Учебное пособие содержит 27 слайдов в которых представлена информация об ученых-эмбриологах, о развитии и строении половых клеток, о процессе оплодотворения и об основных стадиях эмбриогенеза человека.
Вложение | Размер |
---|---|
Краткая история развития науки "Эмбриологии" | 979.11 КБ |
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3» Учебное пособие Эмбриогенез человека Выполнил работу: Павлов Алексей Алексеевич Руководитель: Ракитская Наталья Афанасьевна Смоленск 2020Слайд 2
I. Введение. II. Эмбриогенез человека: 1. Краткая история становления науки. 2. Характеристика гамет. 3. Этапы оплодотворения. 4. Стадии эмбриогенеза: 4.1. Бластула. 4.2. Гаструла. 4.3. Гистогенез и органогенез. 5. Периодизация внутриутробного развития. III. Заключение. IV. Список литературы.
Слайд 3
Введение: Изучение эмбриологии человека является научным фундаментом для таких медицинских дисциплин, как акушерство, гинекология, педиатрия. На сегодняшний день эмбриология стала не только источником информации процессов гаметогенеза, гистогенеза и органогенеза, но и фундаментом для разработки для разработки новейших медицинских технологий. Исследование выделенных эмбриональных стволовых клеток (1990 год) стало предметом научных и социальных дискуссий, поскольку их применение может дать как положительный, так и отрицательный результат. Лечение мужского и женского бесплодия. Распространённость первичного бесплодия у женщин в возрасте 20-44 лет составляет примерно 2.2% (вторичного же 10.9%). Показатели мужского бесплодия колеблятся в схожих числах: 2.3-2.4% (что примерно составляет 170 млн. человек), невынашивание беременности, профилактика нарушений развития эмбриона и плода, предродовая диагностика-всё это невозможно без понимания процессов, которые происходят при внутриутробном развитии. Цель: изучить стадии эмбриогенеза человека и создать учебное пособие по данной проблеме . Задачи: 1. изучить литературу по данной теме; 2. систематизировать данные по периодизации внутриутробного развития; 3. охарактеризовать стадии эмбриогенеза; 4. создать учебное пособие для обучающихся химико-биологического профиля.
Слайд 4
Краткая история становления науки: Основоположником эмбриологии, как науки, является Карл Эрнст фон Бэр (в России же его прозвали Карл Максимович Бэр). Карл Эрнст фон Бэр показал, что развитие всех организмов начинается с яйцеклетки. При этом наблюдается следующие закономерности, общие для всех позвоночных: 1. Наиболее общие признаки любой крупной группы животных появляются у зародыша раньше, чем менее общие признаки. 2. После формирования самых общих признаков появляются менее общие и так до появления особых признаков, свойственных данной группе. 3. Зародыш любого вида животных по мере развития становится все менее похожим на зародыш других видов и не проходит через поздние стадии их развития. 4. Зародыш высокоорганизованного вида может обладать сходством с зародышем более примитивного вида, но никогда не бывает похож на взрослую форму этого вида. Позднее данные закономерности были названы «законами Бэра».
Слайд 5
Бэр был не единственным, кто вложил большой вклад в развитие эмбриологии, миру известно большинство других учёных: Александр Онуфриевич Ковалевский был выдающимся биологом-эволюционистом, посвятивший основные научные работы сравнительной эмбриологии и физиологии беспозвоночных животных. Активный сторонник дарвинизма. Изучал эмбриональное развитие многоклеточных животных, особенно беспозвоночных, чем способствовал выяснению путей эволюции животного мира. Совместно с И.И.Мечниковым в 1871 году основал филогенетическую теорию зародышевых листков.Провел (многочисленные исследования в области сравнительной анатомии, физиологии и гистологии беспозвоночных. Заложил совместно с Мечниковым основы эволюционной сравнительной эмбриологии. Изучал строение и функции выделительной и лимфатической систем, а также фагоцитарных органов у беспозвоночных. Илья Ильич Мечников- один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, теории фагоцителлы , основатель научной геронтологии. Научные труды Мечникова относятся к ряду областей биологии и медицины.Он разрабатывал вопросы сравнительной и эволюционной эмбриологии, предложил оригинальную теорию происхождения многоклеточных животных. Илья Ильич Мечников Александр Онуфриевич Ковалевский
Слайд 6
Яйцеклетка К её функциям относятся: обеспечение развития зародыша питательными веществами, а так же хранение генетической информации Сама яйцеклетка : от 0,01 мм до 23 см; крупная и неподвижная; содержит большой запас питательных веществ; крупное ядро с гаплоидным набором хромосом
Слайд 7
Сперматозоид К его функциям относятся: внесение генетической информации в яйцеклетку; стимуляция развития яйцеклетки. Сперматозоид: 70 мкм ; маленькие и подвижные ; есть головка, шейка, хвостик ; небольшое ядро с гаплоидным набором хромосом ; нет запаса питательных веществ ; аппарат Гольджи преобразован в акросому , расположенную на переднем конце головки: акросома выделяет ферменты, растворяющие оболочку яйцеклетки ; митохондрия упаковывается вокруг жгутика, образуя шейку
Слайд 8
Процесс оплодотворения: 1.При контакте с яйцеклеткой акросома сперматозоида разрывается и ее содержимое высвобождается. 2.Под воздействием ферментов акросомы оболочка яйцеклетки в месте контакта растворяется. 3.Внутренняя поверхность акросомы вытягивается, и формируется акросомальный отросток, который проникает через растворенную зону яйцевых оболочек и сливается с мембраной яйцеклетки. 4.В этом месте из цитоплазмы образуется воспринимающий бугорок. Он захватывает ядро, центриоли и митохондрии сперматозоида и увлекает их внутрь яйцеклетки. 5.Цитоплазматическая мембрана сперматозоида встраивается в мембрану яйцеклетки. 6.Проникновение сперматозоида в яйцеклетку вызывает отслаивание от яйцеклетки оболочки оплодотворения. 7.Между ней и поверхностью яйцеклетки возникает пространство, заполненное жидкостью. Образование оболочки оплодотворения препятствует проникновению других сперматозоидов в яйцеклетку. 8.Проникшее в цитоплазму яйцеклетки ядро сперматозоида набухает, достигает величины ядра яйцеклетки. Ядра сближаются и сливаются. Этот момент и есть - оплодотворение.
Слайд 9
Эмбриогенез Эмбриогенез — это физиологический процесс, в ходе которого происходит образование и развитие эмбриона. Эмбриогенез — это начальная стадия онтогенеза ( индивидуального развития) живых существ
Слайд 10
Стадии эмбриогенеза Э мбриогенез проходит в несколько стадий : ОПЛОДОТВОРЕНИЕ - процесс слияния мужской и женской половой клетки с образованием зиготы. ДРОБЛЕНИЕ - процесс многократных, быстро сменяющих друг друга митотических делений зиготы, приводящий к образованию многоклеточного зародыша - морулы. В процессе дробления количество клеток растет, они становятся все мельче и мельче, суммарный объем зародыша при этом не изменяется. Зародыш представляет собой группу тесно прилегающих клеток.Сам процесс может занимать от 2-4 суток . Рост клеток затруднён оттого, что вокруг зародыша сохраняется плотная оболочка оплодотворения , которая препятствует и притоку питательных веществ извне при этом жизнедеятельность поддерживается за счёт расходования резервов яйцеклетки и самому увеличению размера зародыша
Слайд 11
БЛАСТУЛЯЦИЯ - в результате 7-8 последовательных митотических делений оплодотворенной яйцеклетки образуется бластула. Внутри ее образуется внутренняя полость, поэтому зародыш имеет форму полого шара. Стенки которого образованы одинаковыми клетками-бластомерами, расположенными в один ряд. Интенсивно идет синтез ДНК и белков, но отсутствует синтез РНК. Генетическая информация, содержащаяся в ядрах бластомеров, не используется.Благодаря всасыванию жидкости из полости матки, объём несколько увеличивается.Всё более активируются синтетические процессы, появляются выросты,которые постепенно разрушают оболочку оплодотворения вокруг зародыша.В результате зародыш теряет эту оболочку.После этого оболочка уже не мешает зародышу увеличиваться в размере,и с этих пор митотические циклы клеток становятся обычными, т.е. включают фазу роста.Поэтому в последующем увеличение массы зародыша происходит гораздо быстрее.
Слайд 12
ГАСТРУЛЯЦИЯ - это процесс образования зародышевых листков с образованием двухслойного зародыша - гаструлы. Зародышевые листки представляют собой пласты клеток, имеющих сходное строение, занимающих определенное положение в зародыше и дающих начало определенным органам и системам органов , складывается план пространственной ориентации зародыша: положение концов- головного, или краниального (в области прехордальной пластинки), и хвостового, или каудального (у заднего конца первичной полоски);положение срединной ( кранио -каудальной) оси , наличие билатеральной симметрии . Затем же наступает следующая стадия развития-органогенез.
Слайд 13
ОРГАНОГЕНЕЗ И ГИСТОГЕНЕЗ – процессы развития из зародышевых листков органов и систем органов эмбриона. Из наружного зародышевого листка – эктодермы, образуется нервная пластина, дающая начало нервной системе, эпидермис кожи, волосы, ногти, потовые и сальные железы, органы зрения, слуха, обоняния. Из среднего листка – мезодермы. Производные энтодермы – кишечник, печень, поджелудочная железа, дыхательная система. Данный процесс был описан К . М. Бером и назван законом зародышевых листков. Во время гисто - и ограногенеза формируется сложно устроенный зародыш – нейрула Наиболее интенсивно процессы гистогенеза и органогенеза протекают на 4–8-й неделе развития (2-й месяц эмбриогенеза), когда происходит закладка всех основных органов и систем .
Слайд 14
Периодизация внутриутробного развития: Основные этапы внутриутробного развития человека показаны на следующей схеме- Как видно, в эмбриогенезе человека различают 3 периода : зародышевый - первая неделя развития - до имплантации зародыша в стенку матки ; эмбриональный - со 2-й по 8-ю неделю; к его концу происходит первичное формирование всех систем организма ; плодный - с 9-й недели до конца внутриутробного развития. Заметим, что существуют и иные подразделения эмбриогенеза на периоды
Слайд 15
1 месяц ( 1-4 неделя) После того, как произошло оплодотворение яйцеклетки, маточная труба запускает процесс клеточного деления. Все процессы совершаются с такой стремительной с скоростью, что в самый раз говорить о том, что «ребенок растет не по дням, а по часам ». 1-Уже по истечению трех дней после зачатия в плоде начинает вырабатываться гормон ХЧГ, из-за которого женский организм подвергается некоторым изменениям. 2-В течение первых трех недель оплодотворенная клетка становится эмбрионом. 3-У малыша происходит закладка всех органов. 4-К концу 4-ой недели в эмбрионе запускается циркуляция крови, образуется пуповина в качестве связи с плацентой.
Слайд 16
2 месяц (5-8 неделя) Плод перестает получать питание от плодного яйца и сразу после его прикрепления к внутренним стенкам матки получает питание от женщины. С этого момента его развитие значительно ускоряется. 1-На первом месяце в плоде различаются два слоя — эндодерма и мезодерма, на 5-й неделе возникает третий — эктодерма, из которой строится нервная система, кожа, волосы, зубная эмаль. Кроме того, в эмбрионе отмечается формирование желобка, последовательно сворачивающегося. Он трансформируется в нервную трубку – в дальнейшем – в хорду, центральную и периферийную систему. В груди происходит образование примитивной сердце-трубки. 2-На 6 неделе ваш малыш подвергается активному органогенезу – процесс формирования самых ключевых систем в организме: руки, ноги, голова. 3- 7 неделя отмечается быстрым ростом головы, так как активно развивается головной мозг. В округленной головке уже можно различить глазницы. Начинается формирование носа и рта . Две бронхиальные ветки уже присутствуют в области будущей дыхательной системы. Проходит разделение сердца на камеры и артерии. Появлению вен также сопутствует зачатие таких органов как печени, селезенки и желчного пузыря. На 8 неделе УЗИ продемонстрирует картину первых неосознанных движений малыша. Можно будет пронаблюдать за очертаниями рук и пальцев, верхней губы, нос а и ушных раковин. На 2 месяце развития ребенок имеет рост 13 мм
Слайд 17
3 месяц развития (9-12 неделя ) За третий месяц малышу предстоит перейти из статуса «эмбрион» в так называемый акушерами «статус» плода. 1- 9-ая неделя примечательна изменениями, связанными со скелетом малыша. Начинается превращение хрящей рук в кости, сгибание рук и ног, окончательное формирование шеи. Появятся, хотя и спаянные друг с другом на данном этапе веки развития . 2-10 неделя — плод завершает стадию, называемую эмбриональным развитием. На руках и ногах разъединяются пальцы. Пока невозможно идентифицировать внешние гениталии, но у мальчика уже начнется выработка тестостерона. 3-На 11 происходит полное исчезновение хвостика. Ребенка уже можно сравнить с маленьким человеком, но его тело еще не приняло тех пропорций, которые свойственны новорожденному. На этой стадии 10% его веса занимает печень. В организме уже работают почки – произведенной мочой пополняются околоплодные воды. 4- 12 неделя – полное завершение органогенеза. Заканчивается полное формирование всех систем и на последующих этапах развития малыша они просто продолжают свое развитие. К концу 3 месяца плод достигает 61 мм в росте, и 14 г – в весе .
Слайд 18
4 месяц (13 — 16 недели ) 1-14 неделя – вся система хрящей, из которых строился скелет плода, становится костями. Гениталии уже можно отнести к конкретному полу, однако УЗИ пока еще не может их показать. 2-15 неделя – появление волосяного покрова на голове, формирование бровей. На этой стадии запускается образование желчного пузыря. 3- 16 неделя - глаза и уши принимают свой окончательный вид. Солидное удлинение ног - по отношению к телу они станут пропорциональными. На этой стадии у ребенка выделяются полностью сформированные ногти. Вес ребенка на 4 месяце равняется 130 г, рост — 12 см.
Слайд 19
5 месяц (17- 20 неделя) 1-Окончательное формирование борозд на ладонях и пятках, из которых в будущем складывается основа для отпечатков. 2-Размер малыша приравнивается к размеру плаценты. 3- 18 неделя – начало восприятия ребенком внешних звуков и реагирования на них. 4-19 неделя – замедление стремительного роста ребенка, с этого момента начинает образовываться подкожный жир. В легких формируются бронхиолы. Отмечается реагирование малыша на свет. 5-К 20 неделе девочка будет иметь уже полностью сформированную матку, но влагалище еще отсутствует. К завершению 5 месяца ребенок достигнет 16 см в росте, и 320 г – в весе.
Слайд 20
6 месяц (21-24 неделя) 1-Ярким примером скачка в развитии нервной системы становится способность малыша глотать околоплодную жидкость. 2- Молочные и постоянные зубки в их зачаточном состоянии можно увидеть на УЗИ. 3-Продолжается рост волос на голове, но их цвет пока невозможно определить, так как еще не пришло время появления пигмента. 4- 23 неделя - на УЗИ можно проследить за быстрыми движениями глаз во время сна малыша, что подтверждает высокую активность мозга. 5-24 неделя – жизнеспособность ребенка на качественно другом уровне начинается именно на этом сроке. В легких отмечается образование терминальных мешочков на концах капилляров, разделенных с альвеолами с помощью тонкой пленки. Легкие начинают вырабатывать сурфактант — поверхностное вещество, предотвращающее смыкание капиллярных мешочков в процессе дыхания. К концу 6 месяца плод вырастает до 21 см в длину, и до 630 г в весе .
Слайд 21
7 месяц (25 — 28 неделя) 1-Активно образуется подкожный жир, но ребенок все еще худой, имеет красную и сморщенную кожу. 2-Появление вкусовых сосочков на языке. 3-Отмечается нормальное функционирование всех органов, однако их развитие пока еще продолжается. 4-На последних трех месяцах рост головного мозга особенно усиливается. 5- 28 неделя – малыш откроет глаза. К 7 месяцу беременности малыш вырастит до 35 см в длину, и будет весить приблизительно 1 кг.
Слайд 22
8 месяц (29 — 32 неделя) 1-Продолжает образовываться белый подкожный жир – важный источник энергетического питания ребенка. 2-Начало работы иммунной системы, тем не менее, кровь ребенка также пополняется антителами матери. 3-Зубы в деснах покрываются эмалью. 4-Уже в полости матки ребенок подготавливается к самостоятельному существованию: он дышит околоплодными водам (аналог дыхательной зарядки, позволяющей увеличиться легким), можно наблюдать сосание кулачка или пальца (развитие сосательного рефлекса). 5-Малыш пухленький, подкожные сосуды уже перестали просвечиваться. К концу этого срока беременности плод достигнет 40-41 см в росте, и 1600 г – в весе.
Слайд 23
9 месяц (33 — 36 неделя) 1-Активность ребенка возрастает, его водная комната становится все более тесной для него. 2-Соотношение белого подкожного жира - 8% от его веса. 3-Легкие малыша все больше выделяют суфрактант . К 10 месяцу плод вырастает до 45 см, и весит приблизительно 2500 г.
Слайд 24
10 месяц (37 — 40 недель) 1- выпадение лануго — волос, покрывающих поверхность головы и тельца ребенка. 2- первородная смазка сокращается в объеме. 3- малыш принимает позицию, в которой рождается (колени крепко сомкнуты с подбородком). 4- его подготовка к самостоятельной жизни полностью завершена. Как правило, доношенные дети имеют рост 51 см, и весят 3400 г.
Слайд 25
Способность к вынашиванию и рождению плода – это настоящее чудо, которое совершает женщина. Ведь в это время она представляет собой сосуд, в котором микроскопическая клетка преобразуется в полноценный человеческий организм Спустя 9 месяцев беременности молодая мама родит на свет прекрасного малыша. Это и есть настоящие чудо!
Слайд 26
Заключение. Работа над проектом меня многому научила. Я прежде всего стал свободнее ориентироваться в том огромном количестве материала, которое предлагается в интернет-ресурсах . Я научился выделять нужную мне информацию и грамотно ее компоновать. Работа над созданием учебного пособия помогла мне закрепить навыки по работе с компьютером, полученные на уроках информатики. Выбранная мною тема возможно будет связана непосредственно с моей будущей профессией. Созданное мною учебное пособие достаточно познавательно и будет хорошим дополнительным материалом для изучения данной темы и в 8-м и в 10-м классах на уроках биологии. Особенно оно пригодится учащимся химико-биологического профиля, т.к. содержит большое количество научно-достоверной интересной информации.
Слайд 27
Список литературы: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень. М. Дрофа. 2018 Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. Биология. Общая биология. 10 класс. Углубленный уровень.М . Дрофа. 2019 https ://lapsi.ru/articles/beremennost/razvitie-ploda-po-dnyam-nedelyam-mesyatsam/ http://www.bio.bsu.by/physioha/files/DevBiol_Pt3.pdf https://nsau.edu.ru/images/vetfac/images/ebooks/histology/histology/r6/t31.html#31.3.2.%20%D0%94%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 https://foxford.ru/wiki/biologiya/gametogenez-i-oplodotvorenie https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%8D%D1%80,_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB_%D0%AD%D1%80%D0%BD%D1%81%D1%82_%D1%84%D0%BE%D0%BD https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87
Эта весёлая планета
Простые новогодние шары из бумаги
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Весенняя сказка