Индивидуальный проект на тему "Как избежать стресса перед экзаменами с помощью физических упражнений" выполнен по предмету "Физическая культура". В данной работе представлену упражнения, с помощью которых можно избежать каких-либо стрессовых ситуаций либо их сгладить перед предстоящими экзаменами. Все ученики 9 классов сдают свои первые в жизни серьезные экзамены – ОГЭ и для них это самый настоящий стресс.
Цель: Профилактика экзаменационного стресса у учащихся старших классов.
Задачи: 1. Выяснить, что такое стресс и откуда взялось это понятие;
2. Выяснить какие факторы вызывают экзаменационный стресс у учащихся 9-х классов;
3. Разработать и систематизировать практические рекомендации для учащихся по психологической подготовке к экзаменам.
Список источников и литературы
1. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. – СПб.: Питер, 1999. – 86 с.
2. Берн. Э. «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных», Симферопль: «Реноме», 1998.
3. Кижаев-Смык Л.А. «Психология стресса», М.: «Наука», 1983.
4. Селье Г. «Стресс без дистресса», М.: «Прогресс», 1982.
5. Пауэлл Т., Пауэлл Дж. «Психотренинг по методу Хосе Сильва», С-П.: «Питер», 1996.
6. Рутман Э.М. «Как преодолеть стресс», М.: ТОО «ТП», 1998.
7. Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ. Профилактика экзаменационной тревожности: Сборник. / Составители: М.А. Павлова, О.С. Гришанова - Волгоград: Учитель, 2012.-201с.
8. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения.- СПб.:КАРО, 2003.-208с.- (Материалы для специалиста общеобразовательного учреждения)
9. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер.с нем.-М.: Генезис, 2002.-240с.
10.Ситкина У. Негативное влияние стресса на иммунитет ребёнка [Электронный ресурс] // Электронный журнал о детях [сайт]. URL: http://www.kidzblog.ru/negativnoe-vliyanie-stressa-na-immunitet-rebenka/#ixzz1aJX2XMGp (дата обращения: 12.01.2018).
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 135.89 КБ |
![]() | 2.21 МБ |
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
Индивидуальный проект
«Как избежать стресса перед экзаменами
с помощью физических упражнений»
по физкультуре
ученика 9 А класса
Ситкова Михаила Олеговича
Руководитель проекта:
Таланова Галина Васильевна
учитель физкультуры
г. Шадринск
2020
Оглавление
Введение………………………………………………………………. 3
Глава I. Стресс и его влияние на школьников в период экзаменов …. 4
1.1. Понятие стресса.……………………………………………………4
1.2. Причины и признаки стресса……………………………………....4
1.3. Симптомы экзаменационного стресса……………………………6
1.4. Реакция человеческого организма на стресс……………………7
Глава II. Изучение экзаменационного стресса среди учащихся 9-х классов.………………………………………………………………………....8
2.1.Организация исследования.……………….……………….…...….8
2.2. Анализ и интерпретация результатов ……………………………8
Глава III. Как справиться с экзаменационным стрессом. …………...……………………………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………...14
Список использованных источников……………………………..15
Приложения …………………………………………………………16
Введение
Актуальность проектной работы. Все ученики 9 классов сдают свои первые в жизни серьезные экзамены – ОГЭ и для них это самый настоящий стресс. Тема актуальна для меня в первую очередь потому что, я сам учусь в 9 классе, и в этом году мне предстоит сдавать экзамены. Мысль о том, что экзамены совсем скоро, порой приводит в замешательство и самые простые задания становятся не посильными. Я хочу узнать, как можно преодолевать экзаменационный стресс при подготовке и на самом экзамене.
Цель: Профилактика экзаменационного стресса у учащихся старших классов.
Задачи: 1. Выяснить, что такое стресс и откуда взялось это понятие;
2. Выяснить какие факторы вызывают экзаменационный стресс у учащихся 9-х классов;
3. Разработать и систематизировать практические рекомендации для учащихся по психологической подготовке к экзаменам;
Объект исследования – учащиеся 9-х классов.
Предмет исследования – психоэмоциональное состояние выпускников.
Гипотеза - если экзамен является фактором стресса, то это неблагоприятно сказывается на эмоциональном состоянии школьников.
Практическая значимость - мой проект можно использовать на уроках физкультуры и классных часах посвящённые здоровью.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
Организация поисковой деятельности:
1. Сбор материала для проекта, отбор информации.
2. Корректировка, обобщение и систематизация материала.
Глава I. Стресс и его влияние на школьников в период экзаменов
1.1. Понятие стресса
Слово «стресс» пришло к нам из английского языка и в переводе означает «нажим, давление, напряжение». Стресс – это состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды.
Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году. «Стресс – состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма». Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.
Ганс Селье разделил стресс на эвстресс (эустресс) – «хороший», конструктивный и дистресс – вредный, деструктивный. Эустресс оказывает положительное влияние на деятельность. Дистресс производит разрушительное действие в организме личности. Дистресс вызывает адаптационную активность, но даже если и расширяет адаптивные возможности, то часто одновременно тормозит развитие человека, мешает достижению далеких и близких целей; может вести к истощению сил, например, в том случае, если резерва сил для данной стрессовой ситуации недостаточно.
1.2. Причины и признаки стресса.
Наиболее частыми средовыми и ситуационными причинами стресса являются следующие:
1. Влияние окружающей среды (шум, загрязнения, жара, холод...).
2. Нагрузки (повышенной интенсивности):
- физические (мышечные);
- физиологические (болезнь, расстройство, травма, беременность);
- информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить);
- эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения);
- рабочие (значительные изменения на работе, трудности и конфликты в трудовой среде);
3. Монотония в трудовой деятельности, в эмоциональных контактах.
4. Повседневные раздражители: отсутствие необходимых удобств, мелкие ссоры с окружающими, дискомфортная психологическая атмосфера в общественном транспорте, затянувшиеся ожидания.
5. Отсутствие привычных, желаемых социальных связей, социальная изоляция или депривация, нарушение эмоционально значимых межличностных отношений.
6. Тяжелые жизненные ситуации: болезни, смерть близких людей, трудности, переживаемые близкими, потеря (или угроза потери) работы, стремительные изменения условий жизни.
7. Переломные этапы жизни: свадьба, развод, рождение детей, уход детей из дома, начало или окончание обучения, ситуации конкурса или испытания, новая работа, выход на пенсию, новое место проживания.
8. Материальная необеспеченность.
9. Ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы.
Среди причин, вызывающих стресс являются эмоциональные нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения, ситуации конкурса или испытания, т. е. ситуация экзамена.
Признаки проявления стресса:
Стресс многолик в своих проявлениях. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание.
Отрицательное влияние стресса на организм проявляется в следующем:
-С трудом осуществляется целенаправленная деятельность;
-Затруднено переключение и распределение внимания;
-Может наступить общее торможение или полная дезорганизация деятельности;
- Возможны ошибки восприятия, памяти;
-Неадекватные реакции на неожиданные раздражители;
По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связанно со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. По данным исследования, 30-50% посетителей поликлиник – это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в улучшение эмоционального состояния.
1.3. Симптомы экзаменационного стресса.
Рассмотрим типичные симптомы экзаменационного стресса, которые могут быть отнесены к одной из четырех групп:
1.4. Реакция человеческого организма на стресс.
В нормальных условиях, в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс – даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются – вы готовы обороняться. Вне зависимости от того, серьезна опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее – готовность противостоять.
Остановимся более подробно на такой причине стресса, как эмоциональные нагрузки, ситуации конкурса или испытания, т. е. ситуации экзамена.
Стресс перед экзаменом обычно проявляется в двух видах реагирования. К ним относится:
Рассмотрим, откуда берется экзаменационный стресс.
Причин экзаменационного стресса несколько: интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками или компьютером, также нарушения режима сна и отдыха.
Но главный фактор, провоцирующий возникновение экзаменационного стресса, – это отрицательные переживания. Экзамены – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы и проверка не только знаний школьника, но и его психологической устойчивости.
Глава II. Изучение экзаменационного стресса
среди учащихся 9-х классов
2.1. Организация исследования.
Экзаменационный стресс – один из самых распространенных видов стресса. Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах. 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается.
Мы провели исследование с целью выявления экзаменационного стресса среди школьников.
Для проведения исследования мы использовали:
- «Опросник подверженности экзаменационному стрессу» (Приложение 1);
Исследование проходило в 2 этапа: в октябре 2019 г. и феврале 2020г.
В ходе исследования приняли участие 22 обучающихся 9-х классов МКОУ СОШ № 15 г. Шадринска.
2.2. Анализ и интерпретация результатов
Первое анкетирование было проведено в октябре. В ходе исследования приняли участие обучающиеся МКОУ СОШ №15 г. Шадринска (22 девятиклассника).
Исследование показало то, что в октябре у подавляющего большинства подростков низкий уровень стресса. То есть на тот момент, когда до экзаменов ещё чуть более полугода подростки спокойны, рассудительны, умеют управлять своими эмоциями. Они готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У них все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.
Второе анкетирование было проведено в феврале. В ходе исследования приняли участие обучающиеся МКОУ СОШ № 15 г. Шадринск (22 девятиклассника).
Исследование показало то, что чем ближе экзамены, тем больше стресса.
Также мы спросили ребят, знают ли они как бороться со стрессом.
Знаете ли вы способы нейтрализации стресса?
Проанализировав полученные результаты, нами был сделаны следующие выводы:
· большая часть выпускников - имеет определённую информацию о стрессе и его признаках,
· из 70% учащихся, знают некоторые способы нейтрализации стрессовых состояний, но большинство не применяет их, и испытывают сильные отрицательные эмоции при мысли об экзаменах.
Глава III. Как справиться с экзаменационным стрессом
Так, что же делать, когда стресс перед экзаменами не дает сосредоточиться и ухудшает самочувствие? Как справиться с волнением? Существует множество способов, которые помогут успешно справиться с экзаменационным стрессом.
Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко – для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.
Приведу пример релаксационного упражнения «Озеро»
«Представьте себе, что вы идете по густому лесу. У каждого из вас есть свой лес, в котором вы предпочитаете бывать, и которым у вас связаны приятные воспоминания. Кругом – деревья, под ногами трава или сухие иголки. Вы оглядываетесь вокруг- стволы деревьев тянутся высоко вверх. Постепенно деревья расступаются и за ними появляется большая поляна, посреди которой лежит большое озеро, наполненное удивительно чистой, прозрачной водой. Оно сверкает как драгоценный камень. Оно очень спокойное и глубокое. А теперь представьте, что вы превратились в это озеро. Ощутите свою глубину, спокойствие. Позвольте себе побыть некоторое время тихим лесным озером, скрытым от людских глас в густом лесу. Если вы хотите, вы можете оставить себе это чувство. Оно есть в Вас и останется с Вами столько, сколько вы захотите».
2. Дыхательные техники.
Существует множество дыхательных техник, они отвлекают человека от волнения, стресса, насыщают мозг кислородом и позволяют выровнять эмоциональное состояние. Наиболее популярные упражнения
3.Диета при стрессе
На положительные и отрицательные эмоции тоже можно повлиять при помощи пищи. Для поддержания хорошего настроения можно использовать следующие продукты:
Паприка — чем острее, тем лучше. Ароматические вещества способствуют выделению «гормона счастья» — эндорфина.
Клубника очень вкусна, и к тому же она быстро нейтрализует отрицательные эмоции. Доза: минимум 150 грамм.
Бананы содержат серотонин — вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал:- «Вы счастливы».
Капуста снимает нервозность, так как снижает активность щитовидной железы.
Репчатый лук помогает при умственном переутомлении или психической усталости.
4.Точечный массаж
I- головокружение, боли сосудистого происхождения;
2 - «середина человека», отек лица, нервные тики глаз;
3 - активизирует мозг, внутренние органы;
4-«антистрессовая точка» - испуг, высокий эмоциональный накал, неожиданные негативные известия;
5- «собрание всех болезней» (высшая точка в теменной ямке) — бессонница, неврозы, головная боль;
6- «нить бамбука» - головная боль сосудистого происхождения, плохое зрение;
7- «ясный свет» - зрение, заложенность носа;
8- меланхолия;
9- «пруд ветров» - головные боли, укачивание в транспорте, неврозы, стрессы;
10- «большой позвонок» - стрессы, неврозы с истерией, сосудистая дистония, слабость, подверженность апатии;
11- «дворец труда» - уменьшение утомляемости, стимулирование деятельности сердца;
12 - «маленькая точка» (угол ногтевого ложа) - артериальное давление, недостаточный пульс, волнение, тревога;
13- «маленький район» — смущение, боязнь покраснеть, сильное нервное напряжение;
14- «божественные ворота» - сердцебиение, крайняя раздражительность, бессонница, повышенная чувствительность, обидчивость, склонность к слезам, отрицательным эмоциям.
15- «радость жизни» - раздражительность, утомляемость, рассеянность, психологический дискомфорт, сердце. Точка отвечает за бодрость и оптимизм (Приложение 6).
Помогает активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга, так необходимого при интеллектуальной нагрузке.
«Кнопки мозга»
Для выполнения этого упражнения необходимо положить одну руку на область пупка, а другой слегка нажимать на точки под ключицами между ребрами, слева и справа от грудины . Это стимулирует приток крови к мозгу. Начинаем их аккуратно массировать
2. «Перекрестные шаги»
1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги.
2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот.
3. «Ленивые восьмерки»
Начертить правой рукой на листе бумаги карандашом восьмерку, затем – левой рукой. Затем правой и левой одновременно. А теперь начертить восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно. При этом следим взглядом за пальцами.
4. «Крюки»
Вначале упражнения скрестите лодыжки, как удобно . Затем вытянуть руки вперед ,скрестить ладонями друг к другу,сцепив пальцы в замок , вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз . Перекрестно менять положение рук и ног.
Запахи способны вызывать мгновенную эмоциональную реакцию, и таким образом они оказывают на наш организм непосредственное воздействие.
При помощи запахов можно управлять нашим эмоциональным состоянием, и некоторые из наиболее сильных ароматов встречаются в мире растений. Ароматические растения содержат эфирные масла, которые в течение многих столетий применяются как расслабляющие, успокаивающие, освежающие или стимулирующие средства.
Антистрессовое действие масел: эфирные масла бергамота, гальбанума, герани, жасмина, кориандра, лаванды, мимозы, бигардии, пачули.
Заключение
Примеры экзаменационного стресса можно обнаружить в любом учебном заведении. Бессонные ночи, тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс и дрожь в конечностях - вот типичные проявления страха перед экзаменами. Проведенные в последние годы исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно-сосудистую, иммунную и др.
Проводя анализ исследований, я выяснил, что большой процент школьников при подготовке к экзаменам подвержены неблагоприятным эмоциональным состояниям. То есть гипотеза подтвердилась.
В практической части работы предложено несколько способов, которые помогают уменьшить воздействия экзаменационного стресса: релаксация, дыхательные техники, диетотерапия, ароматерапия, точечный массаж, гимнастика мозга, позволяющая улучшить межполушарное взаимодействие. В приложении представлены памятки, которые помогут школьникам при подготовке к экзаменам улучшить работоспособность, узнать приемы успешного запоминания и поведения.
Активность – единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь. Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху.
Список источников и литературы
1. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. – СПб.: Питер, 1999. – 86 с.
2. Берн. Э. «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных», Симферопль: «Реноме», 1998.
3. Кижаев-Смык Л.А. «Психология стресса», М.: «Наука», 1983.
4. Селье Г. «Стресс без дистресса», М.: «Прогресс», 1982.
5. Пауэлл Т., Пауэлл Дж. «Психотренинг по методу Хосе Сильва», С-П.: «Питер», 1996.
6. Рутман Э.М. «Как преодолеть стресс», М.: ТОО «ТП», 1998.
7. Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ. Профилактика экзаменационной тревожности: Сборник. / Составители: М.А. Павлова, О.С. Гришанова - Волгоград: Учитель, 2012.-201с.
8. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения.- СПб.:КАРО, 2003.-208с.- (Материалы для специалиста общеобразовательного учреждения)
9. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер.с нем.-М.: Генезис, 2002.-240с.
10.Ситкина У. Негативное влияние стресса на иммунитет ребёнка [Электронный ресурс] // Электронный журнал о детях [сайт]. URL: http://www.kidzblog.ru/negativnoe-vliyanie-stressa-na-immunitet-rebenka/#ixzz1aJX2XMGp (дата обращения: 12.01.2018).
Приложения
Приложение 1
Опросник подверженности экзаменационному стрессу
Цель: диагностика степени выраженности экзаменационного стресса и подверженности ему.
Инструкция: внимательно прочитайте предложенные вопросы, примерьте их к себе и укажите степень вашего согласия или несогласия: да или нет.
1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить хорошую оценку.
2. Больше всего на свете я боюсь получить "двойку".
3. Я готов на все, чтобы получить "пятерку".
4. Бывает, что я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание.
5. У меня бывает ощущение, что я все забыл.
6. Бывает, что и легкие предметы я не могу хорошо ответить.
7. Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг.
8. Мне трудно выступать перед классом.
9. Объявления оценок я всегда жду с волнением.
10. Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель.
11. Накануне контрольных я всегда испытываю тревогу.
12. Перед экзаменами y меня бывает внутренняя дрожь.
Обработка. За каждый утвердительный ответ начисляется 1 балл. Сложите набранные баллы.
0 - 4: Вы спокойны, рассудительны, умеете управлять своими эмоциями. Вы готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.
5 - 8: Вы от природы тревожны. И теперь, перед экзаменами, вы переживаете стресс.
9 - 12: Стресс очень сильный. Обратитесь за помощью к родителям. Не держите все в себе.
Уровни
0-2: полное отсутствие стресса
2-4: низкий уровень стресса
5-8: средний уровень стресса
9-12: высокий уровень стресса
Приложение 2
Начните, пожалуйста, ходить по комнате. При этом ощутите все свое тело, свои ноги и ступни, руки и кисти, позвоночник и голову. Заметьте, какие части тела вы ощущаете как бодрствующие, а какие – как сонные. А теперь подумайте о настроении, с которым вы начали упражнение, и выразите это настроение походкой. Пожалуйста, при этом не разговаривайте и не обращайте внимание на других членов группы (15 секунд).
А теперь вы должны походкой выразить другое настроение. Представьте себе, что вы совсем обессилели. Ходите некоторое время как человек, который очень устал (15 секунд).
А теперь идите как совершенно счастливый человек, получивший чудесное известие (15 секунд).
Теперь - очень пугливый человек (15 секунд).
Дальше идите как лунатик, бредущий во сне с открытыми глазами (15 секунд).
А теперь – как тот, у кого нечистая совесть (15 секунд).
А сейчас идите как гений – вы только что получили Нобелевскую премию (15 секунд).
А теперь идите как предельно собранный человек, станьте канатоходцем, идущим по проволоке (15 секунд).
И в заключении вы можете сами придумать, что вам хотелось бы выразить своей походкой (15 секунд).
Остановитесь на минуту и попытайтесь понять, как вы себя чувствуете в данный момент. Возвращайтесь на свое место, выразите всем своим телом это настроение
Приложение 3
Дыхательные упражнения на расслабление
Мало кто из современных людей умеет правильно дышать. А ведь дыхание – важнейший процесс, который дан природой. Часто в суете и напряжении человек спешит, занимается разными делами, но при этом не следит за своим дыханием. Оно становится поверхностным и частым, сбивается. В результате организм страдает от недостатка кислорода, а у человека появляется ощущение слабости и усталости.
Дыхательные упражнения на расслабление приносят огромную пользу, повышается работоспособность и выносливость, соответственно, и стрессоустойчивость становится выше. Антистрессовые упражнения обязательно включают в себя дыхательную релаксацию. Глубокое дыхание способствует снятию напряжения, расслаблению, снижению влияния стресса. Наибольшей популярностью среди дыхательных практик пользуются следующие упражнения.
Дыхательные упражнения
Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.
1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)
2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец, исчезает напряжение.
3. Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.
4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.
Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс.
Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30 и так до 50.
Двойной вздох
Когда после глубокого выдоха следует пауза в несколько секунд, человек ощущает, как лёгкие раскрываются и готовятся принять новый глоток воздуха. Это упражнение можно усовершенствовать, и внести ещё один элемент в дыхательную гимнастику, дополнительный выдох. После того, как дыхание выровнено, на паузе после выдоха создается усилие по ещё более полному выдоху. То есть делается попытка выдохнуть до конца весь воздух. Затем дыхание стоит восстановить и продолжить обычное упражнение на счёт.
Дыхание на счёт
Эта практика подойдет в случаях, когда требуется срочно снять напряжение, но избежать стрессовой ситуации не представляется возможным. Цикл вдох-выдох должен занимать 20 секунд, дыхание очень медленное и глубокое. При вдохе необходимо сконцентрировать внимание на процессе, досчитать до 7, затем при выдохе – до 11. Польза для организма этой практики велика. Человек отвлекается от стрессора, переводя внимание на дыхание, лёгкие растягиваются, что позволяет убрать напряжение в межрёберных мышцах, а длинных выдох помогает расслабить живот.
Дыхание животом
Первое, что нужно сделать – это сесть в удобное для Вас положение. Выпрямить спину и приподнять подбородок чуть вверх. Сделайте медленный полный вдох через нос так, чтобы сначала наполнить воздухом живот, а затем грудную клетку. Ненадолго задержите свое дыхание. Дальше уже на выдохе сначала расслабляйте и опускайте грудь, а потом уже слегка втягивайте живот. Выполните 10–15 циклов, стараясь при этом сделать как можно глубже вдох.
Приложение 5
1.Разогревающие упражнения
«Перышко»
Эта игра идеально снимает напряжение, что является необходимым условием для эффективной учебы. Танец пера – прекрасный символ любознательного обучения, учения – игры.
Начните, пожалуйста, ходить по комнате. Почувствуйте свои ступни, пальцы, ощутите свои руки, кисти, кончики пальцев, свою голову, подбородок, веки. Теперь представьте себе, что вы превратились в нечто очень – очень легкое – а именно в маленькое перышко, может быть даже в нежную пушинку.
Начните двигаться по комнате так, чтобы все ваше тело выражало эту легкость, изобразите парение и танец перышка, носимого ветром по комнате. Иногда оно, возможно, крутится, иногда летит низко над полом, иногда зависает высоко - все это очень легко, с неожиданными, прекрасными, гармоничными движениями. Подумайте, как вы можете задействовать свои руки и кисти, чтобы выразить легкость этого перышка.
И в это время, когда вы «летаете» по комнате, вы можете говорить про себя: «Я легкий, как пух, я могу двигаться очень легко, я легко могу изобретать новые движения, я могу сделаться совершенно легким и наслаждаться танцем». (1-2 минуты)
А теперь «перышки» должны постепенно успокоится и замереть – летите потихоньку обратно на свои места.
2.Игры, которые объединяют
«Да!»
В этой оживленной игре можно поучиться безоговорочно принимать предложения других людей. (5-10 минут)
Отставьте в сторону тулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению.
Сформулируйте правила игры: «Сейчас мы все вместе будем играть в игру с необычным названием «Да!». Для начала встанем в круг в центре комнаты. Мы можем представить себе, что сейчас прекрасный солнечный день, у нас нет ни каких обязанностей, и мы можем хоть раз последовать за своими фантазиями. Пройдитесь по комнате во всех направлениях (1 минута). Сейчас я предложу осуществить некое действие, и в ответ каждый должен громко и с энтузиазмом крикнуть «Да!» Сразу же после этого мы все вместе выполним предложенное действие».
Далее скажите следующее: «Конечно, я - не единственный, у кого есть подобные задумки. Если у кого – то возникнет желание внести следующее предложение, мы перейдем к выполнению нового действия. Совсем не обязательно, чтобы между вашими пожеланиями существовала логическая связь. Вы можете абсолютно спонтанно и живо слушать друг – друга. А теперь я вношу первое предложение: Давайте плавать!».
Проследите за тем, чтобы все в группе громко крикнули «Да»! и начали «плыть» через комнату. Вероятно, через некоторое время игроки начнут сами вносить предложения: «Давайте поиграем в бадминтон!», или «давайте погладим рубашку»!, или давайте выпьем по чашке кофе»! Участвуйте в общей работе, это будет хорошим катализатором творчества участников.
Сыграйте несколько раундов, чтобы игроки смогли как следует раскрепоститься.
Подведите итоги игры и обсудите следующие вопросы:
Чувствовали ли вы себя смущенными?
Легко ли было перехватить инициативу?
Как команда реагировала на ваши предложения?
Знаете ли вы людей, которые постоянно блокируют чью-то инициативу? Что может быть причиной такого поведения?
Каковы последствия того, что инициатива игнорируется или перекрывается?
Исчезло ли ваше смущение в ходе игры? Какое предложение доставило вам наибольшее удовольствие?
3.Тематические игры.
«Импровизация»
Многие люди испытывают страх перед публичным выступлением. Эта игра дает возможность потренироваться в импровизированных речах перед группой. Каждый может задействовать свои знания и повседневный опыт. Искусство оратора состоит в том, чтобы излагать пришедшие на ум воспоминания ассоциативно, без предварительного плана.
Это - замечательная возможность повысить уверенность в себе. Необходимость публичного выступления без подготовки у многих актуализируется воспоминаниями детства, они снова ощущают себя беспомощными детьми, к тому же бессознательно всплывает критика, полученная от родителей или братьев и сестер. Именно детские страхи делают общественное выступление таким рискованным.
Начните с краткой формы игры- на публичное выступление добровольцев отводится по тридцать секунд. По ходу игры постепенно увеличивайте время выступлений. Позднее, когда участники будут чувствовать себя достаточно уверенно, Вы можете в качестве темы выступлений задать те, над которыми группа недавно работала.
Еще один варрант игры. Дайте оратору «говорящую палочку», а с нею он получает возможность сочинять на ходу: краткую историю, мини – детектив, маленький роман и т. д.
Я предлагаю трем добровольцам выступить в течении минуты перед группой. Есть кто-нибудь, кто хочет рискнуть? Это чудесно. Мы можем сами выбрать тему, о которой они будут говорить. У кого есть идея? Я напишу на доске ваши предложения, и каждый из трех ораторов может выбрать себе одну тему.
(Если Вы пробуете эту игру в группе в первый раз, то темы должны касаться ежедневных занятий участников: игра в футбол, роликовые коньки, уборка в комнате, компьютерная игра, уроки русского языка и т. д.).
Большое спасибо за ваши предложения. Кто из троих хотел бы начать? Ты? Это смело! У тебя есть ровно минута времени, чтобы порассуждать на выбранную тему. Но я сделаю еще несколько добавлений. Я хочу, чтобы это была импровизированная речь, а это значит, что ты говоришь не прерываясь и не делая пауз кроме необходимости вздохнуть. Если ты запнешься, тогда придумай что-нибудь, но всегда оставайся в рамках выбранной темы. Это удобный случай для того, чтобы начать привыкать к выступлениям перед публикой без предварительной подготовки.
4.Игры для активизации правого полушария мозга.
«Это тяжело!»
Время от времени ведущие чем–то ошеломляют членов группы. Попробуем применить на практике один из подобных методов. (10 минут)
Объясните членам группы, что в данной игре проверяется координация движений.
Участники могут расположиться где захотят: на стульях, столах или на полу либо стоять.
Предупредите игроков, что выполнить это упражнение одним махом очень трудно. В таком случае они будут не разочарованы, когда потерпят неудачу.
Сначала каждый участник правой рукой рисует в воздухе круг, большой или маленький, какой пожелает. Это довольно просто, и все смогут легко выполнить задание.
Затем, каждый участник левой рукой рисует в воздухе крест. Это тоже легко. Все сразу могут это сделать.
И вот настала трудная минута: нужно выполнить оба движения одновременно. Некоторым покажется, что это практически невозможно. Обычно с заданием справляется только один из тридцати участников и очень редко двое.
Варианты: Участники сидят либо на стульях, либо на столе и правой ногой приблизительно полминуты описывают круги в воздухе. Продолжая рисовать круги
ногой, они пытаются правой рукой написать в воздухе свое имя. Это практически невыполнимо.
Задание можно облегчить, если круги рисовать левой ногой, а имя писать правой рукой. С этим вариантом часта справляются несколько участников.
Обсудите с группой возможные причины таких трудностей. Объясните участникам, что если потренироваться, то можно научиться выполнять эти трюки.
Почему выполнять задание так трудно? На уровне нейронов или физиологическом уровне никаких препятствий нет для выполнения этого упражнения
Рекомендации для снятия стресса во время экзамена
Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.
1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
3. Напрягите и расслабьте икры.
4. Напрягите и расслабьте колени.
5. Напрягите и расслабьте бедра.
6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
7. Напрягите и расслабьте живот.
8. Расслабьте спину и плечи.
9. Расслабьте кисти рук.
10. Расслабьте предплечья.
11. Расслабьте шею.
12. Расслабьте лицевые мышцы.
13. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.
Приложение 6
Точечный массаж при стрессах
Слайд 1
Индивидуальный проект «Как избежать стресса перед экзаменами с помощью физических упражнений» по физической культуре Выполнил : ученик 9А класса Ситков Михаил Олегович Руководитель : учитель физической культуры Таланова Галина Васильевна Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15» г. Шадринск 2020г.Слайд 2
Введение Цель: Профилактика экзаменационного стресса у учащихся старших классов. Задачи: 1. Выяснить, что такое стресс и откуда взялось это понятие; 2. Выяснить какие факторы вызывают экзаменационный стресс у учащихся 9-х классов; 3. Разработать и систематизировать практические рекомендации для учащихся по психологической подготовке к экзаменам;
Слайд 3
Что такое стресс?
Слайд 4
Стресс– это состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды .
Слайд 5
Изучение экзаменационного стресса среди учащихся 9-х классов Экзаменационный стресс – один из самых распространенных видов стресса. Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах. 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается. Мы провели исследование с целью выявления экзаменационного стресса среди школьников. Для проведения исследования мы использовали: - « Опросник подверженности экзаменационному стрессу»; Исследование проходило в 2 этапа: в октябре 2019 г. и феврале 2020г. В ходе исследования приняли участие 22 обучающихся 9-х классов МКОУ СОШ № 15 г. Шадринска.
Слайд 6
Результаты исследования экзаменационного стресса
Слайд 7
Результаты исследования экзаменационного стресса
Слайд 8
Исследование показало то, что в октябре у подавляющего большинства подростков низкий уровень стресса. То есть на тот момент, когда до экзаменов ещё чуть более полугода подростки спокойны, рассудительны, умеют управлять своими эмоциями. Они готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У них все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями. Исследование показало то, что чем ближе экзамены, тем больше стресса. Результаты исследования экзаменационного стресса
Слайд 9
Также мы спросили ребят, знают ли они как бороться со стрессом Знаете ли вы способы нейтрализации стресса ?
Слайд 10
Как справиться с экзаменационным стрессом : Релаксация
Слайд 11
Дыхательные техники
Слайд 12
Диета при стрессе
Слайд 13
Гимнастика для мозга
Слайд 14
Ароматерапия
Цветок или сорняк?
Акварель + трафарет = ?
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Пчёлки на разведках
Загадочная система из шести экзопланет