«Каждый народ, даже самый маленький, –
неповторимый узор на ковре человечества»
Чингиз Айтматов
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_-16.docx | 343.17 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Нижнебузулинская средняя общеобразовательная школа»
Учебно-исследовательская работа
Коренной народ Приамурья ульчи
Выполнила:
Учащаяся 5 класса
Низовцева Полина
Руководитель:
Учитель географии и биологии
Высшей категории
Петренко Любовь Ильинична
Нижние Бузули
2017
Содержание
1. Введение 3
2. Литературный обзор 4
3. Район исследования 10
4. Методика исследования 10
5. Результаты 11
5.1
5.2
5.3
6. Выводы 14
7. Список литературы 15
8. Приложение 16
1. Введение
Актуальность исследования: численность населения некоторых коренных народов очень мала, поэтому их называют малыми и есть угроза их исчезновения, а наша страна Россия многонациональная и каждый народ для неё важен. Изучая культуру коренных народов, мы изучаем культуру России.
Область исследования – особенности жизни коренных народов.
Предмет исследования – культура коренного народа Приамурья - ульчей.
Гипотеза: Если ульчи – коренные жители Приамурья, следовательно их образ жизни должен быть связан с природой, подчинен законам природы.
Цель исследования: познакомиться с культурой коренного народа Приамурья – ульчи.
Задачи:
2. Литературный обзор
«Каждый народ, даже самый маленький, –
неповторимый узор на ковре человечества»
Чингиз Айтматов
По совету учителя я прочитала «Сказку о храброй девочке Носке» ульчского писателя Алексея Вальдю. Сказка мне понравилась, в ней описываются приключения девочки в стране, где есть великанши, злые и добрые духи, люди этой страны, считают грехом нарушить законы природы. Я решила больше узнать о народе, который сам себя называет «нани» и живёт он на берегах нашей реки Амур.
Известно, что все население на нашем Дальнем Востоке состоит из коренного и пришлого. Коренное население это - «Народы, которые проживают на территориях традиционного расселения их предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствования и промыслы».
(БРЭ. Т.15. стр.261)
Народы, которые здесь проживали ещё задолго до того как на Дальний Восток переселились русские – пришлое население.
Я изучила литературу и узнала, что коренные народы Приамурья - это нанайцы, маньчжуры, ульчи, негидальцы, нивхи, эвенки, а также орочи и удэгейцы, живут на берегах Амура, в окружении марей и сопок, в дебрях приамурской тайги, в Приморье и на побережье Татарского пролива. Ульчи относятся к монголоидной расе, тунгусо- маньчжурской группы. Народ невысокого роста, крепкого телосложения. Волосы черные, прямые, глаза раскосые, цвет кожи желтоватого оттенка.
Мне стало известно, что ульчи (cамоназвание – “нани”) – народность России, говорящая на ульчском языке тунгусо-маньчжурской группы народов. Большое влияние на традиционную культуру ульчей оказывали постоянные их контакты с народами Нижнего Амура, возникавшие вследствие пермещения населения в поисках хороших мест для промысла – охоты, рыболовства и собирательства, так как Приамурская тайга изобилует съедобными ягодами, орехами, сочными побегами трав и их корневищами. Жизнь ульчей очень зависит от этих природных богатств.[ 7]
Анализируя текст сказки, я пришла к выводу, что жизнь этих народов была неотделима от природы. Река и тайга не только давали им пищу, но и одежду и предметы быта. Большую роль в жизни населения играла обработка природных материалов как растительного, так и животного происхождения. Высокого уровня ульчи достигли в обработке дерева, бересты, крапивы. Из дерева они делали жилища, нарты, утварь: различные дощатые сосуды, колыбели, блюда, корытца, ложки, коробки, ящички. Из бересты изготовляли стены и крыши летников, двускатные шалаши, ветровые заслоны, летние шляпы, трафареты для вышивок, сумочки для рукоделия, туеса для хранения ягод и другие предметы. Нитки для сетей ульчи получали из крапивы и дикой конопли. Важной деталью убранства старинных жилищ были камышовые циновки для покрытия канов и завешивания стен, обмазанных глиной. Широкое распространение в быту имела плетеная из тальника или ивы утварь: корзины для переноски рыбы, шумовки для вытаскивания рыбных пельменей из котлов, корзинки для вещей. [5]
Я обратила внимание и на одежду девочки Носки, на то во что она одета и обута. На всех иллюстрациях она изображена в халатике, украшенном какими-то аппликациями и на ногах у нее легкие, мягкие сапожки.
В одном из справочников о народном декоративном искусстве ульчей пишут, что у них имелись свои особенности. Например, для женских халатов мастерицы на маленьких станочках плели из цветных ниток пояса, украшая их концы вышивкой, кусочками меха, медными подвесками и бусами. Мастерицы шили халаты из ровдуги и украшали их вышивкой по коже белым подшейным волосом оленя. Рыбья кожа шла на изготовление одежды, обуви, сумочек, трафаретов для орнамента, парусов для лодок. Из шкур лосей и оленей шили обувь, охотничьи безрукавки, постели, колчаны для стрел. Все изделия из кож шили сухожильными нитками. Традиционная ульчская одежда имела покрой кимоно, с запахивающейся левой полой. В комплект верхней мужской одежды входили халаты, куртки, шубы, юбочки, а женскую верхнюю одежду составляли халаты и шубы, нижнюю – нагрудники, штаны, ноговицы. Обувь шилась из рыбьей, оленьей и лосиной кожи, из оленьих камусов, из кожи нерпы.[7]
«Ежегодно в определенные сроки производилась заготовка природных материалов, необходимых в хозяйстве: коры деревьев, которая шла на покрытие летних жилищ, шкур, кож, мехов для шитья одежды, обуви, головных уборов».
(Этнография и фольклор народов Дальнего Востока России. Стр.67)
Из сказки я узнала, что поселения ульчей называются стойбища. Живут они зимой в фанзах - небольших домиках из бревен. Спят на теплых полах – канах, которые согреваются горячим дымом, потому что дымоход проложен под полом.
А вот как пишут об этом в литературе … « Старинное зимнее жилище строилось из бревен, имело четырехугольный план и двускатную крышу. Спали на отапливаемых канах, постелив матерчатый тюфяк и укрывшись ватным одеялом. Летние жилища – четырехугольные корьевые домики на сваях – ставили ближе к реке. Летние домики – на сваях, для защиты от наводнений, их поднимают повыше, так как живут ульчи по берегам рек».
(Сашнина О. В. Этнографическая коллекция коренных народностей Приаму-рья. Стр. 23)
Ульчи сохранили главное – рыболовство, как ведущую отрасль хозяйства. Традиционные орудия их рыболовства – сети, заездки, крючковые снасти, удочки-махалки, остроги, сачки. Сохранялись и приемы охоты на морского и таежного зверя. Охотились ульчи с применением петель, сеток, самострелов, давящих ловушек, копий, а на морской охоте применяли гарпуны и посохи с крючками. Подсобную роль играло собирательство (коренья, ягоды, грибы, травы).
Мне стало известно, что средствами передвижения у ульчей служили летом лодки, зимой – нарты, запряженные ездовыми собаками, и два вида лыж – голицы и подклеенные камусом. Ульчские лодки мало чем отличались от нанайских: в отличие от нанайцев, ульчи употребляли парус и пользовались специальной морской лодкой, похожей на речную дощатую, но оснащенную большим количеством пар гребных весел.
В культуре народов Приамурья «красной нитью »проходит единение человека с природой, с окружающим миром.
Изучив поговорки ульчей, мне стало понятно, что они относятся к природе, как к живому организму, одухотворяют природу.
- Не ругай землю, если упадешь или споткнешься. Земля – наша мать, она нас всех и поит и кормит, она дает нам жизнь.
- Из озера не вылавливай всю рыбу, оставь и своим потомкам» (nsportal.ru/ap/.../prezentatsiya-kultura-korennykh-narodov-priamurya)
Такое отношение к природе называется экологами таёжной этикой.
Для ловли рыбы выходят на Амур на батах или в заливах устанавливают сети, но размер ячеек в сетке не очень мелкий, для того чтобы мальки и маленькая рыба не задержались в ней, не застряли.
Девочка, героиня сказки, несмотря на свой возраст, относится к природе, как к живому организму.
«Мальки пропадут!», испугалась Носка и выбежала из своего укрытия. «Так мелкую рыбу нельзя оставлять, она быстро погибнет в такую жару. Давай её будем выбрасывать в воду. И дамбу из ила и песка они разрушили: залив нельзя превращать в закрытое озеро: рыба в него не будет заходить». (Вальдю А. Сказка о смелой девочке Носке. Стр.10 )
«Зверя и дичи убивают столько, чтобы прокормились люди стойбища, но чтобы тайга от этого не стала похожа на амбар бедного нани».
( Вальдю А. Сказка о смелой девочке Носке. Стр.10)
Так как ульчи живут по берегам рек, то и в рационе питания ульчей преобладают рыбные блюда: юкола из лососевых, вареная или жареная рыба, кетовая икра; корюшку, амура и сазанов используют для супа. Из мяса диких животных особенно ценились медвежатина, оленина, зайчатина, а также дичь – рябчики, глухари, куропатки. Для придания особого вкуса и аромата пища обогащалась ягодами, грибами, черемшой, сараной. Использовать в пищу пшено, картофель и хлеб ульчей научили русские.
По представлениям коренных жителей Амура - окружающая их среда: воздух, вода, земля и все, что в ней и на ней живет и растет – делиться на сферы и населено разными живыми организмами.
Окружающий людей мир лесов здесь суровый, жесткий и в то же время живой, одушевленный. Живыми, имеющими душу и сознание являются конкретные реки и горы.[7 ]
На одной из иллюстраций книги я обратила внимание на то, что в лесу на деревьях и около жилищ развешаны черепа разных животных, так как в культуре ульчей существует представление о духах-хозяевах гор, перевалов, отдельных урочищ, рек. Вселенная представляется многослойной, населенной многочисленными существами и духами.
Человеком, который мог свободно общаться с душами всех небесных сфер, был шаман.
Роль шамана – «добывать» у духов промысловых рыб, выпрашивать удачи для охотника, «усмирять непогоду», «провожать» души покойников в селение мертвецов, «изгонять» проникших к людям злых духов, наделять жизненной силой амулеты.
У каждого шамана были свои духи-помощники и духи-защитники. Шаманами были мужчины и женщины, каждый шаман имел несколько бубнов, на некоторые из них, а также на палочки-колотушки наносились изображения духов-помощников.
3. Район исследования
Кабинет географии, библиотека МОУ Нижнебузулинской СОШ.
4. Методика исследования
Исследования проводились по оригинальной методике.
Методы исследования:
-картографический;
- статистическая обработка;
-анкетирование;
-критического чтения;
- частично-поисковый;
Исследование проводилось в 2015 – 2016 учебном году.
Чтобы выявить особенности культуры и образа жизни ульчей, мы провели следующие исследования: «Анкетирование учащихся», «Изучение географии расселения ульчей и других коренных народов Приамурья», «Определение значения этнических понятий».
5. Результаты
5.1. Анкетирование учащихся.
Оборудование: вопросы для проведения анкетирования, листы бумаги, ручки.
Выполнение работы:
Для того чтобы выяснить что знают ученики нашей школы о коренном народе Приамурья ульчи, мы решили провести анкетирование среди учеников 4 – 8 классов. В анкетировании приняли участие всего 39 человек. В анкете было 6 вопросов. Ребята давали развернутые ответы – рассуждения. После анализа работ, мы подсчитали правильные ответы и ответы неверные. Данные анкетирования отобразили в диаграмме, где результаты видны нагляднее.
На первый вопрос было дано 29%, на 2 - 41%, на 3 – 51%, на 4 – 48%, на 5 – 49%, на 6 – 51% правильных ответов.
5.2. «Изучение географии расселения ульчей и других коренных народов Приамурья».
Оборудование: атлас «География России», контурные карты, цветные карандаши.
Выполнение работы:
Для изучения ареалов расселения коренных народов Приамурья, я использовала географическую карту атласа для 9 класса «Народы», «Плотность населения». Изучив легенды карт, мне стало понятно, что коренные народы в Приамурье встречаются редко, и плотность населения очень низкая. Проживают здесь народы тунгусо- манчжурской группы Алтайской семьи: эвенки, негидальцы, нанайцы, ульчи, орочи, удэгейцы. Эвенки – на севере Амурской области, остальные народы – по берегам реки Амур, от Хабаровска до впадения реки Амур в Татарский пролив.
Эту информацию я перенесла на контурную карту.
5.3. «Определение значения этнических понятий».
Оборудование: Интернет, словари БРЭ.
Выполнение работы:
Из прочитанной мной литературы, я узнала, что у малого народа ульчи нет своей письменности, они пользуются нанайским письменным языком. Для того чтобы было понятнее воспринимать материал о коренных жителях Приамурья, их культуре, я выполнила работу по составлению словаря некоторых ульчских слов. Для работы в основном были использованы ресурсы Интернета.
Ульчско- русский словарь ( по прочитанной книге)
Ульчское слово | Русское значение |
Бат | Лодка из досок |
Гиспу | Палочка, которой ударяют по бубну. |
Дада | Бабушка |
Кан | Теплый пол в фанзе |
Камус | Выделанная кожа с ног оленя |
Лауча | Сабля |
Манга | Посредник в спорах, судья |
Марь | Заболоченное, низкое место |
Нани | Самоназвание ульчей |
Нарты | Сани |
Порсу | Мука из вяленой рыбы |
Ровдуга | Выделанная кожа, замша из оленей или лосиной кожи |
Сагдимди | Уважаемый |
Торбаса | Обувь из шкуры оленя |
Туесок | Корзинка для сбора ягод |
Шаман | Человек, общающийся с душами |
Фанза | Зимнее жилище ульчей |
Холи | Печка в фанзе |
Юкола | Вяленая рыба |
Кололи | Вяленая икра |
6.Выводы
Анализ результатов нашей работы позволяет сделать следующие выводы:
В своей работе я доказала, что ульчи – коренные жители Приамурья, и их образ жизни связан с природой, подчинен законам природы.
Заключение
У каждого из нас есть родина – это место, где ты родился, где живешь, учишься. Я живу в прекрасном уголке нашей планеты – Приамурье, где до нас жили, охотились, воспитывали детей и создавали свою культуру народы, не похожие на нас, поэтому мы должны изучать и беречь культуру того народа, на чьей земле живем.
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ
Рис.1 Диаграмма
Порса
Мелкую рыбу слегка поджаривают на рожнах и выкладывают в берестяную миску, установленную над костром из сырых бревен. Просушенную и подкопченную рыбу толкут до получения мелкой крошки - порсы. Хранят ее в непромокаемых мешках из кожи налима или берестяных коробах. Зимой из порсы готовят густое варево типа каши или, добавив в муку, пекут лепешки.
Куорчэх
В посуду, на треть ее объема, наливают сливки или сметану, добавляют бруснику, сахар и взбивают до тек пор, пока не образуется густая и пышная пена. В куорчэх иногда добавляют голубику или брусничное варенье. Подают в деревянной чашке .
Юкола по-эвенкийски
Рыбу очищают, освобождают от головы и хребтовой кости, разрезают на длинные плоские пласты. На них делают надрезы в виде елочки с внутренней стороны и коптят на специальном дымокуре - у огня под крытым навесом. Слегка прокопченные пласты провяливают на солнце. Употребляют вприкуску с чаем.
Рис.2 Определение ареалов расселения коренных народов Приамурья
Рис.3 Работа по составлению ульчско- русского словаря
Воздух - музыкант
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Цветок или сорняк?
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Весенняя гроза