Целью исследовательской работы является: определение значения старообрядческих обычаев и традиций в жизни Евтинской сельской территории Беловского района
Задачи:
1.Рассмотреть понятие «старообрядчество» и его происхождение в истории России;
2.Изучить историю появления старообрядцев на территории Кемеровской области и Беловского района;
3.Собрать информацию о сохранении традиций и обычаев старообрядчества на Евтинской сельской территории в наше время.
Гипотеза: в настоящее время сохраняются традиции и обычаи старообрядчества.
Вложение | Размер |
---|---|
Значение старообрядческих обычаев и традиций в жизни Евтинской сельской территории | 96.16 КБ |
Презентация к докладу | 2.18 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новокараканская средняя общеобразовательная школа»
Тема работы
Значение старообрядческих обычаев и традиций в жизни
Евтинской сельской территории
Предметное направление: Общественные дисциплины. Краеведение
Автор:
Сорокина Софья Алексеевна, 8 класс,
Руководитель:
Ненашева Ольга Ивановна,
учитель истории,
высшая квалификационная категория
Беловский район
2019
Содержание
2.1.Обычаи и традиции староверов Евтинской сельской территории:
крещение, венчание, отпевание
2.2. Повседневная жизнь
Введение
Старообрядчество - это совокупность религиозных учений и организаций в составе русской православной церкви, которые отвергли предпринятую в 1650—1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу. Целью реформы была унификация богослужения Русской церкви с Церковью Константинопольской. Реформа предполагала сменить содержание Библии по греческим образцам, убрать несоответствующие иконы, сделать поклоны поясными, а крещение выполнять тремя перстами. Церковная реформа вызвала раскол в Русской церкви. Тех, кто поддержал старую веру стали называть «раскольниками» и они преследовались церковными и светскими властями. После распада Российской империи и образования Советского государства, преследования старообрядцев продолжалось. Только на рубеже 20-21 веков староверы перестали скрывать свою веру, открыто исповедуют её, стали создавать старообрядческие церкви.
Целью исследовательской работы является: определение значения старообрядческих обычаев и традиций в жизни Евтинской сельской территории Беловского района
Задачи:
1.Рассмотреть понятие «старообрядчество» и его происхождение в истории России;
2.Изучить историю появления старообрядцев на территории Кемеровской области и Беловского района;
3.Собрать информацию о сохранении традиций и обычаев старообрядчества на Евтинской сельской территории в наше время.
Гипотеза: в настоящее время сохраняются традиции и обычаи старообрядчества.
История старообрядчества в Кузбассе начинается с конца XVII века. Выходцы их поморов, они бежали от преследований официальной православной церкви и селились в Верх-Чулымской тайге. В письменных источниках зарегистрированы самосожжения старообрядцев села Поломошное Яшкинского района.
В начале XVIII века начался поток старообрядцев, беженцев из Нижегородской губернии, с реки Керженец, притока Волги (там находился старообрядческий центр). Их стали звать «кержаками».
В конце XVIII века старообрядцев отправляли в Западную Сибирь и приписывали к Кузнецким заводам.
Одни из них «поповцы», другие попов не признают и называются «беспоповцами». К концу XIX в Кузнецком округе миссионеры зарегистрировали 3327 старообрядцев.
При советской власти, они претерпевали гонения, были зажиточными, как тогда говорили, имели кулацкое хозяйство.
Новый поток старообрядцев в Кемеровскую область начался после коллективизации 1929-1930-х годах. Часть старообрядцев была раскулачена и выслана в Нарымский край, часть переселилась из деревень в города, в т. ч. в Сталинск, где в это время развернулось крупное строительство. Некоторые старообрядцы ушли в глухую тайгу.
В годы Великой Отечественной войны многие староверы Сибири поддерживали борьбу против фашизма: в охотничьих артелях добывали пушнину и золото в Фонд обороны. Встречались и упоминания о староверах, уходивших на фронт в составе добровольческих сибирских дивизий.
На основании закона Конституций Российской, статьи 28, каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними; был проведен опрос о старообрядцах среди учителей и учащихся МБОУ «Новокараканская» СОШ. В опросе приняли участие все желающие.
Основная часть
В настоящее время официально зарегистрировано две церкви старообрядцев на территории Кемеровской области. Это Русская Древлеправославная Церковь в поселке Урск Гурьевского района и Русская православная старообрядческая церковь в честь иконы Божией Матери «Всем скорбящим Радость» в Новокузнецке.
На территории Беловского района официально зарегистрированной старообрядческой церкви нет. Однако, среди верующих оказались представители разных часовен в составе старообрядцев. Это представители Русской православной старообрядческой церкви в честь иконы Божией Матери «Всем скорбящим Радость», «беспоповские» и «киржаки». Знают во всей округе старообрядцев из Старобачат - Останиных и Буймовых.
Удалось найти семьи, которые совершают богослужения в тесном семейном кругу, это уникальное явление, когда представителями самостоятельного толка становятся староверы, связанные исключительно родственными узами, например, в селе Каракан. Многие из них продолжают жить по обычаям и традициям веры, которая им перешла к ним от предков. Составлена беседа с Токминым Леонидом Федоровичем, проживающим в селе Вишневка, и Майшевым Анатолием Филипповичем из села Каракан. Своими воспоминаниями о бабушках старообрядческой веры поделились учителя нашей школы: Щеглова Елена Николаевна о бабушке староверке Москалевой Елене Фатеевне, Гаденова Светлана Николаевнао бабушке Буймовой. О дедах –старообрядцах рассказали ученики 8 класс Терешонок Александра, дедушка Майшев Анатолий Филиппович, и Старцев Егор.
Все традиции и обряды старообрядцев, в основном, носят религиозный характер, поэтому речь в данной главе пойдет о традициях и обрядах, связанных с крещением, венчанием и отпеванием.
Обряд крещения происходит в церкви с троекратным погружением, если крещение идет в церкви и мало чем отличается от крещения в официальной православной церкви. За исключением церковного хода и чтения молитв. Для тех, верует в незарегистрированной общине или в пределах семьи, то обряд крещения происходил дома. Крестит ребенка старшая в этой семье бабушка, она окунает младенца в воду деревянной кадушки три раза. Считается, что трехкратное погружение спасает новорожденного от первородного греха. Крещение в реке или пруду уже не проводят. Хотя в недавнем прошлом это было обязательное условие. Принимает ребенка у старшей бабушки восприемная мать (это должна быть обязательно родственница). Родители в этом обряде не участвуют. Когда ребенка заносят в дом, на тело надевают новый крестик, он считается символом оберега и веры. Оберегают детей от нечистой силы, крестик снимать нельзя. На ребенка одевают льняную рубашку и опоясывают ленточкой, такой же, что на крестике. Постоянно читаю молитвы. Восемь дней ребенка не моют и родители вместе не спят. Через 8 дней моют дом, освещают его святой водой. Купают ребенка. Имя ребенку дают Иван, Василий, Петр, Павел, Савелий, Карп, а девочкам Анна, Татьяна, Мария, Евдокия, Ульяна Евфросинья. Мальчику имя выбирают по дню святого, а девочке по святым за неделю до и после крещения.
Обряд венчания. Если это официальная старообрядческая церковь, то венчание проходит в церкви. Старовер мужчина может сам просить руки своей невесты. В конце обручения по старообрядческому чину положено возложение повойника на главу невесты, что совершенно исключено в новом чине. Повойник в новообрядческих храмах не используется. Во время пения 127 псалма в новообрядческом венчании поются припевы «Слава Тебе Боже наш», которых не было в дораскольном чине. Появились также и вопросы жениху и невесте, добровольно ли они вступают в брак. Вопросы эти впервые появляются в потребнике Петра Могилы. В старообрядческом чине венчания Апостол и Евангелие читаются в самом начале, в новообрядческом — после возложения венцов.
Различается и хождение вокруг аналоя. В старообрядчестве оно совершается трижды посолонь (по солнцу), при этом трижды поется тропарь «Святии мученицы…» и «Слава Тебе, Христе Боже…» В новообрядческом чине венчания хождение совершается против солнца, отличаются порядок тропарей, которые при этом поются: в первый раз «Исаие ликуй…», во второй «Святии мученицы…», в третий «Слава Тебе Христе Боже…»
Все свадьбы разные.
Первый день свадьбы проходит в доме невесты. В доме на стены вешают льняные с вышивкой стеновые полотенца, из домотканного холста. На столы стелют белые скатерти с вышивкой, поверх цветные многоремизного качества. Дружка и тысячка проводят свадьбу и развлекают гостей. После полуночи невесту увозят в дом жениха, выходя из саней, невеста должна встать на подушку или половик, которые постелет свекровь. По половику она должна дойти до самого крыльца, где молодых встречают с хлебом – солью, затем провожают спать в приготовленную комнату.
Второй день проходит в доме жениха. Приезжают коробейники (гости со стороны невесты) привозят приданое невесты. Их встречают жених, дружка, тысячка, родители и сваха. Никто из гостей не заходит в дом пока не выкупят сундук, а молодая жена за всем происходящим наблюдает из окна. После выкупа коробейников садят за стол, и молодушка угощает их лепешками – это первый стол. Гости мешают готовить лепешки, лазят на крышу, затыкают трубу, отбирают квашню, а жених ее выкупает.
За вторым застольем молодым дарят подарки, после чего гости кидают деньги с мусором, молодушка метет пол, а жених собирает деньги. В тюльку дров вбивают монеты, а жених колет дрова, после чего идут по воду на ключ, гости же мешают набрать воды. Ведра с водой ставят у дверей, гости кидают в воду монетки, а молодые их угощают напитком.
Третье застолье – чайное. После чего невесте заплетали косы, это говорило о том, что она мужняя жена. В этот день приглашают брачных (духовные лица). На кухне возле икон, ставят молодых. Невесте на голову одевают венец. Брачные читают молитву, а родители благословляют молодых, молодожены кланяются в пояс. Со своими родителями невеста прощается в доме и три дня не выходит на свет. В гости к родителям молодая жена приезжает по большим праздникам и только со своим мужем.
У верующих Русской православной старообрядческой церкви в честь иконы Божией Матери «Всем скорбящим Радость» свадьба проходит в один день. Жених с белой вышитой рубашке, а невеста в сарафане синего, коричневого или черного цвета, с покрытой головой вышитой шалью. На застолье не подают крепленых спиртных напитков.
Муж обязательно должен жену привести в свой дом. Невеста носит две косы, а жена уже одну.
Обряд отпевания. Старообрядцы хоронят представителей своей конфессии на отдельном кладбище от верующих официальной православной церкви. Гроб готовят деревянный (дупло) без единого гвоздя. Если такой не готов, то могут в обычном горбу, но он не обшивается материей. В гроб насыпают стружку. Тело покойника оборачивают белой тканью. Обрядовую одежду шьют специально назначенные люди, два человека. Вся обрядовая одежда белая, из домотканого холста или покупной бязи. Если хоронят «киржака», то могут хоронить без гроба, в сидячем положении, оборачивая в саван (белую ткань).
Крест может быть только деревянный, восьмиконечный, считается, что такой крест от Иисуса Христа. Дом, в котором жил умерший, хронят 40 дней (не включают радио, телевизор, не пьют спиртного, не устраивают праздники).На кладбище прощаются, троекратно перекрестившись и поклонившись, развернуться нужно через правое плечо. На поминках подают окрошку, уху, различные каши, рыбу, блины, компот, кисель. Спиртные напитки запрещены и у «киржаков», подают только медовый квас. Дети и старики едят из ребячей посуды, а остальные из мирской.
Респонденты рассказали, что Библия у староверов Константинопольская, часто встречается Острожская. Много часовен у верующих ( объединений). Отличаются Псалмы и Евангелие. Крестик восьмиугольный, на нем не изображают распятого Иисуса Христа.
Праздники совпадают с официальной православной церковью, но добавлены свои малые праздники в честь святых и великомучеников.
Всегда можно узнать старообрядца по бороде, им запрещено её стричь, как и женщинам запрещается стричь волосы, у женщины должна быть длинная коса. Женщина дома носит блузки, чтобы руки закрывала и длинную юбку. В церковь ходит с покрытой головой. Мужчины в церковь одевают кафтан и рубаху.
В быту уже мало чем старообрядцы отличаются от других верующих. Однако, не во все профессии им разрешены. Старообрядцы не получают высшего военного образования и не служат в полиции. Военная форма не предполагает ношения бороды. Женщины не могут работать в пунктах общественного питания, во время постов они голодают сами и не должны других кормить.
В простой мирской жизни старообрядцы не употребляют спиртных напитков и не курят. Это считается греховностью.
Когда старообрядцы переселились с хуторов в деревню, они отличались крепким хозяйством, добротными домами, жили сначала обособленно. Жители села Каракан вспоминают, что в детстве они ходили к домам старообрядцев, просили воды. Водой детей поили, но свои кружки никогда не давали. И по сей день бытует мнение, что староверы даже выбрасывают или разбивают посуду, из которой попил или поел чужак. Объясняется это тем, что долгое время старообрядцы ранее жили в лесах и боялись инфекции, которую могут принести чужие люди.
Как утверждает Токмин Леонид Федорович, что главное, что отличает старообрядца, это взгляд. Человек старой веры смотрит на мир с простотой и любовью.
Заключение
Старообрядчество, или раскольничество, представляет собою одну из интереснейших тем отечественной истории. Возникнув еще при царе Алексее Михайловиче, оно существует и в наши дни, отразив основные моменты истории Российского государства. Но самое главное – стремясь уйти от преследований официальной церкви, они были первыми, кто обживал и осваивал глухие медвежьи углы российских окраин. Общепризнанно, старообрядцы внесли свой вклад в развитие и освоение сибирских земель, распространение просвещения и образования в Сибири.
Старообрядцы учат потомков быть выносливыми, уметь преодолевать любые трудности, умело вести хозяйство в сельской местности, восхваляют трудолюбие. Они строят добротные дома. Своим образом жизни учат сохранять крепкую семью. Являются противниками употребления алкоголя и табачных изделий.
Их обычаи и традиции отличаются от устоев официальной православной церкви, но это не мешает им поддерживать мир на Земле, трудиться, воспитывать детей.
В настоящее время численность старообрядцев сокращается, мало приходит в старую веру молодежи.
Исследование дополняет знания по теме церковного раскола по истории России, предполагает дальнейшее изучение влияния старообрядцев на становление русского человека, формирование патриотизма в его характере.
Список литературы
Интернет – ресурсы
Груз обид
Цветущая сакура
Сочини стихи, Машина
Любили тебя без особых причин...
Цветение вишни в лунную ночь