В работе рассказывается о жизни детей во время Великой Отечественной войне.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 27.2 КБ |
МБОУ «Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальная научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
«Этих дней не смолкнет слава....»
Исследовательская работа
« Дети Великой Отечественной:
Гальперина Наталья Ивановна»
Выполнил ученик 8б класса
Гальперин Илья
Руководитель работы
Калякова Н.Г.
Большое Игнатово 2019
Содержание
Введение
Основная часть
Детство Натальи Кузнецовых
Послевоенные годы
Заключение
Введение
Почти 75 лет назад окончилась Великая Отечественная война. Нет такой семьи, которой бы она не коснулась. 22 июня 1941 года горе ворвалось в сердце каждого русского человека. Вся наша страна, как одна крепкая семья, боролась с фашистами и победила! Военнослужащие, мирные жители и даже дети испытали на себе все ужасы войны.
Война и дети… Казалось бы, эти два понятия несовместимы, но война была народная, и это убедило нас, участников встреч с детьми военного времени. Дети войны… Они хорошо помнят Великую Отечественную, хотя в начале ее им было 5, 8, 10 лет. Они взрослели, неся на своих хрупких плечах и горечь поражений, и радость побед. Поколению, рожденному в 30-е, суждены были великие испытания. Это поколение внесло свой вклад в Победу. В годы войны тысячи ребят сражались: одни – на фронте, в действующей армии, другие – в подполье и партизанских отрядах. Миллионы 12-13 подростков становились к станкам на заводах, работали в полях и на фермах. Нелегко пришлось обыкновенным мальчишкам и девчонкам. Война наложила отпечаток на всю их дальнейшую жизнь и судьбу.
Мы с интересом читаем и слушаем воспоминания тех людей, которые воевали на фронтах. Их, к сожалению, остается все меньше и меньше среди нас. Много книг написано про страшные бои, про героев войны, но немного сказано про детей войны – про тех, кому в те страшные годы было совсем еще немного лет. Они были просто маленькими детьми. Они просто жили, не раздумывая о причинах того, почему им так несладко. Они жили и страдали вместе со всей страной. Они не награждены за это орденами и медалями. Они просто выжили, и ими построена та страна, в которой мы сейчас живем. Это они, дети войны, повзрослев, отстроили разрушенные города и села, подняли целину, построили электростанции, проложили железные дороги…
Мы задались вопросами: кто они – дети войны, наши ровесники из сороковых годов, как они пережили страшные четыре года, о чем мечтали, какова роль детей и подростков в приближении Дня Победы? Мы поняли, что наших знаний по проблеме недостаточно, так как на уроках этот вопрос не поднимается, а узнавать самим об этом моим сверстникам совсем не хочется.
Но мне повезло больше чем некоторым. Моя бабушка- Гальперина Наталья Ивановна как раз из того поколения. И я с детства слышу ее рассказы о том тяжелом времени.
Актуальность моей темы заключается в том, что людей, переживших войну, помнящих это страшное время, становится все меньше и меньше, а их воспоминания чаще всего не записаны. А мы обязаны сохранить каждое их слово, чтобы передать воспоминания о том времени своим детям.
Цель: 1. Доказать на примере жизни моей бабушки, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться
милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению, еще раз доказать, что страшнее слова война нет ничего на свете.
2. Восстановить связь между поколениями, поддерживать интереса молодежи к истории своей семьи, страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений .
Объект исследования: жизнь моей бабушки Гальпериной Натальи Ивановны
Предмет исследования: условия жизни моей семьи в годы войны.
Задачи работы:1.Изучить домашний архив моей семьи;
Показать на примере биографии моей бабушки жизнь большинства ее ровесников.
Научить своих сверстников уважать и почитать старшее поколение, обожжённое войной.
Значимостью работы является то, что данный материал можно использовать как дополнительный на уроках в 1-6 классах и на внеклассных занятиях. Также собранные материалы будут переданы нами в музей Боевой Славы . Надеемся, что наша работа будет интересна для учеников, учителей, местных жителей.
Основная часть
Тема детей и войны является, на наш взгляд, одной из самых малоисследованных в истории. И это вовсе не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, помогать по дому.
На фронтах Великой Отечественной войны воевало более одного миллиона советских детей. Им было от 8 до 17 лет. Они все овладели военными специальностями. А сколько детей прошло через фашистские концлагеря, пережили оккупацию, выжили в блокадном Ленинграде.
Чуть легче пришлось детям, которые жили в глубоком тылу. Их дома не занимали немецкие солдаты, не бомбили вражеские самолеты и рядом были родные люди. Но у них не было детства. Им сразу пришлось повзрослеть и заменить старших братьев и сестер, а иногда, и отцов.
Детство Натальи Кузнецовых
Я хочу рассказать вам о своей бабушке - Гальпериной Наталье Ивановне. Она родилась 21 августа 1940 года в деревне Ташто Кшуманця (ныне Старое Качаево) Большеигнатовского района. В ее семье было 4 ребенка: 2 брата и две сестры. Мать работала в колхозе, а отец до войны продавцом, а потом лесником.
Когда началась война, ей было всего 10 месяцев. Из семьи на войну были призваны 5 человек, 5 здоровых мужчин : ее отец - Кузнецов Иван Михайлович и его братья: Кузнецов Ефрем Михайлович, Кузнецов Федор Михайлович, Кузнецов Петр Михайлович и Кузнецов Максим Михайлович. Служил Иван Михайлович под Москвой , в Тульской области. Вернулись домой Федор, Максим ( был в немецком плену, освободили) и Иван, Ефрем же пропал без вести и его до сих пор ничего о нем не известно.
В домашнем архиве сохранились письма прадеда своей семье. Писал он на родном эрзянском языке, нечасто, но те письма, что дошли до дома зачитывались до дыр. Вот что он пишет домой 23 января 1943 года:
«…Нюра, ты еще просишь написать, но мне некогда: я нахожусь весь в огне, где-то в овраге. Пишу и тороплюсь, пока живой, отослать. Раньше мечтал попасть домой, а теперь и не мечтаю с вами встретиться! Такие дни бывают: негде спрятаться, мы не боимся, сильно бьем врага. Мы едем немцу прямо в лоб, но тут очень горячо! Вспоминаю своих убитых, их очень много.»
27 сентября 1943 года: « …Был ранен, в больнице был месяц. ..Рука хоть и зажила , к дождю очень болит….Если у вас радио есть, то слышите как мы немцев гоним: он бежит, мы берем города, теперь уже далеко ушли от того места, где были два года. Хоть бы на один день попасть домой! Писем от вас не получаю уже два месяца, кого-нибудь попроси написать….»
После очередного ранения Иван Михайлович вернулся домой, но война не пощадила его.
Вот как вспоминает моя бабушка про своего отца «Помню в совершенстве, как отец пришел домой, хоть мне и было 3 года и 3 месяца. Отец зашел домой в белой шинели, в серой шапке, на лбу которой была красная звезда, и в сапогах. Зашел и спрашивает: -«Где мать ваша?». А я отвечаю: « Мама ушла за солью». Я его спрашиваю: «Дяденька, кто вы такой?». А он посмотрел нас с сестрой Марией ( другие дети умерли), поцеловал нас и сказал: «Я ваш отец». Легла я спать с отцом, а он мне говорит: «Осторожно, доченька, руку мне не стукни». «Почему?» - ,спросила я. «Рука у меня болит» - ,ответил он. На самом деле у него было заражение крови от осколков. Он пробыл дома два дня, после того как пришел, а на третий умер. Врачи знали об этом и поэтому его отпустили домой, повидаться с семьей. Отчетливо помню, когда он умер по полу текла темная зараженная кровь.»
В военные годы семья жила очень тяжело. Отец на войне, мать работает. Детям приходилось работать дома по хозяйству и в колхозе на току. Денег не давали, пенсию тоже, за работу начислялись только трудодни. Еды было очень мало. Поэтому хлеб пекли из лебеды и из липовых листьев. На полях собирали гнилую картошку, щавель, щкерьге и т. п. Это были голодные годы.
Послевоенные годы
После войны семья жила ничуть не лучше. Денег и пенсию не выдавали до 1950 года. Еды так же было мало. Было очень тяжело. Но тем не менее они учились в школах и работали. Наталья Ивановна училась средне. С 1 по 4 класс она училась в школе, которая находилась в деревне Ташто Кшуманця. С 5 по 7 класс перешла в другое здание, в бывшем помещении церкви, в Большом Игнатове. Там, где сегодня находится пруд по дороге на улицу М.Горького. Нужно сказать, что учеба тоже была трудом, ведь в школе не было даже электричества. В 8 классе она училась в «верхней школе» (находившейся на месте нынешнего памятника), а 9,10 классы опять училась в здании церкви. После окончания школы на работала уборщицей в районном отделе образования, как только исполнилось двадцать лет, поехала в г. Инсар, поступать в сельскохозяйственную школу. В те годы в колхозах остро нехватало квалифицированных кадров, поэтому обучение проходило достаточно быстро. Через год бабушка уже получила аттестат об окончании с профессией «Экономист-плановик». Она вернулась в Большое Игнатово и стала работать в колхозе «Верный Путь» счетоводом.
Бабушка была всегда активисткой: в 22 года была секретарем комсомольской организации. Всегда была активной участницей соревнований по разным видам спорта. Так на всю жизнь с ней осталась любовь к лыжам. До сегодняшнего дня жители нашего села могут ее встретить на зимней лыжне.
Но в 22 года жизнь только начинается. Бабушка уезжает в 1963 году в Свердловск. Там Тогда открывались разные заводы, страну приходилось восстанавливать после войны. Поступила на работу в Верх-Иседский металлургический завод в листопрокатный цех учеником сортировки металла и до 1967 год там проработала. В это же время поступила на двухгодичные вечерние курсы медицинских сестер и в 1967 поступила работать в городскую больницу имени Лепешинского медсестрой неврологического отделения. Но с работы пришлось уволиться в 1968 году по семейным обстоятельствам. Когда работала на заводе встретила дедушку который тоже работал там же и они почти сразу же поженились. В 1973 году семья уезжает в запорожье в Совхоз Степной. С 1973 по 1983 год бабушка работала медсестрой в детском саду .В 1983 году семья решила переехать на родину, в Большое Игнатово. И до самой пенсии она проработала дояркой в колхозе «Верный путь».
У бабушки 6 детей, …… внуков, ….. правнуков.
Моя бабушка желает своим внукам и правнукам всегда одного: «Чтобы мои внуки и правнуки жили не как мы, чтобы не было войны, и не видели они такой ужас, чтобы у них было чистое небо над головой».
Заключение:
Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети рождаются для жизни, а не для смерти. Война «украла» детство у тысяч мальчишек и девчонок. Дети жили в страхе и голоде. Они мечтали, чтобы скорее закончилась война. Они отдавали все силы, а порой и свою жизнь во имя победы! Дети не могли представить себе такой жизни, как наша. У ребят не было игрушек, компьютеров, сладостей, им некогда было отдыхать. Поэтому у мальчишек и девчонок не было детства, такого беззаботного и счастливого…
Не было детства и у моей бабушки. Не только я, но и мои родственники узнали в ходе этой работы много нового из жизни дорогого для нас человека. Мне захотелось окружить бабушку ещё большей заботой и теплотой, которую она не получила в детстве. Ведь мы у неё в долгу: она смогла выжить в те тяжёлые годы, подарить жизнь моему папе, а папа - мне… А сколько детей погубила война!
Беседуя с живыми свидетелями тех страшных событий, очень волнуешься и осознаешь, что последствия тех лет могли быть куда более чудовищными! Но уходящее поколение защитило Отечество, спасая тех, кто будет жить на освобожденной от врага земле. И они выжили. Они родили всех нас — людей, населяющих нашу Родину. Они — история, забыть которую было бы преступлением перед теми муками, с которыми им пришлось столкнуться в самом нежном возрасте, называемом детством. Наша семья после этого исследования иначе стала относиться к далёким военным годам: мы думали – что горе было с чужими людьми, но нет! Оно не обошло стороной и нашу семью. Какой мерой измерить все тяготы жизни моих предков в военное время? А ведь не каждая семья хорошо знает героическое прошлое своих родственников.
Мы - внуки детей войны, тех, кто подарил нам мирное небо над головой, должны помнить и чтить память дорогих нам людей. На сегодняшний день в живых остаётся всё меньше и меньше участников Великой Отечественной войны. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому я считаю, что их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием. Ученики нашей школы оказывают помощь ветеранам, поздравляют их с праздниками, ухаживают за братским захоронением, но мы порой не знаем о трудной военной жизни самых близких наших людей.
Я считаю, что современным школьникам нужно больше знать о Великой Отечественной войне, о военном прошлом своих семей, никогда не забывать о том, какою ценой завоёвана Победа. Вот тогда не поднимется рука взять оружие и идти убивать мирных людей, повторять фашистские злодеяния.
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Кто самый сильный?
Снежная сказка
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?