Проектная работа «Исследование памяти и внимания у школьников»
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа «Исследование памяти и внимания у школьников» | 1.45 МБ |
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Криничненская средняя школа» Белогорского района Республики Крым ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «Исследование памяти и внимания у школьников» Выполнил: Орличенко Владислав, обучающийся 9 класса МБОУ «Криничненская СШ». Руководитель: Рахматуллина А.Н. учитель биологии и химии 2020 годСлайд 2
Содержание 1.Введение 2.Основная часть 3.Практическая часть 4.Заключение 5.Источники
Слайд 3
1.Введение В современном прогрессирующем мире человек просто вынужден запоминать большое количество информации. Кто-то из древних еще заметил, что память человеческая – это двери, распахнутые в прошлое человека, вчерашнее и далекое, сохранившееся в сознании. В памяти сохраняется опыт, накопленный человеком в течении жизни, который помогает справиться с какой-либо ситуацией, найти решение проблемы, а хорошая память -залог успеха. Сейчас, когда наука находится на пике развития, люди все больше и больше стали обращать внимание на феномены памяти, поэтому эта тема особенно актуальна сегодня. Емкость нашей памяти не имеет границ и мы можем совершенствовать её и развивать. Мне стало очень интересно отличается ли как-то память и внимание школьников старших и младших классов.
Слайд 4
Цель и задачи проекта Цель: Изучить и сравнить внимание и память у школьников 3 и 11 классов. Задачи: 1. Расширить свои знания по вопросу изучения памяти и внимания. 2. Узнать, как работает наша память, ее виды и ошибки. 3. Выявить условия, влияющие на запоминание. 4. Протестировать память учащихся нашей школы. 5. Выяснить, хотят ли сверстники улучшить свою память. 6. Проанализировать результаты эксперимента. Гипотеза : память и внимание старшеклассников намного лучше, чем у младших классов.
Слайд 5
2.Основная часть Память - уникальное свойство нервной системы, присущее высшим живым организмам. Внутри головного мозга находятся огромное количество нервных окончаний – нейронов, которые соединены между собой так называемыми нейронными связями. Эти связи и есть наша память – способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта, то есть наш накопленный жизненный опыт. Так, у маленького ребёнка нейроны есть, но вот нейронные связи пока практически отсутствуют, они начинают появляться в процессе познания окружающего мира. В процессе запоминания полученная нами информация передаётся от одной нервной клетки (нейрона) к другой, всё это происходит в коре головного мозга. В результате этих нервных импульсов создаются нейронные связи – пути для последующего извлечения записанной информации, то есть вспоминания. Таким образом, память - это психический процесс запечатления (запоминания), сохранения и воспроизведения прошлого опыта .
Слайд 6
Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания. Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.
Слайд 7
1. Согласно исследованиям многих ученых левши обладают лучшим запоминанием, чем правши. 2. Также интересные факты связаны с возрастом. Мозг развивается до 25 лет. Взрослый человек будет больше всего помнить о периоде с 15 до 25 лет. Также ученые открыли, что люди в возрасте 19 лет обладают самой лучшей памятью. 3.Доказано, что человек может сконцентрировать свое внимание на интересующем его объекте только на протяжении 20 минут. Интересно !
Слайд 8
4. Память не имеет границ. В истории есть много известных людей, обладающих феноменальной памятью. Человек может запомнить больше 20 тысяч слов. 5. Процесс запоминания начинает происходить еще у неродившегося человека по истечении 20 недель от момента зачатия. 6. Память может нарушаться из-за запахов. В мозге зоны, отвечающие за обоняние и запоминание, находятся рядом. Невнимательность или рассеянность нельзя отнести к плохой памяти. 7. Человек на самом деле ничего не забывает, просто не может вспомнить информацию, которая не важна, или долго не использовалась. Т.е. получается, что человек помнит все, что с ним происходило, но не все может вспомнить.
Слайд 9
Практическая часть В ходе исследования было использовано четыре вида тестов для определения памяти: – объема смысловой памяти; – объема механической памяти; – объема кратковременной памяти на числа; – объема зрительной памяти; И три вида теста на определения: - объема внимания, - устойчивости внимания; - переключения внимания
Слайд 10
1. Выявление объема смысловой памяти. Испытуемым нужно внимательно послушайте и запомните 10 пар слов с логической связью, которые зачитывают. После этого учитель читает только первое слово каждой пары, а обучающиеся должны записать второе. Вывод: оказалось смысловая память хорошо развита и у старшеклассников и обучающихся младших школьников. 2. Выявление объема механической памяти. Испытуемым нужно внимательно послушайте и запомните 10 пар слов не связанных с логической связью. Вывод: объем механической памяти у младших школьников оказалось выше, чем у старшеклассников.
Слайд 11
3. Выявление кратковременной памяти на числа. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке. Вывод: память на числа у старшеклассников выше, чем у младших школьников. 4. Выявление объема зрительной памяти. Объем зрительной памяти проверяется следующим образом. Ребенку предъявляется десять картинок с изображением различных предметов. Ему предлагается посмотреть и постараться запомнить. Каждую картинку демонстрируйте 5 секунд. После этого ребенок должен записать все изображения, которые запомнил. Вывод: оказалось зрительная память хорошо развита и у старшеклассников и обучающихся младших школьников.
Слайд 12
1. Выявления устойчивости внимания. Тест «Перепутанные линии». Исследование концентрации внимания проводят с помощью плаката «Перепутанные линии». Исследование проводится по следующей инструкции: « На бланке вы видите перед собой 25 перепутанных линий. Вам необходимо проследить каждую линию слева направо и определить, где она заканчивается. Выполнять задание следует только путем зрительного контроля без помощи ручки или карандаша. Степень концентрации внимания оценивается по количеству линий, найденных за определенное время. Вывод: в результате изучения концентрации внимания с помощью теста «Перепутанные линии» оказалось, что у старшеклассников устойчивость внимания выше, чем у младших школьников.
Слайд 13
2. Выявление объема внимания. Методика «Запомни и расставь точки» представляет собой 2 листа с 8 квадратами, поделёнными на 16 клеток. В последних в произвольном порядке изображены точки, их количество варьируется (от 2 в первом квадрате до 9 в последнем). Задача испытуемого — посмотреть на расположение отметок и перенести их в пустые квадраты, расположенные на втором листе бланка, сохранив правильный порядок. Вывод: в результате изучения объема внимания оказалось, у младших школьников выше, чем у старшеклассников.
Слайд 14
3. Выявления переключения внимания. Таблица Шульте - один из самых популярных тестов для оценки скорости переключения внимания. Его дают психологи для заключения пригодности к профессиям, требующим повышенной концентрации и быстрой реакции, таким как авиадиспетчеры, машинисты поездов. Тест представляет собой квадрат, разделенный на 49 ячеек 7*7. В ячейках в случайном порядке расположены числа - от 1-го до 25-ти черные, и от 1-го до 24-х красные. Цвета могут быть заданы различными способами. Испытуемому предлагается указать в возрастающем порядке черные числа, и в убывающем порядке красные. Вывод: в результате изучения переключения внимания оказалось, что у старшеклассников намного выше, чем у младших школьников (Самое лучшее время запоминания – 22 секунды).
Слайд 15
Заключение В ходе исследовательского проекта я решил поставленные задачи: изучил и сравнил внимание и память у школьников 3 и 11 классов. По итогам исследования я могу сделать выводы что память и внимание старшеклассников намного лучше, чем у младших школьников. В результате исследования я пришел к выводу, что память и внимание являются самыми главными составляющими в процессе учебы. Но к сожаления во время учебного дня и учебного года память и внимание ухудшаются. Исходя из этого, для лучшего усвоения материала, учебный день и учебный год должны быть, построены особым образом: Учебный день должен начинаться со сложных предметов. К концу дня должны проводиться более простые уроки. Самые сложные темы должны быть пройдены в первом полугодии. Уроки физической культуры должны проводится последними, так как после физической нагрузки тяжело приступать к умственной деятельности. В расписании учебного дня предметы из разных сфер научной деятельности должны чередоваться, то есть после литературы алгебра, а после алгебры биология. Так материал лучше запоминается.
Слайд 16
Источники https://mirznanii.com/a/201184/issledovanie-pamyati-shkolnikov/ 2. https://infourok.ru/issledovanie-i-razvitie-pamyati-u-detey-shkolnogo-vozrasta-661548.html 3. https://multiurok.ru/files/diaghnostika-pamiati-mladshikh-shkol-nikov.html 4. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/3588/1/10Mysina.pdf
Рисуем домики зимой
Лиса Лариска и белка Ленка
Сказки пластилинового ослика
Этот древний-древний-древний мир!
Сказка "Морозко"