Доклад "Сицкари"
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Сицкари" | 19.66 КБ |
Здравствуйте, меня зовут Бушуева Ксения. Я учусь в 9 классе Покрово-Ситской средней общеобразовательной школы Брейтовского муниципального района. Сегодня я представляю вашему вниманию работу по теме «Сицкари: прошлое и настоящее».
Этнография, наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру.
Наша бывшая Сить – Покровская волость являлась местом компактного проживания в прошлом отдельной этнографической группы – сицкарей. Сицкари сильно отличались по языку и быту от остального ярославского населения, всегда славились высоким уровнем плотницкого искусства. Вопрос о их происхождении до сих пор окончательно не решён краеведами. Сицкари являются самой яркой страницей в истории нашего края в XVII – XIX веках.
Наше старинное село Покровское на Сити, по мнению краеведов, считалось столицей страны сицкарей.
Единственным полным источником информации об этой уникальной этнографической группе, в настоящее время, является книга мышкинского краеведа Гречухина «По реке Сить».
Строя своё генеалогическое древо, на уроке биологии, я пришла к выводу , что
моя родословная по материнской линии также происходит от сицкарей. Считаю, что о своих корнях знать как можно больше должен каждый человек.
В нашей школе в память о нашем земляке Сергее Андреевиче Воробьёве, профессоре, Заслуженном деятеле науки РСФСР проводятся эколого-краеведческие чтения. В своих воспоминаниях Сергей Андреевич также упоминает о сицкарях.
«В нижнем течении Сити на правом берегу расположилась большая деревня Коростель. Это моя родина. Иначе говоря, родился я из сицкарей»
Цель работы:
выяснить почему сицкарей считают яркой и самобытной этнической группой, продолжить изучение их наследия.
Задачи:
«О сискарях, или сицкарях, как говорят сейчас, читающая Россия узнала в середине XIX века. И с тех пор в любой публикации о Ярославщине, хоть немного касающейся быта ее населения, его этнического состава, непременно говорилось о сицкарях, но говорилось в каждой из них с той же малой степенью ясности, что и в самых первых упоминаниях. Сицкари и по сей день остались загадочными, хотя сведений о них теперь немало.
В этнически однородном населении Ярославского края они выделяются и укладом жизни, и говором, и богатырством в труде, удивительным даже для многотерпеливого труженика — русского мужика.
Хорошо известен быт сицкарей, нравы, занятия. А что же загадочного? Загадочно происхождение. Кто они? Русские или нет? Если нет, то кто?
Эта этническая группа всегда была невелика. Ярославский краевед П. Критский в начале нашего века считал, что их не больше ста семей. Впрочем, другие занимавшиеся этим вопросом с ним не соглашались. Например, сицкий краевед А. Преображенский географически точно обозначает границы расселения сицкарей и указывает, что в начале XIX века их было до пятисот человек, а к 1848 году их стало до 2150 человек.
Но Критский писал свои работы о Ярославском крае в начале XX века, когда стирание бытовых и речевых особенностей уже шло довольно быстро. В те годы все упоминания о сицкарях содержали призывы поскорей изучить эту исчезающую, сливающуюся с русскими народность или этническую группу.
У С.А. Мусина-Пушкина есть строки, полные беспокойства: Следует поспешить с изучением говора и быта загадочных сискарей: успехи культуры, введение грамотности заметно действуют нивелирующим образом и сглаживают характерные оттенки и различия».
Различия заметны были в говоре, внешности, характере, поверьях, роде занятий. Свидетельств о говоре сицкарей, казалось бы, немало, но, к сожалению, они неподробны и неполны. Едино в них одно: говор сицкарей — певучий, с частыми включениями звуков «з» («дзядя» вместо «дядя», «дзеревня» вместо «деревня») и «ц» вместо «т» («Сцепан» вместо «Степан»). А вместо привычного нам «ц» у сицкарей «ч» («курича» вместо «курица»). Все писавшие о сицкарях единогласно отмечают, что говор их от ярославского резко отличен, и называют главным отличием как раз «дзяканье» и «цяканье». По внешним признакам сицкарей описывали так: невысоки, волосы светлые, рыжеватые, походка с развальцем. Высокие, статные среди сицкарей были очень редки.
Сицкарям свойственна медлительность в движениях, которую сторонние люди, а то и этнографы легко (и напрасно!) отождествляли с леностью и сонливостью. Конечно, напрасно, сицкари — замечательные работники! Своеобразен и характер сицкарей — он ровный и невозмутимый, спешки сицкарь не любит, он богат настойчивостью, трезвостью и послушанием. На бойких ярославских мужиков вовсе не похож. Всегдашней готовностью на тяжелые работы и полным отсутствием предприимчивости резко от них отличается. Ни в торговцах, ни в приказчиках, ни в промышленниках, ни в чиновниках (даже в сельских) сицкаря было не сыскать, словно не его это дело. А что же его-то? Сицкари на старой Волге были известны как славные корабелы. У Критского сказано коротко: «Сицкари занимаются разными лесными промыслами, а особенно постройкой барок». Этот некогда славный промысел сильно был развит на нижней Сити, и верны ему были большинство сицкарей» (2 стр. 74-76).
С точки зрения социально – психологической сицкарей характеризует ярко выраженный миролюбивый характер и преданность своей малой родине.
Образцовые труженики, хорошие крестьяне, тихие соседи, бережливы, общительны, честны (воровство было большой редкостью, уходя, к двери приставляли палочку, показывая, что никого нет дома), физически выносливы, «народ силён и здоров». Все эти черты были характерны для сицкарей.
В своей работе мы попытались выяснить, что же ныне осталось от наследия сицкарей в нашей местности. Для обследования мы выбрали населённые пункты, лежащие в обе стороны от нашего села по обоим берегам реки Сить. Это села Покровское на Сити, Семёновское,частично село Байловское, деревни Коростель, Княгинино, Глинник, Игнатово, Балобаново (все эти населённые пункты упоминаются в истории в связи с историческим событием - Ситской битвой).
Изучая демографические показатели, мы пришли к неутешительным выводам. Все населённые пункты (за исключением села Покровское на Сити) очень малочисленны (два населённых пункта село Семёновское и деревня Глинник не имеют жителей). Всё меньше потомков славных сицкарей остаётся жить на берегах славной реки.
Особенности быта и разговора сицкарей сгладились за годы.
Из современного наследия мы можем увидеть три храма страны сицкарей.
Церковь Покрова село Покровское на Сити, в этом году в храме начаты восстановительные работы, сохранилась часть иконостаса рубленного одним топором (иконостас считается творением искусных плотников сицкарей).
Церковь Михаила Архистратига село Семёновское. В последние годы территория храма очищена от мусора, возведена новая крыша.
Церковь Введения село Байловское. Она, к сожалению, ныне находится в запустении. В церкви сохранилась уникальная роспись. По мнению местных жителей, роспись на стенах была выполнена ситскими художниками.
Все обследуемые пункты мы посетили, обнаружили довольно старые по возрасту строения (прежде всего это жилые дома). Предлагаем вам просмотр элементов украшений домов пропильной резьбой (сицкари славились этим искусством).
Будучи замечательными плотниками сицкари также обеспечивали себя самодельной мебелью (найти её можно и до сих пор не только в музее), предметами быта.
Перед вами несколько фрагментов из экспозиции нашего школьного музея.
Совсем немногое можно обнаружить из наследия сицкарей в наше время, но всё же память об этой уникальной этнографической группе, когда то жившей на берегах реки Сить живёт в сердцах людей. И ещё можно встретить в наших населённых пунктах людей, описывая внешность которых, мы можем сказать словами краеведа Гречухина
невысоки, волосы светлые, рыжеватые, походка с развальцем.
Сказочные цветы за 15 минут
Сорняки
Кто самый сильный?
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Пустой колос голову кверху носит