Существует ряд причин, по которым учащиеся лицея получают травмы на уроке физической культуры. Некоторые травмы можно успешно избежать, это травмы, вызванные желанием учащихся быстро форсировать результат, увеличивая количество повторений при выполнении силовых упражнений и упражнений на развитие гибкости, отсюда наработанные мозоли кистей срываются и потом необходимо время для заживления. Для предупреждения ссадин и ушибов лицею требуется реконструкция спортивного покрытия на открытых площадках.
Учителям физической культуры необходимо, постоянно информировать занимающихся о возможности получения травм, и их последствиях.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 41.18 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
ЛИЦЕЙ № 64
Научно-исследовательская работа на тему:
«ТРАВМАТИЗМ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Выполнен учащейся
7 «Б» класса, МАОУ лицей №64
Муниципального образования
Город Краснодар
Чос Анастасия Ивановна
Научный руководитель:
Учитель физической культуры
МАОУ лицей № 64
Скорченко Наталь Владимировна
Краснодар 2019
Цель работы – исследовать основные виды травм; выявить причины травм; разработать способы профилактики травматизма на уроках физкультуры.
Задачи исследования:
Объектом исследования – является организация и проведение уроков физической культуры и спортивно-массовой работы.
Предмет исследования - учащиеся 1 – 11 классов МАОУ лицей № 64.
С этой целью поставлены следующие задачи:
Гипотеза исследования – пропаганда здорового образа жизни, неукоснительное выполнение программного материала по физической культуре в области теоретических знаний, введение на уроках физической культуры строгой дисциплины, использование качественного инвентаря и оборудования, изучение и следование правилам безопасного поведения, своевременный ремонт и реконструкция спортивных площадок.
Организация исследования
Данное исследование проводилось в период с января 2018 года по январь 2019 года в несколько этапов.
На первом этапе был проведён теоретический анализ травм на уроках по предметам.
Были определены: цели и задачи исследования, сформулирована гипотеза.
Второй этап исследования: анализ документальных материалов и анкетирование учащихся по классам. Анализ справок учащихся об освобождении от урока физкультуры, листка здоровья.
На третьем этапе исследования производилась систематизация и обработка полученных данных, на основе которых были сформулированы выводы и разработаны практические рекомендации.
Введение
На долю травм, произошедших на уроках, приходится 20%. В основном это происходит на уроках физической культуры. Основными причинами являются:
В младшем школьном возрасте 7-10 лет причиной травм становится повышенная эмоциональность, гиперактивность, не способность к самоконтролю. В возрасте 11-14 лет количество травм увеличивается. Дети становятся раздражительными, часто вступающими в конфликт с окружающими. Чаще травмы получают гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер или гипоопеки, дети со сниженным интеллектом, эмоционально неустойчивые, неадекватно воспринимающие реальные действия.
Задачами физической культуры, является развитие и воспитание здоровой личности. Поэтому необходимо систематически уделять внимание работе по профилактике и предупреждению несчастных случаев во время проведения уроков физической культуры, привлекая к работе классных руководителей, администрацию и родителей учащихся.
Несмотря на меры предосторожности, предпринимаемые в образовательных учреждениях, иногда происходят несчастные случаи, приводящие к травмам учащихся. Врачи травматологи, изучающие детский травматизм, подразделяют травмы на четыре основных вида: школьный, уличный, бытовой и спортивный. В общей структуре детского травматизма спортивный, находится на четвертом месте.
ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении уроков физкультуры и спортивно-массовых мероприятий:
Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза) Неблагоприятные метеорологические условия: высокая влажность и температура воздуха, яркое солнце. Недостаточная акклиматизация учащихся. Отсутствие ежедневного контроля медицинского работника.
Подводя итог причинам травматизма можно выделить следующие группы:
Причины методического характера:
- Осуществление слабого контроля учителем, за соблюдением правил поведения на уроках физкультуры и проведении спортивно-массовых мероприятий;
- Осуществление слабого контроля учителем, за выполнением требований по технике безопасности при выполнении программного материала;
- Отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
- Отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся.
Причины организационного характера:
- Неудовлетворительная материально-техническая обеспеченность учебного процесса;
- Неблагоприятные метеорологические условия.
- Нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;
- Нарушение правил врачебного контроля.
ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
У занимающихся по государственным программам физического воспитания, травмы наблюдаются реже, чем у занимающихся в спортивных секциях по авторским программам.
Механизм возникновения травм разнообразен. Повреждения могут быть вызваны:
На уроках по теме «легкая атлетика» учащиеся чаще всего получают травмы: ссадина, ушиб, растяжение мышцы бедра, растяжений связок голеностопного сустава.
По теме «спортивные игры» учащиеся травмируют: кисти рук (выбивают и ломают пальцы), колени, стопы.
На уроках по теме «гимнастика» встречаются травмы: растяжения паховой части, смещение позвонков, срывы мозолей в области кистей, повреждение рук и ног при неправильном выполнении опорного прыжка, потертости кожи.
Все травмы, связанные с беспечностью, неосторожностью, лихачеством — это беда. Но нередко случается так, что за необузданные, необдуманные поступки одних расплачиваются другие. Неправильно вырванный мяч у соперника, сильный залом руки назад, грубая остановка соперника недозволенным приемом, подножка сопернику — в результате ушиб любой части тела, в худшем случае перелом костей рук. Получив неожиданный удар мячом по голове, приводит к сотрясению головного мозга.
Для профилактики спортивного травматизма, учитель физического воспитания должен строго соблюдать правила рациональной методики обучения и проведения урока, учитывать индивидуальные особенности занимающихся, обеспечивать необходимую страховку при выполнении упражнений, обучать учащихся правилам страховки, самостраховки и взаимостраховки.
АНАЛИЗ ТРАВМАТИЗМА УЧАЩИХСЯ МАОУ лицей № 64
Опрос учащихся, анкетирование, изучение листков здоровья, справок об освобождении учащихся производился за период с 11.01.2018 года по 28.12.2018 года. Анализ анкетирования учащихся позволил сделать следующие выводы:
Учащиеся получили травмы на уроках физической культуры:
1. Тема «Легкая атлетика» - наиболее часто происходят такие травмы, как ссадина, ушиб и растяжения. Они не являются тяжелыми травмами и легко излечимы.
класс | ссадина | ушиб | растяжение |
1класс | 5 | 2 | 0 |
2класс | 7 | 2 | 0 |
3класс | 7 | 3 | 0 |
4класс | 6 | 2 | 0 |
5класс | 5 | 2 | 1 |
6класс | 4 | 1 | 3 |
7класс | 4 | 1 | 2 |
8класс | 5 | 0 | 2 |
9класс | 5 | 2 | 4 |
10класс | 3 | 2 | 3 |
11класс | 2 | 0 | 2 |
Всего | 55 – 26 дев. | 17- 8дев. | 17 - 7 дев. |
Основными причинами возникновения этих травм, по опросу учащихся являются:
Неровная поверхность спортивных площадок, школьного стадиона.
2. Тема «Спортивные и подвижные игры» - наиболее часто происходят травмы кисти рук (выбивают и ломают пальцы), колени, стопы.
класс | Травма кисти,стопы,колена | ушиб | перелом |
1класс | 4 | 2 | 0 |
2класс | 5 | 3 | 0 |
3класс | 4 | 4 | 0 |
4класс | 5 | 3 | 0 |
5класс | 7 | 2 | 1 |
6класс | 5 | 2 | 0 |
7класс | 4 | 2 | 1 |
8класс | 4 | 2 | 1 |
9класс | 6 | 3 | 1 |
10класс | 5 | 3 | |
11класс | 5 | 2 | 0 |
Всего | 54 - 18 дев. | 25 – 11дев. | 4-1 дев. |
Основными причинами возникновения этих травм, по опросу учащихся являются:
Неготовность учащихся поймать или отбить мяч, приводит к травме, причем одни и теже ребята получают одну и туже травме несколько раз в год.
3. Тема «Гимнастика» - наиболее часто встречаются травмы потертости, срывы мозолей в области кистей, ушибы и растяжения связочно-суставного аппарата преимущественно верхних конечностей, растяжения паховой части, смещение позвонков, повреждение рук и ног при неправильном выполнении опорного прыжка.
класс | растяжения | Потертости, срывы мозолей | Смещение позвонков |
1класс | 0 | 0 | 3 |
2класс | 2 | 1 | 2 |
3класс | 4 | 3 | 1 |
4класс | 4 | 4 | 0 |
5класс | 2 | 3 | 0 |
6класс | 4 | 2 | 2 |
7класс | 3 | 5 | 1 |
8класс | 4 | 4 | 0 |
9класс | 4 | 5 | 0 |
10класс | 3 | 4 | 0 |
11класс | 2 | 5 | 0 |
Всего | 32- 11 дев. | 36-0дев. | 9- 7 дев. |
Основными причинами возникновения этих травм, по опросу учащихся являются:
Срывы мозолей часто встречаются у мальчиков, из-за пренебрежения соблюдения техники безопасности, растяжения задней поверхности при форсировании норматива для определения гибкости.
При обработке листков здоровья и справок об освобождении учащихся в лицее на 11.01.2018 года в лицее обучалось 1805 учащихся. Из них освобождены от занятий физкультурой 13 человек(0,009%), отнесены по состоянию здоровья к подготовительной группе 42 человека 0,03%, к специальной группе 12 человек 0,008%
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
Данное исследование показало, что чаще всего на уроках физической культуры в нашем лицее занимающиеся получают следующие травмы: ссадины, потертости, срывы мозолей, ушибы и растяжения. Эти травмы не являются тяжелыми и легко излечимы.
Мальчики получают травмы чаще 158 человек, чем девочки 96 человек.
Существует ряд причин, по которым учащиеся лицея получают травмы на уроке физической культуры, они изложены выше. Некоторые травмы можно успешно избежать, это травмы, вызванные желанием учащихся быстро форсировать результат, увеличивая количество повторений при выполнении силовых упражнений и упражнений на развитие гибкости, отсюда наработанные мозоли кистей срываются и потом необходимо время для заживления. Для предупреждения ссадин и ушибов лицею требуется реконструкция спортивного покрытия на открытых площадках.
Необходимо учителям физической культуры, постоянно информировать занимающихся о возможности получения травм, и их последствиях.
Вывод: В лицее ведется систематическая работа по пропаганде здорового образа жизни, привлечению учащихся к ежедневным занятиям спортом, углубленному изучению спортивных дисциплин. Разработана и реализована программа по оздоровлению и профилактике заболеваний среди обучающихся. Все это дает положительный результат в профилактике травматизма и воспитании здорового поколения.
Какая бывает зима
Хрюк на ёлке
Привередница
Этот древний-древний-древний мир!
Рисуем белые грибы пастелью