Цель исследовательской работы: изучить историю создания и уникальность собранных экспонатов Курского военно – исторического музея «Юные защитники Родины», узнать судьбу основательницы музея Клары Александровны Рябовой.,
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 108.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия №4» г. Курска
Научно-практическая конференция
«Научные слушания. Первые шаги в науку»
Исследовательская работа:
«СУДЬБЫ, НЕ ПОДВЛАСТНЫЕ ЗАБВЕНИЮ».
Посвящается маленьким героям большой войны
Автор: Кожикина Софья Сергеевна
3 «Б» класс МБОУ «Гимназия №4» г. Курск
Научный руководитель: Толдонова Т. И.
Курск-2019 г.
Содержание
Введение 3
Глава 1. История и уникальность Курского военно - исторического музея «Юные защитники Родины» 6
Глава 2. Музей – «книга памяти» о юных защитниках Родины 8
2.1 «Опаленная судьба» Коли Печененко 9
2.2 Ира – «золотая рыбка» 11
2.3 Юные герои Курской земли 12
2.4 Роль музея в судьбах детей войны 13
Глава 3. Мама Клара 15
Заключение 18
Список используемой литературы 20
Наш век пройдет, откроются архивы,
И все, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.
Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда
Н.Тихонов
Введение
Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной 1941-1945гг. Практически, не осталось живых свидетелей тех страшных дней. И, к сожалению, сегодня катастрофически мало количество детей, которые знают или, хотя бы, задумываются о том, какой ценой была одержана победа в Великой Отечественной войне их дедами, прадедами, прапрадедами, благодаря кому мы все сейчас живем под мирным небом.
По мнению моей мамы, лишь воспитание детей в духе патриотизма (как бы высокопарно это не звучало), в духе преемственности поколений является залогом здорового, крепкого общества, а, значит, крепкого государства.
В середине 2018 года, мама привела меня в Курский военно – исторический музей «Юные защитники Родины». В начале, было не понятно, зачем мне это надо, и что я тут делаю. Но все изменилось, как только экскурсовод начал свой рассказ.
После окончания экскурсии я была под большим впечатлением, и мы с мамой еще долго обсуждали увиденное и услышанное в музеи.
Стало понятно, что любой человек, однажды посетивший этот музей и взглянувший хоть раз в те бездонные ребячьи глаза, что смотрят с фотографий, развешенных на музейных стендах, уже не сможет остаться равнодушным к своей Родине и своему Отечеству.
С тех пор я не раз приходила в музей, но уже с друзьями и одноклассниками. Мне хотелось, чтобы как можно больше моих сверстников узнали об этом замечательном месте и о подвигах, которые совершали когда – то такие же дети как мы.
Я хочу, чтобы дети нынешнего поколения осознали и прочувствовали трагедию долгих лет Отечественной войны, испытали чувство гордости за свою страну и народ и надолго сохранили в памяти события тех страшных дней.
Музей «Юные защитники Родины» меня поразил и сильно заинтересовал, и мне захотелось узнать о нем и о его создателе как можно больше. Так началась моя работа.
Тема моей работы: «Судьбы, не подвластные забвению». Посвящается маленьким героям большой войны.
Актуальность работы: каждому человеку необходимо знать историю родной земли, родного края, особенно нам, рожденным и живущим в России сейчас, когда историю и роль нашей родины пытаются переиначить, принизить и исказить. Поэтому важно познакомить нас, молодое поколение, с настоящими реальными судьбами их ровесников – участников военных событий, тех ребят, на чью долю выпало стать юными солдатами своего Отечества. У них мы будем учиться мужеству и стойкости, порядочности и честности, преданности и верности России.
Объект исследования: история Курского края.
Предмет исследования: история и предназначение Курского военно – исторического музея «Юные защитники Родины».
Цель исследовательской работы: изучить историю создания и уникальность собранных экспонатов Курского военно – исторического музея «Юные защитники Родины», узнать судьбу основательницы музея Клары Александровны Рябовой.
Для достижения этой цели следовало решить следующие задачи:
Методы исследования:
Глава 1. История и уникальность Курского военно - исторического музея «Юные защитники Родины»
Курская область – регион с богатейшей историей, переживший множество важнейших событий, память о которых хранят музеи, расположенные на его территории.
Музеев много, все они заслуживают внимания, но сегодня мне хотелось бы рассказать о том, с которым, к своему стыду, я познакомилась недавно и совершенно случайно.
Курский военно-исторический музей «Юные защитники Родины» - так он называется.
Музей, как музей, скажете вы, предметы атрибутики военных лет, бумаги, письма, фотографии, как в любом другом. Да. Лишь с той разницей, что с пожелтевших от времени фотографий смотрят не просто молодые лица, а совсем юные детские круглые мордашки: мальчишки и девчонки в маленьких гимнастерках, сапожках, с наивными челочками, торчащими из-под лихо заломленных пилоток, и глазами, полными тоски и боли.
«Юные защитники Родины» - это уникальный музей. Такого не было в советское время, нет и в нынешней России. Нет в мире. Только у нас в Курске. Для области и города – это предмет особой гордости.
Курский военно-исторический музей «Юные защитники Родины» является единственным в России государственным музеем подобного рода и главным центром по сохранению и научному исследованию культурно-исторического наследия военной поры, судеб детей и подростков, воевавших на фронтах и флотах Великой Отечественной войны.
Курскому военно-историческому музею «Юные защитники Родины» сегодня уже больше полувека. Официальное открытие музея -22 февраля 1977 г. не является датой его фактического основания. Началом деятельности музея можно смело считать далекий 1963 год, когда в полуподвальном помещении завода КЗТЗ открылась детская библиотека на общественных началах.
Кропотливо, по крупицам в течение этих долгих лет собирались экспонаты музея. За это время собрано и поставлено на учет более 40 тысяч музейных предметов. Богатейшие экспонаты музея позволяют перенестись в далекое прошлое, почувствовать атмосферу военного времени. Вот в молчании застыли орудия, ставшие теперь музейными экземплярами, вот фотографии, коллажи, воспоминания, удостоверения, копии фронтовых писем, редкие документы, справки, награды, предметы быта, книги.
В музее есть и особенно дорогие реликвии: карта времен войны, подаренная участниками французского Сопротивления; многие личные вещи летчиков – космонавтов Константина Петровича Феоктистова и Владимира Александровича Шаталова, подростками взявшихся за оружие в самом начале войны; пластинки певца, «курского соловья» Ивана Николаевича Суржикова, бывшего сына полка; книги с автографами писателя Виталия Григорьевича Гузанова, бывшего юнги; спички, дубликат хлебной карточки на III декаду июля 1942г. и буханочка его, испеченного уже в мирное время по страшной рецептуре, блокадного хлеба.
Все экспонаты этого музея не просто «говорящие», они «кричащие» и «плачущие». Они знакомят нас с юными героями, а через их судьбы – с историей той войны.
За эти десятилетия найдено свыше 10 тысяч имен сынов и дочерей, юных партизан, подпольщиков, юнг - участников войны 1928-1932 годов рождения. На каждого солдата – подростка в музее заведено личное дело – биография, подвиги военной поры и мирные, послевоенные, адреса, телефоны. Собран фонд личностных дел с видеозаписями воспоминаний, формируются каталоги, созданы музейные экспозиции, которых, на сегодняшний момент, более 18.
Глава 2. Музей – «книга памяти» о юных защитниках Родины
Музей – большая «Книга памяти» о юных защитниках Родины, о тех мальчиках и девочках, которые в грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг., отложив в сторону недочитанные книжки и школьные тетрадки, взяли в руки винтовки и гранаты и встали в одну шеренгу бойцов рядом с отцами и старшими братьями.
Смешные и трогательные солдатики – воспитанники воинских частей и подразделений, сыновья и дочери полков, безпризывники, юнги, гавроши, орлята, дети войны… Как их только не называли.
Городские и деревенские, спортивные и музыкальные, в разной степени начитанные и не по годам степенные - у этих бойцов не было детства. Им хотелось быть уже сейчас совсем взрослыми и смелыми, идти в бой наравне со своими отцами и дедами. «Их вело в бой непреодолимое желание быть похожими на настоящих солдат, каждый хотел быть настоящим «красным» бойцом, быть советским воином. И дело не только во внешней схожести, романтике военной формы, а, в сущности, в проявлении жгучей ненависти к врагу и неподдельной любви к Родине», - писал маршал Советского Союза, Герой Советского союза Иван Христофорович Баграмян.
«Прибавляли года рожденья,
Лишь бы только на фронт попасть.
Боевые прошли крещенья,
Защищая Советскую власть!»
Такие строки написал белгородский поэт, писатель, сын полка Леонид Трифонович Кузубов о тех ребятах.
Юные защитники ковали победу в боях на полях сражений, отстаивали свое Отечество, самоотверженно трудясь в тылу. Они становились храбрыми разведчиками, меткими стрелками, неуловимыми связными и смелыми танкистами – настоящими героями. Были маленькими слесарями, столярами, сапожниками. Дети периода войны заменили у заводских и фабричных станков ушедших на фронт родных, выработали на сельскохозяйственных полях миллионы трудодней.
Все для фронта, все – для победы! Это чувство жило не только в сознании и сердце, но и в крови детей – маленьких патриотов. С этой мыслью они ложились спать у станка на цементном полу, с этой мыслью они поднимались, чтобы завтра перевыполнить «норму» и дать фронту больше снарядов и бомб.
Этим ребятам в ту пору было лишь от 10 до 16 лет.
За годы войны в ней приняли участие более 300 тысяч юных бойцов – ребят, опаленных войной и ставших солдатами Отечества вместо того, чтобы быть ему детьми. Более 50 тысяч из этого числа погибли, умерли от ран, пропали без вести. Среди погибших - 4,5 тысячи были нашими земляками.
Им, этим маленьким героям той Великой войны, гордым храбрым, честным, вдохновенным, с острым чувством долга, считавшим делом жизни – отстоять Родину, выжить, им, тысячам мальчишек и девчонок, ставшим маленькими солдатами большой войны – до возраста, до срока прошедшим опасность, тревогу, боль, жестокость, им, повзрослевшим в один день, посвящает свое существование Курский музей «Юные защитники Родины». Это наша жгучая память о детях, чье детство пришлось на лихие военные годы, напоминание теперешним поколениям о том, что никогда нельзя победить страну, если даже дети «сражаются и погибают как герои».
2.1 «Опаленная судьба» Коли Печененко
Сыны полков. Судьба любого достойна повести или романа – столько событий выпало на их долю. Легенды, рожденные жизнью, сложены о каждом. Вот одна из них.
Судьба Коли Печененко. Его жизнь до конца дней была подвигом, вызвавшим огромное восхищение и уважение.
Война застала мальчика, отдыхающим в пионерском лагере. Родители, сестра – все погибли. Истерзанный и измученный он попадает к партизанам. Повезло. И вот, выполняя очередное задание, 13-летний Коля был схвачен врагом. Плен. Маленького партизана озверевшие фашисты пытали изощренно: прищемляли пальцы рук и ног дверьми, загоняли под ногти заостренные спички, выбили зубы, в 40-градусный мороз босого и раздетого выводили на холод. Коля терял сознание, но молчал. На утро пытки продолжались. В одно такое мучительное утро его вывели на улицу, скомандовав: «Повесить!»
Страшно подумать, что испытывает ребенок, когда слышит такой приказ, или когда становится свидетелем казни других людей, ожидая своей участи? Коля еле-еле передвигал распухшие ноги, невыносимая боль пронзала все тело. Его худенькая фигурка медленно, но гордо шла к висилице. Последний глоток воздуха… Затянувшаяся петля… И Коля потерял сознание… Очнулся в тюрьме. С 25 октября по 7 ноября 1943г. фашисты трижды проводили казнь Коли. И на третий раз детский организм не выдержал. С виселицы Колю сняли парализованным.
Партизанам удалось выкрасть Колю из лап противника. После лечения в лесном госпитале было еще два месяца абсолютной неподвижности. Но молодой организм победил – смерть и болезнь отступили.
В 1945г., закончив войну в Австрии, Коля вернулся домой с орденами и медалями на груди. Ему только что исполнилось 15 лет.
«Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали.
И только в сорок пятом
Паспорта»
Коля Печененко спешил жить. Окончил медицинский институт, работал фельдшером. Выучился на шофера, окончил без отрыва от производства с отличием автодорожный институт.
Но война жестоко напомнила о себе – в 40 лет Николая Фомича снова парализовало. Но и это не сломило его закаленный войной характер. И бывший юный партизан, не смотря на тяжелую инвалидность, «взялся за перо». Превозмогая боль и неподвижность, крепко зажав карандаш зубами, Николай Фомич исписал 700 ученических тетрадей, настолько велико было желание рассказать о пережитом. Так родилась повесть «Опаленная судьба», в которой Николай Печененко оставил потомкам страшные и правдивые воспоминания о войне. И это тоже был подвиг.
Книга эта и то приспособление, которым она написана, бережно хранятся музеем, как ценные экспонаты.
2.2 Ира – «золотая рыбка»
«Я родом не из детства – из войны.
И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю я радость тишины
И каждый новый день, что мною прожит.»
Ира – «золотая рыбка», так звали ее в родном Ленинграде, где 14-летней девчонкой она была бойцом особого «ополчения» - отряда почтальонов, разносивших похоронки и вести о живых. Все 900 блокадных дней, под пулями и артобстрелом, маленькая голодная девочка носила письма на передовую и с передовой в город.
«- У тебя счастливая рука, Ируша, узнай, где там мои? Может письма от них пришли? Так ты уж захвати, вот адресок…
- У меня ребятишки в детском доме, не успели эвакуировать, ты уж, рыбка, навести их…»
И она искала письма, навещала детей, помогала одиноким, а утром пробиралась с почтой на передовую. Здесь в музее, Ирина Кочергина чувствовала себя, как дома, была удивительно хлебосольной. Она умерла совсем не старой.
Детские руки, держащие смертоносные снаряды… Мальчишки и девчонки в долгополых шинелях и гимнастерках… Хрупкие плечики под тяжестью боеприпасов для бойцов, засевших в окопах… Беззащитный взгляд детских глаз и черные дупла пушек… Острия колючей проволоки, впивающиеся в нежные детские тела…Стенды музея заставляют остановиться… Невозможно сдержать слез…
Дети на войне… Что может быть горестнее и трагичнее? Война отобрала отцов, братьев у целого поколения. Она принесла этому поколению недетские заботы, думы, недетские беды.
2.3 Юные герои Курской земли
А сколько удивительных и потрясающих историй и судеб подростков, участвовавших в боях на Курской земле, представлено в музее.
Вот Коля Букин. В 13 лет мальчик стал сыном полка, солдатом знаменитой 65-й армии генерала Батова Павла Ивановича. Отважно проявил себя в танковом сражении под Прохоровкой. В одном из боев, метко бросив в дзот две гранаты, он заставил замолчать вражеский пулемет, обеспечив продвижение наших войск. За время войны Коля перенес 8 ранений, был награжден медалью «За отвагу» и орденом Красного Знамени.
Яркой страницей огненной летописи Курской битвы стал подвиг санинструктора 13 стрелковой дивизии 32 гвардейского артиллерийского полка Маши Боровиченко. В ожесточенном бою у села Орловка Ивнянского района Белгородской области Маше удалось спасти раненых и взорвать танк противника. Но осколок разорвавшегося неподалеку вражеского снаряда попал ей в самое сердце. Звание Героя Советского Союза было присвоено Марии посмертно.
Музей с благодарностью хранит память о юной героине, которой посвятил книгу командир дивизии, в составе которой воевала Маша. «Машенька из Мышеловки» - так назвал ее Александр Ильич Родимцев, до глубины души потрясенный героической гибелью дочери полка.
А самый юный участник Курской битвы – летчик Аркадий Каманин получил звание Героя в 15 лет. Ему было 14, когда воспитанник 16 воздушной дивизии 5-го авиакорпуса Аркаша Каманин впервые поднялся в небо на боевом самолете во время битвы на Курской дуге.
Среди юных бойцов попадались и такие талантливые, как, например, Иван Суржиков. Народный артист, «Курский соловей», прославлявший русскую песню в разных уголках земли. В 13 лет Ваня стал сыном 105 полка 65 армии. Его на фронте заметил Константин Константинович Рокоссовский, очень уж нравилось, как пел Иван, подбадривая песнями солдат перед сражениями. Это он потом поможет талантливому мальчику устроиться в польскую музыкальную академию. Иван Суржиков имел много наград, но самыми дорогими считал орден Красной Звезды и медаль «За боевые заслуги». После войны был солистом военного ансамбля, автором пластинок «Гигант». А его пластинка «Поет Иван Суржиков» разлетелась по миру тиражом в 6 миллионов экземпляров.
2.4 Роль музея в судьбах детей войны
Многие имена юных героев были известны, но большинство тихо и скромно работали на заводах, в школах, в колхозах, и окружающие их люди ничего о них не знали. А, благодаря музею, узнали, восхитились и зауважали.
Юные защитники Родины. В годы войны это были безусые юнцы, по силе духа не уступавшие испытанным бойцам, мальчишки и девчонки, в груди каждого из которых билось отважное сердце, переполненное любовью к Родине. Сейчас они Ветераны Великой Отечественной войны. Многих из них, к великому сожалению, нет уже с нами. Но память о них сохранил музей «Юные защитники Родины», созданный во славу героических ратных дел юных героев, во славу их самоотверженного труда по восстановлению и развитию разоренной страны в тяжелые послевоенные годы.
Музей стал родным домом для сотен бывших сынов полков. Здесь встречаются и узнают друг друга те, кому он посвящен, чьи фотографии, истории и воспоминания хранит. Ветераны считают музей «своим», ведь он их всех разыскал и собрал вместе.
Бывшие мальчики и девочки Великой Отечественной теперь солидные люди с орденами и медалями на парадных костюмах, известные и не очень, но непременно достойные, достойные уважения, почитания, восхищения и любви. Это последние свидетели войны, особое поколение, унаследовавшее от своих отцов – фронтовиков горячую любовь к Родине, благородство мыслей и чувств, ответственность за судьбу своей страны.
Это о них написаны сотни стихов и книг, о них сняты фильмы, их именами названы улицы городов и поселков. Это им поставлены памятники и им открыт Курский военно – исторический музей «Юные защитники Родины».
Глава 3. Мама Клара
Дети войны. Тысячи судеб. Возможно, сегодня мы и не знали о них, как, впрочем, и они друг о друге, если бы не Клара Александровна Рябова – зачинатель, идейный вдохновитель и бессменный директор музея многие-многие годы. Более 20 лет назад Клара Александровна ушла из жизни, но дело жизни этого увлеченного человека, этой удивительной женщины продолжается и сегодня. Это как раз тот случай, когда духовно щедрый, добрый человек остается жить в начатых им добрых делах.
Клара Александровна вернула стране тысячи подвигов юных защитников Родины, благодаря ей тысячи имен вырваны из забвения, а мы, простые обыватели, получили возможность познакомиться с биографиями маленьких героев, ощутить гордость за свою страну, вырастившую таких людей.
Все началось в далеком 1960 году, когда по состоянию здоровья Клара Александровна вынуждена была оставить горячо любимый ею Урал (там она родилась и выросла) и по настоянию врачей поменять климатический пояс. Выбор пал тогда на Курск.
Участница Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красной Звезды и многих других наград, инвалид II группы Клара Александровна в то время вышла на заслуженный отдых. Но жить спокойно на пенсию в заботах о семье и внуках было не для нее. Педагогу по складу души, привыкшей к толпам людей, постоянно кому-то помогать, за кого-то хлопотать, она, вдруг, почувствовала скуку и одиночество.
Микрорайон КЗТЗ, где поселилась Клара Александровна на улице Пигорева дом 10, только-только строился. Еще не было асфальтированных дорог, мостовых, к первым домам прикрепляли таблички с названиями улиц, ни библиотек, ни центров досуга, ничего – лишь развернувшаяся стройка завода. Тогдашние мальчишки и девчонки слонялись без дела.
Клара Александровна не смогла остаться равнодушной к беспризорно мотавшейся по району и по стройке детворе. Она собрала обычных девчонок и мальчишек, живущих в микрорайоне и придумала им дело, ставшее для нее самой делом всей жизни.
Сначала это была самая обыкновенная библиотека, только на общественных началах. Книги туда собирали всем районом, несли из собственных домашних библиотек. Вскоре, при библиотеке заработали кружки «Умелые руки»: вышивание, выжигание, кулинарный, шахматно-шашечный, фотокружок, кружок художественной самодеятельности. Кружки вели сами родители. Библиотека переросла в литературный клуб «Алые Паруса».
Клара Александровна со своими подопечными устраивали утренники, концерты и для родителей, и для рабочих завода, ходили на экскурсии, в экспедиции, устраивали совместные прогулки. Вот радости было молодежи!
Литературный клуб разрастался. В то время по всей стране широкую известность получило поисковое движение, инициатором которого был писатель и журналист, участник Великой Отечественной войны - Сергей Сергеевич Смирнов. Все свое творчество, все свободное время он посвятил поиску и увековечиванию памяти героев Великой Отечественной. Это он открыл миру героев Брестской крепости, восстановил добрые имена многих людей.
Воодушевленные этим примером и повестью Валентина Катаева «Сын полка», ребята из литературного клуба «Алые паруса» однажды, в канун празднования дня Победы, решили переписать всех ветеранов – участников войны, проживающих рядом с ними, среди соседей и знакомых. Выяснилось, что в микрорайоне КЗТЗ среди прочих участников Отечественной войны проживают и бывшие юные защитники Родины. Рассказанные ими истории не могли оставить никого равнодушными. И ребята во главе с Кларой Александровной решили с того момента сосредоточить свое внимание на поиске юных героев.
Сначала поиск развернули в Курске, ну а потом поисковое движение шагнуло далеко за пределы города, области, целой страны. Так, многие годы лишь накапливая свидетельства прошлого, существуя в бумагах, книгах, фотографиях к 23 февраля 1977г. литературно-поисковый клуб «Алые Паруса» официально перерос в общественный музей «Юные защитники Родины», обретя, наконец, свой постоянный дом (Дом культуры КЗТЗ) и открыв свои двери посетителям, которых было тогда бесчисленное множество.
Сила обаяния Клары Александровны была настолько велика, что, общаясь с ней, невозможно было не увлечься ее любимым делом. Ей помогали многие ветераны, солдаты, родители юных поисковиков-следопытов (подопечных Клары Александровны), учителя, библиотекари, студенты.
То, что сделала эта удивительная, хрупкая на вид женщина, потрясающе. Она разыскала тысячи юных бойцов – тысячи героических биографий и судеб. Курский музей стал их домом, а Клара Александровна, в свою очередь, стала для тысяч бывших подростков – фронтовиков, найденных ею – просто «мамой Кларой». Вот как они говорили: «Не знаю, как это назвать, но только наша мама Клара не музей создала – она судьбы наши объединила. Со всей страны вместе нас собрала, друг о друге узнали. Нам есть теперь, где собраться. А как она беспокоится о нас! Приедешь – все, кажется, в Курске для тебя предоставлено. Она весь город сумела «завязать» на своем музее…»
Судьба каждого волновала Клару Александровну, словно это были ее собственные дети. Она стала мамой для детей войны, и для их детей, и для детей их детей.
До конца своих дней мама Клара была предана своему любимому делу: усердно писала письма по разным адресам, отправляла запросы в разные инстанции. Так и умерла, можно сказать, на посту майским днем 1990 года. Ее предназначением было приносить другим радость, помогать - Клара Александровна отлично с ним справилась.
«Негаснущий огонь своей прекрасной души, от которого тепло становилось людям, оставила Клара Александровна нам в наследство. Да осветит он дорогу всем, кто стремится к высоким идеалам, кто хочет прожить жизнь с пользой для других, наполнить ее достойным содержанием! Как сумела это сделать простая русская женщина, ставшая для многих мамой Кларой», -эти замечательные строки о Рябовой Кларе Александровне написала в своей книге «Дорогие мои земляки» журналист, писатель Тамара Грива, и я лишь присоединюсь к сказанному.
Заключение
В системе культурной жизни России, как и любой другой страны, музеи занимают особое место. Главная задача музеев – сохранение народной памяти, сохранение преемственности поколений в сфере культурного и духовно-нравственного развития человека как полноценной личности.
Курский военно-исторический музей «Юные защитники Родины» является единственным в России государственным музеем подобного рода и главным центром по сохранению и научному исследованию культурно-исторического наследия военной поры, судеб детей и подростков, воевавших на фронтах и флотах Великой Отечественной войны.
В результате проведенных в ходе написания работы исследований мною было выявлено, что молодое поколение сегодня очень мало знакомо с историй своей страны и своего края. Очень жаль, что о существовании в нашем городе музея «Юные защитники Родины» знают всего единицы.
Я достигла поставленных в начале работы целей: изучила историю создания музея, убедилась в уникальности собранных и представленных экспонатов, изучила основные этапы жизни Рябовой К.А., связанные с музеем. Но главное – мне удалось привлечь внимание одноклассников к истории родного края и, надеюсь, помочь им прикоснуться к нашим культурно – историческим ценностям. Музеи связывают наше прошлое, настоящее и будущее, ведь, «чтобы стоять нам нужно держаться корней».
В книге отзывов музея есть запись, сделанная известным и всеми любимым писателем, нашим земляком Евгением Ивановичем Носовым: «Я – участник Отечественной войны, и, все же, впечатление от посещения музея огромно! Еще и еще раз восхищаюсь мужеством наших мальчишек. Как важно видеть и знать нынешней молодежи, какими были их сверстники…»
Выполняя эту работу, я получила удовольствие, мне удалось открыть много нового и увлекательного в истории родного края.
Всем взрослым и детям, просто необходимо посетить музей «Юные защитники Родины», сердцем прикоснуться к подвигам юных патриотов, воевавших с врагом за нашу Родину.
Есть немало музеев на свете,
Но единственный в мире такой,
Куда едут, как в дом родной, дети
С опаленной войною судьбой.
Душой сюда каждый стремится
Сколько б верст не пришлось одолеть,
Чтобы Курской земле поклониться,
Побратимов, друзей посмотреть.
С кем в разведку, в атаку шел рядом,
С кем Москву, Ленинград защищал,
Бился насмерть в стенах Сталинграда,
С кем на Курской дуге воевал…
Всюду грохот и скрежет металла,
Взрывы бомб и тяжелых гранат.
Смерть зловещий свой шабаш справляла,
Вырывая из жизни солдат.
А Земля, как живая, стонала.
В полдень сумрак ночной наступал,
Когда солнце в зените стояло –
Черный смерч его свет закрывал…
Жутко было в те дни лихолетья,
И, рискуя своей головой,
Воевали по – взрослому дети
С озверевшей фашистской ордой.
Обелиском путь их отмечен.
Пишут золотом их имена.
И великий их подвиг бессмертен,
Как бессмертна Отчизна сама.
И музей о них память живую
Для потомков в веках сохранит,
Утверждая, как клятву святую:
«Ничего не забыто – никто не забыт!»
И. Гладков
Список используемой литературы
Рисуем зимние домики
Две снежинки
Круговорот воды в пакете
Как нарисовать зайчика
Нарисуем попугая цветными карандашами