Американская мечта или Ценности поколения
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 185.5 КБ |
Американская мечта или Ценности поколения
Колодрибская Полина Тимофеевна
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
10-Б класс
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
ВВЕДЕНИЕ
Выступая перед общим собранием Медицинского общества города Дортмунда (Англия), доктор Рональд Гибсон начал свой доклад четырьмя цитатами.
Цитата первая.
“Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие”.
Цитата вторая.
“Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна”.
Цитата третья.
“Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек”.
Цитата четвертая.
“Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру”.
После того, как часть аудитории разразилась аплодисментами, доктор Гибсон открыл имена авторов цитат. Первая заимствована у Сократа (470-399 гг до н. э.); вторая у Гесиода (ок. 720 г. до н. э.); третье изречение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н. э. ; четвертая обнаружена совсем недавно на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст этого горшка свыше 3000 лет. (http://richdoctor.ru/deti/)
Итак, проблема утери молодежью духовных ценностей предыдущих поколений волнует человечество с давних времен. Как же обстоит дело в наше время, у поколения XXI века, мы и попытаемся разобраться. В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Бездуховность и ее результат – потребительско–эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.
Мы решили исследовать приоритетные жизненные ценности российской и американской молодежи как представителей крупнейших мировых держав, от отношений которых зависят судьбы мира.
«Американская мечта» - одна из главнейших составляющих менталитета, культуры, истории, социальной и политической жизни США, миф, который глубоко укоренился в массовом сознании, предопределил восприятие мира американцами. «Американская мечта» сыграла важнейшую роль в становлении американского государства и нации, оказала решающее влияние на формирование американского национального характера, определила взаимоотношения США с окружающим миром». (Коновалова Жанна Георгиевна «Американская мечта» в художественно-документальной литературе США второй половины XX века», Казань, КГУ им. В.И.Леина, 2009)
Что касается нашей страны, «…она постепенно меняет свой вектор развития, наступает эра постиндустриализации. Она идет медленно и неравномерно для большинства стран, в том числе и для России. Все внешние и внутренние противоречия постиндустриализма, такие как невиданный динамизм, формирование новой трудовой мотивации, повышение роли образования и знаний и как следствие, виртуализация, неустойчивость и неуправляемость общества, в том числе постоянная угроза рисков, в нашей стране имеют несколько иные проявления, чем на Западе…» ( Иванова Дарья Вячеславовна «Особенности становления постиндустриальных ценностей молодого поколения россиян», Москва, МГПУ, 2003г.)
Таким образом, цель исследования: Выявить сходства и отличия в порядке приоритетов у представителей разных культур (в нашем случае – молодежь России и США).
Для того чтобы достичь цели, мы поставили следующие задачи:
ГЛАВА I. Теоретическая часть
Каждое поколение имеет цель в самом себе, несёт оправдание и смысл в своей собственной жизни, в творимых им ценностях, а не в том, что оно является средством для поколений последующих.
Николай Бердяев
Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств. Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества.
Возрастные границы этой социальной группы достаточно сглажены. К молодёжи чаще всего относят людей в возрасте от 16 до 30 лет. Это период достижения экономической независимости, формирования чувства ответственности за совершенные поступки, выбора профессии и своего места в жизни, становления самосознания и формирования социального статуса личности, выработки мировоззрения и устойчивой системы ценностей, выбора спутника жизни и создания семьи.
Каждый этап развития истории человечества имеет свой уровень духовных, политических и материальных достижений человечества со всеми экономическими, нравственными, политическими, эстетическими, теоретическими аспектами. Сохраняя и передавая информацию о прошедшей жизни поколений, культурные и духовные ценности являются одновременно и средством и результатом развития общества и отдельной личности.
Первое, с чего мы решили начать исследование, это поиск определения «культурные (жизненные) ценности».
Культурные (жизненные) ценности – совокупность социальных установок человека относительно наиболее важных, значимых для него предметов и явлений действительности, образующих смысл жизни. (1) А.А.Черкасова в своей статье подвергая анализу ценности представителей обеих стран, выдвигает следующие: семья, гражданская активность, материальное благополучие, карьера и образование.
Ценности - это общепринятая в данной организации система образцов, при помощи которой люди соотносят и опосредуют свои взаимодействия друг с другом и при помощи которых систематизируется социальный опыт. (2) Д.В.Иванова выделяет следующие приоритетные ценности: семья, карьера, материальные блага, друзья, творческая самореализация.
Мы также изучили разработку учебно-методических материалов для преподавания курсов по применению количественного инструментария к решению социально – экономических задач группы ученых НИУ «ВШЭ». Они выделяют в качестве основных жизненных приоритетов молодежи получение престижной работы, создание прочной счастливой семьи, создание собственного бизнеса, материальный успех, занятие любимым делом, путешествия, наличие свободного времени, создание карьеры, власть. (3)
Если говорить о приоритетах, имея в виду материальное благосостояние, то несомненно, человек, достигший карьерного роста, высокого финансового уровня, считается успешным. Человек успешен в плане зарабатывания денег. Если он занимает высокое социальное положение, конечно же, он успешен и здесь. Но это не дает нам ответа на вопрос, что является самым важным для наших современников. Помимо зарабатывания денег и власти, существуют еще и другие грани, которые все вместе и составляют понятие «жизненная ценность». Ведь бывает, и достаточно часто, что на сто процентов успешный, в финансовом плане и с точки зрения окружения и общественной морали, человек глубоко несчастен в личной жизни.
ГЛАВА 1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Мы прочли и выбрали из произведений Дж.Белфорта и В.Пелевина отрывки, касающиеся жизненных ценностей поколения конца XX –начала XI века.
Семейные ценности
Да, думал я, некоторые вещи, происходящие между богатыми людьми и их женами, не изменились с каменного века или, по крайней мере, со времен Вандербильтов и Асторов. Конечно, люди, облеченные властью, должны иметь право на… на некоторые вольности, которые вправе позволить себе… в общем, эти люди, то есть я… должны иметь полное право!
Я — мерзавец, я сделал непростительную вещь. Я бросил добрую, красивую женщину, которая была со мной и в радости, и в печали, она ни разу не предала меня, невзирая ни на какие трудности, она крепко связала со мной свое будущее. А когда я, наконец, разбогател, я предал ее. За одно это мне вечно гореть в аду, Патриция. Ничего другого я не заслужил.
Духовность/вера
Я рассказал Патриции, как взбунтовался против этого, начав из чувства протеста курить травку уже в шестом классе.
В наше время люди узнают о том, что они думают, по телевизору.
Homo homini lupus est, гласит один крылатый латинизм. Но человек человеку уже давно не волк. Человек человеку даже не имиджмейкер, не дилер, не киллер и не эксклюзивный дистрибьютор, как предполагают современные социологи. Все гораздо страшнее и проще. Человек человеку вау — и не человеку, а такому же точно вау. Так что в проекции на современную систем культурных координат это латинское изречение звучит так: Bay Bay Bay!
Всегда рекламируются не вещи, а простое человеческое счастье. Всегда показывают одинаково счастливых людей, только в разных случаях это счастье вызвано разными приобретениями. Поэтому человек идет в магазин не за вещами, а за этим счастьем, а его там не продают.
Лет десять назад новая пара кроссовок, привезенная дальним родственником из-за бугра, становилась точкой отсчета нового периода в жизни — рисунок подошвы был подобием узора на ладони, по которому можно было предсказать будущее на год вперед. Счастье, которое можно было извлечь из такого приобретения, было безмерным. Теперь, чтобы заслужить право на такой же его объем, надо было покупать как минимум джип, а то и дом…Инфляция счастья.
По своей природе любой политик − это просто телепередача.
Работа/карьера
Если занимаешься бизнесом, нужно уметь прессовать. Люди не покупают акции, людям продают акции. Никогда про это не забывай.
Мы зарабатывали невероятные деньги. Предполагалось, что брокер-новичок должен получить 250 тысяч за первый год работы. Меньшая сумма вызывала сомнения его профпригодности. За второй год ты должен был заработать полмиллиона, или тебя начинали считать бессмысленным лузером. А к третьему году следовало заработать миллион, а может, и больше, если ты не хотел выглядеть жалким посмешищем. И это были минимальные цифры. Настоящие профессионалы получали в три раза больше.
Татарский понял, чем эра загнивания империализма отличается от эпохи первоначального накопления капитала. На Западе заказчик рекламы и копирайтер вместе пытались промыть мозги потребителю, а в России задачей копирайтера было законопатить мозги заказчику.
Успех( образование/престижная работа)
И за твою карьеру на Уолл-стрит! — добавил Марк. — Желаю тебе добиться успеха в этом паршивом деле и при этом сохранить хотя бы часть своей бессмертной души!
Я хочу, чтобы вы разбогатели и решили все свои проблемы! Я хочу, чтобы вы бросились вперед, напролом! Я хочу, чтобы вы начали тратить свои деньги, как только вы отсюда выйдете. Я хочу, чтобы вы максимально использовали собственные возможности. Я хочу, чтобы вы загнали сами себя в угол. Не оставляйте себе другого выбора — только успех. Пусть одна только мысль о неудаче покажется вам настолько омерзительной, что у вас не останется никаких других вариантов, кроме успеха.
Власть /Деньги/ материальный достаток
Дела заходили так далеко, что мальчишки, все еще покрытые подростковыми прыщами и лишь недавно начавшие бриться, уже покупали себе особняки. Причем некоторые из них были так молоды, что даже не переезжали туда, им все еще нравилось ночевать дома, у родителей. Летом они снимали роскошные дома в Хэмптонс с подогретыми бассейнами и восхитительным видом на Атлантический океан. По выходным они устраивали буйные вечеринки, где творились такие безобразия, что в конце концов всегда приезжала полиция.
Деньги — это самый мощный способ разрешения проблем из известных человеку, и каждый, кто попробует разубедить вас в этом, — просто мешок с дерьмом. Да я вообще считаю, что у того, кто говорит такое, в жизни ни гроша не было! — Я поднял руку в скаутском приветствии и почти прокричал — Это всегда говорят люди, которые готовы изрыгать свои никому не нужные советы. Это говорят нищие, которые постоянно долдонят одну и ту же чушь о том, что, мол, деньги — причина всех бед и что деньги всех портят. Но, знаете, это фигня! Это просто чушь собачья! Прекрасно, когда у тебя есть деньги! Это просто необходимо!
Когда ты станешь постарше, ты поймешь одну вещь: от денег больше проблем, чем пользы.
Позвольте мне сказать вам кое-что. В бедности нет никакого достоинства. Я был бедным человеком, и я был богатым человеком. И я выбираю быть богатым в каждый грёбаный раз.
Наши космонавты получают за полет двадцать – тридцать тысяч долларов. А американские – двести или триста. И наши сказали: не будем летать к тридцати штукам баксов, а тоже хотим летать к тремстам. Что это значит? А это значит, что летят они на самом деле не к мерцающим точкам неведомых звезд, а к конкретным суммам в твердой валюте. Это и есть природа космоса. А нелинейность пространства и времени заключена в том, что мы и американцы сжигаем одинаковое количество топлива и пролетаем одинаковое количество километров, чтобы добраться до совершенно разных сумм денег. И в этом одна из главных тайн Вселенной…
Свободное время
Мне осточертело, что вы заставляете эту чертову компанию оплачивать ваши личные расходы ( слова отца Джордана о том, что даже зарабатывая огромные деньги, молодежь спускает их на развлечения).
Если бы кокаин продавался в аптеках по двадцать копеек за грамм как средство для полоскания при зубной боли, подумал он, его нюхали бы только панки — как это, собственно, и было в начале века.
А вот если бы клей «Момент» стоил тысячу долларов за флакон, его охотно нюхала бы вся московская золотая молодежь и на презентациях и фуршетах считалось бы изысканным распространять вокруг себя летучий химический запах, жаловаться на отмирание нейронов головного мозга и надолго уединяться в туалете.
Прочитав произведения Джордана Белфорта «Волк с Уолл-Стрит» и «Generation П» Виктора Пелевина, мы можем сделать следующий вывод :
Приоритетные жизненные ценности в данных произведениях похожи, но все-таки есть разница между приоритетами российской и американской молодежи.
Анализируя произведение «Волк с Уолл-Стрит», можно отметить, что автор не описывает свою жизнь целиком, он мало говорит о своем детстве, про подростковые годы тоже нам ничего не известно. Он начинает свое повествования с той точки, когда он на вершине успеха. Дорог из этой самой точки не так и много. Даже можно сказать одна-единственная дорога – вниз, этим главный герой показывает приоритетность успеха в его жизни. Этот путь вниз описывается во всех подробностях. Понятно, что на нем будут свои подъемы и неожиданные повороты. Но общая тенденция все равно остается неизменной. Нам продемонстрируют загулы богатея, расскажут о том, куда можно потратить миллион и каким способом скрыть свое богатство, ведь для молодых людей этого возраста материальный достаток и власть являются чуть ли не главным звеном их жизни.
В произведении «Поколение П» идея романа заключается в том, что поскольку телевидение делают люди, а сознание людей формируется телевидением, таким образом получается порочный круг, и телевизионное изображение становится самодостаточным. В современном мире нет человека, человек стремится к телевизионному изображению, которого – по сути, в конечном итоге – тоже нет, поскольку оно лишь изображает, копирует реальность. Пройдя путь снизу доверху в структуре СМИ, главный герой осваивает цели и принципы работы этой структуры, цели и принципы создания ложных имен-символов.
В произведении множество рекламных образов создает один единственный образ - образ счастливого человека, причем счастливого примитивно. Реклама показывает людям других людей, которые сумели обмануться и найти счастье в обладании материальными объектами. Деньги - главная тема романа. «Поколение П» дает четкое представление о том, как человеческая личность может деградировать под влиянием извне, превращаясь в марионетку рекламы. Отчетливо видно, что богатство для молодежи это наркотик, получая который все больше, люди думают о главных ценностях жизни все меньше, и семья с детьми уходит на второй план, в то время как они должны являться лидирующими ценностями.
В обоих произведениях основной ценностью является достижение успеха, карьеры, признания коллег, в то время как жизненно важной основой должна являться семья, любовь и уважение близких. Карьерный рост достаточно важен для каждого уважающего себя молодого человека, но при этом важно понимать, что имеются жизненные ценности, которые нельзя отрицать. Карьера скоротечна, а семья постоянна, она должна иметь продолжение. Инвестирование в семью посредством любви к ближнему даст намного более ощутимый и долгосрочный результат, чем любое денежное вложение в бизнес. Каждый из нас сам определяет приоритеты, что для него более важно: семья или бизнес, но всегда можно грамотно распределить свои возможности и ответственность, чтобы быть полноценным и социально ответственным человеком, полезным для семьи и общества.
Мы опросили 128 респондентов, предложив им ответить на вопросы теста (разработка группы ученых НИУ «ВШЭ» г. Москва). (Приложение 1) В качестве респондентов были опрошены обучающиеся 10-11 классов МБОУ «Гимназия №1», молодые специалисты до 28 лет, работающие в педагогическом составе гимназии, а также родители обучающихся младших классов.
Согласно опросу, для большей части респондентов самыми важными оказались достойное образование, престижная работа и будущие прочные семейные отношения. Под престижной работой большая часть респондентов понимают работу в надежной компании с перспективой роста и высоко оплачиваемую, которая дает возможность самореализации и обеспечение материального благосостояния. Таким образом, подавляющее большинство опрошенных понимают необходимость получения хорошего образования как важнейшую составляющую будущей жизни и как основную жизненную ценность.
Следующими по важности стоят собственный бизнес, богатство, любимое дело. Для многих очень важно быть независимыми в той деятельности, которую они выберут, под богатством большая часть понимает абсолютную финансовую независимость и возможность позволить себе любые материальные блага.
89% респондентов считают важным заниматься любимым делом, однако все опрошенные полагают, что это автоматически должно принести успех, а вслед за этим опять же денежный достаток. Столько же людей стремятся к известности, хотя не многие понимают, в какой области. Следующие по значимости – это возможность путешествовать и наличие достаточного количества свободного времени. Причем радует, что путешествия не предполагаются лишь пляжно - развлекательного характера, а свободное время опрошенные желают посвятить семье и хобби.
Интересно, что доступ к власти по значимости стоит на последнем месте. Это, видимо, объясняется тем, что опрошенные довольно юного возраста и для них возможность самореализации важнее, чем руководство другими людьми и ответственность, с этим связанная.
Поскольку мы не имеем возможности опросить реальную американскую аудиторию, мы воспользовались материалами американской исследовательской компании Harris Interactive, которая специализируется на изучении общественного мнения, социологических и маркетинговых исследованиях, является мировым лидером в области онлайн - исследований. (http://www.theharrispoll.com/ )
Harris Interactive провела исследование Values of Americans. A Study of Ethics and Character. (2005) На основании этого исследования можно сделать выводы об основных жизненных ценностях американской молодежи. Их исследование охватило аудиторию от 16 до 30 лет, являлось очень подробным и разноплановым. Исследователями в том числе были выделены основные приоритеты, среди которых самыми значимыми явились образование, денежные накопления для обеспечения старости, семья и дети, карьера, финансовая независимость, хобби и интересы, религия, слава. Вот как эти ценности распределились по приоритетам.
Действительно, жизненные ценности примерно одинаковые, но у американцев еще присутствует религиозность как один из важных пунктов и материальные накопления для обеспеченной старости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы достигли цели нашего исследования, выявили сходства и отличия в порядке приоритетов у молодежи России и США. Для того чтобы достичь цели мы выполнили следующие задачи: выбрали теоретическую базу исследования и литературные источники для анализа. Материалом исследования послужили произведения Дж.Белфорта «Волк с Уолл-стрит» и роман Виктора Пелевина « Generation П». Мы подвергли анализу эти произведения и выявили самые важные по мнению авторов приоритеты молодого поколения, подтвердив выдержками из текста. Во главе угла жизненных ценностей современной молодежи оказываются гедонистические ценности, направленные на рост материального благосостояния, а не на духовный рост. Кроме того, автор произведения « Generation П» утверждает, что молодежь вовсе не имеет духовных ценностей, а те приоритеты, которые видятся ей важными, навязаны средствами массовой информации.
Согласно опросу, первые места в рейтинге ценностей российской молодежи занимают образование и престижная работа. Семейные ценности находятся лишь на третьей позиции.
У американской молодежи на первой позиции рейтинга – «американская мечта», то есть, успех в каком-либо виде деятельности или реализация себя в какой-то ситуации, которая автоматически сделает тебя богатым/известным (например, удачное замужество/женитьба), вторую позицию держит образование, на третьем месте- желание стать известным, а семейные ценности лишь на четвертом месте.
Можно сделать вывод, что первоочередные ценности современной молодежи сводятся к стремлению получить материальное благосостояние, для этого служат и образование, и работа. Духовные и семейные ценности, к сожалению, отступают на второй план.
Таким образом, мы можем заключить, что наша гипотеза подтвердилась. Действительно, жизненные ценности у представителей обеих наций схожи. Кроме того, российская молодежь любит путешествовать, ценит основу семейного благополучия - хороших детей и больше ценит свободное время для самореализации. Что касается американской молодежи, одной из составляющих жизненных приоритетов является религия, которая рассматривается как один из важных пунктов для сохранения семьи и духовности в обществе.
Тяжело осознавать, что на первых позициях у современной молодежи ценности, направленные не на помощь нуждающимся, не на стремление улучшить мир вокруг себя, а имеющие целью обеспечить материально благополучие. Мы, ставшие обществом потребления, должны понять, что «…человек идет в магазин не за вещами, а за счастьем, а его там не продают». (В.Пелевин)
ЛИТЕРАТУРА
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Рисуем домики зимой
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"