Александрова Полина Андреевна
д. Гляден, Шарыповский район, Гляденская ООШ филиал МБОУ Холмогорской СОШ, 8 класс
«Влияние типа личности и темперамента на развитие предметных и метапредметных навыков обучающихся 5-9 классов»
руководитель: Рассохина Татьяна Геннадьевна, учитель биологии.
Научный руководитель: нет
Цель работы: определение влияния типа личности и темперамента обучающегося на развитие познавательных образовательных результатов.
Методы проведенных исследований: тестирование, анкетирование, математические расчеты, сравнение, выводы.
Вложение | Размер |
---|---|
aleksandrova_8_klass.docx | 39.08 КБ |
| Муниципальный этап учебно-исследовательской конференции школьников Шарыповского района «Первые шаги в науку» |
Полное название темы работы | Влияние типа личности и темперамента на развитие предметных и метапредметных навыков обучающихся 5-9 классов |
Название секции форума | «Психология и философия «Чаша достоверности» |
Тип работы | Исследовательская работа |
Фамилия имя отчество (полностью) | Александрова Полина Андреевна 03.04.2004 |
Место учебы: | Гляденская основная общеобразовательная школа филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней школы |
Класс | 8 |
Место выполнения работы | Гляденская основная общеобразовательная школа филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней школы, внеурочное время |
Руководитель | Рассохина Татьяна Геннадьевна, Гляденская ООШ филиал МБОУ Холмогорской СОШ, учитель биологии |
Научный руководитель | Нет |
Ответственный за корректуру текста работы | Рассохина Татьяна Геннадьевна, Гляденская ООШ филиал МБОУ Холмогорской СОШ, учитель |
e-mail (обязательно) | Автора: gladen1195@mail.ru Руководителя работы: rassohina.tatyana71@yandex.ru 8(39-153)39-1-01 |
Аннотация
Александрова Полина Андреевна
д. Гляден, Шарыповский район, Гляденская ООШ филиал МБОУ Холмогорской СОШ, 8 класс
«Влияние типа личности и темперамента на развитие предметных и метапредметных навыков обучающихся 5-9 классов»
руководитель: Рассохина Татьяна Геннадьевна, учитель биологии.
Научный руководитель: нет
Цель работы: определение влияния типа личности и темперамента обучающегося на развитие познавательных образовательных результатов.
Методы проведенных исследований: тестирование, анкетирование, математические расчеты, сравнение, выводы.
Результаты исследования:
Я выяснила, что в школе среди учеников 5-9 классов больше всего кинестетиков, которым трудно учиться, если информация подается только на слух или наглядно, этим детям нужны ощущения.
Также я выявила преобладающие черты темпераментов обучающихся и пришла к выводу, что с устойчивыми типами психики детей в 5-9 классах очень мало: из 35 - 6 сангвиников и 7 флегматиков, многие из них как раз и являются в школе ударниками, они также показали лучшие результаты метапредметной контрольной работы. Большинство обучающихся с меланхолическими чертами – 12 человек, этим детям трудно учиться из-за того, что при любой неудаче они сильно переживают и долго приходят в себя, на уроках им нужна постоянная ситуация успеха. Результаты метапредметной контрольной работы показали, что у меланхоликов очень слабо сформированы универсальные учебные действия, лучше всего у них сформированы регулятивные. Холерики лучше всего продемонстрировали коммуникативные умения.
1.Введение:
Все чаще я слышу, что успешность человека зависит от того, какие знания и умения он приобретет в школе. Я учусь в школе 8 год. По информации руководителя моей исследовательской работы, в первый класс я пошла как раз тогда, впервые в нашей школе были введены новые федеральные государственные стандарты, согласно которым ученики должны не только получать знания по предметам, а еще и развивать универсальные учебные действия, которые затем и помогают человеку добиваться в жизни определенного успеха.
Каждый год в нашем классе проводятся краевые и всероссийские проверочные работы, с помощью которых проверяются предметные и метапредметные результаты обучающихся. Для того, чтобы судить о своей успешности и успешности одноклассников и класса в целом, я решила детально изучить результаты этих контрольных работ за все годы, очень обрадовалась, что мои личные результаты стабильно на высоком уровне, и в целом по классу «картина» неплохая. Я посмотрела результаты учеников, которые младше меня на 1 год, там результаты намного хуже. Мне стало интересно, почему не все ученики одинаково успешны, ведь все учимся в одинаковых условиях: одна и та же школа, одни и те же учителя.
В учебнике биологии за 8 класс, который я взяла в руки в этом учебном году, я нашла темы, в которых говорится о темпераментах и типах личности, которые и влияют на характер человека, определяют способ его деятельности. Я подумала, может в этом и хранится секрет. Я сформулировала гипотезу: «Темперамент и тип личности ученика влияют на предметные и метапредметные образовательные результаты». В ходе настоящего исследования я проверяла эту гипотезу.
2.Основное содержание:
Объект исследования: обучающиеся 5-9 классов Гляденской школы.
Предмет исследования: темперамент, тип личности обучающихся, успеваемость обучающихся, метапредметные результаты обучающихся.
Гипотеза: темперамент и тип личности ученика влияют на предметные и метапредметные образовательные результаты.
Цель исследования: определение влияния типа личности и темперамента обучающегося на развитие познавательных образовательных результатов.
Задачи исследования:
1. Провести тестирование с целью определения темперамента обучающихся 5-9 классов.
2. Провести анкетирование с целью определения типа личности обучающихся 5-9 классов.
3. Подвести итоги анкет и тестов, оформить результаты в виде таблиц, разделив обучающихся на группы по типу темперамента и типу личности.
4. Провести метапредметную контрольную работу в каждой группе обучающихся.
5. Изучить полученные результаты.
6. На основе полученных данных сделать выводы об истинности гипотезы настоящего исследования.
Методы и методики решения основных задач: тестирование, анкетирование, математические расчеты, сравнение, выводы.
3. Результаты исследования.
Для решения первой задачи своего исследования я в интернете подобрала тесты и анкеты для изучения типа личности и темперамента человека, обсудив содержание анкет с руководителем, я предложила ответить на вопросы анкет и тестов обучающимся 5-9 классов нашей школы. В опросе приняло участие 35 обучающихся. Самым сложным и трудоемким для меня оказалось обработка результатов, выполнив которую, я получила информацию, которая отражена в таблице 1.
Таблица №1. Распределение обучающихся 5-9 классов по способу восприятия информации (типы личности по способу восприятия).
№ | Аудиалы | Визуалы | Кинестетики |
1.Определение | Люди, у которых преобладает слуховая система восприятия и обработки информации. | Люди, у которых преобладает зрительная система восприятия и обработки информации. | Люди, у которых преобладает чувственная система восприятия и обработки информации: вкус, прикосновения, запах, ощущение температуры, текстур. |
2.Процент от общего количества опрошенных | 25% | 31% | 44% |
Проанализировав данные анкет, я пришла к выводу, что большинство обучающихся нашей школы информацию воспринимают на уровне ощущений и зрительно. Очень мало детей (четвертая часть) способны хорошо воспринимать информацию на слух. Скорее всего, в этом и кроется причина слабой успеваемости. Ведь в школе на уроках подается в основном учебную информацию, которую нужно слышать и видеть, информации для кинестетиков (через ощущения) очень мало. Поэтому я бы порекомендовала педагогам больше внимания уделять этим детям, разрабатывать для них пособия, которые можно ощущать и тогда успеваемость повысится.
Чтобы решить вторую задачу исследования мне также понадобились анкеты. Анкету я нашла в Интернете, обсудила ее с учителем и предложила обучающимся 5-9 классов. Здесь им предстояло уже ответить на 80 вопросов, в опросе приняло участие 35 обучающихся. Результаты опроса занесла в таблицу.
Таблица №2. Распределение обучающихся 5-9 классов по типу темперамента.
№ | Холерик | Сангвиник | Флегматик | Меланхолик |
1.Определение | Характеризуются повышенной возбудимостью, делают все очень быстро и быстро утомляются, если ему что-то не нравится становится раздражительным и даже агрессивным. | Подвижные и выразительные дети, легко приспосабливаются к новым условиям, но им всегда необходимы новые впечатления, не всегда могут довести дело до конца из-за своей непоседливости. | Обладают медлительными и спокойными действиями и речью, не любят новых ситуаций. В любом деле настойчивы и упорны, редко выходят из себя, в меру общительны. | Застенчивы, робки, нерешительны. По любому поводу очень переживают. Хорошие труженики, но при неудаче замыкаются и долго приходят в себя. |
2.Процент от общего количества опрошенных | 26% | 18% | 20% | 36% |
Изучив результаты анкет, я выяснила, что в чистом виде темпераменты проявились лишь у четверых (один холерик и три меланхолика). У остальных смешанные типы, но данные в таблицу я внесла по принципу преобладания: если у человека больше признаков флегматика, то сюда я его и относила. Больше всего получилось детей, у которых преобладают черты меланхолика. Для этих детей нужно постоянно создавать ситуацию успеха во время занятий иначе они «уходят в себя» и долго переживают от неудачи. Скорее всего это плохо отражается на их успеваемости. У 26% детей преобладает холерический тип. Это тоже для них неблагоприятно сказывается на учебе, т.к. любая неудача их раздражает, они делают много лишних движений и быстро от этого устают.
Я решила эти выводы проверить с помощью метапредметной контрольной работы, которая кроме знаний еще и проверяет сформированность универсальных учебных действий: коммуникативных, регулятивных, познавательных. Тексты контрольных работ обсудила с учителем, каждый класс выполнял контрольную работу своего уровня. Для анализа я взяла по одному универсальному учебному действию из каждой группы:
Коммуникативные (извлекать информацию из текста)
Регулятивные (составлять последовательность действий)
Познавательные (применять информацию из текста для решения учебно-практических задач.)
Всего работу выполняло 35 человек.
Таблица №3. Результаты сформированности универсальных учебных действий обучающихся 5-9 классов.
УУД | Холерики 9 человек | Сангвиники 6 человек | Флегматики 7 человек | Меланхолики 12 человек |
Коммуникативные (извлекать информацию из текста) | 88,8% | 100% | 100% | 41,6% |
Регулятивные (составлять последовательность действий) | 55,5% | 66,6% | 100% | 50% |
Познавательные (применять информацию из текста для решения учебно-практических задач) | 55,5% | 83,3% | 86% | 33,3% |
Результаты контрольной работы подтверждают мои предположения. Из таблицы видно, что сформированность универсальных учебных действий лучше всего показали дети с преобладающими чертами сангвиника и флегматика. У холериков лучше всего сформированы коммуникативные, а у меланхоликов – регулятивные универсальные учебные действия.
4. Выводы.
Гипотеза, выдвинутая мной в самом начале исследования, подтвердилась на 100 процентов. Я выяснила, что в школе среди учеников 5-9 классов больше всего кинестетиков, которым трудно учиться, если информация подается только на слух или наглядно, этим детям нужны ощущения.
С помощью анкет я также выявила преобладающие черты темпераментов обучающихся и пришла к выводу, что с устойчивыми типами психики детей в 5-9 классах очень мало: из 35 - 6 сангвиников и 7 флегматиков, многие из них как раз и являются в школе ударниками, они также показали лучшие результаты метапредметной контрольной работы. Большинство обучающихся с меланхолическими чертами – 12 человек, этим детям трудно учиться из-за того, что при любой неудаче они сильно переживают и долго приходят в себя, на уроках им нужна постоянная ситуация успеха. Результаты метапредметной контрольной работы показали, что у меланхоликов очень слабо сформированы универсальные учебные действия, лучше всего у них сформированы регулятивные. Холерики лучше всего продемонстрировали коммуникативные умения.
Результаты моего исследования будут полезны педагогам школы. Чтобы улучшить показатели успеваемости необходимо учитывать типы личности по способу восприятия информации и подбирать им материал, который они успешно смогут воспринять. Важно и учитывать типы темперамента и корректировать поведение с помощью специальных психологических тренингов.
Список используемых источников
№ | ФИО школьника | Образовательное учреждение, класс | Домашний адрес с индексом | Полная дата рождения | Данные паспорта или свидетельства о рождении (серия, номер, кем и когда выдан) |
1 | Александрова Полина Андреевна | Гляденская ООШ филиал МБОУ Холмогорской СОШ, 8 класс | 662314, Красноярский край, Шарыповский район, д. Гляден, улица Гагарина | 03.04.2004 | 1-БА №699055, выдано 13.04.2004 г Шарыповским территориальным отделом управления ЗАГС администрации Красноярского края России |
Как напиться обезьяне?
Сверчок
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Три орешка для Золушки
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"