройство по типу переедания. Нервная анорексия (греч.отрицательная приставка an– и orexis – аппетит) представляет собой «сознательное ограничение в еде с целью похудения в связи с убежденностью в наличии мнимой или резко переоцениваемой полноты» Булимия (бычий голод) (от греч.Bu(s) – бык и limos – голод) обозначается как навязчивое чередование еды/рвоты или еды, дефекации. Ожирение является результатом нарушений пищевого поведения..
Патологический голод выражается в настоятельной потребности съесть что-либо, возникающей между основными приемами пищи, чаще всего это проявляется в подростковом возрасте. О постоянном «перекусывании» можно говорить в том случае, если это происходит более 5 раз в суткии подросток принимает пищу дополнительно или такие нерегулярные приемы пищи составляют более 25 % от суточного потребления калорий. «Перекусывание» не связано с каким-либо особенным настроением.
Выделяют также углеводную жажду. Термин «углеводная жажда» вошел
в обиход тогда, когда основную причину ожирения связывали именно с
избыточным потреблением углеводов. Сейчас чаще говорят просто о пищевой жажде, полагая, что для ее удовлетворения юношам и девушкам
требуется пища, которая в оптимальном случае одновременно сладкая и
жирная – шоколад, мороженое, крем и т. п. В случае углеводной жажды такая пища по своему действию подобна наркотику. При ее отсутствии у подростков развивается тягостное депрессивное состояние, это явление
Экстернальное пищевое поведение связано с повышенной чувствительностью к внешним стимулам потребления пищи: с таким поведением ест не в ответ на внутренние стимулы (пустой желудок и т. д.), а на внешние: витрина продуктового магазина, хорошо накрытый стол, вид едящего человека, реклама пищевых продуктов и т. д. Другими словами, школьник «ест глазами» – увидел, значит съел. Именно эта особенность лежит в основе переедания «за компанию», перекусов на улице, избыточного приема пищи в гостях, покупки лишних продуктов в магазине. Такие подростки никогда не пройдут мимо киоска с мороженым или пирожками, они будут есть до тех пор, пока не закончится коробка конфет, и никогда не откажутся от угощения. Практически у всех юношей и девушек с ожирением в той или иной степени выражено экстернальное пищевое поведение. Реакцию на внешние стимулы к приему пищи определяет не только аппетит, но и медленно формирующееся, неполноценное чувство насыщения. Возникновение сытости у полных девушек и юношей запаздывает по времени и ощущается исключительно, как механическое переполнение желудка. Именно из-за отсутствия чувства сытости некоторые подростки готовы есть всегда, если только пища доступна и попадает им на глаза.
Другим типом нарушения пищевого поведения является эмоциогенное пищевое поведение. Оно наблюдается у 30 % населения. Такое нарушение наиболее характерно для полных эмоциональных девушек, но встречается и у парней с абсолютно нормальным весом. У подростков сожирением этот вид нарушения пищевого поведения встречается гораздо чаще, а именно – в 60 %
случаев. При этом типе нарушения пищевого поведения стимулом к приему пищи является не голод, а эмоциональный дискомфорт: девушка или юноша ест не потому, что голоден, а потому, что неспокоен, тревожен, раздражен, у него плохое настроение, он удручен, подавлен, обижен, раздосадован, разочарован, потерпел неудачу, ему скучно, одиноко и т. д. Другими словами, при эмоциогенном пищевом поведении они заедают свои горести и несчастья, «заедают» свой стресс, так же, как человек, привыкший к алкоголю, его «запивает». Для этого используются разные виды пищи, но в основном преобладают легкоусвояемые высококалорийные продукты, богатые углеводами и жирами (пирожные, мороженое, пирожки, конфеты, торты, шоколад). Продукты питания для подростков с эмоциогенным пищевым поведением являются своеобразным лекарством, так как действительно приносят им не только насыщение, но и успокоение, удовольствие, релаксацию, снимают эмоциональное напряжение, повышают настроение. Эмоциогенное пищевое поведение может быть представлено еще двумя подвидами: это компульсивное пищевое поведение и синдром ночной еды. У подростков, находящихся на строгих диетах, распространенность компульсивного пищевого поведения достигает 50 %.
Компульсивное пищевое поведение проявляется как четко проявляющиеся во времени довольно короткие повторяющиеся приступы переедания, которые длятся не более двух часов. Во время такого приступа человек ест намного больше и значительно быстрее обычного. У него может возникать ощущение потери контроля над количеством съеденного, он неспособен остановить прием пищи, пока не пройдет приступ. Эпизоды переедания сопровождаются тремя любыми из следующих признаков: прием пищи совершается быстрее, чем обычно; прием пищи до ощущения неприятного переполнения желудка; прием больших количеств пищи без чувства голода; переедание водиночестве из-за стыда перед окружающими.
Частота эпизодов резкого переедания, позволяющая диагностировать данную форму нарушения, – не реже двух раз в неделю на протяжении полугода. Синдром ночной еды встречается реже и наблюдается у меньшего количествадевушек и юношей с ожирением. Подростки с синдромом ночной еды, как правило, не принимают пищу всю первую половину дня. Во вторую половину дня аппетит значительно возрастает, и к вечеру они чувствуют сильный голод, который приводит к перееданию. При этом, чем сильнее был дневной эмоциональный дискомфорт, тем ярче выражено вечернее переедание. Характерно, что девушки и юноши не могут заснуть, не съев избыточного количества пищи. Их сон поверхностен, тревожен, беспокоен, они могут несколько раз просыпаться ночью и вновь принимать пищу. После приема пищи активность и их работоспособность значительно снижается, появляется сонливость, нарушается деятельность. Это является одной из причин отказа от приема пищи в течение рабочего дня. Вечернее переедание используется ими в качестве снотворного средства.
Третий тип нарушения пищевого поведения – ограничительное пищевое поведение. Так называют избыточное пищевое самоограничение и бессистемное соблюдение чрезмерно строгой диеты. Такого рода диету невозможно соблюдать долгое время, и достаточно быстро ей на смену приходят периоды выраженного переедания. В результате такого поведения человек находится в постоянном стрессе – в период ограничений он страдает от сильного голода, а во время переедания страдает от того, что опять набирает вес и все его усилия были напрасными. Эмоциональная нестабильность, возникающая на фоне применения строгих диет, получила условное название «диетической депрессии», сюда входит целый комплекс отрицательных эмоций. Она проявляется в виде повышенной раздражительности и утомляемости, внутреннего напряжения и постоянной усталости, агрессивности и враждебности, тревожности, сниженного
настроения, удрученности, подавленности и т. д. Выраженный эмоциональный дискомфорт при «диетической депрессии» приводит к отказу от дальнейшего соблюдения диеты и к рецидиву ожирения. Подростки с ожирением с эмоциогенным пищевым поведением при применении изолированной диетотерапии в 100 % случаев испытывают симптомы «диетической депрессии» той или иной степени выраженности.
Глава II Экспериментальное исследование нарушения пищевого поведения, как средство решения психологических проблем у девушек и юношей.
2.1. Характеристика базы исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 56»г. Курска в феврале 2019 года в 10-х классах, где применялась анкета «Пищевое поведение» (Савинкова 2005).В исследовании приняло участие 32 человека из них 17 девушек и 15 юношей в возрасте 16-17 лет.
Исследование проводилось в 3 этапа:
I этап – подготовительный. Изучение и анализ литературы. Сбор информации с использованием Internet-ресурсов.
II этап – исследовательский. Проведение наблюдение и анкетирование.
II этап – заключительный. Обработка результатов. Разработка для девушек и юношей рекомендаций по альтернативным способам решения психологических проблем.
2.2. Результаты исследования и их интерпретация
Для изучения проблемы нарушения пищевого поведения была использовано наблюдение и анкета, адаптированная на данный возраст испытуемых. Анкетирование проводилось анонимно, только указывали род.
По результатам исследования было выявлено, что некоторые девушки и юноши страдают нарушением пищевого поведения. Большая часть 44% опрошенных обучающихся имеют эмоциогенные нарушения поведения, из них 32% девушек и 12% юношей.
На втором месте идет сидром ночной еды, которым страдают 33% школьников, из них 23% девушек и 10% юношей.
На третьем месте переедание, которым страдают 23% учащихся, из которых 20% девушек и 3% юношей.
Следующим этапом было интервью с обучающимися школы, в результате которого мы выявили, что некоторые девушки и юноши страдают синдромом ночной еды и перееданием.
Так же проводился эксперимент обучающейся 8б класса, который показал, что Ксения скорее всего имеет предрасположенность к эмоциогенному нарушению поведения, так как ей было тяжело выдержать 7 дней отказа от сладкой пищи. Каждый последующий день эксперимента ей давался с большим трудом, она говорила, что ей хотелось заесть сладким проблемы, конфликтные ситуации, которые она не могла разрешить с педагогами, со своим парнем, ей не хватало любви со стороны близких и сладости могли бы компенсировать это. Но несмотря на все психологические трудности в этом эксперименте она его выдержала.
В начале исследования мы предположили, что нарушение пищевого
поведения является средством решения психологических проблем у девушек и юношей и результаты анкетирования и эксперимента доказали нашу гипотезу.
После анонимного анкетирования с девушками и юношами была организована дискуссия «Нарушение пищевого поведения, как средство решения психологических проблем у девушек и юношей: альтернативные способы решения ». Основной целью, которой было обсуждение отношения к проблеме пищевого нарушения и какими альтернативными способами можно решить психологические проблемы школьников.
Обсуждались вопросы: как избавиться от нарушения пищевого поведения , каковы способы решения психологических проблем, чем можно заняться в свободное от учебы время, к кому из специалистов можно обращаться за консультацией, если возникают проблемы и другие вопросы. Большинство подростков обращались за консультацией или советом к классному руководителю, к школьному психологу, к друзьям. Однако многие подростки рассчитывают на свои силы и стараются справиться со своими проблемами самостоятельно. В ходе дискуссии мы выяснили, что многие не видят проблемы в нарушении пищевого поведения.
После анкетирования и дальнейшей дискуссией у девушек заметно возрос интерес к данной тематике, что подтверждается выросшим количеством обращений и вопросов к авторам проекта. Таким образом, на основе полученных результатов мы пришли к выводу о необходимости разработки памятки обучающихся «Нарушение пищевого поведения, как средство решения психологических проблем у девушек и юношей: альтернативные способы решения». Основная цель памятки является расширение способов решения психологических проблем, альтернативными
способами. Образец памятки представлен в Приложении 2.
Заключение
Главным итогом научно-исследовательской работы является расширение альтернативных способоврешения психологических проблем у девушек и юношей.
В начале исследования мы предположили, что нарушение пищевого поведения является средством решения психологических проблем у девушек и юношейи результаты анкетирования и эксперимента доказали нашу гипотезу.
Материалы нашего исследования могут быть использованы для проведения тематических классных часов с обучающимися 6-11 классов, а также могут выступать темами бесед на родительских собраниях, уроках-диспутах по психологии в средней и старшей школе.
Литература
Интернет-источники:
Приложение 1.
Анкета «Пищевое поведение»
Ответьте утвердительно или отрицательно на предлагаемые вопросы
1.Часто ли вы испытываете влечение поесть, не испытывая чувство голода? | Да | Нет |
2..Часто ли бывает, что вы съедаете чрезмерное количество пищи, чувствуя, что не можете остановиться и контролировать, что и в каком количестве вы едите? | Да | Нет |
3.Часто ли вы наедаетесь до чувства дискомфорта от переполнения желудка? | Да | Нет |
4.Едите ли вы порой даже то, что не любите, не будучи при этом голодной? | Да | Нет |
5.Часто ли вы съедаете большое количество еды в течение дня вне распланированного времени приёма пищи? | Да | Нет |
6.Охватывают ли вас угрызения совести или чувство вины, когда вы съедаете больше положенного? | Да | Нет |
7.Бывает ли, что вы едите тайком, по ночам? | Да | Нет |
8.Часто ли вы воспринимаете события в вашей жизни в зависимости от того, будете ли вы в связи с ними есть или нет? | Да | Нет |
9..Преследуют ли вас навязчивые мысли о еде либо о том, как бы не съесть лишнего? | Да | Нет |
10. Часто ли вы едите одна из-за обеспокоенности ли смущения по поводу количества съеденного? | Да | Нет |
11. За последние три месяца случалось ли вам более двух раз в неделю вызывать у вас рвоту, пользоваться клизмами, слабительными, мочегонными или другими лекарственными средствами для того, чтобы избежать набора веса после переедания? Если да, то как часто в среднем это происходит?_____________________________________________________________________________ | Да | Нет |
12. Едите ли вы людяхиак же, как другие, так как вам стыдно просить то, что вы больше любите? | Да | Нет |
13. Возникает ли во время еды «стихание» потребностей и «отодвигание» чувства недовольства? | Да | Нет |
14. Пытаетесь ли вы с помощью еды отвлекать себя от житейских, социальных, профессиональных и других проблем: отношений с близкими, неприятностей на работе, конфликтов с кем то из окружающих? | Да | Нет |
15. Случалось ли вам откладывать осуществление своих жизненный планов под девизом «Надо сначала похудеть»? | Да | Нет |
16. Съедаете ли вы всё, что есть на вашей тарелке или столе не потому, что вы голодны, а потому что вас так приучили с детства? | Да | Нет |
17. Считаете ли вы, что «всё что попало на стол, должно быть съедено», что нужно съедать всё, чтобы «тарелка была чистой»? | Да | Нет |
18. Были ли в вашей семье любители есть вкусно и обильно, существовал ли там культ еды? | Да | Нет |
19. Заставляли ли вас под угрозой наказания съедать всю порцию? Поощряли ли за чисто вылизанную тарелку? | Да | Нет |
20. Придавалось ли в вашей семье большое значение вкусной и полноценной пище? | Да | Нет |
21. Баловали ли вас в детстве едой во время болезни? | Да | Нет |
22. Лишали ли вас в детстве еды в наказание за что-либо? | Да | Нет |
«Да» — 1 балл
«Нет» — 0 баллов
1,2,3,5,6,10 – «Переедание»
7 – «синдром ночной еды»
11 – «Очистительное поведение»
4,12,13 – «Ожирение»
13,14 – «Эмоциогенное поведение»
8,9,15 – «Озабоченность проблемами питания и похудения»
16-22 – «семейность пищевого поведения»
Приложении 2.
Памятка для девушек и юношей.
« Нарушениями пищевого поведения, как средство решения психологических проблем»
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Огонь фламенко
Учимся ткать миленький коврик
Всему свой срок
Позвольте, я вам помогу