Средства массовой информации играют важную роль в формировании общественного мнения по многим вопросам. Так, СМИ активно освещают политическую жизнь государства, работу органов центрального управления и местной власти, различные политические процессы, участвуют в проведении предвыборной агитации. Значимость СМИ и их связь с политической сферой возрастает в современном обществе, так как инструменты массовой коммуникации как таковые являются инструментами власти («четвертая власть»).
Как показывают наблюдения, значительную часть досуга старшеклассников заполняют электронные средства массовой информации - телевидение, радио, Интернет. Посредством их формируется мировоззрение старших школьников, их взгляды, установки, идеалы, а также политическая позиция. Современные подростки, молодежь оказываются вовлеченными в новую как для них, так и для общества реальность, которую они осваивают спонтанно, часто без целенаправленной помощи наставников. СМИ и становятся для них «наставниками».
Вложение | Размер |
---|---|
kormilitsyna_2.doc | 309.5 КБ |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО ИЗБИРАТЕЛЯ
Выполнила: ученица 11 «А» класса
МБОУ «Гимназия №4» г. Брянска Кормилицына Алина Владиславовна
Руководитель: Владимирова А. В.
учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназия №4» г. Брянска
Брянск,2019
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ ………………………………… ……………………………… 2
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
МЕСТО СМИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ …………………………….5
ПРОБЛЕМА АПОЛИТИЧНОСТИ МОЛОДЁЖИ ……………………………..8
ПРОЕКТ «МОЛОДЁЖНЫЙ МОБИЛЬНЫЙ ОТРЯД » ………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………….... 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………………….........13
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………………………….15
Введение
Любой человек, управляющий средствами массовой информации, контролирует разум.
Джим Дуглас Моррисон
Актуальность исследуемой проблемы:
Средства массовой информации играют важную роль в формировании общественного мнения по многим вопросам. Так, СМИ активно освещают политическую жизнь государства, работу органов центрального управления и местной власти, различные политические процессы, участвуют в проведении предвыборной агитации. Значимость СМИ и их связь с политической сферой возрастает в современном обществе, так как инструменты массовой коммуникации как таковые являются инструментами власти («четвертая власть»).
Как показывают наблюдения, значительную часть досуга старшеклассников заполняют электронные средства массовой информации - телевидение, радио, Интернет. Посредством их формируется мировоззрение старших школьников, их взгляды, установки, идеалы, а также политическая позиция. Современные подростки, молодежь оказываются вовлеченными в новую как для них, так и для общества реальность, которую они осваивают спонтанно, часто без целенаправленной помощи наставников. СМИ и становятся для них «наставниками».
Проблема: как использовать СМИ для формирования позиции «Я – будущий избиратель» у старшеклассников.
Объект исследования: СМИ.
Предмет исследования: влияние СМИ на формирование политической позиции старшеклассников.
Цель исследования: изучение основных способов формирования правового сознания и политической культуры посредством СМИ.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования:
СМИ могут повлиять на формирование неоднозначного образа политического деятеля. Психологическому воздействию средств массовой информации подвержены различные возрастные и социальные группы. Одна из них – девушки и юноши от 16 до 18 лет. Представители этой группы ещё не имеют право участия в выборах, но у многих из них уже сформирована политическая и гражданская позиция.
Методы исследования:
Предполагаемый результат:
1. Место СМИ в избирательном процессе.
Роль средств массовой информации в политике неоспорима. Ведь она, как никакая другая система общественной деятельности, нуждается в источнике информирования, позволяющим вести диалог между властью и населением.
Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представительные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и другие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно с распространением телевидения, значительно возросла. Это нашло отражение в структуре расходов участвующих в выборах партий и кандидатов: оплата газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации агитационных материалов составляет существенную часть затрат.
Основные функции СМИ в политике:
1. Информационная. Это самая главная функция в любом виде деятельности. Средства массовой информации призваны освещать все политические события, изменения в законах. Но информация включает в себя не только освещение происходящего, но и их оценку, и комментирование. Политической считается информация, имеющая общественную значимость.
2. Контрольная. СМИ базируются на авторитете общества, преследуя, прежде всего, его интересы. Телевидение, печать и другие виды СМИ не устают освещать деятельность или бездеятельность органов власти. Нередки случаи, когда именно благодаря журналистам, начинались расследования против неправомерных действий представителей политической структуры.
3. Формирование общественного мнения.
4. Образовательная. СМИ призваны обучать население политической грамотности.
5. Социальная. Неразрывно связана с образовательной функцией СМИ, она влияет на усвоение норм и ценностей и адаптацию к социальной действительности.
6. Функция артикуляции. Эта функция дает возможность публично выражать свое мнение и находить единомышленников на основе общих политических взглядов.
7. Функция побуждения. Функция призвана побуждать аудиторию к определенным политическим действиям. Примером можно назвать призвание к голосованию.
8. «Продажная». «Продажа» аудитории идеи и программ политических партий.
На сегодняшний день телевидение — самое влиятельное средство воздействия на аудиторию. Неудивительно, что выборы все чаще стали называть телевыборами. Телевидение имеет самые широкие технические возможности влияния. Телевизионный образ позволяет кандидату создать свой образ, обратиться напрямую к своим избирателям, оппонировать своих конкурентов.
Внимание СМИ к возможным участникам выборов нарастает еще до начала избирательной кампании. А политические и общественные деятели, имеющие намерение быть кандидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На этапе предвыборной агитации СМИ по сравнению с другими способами воздействия на избирателей (собраниями, встречами кандидатов с гражданами, митингами и т. д.) обладают особыми возможностями: они способны доставить агитационные материалы в каждый дом. Эти материалы могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, показа телеочерков, видеофильмов о кандидате или политической партии. Агитация - устная, печатная и наглядная политическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение людей с целью побудить их к политическим или другим действиям[1].
Особое значение имеет компетентность гражданина, его политическая культура, способность различать объективную информацию и политические манипуляции, отбирать полезные для себя сведения и противостоять ухищрениям политического маркетинга. В наше время невозможно ориентироваться в жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о возможностях современных СМИ, их «плюсах» и «минусах» помогают каждому определить собственную политическую позицию.
Неправильная «сортировка» полученной информации и нерациональное распределение знаний из различных источников ведёт к такому общественному явлению, как аполитичность, которое будет подробно рассмотрено в следующей главе.
2. Проблема аполитичности молодёжи
Аполитичность — отрицательное или безразличное отношение к политике, к участию в общественной жизни.
Аполитичность в современном обществе является актуальным общественным явлением. Результаты исследований показывают, что снижается доля молодого поколения, которое участвует в политической деятельности. И именно эта часть социума имеет большое экономическое, демографическое и политическое значение для государства.
Признаки аполитичности
Предпосылки этого явления в России оформились в конце 1990-х годов. Но несмотря на то, что жизненный уровень и стабильность в государстве выросли, это нисколько не стимулирует молодежь влиять на свое будущее, проявлять интерес к участию в политической жизни государства.
В течение последних десятилетий значительно возросла аполитичность молодежи. Влияние на демократию, соблюдение и отстаивание гражданских прав и свобод не происходит в тех формах и с той интенсивностью, которые присущи активному гражданскому обществу.
Сегодня мы имеем четко выраженную модель потребительского социума, что означает действие каждого индивида в первую очередь в своих интересах, а затем уже в коллективных. Новое поколение годами впитывало и пропускало через себя информацию, которая была направлена не только против них, но и против всего общества, формируя ложные ценности.
По мнению наблюдателей, в современной России создано большое число организаций для молодежи, партии стремятся включить ее в свои проекты и программы, активизировать при помощи вовлечения в политику и общественную жизнь. На первый взгляд возникает впечатление, что российская молодежь действительно политизирована и включена во все процессы.
Чтобы доказать аполитичность молодежи, достаточно обратиться к результатам исследований, направленных на выявление предпочтений у нового поколения. Их проводили научные организации и отдельные ученые (социологи, политологи).
Выводы оказались неутешительными: около половины опрошенных никаким образом не участвуют в политической и общественной жизни страны, не пользуются своим правом избирателя. Отношение молодых людей к партийным организациям весьма неоднозначное: лишь некоторые о подобных структурах что-то слышали, а большинство и вовсе ничего не знает, поэтому не пополняют ряды партий.
В случае выборов они не могут сказать, в пользу какой партии отдадут свой голос. Около четверти молодых россиян вообще не посещают выборные участки.
Сокращается число граждан, факультативно (от случая к случаю) проявляющих интерес к политическим событиям, а примерно треть вовсе не проявляет в этом плане никакой активности.
В то же время в корне неверным является утверждение, что аполитичность — это тотальное явление. Больше трети молодого поколения слушают, читают новости из различных каналов СМИ. Некоторые, хоть эта доля мала, знакомятся с программами экономического развития государства и стремятся внести собственные вклад в развитие гражданского общества и социального государства. Но, как показывает практика, на данный момент этого недостаточно. Необходимы кардинальные меры по вовлечению молодежи в активную политическую жизнь.
Неудовлетворенность молодежи условиями жизни в стране приводит к тому, что многие мечтают уехать за границу. У другой части молодежи, которая не имеет такой перспективы, негативизм по отношению к сложившейся ситуации порождает стремление изменить свою жизнь любыми способами, в том числе и экстремальными.
Молодежный экстремизм как явление нашей жизни, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций. Его можно связать и с изменениями политико-экономического состояния общества, и с происходящей ныне коренной ломкой складывавшихся веками и освященных культурой образцов поведения. Во втором случае можно сказать, что современный молодежный экстремизм в России есть отражение резкого перехода от одного типа культуры к другому.
Экстремизм часто отождествляется и с фашизмом, и с шовинизмом, и с радикализмом. В действительности же все эти явления — только части более широкого явления политического экстремизма. Признаки политического экстремизма определены в Уголовном кодексе РФ. Это публичные призывы к насильственному захвату власти, совершение действий, направленных на насильственный захват власти, организация вооруженного мятежа, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля.
Обычно молодые экстремисты склонны группироваться вокруг какой-нибудь известной экстремистской организации (объединения). Причем сначала молодой человек, пришедший в организацию такого рода, может и не быть экстремистом; он становится им в процессе участия в деятельности такой организации и постепенного усвоения ее идеологии. В настоящий момент в России существуют партии и организации, подпадающие под определение экстремизма. По своей идеологической направленности такого рода экстремистские объединения бывают как правого, левого, так и религиозного толка, и в каждом из них существует определенная группа молодежи, всеми силами стремящаяся способствовать деятельности такого объединения.
Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется в нарастании сцен насилия в кинематографе, театре, музыке, на телевидении. Все это противоречит народной нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию. Экранное насилие усиливает криминализацию современной жизни, особенно пагубно влияя на детей, подростков и молодежь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов.
3.Проект «Молодежный мобильный отряд «Закон и Порядок»
В Брянске полицейские и общественники реализуют совместный проект «Молодежный мобильный отряд «Закон и Порядок».
Основной целью созданного молодежного мобильного отряда «Закон и порядок» – добровольного объединения молодежи, является оказание содействия правоохранительным органам в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении правонарушений, профилактике негативных явлений в молодежной среде, формировании у молодежи правосознания и правовой культуры.
Основные мероприятия молодежного мобильного отряда с участием студентов, школьников и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, намечены на январь-февраль 2018 года. Главными задачами разработанной для отряда программы являются: совершенствование системы профилактики правонарушений, воспитание правовой культуры и формирование практического опыта действий у молодых людей в реальных жизненных ситуациях, пропаганда здорового образа жизни, привлечение молодежи к благотворительным акциям в домах престарелых и социальных приютах.
Руководитель общественного движения «Полицейские жены» Ирина Кузьмина отметила важность работы такого отряда и тот факт, что деятельность добровольных молодых помощников полиции будет иметь несомненный позитивный эффект в социальной, экономической и педагогической сферах. Тем более, что 2018 год объявлен годом волонтерства, и осуществлять свою деятельность члены молодежного мобильного отряда планируют и далее.
Заключение
Формирование политической позиции у человека начинается гораздо раньше, чем в 18 лет. Особенно важным и довольно уязвимым периодом жизни молодого человека для этого процесса является возраст 16-17 лет. На гражданина одновременно воздействуют многие институты: семья, школа, церковь, а также межличностное общение. Потоки информации взаимодействуют и как бы пересекаются, они преломляются в сложившихся ранее взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте.
Но огромную роль здесь играет такой важный институт социализации, как СМИ. В современном обществе все более актуализируется роль СМИ как средства политической власти в управлении обществом.
Интенсивное использование современных информационно-коммуникационных технологий и активное действие СМИ позволяет в некоторой степени программировать поведение молодёжи, устанавливать так называемую «политическую повестку дня».
Старшеклассникам очень важно понимать, что в дальнейшем они способны «своими руками» «строить судьбу» своего государства, приняв активное участие в его политической жизни. Необходимо знать, что важен каждый голос и каждый гражданин, а позиция «всё решится без меня» присуща только пассивному и аполитичному гражданину своей страны.
Постепенно, год от года в России удается переломить тенденцию аполитичности молодежи. Молодые люди все больше интересуются политической жизнью страны, участвуют в различных мероприятиях и круглых столах. Все это в значительной степени создает положительный эффект и дает уверенность молодым и активным специалистам, активистам углубить свое доверие к власти.
Список используемой литературы
Интернет-ресурсы:
1. https://studopedia.su/11_77956_vliyanie-smi-na-izbiratelya.html
2. http://socialstudies666.blogspot.ru/2015/06/blog-post_18.html
3. http://diplomba.ru/work/106904
4. http://textarchive.ru/c-2001620.html
5. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=812094
7. http://fb.ru/article/248446/apolitichnost---eto-priznak-ravnodushiya-molodeji-ili-net
8. https://studopedia.org/2-45344.html
9. https://moluch.ru/archive/117/32294/
Приложение 1.
Анкетирование (образец)
Как часто вы получаете информацию посредством СМИ?
Какие Виды СМИ являются предпочтительными для Вас?
С какими методами влияния СМИ Вы знакомы? (Прошу обратить Ваше внимание, что если Вы знакомы со всеми методами, то надо отметить только пункт "Знаком(-ма) со всеми этими методами"!)
Считаете ли Вы, что СМИ оказывают влияние на молодежь?
Какой из видов СМИ, по вашему мнению, оказывает самое сильное влияние на формирование политической позиции молодёжи? Печатные СМИ (газеты/журналы/глянцевые журналы и т.п.)
Какого рода влияние, по Вашему мнению, оказывают СМИ наполитическую позицию молодёжи?
Считаете ли вы долгом каждого гражданина РФ поучаствовать в выборах?
Да, хочу в дальнейшем участвовать в политической жизни государства, состоять в политических партиях и движениях
Будете ли вы ежегодно принимать участие в выборах по исполнении 18 лет?
Состоите ли вы в какой-либо антиполитической группировке?
Приложение 2.
Аналитическая справка
по результатам социологического опроса
На основании полученных результатов составлены диаграммы, представленные в Приложении 2.
Разработка рекомендаций
По результатам анкетирования разработаны рекомендации по вопросам стимулирования вовлечения в политическую жизнь общества и государства старших школьников по достижении 18 лет:
Рекомендации для работников в сфере образования:
1. Проведение бесед, лекций, классных часов (помимо учебных занятий), встреч с представителями правоохранительных органов, обеспечивающих полную доступность информации о процессе проведения выборов для всех граждан РФ;
2. Привлекать учеников к молодёжным программам и движениям, направленным на активное участие молодых людей в политической жизни государства.
Приложение 3.
[1] Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "О выборах Президента Российской Федерации".Статья 49.
Два Мороза
Философские стихи Кристины Россетти
Акварель + трафарет = ?
Заяц-хваста
Рождественский венок