Этноэкологические табу бурят в сравнении с современными законами, регулирующими соблюдение экологического баланса»
Вложение | Размер |
---|---|
Буклет | 267.13 КБ |
Презентация | 653 КБ |
Работа | 151 КБ |
«Человек – царь природы» - такая установка даётся нам с детства родителями, учителями, затем мы ещё сами тщательно в себе культивируем эту мысль. Мы летаем в космос, приручили реки, клонировали овцу, придумали интернет и т.д. Но в общей гонке за всеми благами, предоставляемыми нам техническим прогрессом, мы забыли о своём доме – Земле, и о наших соседях, таких же полноправных жителях Планеты, как и мы. За долгие годы своего разумного существования люди так повлияли на окружающую среду, подвергая ее изменениям, что теперь эти изменения влияют и на самого человека. Ломая, калеча и убивая мы удивляемся– почему Природа бунтует? Да она защищается. Загрязнение окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, истребление растений и животных – все это может в конце-концов привести к гибели самого человека. Чтобы не случилось этого необходимо полностью пересмотреть и изменить отношение к окружающей природе. Нужно не просто защищать природу, а защищать человека в ней.
|
|
Человечеству пора задуматься о рациональном использовании природных ресурсов, о сохранении окружающей среды. Глобальные проблемы человечества связаны не только с загрязнением окружающей среды, но и с изменением сознания человечества. Любовь к родным местам у степняка, связана с тем, что их жизнь проходила в ежедневном общении с природой. Потому буряты воспитывали у детей с малолетства бережное отношение к окружающей среде через определённое табу – «нельзя» - «сээртэй». Табу (запреты «сээр») по отношению к природе можно подразделить на:
Этноэкологические традиции хори-бурят - совокупность народных знаний, умений и навыков, накопленных в процессе взаимодействия с природным окружением и эти правила строго соблюдались веками. | Советы подрастающему поколению (для будущего использования) — Нельзя бросать в огонь мусор, заливать грязной (с отходами, кровью) водой. Это разгневает божества Огня и Воды. |
Бернард ШОУ | Выполнила: Васильева Саяна, ученица 7 «а»класса МБОУ «АСОШ»2» Научный руководитель: Жаргалова Бальжима Дугаржаповна, учитель истории Агинское 2019г. |
Слайд 1
Российская Федерация Забайкальский край, п.Агинское Тема работы: «Этноэкологические табу бурят в сравнении с современными законами, регулирующими соблюдение экологического баланса» Выполнила: Васильева Саяна, ученица 7 «а» класса МОУ «Агинская средняя школа №2» Руководитель: Жаргалова Бальжима Дугаржаповна, учитель истории МОУ «Агинская средняя школа №2» 2019г.Слайд 2
Забыли о традициях предков, Загрязняя природу повсюду, За что же страдает земля, За безнравственность людей отвечая ?
Слайд 3
Цель работы - рассмотрение этноэкологических табу бурят в контексте современных экологических законов, именно законов Б.Коммонера. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: Изучить и проанализировать научную литературу по рассматриваемой теме Сравнить этноэкологические табу бурят (взаимодействие бурят с природой подчинялось строгим правилам) с экологическими законами Б.Коммонера. Выяснить, насколько соблюдаются экологические обычаи и традиции современными бурятами. Провести опрос среди учащихся МБОУ «АСОШ№2», в ыявить знание детей об этноэкологических табу бурят и об их соблюдении в современное время Создать памятку подрастающему поколению для бережного отношения к природе «Рекомендации по соблюдению экологических законов в современном мире» Предмет исследования : экологический опыт взаимодействия бурят с окружающей средой. Объект исследования : экологически законы Б.Коммонера, этноэкологические табу бурят.
Слайд 4
Неудержимой быстротой скакал гнедой жеребец…
Слайд 5
Хори-буряты всегда воспитывали бережное отношение к природе
Слайд 6
Всё было связано с природой
Слайд 7
1. Без надобности запрещалось копание земли; 2. При добыче лекарственных трав, места засевали семенами растений; 3. При перекочевке удаляли колья из земли; 4. Строго запрещалось разбрасывать мусор; 5. При перекочевке, место оставляли чистым. Хорюул (табу) по отношению к земле
Слайд 8
Хорюул (табу) по отношению к деревьям Запрещалось рубить вечные деревья: кедр, ель; Запрещалось рубить деревья у истоков рек; Запрещалось рубить одинокие деревья; Запрещалось рубить старые деревья; Запрещалось рубить молодые деревья; Запрещалось рубить деревья, стоящие на краю леса; Запрещалось рубить деревья на святых местах; Запрещалось громко кричать в лесу.
Слайд 9
Хорюул (табу) по отношению к рекам и озерам Строго запрещалось бросать мусор в реки и озера; Строго запрещалось проливать кровь в реку или вблизи нее; Запрещалось ходить к водоему ночью, брать воду; Запрещалось громко кричать вечерами возле рек и озер; Запрещалось стирать грязные вещи в реках и озерах; Строго запрещалось попадание нечистот в целебные источники – аршаны.
Слайд 10
Хорюул (табу) по отношению к горам (обоо) 1. На обоо нельзя вести себя непристойно, т.е. драться, ругаться; 2. Нельзя разворачивать камни; 3. Нельзя брать или трогать вещи, которые были поднесены духам-хозяевам местностей; 4. В местности, где есть обоо нельзя охотиться.
Слайд 11
Хорюул (табу) по отношению к диким животным Строго запрещалось убивать тотемных животных; Строго запрещалось убивать животных на святых местах; Строго запрещалось убивать всех животных из стада; Нельзя было убивать спящих, находящихся в беспомощном состоянии животных; 5. Строго запрещалось убивать понапрасну; 6. Весной нельзя было охотиться на птиц; 7. Запрещалось осенью охотиться на крупных самцов; 8. После гона не охотились на самок животных.
Слайд 12
Многовековые традиции и обычаи бурятского народа выработали огромный практический опыт в воспитании детей, привитие им любви и уважения к своей малой Родине. Каждодневные утренние поклоны богам, очагу и родной природе – в этом буряты видели воспитание любви к родному краю. При этом просили благополучия не себе, а всему живому на земле!
Слайд 13
Дамба Жалсараев: Спросили старца — что такое счастье? Он бороды потрогал остриё И, головой качая в знак согласья, Сказал: «Оно у каждого своё. Но есть и счастье общее, которым Ты тоже должен обладать сполна — Любовь к народу и к родным просторам! Без них мы все, как без корней сосна, Как ствол без веток, как без листьев ветка — И счастье на порог не ступит твой! Люби народ и землю беззаветно И будь любим народом и землей!
Слайд 14
Полученные выводы: Этноэкологические табу бурят - совокупность народных знаний, умений и навыков, накопленных в процессе взаимодействия с природным окружением и эти правила строго соблюдались веками. В ходе исследования помимо теоретического изучения темы исследования был проведен опрос среди учащихся. Была составлена памятка для бережного отношения к природе Также появилась необходимость в продолжении работы по этой теме – продолжении работы в контексте современного законодательство РФ .
Российская Федерация
Забайкальский край, п.Агинское
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее - Юниор 2020»
Региональный этап (заочный этап)
Секция: «Социология»
«Этноэкологические табу бурят в сравнении с современными законами, регулирующими соблюдение экологического баланса»
Васильева Саяна Дагбаевна
МОУ «Агинская средняя школа №2», 7 «а» класс
Научный руководитель:
Жаргалова Б.Д., учитель истории
МОУ «Агинская средняя школа №2»
г.Агинское, 2019-2020 уч.г.
«Этноэкологические табу бурят в сравнении с современными законами, регулирующими соблюдение экологического баланса»
Васильева Саяна,
Российская Федерация, Забайкальский край, п.Агинское
МОУ «Агинская средняя школа №2», 7 «а» класс
Содержание
Аннотация …………………………………………………………………………………………3
План исследований……………………………………………………………………………...4-5
Научная статья…………………………………………………………………………………6-16
Заключение ………………………………………………………………………………………17
Приложения ……………………………………..
«Этноэкологические табу бурят в сравнении с современными законами, регулирующими соблюдение экологического баланса»
Васильева Саяна,
РФ, Забайкальский край, п.Агинское, МОУ «Агинская средняя школа №2», 7 «а» класс
Аннотация
В данной работе рассматриваются этноэкологические табу бурят в контексте современных
экологических законов (законов Б.Коммонера)».
Цель работы - сопоставить этноэкологические табу бурят с современными экологическими законами Б.Коммонера.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Провести опрос среди учащихся МБОУ «АСОШ№2», выявить знание детей об этноэкологических табу бурят и об их соблюдении в современное время
Для проведения исследования мы использовали стандартные методы: анализ научной литературы, анализ материалов, опрос, обобщение.
Предмет исследования: экологический опыт взаимодействия бурят с окружающей средой.
Объект исследования: экологические законы Б.Коммонера, этноэкологические табу бурят.
Полученные выводы:
«Этноэкологические табу бурят в сравнении с современными законами, регулирующими соблюдение экологического баланса»
Васильева Саяна,
Российская Федерация, Забайкальский край, п.Агинское
МОУ «Агинская средняя школа №2», 7 «а» класс
План исследования
Для сохранения мира будущим поколениям наиболее актуален вопрос о формировании этноэкологической культуры у детей, так как многовековые традиции и обычаи бурятского народа выработали огромный практический опыт в охране окружающей природы и воспитании любви к родному краю.
Проблема взаимоотношения человека и природы всегда была предметом глубокого философского интереса. К ней обращались крупнейшие мыслители прошлого (Сократ, Эпикур, Л. Сенека, Б.Спиноза, И.Кант, Ф. Шеллинг, Г.Гегель и др.) пытавшиеся определить место и роль человека в окружающей среде.
В трудах известных ученых П.Р.Атутова, Н.И. Болдырева, И.Я. Леонова, М.И. Махмутова и др. определены основные пути формирования мировоззрения подрастающего поколения. Основой мировоззренческих взглядов и убеждений является уже открытые закономерности развития природы, познавательные возможности человека, перспективы взаимодействия общества и природы с учетом заботливого и бережного отношения человека к окружающей среде и в разумном пользовании ее ресурсами[2].
Важно отметить, что перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения отношения к природе и обеспечении соответствующего воспитания и образования современного поколения. Настояние современной эпохи – это согласованность общественной (человеческой) жизнедеятельности с требованиями окружающей среды. Настояние, которое в центр внимания ставит человека, его здоровую, плодотворную жизнь в гармонии с природой. Взаимодействие природы и общества, их гармоничное развитие обеспечивают стабильность окружающей человека среды[7].
Гипотеза исследования - эстетическое отношение к природе и интуитивное соблюдение основных экологических законов позволило бурятам сохранить для своих потомков в первозданном виде территорию с находящимися на ней природными ресурсами.
По мнению исследователей (С.Н.Глазачева, Б.Т.Лихачева, В.В.Маринкова и др.) экологическое образование может быть эффективным при условии раскрытия его содержания во взаимосвязи всех школьных дисциплин. От уровня экологической воспитанности, мировоззренческой зрелости зависит будущее человечества[7].
И поэтому надо подводить школьников к пониманию, что от экологии души зависит экология природы. Усвоение конкретных фактов, понятий необходимо сочетать с данными, углубляющими знания школьников о глобальных экологических проблемах, о необходимости срочного поиска выхода из них[6].
Новизна работы:
Практическая значимость исследования: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы для создания памятки, рекомендации для школьников, также материалы будут апробироваться на конференциях разного уровня.
«Этноэкологические табу бурят в сравнении с современными законами, регулирующими соблюдение экологического баланса»
Васильева Саяна,
Российская Федерация, Забайкальский край, п.Агинское
МОУ «Агинская средняя школа №2», 7 «а» класс
Научная статья
С древних времён буряты учили своих детей жить в согласии с природой, тому, что естественная среда обитания человека природа - это дом, в котором всё находится в соподчинении и взаимодействии. Считалось, что природа выше всего. Экологические традиции духовной жизни бурятского народа зародились ещё в каменном веке, дальнейшее развитие получили в эпоху расцвета шаманизма и буддизма.
Неудержимой быстротой скакал гнедой жеребец по просторной степи под седлом юноши. Их сердца стучали в унисон. Вечно синее небо над головой, необъятные просторы - это был их дом. Пение жаворонка, переливание ковыля, аромат цветущего луга - это ли не самая большая радость в их жизни. А как же приятно отдохнуть после быстрой скачки, прильнуть к свежему прохладному роднику, а потом лежать под открытым звездным небом, на свежей прохладной траве.
Любовь к родной земле, обожествление природы, ощущение единства с природой передавалось с молоком матери у кочевников – бурят. На основе этой любви сложилась уникальная культура бурятов: традиционное жилище – юрта, являло собой образ Вселенной, традиционная обувь всегда имела загнутый вверх носок - чтобы нечаянно не поранить при ходьбе землю, серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом, развевающийся на верхушке шапки залаа - знак солнца и лучей солнца, орнаменты и узоры символизируют природу и т.д[3].
Табу (запреты «сээр») по отношению к природе можно подразделить на:
Запреты бурят по отношению к земле:
Особенно бережное и трепетное отношение сложилось к Земле-матери, прародительнице всего сущего. Ее тело отождествлялось с земной поверхностью, а все, что на ней живет и растет, воспринималось как ее живые дети. Большим грехом считалось не только копание земли, но даже царапанье почвы. Добывая клубни и корни лекарственных трав, буряты разравнивали почву, засевали место семенами этих растений. При перекочевке обязательно удаляли остатки кольев из земли, ведь это равнозначно занозе в теле человека, а земля – мать. По традиции, при перекочевке ни одного мусора не должны были оставлять за собой[5].
Запреты бурят по отношению к деревьям:
Рубить «вечные» деревья - кедр и ель - категорически нельзя было. Считалось, что этим неблаговидным поступком не только вредишь природе, но и укорачиваешь свою жизнь, а также жизнь своих потомков. Ну, а если уж человеку по предельно острой необходимости нужно было всё же срубить то или иное дерево, то это всегда предполагало соблюдение целого ряда сложных ритуальных действий. Для растопки всегда использовали сухостой. Нельзя было рубить одинокие деревья, деревья, стоящие на краю леса, деревья у истоков рек, деревья, находящиеся у рек и озер, молодые деревья, старые деревья, особенно запрещалось рубить или ломать ветки на святых местах, а их у бурятов было много. На многих святых местах, привязывали ленточки – залаа или хадак - ленты из шёлковой или любой другой материи, повязываемые на деревья в священных местах хозяевам местностей и духам предков в качестве символа уважения, добрых намерений и всевозможных даров. Привязывая полоску материи в месте обитания духов, человек обращался к нему с просьбой. Большим грехом считали отнять жизнь у долгожителей земли, а к ним относилось дерево. Также, если у семьи не было детей, специальным обрядом просили у дерева детей, дерево должно было быть крепким, молодым, здоровым. Верили, что если повалить дерево с «хозяином» или слишком много срубить деревьев, тем навлекаешь смерть на себя и на своих потомков. Плохим предзнаменование было видеть во сне поваленное дерево, считали, что кто-нибудь погибнет[8].
Запреты по отношению к рекам и озерам:
Одним из самых строгих запретов было не загрязнять воду мусором, отходами, всякими нечистотами, особенно, не должны были проливать кровь в воду и поблизости воды. Считалось, что хозяин воды – лусад отравится. Царь воды имеет небесное происхождение, относится к числу светлых и добродетельных. Буряты считают его старцем, живущим на дне глубоких вод и имеющим большое количество прислужников. Древние законы бурятов строго запрещали громко кричать вечерами на реках и озёрах, не принято было ходить вечером к речке, проруби за водой или волновать ночью воду каким-нибудь образом. Нельзя было черпать воду из реки или озера немытым подойником, грязным ведром с сажей, стирать бельё, мыть тело в реке и т.д. чем можно загрязнить водоемы, так как этим можно вызвать гнев хозяинов водоемов “Лусууд” - водяных духов[1]. Реки, озера, источники и вообще вода всегда занимали немаловажное место в верованиях и культах бурят. Каждая река и озеро имели своего хозяина. Буряты посвящали духам вод специальные обряды, просили обилия, влаги, плодородия, в основе которого лежали почитание и благодарность. Вода также олицетворялась с чистотой, блеском. Особенным почитанием, смешанным со страхом, пользовались вытекающие из земли источники – целебные источники - аршан, находившиеся в распоряжении хозяев местности. В отношении к ним существовал целый кодекс правил и запретов, ибо источники были целебными и лечили многих людей. Верили, что нарушителей запретов хозяин воды наказывает различными болезнями и неприятностями[5].
Запреты по отношению к горам – Обоо:
К культу гор следует отнести также обычай сооружать на вершинах гор, на горных перевалах кучи камней в честь горы или ее хозяина, т.е. горного духа, путем бросания камня каждым прохожим. Такие кучи камней известны под названием "обоо". У буддистов "обоо" украшаются хадаками и хий морин (Кони ветра), лентами на высоких жердях и т.д. У бурят-шаманистов различные обряды у каменных "обоо" совершал шаман.
Выражение «Обоо тахиха»: Слово обоо в названии имеет такие значения как «грудь», «насыпь», «курган», «куча», а тахил – почитание путем жертвоприношений, обряд. Обоо – алтарь хозяина места, духа, владеющего данной местностью.
По бурятским верованиям чтобы сабдаки – духи - хозяева местностей признали культовое сооружение, чтобы собирались, когда их призывают на ритуальное угощение и проводят обряд обоо тахилган. Обоо было местом поклонения духам, тотемным божествам, поэтому на месте обоо нельзя было вести себя непристойно, т.е. драться, ругаться, особенно в таких местах категорически нельзя было охотиться, также старались не трогать, не разворачивать камни на горе. Раньше буряты умерших людей не хоронили, а оставляли в долинах между горами, на возвышенности, поэтому в таких местах сильно не шумели[6].
Запреты по отношению к диким животным:
В традиционном мировоззрении бурят особое место занимают представления о животном мире. Этнографы выявили в культуре бурят реликты тотемизма. Так, орел (ехэ шубуун ) почитался бурятами как родоначальник шаманов и как сын хозяина острова Ольхон. Лебедь (хун шубуун ) считалась прародительницей одного из основных этнических подразделений бурят — хори. Широкое распространение получили культы лесных зверей — волка, оленя, кабана, соболя, зайца, а также медведя. При охоте на диких копытных запрещалось уничтожать всех животных из стада, попавших в глубокий снег или загон. Часть их обязательно выпускалось. Нельзя было охотиться на диких оленей, косуль, лосей-производителей в осеннем складе, убивать спящих находящихся в беспомощном состоянии животных. При всем стремлении к получению богатой добычи на охоте нельзя было преступать меру дозволенного, убивать зверей понапрасну[9]. Буряты верили, что на каждого охотника в жизни отпущено определенное количество зверей, если он убьет больше, то может расплатиться своей жизнью или жизнью своих детей.
Охота на мясного зверя имела целью добычу продуктов питания для улучшения пищевого рациона и шкур крупных зверей, необходимых для домашнего производства. Выбирая объект охоты, старались сохранить взрослых репродуктивных диких животных. По окончании гона зверей буряты не промышляли на самок животных, что способствовало сохранению эффективности охотничьих угодий. На лосей и изюбров буряты предпочитали охотиться в начале гона, так как в это время они были хорошо упитанны, а в конце гона сильно теряли в весе и мясо их не представляло особой ценности.
Весной нельзя было охотиться на птиц. Знание образа жизни и повадок животных позволяло избирать и соблюдать нужные сроки, объемы и объекты охоты, не истощая естественные запасы.
Таким образом, буряты никогда не противопоставляли человека природе, они считали себя её детьми, прекрасно чувствовали живой дух земли и понимали, в какой мере зависимы от него. Все вокруг имело своих духов-хозяев определенных местностей, которые покровительствовали определенному месту, защищали и оберегали это место. В традиционной культуре бурят "хозяином местностей" чаще всего представляли огромным седобородым старцем, разъезжающим на лошади или на олене или женщиной, или старухой, или птицей, или оленем или другим животным. Они могли быть добрыми или гневными, если устраивали грязи и беспорядок в том месте, где они обитали. Чтобы не прогневать их, надлежало соблюдать чистоту и тишину, нельзя было хвастаться добычей, разводить беспорядок, бросать в огонь шерсть, войлок или все, что издает при горении зловоние, разворачивать камни и землю без надобности. Были обязательны обряды угощения "хозяина местностей».
Человек – часть природы, он связан с ней своим происхождением и существование. Подобно другим биологическим видам на первых этапах своей эволюции он находился со средой обитания в динамическом равновесии. Начало человеческой цивилизации связывают с переходом от собирательства к производящей форме деятельности (появление и развитие земледелия и животноводства). Социальная система, возникшая как дополнение к природной, начинает противостоять ей как разрушительная сила. Общество, разрушающее окружающую природную среду в процессе потребления, лишает себя будущего. Поэтому одной из важнейших задач, которые необходимо решить человечеству в настоящее время, является не только изучение антропогенных изменений окружающей природной среды и разработка методов ее сохранения и охраны в интересах сохранения жизни на Земле, но и поиск законов функционирования и развития этой отрасли объективной реальности. В разные периоды было сформулировано 16 основных экологических законов:
Экологические законы Б. Коммонера, их интерпретация
В 1974 американский эколог Барри Коммонер их обобщил и сформулировал максимально сокращенный и упрощенный вариант законов экологии.
На современном этапе развития науки и техники человечество уже меньше зависит от природы, но зависимость эта сохранилась, и не просто сохранилась, а усложнилась, поскольку изменилась только относительная роль законов природы. Человечество, по-прежнему зависит от энергетических, минерально-сырьевых, биологических, водных и других природных ресурсов. Поэтому законы экологии Барри Коммонера, отражающие общие системные закономерности функционирования и развития объективной реальности, следует помнить и учитывать в своей повседневной деятельности[5].
«Этноэкологические табу бурят в сравнении с современными законами, регулирующими соблюдение экологического баланса»
Васильева Саяна,
Российская Федерация, Забайкальский край, п.Агинское
МОУ «Агинская средняя школа №2», 7 «а» класс
Экологические законы Б.Коммонера в традициях и обычаях бурят
Буряты не отделяли себя от природы, поскольку традиционными формами их хозяйственной деятельности были собирательство, охота, рыболовство, кочевое и полукочевое скотоводство [2].
Проанализировав традиции и обычаи бурят по отношению к природе и экологические законы Б.Коммонера, мы наблюдаем схожесть табу бурят и законов Б.Коммонера. Далее приведем в чем заключается эта схожесть.
1 закон Б.Коммонера гласит «Все связано со всем». Это и проявляется и в табу бурят. Все происходило не просто так, все было взаимосвязано, далее приведены примеры:
В основе многих обрядов бурят лежат чувства благодарности, благоговения, что подчёркивает неосознанное глубинное понимание хрупкости экологической среды. В этой связи можно говорить о наличии рациональных механизмов адаптации к среде обитания, умении сохранять баланс во взаимоотношениях со средой, путём осуществления стихийных природоохранных мер. Хорошо известны системы строгого ограничения времени, места и масштабов охоты на животных, сбора растений. Охота
производилась только на взрослых самцов, убийство самки расценивалось как негативное деяние. Детенышей убитой самки нельзя было оставлять в живых, считалось, что они обречены на страшную, голодную смерть. Иногда детенышей копытных животных оставляли и выращивали вместе с домашним скотом. Существовал запрет заниматься охотой в местах, где проходил отел лосей, косуль, маралов и т. д. Нельзя было затевать охоту, когда животные находились в бедственном положении после засухи, половодья или гололедицы, бескормицы [6].
Плодородие всегда являлось для бурят важнейшим фактором жизнедеятельности. Они изучали, на каких угодьях и как лучше содержать животных, а потому старались оберегать землю. При пастьбе сгоняли отару или гурт по пологому склону, не допуская перекатывания камней на пастбищные и сенокосные угодья. Вообще, сдвигание с места камней считалось большим грехом, если только это не было очищением дороги. Недаром у бурят-монголов носовая часть обуви всегда загнута[7].
Многочисленные предписания и запреты на использование отдельных видов природных богатств были сформулированы в религиозных нормах, которые воспринимались верующими как проявления сверхъестественных сил.
У всех охотничьих и скотоводческих народов Центральной Азии существовала система запретов, служивших сохранению окружающей среды и животного мира, регуляции взаимоотношений человек — природа. Так, особенно бережное и благоговейное отношение сложилось к Земле-матери, прародительнице всего сущего. Ее тело отождествлялось с земной поверхностью, а все, что на ней живет и растет, воспринималось как ее живые дети. Древние поверья и предания бурят указывают на то, что духи гневно реагировали на распахивание почвы, вырубку лесов, загрязнение рек, насылая на виновников всевозможные болезни и стихийные бедствия.
Существовало поверье, что гибель дерева влечет за собой смерть человека. Считалось, что если во время грозы или бури было сломано много деревьев — много людей уйдет из жизни, плохим предзнаменованием являлось привидевшееся во сне поваленное дерево. Существовал запрет рубить дерево без особой надобности. Даже на зиму раньше не заготавливали дров, т.е. специально для этого не валили, а использовали для топлива обычно сухостой и валежник. Существовали так называемые «мунхэ модон» — «вечные деревья» (кедр, ель), которые почитались особенно благоговейно. Разумеется, рубить эти деревья также запрещалось. Более того, это могло привести к болезни не только того, кто срубит дерево, но и его потомков. Некоторые деревья отмечались особым знаком — «эзэтэй модон» (т.е. дерево имеет свой дух).
До и после охоты, чтобы обеспечить ее успех, проводился обряд жертвоприношений хозяину тайги, который якобы зорко следил за чистотой и порядком в лесу. Все дикие звери считались собственностью хозяина тайги. У бурят существовал обычай: с каждым из встретившихся на пути людей удачливый охотник должен был обязательно поделиться своей добычей. С одной стороны, это был жест доброй воли, с другой стороны, принявший дар как бы разделял ответственность за пролитую кровь.
Мера добычи ограничивалась негласным правилом «нельзя относиться с жадностью к дарам природы» (дайдын хэшэгтэобтожо болохогуй), «тайгу опустошать, промышляя нельзя: северную сторону разрушать, охотясь нельзя» (тайгые тапарсарнь - агнахагуй, арые айрсарнь агнахагуй). На этот счет бытовали поверья о том, что у жадных охотников могут погибнуть дети как бы взамен, убитых сверх меры зверей. Жизнь животных оценивалась высоко, как и жизнь человека. Соблюдение подобных ритуалов воспитывало у молодых охотников, скотоводов умение сопереживать, уважение к живому [7].
Таким образом, в этих примерах ясно прослеживается связь явлений природы, их зависимость друг от друга, как и в законах Б.Коммонера.
В ходе исследования помимо теоретического изучения темы исследования был проведен опрос среди учащихся. Для опроса была составлена анкету (Приложение 1). Участвовало 30 учащихся.
Этноэкологические табу бурят - совокупность народных знаний, умений и навыков, накопленных в процессе взаимодействия с природным окружением и эти правила строго соблюдались веками. Но в современных условиях ситуация иная, из проведенного опроса среди учащихся, возраст 10-12 лет, я узнала, что многие дети не знают или недостаточно знают о этноэкологических табу бурят (13%), так родители не сообщают информацию своим детям, нет полноценной информации в СМИ, популяризирующей экологическое воспитание современного общества. По данным анкетирования выяснилось, что большинство экологических обычаев и традиций утратили свою значимость для современного бурятского народа. Так учащиеся смогли перечислить несколько примеров обычаев и традиций (35%), некоторые учащиеся не придерживаются никаких традиций (11%). Но все солидарны в одном вопросе – нам необходимо знать и придерживаться традиций и обычаев, по которым жили наши предки (100%). Необходимо знать и передавать следующим поколениям знания и опыт бережного и почитаемого отношения к природе и всему живому, что нас окружает, поэтому появилась необходимость в продолжении работы по этой теме.
Также была составлена памятка для бережного отношения к природе «Рекомендации
«Экологические законы в повседневной жизни» (приложение 2)
«Этноэкологические табу бурят в сравнении с современными законами, регулирующими соблюдение экологического баланса»
Васильева Саяна,
Российская Федерация, Забайкальский край, п.Агинское
МОУ «Агинская средняя школа №2», 7 «а» класс
Заключение
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. В основе исторического формирования традиций, обычаев бурят лежат нравственные и духовные стороны отношений человека и общества к природе, прослеживается формы эстетического отношения к природной среде и соблюдаются экологические законы. Деградация нравственных и духовных качеств современного человека ведет к разрушению. Учитывая современное состояние окружающей среды, дальнейшее развитие человеческого общества может быть успешным только при уважительном отношении к природе.
Приложение 1
Опрос учащихся МБОУ «Агинская средняя школа №2»
Возраст _________
Дата ___________
а) Да
б) Нет
__________________________________________________________
а) Да
б) Нет
в) не все
а) Да
б) Нет
в) Не знаю
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
а) запрет по отношению к земле
б) запрет по отношению к деревьям
в) запрет по отношению к рекам и озерам
г) запрет по отношению к горам
д) запрет по отношению к диким животным
Приложение 2
Памятка подрастающему поколению для бережного обращения с природой
Рекомендации «Экологические законы в повседневной жизни»
Если каждый человек возьмет на вооружение эти простые рекомендации – это будет большим вкладом в сохранение окружающей среды.
«Этноэкологические табу бурят в сравнении с современными законами, регулирующими соблюдение экологического баланса»
Васильева Саяна,
Российская Федерация, Забайкальский край, п.Агинское
МОУ «Агинская средняя школа №2», 7 «а» класс
Список использованной литературы
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Колумбово яйцо
Лепесток и цветок
Круговорот воды в пакете
Флейта и Ветер