За 4 года учебы на уроках окружающего мира и технологии, мы делали огромное количество поделок, аппликаций, проводили множество различных опытов. Но соль в своих работах мы использовали только один раз, когда «выращивали» кристаллы.
И мне стало интересно, а так ли прост, такой привычный нам продукт-пищевая соль? Какими свойствами она обладает? Может ли соль, кроме основного назначения быть полезна для чего-нибудь? Я предлагаю, попробовать использовать соль в опытах и творческих работах – ведь она может стать удобным и недорогим материалом, который всегда есть в доме.
Гипотеза: предположим, что соль можно использовать для выполнения творческих работ и опытов.
Цель: доказать, что соль - не только пищевой продукт, но и материал для творчества и опытов.
Задача: найти применение соли, не только на кухне, но и в творческой работе и опытах.
Вложение | Размер |
---|---|
Чудо-соль | 102 КБ |
Исследовательская работа
Чудо - соль
Автор:
Полежаев Максим,4б
МБОУ школа №71
Руководитель:
Каширова Е.Е.учитель и
ндивидуального обучения
г. Дзержинск
2020
Оглавление:
Введение……………………………………………………………………..3
Введение
За 4 года учебы на уроках окружающего мира и технологии, мы делали огромное количество поделок, аппликаций, проводили множество различных опытов. Но соль в своих работах мы использовали только один раз, когда «выращивали» кристаллы.
И мне стало интересно, а так ли прост, такой привычный нам продукт-пищевая соль? Какими свойствами она обладает? Может ли соль, кроме основного назначения быть полезна для чего-нибудь? Я предлагаю, попробовать использовать соль в опытах и творческих работах – ведь она может стать удобным и недорогим материалом, который всегда есть в доме.
Гипотеза: предположим, что соль можно использовать для выполнения творческих работ и опытов.
Цель: доказать, что соль - не только пищевой продукт, но и материал для творчества и опытов.
Задача: найти применение соли, не только на кухне, но и в творческой работе и опытах.
По старинной традиции хлебом с солью до сих пор на Руси встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Это пожелание добра, выражение гостеприимства. Этот старинный обряд означает, что гость вступил в дружеские отношения и готов съесть вместе с встречающими «пуд соли», готов разделить все их беды и заботы.
Обычай приветствовать гостя с хлебом и солью известен в России с давних времен. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил. «Хлебосольством» и сейчас называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении.
Соль важна для организма человека. В приготовлении пищи - это важнейшая приправа. С малых лет мы знаем вкус соли, без которого пища кажется невкусной. Но много соли есть нельзя. Это вредно для здоровья человека.
Происхождение слова «соль», по мнению некоторых современных учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца — Солонь.
Соль в народных приметах. С солью связано множество суеверий и примет, Одна из самых известных: просыпать соль – дурная примета.
Много – много лет назад водилась соль не в каждом доме. Выставляли её на стол только для самых дорогих гостей. Если же гость ее случайно или, хуже того, специально просыпал — это считалось неуважением к хозяевам.
Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре.
Соль в народном творчестве. Народ всегда уделял соли особое внимание. Во многих русских народных пословицах говорится: «Соль всему голова, без соли и жито - трава», «Соли нет и слова нет», «Без соли стол кривой». Много народных загадок о соли сложено.
Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает.
( соль)
Меня одну не едят,
а без меня мало едят.
(соль)
В русской народной сказке «Соль» говорится о том, как Иван продал заморскому королю корабль простой соли за полный корабль золота и серебра.
Русская народная сказка «Лиса и журавль» заканчивается такими словами: «Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - не солоно хлебала». Несолоно хлебавши - значит, не получила удовольствия, ничего не добилась, осталась голодная. Выражение появилось в те времена, когда соль была дорогим продуктом. Случалось, что в богатом доме важные гости «хлебали солоно», а незнатным гостям доставалась несолёная пища.
2.Опыты с солью.
2.1.Соленный снег.
Этой зимой было мало снега. Мама предложила сделать снег самим. Мы взяли чашку, налили в нее тёплой кипячёной воды, потом я насыпала в воду много соли, размешала. На улице я нашла обыкновенную палочку, помыла ее и опустила в чашку с солью. Поставила на батарею, на которой было жарко и днём, и ночью. На следующий день на палочке появился первый налёт. Две недели я наблюдала за чудом, которое происходило на моих глазах. На палочке становилось всё больше и больше «солёного снега», а по краям чашки и на дне появились крупные квадратные кристаллы.
2.2.Мороз и соль.
Мы оставили на подоконнике стакан с соленной водой. Вода со временем испарилась, а соль образовала на стенках узоры похожие на те, которые рисует мороз на окнах.
2.3.Лед из соли.
В банках на поверхности образовалась белая плёночка, я хотела его размешать. Но у меня ничего не получилось. Оказалось, что это корочка из соли. Она похожа на первый лед на лужах: тонкий и хрупкий.
2.4.Выращивание кристалла.
Через четыре дня кристаллик, который я привязала к нитке и опустила в солёный раствор, оброс новыми кристаллами соли. Со временем кристаллы увеличивались.
Когда кристалл принял красивый вид, вынули его из раствора, дали подсохнуть, покрыли бесцветным лаком. Но через некоторое время кристалл стал терять свой красивый вид, пришлось побрызгать его лаком для волос.
Проблемы, с которыми мы столкнулись:
2.5 Плавающее яйцо.
Самым весёлым был опыт, который мы провели с яйцом. Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий солёный раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать на поверхности. В эту банку потихоньку начали подливать пресной воды. Яйцо стало опускаться вниз, но не утонуло. Оно плавало в середине раствора, но при этом казалось большим и круглым. Я испугалась, что оно сейчас лопнет. А когда достала яйцо, то оно было прежним.
2.6 Соль – чистящее средство.
Соль продолжала меня удивлять. Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду. Я взяла грязный бокал, насыпала на губку немного соли и помыла бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету.
2.6 Незамерзающая соль.
Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд посыпают солью. Я налила в две чашечки воды, в одну добавила и размешала соль. Потом обе чашки поставила в морозилку. Через 8 часов обнаружила, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла. Оставила воду в морозильной камере. Через два дня проверила. Солёная вода немного замерзла, похожа на жидкую кашу.
3.Соль и творчество
3.1 Нетающий иней
Очень хочется на Новый год украсить елку игрушкой, которую сделала сама. И соль опять помогла мне. Для создания новогоднего настроения в доме мы взяли шишку. Для ее «заснеживания» мы приготовили крепкий солевой раствор. Дальше опыт проводила мама, а я наблюдала. Мама вскипятила нашу солёную воду в кастрюле, опустила в нее шишку примерно на 5 - 6 часов. Когда время прошло, я посмотрела на шишку и немного разочаровалась. На ней ничего не было, она просто намокла. Я ее осторожно вытащила и положила сушиться. После полного высыхания шишка заблестела и покрылись белым «инеем», как бывает в сильные морозы. Но мой иней не растает.
3.2 Баночка с солью
Следующая поделка из соли стала красивым украшением полочки в шкафу. Для работы мы взяли чистую баночку, гуашь и соль. На лист бумаги я налила гуашь, насыпала туда соль и хорошо размешала кисточкой. Поставила соль сохнуть. На следующий день соль хорошо размяла, чтобы не было комочков, и с помощью чистого тетрадного листа разноцветную соль засыпала в баночку, чередуя цвета.
3.3 Соль – украшение акварельного рисунка.
С помощью соли на акварельном рисунке можно создать множество причудливых эффектов. Это может быть снег, дождь, просто рябь. Я нарисовала яблоко. Пока краска не высохла, посыпали рисунок солью. Получилось красиво, было похоже на засахаренное яблоко.
3.4 Аппликация из соли.
Такое же яблоко, как и в опыте 3.3, я разукрасила другим способом. Соль, уже подкрашенную, с помощью гуаши, я нанесла на клей. Когда аппликация высохла, лишнюю соль стряхнула. Чтобы соль не отклеивалась, побрызгали поделку лаком для волос.
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
3.5 Солёное тесто.
Для того чтобы сделать это тесто, надо взять много соли. Тогда поделка не испортится. Можно лепить поделки из белого теста. Потом высушить и покрасить. А можно тесто разделить на несколько частей и каждую часть сразу покрасить, а потом лепить поделки и сушить.
Рецепт соленого текста:
Полезный совет: Если солёное тесто осталось после работы, то его можно положить в пакет и убрать в холодильник. Тесто может там храниться долго и ничего с ним не случится.
4. Заключение
Что может быть удивительного в обычной соли? Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, я поняла, что знаю о ней мало. В ходе исследовательской работы я научилась работать с книгами, узнавать из них то, что до меня уже знали другие люди. Я поняла, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными. Изучение соли невозможно провести даже за один год. Хочется узнать и дальше, что еще интересного и удивительного можно сделать с её помощью.
Могу с уверенностью сказать, что использовать соль для опытов и творчества
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
5. Список литературы:
1. Елена Рубцова «Фантазии из соленого теста», ООО «Из-во «Эксмо», 2008
Интернет-ресурсы:
Эксперименты с куриным яйцом
Если вы готовите яичницу на завтрак, а вездесущий малыш крутится под ногами, выдайте ему два куриных яйца, одно сырое, второе вареное, и предложите, не разбивая, определить, где какое. Подскажите, что яйца нужно вращать на столе. Пока малыш будет занят этим увлекательным делом, вы вполне успеете закончить приготовление завтрака. А потом объясните крохе, почему вареное яйцо легко и быстро вращается, а сырое – делает один-два неуклюжих оборота и замирает. Не стоит рассказывать о центре тяжести, вряд ли малыш это поймет. Просто скажите, что внутри сырого яйца желток и белок болтаются, мешая яйцу раскрутиться. А вот твердое содержимое вареного яйца позволяет ему легко вращаться.
Выдайте малышу поллитровую банку с водой и сырое куриное яйцо. Пусть положит его в воду и посмотрит, что получится. Яйцо опустится на дно банки. Теперь нужно его вытащить, а в воду добавить 2 столовые ложки соли и хорошенько размешать. Повторно опускаем яйцо в воду и наблюдаем интересную картинку: теперь яйцо не тонет, а плавает на поверхности. Мы-то с вами знаем, что дело в плотности воды. Чем она выше (в данном случае за счет соли), тем сложнее в ней утонуть. Предложите малышу высказать свою версию, объясняющую этот феномен. Напомните ему о том, что в море плавать гораздо легче, чем в реке. Соленая вода помогает держаться на поверхности. А в Мертвом море и вовсе утонуть невозможно из-за того, что вода там необыкновенно соленая. А теперь возьмите литровую банку, наполните ее пресной водой на треть, опустите в банку яйцо. В отдельную емкость наберите теплую воду, и пусть малыш растворяет там соль, чтобы получился концентрированный солевой раствор. Теперь дайте ребенку такое задание: нужно добиться, чтобы яйцо не тонуло и не всплывало, а «висело» в толще воды, как подводная лодка. Для этого нужно подливать в банку солевой раствор маленькими порциями до тех пор, пока не получится нужный эффект. Если малыш нальет слишком много раствора и яйцо вынырнет на поверхность, предложите ему подумать, как можно исправить положение (подлить в банку необходимое количество пресной воды, тем самым уменьшив ее плотность).
Чудо 5. Соляные чудеса
Вы уже выращивали со своим малышом кристаллы? Это совсем не сложно, но займет несколько дней. Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку, скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке появятся кристаллы. Можете поэкспериментировать и опустить в соляной раствор не проволочку, а шерстяную нить. Результат будет тот же, но кристаллы распределятся иначе. Особо увлеченным рекомендую сделать проволочные поделки, например елочку или паука, и также поместить их в раствор соли.
Этот древний-древний-древний мир!
Рисуем пшеничное поле гуашью
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Рыжие листья
Ночная стрельба