Проектная работа по литературе
Вложение | Размер |
---|---|
voennaya_tema_v_lirike_vladimira_vysotskogo.docx | 26.9 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ №2" Г.ТЫНДЫ
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Военная тема в лирике В.Высоцкого
Проект подготовил:
Семьянов Даниил Иванович
учащийся 9Б класса
Руководитель:
Махонина Зоя Ивановна
Учитель русского языка и литературы
2019/2020 уч.год
Название проекта | "Военная тема в лирике В.Высоцкого" |
Автор проекта | Семьянов Даниил Иванович |
Руководитель проекта | Махонина Зоя Ивановна |
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту | Литература |
Тип проекта | Исследовательский |
Сроки работы над проектом | 1 Февраля начало написание проекта, 21 Февраля конец написание содержания, 4 Марта корректирование проекта. |
Цель проекта | Показать значение военной темы в лирике В.Высоцкого |
Предпологаемый продукт | Презентация |
Паспорт проекта
Оглавление
Методы исследования:
-метод анализа литературы;
-технический метод (работа с компьютером)
-аналитический метод (отбор русского народного творчества)
Практическая значимость.
Учитывая познавательный характер моей работы, материалы могут быть использованы на уроках литературы, русского языка, открытых урока, на уроках истории, во внеурочных мероприятиях.
Содержание:
Глава 1: Автобиография В.Высоцкого
Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье Семена Владимировича Высоцкого (1915-1997) и Нины Максимовны Серегиной (1912-2003). Отец - военный связист, ветеран Великой Отечественной войны, полковник. Мать - переводчица с немецкого языка.
В 1941-1943 годах Владимир Высоцкий вместе с матерью находился в эвакуации в Чкаловской (ныне - Оренбургской) области. В 1943 году они вернулись в Москву. Через несколько лет родители Высоцкого развелись.
В 1947-1949 годах вместе с отцом и его второй женой Евгенией Лихалатовой (1918-1988) Высоцкий проживал в городе Эберсвальде (ГДР). В 1949 году все вместе вернулись в Москву, проживали в доме в Большом Каретном переулке.
С 1953 году Высоцкий посещал драматический кружок в Доме учителя под руководством Владимира Богомолова.
В 1955 году поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. В. В. Куйбышева (ныне - Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет), однако отчислился по собственному желанию, до сдачи экзаменов.
В 1960 году окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ (курс Павла Массальского).
Владимир Семёнович Высоцкий, выдающийся советский поэт, актёр театра и кино, музыкант, прожил достаточно недолгую жизнь, однако оставил после себя огромный след в истории: его произведения до сих пор волнуют сердца многих, вызывая самые разные эмоции: то смех, то слёзы. В. С. Высоцкий, кажется, писал обо всём на свете: о жизни, о смерти, о любви и о дружбе. Тем не менее наиболее ярко в его лирике, на мой взгляд, раскрывается тема войны.
Глава 2:
Говоря о Великой Отечественной войне, нельзя не упомянуть о людях, отважно сражавшихся за Родину. Стихотворение В.С. Высоцкого «Высота» как раз посвящено героическому поступку русских солдат.
Бесстрашные бойцы, ощущая свой долг перед Отчизной, защищали родную землю: они «вцепились» в высоту, «как в своё». Несмотря на неудачи, солдаты не отступали.
Причиной такого самоотверженного поведения русских солдат, очевидно, была любовь к родной земле и непоколебимая вера в победу. Так, в стихотворении «Высота» В. С. Высоцкий рассказал об истинных героях, стоявших на защите Отечества.
Однако война – это не только героическое поведение и подвиги, но и многочисленные человеческие жертвы. Об этом написано в стихотворении В.С. Высоцкого «Он не вернулся из боя». Лирический герой чувствует: что-то изменилось. Это подчёркивается с помощью риторического вопроса: «Почему всё не так?» Только через некоторое время к нему приходит осознание того, что его товарища не стало: «…Только он не вернулся из боя». Используя такой приём, как эпифора (слова «он не вернулся из боя» неоднократно повторяются в конце строф), поэт подчёркивает трагизм ситуации: лирический герой, еще недавно споривший со своим приятелем, теперь переживает утрату:
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя
Мне не стало хватать его только сейчас
Когда он не вернулся из боя
Оно обо всех тех, кто, сражаясь за Родину, пожертвовал своей жизнью. Эту мысль подтверждают строки: «Наши мертвые нас не оставят в беде, // Наши павшие - как часовые». Таким образом, в лирическом произведении «Он не вернулся из боя» В. С. Высоцкий рассказывает о русских солдатах, отдавших жизнь за Родину.
Во многих стихотворениях поэта также звучит мотив памяти героев Великой Отечественной войны. Например, в знаменитом произведении «Братские могилы» поэт, используя такое средство художественной выразительности, как метафора, пишет о том, что «здесь», на кладбище, где похоронены русские солдаты, «нет ни одной персональной судьбы», поскольку «все судьбы в единую слиты». Действительно, все те, кто сражался за родную землю и героически пал на поле боя, стали единым целым, которым и сегодня гордится русский народ. Кроме того, В.С. Высоцкий упоминает и о Вечном огне, в котором видны и «вспыхнувший танк», и «горящие русские хаты», и «горящий Смоленск», и «горящий Рейхстаг», и «горящее сердце солдата». Так образ огня, который является лейтмотивом стихотворения, символизирует память об отважных солдатах, сражавшихся за Отечество.
Всерьез началась для Высоцкого военная тема, когда он пришел в Театр на Таганке. Любимов поставил к 20-летию Победы спектакль "Павшие и живые". Юбилей отмечался мощно – Брежневу, тогдашнему руководителю нашего государства, надо отдать должное: он возродил уважение и к этой дате, и вообще к Победе.
"Павшие и живые" - это даже не спектакль, а поэтическая композиция по стихам военных поэтов: Бориса Слуцкого, Давида Самойлова, Александра Межирова, Константина Симонова, Михаила Кульчицкого... Оформление предельно аскетичное: три дороги, Вечный огонь. Для этого спектакля Ю.Любимов попросил Высоцкого написать песню. Песню необычную: от имени немецких солдат. Песню, точную по психологии, не кривляющуюся, сильную. Невообразимой сложности задача! Высоцкий справился с блеском.
По выжженной равнине -
За метром метр -
Идут по Украине
Солдаты группы "Центр".
И ритм нашел - в нем угроза, напор и в то же время обреченность.
А перед нами все цветет -
За нами все горит.
Не надо думать! - с нами тот,
Кто все за нас решит.
К этим словам - "Не надо думать! - с нами тот, кто все за нас решит" - комиссия по приемке спектакля и прицепилась. Увидели в них, как тогда говорили, аллюзию. И не только к этому прицепились - чуть ли не каждая строчка из стихов военного времени вызывала подозрение. Спектакль запретили. И только после многочисленных переделок к концу юбилейного года разрешили. Песню "Солдаты группы "Центр" удалось отстоять.
У Высоцкого около полусотни песен, так или иначе связанных с войной. Среди них есть знаменитые, которые он сам часто исполнял - "На братских могилах...", "О погибшем друге", "Штрафные батальоны", "Военная песня", "Песня о госпитале", "Сыновья уходят в бой", "Тот, который не стрелял", "Про Сережку Фомина"... Другие реже - "Баллада о ненависти", "Баллада об оружии", "В плен - приказ: не сдаваться, - они не сдаются", "Песня о конце войны"...
Как видим, военная тема, которая раскрывается В. С. Высоцким с разных сторон, находит яркое отражение в его творчестве.
Пчёлки на разведках
Лавовая лампа
Горячо - холодно
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Рисуем лошадь акварелью