Материал может быть полезен ученикам 9-х классов для работы над индивидуальной проектной работой.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_malopodvizhnogo_obraza_zhizni_na_organizm_shkolnikov.docx | 52.08 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26
с углубленным изучением отдельных предметов»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОРГАНИЗМ ШКОЛЬНИКОВ
Автор Гришина Кристина Дмитриевна, обучающаяся 9 «Б» класса
Руководитель Гилазтдинова Миляуша Тимергазеевна, учитель биологии
Нижнекамск
2020
Содержание
Обоснование проекта……. …………………………………………….…..…..3
Описание проекта……………………………………………….………………4
1. Гиподинамия и её влияние на организм.…………………………………....4
2. Причины малоподвижного образа жизни…………………………..……....6
3. Физическая культура…………………………………………………………7
4. Виды спортивных упражнений………………………………………………8
5. Методы исследования……………………………………………...………...9
5.1. Организация исследования и контингент обследуемых…………………9
5.1. Анкетирование среди учащихся………………………………………..….9
5.3. Методы определения артериального давления…………………………..9
5.4. Методика проведения функциональной пробы…………………………..10
Результаты………………………………………………….……………………11
Заключение ……………………………………….…………………………..…13
Литература……………………………………………………….……………....14
Приложение…………………………………………………………………..….15
Обоснование проекта
В век всеобщей компьютеризации различных видов деятельности человек всё меньше и меньше уделяет внимание своему физическому развитию. Родители часто не обращают внимание на малоподвижный образ жизни своих детей, которые всё чаще подвижные игры и занятия в спортивных секциях заменяют на компьютерные игры. Во многих семьях есть по одному, а то и по два три компьютера, мобильные телефоны с различными играми, но нет ни одной скакалки или мячика, не говоря уже о спортивном уголке. Да и в школе, вместо того, чтобы побегать на перемене, детей часто можно увидеть склонившимися над каким ни будь «гаджетом» или в столовой с пирожком. Я задала себе вопрос. Действительно ли ребенку, имеющему проблемы со здоровьем, необходимо двигаться.
Гипотеза исследования: малоподвижный образ жизни повышает АД, ЧСС, особенно после физической нагрузки, негативно влияет на общее состояние организма
Цель: определить влияние малоподвижного образа жизни на организм школьников
Для достижения данной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
1) Проведение анкетирования с целью создания 2-х групп испытуемых. 2) Изучение малоподвижного образа жизни на сердечно-сосудистую систему школьников.
Описание проекта
Гиподинамия – весьма распространенное состояние, которое можно наблюдать не просто у большого, а у огромного количества людей. В современной медицине данное понятие довольно часто именуют также гипокинезией.
Под гиподинамией и гипокинезией подразумевают снижение нагрузки на мышцы, что в свою очередь приводит к чрезмерному понижению общей двигательной работоспособности человеческого организма. Отметим сразу же, что состояние гиподинамии опасно и все потому, что оно оказывает негативное влияние на весь организм человека в целом.
Причины. В самую первую очередь попробуем разобраться во всех существующих причинах, способствующих развитию данного синдрома. Сразу же обращаем Ваше внимание на то, что таких причин на сегодняшний день предостаточно. Это и чрезмерное количество производственной автоматизации и механизации, и малоподвижный образ жизни, и нерациональное использование транспорта, и весьма продолжительное пребывание в космических полетах, и вынужденный постельный режим. Довольно часто к развитию гиподинамии приводит и не совсем правильная организация отдыха. Если говорить о причинах развития гиподинамии у школьников, то это, как правило, чрезмерные школьные нагрузки, которые не дают возможности детям как можно чаще играть либо заниматься спортом.
Влияние гиподинамии на человеческий организм А теперь что касается гиподинамии и ее влияния на человеческий организм. Как мы уже отмечали, влияние данного состояния во всех случаях носит только негативный характер. Гиподинамия отрицательно сказывается на работе как опорно-двигательного аппарата, так и центральной нервной системы, обменных процессов, кровообращения. Если говорить непосредственно о работе сердечно-сосудистой системы, то при гиподинамии отмечается явное снижение силы сердечных сокращений, а также уменьшение массы сердца. Помимо этого данное состояние способствует ослаблению сердечной мышцы, снижению энергетического потенциала сердца, сокращению его минутного объема, а также ослаблению как венозных, так и артериальных сосудов. Все эти явления неминуемо ведут к серьезному ухудшению снабжения тканей кислородом, то есть к гипоксии. Вполне возможны нарушения и в балансе жиров, белков, углеводов, а также солей и воды.
Немаловажно отметить, что гиподинамия отрицательно сказывается и на работе головного мозга. В результате, о себе дают знать следующие симптомы: общая слабость, уменьшение трудоспособности, бессонница, снижение умственной активности, чрезмерная утомляемость и некоторые другие. При гиподинамии отмечается также уменьшение емкости легких и легочной вентиляции. Довольно часто можно наблюдать и уменьшение интенсивности газообмена.
Что касается влияния гиподинамии на костно-мышечный аппарат, то в данном случае наблюдается уменьшение мышечной массы, развитие дегенеративно-дистрофических изменений и возникновение прослоек жировой ткани между мышечными волокнами. Все эти изменения становятся причиной очень сильного снижения тонуса мышц, что в свою очередь приводит к нарушению осанки, а, следовательно, и к смещению внутренних органов.
Гиподинамия не остается безучастной и в отношении желудочно-кишечного тракта. В этом случае данный синдром провоцирует задержку пищи в области желудка, а также усиливает процессы гниения и нарушает функционирование кишечника. Все эти состояния неминуемо ведут к развитию запоров либо частым изменениям стула.
Следует отметить, что кровеносные сосуды также весьма «болезненно» реагируют на гиподинамию, вызывая при этом развитие не только атеросклерозов, но еще и гипертонической болезни, варикозного расширения вен и многих других состояний. Вы не поверите, но гиподинамия влияет и на работу половых органов. Данная патология очень часто становится причиной снижения потенции и полового влечения.
2. Причины малоподвижного образа жизни
Причины малоподвижного образа жизни очевидны.
Техносфера — вот из-за чего мы всё меньше двигаемся.
Смотрите, в чём проблема. Если раньше человек был постоянно в движении, то теперь мы всё больше работаем с информацией: компьютеры, документы, телефонные переговоры… Соответственно, всё чаще мы сидим на попе, и всё реже двигаемся.
Да что там работа, сейчас даже многие развлечения — и те происходят в виртуальной реальности, по ту строну экрана. Компьютерные игры, социальные сети, фильмы и сериалы — всё это подменяет необходимую нам двигательную активность просиживанием перед экраном. И, друзья мои, ситуация даже не думает улучшаться. Напротив, технологии активно развиваются в этом направлении, так что дальше всё будет только хуже.
Помимо техносферы, ещё одной причиной малоподвижного образа жизни являемся мы сами. Мы сами делаем выбор в пользу того, чтобы залипнуть перед экраном, никто не принуждает нас к этому. Такие вот дела, ребята.
Ну а, третья причина малоподвижного образа жизни, это различные заболевания, которые так или иначе меняют образ жизни каждого человека.
Чтобы избежать подобных проблем нужно выполнять все виды двигательной активности: утреннюю гимнастику, уроки физкультуры, прогулки и игры на открытом воздухе, помощь по дому и в школе. Общая продолжительность движений в режиме дня должна составлять: в 7-10 лет – 4-5 часов; в 11-14 лет – около 4 часов; в 15-17 лет – 3-4 часа.
Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.
По результатам областных медицинских исследований большинство российских детей имеют проблемы со здоровьем и только каждый третий практически здоров. Каждый десятый ребенок страдает от ожирения.
3. Физическая культура
Физическая культура (греч. phýsis, природа + культура) — область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Какие же существуют упражнения, которые можно выполнять дома, не посещая секций и спортивных кружков.
4. Виды спортивных упражнений
Аэробные упражнения увеличивают снабжение тканей кислородом.
Это ходьба, бег, плавание, гребля, танцы, теннис и др. Естественные упражнения (прогулка, купание в водоеме) полезнее тех, которые выполняются в помещении.
Силовые упражнения включают укрепление и увеличение размера мышц. Это отжимание, поднятие тяжестей, упражнения для брюшного пресса. Такие упражнения замедляют старение.
Растяжка тренирует гибкость и подвижность суставов. Это достигается наклонами, поворотами, вращениями. Однако увеличение отдельными видами упражнений может нанести вред здоровью. Например, поднятие тяжестей надо чередовать с растяжками и аэробными упражнениями.
5. Методы исследования
5.1. Организация исследования и контингент обследуемых
Для изучения влияния малоподвижного образа жизни на организм школьников нами были сформированы две группы испытуемых примерно одинакового возраста (15-16 лет). В первую группу вошли 10 школьников, ведущих физически активный образ жизни, во вторую – 10 школьников, ведущих малоподвижный образ жизни. В обе группы вошли одинаковое количество учеников обоих полов: по 5 девочек и по 5 мальчиков. Исследования проводились примерно в одинаковое время - после 12.00. Эксперименты проводились в кабинете химии и биологии школы №26.
5.2.Вопросы для анкетирования среди учащихся
Среди учащихся 9«Б» и 8«А» класса был проведен опрос.
5.3. Определение частоты сердечных сокращений.
Частота и ритмичность сердечных сокращений (ЧСС) за одну минуту обычно определяется по количеству пульсаций лучевой артерии в области лучезапястного сустава за единицу времени (пульс). ЧСС зависит от многих факторов, включает возраст, пол, условия окружающей среды, функциональное состояние, положение тела в пространстве. Частота сердцебиений выше в вертикальном положении по сравнению с горизонтальным, уменьшается с возрастом, во время сна снижается, после приема пищи возрастает. Т.ж. на ЧСС влияет и образ жизни.
5.4. Определение величины артериального давления
Измерение величины артериального давления производят при помощи тонометра в области плеча по методу И.С. Короткова. Экспериментатор должен плотно обернуть манжету вокруг середины плеча обследуемого и закрепить ее. Фонендоскоп установить в области локтевого сгиба на лучевой артерии, С помощью груши нагнетать в манжету воздух до полного исчезновения пульса. Осторожно приоткрывая вентиль на груше, следует медленно выпускать воздух. Внимательно следя за стрелкой тонометра, прислушиваясь к звуку (туп-туп). Момент появления звука соответствует максимальному (систолическому) давлению. В дальнейшем звуки усиливаются и затем ослабевают или сразу исчезают. В момент исчезновения звуков показание прибора соответствует минимальному (диастолическому) давлению.
Результаты
Результаты анкетирования
По результатам анкетирования были выделены 2 группы испытуемых:
1 группа ведут физически активный образ жизни (10 учеников). За гаджетами не более 1 часа в день, физическая активность не менее 1 часа в день (гимнастика, бег, физические упражнения)
2 группа ведут малоподвижный образ жизни (10 учеников). За TV, компьютером, гаджетами более 1 часа, физической активности не более 15 минут и то редко.
Результаты исследований по сердечно - сосудистой системе
По литературным данным мы знаем, что если организм тренирован (человек ведет физически активный образ жизни), то сердечная мышца (миокард) хорошо развита. Следовательно, за одно сокращение сердце выталкивает большой объем крови. А значит, чтобы обеспечить организм кровью сердцу не приходится часто сокращаться, т.е. ЧСС низкая. У людей, ведущих малоподвижный образ жизни, наоборот сердечная мышца слаборазвита и за одно сокращение выталкивает мало крови. Поэтому сердцу приходится часто сокращаться, то есть ЧСС высокая. Эти различия между работами сердца тренированных и нетренированных людей особенно отчетливо проявляются после физической активности, т.к. возрастает потребность организма в кислороде, а кислород тканям переносится с помощью крови.
Это подтвердилось и после наших исследований. ЧСС у школьников, ведущих малоподвижный образ жизни выше, чем у физически активных школьников, особенно после 10 приседаний.
По литературным данным известно, что малоподвижный образ жизни (гиподинамия) влияет на эластичность сосудов. Сосуды становятся неэластичными, а значит, при необходимости не могут резко расширяться. Следовательно, повышается артериальное давление.
Это мы наблюдали и в ходе наших исследований. Артериальное давление как систолическое, так и диастолическое также у испытуемых, ведущих малоподвижный образ жизни выше, чем у физически активных испытуемых.
Таблица 1.
Средние значения результатов по показателям сердечно-сосудистой системы
Средние показатели Испытуемые | АД систолическое | АД диастолическое | ЧСС, уд/мин в покое | ЧСС, уд/мин, после физ. нагрузки |
1 группа (Активный образ жизни) | 114,9 | 70,4 | 73,3 | 97,5 |
2 группа (Малоподвижный образ жизни) | 120 | 75,2 | 82,3 | 108 |
Заключение
Таким образом, в результате наших исследований мы сформулировали следующие выводы:
Список использованной литературы
Статья «Гиподинамиия и её влияние на организм» - https://www.tiensmed.ru/news/gipodinamia2.html
Статья в Википедии "Здоровье"- https://ru.wikipedia.org/wiki/Здоровье
Статья в Википедии "Физическая культура- https://ru.wikipedia.org/wiki/Физическая_культура
Сидячий образ жизни. Как сохранить здоровье? СиЗОЖ [Электронный ресурс].- https://sizozh.ru/sidyachiy-obraz-zhizni-kak-sohranit-zdorove
Методы определения ЧСС - https://studopedia.ru/19_350100_metodika-opredeleniya-chastoti-serdechnih-sokrashcheniy-po-pulsu-metodi-podscheta-chss.html
Методы определения артериального давления - https://studfile.net/preview/7212177/page:2/
Приложение
Таблица 1
Результаты исследований школьников, ведущих активный образ жизни
№ | АД систолическое | АД диастолическое | ЧСС, уд/мин в покое | ЧСС, уд/мин, после физ. нагрузки |
1 | 120 | 80 | 76 | 114 |
2 | 120 | 72 | 68 | 84 |
3 | 119 | 75 | 70 | 104 |
4 | 110 | 60 | 72 | 102 |
5 | 115 | 65 | 75 | 92 |
6 | 120 | 70 | 76 | 90 |
7 | 110 | 75 | 80 | 105 |
8 | 110 | 65 | 76 | 96 |
9 | 100 | 70 | 72 | 100 |
10 | 125 | 72 | 68 | 88 |
Среднее значение | 114,9 | 70,4 | 73,3 | 97,5 |
Таблица 2
Результаты исследований школьников, ведущих малоподвижный образ жизни
№ | АД систолическое | АД диастолическое | ЧСС, уд/мин в покое | ЧСС, уд/мин, после физ. нагр |
1 | 130 | 80 | 80 | 124 |
2 | 120 | 70 | 85 | 126 |
3 | 130 | 85 | 90 | 128 |
4 | 120 | 80 | 78 | 112 |
5 | 130 | 85 | 80 | 122 |
6 | 115 | 60 | 78 | 108 |
7 | 125 | 82 | 84 | 128 |
8 | 125 | 75 | 86 | 120 |
9 | 120 | 70 | 78 | 112 |
10 | 115 | 70 | 84 | 128 |
Среднее значение | 120 | 75,2 | 82,3 | 108 |
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Цветущая сакура
Фильм "Золушка"
О чем поет Шотландская волынка?
Выбери путь