Исследовательская работа имеет логически правильную структуру. Она состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, а также списка использованной при написании исследовательской работы литературы и приложений. Работа грамотно оформлена. Автором проведена серьёзная работа по вопросу исторических фактов. Тема проекта полностью раскрыта, ученик демонстрирует знания выходящие за рамки школьной программы. Теоретическая часть оформлена в соответствии с требованиями. Обобщив полученные результаты, ученик приходит к выводу, что выдвинутая им гипотеза подтверждается.
Вложение | Размер |
---|---|
moe_selo_v_zadachah.docx | 669.49 КБ |
moe_selo_v_zadachah.pptx | 1.18 МБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Вадская средняя общеобразовательная школа"
Исследовательская работа
Мое село в задачах
Автор: Родионов Матвей Николаевич
8 Б класс, МАОУ "Вадская СОШ"
Руководитель:Норовяткина Ирина Викторовна,
учитель математики, МАОУ "Вадская СОШ"
с.Вад
2020г
Мое село в задачах
Автор: Родионов Матвей Николаевич
8 Б класс, МАОУ "Вадская СОШ"
Руководитель:Норовяткина Ирина Викторовна
На уроках математики мы часто встречаемся с решением текстовых задач. С помощью текстовых задач мы получаем опыт работы с величинами, постигаем взаимосвязь между ними, получаем опыт применения математики к решению практических задач. Использование арифметических способов решения задач развивает смекалку и сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них, готовит нас к дальнейшему обучению. Задачи с краеведческим содержанием делают процесс обучения интересным и занимательным, облегчают усвоение учебного материала. Разнообразные задачи с краеведческим содержание поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету, стремясь решать такие задачи побыстрее, чтобы узнать новое о своем родном крае.
В этом году наша страна отмечает 75 годовщину Победы в Великой отечественной войне. Поэтому я решил собрать краеведческий материал о селе в годы ВОВ и отобразить его в задачи.
Проблема моего исследования состоит в том, что можно ли изучая математику, знакомиться с историей своей малой Родины
Актуальность:Данная тема актуальна, потому что у многих учеников возникает проблема, когда надо решить текстовые задачи по математике. А узнавать что-то из истории села понравится каждому. И я решил превратить скучное в интересное и увлекательное.
Объект исследования – история родного села, методы составления и решения текстовых задач.
Цель исследования:научиться составлять текстовые задачи с использованием краеведческого цифрового материала
Для достижения этой цели были сформулированы задачи:
Гипотеза исследования: придумывая собственную задачу, мы глубже вникаем в ее математическую суть, анализируем и сравниваем известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Особенно интересно составлять задачи, используя краеведческий материал.
Методы исследования:
-теоретический - изучение литературы;
-описательный;-анкетирование.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..6
1.Основнаячасть..……………………………………………………………………8
1.1 Теоретическая часть…………………………………………………………......8
1.2 Практическая часть…………………………………………………………...…11
2.Заключение..………………………………………………………………………15
3.Список использованных источников ………………………………...………...16
4.Приложения:
Приложение 1. Результаты опроса ……………………………………...………..17
Приложение 2. Иллюстрация «Лопатинский аэродром»………………............18
Приложение 3. Иллюстрация «Вадская школа».………………………………...19
Приложение 4. Иллюстрация «Мемориал»…………….....................................…20
Введение
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным»
Блез Паскаль
У каждого человека есть место, где он родился – его малая Родина. Моя малая Родина - село Вад. Не все мои одноклассники могут похвастаться тем, что хорошо знают историю нашего села. Как известно, история содержит в себе очень много различных исторических событий, дат, которые нужно знать и помнить. Я думаю, чтобы лучше ориентироваться во всех исторических событиях, чтобы лучше запомнить исторические даты и разнообразные цифровые данные, необходимо очень хорошо знать основы такой науки, как математика. Сделать можно это, конечно же, через решение математических задач, содержание которых включает в себя разнообразные исторические факты.
Поэтому я решил попробовать составить такие математические задачи, содержание которых основывается на исторических фактах, данных, связанных с историей нашего села. А составляя такие задачи, я думаю, что и сам лучше научусь их решать.
Гипотеза: придумывая собственную задачу, мы глубже вникаем в ее математическую суть, анализируем и сравниваем известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Особенно интересно составлять задачи, используя краеведческий материал.
Цель исследования:научиться составлять текстовые задачи с использованием краеведческого цифрового материала
Для достижения этой цели были сформулированы задачи:
Объект исследования – история родного села, методы составления и решения текстовых задач.
Методы исследования:
-теоретический - изучение литературы;
-описательный;-анкетирование.
Основная часть
1.1. Теоретическая часть
При изучении математики не только для меня, а для многих, всегда очень трудной темой является тема, связанная с решением текстовых задач. Часто, читая задачу, я теряюсь и не знаю, как к ней подступиться.
Текстовая задача представляет собой словесную модель ситуации, явлений, события, процесса. В текстовой задаче описывается не всё событие или явление, а лишь его количественные характеристики.
Основная особенность текстовых задач состоит в том, что в них не указывается прямо, какое именно действие должно быть выполнено для получения ответа на требование задачи.
Решить задачу в широком смысле этого слова - это значит раскрыть связи между данными, заданными условием задачи, и искомыми величинами, выполнить действия над данными задачи, и получить ответ на требование задачи или доказать невозможность его выполнения.
В своей книге «Как научиться решать задачи» Л.М.Фридмани Е.Н.Турецкий выделили основные этапы решения задач:
Это более подробный процесс решения задачи. Из указанных восьми этапов пять являются обязательными и они имеются (в том или ином виде) в процессе решения любой, даже не текстовой задачи.
Это этапы
Остальные три этапа (схематическая запись задачи, исследование задачи и заключительный - анализ решения) являются необязательными и в процессе решения многих задач не выполняются.
В своем классе я провел социальный опрос.
В опросе меня интересовало умеют ли одноклассники решать задачи, если нет то по какой причине.
Я получил следующие результаты (Приложение 1)
Большинство ребят ответили, что не умеют решать задачи или не понимают информации в задачи.
Поэтому я пришел к выводу, что если составить задачи с помощью исторических фактов нашего села Вад, то решение задач станет более интересным.
Для того, чтобы составить математическую задачу на исторических фактах необходимо изучить исторический материал, который будет использоваться в задачах. Выделить все числовые данные и установить зависимость между числовыми величинами. Составить условие задачи. Задача должна содержать в себе условие и вопрос. В задаче должно содержаться необходимое количество данных, чтобы можно было ответить на вопрос задачи.
Алгоритм составления задачи:
Чтобы задачи были интересными, познавательными и доступными каждому ученику, я приступил к сбору исторических данных нашего любимого села в годы Великой отечественной войны
1.2. Практическая часть
Изучив историю своего села в годы ВОВ, я собрал следующий материал.
Около села ЛопатиноВадского района в 1941 году был построен запасной военный аэродром, при строительстве которого использовался щебень и камень разрушенной церкви в селе Елховка Вадского района. Аэродром Лопатино, известного также как «Объект 808 Управления аэродромного строительства УНКВД по ГО». Аэродром имел взлетно-посадочную полосу длиной 1000 м и шириной 70 м. На сооружение объектов аэродрома и его инфраструктуры были привлечены военные строители и военная техника. Но главная рабочая сила были колхозники со своими лошадками.Рядом с ВПП были расположены рулежные дорожки, а также убежища на 36 человек, рассчитанные на прямое попадание 50-кг бомб. С Лопатинского аэродрома совершила свой последний полет Герой Советского Союза марина Раскова.
Задача 1. При строительстве Лопатинского аэродрома использовался щебень. На 1 м² тратится 45 кг щебня. Аэродром имеет прямоугольную форму длиной 1000 м и шириной 70 м. Сколько тонн щебня необходимо привезти, чтобы построить аэродром?
Решение:
1. Найдем площадь аэродрома
1000×70=70 000м²
2.Найдем сколько тонн необходимо привезти
70000×45:1000=3150 т.
Ответ:3150т.
Задача 2.В строительстве Лопатинского аэродрома участвовали колхозники со своими лошадками. На строительство аэродрома требуется 3150 тонн щебня. Каждая лошадь за один раз могла привезти 1,5 тонны. Сколько раз необходимо привезти повозок, чтобы построить аэродром?
Решение:3150:1,5=2100 раз.
Ответ: 2100 раз
Госпитали в Вадском районе появились, практически, с первых месяцев ожесточенных сражений Великой Отечественной войны. Размещались медицинские учреждения в трех зданиях: районной больницы, Вадской школы и в санатории «Бобыльский». В Вадскую школу и больницу был эвакуирован госпиталь из украинского госпиталя в г. Каменец-Подольский (№51, июль-август 1941 г.) Далее был переформирован в эвакогоспиталь № 3402, который проработал на Ваду до марта 1943 года, до перемещения его ближе к фронту. С июня по сентябрь 1943г. его сменил госпиталь №5370, а далее - ЭГ №5831, который существовал в районном центре до 17 августа 1945 года. В санатории «Бобыльский» дислоцировались ЭГ №2789 и 2842.
Ведущим хирургом ЭГ №3402 был заслуженный врач УССР Леонид Васильевич Радевич. В памяти сотрудников госпиталя он остался как высококвалифицированный специалист, готовый сутками оперировать.Госпиталь постоянно принимал санитарные поезда с ранеными. Работа велась практически круглосуточно. Днем проводились операции, процедуры, отправлялись тяжелораненые в другие госпитали, выписывались на фронт, а по ночам принимали новых пациентов. В госпитале работало более 130 человек, 48 из них санитарки.
Надо отметить, что за все время работы госпиталей от ран умерло менее 20 человек. Почти все они покоятся на местных кладбищах. На кладбище в с. Ивашкино установлен обелиск, местные жители за ним ухаживают и ежегодно сюда приезжают родственники умерших бойцов.
После войны около здания школы, где располагался госпиталь, был установлен памятник. В маленьком сквере, где он стоит, ежегодно проводят все памятные мероприятия школьники, жители районного центра, посетители Вадского краеведческого музея и выставочного центра…
Задача 3. В годы ВОВ в эвакогоспитале трудились 160 человек, 48 из них санитарки. Сколько процентов от медицинского персонала составляли санитарки?
Решение:
48×100:160=30%- санитарок
Ответ: 30%
Мемориал был сооружен в честь 40 – летия Победы в Великой Отечественной в 1985 году. Автор проекта и руководитель работ – преподаватель Горьковского строительного института – Аркадий Петрович Данилович. Строительные работы были выполнены студентами того же института. Строился мемориал около трех лет. Позже архитекторами района был разработан эскиз, по которому рядом с мемориалом были установлены 5 бюстов Героев Советского Союза - вадчан. В честь 50 – летия Победы был установлен самолет, который был передан авиационным заводом , а БТР получили в одной из военных частей Нижнего Новгорода.
Задача 4: К 70–летию Победы было принято решение сменить брусчатку на площади около мемориала. Площадь состоит из двух площадок прямоугольной формы. Длина первой площадки – 37 м., ширина – 21 м. Длина второй площадки-17,4 м., ширина – 6 м. Какова площадь всей площади около мемориала?
Решение:
Ответ: 881,4м²
Задача 5: Площадь площади около мемориала составляет 881,4 м². Сколько штук брусчатки необходимо купить для покрытия всей площади мемориала, если одна плитка имеет форму прямоугольника длиной – 20см,шириной 10 –см.
Решение:
Ответ: 44070 шт.
Задача 6: Всего за годы Великой Отечественной на фронт ушли 6209 человек, с фронта не вернулись 3232 человека. Сколько процентов не вернулось с фронта? Сколько процентов вернулось с фронта? Результаты округлите до единиц
Решение:
3232×100:6209≈52%- не вернулось
6209-3232=2977 чел.
100-52≈48% вернулось
Ответ: ≈52%,≈48%
Заключение
В процессе работы над проектом мною были изучены краеведческие материалы районной библиотеки, статья газеты Восход, методы и приемы составления и решения математических задач. Всё это в целом, способствовало тому, что мною были составлены математические задачи, содержание которых отражает историю родного края, моей малой Родины.В процессе выполнения исследовательской работы,я в соответствии ее цели и задачам, получил важные для себя выводы и результаты:придумывая собственную задачу, мы глубже вникаем в ее математическую суть, анализируем и сравниваем известные типы задач и пополняем свой математический опыт. Особый интерес у меня вызвал составление задач по материалам нашего села, в котором мы родились и живем.
Таким образом, в результате проведенной работы, подтвердилась моя гипотеза: придумывая собственную задачу, мы глубже вникаем в ее математическую суть, анализируем и сравниваем известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Особенно интересно составлять задачи, используя краеведческий материал.
Надеюсь, что моя работа будет полезна и интересна.
Список использованных источников и литературы
1. Воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны. – Рукописный фонд, отдел краеведения Вадской Центральной Библиотеки им. А.А.Штевен.
2. Как научиться решать задачи Л.М.Фридман, Е.Н.Турецкий М.: Просвещение,1989
3. Районная печать в годы Великой Отечественной войны: http://www.nounb.sci-nnov.ru/projects/pressa/texts/vad.php
Приложение 1.
Результаты опроса
Приложение 2.
Лопатинский аэродром
Приложение 3.
Здание Вадской школы (в годы ВОВ эвакогоспиталь)
Приложение 4
Мемориал воинам-вадчанам, погибшим в годы
Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Слайд 1
МОЕ СЕЛО в ЗАДАЧАХ Автор: Родионов Матвей Николаевич, 8 Б класс, МАОУ « Вадская СОШ» Руководитель: Норовяткина И.В., учитель математики, МАОУ « Вадская СОШ»Слайд 2
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться составлять текстовые задачи с использованием краеведческого цифрового материала
Слайд 3
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА изучить методы и приемы составления и решения текстовых задач; собрать цифровой материал, связанный с историей нашего села в годы ВОВ; составить текстовые задачи, которые содержат исторические факты родного села;
Слайд 4
Гипотеза проекта придумывая собственную задачу, мы глубже вникаем в ее математическую суть, анализируем и сравниваем известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Особенно интересно составлять задачи, используя краеведческий материал.
Слайд 5
« Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным» Блез Паскаль
Слайд 6
Я думаю, чтобы лучше ориентироваться во всех исторических событиях, чтобы лучше запомнить исторические даты и разнообразные цифровые данные, необходимо очень хорошо знать основы такой науки, как математика. Сделать можно это, конечно же, через решение математических задач, содержание которых включает в себя разнообразные исторические факты.
Слайд 7
Решить задачу в широком смысле этого слова - это значит раскрыть связи между данными, заданными условием задачи, и искомыми величинами, выполнить действия над данными задачи, и получить ответ на требование задачи или доказать невозможность его выполнения.
Слайд 8
В своем классе я провел социальный опрос. В опросе меня интересовало умеют ли одноклассники решать задачи, если нет то по какой причине.
Слайд 9
Результаты опроса
Слайд 10
Я пришел к выводу, что если составить задачи с помощью исторических фактов нашего села Вад, то решение задач станет более интересным.
Слайд 11
Чтобы задачи были интересными, познавательными и доступными каждому ученику, я приступил к сбору исторических данных нашего любимого села в годы Великой отечественной войны
Слайд 12
Лопатинский аэродром
Слайд 13
Задачи: Задача 1 . При строительстве Лопатинского аэродрома использовался щебень. На 1 м² тратится 45 кг щебня. Аэродром имеет прямоугольную форму длиной 1000 м и шириной 70 м. Сколько тонн щебня необходимо привезти, чтобы построить аэродром? Решение : 1. Найдем площадь аэродрома 1000×70=70 000м² 2.Найдем сколько тонн необходимо привезти 70000×45:1000=3150 т. Ответ:3150т.
Слайд 14
Задача 2. В строительстве Лопатинского аэродрома участвовали колхозники со своими лошадками. На строительство аэродрома требуется 3150 тонн щебня. Каждая лошадь за один раз могла привезти 1,5 тонны. Сколько раз необходимо привезти повозок, чтобы построить аэродром? Решение: 3150:1,5=2100 раз. Ответ: 2100 раз
Слайд 15
Эвакогоспитали Вадского района
Слайд 16
Задачи Задача 3 . В годы ВОВ в эвакогоспитале трудились 160 человек, 48 из них санитарки. Сколько процентов от медицинского персонала составляли санитарки? Решение: 48×100:160=30%- санитарок
Слайд 17
Мемориал воинам-вадчанам
Слайд 18
Задачи Задача 4 : К 70 – летию Победы было принято решение сменить брусчатку на площади около мемориала. Площадь состоит из двух площадок прямоугольной формы. Длина первой площадки – 37 м., ширина – 21 м. Длина второй площадки-17,4 м., ширина – 6 м. Какова площадь всей площади около мемориала? Решение: 37×21=777 м²- площадь первой площадки 17,4×6=104,4 м²- площадь второй площадки 777+104,4=881,4м²-площадь всей площади мемориала Ответ: 881,4м²
Слайд 19
Задача 5: Площадь площади около мемориала составляет 881,4 м². Сколько штук брусчатки необходимо купить для покрытия всей площади мемориала, если одна плитка имеет форму прямоугольника длиной – 20см,шириной 10 –см. Решение: 20см=0,2м, 10 см = 0,1 м 0,2×0,1=0,02м² 881,4:0,02=44070 штук Ответ: 44070 шт.
Слайд 20
Задача 6: Всего за годы Великой Отечественной на фронт ушли 6209 человек, с фронта не вернулись 3232 человека. Сколько процентов не вернулось с фронта? Сколько процентов вернулось с фронта? Результаты округлите до единиц Решение: Найдем сколько % не вернулось 3232×100:6209≈52%- не вернулось Найдем сколько человек вернулось 6209-3232=2977 чел. Найдем сколько % вернулось 100-52≈48% вернулось Ответ: ≈52%,≈48%
Слайд 21
В результате проведенной работы, подтвердилась моя гипотеза: придумывая собственную задачу, мы глубже вникаем в ее математическую суть, анализируем и сравниваем известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Особенно интересно составлять задачи, используя краеведческий материал. Надеюсь, что моя работа будет полезна и интересна.
Слайд 22
Спасибо за внимание!
Два Мороза
Золотой циркуль
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Ребята и утята