Рыбно-Слободский район воспитал много достойных людей: писателей, поэтов, историков-исследователей родного края, певцов, артистов театра и кино... 15 ноября в нашей школе традиционно отмечается день рождения талантливого композитора-самородка Фадкрахмана Ахмадиева. Весь день на переменах звучит его музыка и песни, проходят тематические классные часы. Его жизни и творчеству в воспитательной работе школы уделяется много внимания. С исследовательской работой мы приняли участие в конкурсе КНИТУ "Вперёд в прошлое".
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_k_vystupleniyu_o_f.ahmadieve.doc | 44.5 КБ |
Недолго длилось их не такое уж и беззаботное детство: грянула Великая Отечественная война. После того как покинул дом старший брат, трудно пришлось семье: Фахерлебанат апа шила сутками, засыпая перед машинкой. И тут вскакивал с постели Фаткрахман: «Мама, ты приляг, я сам». И садился шить тюбетейки. На второй год войны пришла повестка Файзрахману. Видимо, не случайно Ф.Ахмадиев в своём творчестве обращается к Великой Отечественной войне. Наш земляк поэт М.Шигапов сказал великолепные слова: «Песня «Солдаты» Ф.Ахмадиева сделали его генералом!».
В 43-ем году Фаткрахман поступил слесарем-медником в МТС. (3) В 1945 г. у заезжего паренька-фотографа научился премудростям фотографии и стал с фотоаппаратом ездить по окрестным деревням. Летом же подрабатывал в Доме отдыха «Берсут», где и началась новая страница его жизни. Своей игрой он восхитил Х.Габдрауфа, собирателя фольклора, который пригласил его в Казань. И хотя у Ф.Ахмадиева было лишь 5-летнее образование, но добрые люди помогли, и в 53-54 гг. он едет в Казань, где его познакомили с С.Сайдашевым, устроившим ему прослушивание в музыкальном училище, куда и определи вольнослушателем. К этому времени уже имел несколько песен: «Кызыл йолдыз», «Бер карадым күзләреңә, икенче йөзләреңә»… Учёбу прервала служба в армии. Но музыку писал: «Чаллы-Букәш яклары», «Мәңге яшисе килә», «Чистай вальсы», «Яшьлегем чәчәк атканда»… После армии по состоянию здоровья Фаткрахман абый вернулся на родину, где поступил в школу учителем музыки, а потом перешёл на работу в Кутлу-Букашскую школу, где организовал ансамбль баянистов и хоровой кружок. Об этом периоде жизни своего наставника вспоминает А.Х.Вагизовна: «Очень часто Фаткрахман абый заходил в класс и говорил: «Послушайте, девушки, какую мелодию я написал сегодня ночью». И тут же начинал играть». Вместе с ним дети объездили с концертами все окрестные деревни. Однажды он повёз своих учеников, многие из которых не выезжали даже за пределы района, в Казань на телевидение. Х.Вагизовна и сейчас хранит толстую тетрадь, в которой хранятся песни её учителя, ни разу не исполнявшиеся ни по радио, ни по телевизору. А сама она часто поёт песню, которую он посвятил жене: «Таң йолдызы Чулпан бер генә – минем өчен, бәгрем, син генә…». (4) Хотя очень скоро Ф.Ахмадиев завоевал сердца слушателей, «руководители в области татарской музыки часто не признавали его таланта, старались унизить его, перекрыть дорогу его песням, не платили за его произведения ни копейки» (Г.Зайнашева). Лишь за несколько лет до своей кончины он наконец смог приобрести собственную квартиру. Удивительно, как Фаткрахман абый, мыкаясь по разным квартирам, мог сочинять мелодии и писать стихи, полные оптимизма и любви! О бедственном его положении никто и не догадывался на родине: показывая фотографии, он всегда вдохновенно рассказывал о встречах со знаменитыми людьми творческого круга, но когда приехал на похороны матери, обратили внимание, что, раздавая односельчанам милостыню, он стыдливо прятал в ладони каждого монетку в 1 копейку – не было денег у композитора, которым гордились все его односельчане. Талантливый композитор вынужден был продавать свою музыку: то ли потому, что не на что было жить, то ли для того, чтобы дать жизнь своим песням, которые вынужден был класть в стол (теперь эти мелодии звучат уже в другом авторстве под другими названиями). (5) А песни были всегда жизнерадостные, лиричные, правда, с лёгкой грустью. И это тогда, когда в его родной деревне приехавший знаменитейший певец отказал зрителям в просьбе исполнить песни их любимого земляка под предлогом запрета свыше, хотя некогда именно он дал жизнь песне «Кама буе, туган як». А вот когда приехал М.Шигапов вместе с Г.Рахимкуловым, Фаткрахман абый сам попросил разрешения выйти на сцену со старой двухрядкой. М.Шигапов принял «соломоново решение»: согласился на исполнение одной песни. Односельчане слушали, затаив дыхание, а затем не отпустили его со сцены. Фаткрахман абый умоляюще смотрел за кулисы, из глаз его катились слёзы, а сам всё продолжал играть и петь. Кстати, интересна судьба одного из инструментов Ф.Ахмадиева: его баян был продан в Чистопольский район, где через много лет Н.Давлетшин, подростком помогавший Фаткрахману абый в Доме отдыха «Берсут», отыскал его, выкупил, многие годы играл на нём в ансамбле пенсионеров г. Нижнекамска, а потом передал его в дар школьному музею.
А история с песней, которую каждый детсадовец знает – «Җырлыйм әнием турында»! Много критики услышала в свой адрес автор слов Г.Зайнашева: «Нет жизни у солнца, незачем писать песни со словами, которых нет в народе!»- был вердикт И.Нуруллина. Неловко было поэтессе перед Фадхи, т.к. из-за её стихов не могла выйти в народ и его музыка. А он ей ответил: «Если нет выражения «жизнь солнца», то в народе оно появится!..» Кто помнит сейчас в широком кругу читателей и слушателей имя критика, а песня живёт и слова композитора оказались вещими.
Удивительные метаморфозы происходили с его песнями. В 1954г. Т.Валеев написал музыку на народные стихи - получилась неплохая песня. На проводах в армию он оставил листок с нотами своей музыки Ф.Ахмадиеву, а через два месяца получил от него письмо с новыми стихами. Когда он спел уже новый текст, почувствовал, как его музыка зазвучала совершенно по-новому, и написал ответ с выражением согласия и благодарности. Так появилась известная всем песня «Яшьлегем чәчәк атканда». А другая история - в точности до наоборот. Его музыка была написана на народные стихи «Күңелләрем сине эзли, // Эзләсә дә, табалмый», и осталась считаться народной. Разве не это высшее признание таланта композитора?!
(6) Нельзя сказать, что сегодня Ф.Ахмадиева совсем забыли на телевидении и радио. Редко, но записи его песен передают. Мои односельчане благодарны за память о нём певице Г.Сафиуллиной, выпустившей а/кассету с 14 песнями человека, который помог начинающей певице записаться на Казанской студии «Звукозаписи». Затаив дыхание внимали цвету татарской культуры, приехавшему в наш район на 70-летие Ф.Ахмадиева. Каждый подпевал вместе с исполнителями на программе А.Файзрахманова «Җырлыйк әле», посвящённой творчеству Ф.Ахмадиева. Все земляки посмотрели фильм, созданный певцом Г.Сафиным, сказавшим о нём много и тёплых, и правдиво-горьких слов. Жаль только, что к имени Ф.Ахмадиева до сих пор добавляется определение «самобытный». Это несправедливо. Он не только сочинял музыку, он сам и записывал её, и создавал аранжировку, восхитившую, по воспоминаниям, профессионального баяниста Р.Курамшина. Ведь столько композиторов с дипломами, чьи произведения не нашли своих поклонников. А творчество Фаткрахмана ага поистине велико, т.к. в народных сердцах он давно уже признан настоящим композитором!
Воздух - музыкант
Пейзаж
Северное сияние
Золотая хохлома
"Морская болезнь" у космонавтов