Исследование влияния тапа темперамента на лидерскую позицию человека в коллективе.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 30.12 КБ |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ
«ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ЛИДЕРСКУЮ ПОЗИЦИЮ»
Подготовила ученица 4 класса Кириллова Арина
Руководитель: педагог-психолог Черняева Ю.В.
2019 год
Введение
Человек существо социальное. Это значит, что в любое время, на каждом возрастном этапе ему необходимо общаться. Общение помогает развитию ребенка, общение формирует самооценку. Только общение с другими людьми у всех складывается по-разному.
Я учусь в четвертом классе. Наш класс большой. В нем обучается тридцать человек. Все ребята разные. Все по-разному ведут себя в той или иной ситуации. Я заметила, что какие-то ребята всегда окружены одноклассниками, к ним прислушиваются, их поддерживают. Другие наоборот стараются быть в стороне от общей массы, им проще сделать так, как решило большинство.
Мне пришла такая мысль, а не связано ли это с какими-то определенными психическими особенностями. Из интернета я узнала про темперамент. Это новое и неизвестное для меня слово послужило началом моей исследовательской работы.
Цель исследования: выяснить, существует ли взаимосвязь темперамента человека с позицией лидера.
Объект исследования: темперамент младших подростков.
Предмет исследования: влияние темперамента на лидерскую позицию.
Задачи: - изучить влияние типов темперамента на лидерскую позицию;
- подобрать советы для общения с представителями разных типов темперамента.
Гипотеза: тип темперамента влияет на лидерскую позицию.
Методы исследования:
Глава 1. Понятие темперамента и лидерства.
Ученые очень давно задумались о том, что существуют определенные сходства в стиле поведения и способах выражения чувств у разных людей. Еще Гиппократ, врач, живший в Древней Греции в V веке до нашей эры, заговорил о темпераменте. Он связывал особенности поведения с преобладанием в организме определенной жидкости: желчи – «холле», черной желчи – «мелайн холле», слизи – «флегма» или крови – «сангвис». Эта теория не получила научного подтверждения, но послужила началом изучения темперамента и дала названия основным его типам.
Позже, известный ученый И.П. Павлов доказал, что в основе темперамента лежат свойства нервной системы – возбуждение и торможение. Согласно теории Павлова, различные комбинации свойств нервной системы и образуют типы темперамента.
Так что же такое темперамент?
Темперамент это врожденные особенности личности, которые определяют различия в протекании его психических процессов и поведение.
Выделяют четыре типа темперамента.
Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением. Вследствие этого он очень быстро, причем часто необдуманно, реагирует на внешнее воздействие. Холерик нетерпелив, и если увлечется, то его трудно остановить. Ожидание способно вывести его из себя. Сила нервной системы позволяет холерику в критические моменты работать долго и неудержимо. В это время его силы очень велики. Увлекшись каким-нибудь делом, он с полной отдачей работает, но, как только силы истощаются, холерик дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляются раздражение, плохое настроение, упадок сил, вялость. Непостоянство - характерная черта холерика. То он чересчур разговорчив - не остановить, то слишком молчалив. Предсказать, как поведет себя холерик в новой обстановке, очень трудно.
Сангвиник - обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он любит шутку, часто становится заводилой, душой компании. Подвижность нервной системы обусловливает изменчивость его чувств, привязанностей, интересов, он быстро приспосабливается к новым условиям. Это общительный человек, легко вступающий в контакт с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях.
Флегматик - на внешнее воздействие реагирует медленно, неразговорчив. Эмоционально уравновешен, его трудно рассердить, развеселить. Настроение стабильное, ровное. Даже при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. Флегматик обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, но не способен быстро реагировать в неожиданных трудных ситуациях. Он предпочитает завершить одно дело и только потом браться за другое.
Меланхолик - человек, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель может вызвать срыв, «стопор», растерянность. Именно поэтому в стрессовых ситуациях (контрольная, соревнование, опасность) результаты деятельности меланхолика могут ухудшаться по сравнению со спокойной привычной обстановкой. Его повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется довольно продолжительный отдых). Даже незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Его настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, внешне не проявлять свои чувства, не рассказывать о своих переживаниях, хотя и склонен отдаваться им. Он часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен.
Лидером считают человека, обладающего наибольшим авторитетом и признанием в своей группе, способного вести за собой других людей. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам. Согласно английскому писателю С. Паркинсону, существуют шесть основных элементов лидерства, которые можно приобрести или развить в себе учебой и практикой. Первый элемент – воображение, способность представить несуществующее. Второй элемент - знание. Оно необходимо для того, чтобы спланировать путь к достижению цели, которую нарисовало воображение. Третий элемент - талант. Талантливый человек держит ситуацию под контролем. Четвертый элемент - решимость. Это нечто большее, чем просто сильное желание добиться успеха. Пятое качество - жесткость. Наверное, немногие сегодня готовы принять это, но опыт показывает, что добиться успеха можно, только если ты безжалостен к недоброжелателям, бездельникам и лентяям. И наконец, шестой элемент - притяжение. Лидер должен быть магнитом, центральной фигурой, к которой тянутся все остальные.
Кроме перечисленных качеств, необходимых лидеру, выделяют еще искусство общения.
Глава 2. Исследование влияния темперамента на лидерскую позицию.
На первом этапе исследования проводилось выявление лидеров в классе. Для этого использовалась проективная методика «Необитаемый остров». Инструкция к заданию: «Ты оказался на необитаемом острове. Чтобы организовать быть, необходимо собрать команду единомышленников. Кого ты выберешь капитаном? Кто войдет в твою команду? В честь кого ты назовешь этот остров?»
По результатам этой методики были выявлены лидеры, ребята, набравшие 5 и более выборов (4 человека). Этих ребят я занесла в таблицу1.
Таблица 1
№ участника | Пол | Кол-во выборов |
№1 | ж | 7 |
№2 | м | 6 |
№3 | м | 5 |
№4 | ж | 5 |
Так же меня заинтересовали ребята, которых никто не выбрал. Таких ребят было 5 человек (3 мальчика и 2 девочки).
На втором этапе была проведена диагностика темперамента ребят-лидеров и ребят, которых никто не выбрал. Темперамент исследовался по методике Айзенка (адаптированный вариант для младших подростков)
Результаты занесены в таблицу 2 и таблицу 3.
Таблица 2.
№ участника | Пол | Кол-во выборов | Тип темперамента |
№1 | ж | 7 | холерик-сангвиник (переходный тип) |
№2 | м | 6 | сангвиник |
№3 | м | 5 | сангвиник-холерик (переходный тип) |
№4 | ж | 5 | холерик |
Таблица 3.
Ученики с нулевым выбором | Тип темперамента |
* | меланхолик |
** | меланхолик |
*** | флегматик |
**** | флегматик |
***** | меланхолик |
По результатам таблиц, можно сделать следующие выводы:
- у учеников-лидеров преобладают холерический и сангвинический темпераменты, причем данные типы представлены в равных долях;
- среди учеников с нулевым выбором трое имеют меланхолический темперамент, двое – флегматический.
Анализируя данные, заметим, что у учеников-лидеров выявлены типы темперамента с высоким уровнем общительности (холерик и сангвиник), а у учеников с нулевым выбором – типы, с низким уровнем общительности (флегматик и меланхолик).
Итак, подводя итог работе, можно сделать вывод, что гипотеза, поставленная нами ранее, подтвердилась частично. На лидерскую позицию ученика влияет скорее не конкретный тип темперамента, а такая составляющая темперамента, как уровень общительности.
Заключение
Как уже было сказано ранее, темперамент дается человеку при рождении, а вот характер можно сформировать на основе положительных темпераментных черт.
Конечно, не каждому дано быть лидером, но сделать так, чтобы с тобой было приятно общаться каждому - можно, путем самовоспитания в себе положительных качеств и искоренения отрицательных.
Поэтому, хочу дать несколько советов своим ровесникам, для достижения оптимального общения друг с другом.
- Будьте терпимее друг к другу, помните, что рядом с вами человек с определенным типом темперамента, а значит, с характерными для него способами реагирования на различные жизненные ситуации, конфликты.
- Помните о том, что не существует «плохих» или «хороших» типов темперамента, не выражайте недовольство по поводу недостатков своего товарища, а работайте над своими.
- В общении сангвиник «артист», старается всех рассмешить. Поэтому и с ним нужно общаться так же. Он лучше воспримет замечание, если его преподнести в шутливой форме.
- Холерик непреклонен и властен, поэтому не следует провоцировать его на агрессию и публично высказывать свое мнение о нем. О каких-то недостатках лучше намекнуть холерику наедине.
- Флегматику нужно время, чтобы справиться с заданием. Не торопите его, не разговаривайте с ним быстро и грубо. Он все сделает, как надо, но затратит на это столько времени, сколько нужно ему.
- Меланхолик обидится, если высказать ему замечание при всех. С него нельзя требовать быстрого принятия решения в стрессовой ситуации, поэтому контрольная работа или ответственное выступление может снизить его результат. Кроме того, меланхолик от природы упрям. Если хочешь что-то донести до него, лучше сделай это в форме дружеского совета.
Литература
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Денис-изобретатель (отрывок)
Никто меня не любит
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Почта