В данной работе рассматривается этноэкологические табу хори-бурят как совокупность народных знаний, умений и навыков, накопленных в процессе взаимодействия с природным окружением и эти правила строго соблюдались веками. Возникшие в глубокой древности традиции хори-бурят играли и будут играть огромную роль в экологическом воспитании детей.
В ходе исследования помимо теоретического изучения темы исследования был проведен опрос среди учащихся 5-х классов, из которого видно, что многие дети не знают или недостаточно знают о этноэкологических табу хори-бурят, так родители не сообщают информацию своим детям, нет полноценной информации в СМИ, популяризирующей экологическое воспитание современного общества. Также была составлена памятка для бережного отношения к природе, появилась необходимость в продолжении работы по этой теме.
Вложение | Размер |
---|---|
текст работы | 85.5 КБ |
Всероссийский конкурс «Шаги в науку»
Секция: «Краеведение»
Тема работы: «Этноэкологические табу хори-бурят»
Васильева Саяна Дагбаевна
МОУ «Агинская средняя школа №2»
ГО «Поселок Агинское», 5 «а» класс
Научный руководитель:
Жаргалова Б.Д., учитель истории
МОУ «Агинская средняя школа №2»
г.Обнинск, 2017-2018 учебный год
Аннотация
В данной работе рассматривается этноэкологические табу хори-бурят как совокупность народных знаний, умений и навыков, накопленных в процессе взаимодействия с природным окружением и эти правила строго соблюдались веками. Возникшие в глубокой древности традиции хори-бурят играли и будут играть огромную роль в экологическом воспитании детей.
В ходе исследования помимо теоретического изучения темы исследования был проведен опрос среди учащихся 5-х классов, из которого видно, что многие дети не знают или недостаточно знают о этноэкологических табу хори-бурят, так родители не сообщают информацию своим детям, нет полноценной информации в СМИ, популяризирующей экологическое воспитание современного общества. Также была составлена памятка для бережного отношения к природе, появилась необходимость в продолжении работы по этой теме.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………………...4-5
Список использованной литературы……………………………………………………………12
Приложения…………………………………………………………………………………13-16
Введение
Актуальность темы
Экологическая проблема настоящего времени— одна из глобальных проблем современности: изменение климата; загрязнение воздуха; загрязнение вод; загрязнение земель, разрушение почвенного покрова; оскудение растений и диких животных; рост заболеваний, связанных с загрязнением окружающей среды; загрязнение природной среды отходами производственной деятельности и.т.д. Человечеству пора задуматься о рациональном использовании природных ресурсов, о сохранении окружающей среды. Глобальные проблемы человечества связаны не только с загрязнением окружающей среды, но и с изменением сознания человечества.
Любовь к родным местам у степняка, связана с тем, что их жизнь проходила в ежедневном общении с природой. Потому буряты воспитывали у детей с малолетства бережное отношение к окружающей среде через определённое табу – «нельзя» - «сээртэй».
Цель работы - рассмотреть этноэкологические табу хори-бурят
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Объект исследования - многовековые традиции хори-бурят
Предмет исследования - этноэкологические традиции хори-бурят
Методологической основой исследования является принцип историзма и объективности. Принцип историзма и объективности позволяет видеть исторические процессы в их развитии и взаимосвязи, предполагает непредвзятое, объективное отношение к историческому прошлому.
Полученные выводы:
Для сохранения мира будущим поколениям наиболее актуален вопрос о формировании этноэкологической культуры у детей, так как многовековые традиции и обычаи бурятского народа выработали огромный практический опыт в охране окружающей природы и воспитании любви к родному краю.
Проблема взаимоотношения человека и природы всегда была предметом глубокого философского интереса. К ней обращались крупнейшие мыслители прошлого (Сократ, Эпикур, Л. Сенека, Б.Спиноза, И.Кант, Ф. Шеллинг, Г.Гегель и др.) пытавшиеся определить место и роль человека в окружающей среде.
В трудах известных ученых П.Р.Атутова, Н.И. Болдырева, И.Я. Леонова, М.И. Махмутова и др. определены основные пути формирования мировоззрения подрастающего поколения. Основой мировоззренческих взглядов и убеждений является уже открытые закономерности развития природы, познавательные возможности человека, перспективы взаимодействия общества и природы с учетом заботливого и бережного отношения человека к окружающей среде и в разумном пользовании ее ресурсами[2].
Важно отметить, что перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения отношения к природе и обеспечении соответствующего воспитания и образования современного поколения. Настояние современной эпохи – это согласованность общественной (человеческой) жизнедеятельности с требованиями окружающей среды. Настояние, которое в центр внимания ставит человека, его здоровую, плодотворную жизнь в гармонии с природой. Взаимодействие природы и общества, их гармоничное развитие обеспечивают стабильность окружающей человека среды[7].
Гипотеза исследования - Этноэкологические табу хори-бурят могут способствовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.
По мнению исследователей (С.Н.Глазачева, Б.Т.Лихачева, В.В.Маринкова и др.) экологическое образование может быть эффективным при условии раскрытия его содержания во взаимосвязи всех школьных дисциплин. От уровня экологической воспитанности, мировоззренческой зрелости зависит будущее человечества[7].
И поэтому надо подводить школьников к пониманию, что от экологии души зависит экология природы. Усвоение конкретных фактов, понятий необходимо сочетать с данными, углубляющими знания школьников о глобальных экологических проблемах, о необходимости срочного поиска выхода из них[6].
Новизна работы заключается в том, что выпущена памятка подрастающему поколению для бережного отношения к природе
Неудержимой быстротой скакал гнедой жеребец по просторной степи под седлом юноши. Их сердца стучали в унисон. Вечно синее небо над головой, необъятные просторы - это был их дом. Пение жаворонка, переливание ковыля, аромат цветущего луга - это ли не самая большая радость в их жизни. А как же приятно отдохнуть после быстрой скачки, прильнуть к свежему прохладному роднику, а потом лежать под открытым звездным небом, на свежей прохладной траве.
Любовь к родной земле, обожествление природы, ощущение единства с природой передавалось с молоком матери у кочевников – бурят. На основе этой любви сложилась уникальная культура бурятов: традиционное жилище – юрта, являло собой образ Вселенной, традиционная обувь всегда имела загнутый вверх носок - чтобы нечаянно не поранить при ходьбе землю, серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом, развевающийся на верхушке шапки залаа - знак солнца и лучей солнца, орнаменты и узоры символизируют природу и т.д[3].
Табу (запреты «сээр») по отношению к природе можно подразделить на:
Запреты бурят по отношению к земле:
Особенно бережное и трепетное отношение сложилось к Земле-матери, прародительнице всего сущего. Ее тело отождествлялось с земной поверхностью, а все, что на ней живет и растет, воспринималось как ее живые дети. Большим грехом считалось не только копание земли, но даже царапанье почвы. Добывая клубни и корни лекарственных трав, буряты разравнивали почву, засевали место семенами этих растений. При перекочевке обязательно удаляли остатки кольев из земли, ведь это равнозначно занозе в теле человека, а земля – мать. По традиции, при перекочевке ни одного мусора не должны были оставлять за собой[5].
Запреты бурят по отношению к деревьям:
Рубить «вечные» деревья - кедр и ель - категорически нельзя было. Считалось, что этим неблаговидным поступком не только вредишь природе, но и укорачиваешь свою жизнь, а также жизнь своих потомков. Ну, а если уж человеку по предельно острой необходимости нужно было всё же срубить то или иное дерево, то это всегда предполагало соблюдение целого ряда сложных ритуальных действий. Для растопки всегда использовали сухостой. Нельзя было рубить одинокие деревья, деревья, стоящие на краю леса, деревья у истоков рек, деревья, находящиеся у рек и озер, молодые деревья, старые деревья, особенно запрещалось рубить или ломать ветки на святых местах, а их у бурятов было много. На многих святых местах, привязывали ленточки – залаа или хадак - ленты из шёлковой или любой другой материи, повязываемые на деревья в священных местах хозяевам местностей и духам предков в качестве символа уважения, добрых намерений и всевозможных даров. Привязывая полоску материи в месте обитания духов, человек обращался к нему с просьбой. Большим грехом считали отнять жизнь у долгожителей земли, а к ним относилось дерево. Также, если у семьи не было детей, специальным обрядом просили у дерева детей, дерево должно было быть крепким, молодым, здоровым. Верили, что если повалить дерево с «хозяином» или слишком много срубить деревьев, тем навлекаешь смерть на себя и на своих потомков. Плохим предзнаменование было видеть во сне поваленное дерево, считали, что кто-нибудь погибнет[8].
Запреты по отношению к рекам и озерам:
Одним из самых строгих запретов было не загрязнять воду мусором, отходами, всякими нечистотами, особенно, не должны были проливать кровь в воду и поблизости воды. Считалось, что хозяин воды – лусад отравится. Царь воды имеет небесное происхождение, относится к числу светлых и добродетельных. Буряты считают его старцем, живущим на дне глубоких вод и имеющим большое количество прислужников. Древние законы бурятов строго запрещали громко кричать вечерами на реках и озёрах, не принято было ходить вечером к речке, проруби за водой или волновать ночью воду каким-нибудь образом. Нельзя было черпать воду из реки или озера немытым подойником, грязным ведром с сажей, стирать бельё, мыть тело в реке и т.д. чем можно загрязнить водоемы, так как этим можно вызвать гнев хозяинов водоемов “Лусууд” - водяных духов[1]. Реки, озера, источники и вообще вода всегда занимали немаловажное место в верованиях и культах бурят. Каждая река и озеро имели своего хозяина. Буряты посвящали духам вод специальные обряды, просили обилия, влаги, плодородия, в основе которого лежали почитание и благодарность. Вода также олицетворялась с чистотой, блеском. Особенным почитанием, смешанным со страхом, пользовались вытекающие из земли источники – целебные источники - аршан, находившиеся в распоряжении хозяев местности. В отношении к ним существовал целый кодекс правил и запретов, ибо источники были целебными и лечили многих людей. Верили, что нарушителей запретов хозяин воды наказывает различными болезнями и неприятностями[5].
Запреты по отношению к горам – Обоо:
К культу гор следует отнести также обычай сооружать на вершинах гор, на горных перевалах кучи камней в честь горы или ее хозяина, т.е. горного духа, путем бросания камня каждым прохожим. Такие кучи камней известны под названием "обоо". У буддистов "обоо" украшаются хадаками и хий морин (Кони ветра), лентами на высоких жердях и т.д. У бурят-шаманистов различные обряды у каменных "обоо" совершал шаман.
Выражение «Обоо тахиха»: Слово обоо в названии имеет такие значения как «грудь», «насыпь», «курган», «куча», а тахил – почитание путем жертвоприношений, обряд. Обоо – алтарь хозяина места, духа, владеющего данной местностью.
По бурятским верованиям чтобы сабдаки – духи - хозяева местностей признали культовое сооружение, чтобы собирались, когда их призывают на ритуальное угощение и проводят обряд обоо тахилган. Обоо было местом поклонения духам, тотемным божествам, поэтому на месте обоо нельзя было вести себя непристойно, т.е. драться, ругаться, особенно в таких местах категорически нельзя было охотиться, также старались не трогать, не разворачивать камни на горе. Раньше буряты умерших людей не хоронили, а оставляли в долинах между горами, на возвышенности, поэтому в таких местах сильно не шумели[6].
Запреты по отношению к диким животным:
В традиционном мировоззрении бурят особое место занимают представления о животном мире. Этнографы выявили в культуре бурят реликты тотемизма. Так, орел (ехэ шубуун ) почитался бурятами как родоначальник шаманов и как сын хозяина острова Ольхон. Лебедь (хун шубуун ) считалась прародительницей одного из основных этнических подразделений бурят — хори. Широкое распространение получили культы лесных зверей — волка, оленя, кабана, соболя, зайца, а также медведя. При охоте на диких копытных запрещалось уничтожать всех животных из стада, попавших в глубокий снег или загон. Часть их обязательно выпускалось. Нельзя было охотиться на диких оленей, косуль, лосей-производителей в осеннем складе, убивать спящих находящихся в беспомощном состоянии животных. При всем стремлении к получению богатой добычи на охоте нельзя было преступать меру дозволенного, убивать зверей понапрасну[9]. Буряты верили, что на каждого охотника в жизни отпущено определенное количество зверей, если он убьет больше, то может расплатиться своей жизнью или жизнью своих детей.
Охота на мясного зверя имела целью добычу продуктов питания для улучшения пищевого рациона и шкур крупных зверей, необходимых для домашнего производства. Выбирая объект охоты, старались сохранить взрослых репродуктивных диких животных. По окончании гона зверей буряты не промышляли на самок животных, что способствовало сохранению эффективности охотничьих угодий. На лосей и изюбров буряты предпочитали охотиться в начале гона, так как в это время они были хорошо упитанны, а в конце гона сильно теряли в весе и мясо их не представляло особой ценности.
Весной нельзя было охотиться на птиц. Знание образа жизни и повадок животных позволяло избирать и соблюдать нужные сроки, объемы и объекты охоты, не истощая естественные запасы.
Таким образом, буряты никогда не противопоставляли человека природе, они считали себя её детьми, прекрасно чувствовали живой дух земли и понимали, в какой мере зависимы от него. Все вокруг имело своих духов-хозяев определенных местностей, которые покровительствовали определенному месту, защищали и оберегали это место. В традиционной культуре бурят "хозяином местностей" чаще всего представляли огромным седобородым старцем, разъезжающим на лошади или на олене или женщиной, или старухой, или птицей, или оленем или другим животным. Они могли быть добрыми или гневными, если устраивали грязи и беспорядок в том месте, где они обитали. Чтобы не прогневать их, надлежало соблюдать чистоту и тишину, нельзя было хвастаться добычей, разводить беспорядок, бросать в огонь шерсть, войлок или все, что издает при горении зловоние, разворачивать камни и землю без надобности. Были обязательны обряды угощения "хозяина местностей».
В ходе исследования помимо теоретического изучения темы исследования был проведен опрос среди учащихся 5-х классов (приложение 1). Участвовало 30 учащихся. Результаты приведены в приложении 2. Также была составлена памятка для бережного отношения к природе (приложение 3).
Таким образом, в понимании бурят, человек - продукт неба и земли, поэтому они всегда поклонялись небу и земле. Этот древнейший обычай сохранился и до наших дней. Во время особых торжеств, в начале, хозяин выходит из дома с чашей и питьём и кропит трижды на юг в знак почтения огню, потом повторяет то же на восток, почитая воздух, потом на запад, выражая почтение к воде, и наконец — на север - в память умерших.
Жизнеобеспечение бурят существовало за счет природных ресурсов, поэтому в основе многих обрядов лежат чувства благодарности, благоговения, что подчёркивает неосознанное глубинное понимание хрупкости экологической среды. Основным и более эффективным способом охраны природы было - наложение табу, запрета. После наложения запрета, всякое внешнее вмешательство, посягательство каралось духами местности. При табу нельзя было рубить лес, копать землю, переворачивать камни и даже ломать ветку дерева. Только так можно было сохранить природу первозданной.
Этноэкологические традиции хори-бурят - совокупность народных знаний, умений и навыков, накопленных в процессе взаимодействия с природным окружением и эти правила строго соблюдались веками. Но в современных условиях ситуация иная, из проведенного опроса среди учащихся 5 класса, возраст 10-12 лет, я узнала, что многие дети не знают или недостаточно знают о этноэкологических табу хори-бурят, так родители не сообщают информацию своим детям, нет полноценной информации в СМИ, популяризирующей экологическое воспитание современного общества. Также появилась необходимость в продолжении работы по этой теме.
Список использованной литературы
Приложение 1
Опрос учащихся 5 класса МБОУ «Агинская средняя школа №2»
Возраст _________
Дата ___________
а) Да
б) Нет
в) Немного
а) Да
б) Нет
в) не все
а) Да
б) Нет
в) Не знаю
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
а) запрет по отношению к земле
б) запрет по отношению к деревьям
в) запрет по отношению к рекам и озерам
г) запрет по отношению к горам
д) запрет по отношению к диким животным
Рисуем осенние листья
Сказка "Узнай-зеркала"
Прекрасная арфа
Госпожа Метелица
Рисуем осень: поле после сбора урожая