Цель данной работы: изучение влияния классической музыки на организм человека. Современная жизнь детей переполнена музыкой низкого эстетического и культурного уровня, которая красиво подается, легко слушается, но не несет в себе глубокой эмоциональности и духовности. Как возродить интерес и воспитать любовь к классической музыке? Сейчас эта проблема особо актуальна. Кроме того, ученые считают, что классическая музыка оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека: усиливает энергию, гармонизирует мир чувств, воздействует на интеллект и мозг, улучшает память, активизирует процесс обучения.
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_sila_muzyki.doc | 145 КБ |
Содержание:
Введение………………………………………………………………………...…2
Глава 1……………..…………………………………………………………...….4
Глава 2…………….………………………………..……………………………...9
Заключение……………………………………………………...………………..11
Список используемой литературы…………………………………………..….12
Приложение 1.……………………………………………………………………13
Приложение 2…………………………………………………………………….14
Приложение 3…………………………………………………………………….15
Приложение 4…………………………………………………………………….16
Приложение 5…………………………………………………………………….17
Введение
Тема: Волшебная сила музыки
Цель данной работы: изучение влияния классической музыки на организм человека
Гипотеза: предположим, что систематическое прослушивание классической музыки оказывает благотворное влияние на организм человека
Объект исследования: классическая музыка
Предмет исследования: музыка В. А. Моцарта
Задачи:
Методы:
Актуальность:
Современная жизнь детей переполнена музыкой низкого эстетического и культурного уровня, которая красиво подается, легко слушается, но не несет в себе глубокой эмоциональности и духовности. Как возродить интерес и воспитать любовь к классической музыке? Сейчас эта проблема особо актуальна.
А ведь классическая музыка охватывает собой века человеческой истории. Ею восхищались самые умные и сильные люди своего времени. В ней находили наслаждение подлинные ценители искусства. Она была отдушиной правителей, ученых, крупных торговцев. В разных странах и у разных народов издавна считалось, что музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Кроме того, ученые считают, что классическая музыка оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека: усиливает энергию, гармонизирует мир чувств, воздействует на интеллект и мозг, улучшает память, активизирует процесс обучения.
Вовлекая ребят в мир классической музыки, мы надеемся, что это увлечение станет глубоким и окажет влияние на становление личности каждого ребенка, а мир искусства будет сопровождать его всю дальнейшую жизнь.
Глава 1
Классическая музыка – это большое направление в искусстве, начало которому было положено ещё в средние века. Во-первых, под классикой понимают такую музыку, которая прошла испытание временем, а точнее веками. Пройдя сквозь века, эта музыка осталась актуальной и нашла свою часть аудитории. Но следует помнить, что в момент создания такая музыка классикой не являлась, а была обычной развлекательной музыкой. Тогда менестрели и трубадуры, кочуя от замка к замку, развлекали их обитателей театрализованными постановками с музыкальным сопровождением. Вскоре музицирование стало и непременным атрибутом образованности аристократии того времени. Во-вторых, классическую музыку определяют как музыку, которая была создана в определенный временной период: во второй половине 18 в начале 19 века, когда достигло своего расцвета культурно-эстетическое направление, называемое «классицизм». В-третьих, существует типологический критерий определения классической музыки, который считается наиболее основательным. Классикой называют академическую музыку, которая перенимает традиции европейской музыки 17-19 веков и следует им в плане мелодического и гармонического построения музыкальных произведений и инструментальному составу для их исполнения. К классике относят, в первую очередь, оперы, симфонии, сонаты. При этом стоит отметить, что преемственность традиций соблюдается далеко не всегда. Существуют авангардные течения академической музыки 20 века, которые противоречат традициям, но считаются классическими.
1.2.1 В. А. Моцарт: биография, произведения
«Какая глубина! Какая смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, Бог и сам того не знаешь!» - так писал о гениальном композиторе не менее гениальный поэт А. С. Пушкин. Жизнь гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительные, единственные в своем роде результаты. Моцарт прожил всего 36 лет. Несмотря на непрерывную концертную деятельность, начавшуюся с шестилетнего возраста, он создал за это время очень много произведений. Моцартом написано около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты и другие произведения различных жанров.
Вольфганг Амадей Моцарт родился в старинном, красивом городе Зальцбурге, расположенном на берегах реки Зальцах. Отец Моцарта был образованным и серьезным музыкантом. Он служил при дворе князя, правителя Зальцбурга. Леопольд Моцарт играл на скрипке, органе, руководил оркестром, церковным хором, писал музыку. Обнаружив талант у сына, он сразу же стал с ним заниматься. С этого начинается чудесное, похожее на сказку детство Моцарта. Моцарт играл на клавесине, скрипке и писал музыку тогда, когда другие дети не умеют складывать букв. В три года Вольфганг уже находил на клавесине интервалы и радовался их благозвучию. В четыре года он пытался сочинять концерт для клавесина. Обладал природной беглостью пальцев. К шести годам маленький музыкант исполнял сложные виртуозные произведения. Родителям не приходилось упрашивать сына сесть за инструмент. За это время, незаметно, даже для отца, мальчик овладел игрой на скрипке и органе. Отец и его друзья не преставали удивляться такому невероятно быстрому развитию ребенка.
Леопольд Моцарт не хотел, чтобы жизнь Вольфганга была такой же тяжелой, как его собственная. Поэтому так рано созревавший талант сына рождает надежду устроить его жизнь по-иному – более интересно и обеспеченно. Отец решает вести мальчика с его талантливой сестрой в концертное путешествие. Шестилетний музыкант отправляется завоевывать мир! Семья Моцартов посетила многие страны Европы – Австрию, Германию, Францию, Англию, Италию. Поездка продолжалась три года. Она превратилась в поистине триумфальное шествие. Концерты маленького Моцарта, где он выступал вместе с сестрой Анной-Марией, неизменно вызывали бурю восторга, удивление и восхищение. Маленький виртуоз окончательно покорил Европу. Семья возвратилась в Зальцбург.
Моцарт – юноша не так уже интересовал публику, как Моцарт чудо-ребенок. В Зальцбурге не было оперного театра и поэтому приходилось ограничиться сочинением инструментальной и духовной музыки. Поездки в Мюнхен, Париж укрепили силы Моцарта и расширили его музыкальный вкус. Он увлекся симфонией и оперой. В 1781 году Моцарт переехал в Вену. Здесь наступил рассвет творчества В.А. Моцарта. Он пишет свои знаменитые оперы: «Свадьба Фигаро», «Дон Хуан», «Вольный стрелок», «Волшебная флейта», серьезно занимается симфониями, их у него больше 50. В эти годы Моцарт достиг вершины мастерства и в инструментальной музыке и в песнях для хора в соборах.
Счастливо, в основном, сложилась и семейная жизнь Моцарта. Его женой стала Констанца Вебер. Мягкого, веселого характера, она была музыкальным и чутким человеком.
Трудный путь великого музыканта оборвался трагически рано. Моцарт даже не успел закончить «Реквием» - произведение, гениально выражающее скорбь человека об утрате близких. В последний вечер своей жизни В.А.Моцарт следил за представлением последней его оперы “Волшебная флейта“, а ночью его не стало. Моцарт был похоронен в общей могиле для бедняков. Так печально закончилась жизнь великого композитора.
П.И. Чайковский писал: « Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан В. А. Моцарту. Он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете».
1.2.2 Волшебная сила музыки В. А. Моцарта
Mузыка австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие. Моцарт – “самый подходящий” композитор для малышей. Огромное количество научных исследований, проводившихся во многих странах мира, свидетельствуют о том, что гармоничная, светлая и изысканно простая музыка Моцарта оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала.
Как показали многочисленные эксперименты, у детей, получавших уроки музыки в течение 2 лет подряд, значительно улучшились способности к пространственному мышлению, причем этот эффект не исчезал со временем. Профессор, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института психологии РАН Владимир Морозов был участником эксперимента, проведенного российскими психологами. Ученые попросили воспитанников одного из детских дошкольных учреждений г. Москвы во время прослушивания различных музыкальных произведений нарисовать несуществующее животное, а сами по характеру этих рисунков определяли, какое настроение вызвала та или иная музыка у каждого конкретного ребенка. Оказалось, что когда звучала музыка Моцарта, то животные на детских рисунках были миленькими, ласковыми и безобидными (наподобие Чебурашки). Когда же включали рок-музыку, дети рисовали страшных и уродливых животных с раскрытой пастью, огромными клыками и острыми когтями.
Музыка Моцарта усиливает мозговую активность и повышает интеллектуальный уровень – выяснили ученые США и Болгарии независимо друг от друга. Даже после 5-минутного музыкального сеанса у слушателей заметно увеличивается концентрация внимания. Музыка Моцарта, как никакая другая, оказывает огромное влияние на лечение целого ряда серьезных болезней, среди которых есть и эпилепсия. В клиниках Швеции роженицам дают слушать музыку Моцарта, т.к. шведские ученые и медики убеждены, что именно она помогла им резко снизить в своей стране раннюю детскую смертность. По утверждениям авторитетных специалистов мирового уровня, музыка Моцарта помогает избавиться от любых душевных проблем, улучшает речь и слух. Если во время еды ежедневно слушать спокойную музыку Моцарта – исчезнут многие проблемы с пищеварением. Как отмечают ведущие сурдологи (специалисты по дефектам слуха) и логопеды мира, наличие в музыке Моцарта обилия звуков высокой частоты делают ее наиболее целебной среди всей классической музыки. В числе больших поклонников творчества Моцарта – знаменитый врач-отоларинголог Альфред Томатис (г. Париж, Франция). Голландцы увеличивают надои молока, используя музыку Моцарта. Тесто поднимается в несколько раз быстрее и становится лучше, пышнее и вкуснее от музыки Моцарта. Используя музыку Моцарта при подготовке к экзаменам, студенты быстрее и успешнее усваивают и запоминают учебный материал и проходят тесты.
Феномен музыки Моцарта объясняют тем, что вибрации его произведений совпадают с вибрациями здоровых нейронов клеток. Гармоничные мелодии, звуки в буквальном смысле слова перезаряжают наши внутренние аккумуляторы жизненной энергией.
Произведения Моцарта поразительны по своей красоте, гармоничности и выразительности. Они наполнены Высшим Светом, Высшей Гармонией и Высшей Мудростью. Музыка Моцарта – само Совершенство!..
В заключение хочется отметить, что музыка – самое безопасное профилактическое средство. Она не вызывает побочных явлений и негативных последствий. Она показана всем без исключения. Это то средство, которое доступно каждому и никогда не принесет вреда.. В человеке заложено стремление к прекрасному, духовному. Музыка позволяет услышать самого себя, обрести гармонию с природой, окружающей жизнью. Поэтому так необходимо каждому из нас познавать подлинную музыкальную культуру.
Глава 2
В ходе исследования было проведено анкетирование учеников 4-х классов об отношении к музыке и музыкальных предпочтениях. (Приложение 1) Результаты анкетирования показывают, что слушать музыку любят все, без исключения – это 100% опрошенных. Большая часть ребят предпочитают слушать современную музыку – это 86%, 14% – классическую. Мнения ребят о влиянии музыки на человека и животных разделились, но большинство считают, что музыка способна оказывать определенное влияние на человека и животных. (Приложение 2. Диаграмма 1)
Поскольку целью нашего исследования стало изучение влияния классической музыки на организм человека, мы решили провести эксперимент. В эксперименте приняли участие обучающиеся 4 «Б» класса. Класс разделили на две группы. Первая группа ежедневно слушала классическую музыку В. А. Моцарта, вторая – современную. Эксперимент длился две недели. По окончанию эксперимента ребятам были предложены задания, которые выявляют работу основных мыслительных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. (Приложение 3) Нам было интересно, какими будут результаты. А результаты удивили нас и ребят тоже. Оказалось, что первая группа, которая слушала классическую музыку, со всеми заданиями справилась значительно лучше. С заданием, где нужна была концентрация внимания, первая группа справилась на 62%, вторая – на 48%. Задание на запоминание первая группа выполнила на 44%, вторая – на 36%. Задание, где нужно было проявить логическое мышление, для первой группы почти в два раза вызвало меньше затруднений, процент выполнения 41, для второй – 22. И последнее задание, в котором нужно было проявить воображение, первая группа снова выполнила лучше, это 54%, вторая – 45%. (Приложение 4. Диаграмма 2)
Из выше изложенного следует сделать вывод о том, что музыка действительно оказывает определенное воздействие на организм человека. Вопрос лишь в том, какое? Как показывают наши исследования, классическая музыка В. А. Моцарта улучшает способности к мышлению, воображению, запоминанию, увеличивает концентрацию внимания.
Кроме того, наблюдая за домашним питомцем – кошкой Мусей, можно говорить о том, что классическая музыка оказывает благотворное влияние и на животных. Наблюдения за кошкой длились на протяжении месяца, результаты фиксировались в «Дневнике наблюдений» (Приложение 5. Таблица 1) Животное с первых нот по-разному реагировало на классическую музыку В. А. Моцарта и рок-музыку. Так на классику изначально не было реакции. Постепенно кошка начала прислушиваться к музыке, искать источник, откуда шли звуки. Вскоре Муся стала более спокойной и покладистой кошкой. Реакция на рок-музыку – агрессия, испуг. Как только начинала звучать музыка, кошка убегала, пряталась. Вскоре поведение кошки ухудшилось: стала кусаться, царапаться, впоследствии грызть предметы и агрессивно реагировать на людей. Также ухудшился аппетит. Мы решили отменить любое музыкальное прослушивание. Через неделю мы снова включили рок-музыку, кошка забилась в угол. После того, как включили знакомую мелодию В. А. Моцарта, кошка позволила взять себя на руки, успокоилась и заснула.
Данные наблюдения позволяют говорить о благотворном влиянии музыки В. А. Моцарта не только на человека, но и на животное.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Анкета
животное?
Приложение 2
Диаграмма 1. Результаты анкетирования
Приложение 3
Задания
1. Вычеркни из текста буквы К, О, Т:
Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу.
Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью.
Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.
2. Запиши пары слов:
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
3.Заполни цифрами квадрат так, чтобы сумма чисел по всем
направлениям была равна 15:
5 | 3 | |
2 |
4. Подбери 1-2 синонима к словам:
жаркий –
мороз –
печалиться –
жутко –
дорога –
Приложение 4
Диаграмма 2. Результаты выполненных заданий
Приложение 5
Дата | Результаты наблюдений |
Музыка В. А. Моцарта (27 декабря-6 января) | |
27 декабря | Нет реакции |
28 декабря | Стала прислушиваться к музыке |
29-30 декабря | Начала искать источник музыки |
31-2 января | Стала засыпать под музыку |
3-4 января | Изменилось поведение, стала более ласковой |
5-6 января | Выработался рефлекс: когда подхожу к музыкальному инструменту, кошка побегает и ждет |
Рок-музыка (10-20 января) | |
10 января | Агрессия, испуг |
11 января | Убегает оттуда, где звучит музыка |
12-13 января | Стала кусаться, царапаться |
14-15 января | При звуках музыки кошка прячется |
16-17 января | Ухудшение аппетита |
18-20 января | Начала грызть предметы, агрессивно реагировать на людей |
27 января | |
При звуках рок-музыки кошка забилась в угол, запрыгнула ко мне на колени, ища защиты. Я включила музыку Моцарта, кошка успокоилась и заснула. |
Таблица 1. Дневник наблюдений
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Рисуем ананас акварелью
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Два морехода
Снежная сказка