Историческое эссе в рамках конкурса "История и культура народов Югры".
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.79 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
конкурс исторических эссе «История и культура народов Югры»
Жила-была женщина, у нее был сын, которого она воспитывала без отца. Однажды собрались мальчики и начали играть. Через некоторое время они стал избегать сына той женщины, стали бояться его. Мальчик в недоумении. Обрати он внимание на себя, и что же он видит: руки мохнатые, покрытые шерстью. Пальцы, оказывается, превратились в большие, длинные когти. Обрати внимание на тело: оно тоже стало мохнатым. Подойдет к одному дому, другому, собаки лают, набрасываются на него. В конце концов, он вынужден был отправиться в лес.
Автор: Биксултанова К.Э.
г. Радужный, 2018
Еще с давних времен ханты и манси почитают, обожествляют и преклоняются перед красивым и умным животным - медведем. Перенесемся в прошлое, на Север, в бескрайнюю снежную долину, где стоят суровые морозы, холод и бесконечно длинные ночи, чтобы побывать на Медвежьем празднике (по-хантыйски - «Мойпар як»). Этот праздник - один из самых древних, сохранивший свои традиции и ритуалы из далекого прошлого. Праздник проводят для того, чтобы примирить медведя и «вернуть его к жизни». Его отмечают северные народы: ханты, манси, зыряне.
Много существует мифов о том, как зародились ритуалы этого праздника, но во всех них говорится о том, что медведь – это лесной человек или «апсике», что в переводе с мансийского означает «младший братик». Одна из легенд рассказывает нам о том, что у одной женщины был сын, которого боялись люди, а собаки рычали при его виде. Мальчик, заметил, что он весь покрыт шерстью, и в итоге он вынужден был отправиться в лес. Мать его везде искала, а как только нашла, надела ему на голову русскую шапку и ремень с серебром, приговаривая: «Эта русская шапка и этот серебром украшенный ремень пусть будут священными. Женщина к ним не должна прикасаться. Пусть одна половина тела будет доступна только женщине, а другая половина тела будет принадлежать мужчине». После этих слов женщина отпустила его в лес, где мальчик и превратился в медведя.
До сих пор люди придерживаются этой заповеди. Праздник проводится не менее одного раза в 7 лет, длительность зависит от добычи: если это самец, то 5 дней, самка - 4 дня, медвежонок - 2-3 дня. Когда охотники подъезжают к своей деревне, они начинают стрелять, кричать, и все жители выходят встречать гостя-медведя. Но сперва люди проводят обряд очищения, то есть бросают друг в друга снежками и брызгают водой, а уже потом они могут увидеть «гостя». Вот мы входим в дом хозяина, добывшего медведя, здесь и проводится праздник. Шкуру медведя кладут, на достойное место, а перед головой ставят угощение. Голова покоится на передних скрещенных лапах. На глаза кладут серебряные монеты, на нос – берестяной кружок. Медведю надевают шапку, медведице – платок. Медведице на лапы надеваются кольца. Почтенному «гостю» несут подарки – ленты, деньги, платки. Каждый житель кладет перед головой медведя подарок, целует его в лоб, а женщины, как говорится в предании, целуют через платок. Рядом с медведицей сидят охотники и старик. Хозяин поднимает голову медведя и перечисляет своих умерших родственников, и если голова тяжелеет, то это значит, что медведь - это воплощение одного из предков. Ночью совершаются все обряды. Начинают с песни, которая должна пробудить медведя, а потом его вновь укладывают спать. Говорят, что медведь все видит и может рассказать про свои видения на том свете, поэтому на голову зверя накидывают платок. Шаман должен выйти в круг и начать бить в бубен, произносить молитвы богу Торуму. Говорят - это отец медведя, в него верят северные народы. Охотники, которые убили медведя, просят у него прощения.
После этих обрядов начинаются танцы, песни. Также принято устраивать драматические представления, где используют берестяные маски. Музыкант играет первые аккорды на музыкальном инструменте «нарсъюх», и актеры выходят в масках. Исполнители кланяются божественному зверю, берутся за руки и поют традиционные песни о медведе. Эти маски изготавливают из бересты, в нужных местах окрашивают сажей и красной краской, делают большие носы. Обычно роли исполняли мужчины. Когда изображали женщину, то одевали женскую одежду и закрывали лицо большим головным платком. Поэтому медвежий праздник называют «таёжным карнавалом». Интересно то, что если зрители узнают актера, то произносить его имя вслух запрещается. Устраивали «тулыглап» - это песня-представление в юмористической форме. В этих сценах высмеивали плохие качества человека: хвастовство, пьянство, воровство дичи и рыбы. Актеры никогда не называли имена тех, кого высмеивали. Народ верил, что через юмор общество очищалось от пороков. Маска «сас вилтуп утыт» высмеивала медведя, которого все боялись и уважали. У масок нет «человеческого лица», и, значит, им позволялось все.
Еще артисты изображают предков, например, Лося. Чтобы изобразить этого зверя, актер одевает вывернутую шубу, маску, опирается на две палки и то бежит, то останавливается. К нему сзади подкрадывается охотник, и они вместе изображают охоту. Женщины закрывают лица яркими шелковыми и шерстяными платками, их концы они держат в руках, так они плавно кружатся в танце. В конце всех игр исполняется танец предка Журавля. Чтобы его изобразить, актер одевает вывернутую шубу с палкой, продетой в рукав, с клювом на конце. Дергая за веревку, клюв щелкает в такт музыке. На праздник приходят и злые мифические персонажи – двуликое существо, горбатая женщина Мокарушка с лицом на затылке, лесные духи-великаны – Менквы - в страшных масках из бересты.
Я бы очень хотела побывать на настоящем Медвежьем празднике, прочувствовать его волшебную атмосферу, поиграть в веселые игры, послушать загадочные предания, посмотреть на юмористические сценки, рассмотреть вблизи берестяные маски, костюмы, возможно, получится исполнить какую-нибудь роль и, самое главное, - увидеть шкуру медведя!
Мы живем здесь, на земле коренных малочисленных народов, но почти ничего не знаем о них. Побывав на таком празднике, можно получше узнать о жизни этих народов, поближе познакомиться с их бытом, культурой, традициями и обычаями. Мужчины занимаются оленеводством, рыболовством, охотой. Женщины - настоящие рукодельницы, искусные мастерицы, они создают настоящие произведения искусства из бисера, меха и ткани. При этом северные народы никогда не берут у природы лишнего. Они придерживаются «правила одного дня»: бери у природы столько ресурсов, сколько тебе необходимо для жизни сегодня. Народы ханты и манси, живя в экстремальных условиях северного края, выработали свои законы жизни в гармонии с природой и уникальную национальную культуру, бережно ими хранимую и передаваемую из поколения в поколение.
Список использованной литературы
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Лавовая лампа
Загадка Бабы-Яги
Тупое - острое
Позвольте, я вам помогу