Есть на карте Мордовии названия сел, которых уже нет. В некоторых местах от населенных пунктов не осталось даже следа.
В других местах остались котлованы на месте домов, иногда - сады, руины. А есть места, в которых о существовавших здесь некогда селах напоминают храмы, одиноко стоящие в бескрайних полях. Именно таким местом является бывшее село Булдыга Атюрьевского района. У этого села есть своя история, свое лицо.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_istoriya_sela_buldyga.doc | 131 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРТАШКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
АТЮРЬЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ
Всероссийская конференция учебно-исследовательских работ учащихся
«Живая культура: традиции и современность»
Исследовательская работа
«Следы жилья ветрами размело…»
(история исчезнувшего села Булдыги)
историческая секция
Автор: Кабанов Максим Васильевич, ученик 8 класса
МБОУ «Курташкинская СОШ»
Руководитель: Сиркина Наталья Николаевна, учитель истории
МБОУ «Курташкинская СОШ»
2018 г.
Содержание.
-1-
1.Введение.
Есть на карте Мордовии названия сел, которых уже нет. В некоторых местах от населенных пунктов не осталось даже следа.
В других местах остались котлованы на месте домов, иногда - сады, руины. А есть места, в которых о существовавших здесь некогда селах напоминают храмы, одиноко стоящие в бескрайних полях. Именно таким местом является бывшее село Булдыга Атюрьевского района. У этого села есть своя история, свое лицо.
Здесь буйно растёт трава, гуляет ветер и царствует… тишина. Ничто не напоминает о том, что два, три, четыре десятка лет назад здесь люди работали, играли свадьбы, растили детей. Словом, радовались жизни. Каждый год в Троицу собираются дети и внуки тех, кто жил и вырос когда-то в этом некогда большом селе, поклониться могилкам своих родных, постоять на местах, где когда-то стояли родные дома, школа, клуб, повидаться с земляками, отдать дань памяти своей родной земле, своей деревне.
Цель исследовательской работы – восстановление памяти об исчезнувшем селе Булдыге, сбор свидетельств очевидцев о том, как жили, чему радовались и огорчались их жители, а также попытка проследить, по возможности, их судьбы.
Для достижения поставленной цели я выдвинул следующие задачи:
-2-
Объектом исследования: исчезнувшее село Булдыга Атюрьевского района
Предмет исследования: историческое прошлое и настоящее жизни исчезнувшего села.
Актуальность. Я думаю, что моя работа полезна тем, что можно рассказать учащимся и бывшим жителям села Булдыги об истории нашей малой родины. Без прошлого нет настоящего.
Работа моя ценна и тем, что в школьном, в районном краеведческом музеях, куда я обращался за сведениями, информации о селе очень мало. И моя работа явится определённым вкладом в разработку темы «История исчезнувших деревень Атюрьевского района».
2.Исторический путь села Булдыги.
Русское село Булдыга находится сегодня на границе с Краснослободским районом. В старых источниках нигде не упоминается. По предположению краеведов селу более 200 лет.
Это селение могло появиться как выселки из дворцовых сотен Красной Слободы. К середине XIX века частного владения в селе не имелось. К тому же нет единственного мнения и о происхождении топонима. И.К. Инжеватов предполагал два варианта. Первый: булыга означает «местность, где встречались камни — булыжники», и второй, фамильный (антропонимический), когда землей владел Булдыгин (Булыгин). Если и вначале имелось помещичье владение, то после отмены крепостного права (1869) село Булдыга состояло из 45 дворов, деревня Булдыженские Полянки — из 23 дворов. Они находились в категории государственных крестьян.
В 1897 году Булдыгу упоминает учитель словесности Пензенской учительской семинарии Александр Иванович Троицкий. Своим ученикам он давал на лето увлекательные задания: записывать в родных селах народные песни, легенды и предания. Один из его помощников по сбору фольклорного
-3-
материала записал в этом селе две русские народные песни: «Подойдите ко мне, подруженьки любезные» и «Все венки поверх воды, а мой утонул».
С 1931 года в Булдыге функционировала дружная и богатая сельхозартель
«Красное знамя». В 1935 году открылась семилетняя школа, в которой обучалось 120 учащихся. Село возникло из нескольких деревень: Булдыга, Булдыженские Полянки, Синелуповка и Кошелевка, которые со временем слились в одно большое село Булдыга. (см. Приложение №1)
3. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Булдыге
В 1700 г. солдаты-новопоселенцы подали в Патриарший приказ челобитную о строительстве храма. Деревянная церковь, освященная во имя Архистратига Михаила, была возведена в том же году. В течение XVIII в. храм неоднократно обновлялся и перестраивался. После войны 1812 г. прихожане решили построить новую церковь, каменную. Этот храм был готов к 1817 г., тогда же освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1834 г. был освящен теплый придел во имя Архистратига Михаила. Храм являлся ярким примером русского классицизма. Приход насчитывал около 1500 душ (вместе с деревнями Матвеевка и Байметевка). В 1890-х в Булдыге была открыта церковно-приходская школа, а в деревне Матвеевка – школа грамоты. В советское время храм был реквизирован, приспособлен под хозяйственные нужды и разорен. Наши предки знали только церковь во имя Архистратига Михаила, но по крайней мере до 1914 г. она упоминается в архивных документах как Покровская. 21 ноября, Престольный праздник в Булдыге. День Михаила Архангела. Этот праздник очень почитался в селе и отмечался с размахом, потому что церковь считалась его имени, хотя в документах она числится как Покровская. Но был придел во имя Михаила Архангела. Кстати, и село 200 лет назад называлось Булдыгино Архангельское. (см. Приложение №2)
-4-
4. Священники села
Церковь была закрыта властями еще в 1929 году. Псаломщик Теплов Александр Иванович родился в 1866 г., Мордовия, Атюрьевский р-н, с. Булдыга; священнослужитель. Проживал: Мордовия, Атюрьевский р-н, с. Булдыга. Приговорен: тройка при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю 18 мая 1930 г., обв.: по ст. 58-8, 58-10, 58-11, 59-2 УК РСФСР. Приговор: к 5 годам высылки в Северный край Реабилитирован 16 января 1996 г. Источник: Книга памяти Республики Мордовия. Ему досталось вместе с раскулаченными в тот приснопамятный 1930 год - увезли в неизвестном направлении, и никто о нем больше не слышал. Только говорили, что видели в Москве его дочь - слух такой прошел среди односельчан, сбежавших в Москву.
Священником был и его отец, Иван Теплов, который тоже служил в Булдыге. А до него служил в Булдыге священник Андрей Егорович Троицкий.
В 1854 году служил дьячок Тархов с пономарем Голубинским.
В 1892 году Александр Иванович служил псаломщиком при священнике Александре Михайловиче Европейцеве.
А последним священником был Федор Васильевич Пестровский. Оставшиеся не у дел псаломщики ходили по дворам и предлагали послужить – это была их единственная возможность заработать гроши. Кто-то приглашал, кто-то нет… Удивительно, что удалось найти его фотографию! Таким батюшка Федор Пестровский и запомнился в Булдыге – тучным. Умер он 15.04.1943 года, а родился в 1882 году. Матушку звали Мария Павловна, а сына Серафим, дочери не было, судя по родословной. Так сообщается на сайте. Среди репрессированных его не удалось найти. (см. Приложение №3)
-5-
Кошелев Александр Тимофеевич родился в 1883 г., Мордовия, Атюрьевский р-н, с. Булдыга; псаломщик. Проживал: Мордовия, Атюрьевский р-н, с. Булдыга. Приговорен: тройка при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю 25 февраля 1932 г., обв.: по ст. 58-10 ч.2 УК РСФСР. Приговор: к 3 годам лишения свободы Реабилитирован 21 ноября 1989 г. Источник: Книга памяти Республики Мордовия.
После ареста священника местные власти прислали другого насмерть запуганного, - так сказать, советского - попа: увидев кого-нибудь из «начальников», он издалека начинал низко кланяться, но и это не помогло. Его тоже арестовали вместе с крестьянином, который ехал на подводе и, поравнявшись с идущим в город батюшкой, предложил подвезти его. Больше этого батюшку никто не видел, как впрочем, и первого. Как свидетельствует Книга Памяти Республики Мордовия, Павлов Иван Иванович родился в 1900 г., г. Краснослободск; русский; священник, приговорен по постановлению Тройки при НКВД МАССР 25 февраля 1932 г. по ст.58-10 УК РСФСР к 3 годам лишения свободы. Реабилитирован 21 ноября 1989 г. Фамилии священников были искусственного происхождения, их давали в духовной семинарии. Зачастую в семинарию поступали дети священнослужителей, и поэтому фамилии Теплов и Европейцев были очень распространены среди священников.
5. Жители Булдыги - участники Первой мировой войны.
1914 год. Россия. Санкт-Петербург. 19.00. Германский посол гр. Пурталес вручил МИД России Сазонову ноту с объявлением войны. Антивоенная демонстрация в столице. Забастовки 27тыс.человек на 21 предприятии столицы. Правительство закрыло газету П.Милюкова "Речь" за антивоенные статьи. Директивой Ставки сформированы Cеверо-Западный фронт в составе 1 и 2А и Юго-Западный фронт в составе 4, 5, 3 и 8А.
-6-
На фронтах Первой мировой войны доблестно сражались российские солдаты, в их числе и наши земляки. Немало жителей Булдыги были участниками Первой мировой войны. Информацию о них можно найти на портале «Памяти героев Великой Войны 1914-1918». Перед отправкой на фронт призывники проходили двухмесячную подготовку в военных лагерях, вероятнее всего в Краснослободском уезде лагерь находился в Краснослободске.
Многие попали в плен. Среди попавших в плен в лагерь Кениермезо (Kenyérmező), были: Бусаров, Белов Прокофий Васильевич, Сладков Павел, Торганов Василий, умерший в плену Кочеров Сергей Андреевич, георгиевский кавалер Григорий Тимофеевич Митенков и др. Лагерь находился на территории современной Венгрии, недалеко от города Эстергом (Ungarn Esztergom). (см. Приложение №4)
Захоронение русских военноплнных находится в Шаморине (Словакия), где и по сей день стоит памятник с надписью " ВѢЧНАЯ ПАМЯТЬ РУССКИМЪ ВОИНАМЪ, скончавшимся въ Саморіи. Товарищи брани" Здесь похоронены и военнопленные - жители Булдыги. Один из них - Кочеров Сергей Андреевич. (см. Приложение №4)
6. Раскулачивание крестьян.
В 1928-29 гг. в Матвеевке накануне коллективизации было около 150 дворов, в Булдыге – не меньше, в Байметевке было 40 дворов и много садов.
Раскулачивание в 1930 г., по сути, массовое ограбление и разорение крестьянских хозяйств, представляло собой обыск и изъятие активистами сельсовета всего, что только можно вынести из избы и увести с подворья.
Среди активистов были разные люди, например, один из них во время обыска стоял, отвернувшись лицом к стене с пунцовыми щеками, а когда все заканчивалось и «опричники» уходили, он один возвращался в дом, «кланялся в пояс» и просил прощения у разорённых односельчан: не по
-7-
своей он, мол, воле! Зато наступило благословенное время для таких, как «Алёха-коммунист». Никчемный человек, поживший и в городе и в деревне и ничего не наживший, кроме зависти к чужому добру, он был женат на сестре крепкого крестьянина, Сергея Федоровича Архипкина, построившего большой кирпичный дом, который был у него отобран, а Сергея Федоровича осужден на 5 лет, его жена Екатерина Ивановна - на один месяц. Позднее советская власть надстроила к дому второй этаж, и там была открыта школа. Точная дата начала этой трагедии – 18 мая 1930 г. Именно в этот день были вынесены приговоры осужденным крестьянам.
Среди них – Бусарова Пелагея Ефимовна, 1887 г.р. осуждена на 5 лет, реабилитирована 16.01 1996 г.;
Копылов Василий Никитович, 1905 г.р. осужден на 5 лет, реабилитирован 16.01.1996 г.;
Бусаров Серафим Тимофеевич, 1904 г.р., был осужден в 1936 г. и расстрелян 15.07.1938 г. в Красноярске;
Копылов Никита Васильевич, 1872 г.р., приговорен к расстрелу, реабилитирован 16.01.1996 г.;
Копылов Николай Никитич,1907 г.р., осужден на 10 лет, реабилитирован 16.01.1996 г.
Кошелев Яков Петрович,1881 г.р., был осужден на десять лет 12.02.1941 г. по статье 58-10, вернулся домой и работал почтальоном.
Коновалов Филипп Иванович 1885 г.р. был осужден по ст. 58-8, 58-10, 58-11, 59-2 на 5 лет, реабилитирован 16 января 1996 г.
Крупин Алексей Иванович 1909 г., с. Булдыга, русский; красноармеец 3
-8-
роты. Приговорен: приговором Военного трибунала 15 дек. 1942 г., обв: по ст. 58-1, 58-10 ч.2 УК РСФСР. Приговор: к ВМН. Реабилитирован 13 декабря 1972 г.
Крупин Михаил Григорьевич, 1908 г.р.,русский, с Булдыга, Краснослободский р-н Мордовской АССР, место проживания по месту рождения. Выслан в 1933 г. на основании постановления Краснослободского РИК от 10.11.1933 г. М.с/п: КФССР (1933-1941); п. Ветью Железнодорожный р-н, Коми АССР (1941-1943); г.Воркута, Коми АССР (1943). С/с: жена - Крупина Мария Ивановна, 1906 г.р.; дочь - Крупина Зоя Михайловна, 1930 г.р. Столько пережив, М.Г.Крупин ушел на фронт, где и погиб в декабре 1941 года.
Теплов Александр Иванович родился в 1866 г., Мордовия, Атюрьевский р-н, с. Булдыга; священнослужитель. Проживал: Мордовия, Атюрьевский р-н, с. Булдыга.
Приговорен: тройка при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю 18 мая 1930 г., обв.: по ст. 58-8, 58-10, 58-11, 59-2 УК РСФСР.
Приговор: к 5 годам высылки в Северный край Реабилитирован 16 января 1996 г. Источник: Книга памяти Республики Мордовия
7. Фронтовики
22 июня 1941 года Германия без объявления войны напала на СССР. Началась Великая Отечественная Война, сразу же ставшая важнейшей для судеб народов СССР. Жители Булдыги не остались безучастными в этом
всенародном деле. Многие из них остались на полях сражений. Имена погибших воинов увековечены на памятной доске, установленной на стене церкви в Булдыге Тимошкиной Татьяной Михайловной. (см. Приложение №3)
-9-
8. Солдаты-победители, вернувшиеся домой с войны. Фёдор Феду́лович Конова́лов (род. 1918 — 1980) — лейтенант Советской Армии, участник Великой Отечественной войны,
Герой Советского Союза (1944).
В Булдыге родился и вырос Коновалов Федор Федулович (12.09.1918-20.01.1980), Герой Советского Союза. Отсюда он был призван на срочную службу. Вот выписка из документов по представлению Ф.Ф.Коновалова к награде: «С 21 на 22 июня 1944 г. во время прорыва обороны противника на рубеже Ореш-Стар. Игуменщина тов. Коновалов совместно с группой саперов-разведчиков получил задачу обеспечить проходами в минных полях противника для продвижения танков и самоходной артиллерии. Единственную дорогу, которая проходила через линию фронта, противник перерезал несколькими минными полями и держал под сильным обстрелом. Несмотря на трудные условия работы, группа Коновалова продвигалась метр за метром вперед и разминировала дорогу в нейтральной зоне до переднего края противника, тем самым обеспечила проход танкам и самоходной артиллерии. С 22 Июня 1944 г. и в последующих наступательных боях тов. Коновалов со своим взводом беспрерывно двигался в боевых порядках пехоты и обеспечивал их продвижение в инженерных заграждениях противника. Там, где проводил работу тов. Коновалов, не было ни одного случая подрыва материальной части и живой силы наших войск на инженерных заграждениях противника. 25 июня 1944 г. в районе дер. Дворище один из первых форсировал реку Западная Двина и на плоту, сделанном из подручных средств, переправил свыше 300 человек пехоты с их вооружением и обеспечил переправой боеприпасов, чем дал возможность расширение плацдарма на противоположном берегу реки. Достоин присвоения звания «Герой Советского Союза». (см. Приложение №5)
Родной брат Федора Федуловича, Петр, также воевал на фронте. Он был танкистом и сильно обгорел во время боя, но вернулся домой живым.
-10-
В День Победы в доме Коновалова Федора Федуловича (12.09.1918-20.01.1980) была радость: он вернулся Героем Советского Союза и с патефоном. Колхоз к возвращению Героя построил его семье сарай и подарил теленка, зерно и дрова. Всего в семье Коноваловых было шестеро детей. В настоящее время жив брат Федора Федуловича –Александр.
Поскольку Федор Федулович служил срочную до войны в Киевском военном округе, ему пришлось и отступать с нашей армией. И на этом трагическом этапе он вел себя героически: при отступлении на самодельных плотах переправил много детей на другой берег Днепра, которых потом вывезли в тыл.
В городе Ковдоре в Мурманской области установлен памятник Герою Советского Союза Коновалову Федору Федуловичу. Помнят ковдорчане и своих героев. Вернее – нашего земляка, Федора Коновалова, удостоенного высшей воинской награды – Героя Советского Союза. За проявленные героизм, мужество и отвагу во время прорыва обороны противника, форсирование реки Западная Двина и создание возможности расширения плацдарма на противоположному берегу, ему была вручена золотая звезда. Славное имя первостроителя и почетного гражданина Ковдора Федора Федуловича Коновалова увековечено трижды. Его имя носит улица, на доме № 13 в 1989 году была установлена мемориальная доска, и на пересечении улиц Коновалова и Победы установлен его бюст. (см. Приложение №5)
9. Булдыга в послевоенное время.
В послевоенные годы жители Булдыги, как и все остальные, восстанавливали сельское хозяйство, трудились в колхозе. Бывшие жители до сих пор помнят председателя колхоза Миняева Александра Григорьевича. (см. Приложение №6)
-11-
Настоящая дата рождения — 14 декабря 1923 года. Но когда началась ВОВ, Александр стёр в паспорте эту дату. Чтобы его взяли скорее на фронт, написал, что родился – 15 мая 1922г. Проживал в д. Новоалександровка ул. Молодёжная, д.12, Моршанского района Тамбовской области. Закончил 9 классов школы в селе Дмитриев Усад, что в Мордовии. В Нижнем Тагиле отучился в производственном училище. Затем уехал на лесоразработки в Нижнюю Саляду. Работал лесорубом, валил лес.
Война застала Александра на валке леса. Здесь он пошёл на преступление, изменив дату своего рождения. И фактически в возрасте 17лет, на второй день войны, он пришёл в военкомат, чтобы его призвали на фронт. Ему дают направление в Челябинское военно-лётное училище. Но отправка в Челябинск через месяц. Но не в характере Александра ждать. Ему надо защищать родину от врага. Он попросил поменять направление, и его отправили учиться в Новочеркасское военно-пехотное училище.
1 декабря 1941 года в военно-пехотном училище Александр Григорьевич получил звание младшего лейтенанта. Ему хотелось быстрее на фронт. Но характер у него был непокорный. Он не всегда мог смолчать. И поэтому, считает Александр Григорьевич, он долго не мог попасть на передовую. 26 декабря 1941г., Александр Григорьевич, в звании командира роты «Истребители танков» прибыл в г.Верхний Уфолей Челябинской области. Здесь он сформировал роту из 170 человек. И, наконец, в феврале на фронт. 720 стрелковый полк в составе 1262 стрелковой дивизии. Учувствовал в 8 штыковых атаках. Воевал на Юго-Западном фронте Харьковского направления. На передовой находился 3 месяца. Война научила многому, в том числе умению командовать людьми.
-12-
Осталось от войны в памяти встреча с Тимошенко Семёном Константиновичем ((1895-1970г.г.), советский военачальник, маршалом СС, дважды Героем СС. В 1941-43г.г. главнокомандующий войсками Западного, Юго-Западного, Сталинградского и Северо-Западного фронтов. Часто на фронт приезжали певцы, поддержать боевой дух армии. Александр Григорьевич вспоминает, как перед солдатами выступала Ковалёва Ольга Васильевна — исполнительница русских песен.
Очень часто вспоминалась семье, мать и пятеро воевавших братьев. На войне Александр получал по аттестату 1100 рублей, (рядовые - 15 руб.) И всегда ровно половину он отсылал матери, так как знал, что в тылу очень голодно.
В мирное время Александр Григорьевич написал книгу «В память благодарным потомкам». Там есть много воспоминаний о войне. Также перу Миняева А.Г. принадлежит книга « Прими поклон, Родная Русь». Это сборник стихов о войне и мирном времени.
Александр Григорьевич рассказывает о том дне войны, когда его чуть не взяли в плен. Он шёл без ординарца один со второго эшелона на передовую. Необходимо было пройти 300 метров через лес. Тут он наткнулся на разведку из 3 немцев. Побежал, немцы за ним. Один раз стрельнул. Промахнулся. Двое немцев отстали. Третий же бежал следом, не отставая. До передовой оставались считанные метры. Александр крикнул своим и ещё раз выстрелил. На этот раз пуля достигла цели. Тут подоспели четверо наших. Прочесали лес, но тех отставших немцев 10 апреля 1942г. около окопа взорвалась мина. Осколки попали Александру в лицо. Он на некоторое время ослеп. Когда в госпитале вытащили осколки из глаза, щёк, зрение нормализовалось.
-13-
Немцы теснили, и из госпиталя Александр снова попал на передовую. Солдаты были очень плохо вооружены. Перед боем Александр Григорьевич отдал приказ собрать винтовки в лесу у ямы, заваленной трупами русских солдат, расстрелянных немцами. 20 мая 1942г. Александр Григорьевич получил ранение. С диагнозом: перелом левой ноги, он снова попал в госпиталь. Ранения до сих пор беспокоят ветерана. Они научили его предсказывать погоду. Он заметил, что когда болят ноги — пойдёт дождь летом или снег зимой. Если ломят глаза — к сильному ветру.
Из госпиталя Александра отправили в Северную Акмалу Среднеазиатский военный округ обучать солдат воевать. Каждый раз он отправлял на фронт по роте из 170 солдат «Истребителей танков». Русских солдат было очень мало. В основном это были киргизы, таджики, узбеки, казахи. ... Александр Григорьевич обратил внимание на девушку, которая каждый день ходила из города через поле, принадлежащее военному округу, в тюрьму, где она работала. Они познакомились. В выходные она пригласила его к себе в гости. А тут на следующий день отправка на фронт. Один русский солдат попросился сходить домой перед отъездом. И каково же было удивление Александра, когда дома у девушки, он встретил этого солдата. Оказалось, что он её отец. Если бы Александр Григорьевич узнал бы об этом заранее, он нашёл бы предлог оставить этого солдата в части, но уже было поздно. Семидесятисемилетний дедушка девушки рассказал очень интересную историю о происхождении города Акмала. Когда ему было всего семь лет, он вместе с другими русскими ходил в составе обоза. Однажды они остановились на ночлег. Их заметили несколько казахов. Они хотели прогнать людей с этого места. Но русские стали стрелять в непрошеных гостей. Тогда казахи решили затоптать обоз, направив на него огромный табун из 300 лошадей. Но русские не растерялись. Они окружили поляну оглоблями, поднятыми вверх.
-14-
А между ними натянули белые простыни. Скот обошёл стороной обоз. На этом месте русские решили основать город. В переводе «Ак» - означает белая, «мала» -могила.
До 1944г. служил в Северной Акмале. Потом был переведен под Москву в Вязьму, затем в Полоцк, что расположен на границе с Белоруссией. Здесь Александр Григорьевич обучал солдат до октября 1945 года. Демобилизовался в ноябре 1945 года и сразу же вернулся домой.
В послевоенное время работал в кузнице. Предложили место директора электростанции — отказался. Директором маслозавода - тоже не стал. Уговорили председателем сельского совета в с.Булдыга. Когда умер председатель колхоза, друг Александра Григорьевича, его просили возглавить колхоз. Он согласился, но с условием, что ему не " будут мешать, и принял 10 лошадей, 17 голов крупно-рогатого скота, 42 овцы, 21 свинью в своё распоряжение. Это был 1951 год. В колхозе работали практически одни женщины, мужчин было мало. Было очень трудно. Но удача сопутствовала новому председателю колхоза. В этот год уродился очень хороший урожай пшеницы, ячменя и проса. Александр Григорьевич, на свой страх и риск, ещё не рассчитавшись с государством (колхоз имел большие долги), выдал колхозникам аванс по 3 кг зерна на 1 трудодень. Это было очень много. Ведь в других колхозах выдавали только по 300 грамм. За этот поступок председателя вызвали в райком партии и сильно отругали. А затем приехали в колхоз четыре грузовые машины с солдатами и вывезли часть зерна для государства. Но, несмотря на это, в колхозе осталось ещё столько зерна, что сумели построить кузнецу, коровник, овчарню, купили полуторку, 50 телочек.
-15-
За время управления этим колхозом (до 1959г) он прослыл лучшим в области. Трудодни уже оплачивались деньгами. 3 рубля — один трудодень, в других колхозах 20 копеек.
За время работы в колхозе, Александр Григорьевич окончил школу руководящих кадров. Учился в Таджикском университете. Получил образование корреспондента. Работал освобождённым секретарём комитета парткома. В 1963 году уехал в Таджикистан в г.Душанбе. Поступил в военизированный отряд командиром взвода. Через два года — он уже заместитель начальника отряда, а ещё через два, (в 1967 году) — начальник отряда. С этой должности он уходит на пенсию, уезжает в Подмосковье. В 2000 году, после перенесённого инфаркта, Александр Григорьевич переехал в д.Новоалександровка к сыну. Умер в 2007 году.
10.Из воспоминаний бывших жителей села Булдыги.
Записаны Алиной Ивановой. Барыня Шишкина.
В 1864 г. около Булдыги находились деревни Матвеевка и Байметевка. Батяев И.В. сообщил, что все население состояло из хуторских, однодворских, байметевских и матвеевских жителей. Матвеевка получила своё название по имени её первого поселенца. Он также сообщил, что в Матвеевке жила барыня Шишкина – старая дева. (Люди проговаривали «Ну, барыня Шишкина!»). Выполняя посмертную волю барыни, крепостные несли гроб с ее телом на руках 24 км от Матвеевки до Краснослободского монастыря, где она и была похоронена, и только потом получили вольную. Это случилось в жнитво, т.е. летом. И.В. Батяев с детских лет помнил усадьбу Шишкиной с одичавшими яблонями.
-16-
Несознательная гражданка-лошадка. (Очерк)
В «кулаках» числилось практически все население Булдыги. Не гнушались ничем – вплоть до личных вещей. Чтобы спасти хоть что-то, люди зарывали свой скарб в землю. Даже узелок с солью пришлось Прасковье прятать в зыбке, которую для конспирации покачивала дочь Анна, поэтому активисты не догадались заглянуть туда. А когда брать стало совсем нечего, разломали плетеный забор – остались одни «столбушки». Как рассказывали, присланная из города комсомолка Кулагина щеголяла по селу в рваном дедовом зипуне.
Народ молчал, но потом пошел слух, что эту комсомолку убили в какой-то другой деревне. В людях появилась озлобленность, внешне сдерживаемая, но вспоминали, как на колхозном конном дворе громко ругались матом мужики, чего раньше не было.
Те, кто не сопротивлялся принуждению, сами отворяли ворота подворья и выпускали всю свою живность, которую забирал колхоз. Их не обыскивали, а таких, как дед Иван, который не хотел вступать в колхоз, разоряли подчистую. Сначала у него отобрали землю, а без земли нечем кормить ни себя, ни скотину; потом увели корову и овец, - даже перину унесли! - но дольше всего дед держался за вороную лошадь – любимицу его и сына Мити, особенно Мити. Он холил ее, как мог: купал в пруду, пас в овраге Ахтуб, ездил в ночное, захватив соломы для костра, чтобы отпугивать волков, мыл щеткой с мылом около дома, - она послушно поднимала то одну, то другую ногу, - и окатывал колодезной водой из ведра – загляденье, а не лошадь была! Построили ей теплый загон из плетеных толстых прутьев, обмазанных коровьим навозом с соломой – село-то было не богатое, да и леса не хватало. Однажды Митя прибежал домой с криком:
-17-
- Анка Ф. сейчас придет за лошадью!
Анка, активистка раскулачивания, - кубарем летела по сугробам туда, где шел обыск, - хотя ее родственники Жильцовы (Павел и Дмитрий Жильцовы - родные братья) имели в селе мельницу.
Стреноженая лошадь в это время щипала травку у дома. Отчаянный и бесстрашный, похожий на цыгана копной курчавых тёмных волос и жгучим пронзительным взглядом, Митя мигом срезал путы и выпустил лошадь в поле. Её, холеную и сильную, долго не могли поймать колхозные наездники – один выдохся, его заменил другой. Наконец поймали и увели в колхозную конюшню.
На следующий день, когда Прасковья возилась у печи, и дед тоже был в избе, в открытом окне показалась лошадиная морда:
-Ми-го-го!
Прасковья заплакала:
- Отец, лошадь пришла! Пусти ее во двор!
Они долго спорили, дед не разрешал, чтоб колхоз сам ловил ее в поле, а не «готовую» забирал со двора. Но все же потом несколько раз пускали любимицу на ночь, - чтобы никто не видел, - домой, а утром выпускали на волю.
Так и не смогла забыть лошадь Митю – не было у неё никого ближе на этом свете! - и не привыкла к колхозному стаду: дети ходили навещать ее и потом рассказывали, все лошади на месте, а Митина опять убежала.
-18-
Через некоторое время колхоз все-таки был вынужден куда-то ее отвести.
В составе сибирской танковой дивизии Митя пропал без вести в июне 1942г. Было ему 22 года. (см. Приложение)
Помещик Тулин.
Около Матвеевки жил также помещик Тулин, который продал свое имение в 1916 г. мордвину из д. Толковка; у него были велосипед и граммофон – невиданные вещи для крестьянских детей. Василий Григорьевич Батяев вместе с другими мальчиками бегали в помещичью усадьбу слушать граммофон и удивлялись велосипеду: как можно ездить на двух колесах! Помещики Тулины, Петровы, Пикины, Пановы, Веденяпины, Нестеровы принадлежали к нетитулованному российскому дворянскому роду; Однодворцевы (или Однодворские) – потомки низшего слоя служилых дворян с 1858 г. Дворянин Веденяпин Аполлон Васильевич (1803-1872) проживал в селе Тройни Краснослободского уезда и похоронен в селе Селищи.
Бывает...
Жил в селе на Барбашах Алексей Семенович Кошелев - необычный человек. Крестьянин, как и все сельские жители, но - Бог весть откуда! - были у него городские манеры: носил жилетку и пенсне, и с крайней обходительностью торговал мелочью в лавке. Запомнился он своей присказкой "бодрёна мать". Его родня пахала в поте лица, а он - вот такой был! Как и другие ходил Алексей Семёнович в город на заработки, - может быть, там и приобрел мещанские манеры. Дожил до старости и умер в Булдыге.
Жестокость.
Один из жителей Булдыги отличался необыкновенной жестокостью; говорили, что однажды он искусал жеребца. Видимо, недаром их в селе звали очень метким словом! Говорили, что он забил до смерти свою первую жену,
-19-
от которой остались дочери Наталья и Татьяна. Во втором браке родилось еще 6 детей, из них 2 дочери, Женя и Анна. Дети тоже были со сложным характером. Но самый младший, Коля, был хороший и трудолюбивый. Когда с ним случилось несчастье, – упал с лошади – отец подбежал к нему и стал избивать: не будешь лезть куда не надо! Односельчанин схватил его и стал оттаскивать: он же мертв!! Дети очень жалели этого мальчика, девочки сделали из бумаги цветы и ходили с Колей прощаться…
Волки.
Были в селе две женщины, Мария, дочь Прасковьи Михалкиной и Ивана Грачева и Анна, тетя Марии. Анну выдали в Козловку, а Маня была замужем за Григорием Михайловичем Вахтеровым, сыном "Казачихи" ( так называли Аксинью Вахтерову) «бандитом», который избивал смертельно её и дочь Зину. Анна, приходя в гости, заступалась за Марию - тогда перепадало и ей от Григория... Маня в конце концом сбежала от мужа, а его потом посадили. Погиб он в самом начале войны на фронте.... Когда Зина была грудной, случилась такая история. Зина заболела зимой, и Маня понесла её на руках в Атюрьево, мела метель… Вдруг Маня увидела: волки! А волков в поле тогда было очень много! Нередко можно было видеть несколько пар светящихся в темноте огней.. От страха ноги подкосились, и она села на снег… Их было несколько, пять или шесть, и шли они прямо на неё… Впереди, видимо, шел вожак, и он прошел мимо, за ним второй, третий… А последний бросился на Маню! Тогда остальные волки прыгнули на него и растерзали! От страха Маня потеряла сознание, а когда очнулась, увидела, что её уже стал заносить снег, волки ушли… На счастье рядом проезжала повозка с возницей, этот человек и довез ее до больницы. Маня вернулась с ребенком в село только через месяц и рассказала эту историю. Кроме Зины, была у Мани дочь Шура. После войны Маня завербовалась в Карелию и хорошо там устроилась.
-20-
Валерий Белов. И еще как помнят.
А было это в Булдыге, примерно в 30-х годах...
Молодая селянка Верка поймала во дворе курицу, чтоб зарубить. Этот маленький переполох привлек внимание одного угрюмого мужика, проходившего мимо. Эй, Верка, ты чего это тут - грубо спросил он молодую женщину. Да ничего, вот курицу поймала - испуганно ответила Верка. А ну, дай сюда - рявкнул Батяй, подошел, вырвал курицу и побрел восвояси. Обескураженная Вера еще долго стояла не зная как реагировать на такую вопиющюю наглость. Ведь это был не грабитель - гастролер, а свой же односельчанин активист и коммунист Батяй. И сделал он это потому лишь, что Вера Прокофьевна Копылова (в девичестве Белова) была членом приличной семьи Копыловых, записанных в кулаки... Вот так начало умирать село. Выживали самых талантливых и трудолюбивых. Причина в принципе, кто был никем, тот стал всем, или еще одном, широко поддержанным, всякого рода люмпенами и тунеядцами - грабь награбленное... Сегодняшнее состояние, некогда цветущего села, всем известно, хотя конечно, причина гибели не только в этом... Мария Прокофьевна Белова, вспоминала Батяя как исключительно наглого, грубого и примитивного человека...
11.Заключение.
После Великой Отечественной войны сильно обезлюдившие деревни стали пустеть, - жители уезжали в города, особенно после того как, например в Булдыге, в 1968 г. закрыли школу. В селе Оброчное живет последняя жительница Булдыги, бывшая доярка колхоза Курашкина Мария Матвеевна. В настоящее время от этого села остались только разрушенная церковь и заброшенное кладбище да остатки нескольких изб, а вокруг поле… Последние жители покинули ее, примерно, в 2004 г. Такая же судьба постигла и многие другие деревни. В 2006 г. был сломан последний дом в
-21-
Матвеевке. Кто придет на эти земли? Хочется процитировать слова Алины Ивановой, чьи предки жили в Булдыге. «Наш народ представляется мне поваленным бурей могучим деревом, часть корней которого еще осталась в земле и даёт сок нескольким незасохшим веткам. Удастся ли ему выжить?..»
«Следы жилья ветрами размело,
Села как не бывало и в помине…»
Села не стало, но память людей, которые родились, выросли и жили в Булдыге, осталась. Остался и плач матерей и вдов, смех детей, гул и шум когда-то существовавшей там жизни.
Работа над проектом доказала мне, что память людей нетленна, она возвращает нас в прошлое. Вспоминая, мы сравниваем с настоящим и думаем о будущем. Многое утеряно в истории села Булдыги, но то, что удалось собрать, прольет свет на прошлое. Я понял, что трудно оценивать исторические события, поэтому считаю, то проблема моего проекта не решена в полном объёме в данной работе. Я думаю, что собранный мною материал будет интересен не только жителям бывшей деревни, но и учащимся нашей школы, учителям, родителям. Собранные материалы я передам в музей школы, чтобы ими могли воспользоваться другие исследователи. Интерес к истории своей деревни, села, района, к собственному происхождению никогда не угасал. В этом состоит практическая значимость моей работы. Перспектива моей работы заключается в продолжении более подробного исследования о людях и их судьбах, о взаимосвязи поколений.
-22-
11.Список литературы.
1. «Путешествие в Атюрьевский край», Корчиганов О.В., 2013г.
2. «Топонимический словарь Мордовской АССР», Инжеватов И.К., 1987г.
3. Интернет-сайты.
4. Фотографии из личных архивов бывших жителей Булдыги.
5.Воспоминания Курашкиной Марии Матвеевны
6.Личный архив Тимошкиной Татьяны Михайловны
-23-
Рисуем зимние домики
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Большое - маленькое
Н. Гумилёв. Жираф
Рисуем кактусы акварелью