В данной проектно-исследовательской работе я обратилась к духовному и культурному наследию калмыцкого народа.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа "Традиции калмыцкого народа" | 32.18 КБ |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» имени Бембетова В.А.
Традиции
калмыцкого народа
Выполнила: Дорджиева Александра
обучающаяся 7-го класса
Руководитель:Зулаева Вера Алексеевна
учитель калмыцкого языка и литературы
Республика Калмыкия
г. Элиста
2016г.
Оглавление стр.
I. Введение …………………………………………………………....3
II.Обзор литературы …………………………………………………4-5
III. Результаты исследований……………………………………… 6-7
IV.Выводы .Заключение …………………………………………….8
V. Литература …………………………………………………………9
VI.Приложение I,II,….. …………………………………………….10-26
I.Введение
«Народ без традиций, что дерево без корней »- гласит пословица.
Традиции и обычаи народа - это свидетельство его духовного богатства и высокой культуры, и возникли они под влиянием опыта жизни многих поколений людей, их образа жизни, окружающей природы и характера ведения хозяйства.Трудовая деятельность людей, ритм повседневной жизни с ее заботами, радостями и печалями прерываются народными праздниками и обрядами, освященными традициями многовековой истории народа.
В данной проектно-исследовательской работе я обратилась к духовному и культурному наследию калмыцкого народа.
Цель: изучение и сохранение старинных самобытных традиций калмыцкого народа
Задачи:
1.изучить обряды и обычаи калмыцкого народа
2. показать взаимосвязь народа с окружающей природой
Методы:
1.изучение литературы
2.опрос–интервью
3.фотографирование
Объект исследования: обряды и обычаи калмыцкого народа
Актуальность: Традиционная культура калмыков находится на грани угасания, и ее сохранение и дальнейшее развитие зависят от государства, общества, подрастающего поколения и каждого отдельно взятого человека лично. Наша этнокультура располагает огромным генетическим потенциалом, но выжить и реализовываться она сможет при условии огромного внимания к ней.
II. Обзор литературы
Изучив и проанализировав различные источники,повествующие о традициях и культуре калмыцкого народа я узнала для себя много нового и интересного. В зависимости от места проживания этнических групп наблюдается небольшое различие в обрядах и обычаях проведения национальных праздников. Также есть небольшое различие и в названии круглых «борциков» -лепешек. Например: у этнических групп, живущих на юге Калмыкии, лепешки называют «целвек» и по кругу разрезаны, у групп проживающих на северной стороне «хавтха» посередине лепешки делают пять небольших отверстий и по краям защипы.
В кочевой практике ойрат-калмыков небесные тела играли большую роль. Каждый день калмыцкого лунного календаря имеет свою планету и свою звезду. Согласно поверьям, число звезд на небе равно числу людей на земле, то есть каждый человек имеет свою звезду, которая признается отсветом его души. По верованиям калмыков, во время падения звезды надо загадать желание, и тогда оно непременно сбудется. Считалось грехом пересчитывать звезды и указывать пальцем в них.[4 ]
«..У калмыков, как и у всех народов, было множество традиционных обычаев и обрядов. Некоторые из них оставались почти неизменными, а другие с течением времени устаревали, забывались и исчезали. Многие обычаи пришли из глубины веков, в них сказывались и тяга простого народа к украшению своего быта, и его нравственно-эстетические идеалы, и древние суеверия.Многие обычаи создавались и распространялись под воздействием религии. Для безграмотных калмыков гелюнги, багши и ламы были почти святыми. Им крепко верили и очень их уважали…» [ 5]
Самыми главными национальными праздниками калмыков считаются Зул–Новый год, Цаган Сар-Праздник весны, Ур Сар – Праздник лета.
Зул – древний народный праздник. Согласно буддийской традиции Зул отмечают 25 числа месяца коровы (быка). Название самого праздника происходит от обычая зажигать лампады. В переводе с калмыцкого языка слово «зул» означает «лампадка». Символика зажигания лампад широка: это форма почитания бурханов, это поклонение солнцу, чтобы оно лучше грело зимой, и чтобы не было сильных морозов и глубоких снегов, гибельных для скота. Именно этот день считается днем рождения бога Богдо Зунквы и всего калмыцкого народа. В этот день Зунква-гегян достиг просветления и ушел в нирвану. Калмыки, последователи желтошапочной школы Гелуг, издавна поклонялись Зунква–гегяну, и именно в этот день все калмыки, даже если их дни рождения приходятся на другое время, становятся старше на один год.
Традиционными праздничными блюдами являются масло, чай, борцоки, сладости. Обязательным ритуалом является следующее: вечером, когда на небе появляется первая звезда, зажигается возрастная лампадка.
Праздник Цаган Сар «Белый месяц» восходит к древним национальным и религиозным традициям монгольских народов. Он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. Главное содержание праздника — встреча весны, начало времени перекочевок на новые пастбища.Торжество по случаю обновления природы, перехода с весенних пастбищ на летние, увеличение стад, обеспечение богатства и благополучия.
Начало праздника Цаган Сар у калмыков это благодарение богине Окон-Тенгри, одержавшая победу над мангусами, которые хотели уничтожить весь мир. Большим грехом считалось оставаться после праздника на прежнем месте дольше семи — восьми дней. Цаган Сар начинался первого числа первого весеннего месяца Лу (дракона) и длился весь месяц, но главные события происходили в первые семь — восемь дней. К торжествам готовились заранее, резали впрок скот, поскольку непосредственно в дни праздника это делать запрещалось. Во множестве пекли борцики (изделия из теста). Празднование происходило в каждом доме. Совершались определенные обряды.
Ур Сар - Главный праздник лета отмечают в день полнолуния первого летнего месяца по лунному календарю. Это праздник большого жертвоприношения духам земли и воды с целью выпросить у них хорошую траву на пастбищах, чтобы скот мог вдоволь подкормиться, а потом иметь здоровое, многочисленное потомство. Если все это будет обеспечено, то семьи скотоводов будут жить богато, будет много еды, дети вырастут здоровыми, а значит, будет много свадеб и веселья. Для выполнения этой важной задачи совершали такие обряды: собирали весь имеющийся скот возле кибитки их владельца и тот брызгал на их головы молоко и первый кумыс начавшегося лета.
Еще это священный период в жизни буддистов всего мира. В течение месяца будут чествоваться духовные подвиги основоположника буддийской религии Будды Шакьямуни - Рождение, Просветление и Уход в Паринирвану. Несмотря на то, что эти события произошли более 2500 лет назад, а точнее в полнолуние лунного месяца, соответствующего апрелю-маю 542 года до н. э., для буддистов сам Будда и его деяния - живая реальность.[5]
III. Результаты исследований
Исследуя и изучая праздники Зул и Цаган Сар я использовала метод опроса [6], а именно свободное интервью среди учителей, учащихся. Для этого мною был составлен вопросник (Приложение I)
В ходе исследования выяснилось, что учащиеся знают, что есть такие праздники, и что во время проведения этих праздников готовят борцики, проводят игры и танцы. В день Цаган Сар из норки выходит суслик и свистит, этим самым знаменует приход весны; нельзя крутить шапку, особенно мужскую.
Ответы учителей в возрасте от 30 и выше были более объемные. Они знают последовательность проведения Зул и Цаган Сар, но в отдельных тонкостях затруднялись. Были разногласия в проведении некоторых обрядов и обычаев Зул и Цаган Сар. Например: чтобы зажечь лампаду жизни надо приготовить палочки определенной длины; зажигать лампаду надо как только появятся на небе первые звезды , наружную дверь нужно при этом держать открытой; в названиях борциков.
Из бесед с бабушками узнала, что через 3-5 дней после праздника Зул отмечается «Ик юмн» или «Жилин эзн» - Хозяин года. По старинному обычаю именно в этот день мужчины прибавляют себе год. Калмыки Хозяином года называют Белого Старца (Цаган овген), как божество счастья, семейного благополучия, богатства. Именно он, Белый Старец, «Хозяин года, Хозяин мира, покровитель всего народа нисходил в этот день, дабы наделить мужское население очередным годом жизни, как старший родич именно по мужской линии».В этот день зажигают лампадку и каждая семья в течение трех дней ставит у себя во дворе ширг, то есть разжигают в какой-нибудь емкости огонь, куда поочередно кладут щепотку соли, муки, масла, благовоние и обходят свой двор по часовой стрелке. В течение 3 дней не выносят мусор.
От бабушек я узнала о существовании поверий. Нельзя перешагивать через мужчину; нельзя выдавать девушку замуж из дома родственников по линии матери, так как это люди другого рода, а потому обряд "Цацал" у них производить нельзя. Так что, если сирота собиралась замуж, она должна была во что бы то ни стало найти хоть дальнего родственника по отцу, чтобы из его дома ее увез свадебный поезд. У калмыков принято, выезжая в далекую дорогу, бросать желтую и белую монеты.
Мы с сестрой испекли символические борцики и в классе я рассказали о названиях каждого борцика. Эти названия связаны с природой, с животными. Ведь калмыки испокон веков связаны со степью, с окружающей природой. Веками они выращивают четыре вида скота. Есть известная калмыцкая поговорка «Кто выращивает скот у того губы всегда в масле».
При подготовке к празднику руководствовалась памяткой. Помимо показа обрядов и обычаев были проведены национальные игры. В старину на праздниках проводились игры-состязания на решение головоломок, а также ее предлагали при сватании девушки. При поражении могли потребовать даже коня.. Я приняла участие в игре «Нярн шинж» - игра «Тонкого соображения». Суть игры - головоломки заключается в том, чтобы собрать и освободить планку от колец.
Программа действий
Я хочу внести свою небольшую лепту в сохранении самобытной духовной культуры своего народа, участвовать в возрождении традиций, родного языка.
Для этого составила памятку проведения праздников Зул, Цаган Сар. Провела в классе праздник Цаган Сар.
IV.Выводы
1. Благодаря тому, что люди старшего поколения свято чтили традиции, наш народ выжил в тяжелые годы сохранив при этом свою самобытность, свою культуру.
2.Традиции моего народа показывают неразрывную связь человека с окружающей его природой.
3.Национальные праздники являются составной частью духовной культуры народа, способствуют нравственному воспитанию молодежи.
4. Праздники объединяют всех: людей старшего поколения, молодежь и детей. В эти дни все пронизаны единством, доброжелательностью друг к другу, заботой и любовью.
… Пусть боги каждую семью
Одарят счастьем и блаженством,
И степь цветущую свою
Оставим внукам мы в наследство.
Заключение
Я очень благодарна бабушкам, учителям, учащимся за то, что они приняли активное участие в моей работе. Выполняя эту работу получила большой заряд положительных эмоций. Мои ровесники и я узнали много новых, интересных фактов о традициях моего народа. В дальнейшем хочу продолжить изучение и сохранение традиций моего народа.
V.Литература
1. Константин Эрендженов. Золотой родник. Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1990.
2.Ользеева. С.З. Калмыцкие народные традиции. – Элиста, 2007.
Интернет –ресурс:
6. Xreferat.com «Рефераты по социологии» Основные методы социологического опроса
Приложение I
1.Какие калмыцкие праздники вы знаете?
2.Как готовятся к празднику?
3.Назовите национальные блюда праздников?
4.Какие разнообразные борцики вы знаете?
5.В чем особенности праздников Зул, Цаган Сар?
6. Какие существуют поверья, обряды, обычаи этих национальных праздников?
Приложение II Памятка
Зул –калмыцкий праздник нового года по лунному календарю
Зул–это семейный праздник. К Зул готовятся заранее, запасаясь впрок топленым маслом, жиром. Хозяйки должны собрать траву «ржанец» с колосьями, из которого делают обрядовые фитили (нарезанные палочки размером в 4 пальца). По традиции накануне Зул жарят в масле борцики, чтобы дом наполнился запахами печеного.Дееж «почетное угощение» борцики жарят только на бараньем жиру. Вечером этого же дня ставят «дееж» перед иконой, а именно-борцики, сладости.
Ранним утром варят ароматный калмыцкий чай, ставят подношение на алтарь, зажигают лампадку три раза сбрызгивают водой и молятся.
По традиции первым поздравляет всех старший в роду. Смысл благопожеланий заключается в пожелании крепкого счастья, жизни в здравии и радости, чтобы новые годы были длинными и счастливыми, а старые годы были крепкими.Традиционными праздничными блюдами являются масло, чай, борцоки, сладости.
Основное действие «обряд продления жизни» совершается вечером, когда на небе появляются первые звезды. Возжигание лампад поздно вечером означает начало поклонения звездам, т.к. считается, что каждый человек имеет свою звезду.
Хозяйка дома зажигает возрастную лампадку «ладью жизни». Она готовится из крутого теста (вода, соль, мука) которой придается форма лодки. В эту лодочку втыкаются «насна гол» (фитили лет).«Насна гол» - это пучок из стебля травы, обмотанный тонким слоем ваты. В каждом пучке должно быть столько стеблей сколько лет человеку, которому этот пучок нарекается, плюс 1-2 травинки для продления жизни. Фитилей жизни должно быть ровно столько, сколько членов в семье, в лодочку они втыкаются слева направо, по старшинству членов семьи. Приготовленные фитили пропитывают топленым маслом и поджигают (начиная с левой стороны). Все члены семьи должны поклониться лампадке и произнести слова молитвы. После этой молитвы все получают дополнительно к прожитым годам еще один год.
Обряд «йисн гол» ( просьба благословения у бога)
Этот обряд совершает по традиции хозяйка семейства. Для совершения этого ритуала берется заранее приготовленная маленькая лампадка, приготовленная также из теста. В ней находится фитиль из девяти травинок, потому и лампадка называется «йисн гол» («Число девять у калмыков считается счастливым, умножение чего-либо на девять символизировало богатство. Счет велся девятками.»Э.П.Бакаева) Эту лампадку женщина должна держать в правой руке над головой и перешагнув правой ногой через порог, покрутить лампадку по часовой стрелке и помолиться. В своей молитве она обращается к богам и возвещает их о том, что на земле празднуется Зул, что семья, находясь в здравии и благополучии выносит лампадку «йисн гол» Этой молитвой хозяйка просит у бога благословить всю ее семью, весь народ.
После того, как лампадка погаснет, из теста вынимается не догоревшая трава, а само тесто лампадки и лодочки поджаривается на сковороде и съедается в кругу семьи.
Через 3-5 дней после Зул наступает день продления жизни мужчин. Каждая семья зажигает лампадку и в течение трех дней ставит у себя во дворе ширг, то есть разжигают в какой-нибудь емкости огонь, куда поочередно кладут щепотку соли, муки, масла, благовоние и обходят свой двор по часовой стрелке. В течение 3 дней не выносят мусор.
В праздник Зул у калмыков принято угощать друг друга, ходить в гости, приглашать к себе гостей. В течение дня люди произносят традиционное приветствие «Сян одрт олзятя болтха!- День сегодняшний пусть будет благословен и принесет прибыль!» В этот день калмыки непременно отдают дань уважения родителям, пожилым людям: угощают их от души, делают им подарки (сладости, пачка чая, пачка масла, мускатный орех).
Цаган Сар – праздник весны
На Цаган Сар режут самого жирного упитанного барана, так как мясо считается традиционным блюдом праздничного стола. Овцу надо резать заранее, за 2 дня до праздника, мясо не рубят, а разделывают по суставам.Накануне развешивают на веревке новые наряды, перетряхивали всю одежду, варят баранью голову и ножки.Этот день называют «борцгин хурм» праздник лепешек.Готовят национальное мучное блюдо — борциг (вид лепешек). Борциг готовят из сдобного пресного теста и жарят в кипящем жире. Из них составляли наборы «дееҗ борциг», для подношения «дееҗ» — первой порции бурханам -богам и подарочные — для вручения родным во время праздничных визитов. «Деежин борцики» жарят на чистом бараньем жире. Форма борциг, включенных в наборы, имела символическое, подчас глубокое значение. Так, борциг «хуц», вылепленный в виде фигурки барана, означал пожелание большого приплода этого вида скота и отражал в какой-то степени древний обряд жертвоприношения животными, то есть заменяли реальную жертву ее изображением (Приложение III). Для взрослых изготавливают крупные борцики, для детей размером поменьше. Большая связка борциков называется «ик геря белг» для взрослых, а маленькая- «бичкн геря белг» для детей. В большом количестве пекут «хорха-борциг»- маленькие шарики и «хавтха» -круглые лепешки с защипами по краям. А такие борцики, как «хуц», «кит», «темян», «жола» пекутся в единственном числе, как подношение для алтаря. Борцики, предназначенные для алтаря, пекут на чистом бараньем жире.
Так как этот день, предшествующий празднику был последним днем зимы по лунному календарю,то в это день проводятся молитвы и очищения. Вечером зажигают лампадку и молятся.
В праздничное утро хозяйка должна встать первой и приготовить калмыцкий чай, сварить мясо. В состав калмыцкого чая входит: соль, молоко, масло, лавровый лист, мускатный орех.
До восхода солнца, в день празднования Цаган Сар, по обычаю хозяин дома на донышко ковшика набирает несколько капель чая и, переступает порог, выставив правую ногу брызгает вверх. Эти капли предназначаются богу Окон Тенгри, которая ,как считается, в это время пролетает по небу. Только после этого ритуала зажигают лампаду и пиала с горячим чаем ставится на алтарь. Встречаясь утром, все поздравляют друг друга, задают вопрос: «Хорошо ли перезимовали?» А в ответ говорили: «Да, перезимовали хорошо» или «Все хорошо, скот тоже без потерь перезимовал». Затем обмениваются рукопожатиями: старший по возрасту протягивал правую руку, прикрытую рукавом, а младший- обе руки. Рукава одежды должны быть спущены. Когда все гости рассаживаются, хозяйка вынимает мясо в таз ставит сверху баранью голову и в маленькой пиале зажигают благовоние. Затем младший из мужчин, держа таз с мясом, поворачивается спиной к сидящим за столом. В это время самый старший из присутствующих произносит «йорял» благопожелание:
«Славен дом, где всегда есть горячая пища,
И, благословляя эту еду, я желаю:
Чтобы старшее поколение в этом доме было уважаемым,
Чтобы младшим сполна доставалось и любви, и заботы,
Чтобы Бог хранил вас от болезней и неудач.»
Этот йорял посвящен и гостям, и всем живущим на земле.
После этого следует сделать поворот по кругу Солнца, держа мясо над благовонием и стать лицом к гостям.
Произносится йорял:
Пусть дух горячей еды дойдет до тех,
Кто ушел в мир иной.
Пусть они порадуются вместе с нами.
Пусть они покоятся с миром, без обиды на нас,
А нам, их потомкам, пожелают счастья и долгих лет жизни! Затем берут кусочки жира и бросают в огонь, потом в отдельной чаше перед алтарем ставится «дееж» подношение баранья голова, отварное мясо барана «шага чимгн» -малая берцовая кость, «хавсн»- ребро, «бор махн»- мякоть задней ноги. От мяса по всему дому распространяется особый аромат, что считалось хорошей приметой. «Дал» -лопатку подают во время застолья самому старому из рода в знак уважения. Угощение начинают с чая. Произносится благопожелания. Затем водкой проводится обряд окропление (цацл цацх) «Цацл» -окропление — своеобразное подношение предкам и Белому старцу — Цаhан аав.
Обязательным ритуалом Цаган Сар является обмен связками борциков. В этот день не принято отпускать гостя с пустыми руками: племянников по материнской линии одаривают бараньими ножками, которые заранее смолят, тщательно моют и варят вместе с бараньей головой. Этот обычай называется зеегян бярлгн.
"Разделите так, как делили работу..."
И тут появился изобретатель
Рисуем осенние листья
Фокус-покус! Раз, два,три!
Лиса Лариска и белка Ленка