Современные россияне давно привыкли к историческому наименованию северной столицы. Возвращены первоначальные наименования улицам, проспектам и зданиям старого Петербурга. Однако в самый драматический период своей истории город на Неве носил именно это имя: Ленинград. До сих пор те немногие, кто пережил блокаду, и сегодня с искренней гордостью называют себя ленинградцами, блокадниками. Несмотря на полную фашистскую блокаду, ни голод, ни холод не сломили в ленинградцах волю к победе. Они продолжали укреплять оборону, воевать с пожарами, голодом, болезнями, спекуляциями, мародерством. И – трудились, выпуская в условиях острейшего дефицита материалов, энергии, рабочих рук необходимую фронту продукцию. Но, сколько бы лет ни прошло, для всего мира подвиг ветеранов, ленинградцев останется образцом беспримерного подвига, мужества, стойкости, несгибаемой воли к победе сыновей и дочерей нашего Отечества в дни суровых испытаний.
Проблема: изучая события войны, в частности «Блокаду Ленинграда» я обратила внимание на особенности морального облика человека, пережившего эти страшные события. Я решила более подробно изучить изменение моральных ценностей в ходе Блокады Ленинграда.
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_panova_darya.docx | 37.61 КБ |
Районная научно- практическая конференция
учащихся и педагогов
Предмет «Обществознание»
Номинация «Исследовательская работа»
Моральные и духовные ценности блокадного Ленинграда
Автор: Панова Дарья, ученица 7А класса
МОБУ «Новосергиевская СОШ №4»
Руководитель: Мосолова Елена Валерьевна
учитель истории и обществознания,
высшая квалификационная категория
Новосергиевка 2020
Содержание
Введение…………………………………………………………… стр 3
1.Теоретические аспекты моральных ценностей…………………… стр 5-6
2.Исследование изменения моральных и духовных ценностей в Ленинграде.
2.1Ценности в Ленинграде до блокады………………………………. стр.7
2.2Как изменился моральный облик человека во время блокады. стр.8-10
2.3 После блокады……………………………………………………… стр.11
Заключение……………………………………………………………….. стр.12
Список литературы …………………………..............................................стр.13
Введение
Современные россияне давно привыкли к историческому наименованию северной столицы. Возвращены первоначальные наименования улицам, проспектам и зданиям старого Петербурга. Однако в самый драматический период своей истории город на Неве носил именно это имя: Ленинград. До сих пор те немногие, кто пережил блокаду, и сегодня с искренней гордостью называют себя ленинградцами, блокадниками. Несмотря на полную фашистскую блокаду, ни голод, ни холод не сломили в ленинградцах волю к победе. Они продолжали укреплять оборону, воевать с пожарами, голодом, болезнями, спекуляциями, мародерством. И – трудились, выпуская в условиях острейшего дефицита материалов, энергии, рабочих рук необходимую фронту продукцию. Но, сколько бы лет ни прошло, для всего мира подвиг ветеранов, ленинградцев останется образцом беспримерного подвига, мужества, стойкости, несгибаемой воли к победе сыновей и дочерей нашего Отечества в дни суровых испытаний.
Проблема: изучая события войны, в частности «Блокаду Ленинграда» я обратила внимание на особенности морального облика человека, пережившего эти страшные события. Я решила более подробно изучить изменение моральных ценностей в ходе Блокады Ленинграда.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что и в наши дни нельзя оставаться равнодушными, глядя на героизм людей, оборонявших и защищавших Ленинград, стоящих насмерть, только бы не пропустить врага. Нельзя забывать о тех страшных событиях. «Потому что на Земле доброй мы живем и за себя, и за того парня…» Тема Великой Отечественной войны будет всегда актуальна, чтобы воспитывать в будущих россиянах глубокое уважение и гордость за наших отцов, дедов, матерей, отдавших свою жизнь ради нашей мирной и счастливой жизни. В этом году мы отмечаем 75-летие Великой победы.
Цель: рассмотреть моральные ценности до, после и во время блокады Ленинграда.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза:
Если изучить процесс изменения моральных ценностей, представить свою работу одноклассникам, то это повысит интерес к изучению событий Великой отечественной войны и позволит осмыслить причины изменений облика человека.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- обобщить и систематизировать знания о моральных ценностях,
- показать значимость подвига жителей города в период блокад
- способствовать развитию интереса к изучению истории своей страны, в частности истории Великой Отечественной войны
- способствовать формированию отзывчивости и уважительного отношения к ветеранам войны и труда,
- расширить представление о событиях блокадного Ленинграда,
- показать, как во время блокады Ленинграда человек смог сохранить патриотические чувства, несмотря на пережитые трудности.
Объект исследования: события блокадного Ленинграда.
Предмет исследования: моральные ценности блокадного Ленинграда.
Методы исследования:
- анализ;
- наблюдение;
- сравнение;
- системное описание.
Практическая значимость данной работы в том, что материалы можно использовать при проведении классных часов в школе, изучении истории и обществознания. Данное исследование поможет нравственному и патриотическому воспитанию школьников.
1.Теоретические аспекты моральных ценностей.
Изучая на уроке обществознания тему «Мораль», я прочитала, что Мора́ль — это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, о добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и так далее. В тех языках, где, как, например, в русском, помимо слова мораль употребляется слово нравственность, эти два слова чаще выступают в роли синонимов или каким-то образом концептуализируются для обозначения отдельных сторон (уровней) морали, причём концептуализации такого рода носят по преимуществу авторский характер. Мораль, принятая и преобладающая в том или ином обществе, называется общественная мораль. Мораль изучает отдельная философская дисциплина — этика.
Под моральными ценностями понимают систему мировоззрения людей, оценивающую все существующее с точки зрения блага, объективности, пользы и иных качеств, соотносящих поступки человека с распространенным порядком общественных традиций. Отбор значимых нравственных приоритетов дает возможность людям выбрать для себя отношение к событиям и поступкам и проанализировать свое поведение, а также выбрать ценностную направленность характерного для них понимания морали. Конечная нравственная позиция выражается как в единичных конкретных действиях, так и во всем образе действий.
Моральные ценности дают возможность людям определять их нравственную ответственность перед родными, друзьями, коллегами, социумом, самим собой; формулировать свое понимание добра и зла, объективности и беспристрастности, порядочности и безнравственности. Основная функция морали ― регуляция поведения личностей в обществе и природы их отношений в зависимости от их представления об основных категориях нравственности. Дополнительную роль понятие морали играет в становлении сознания индивида, содействует возникновению и укреплению.
Любой человек, приступающий к описанию блокадной этики, испытывает сильнейшее эмоциональное напряжение, увидев бездну неимоверных страданий, неисчислимых утрат, неизбывного горя. Холодное, бесстрастное повествование о ленинградском кошмаре 1941–1942 гг. невозможно. Людям свойственно чувство сопереживания, и потому страшное прошлое с заревом бесчисленных пожаров, с потрясающими картинами массовой гибели горожан на глазах их родных и близких, с истерзанными бомбежками улицами обжигает сегодня и будет обжигать всегда. Здесь могут показаться неуместными сдержанность, научный слог, обдуманность исследовательских приемов. Но другого пути нет. Чтобы понять, как выстоял человек, надо принимать его таким, каким он был – без попыток смягчить рассказ, без искажений и умолчаний. Лишь увидев ленинградца-блокадника во всем многообразии его противоречивых характеристик, рассмотрев те грани его облика, в которых светлое перемешивалось с темным, мы можем представить и глубину той чаши испытаний, которую ему пришлось испить, и цену, заплаченную за то, чтобы не только выжить, но и сохранить человеческое достоинство.
Сдержанность в передаче кошмарных подробностей блокады в значительной мере была обусловлена и присущими человеку этическими запретами. Не все готовы были описывать крайние формы физиологического и нравственного распада людей, особенно родных и близких. В этом видели бестактность по отношению к жертвам войны, нарушение семейных традиций, проявление неоправданной жестокости. Этика сочувствия требует, чтобы взгляд не останавливался излишне долго на скорбных картинах агонии человеческой личности, отмеченных прежде всего именно в дневниках.
Эмоциональность рассказов о войне, вполне понятная, если учесть, какую чашу горя пришлось испить горожанам в те дни, вместе с тем не позволяет в полной мере представить все детали конкретных событий – они иногда заменены имеющими пафосный характер обобщениями. Желание людей высоко оценить тех, кто помог им в трудную минуту, делает ряд их характеристик идеализированными, лишенными противоречий и сложностей – иначе, впрочем, и быть не могло. Отмечу также, что многие блокадники смогли наблюдать лишь малую частицу того, что происходило в городе в это драматическое время.
2.Исследование изменений моральных и духовных ценностей в Ленинграде.
2.1 Моральные ценности до блокады.
С 1712 по 1918 гг. Санкт-Петербург, основанный Петром Великим в 1703 г., был столицей России в полном смысле: в этом величественном городе, максимально близком к Европе, жили императоры династии Романовых, отсюда они правили страной. Город был построен именно в то время, когда Россия из страны, варящейся в собственном соку, превратилась в европейскую державу. Он стал символом этого превращения, поворота России к западной культуре.
«Петербург, один из красивейших городов мира, обязан своим архитектурным совершенством не только русским, но и французским, итальянским архитекторам. Все они создавали шедевры органически петербургские и сами оставались здесь навсегда», – писала в работе «Идентичность петербуржцев» филолог Ирина Арнольд.
Духовная жизнь Ленинграда играла огромную роль в жизни жителей и помогло одержать победу над фашистскими захватчиками. Для Ленинграда всегда была характерна высокая степень развития науки и культуры. В конце 1941 г. в нем располагались 152 научно-исследовательских учреждений, 62 вуза, где учились свыше 85 тыс. студентов, 104 средних специальных заведений, 47 музеев, 22 профессиональных театров, свыше 170 клубов и домов культуры, 487 общедоступных библиотек и 493 киноустановки. В городе работали известные ученые, писатели, художники, артисты, представители других творческих профессий. Многообразная деятельность ленинградских художников замечательна не только их участием в массовой наглядно-изобразительной агитации, но также тем, что они сохранили для потомков облик блокадного города и его героев. Эрмитаж, Русский музей, Петропавловка…эти и другие культурные памятники составляют культурное достояние этого города. Здесь проходили экскурсии, в театрах затаив дыхание зрители наблюдали за представлениями, работали библиотеки. Со сцен театров доносилась музыка Шостаковича, стихи Ахматовой и Бергольц.
Имперский Петербург был магнитом для талантливых и амбициозных людей со всей страны, поэтому именно Питер снял сливки с мощного культурного подъема XVIII – XIX веков. «Все значимые писатели, поэты, живописцы, архитекторы, композиторы рано или поздно оказывались в столице», – рассказывает Russia Beyond Елена Боброва, журналист и гид петербургского экскурсионного проекта Peterswalk. – Творили, страдали (например, как Достоевский) или наслаждались славой именно здесь. Памятники, дома, мемориальные доски – всё напоминает о значимых для России личностях».
Житель Ленинграда в довоенный период представился мне высококультурным, образованным человеком с высоким чувством патриотизма, высокими моральными ценностями.
2.2 Как изменился моральный облик во время блокады.
Резонно заметить, что во время блокады Ленинграда моральные ценности людей резко изменились. Некоторые ювелиры не задумываясь могли поменять драгоценные камни и металлы на жизненно важные продукты питания, были случаи, когда в многодетных семьях ели хворавших детей, люди сжигали мебель, чтобы согреться, многие пытались варить супы из ремней и кожаных сумок.
Самый тяжёлый период выдался на ноябрь- декабрь 41 года. Тогда, суточная норма хлеба составляла в среднем составляла 125 г у детей, иждивенцов, служащих. У рабочих 375- 250 г. Несмотря на войну, дети были обязаны ходить в школу, рабочие почти всё своё время убивали на заводах, некоторые здания стали больницами.
В условиях острой нехватки продуктов люди были вынуждены выживать, кто как может. 872 дня блокады – это трагическая, но при этом и героическая страница в истории Ленинграда. И именно про героизм людей, про их самопожертвование мы хотим рассказать в данном обзоре.
Невероятно сложно во время Блокады Ленинграда было семьям с детьми, особенно, с самыми маленькими. Ведь в условиях нехватки продуктов у многих матерей в городе перестало вырабатываться грудное молоко.
Известно, что во время Блокады голодающие жители Ленинграда вынуждены были есть домашних и уличных животных, в основном, собак и кошек. Однако нередки случаи, когда именно домашние питомцы становились главными кормильцами целых семей. К примеру, существует рассказ про кота по имени Васька, который не только пережил Блокаду, но и приносил практически ежедневно мышей и крыс, коих в Ленинграде развелось огромное количество. Из этих грызунов люди готовили еду, чтобы хоть как-нибудь утолить голод. Летом же Ваську вывозили на природу, чтобы он охотился на птиц.
Кстати, в Ленинграде после войны установили два памятника котам из так называемой «мяукающей дивизии», которая позволила справиться с нашествием грызунов, уничтожающих последние запасы продовольствия.
Голод в Ленинграде достиг такой степени, что люди ели все, что содержало калории и могло быть переварено желудком. Одним из самых «популярных» продуктов в городе стал мучной клей, на котором держались обои в домах. Его отскребали от бумаги и стен, чтобы затем смешивать с кипятком и делать таким образом хоть немного питательный суп. Подобным образом в ход шел и строительный клей, бруски которого продавали на рынках. В него добавляли специи и варили желе.
Желе также делали из кожаных изделий – курток, сапог и ремней, в том числе, и армейских. Саму эту кожу, часто пропитанную дегтем, есть было невозможно из-за невыносимого запаха и вкуса, а потому люди наловчились сначала обжигать материал на огне, выжигая деготь, а уж потом варить из остатков питательный студень.
Но столярный клей и кожаные изделия – это лишь малая часть так называемых пищевых заменителей, которые активно применялись для борьбы с голодом в блокадном Ленинграде. На заводах и складах города к моменту начала Блокады находилось достаточно большое количество материала, который можно было использовать в хлебной, мясной, кондитерской, молочной и консервной промышленности, а также в общественном питании. Съедобными продуктами в этом время стали целлюлоза, кишки, технический альбумин, хвоя, глицерин, желатин, жмых и т.д. Их использовали для изготовления еды как промышленные предприятия, так и обычные люди.
Одной из фактических причин голода в Ленинграде является уничтожение немцами Бадаевских складов, на которых хранились продовольственные запасы многомиллионного города. Бомбежка и последующий за ней пожар полностью уничтожил огромное количество продуктов, которые смогли бы спасти жизни сотен тысяч людей. Однако жители Ленинграда умудрялись даже на пепелище бывших складов находить какие-то продукты. Очевидцы рассказывают, что люди собирали землю на месте, где сгорели запасы сахара. Данный материал они потом процеживали, а мутную сладковатую воду кипятили и пили. Эту калорийную жидкость в шутку называли «кофе». Многие выжившие жители Ленинграда рассказывают, что одним из распространенных продуктов в городе в первые месяцы Блокады были капустные кочережки. Саму капусту на полях вокруг города собрали в августе-сентябре 1941 года, но ее корневая система с кочережками оставалась на полях. Когда проблемы с продовольствием в блокадном Ленинграде дали о себе знать, горожане начали ездить в пригороды, чтобы выкапывать из мерзлой земли казавшиеся еще недавно ненужными растительные огрызки.
А теплое время года жители Ленинграда питались в прямом смысле подножным кормом. В ход благодаря небольшим питательным свойствам шла трава, листва и даже кора деревьев. Эти продукты перетирали и смешивали с другими, чтобы делать из них лепешки и печенье. Особой популярностью, как рассказывали пережившие Блокаду люди, пользовалась конопля – в этом продукте много масла.
Удивительный факт, но во время Войны Ленинградский Зоопарк продолжал свою работу. Конечно, часть животных из него вывезли еще до начала Блокады, но многие звери все-таки остались в своих вольерах. Некоторые из них погибли во время бомбежек, но большое количество благодаря помощи сочувствующих людей пережило войну. При этом сотрудникам зоопарка приходилось идти на всяческие ухищрения, чтобы накормить своих питомцев. К примеру, чтобы заставить тигров и грифов есть траву, ее упаковывали в шкуры мертвых кроликов и других зверей.
А в ноябре 1941 года в зоопарке даже случилось пополнение – у гамадрила Эльзы родился малыш. Но так как у самой матери из-за скудного рациона не было молока, молочную смесь для обезьянки поставлял один из ленинградских роддомов. Малышу удалось выжить и пережить Блокаду.
Во время блокады были написано множество песен, и самая излюбленное произведение Шестаковича- Симфония 7: Ленинградская
В тоже время были так же описаны литературные произведения, подробно повествующие о поступках, быте и жизни во время блокады. Одни из них: Сын полка, Отпуск на четыре часа, Мешок овсянки, Девочка из города.
Изучив поведение ленинградца во время блокады , я сделала вывод, что поведение человека, его моральные ценности меняются, главное это выжить. При этом человек использует различные средства, но остается патриотом своего города, государства.
2.3. После блокады.
Осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 г. В Июне - августе 1944 г. были проведена Выборгская и Свирско-Петрозоводская операции, итогом которых стало полное освобождение города от осады вражеских войск. В сентябре 1944 года был освобождён остров Гогланд.
После окончания войны Ленинград быстро возвращался к нормальной жизни. Блокадный город - город потерь и страданий миллионов обычных людей, город сгоревших и разрушенных домов, невозместимых утрат и неосуществленных жизней, исчез, словно его и не было. Дома отстроили, дороги восстановили, понемногу возвращались эвакуированные. Для новых поколений блокада вошла в образ города, придав красоте его трагическую силу.
Блокада Ленинграда повлияла на судьбы миллионов людей. Блокадники пережили голод, холод, войну и нечеловеческие условия жизни. Но при всем этом многие люди не потеряли человечности. Они боролись до самого конца, помогали выжить своим близким, соседям и просто окружающим людям. Работали заводы, не смотря на постоянную бомбёжку, школы собирали детей в своих подвалах, дабы дать знание детям, занять и отвлечь их от страшной действительности.
Культурное достояние так же не досталось немецкой армии и их злосчастным бомбам, Эрмитаж был эвакуирован за шесть дней, это заслуга неравнодушных людей. Они жили надеждой на светлое будущее своей страны и не могли опустить руки в тяжелый момент. Была построена Дорога жизни, по которой везли необходимые грузы, она спасла многих от голодной смерти. Ни зимние морозы, ни страх постоянных налетов немецкой авиации не смогли сломить сильный человеческий дух блокадников.
За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941 г. - 1945 г., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия - звание Город-герой.
Блокадники показали свою убежденную преданность, перенеся неслыханные трудности и победив в жестоком единоборстве с врагом. Чтобы оценить высоту и силу подвига людей необходимо представить всю меру лишений, утрат, мучений, пережитых ленинградцами. После войны были опубликованные книги различных авторов, раскрывающих тему блокадного города и трагедий его жителей.
Старых и молодых, сильных и слабых, тех, кого спасали, и тех, кто спасал. Эта тяжелая работа была необходима, для последующих поколений. Нельзя просто все это упустить, забыть столь важное и трагическое событие в жизни нашей страны. Необходимо продолжать изучать эту тему, проводить систематизацию уже имеющийся информации, чтобы дать возможность будущим поколениям изучить эту страницу истории нашей Родины.
Заключение.
Как следуют произведения литературы и наш анализ, многие россияне оставались патриотами своей страны. Большинство преступлений и поступков были сделаны ради выживания. Не стоит утверждать, что эти времена были чисты. Во время Великой Отечественной войны промышлялись грабежи, обман, насилие со стороны ленинградцев друг к другу. Но не смотря на этот факт, все искренне верили в победу. Множество жителей умерло во время блокады. И основная причина- голод, и бомбёжка. Немцы ежедневно бомбили Ленинград. Но культурная и общественная жизнь города продолжалась. Множество авторов сочинили легендарные песни. Одна из них_ симфония №7 «Ленинградская» Шестаковича. В итоге всей проделанной мною работы можно сделать рациональный вывод, что моральные принципы ленинградцев потерпели резкое изменение в самую лучшую сторону. Моральные дух жителей блокадного Ленинграда поражает наших современников.
Список используемой литературы
Невидимое письмо
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Как нарисовать ветку ели?
Есть в осени первоначальной...
Прекрасная арфа