В работе разобраны психологичекие аспекты лечения кожных заболеваний
Вложение | Размер |
---|---|
rol_srednego_meditsinskogo_rabotnika_v_okazanii_pomoshchi_bolnym_s_patologiey_dermy.doc | 118.5 КБ |
ПРОБЛЕМА – недостаточное внимание к пациентам со стороны среднего медицинского персонала; учет только соматических жалоб и внешних клинических проявлений.
ГИПОТЕЗА – психологическое сопровождение при выполнении сестринских манипуляций способствует улучшению эмоционального состояния пациентов. Что положительно сказывается на процессе лечения и выздоровления
ЦЕЛЬ – определить эффективность психологического сопровождения средним медперсоналом на эмоциональное благополучие.
ЗАДАЧИ: 1) определить эмоциональное состояние пациентов при первом обращении к врачу и при последнем.
2) провести инструктаж среднего медперсонала по правилам психологического сопровождении пациентов при выполнении сестринских манипуляций
3) провести анализ клинических проявлений и видов помощи, оказываемой пациентам во время лечения
4) сопоставить изменения клинических показателей с показателем эмоционального состояния пациентов в конце лечения.
Объект исследования – пациенты с патологиями дермы.
Предмет исследования – психоэмоциональное состояние пациентов
в процессе лечения.
Методы исследования –1) психологическое тестирование
2) анкетирование (сбор анамназа)
Тема: Роль среднего медицинского работника
в оказании помощи больным
с патологиями дермы.
Актуальность проблемы
О психологическом обеспечении сестринского ухода говорили еще много лет назад, но только в контексте гуманности. Сейчас же научные исследования в области психосоматической медицины доказали «материальные» последствия психологических ошибок в уходе за больным. Телесные последствия психологических причин сегодня изучаются и в сестринском деле.
В культуре все более утверждается саноцентристский подход, в соответствии с которым в центре внимания находится не только борьба с недостатками, но и выращивание успеха, выражающееся в идее выращивания здоровья. Таким образом, проведение сестринских манипуляций, уход за больным человеком и оказание ему помощи в уходе за собой, требуют от медсестры определенной психологической компетентности.
Поставленная проблема – это недостаточное уделение внимания к пациентам, его проблемам, переживаниям со стороны среднего медицинского персонала: учёт только соматических жалоб и внешних клинических проявлений.
Но, успех лечения во многом определяется подготовкой пациента к различным исследованиям и зависит от его установок, культурного уровня, знаний, от характера самого исследования и т.д. Это должна учитывать медсестра во время работы с пациентом.
Выдвигаемая гипотеза – обеспечение психологического сопровождения при выполнении сестринских манипуляций способствует улучшению эмоционального состояния пациентов.
Под психологическим сопровождением при проведении сестринских манипуляций понимается – создание комфортной, благоприятной обстановки для пациента: в момент встречи пациента с медсестрой, во время проведения самой процедуры и по её завершении.
Цель работы – показать эффективность психологического сопровождения при проведении сестринских манипуляций на эмоциональное состояние пациентов и успех лечения.
Мы попытались определить, как изменяется эмоциональное состояние пациентов во время курса лечения, а также его влияние на процесс выздоровления (изменения внешних проявлений).
По определению ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения), «здоровье» - это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Поставленные задачи:
1) определить эмоциональное состояние пациентов при первом обращении к врачу и при последнем.
2) провести инструктаж среднего медперсонала по правилам психологического сопровождении пациентов при выполнении сестринских манипуляций
3) провести анализ клинических проявлений и видов помощи, оказываемой пациентам во время лечения
4) сопоставить изменения показателей клинических проявлений с показателем эмоционального состояния пациентов в конце лечения.
Объект исследования – пациенты с патологиями дермы.
Предмет исследования – психоэмоциональное состояние пациентов
в процессе лечения.
Описание методов исследования:
3) психологическая диагностика эмоционального состояния:
Диагностика проводилась с использованием цветового теста Люшера. Ведь хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологические, так и психологические изменения. Очень часто, цвета используют в психодиагностике, поскольку эмоциональное отношение к цвету характеризуется или предпочтением его (выбором) или безразличием (отказом). Кроме того, выбор цвета отражает направленность человека на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивых черт личности, в частности желание быть здоровым. Методика представляет собой набор цветов, которые предлагаются испытуемому и он выбирает их в порядке предпочтения. Сочетание выбранных цветов и характеризует эмоциональное состояние, как благополучное или неблагополучное (слайд № ).
4) корреляционный анализ – обработка результатов с использованием компьютерной программы «Stat exe». Позволяет определить достоверность полученных результатов и их статистическое распределение.
Литературный обзор.
1. Специфика кожных заболеваний. (демонстрация фильма- 3 мин)
Заболевания, связанные с патологиями дермы, как и любые другие заболевания, имеют свою специфичность. Это очень распространённое заболевание. Специфика кожных заболеваний заключается в том, что очень часто встречаются больные с хроническим рецидивирующим течением заболевания: хронические дерматозы, аллергии, гнойничковые, грибковые. Но есть и такие, которые хорошо поддаются лечению: паразитарные (чесотка, педикулёз) и вирусные (различные виды лишаёв).
Во-первых, большинство заболеваний до конца неизлечимы, этиология досконально не изучена, т.е. не выяснены истинные причины возникновения.
Всегда протекают с обострением и ремиссией. За медицинской помощью пациенты обращаются как правило в момент обострения. После лечения, обострение снимается, и с прогрессирующей стадии переходит в регресс. Это один из основных факторов психологического дискомфорта.
Во вторых, заболевания характеризуются очень яркими видимыми клиническими проявлениями, сопровождающиеся косметическим дефектом. Высыпания на кожных покровах различны по площади поражения, могут быть ограниченными или распространенными. Кроме того, они вызывают зуд различной интенсивности.
Лечение зависит от стадий заболевания. Назначают следующие виды лечения:
2. Психологические особенности людей с кожными заболеваниями.
Человек озабочен неблагоприятным впечатлением, которое могут произвести на людей кожные изменения. Опасения, что окружающие станут избегать, пренебрежительно относиться. Основой такого восприятия болезни является рефлексивный стиль мышления и ориентация на мнение окружающих.
Пациенты склонны к извиняющемуся стилю поведения. Все это формирует у пациентов развитие комплекса неполноценности, которые проявляется в чувстве неуверенности, стыдливости, закрепощенности, замкнутости. Также для таких пациентов характерны следующие негативные эмоциональные состояния: страх быть осмеянным, отвергнутым. Возможны нарушения взаимоотношений с окружающими. Все это отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии, а это в свою очередь отражается на успешности лечения.
Результаты исследования.
Работа с пациентами проводилась в два этапа
Первый этап – при первом обращении к врачу.
Второй этап – при последнем обращении к врачу.
1. Характеристика контингента – количественная:
Всего обследовано 100 человек: (слайд № 5, 6)
Мужчин- 50
Женщин – 50
Детей -34
2. Выявленные заболевания: (слайд № 7)
Самыми распространенными являются гнойничковые заболевания кожи.
3. Виды помощи, оказываемой средним медицинским персоналом: (слайд № 8)
4. Результаты психодиагностики эмоционального состояния (слайд № 9, 10; таблица 1, 2)
В результате получили следующие данные:
На первом этапе психодиагностики 45% пациентов имеют неблагополучное эмоциональное состояние: 24% мужчин, 21% женщин, из них 10% - дети.
На втором этапе психодиагностики получили: 9% пациентов с эмоциональным неблагополучием – 6% мужчин, 3% женщин, из них 2% - дети.
Таким образом, сравнивая показатели первого и второго этапов диагностики, мы видим, что количество пациентов имеющих эмоциональное неблагополучие уменьшилось в 5 раз( с 45% до 9%), (таблица № 3). В среднем изменения на 3,5 единиц.
5. Результаты замеров диаметра папул.
Сравнивая разницу между замерами 1 и 2 этапов, отмечаем уменьшение их диаметра в среднем на 3 мм (таблица № 4).
Выводы:
На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1) размер папул уменьшился
2) эмоциональное состояние характеризуется «уменьшением отрицательного эмоционального восприятия», t критерий Стьюдента = 8,3. Такая взаимосвязь имеет случайное распределение, т.е. показатели эмоционального благополучия (в единицах) не имеет прямой зависимости от того, насколько уменьшился размер папул, в мм.
В заключении:
Результаты ПД эмоционального состояния пациентов
с патологиями дермы (первый прием), %
Табл. №1
№п/п | контингент | Эмоциональное благополучие | Эмоциональное неблагополучие |
1. | Мужчины | 26 | 24 |
2. | Женщины | 29 | 21 |
3 | Дети | 24 | 10 |
4 | Взрослые | 31 | 35 |
Результаты ПД эмоционального состояния пациентов
с патологиями дермы (последний прием), %
Табл. №2
№п/п | контингент | Эмоциональное благополучие | Эмоциональное неблагополучие |
1. | Мужчины | 18 | 6 |
2. | Женщины | 19 | 3 |
3 | Дети | 8 | 2 |
4 | Взрослые | 44 | 9 |
4.5.оценивая эффективность лечения хронических дерматозов отмечаем подтверждение нулевой ипотезы по полученным данным
Взаимосвязь между размером папул и эмоциональным состоянием при первичном обследовании имеет статистический характер t = 0,47, что меньше стандартного показателя t –критерия Стьюдента.
Корреляционный анализ показал возрастание степени корреляции исследуемых признаков до 3,65
Рассчитывая разницу между изменениями размера папул и эмоциональным состоянием, определили, что 1- размер папул уменьшился
2 – эмоциональное состояние характеризуется « уменьшением отрицательного эмоционального восприятия», t- критерий равен 8,3.
равнительные показатели эмоционального состояния.
табл.№3
№ п/п | Выбор цвета на первом приеме | Выбор цвета на последнем приеме | Показатели изменений |
-1 | 0 | 1 | |
-1 | 1 | 2 | |
-3 | 4 | 7 | |
-1 | 0 | 1 | |
1 | 4 | 5 | |
0 | 2 | 2 | |
-2 | 0 | 2 | |
-3 | 2 | 5 | |
-2 | 2 | 4 | |
-1 | 2 | 3 | |
1 | 3 | 2 | |
-1 | 3 | 4 | |
-3 | 1 | 4 | |
-3 | -3 | 0 | |
-3 | 0 | 3 | |
-1 | 4 | 5 | |
-2 | 2 | 4 | |
-2 | 0 | 2 | |
1 | 0 | 1 | |
-2 | -2 | 0 | |
1 | 3 | 2 | |
-2 | -2 | 0 | |
-3 | -3 | 0 | |
-2 | 2 | 4 | |
-2 | 1 | 3 | |
-3 | -3 | 0 | |
-3 | 0 | 3 | |
1 | 4 | 3 | |
0 | 2 | 2 | |
-3 | 4 | 7 | |
0 | 2 | 2 | |
-1 | 3 | 4 | |
1 | 2 | 1 | |
-2 | 0 | 3 | |
-3 | 1 | 4 | |
1 | 3 | 2 | |
0 | 4 | 4 | |
-2 | 4 | 6 | |
-3 | 0 | 3 | |
-2 | 3 | 5 | |
-2 | 3 | 5 | |
-2 | 4 | 6 |
Размеры папул больных с хроническими дерматозами
Таблица № 4
Первичный приём | Последний приём | Показатели изменений | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. | 4 мм 4 мм 5 мм 4,2 мм 5 мм 4,5 мм 3,5 мм 4 мм 5,2 мм 4 мм 5 мм 4 мм 6 мм 6,3 мм 4 мм 6 мм 4 мм | 2 мм 3 мм 0 мм 2 мм 2 мм 4 мм 0 мм 0 мм 0 мм 4 мм 0 мм 0 мм 0 мм 3 мм 1 мм 2 мм 0 мм | 2 1 5 2,2 3 2,5 3,5 4 5,2 0 3,3 4 6 3,3 3 4 4 |
Выдвигаемая гипотеза нашла свое статистическое подтверждение: психологическое сопровождение при выполнении сестринских манипуляций, является необходимым условиям процесса лечения
Выводы: Лечение и помощь оказываемая больным с патологиями дермы, эффективно сказывается на эмоциональном состоянии в лучшую сторону. И следовательно способствует успеху лечения и процессу выздоровления.
Шкала оценки эмоционального состояния по методике Люшера: -сделать слайд
-3 -2 -1 0 1 2 3 4
эмоциональное эмоциональное
неблагополучие благополучие
Список литературы:
Ростов – на Дону «Феникс» 2015г. с15
Список литературы:
Ростов – на Дону «Феникс» 2002г.
Психологическое сопровождение сестринской манипуляции, подразумевает создание для пациента комфортного эмоционального состояния в процессе её проведения:
Проведение сестринских манипуляций, уход за больным и оказание ему помощи в уходе за собой требуют от медсестры определенной психологической компетентности.
Подготовка ко многим процедурам зависит от его установок, культурного уровня, знаний, от характера самого предстоящего исследования.
Снежная сказка
Валентин Берестов. Аист и соловей
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Привередница
Золотая хохлома