Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому их использование позволяет сделать урок современным и включить школьников в активную познавательную деятельность[4]. В этом заключается актуальность данной работы.
Её цель - выявить формы и методы применения ИКТ, влияющие на повышение активизации деятельности учащихся на уроках математики. Объектом исследования является процесс использования ИКТ на уроках математики, предметом - применение презентаций на уроках математики как формы активизации деятельности учащихся. Задачи: изучение литературы по теме исследования; изучение опыта работы учителей математики по использованию ИКТ при обучении; проведение исследования на основе наблюдения, анализа деятельности учителя и учащихся.
Собачкина Лилия Сергеевна
ГАПОУ НСО «Карасукский педагогический колледж»
Научный руководитель Шуст М. Н., преподаватель ВКК математики.
Использование ИКТ на уроках математики в школе как средство активизации деятельности учащихся
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому их использование позволяет сделать урок современным и включить школьников в активную познавательную деятельность[4]. В этом заключается актуальность данной работы.
Её цель - выявить формы и методы применения ИКТ, влияющие на повышение активизации деятельности учащихся на уроках математики. Объектом исследования является процесс использования ИКТ на уроках математики, предметом - применение презентаций на уроках математики как формы активизации деятельности учащихся. Задачи: изучение литературы по теме исследования; изучение опыта работы учителей математики по использованию ИКТ при обучении; проведение исследования на основе наблюдения, анализа деятельности учителя и учащихся.
Под информационными технологиями понимают использование электронных носителей информации и технических средств по их обработке: компьютера и компьютерных программ, принтера для печати, сканера для копирования материалов с бумажных носителей, мультимедийного проектора и т.д.[3].
Как показала практика работы учителей математиков, использование ИТ в школе не только позволяет повысить эффективность преподавания предметов математического цикла, но и формировать субъективную позицию в учебной деятельности. Как же это происходит? Ответить на этот вопрос можно исходя из анализа работы учителей математиков базовой школы МОУСОШ №2 г. Карасука. Практически на любых уроках они применяют компьютерные технологии. Важно одно – найти те средства, которые позволят сформировать у ученика активную позицию в учебной деятельности. ИТ существенно помогают педагогу в подборе дополнительного текстового и иллюстративного материала, создании карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, электронной базы мониторинга, систематизации и сохранении личных методических наработок, подготовке отчетной документации, оформлении учебных стендов и т.д. Все это позволяет повысить интерес к учению, организовать самостоятельную информационную работу и получить более высокий результат. Одной из эффективных форм подготовки и представления учебного материала к урокам математики в средней школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Термин «медиа» происходит от английского слова media, переводимого как «средства массовой информации» [1]. Мультимедиа - это совокупность программно-аппаратных средств, отображающих информацию в зрительном и звуковом виде [2]. Презентация - переводится с английского как “представление”[1]. Мультимедийные презентации – демонстрационный ролик, сочетающий в себе графические изображения, которые сменяют друг друга в режиме слайд-шоу, пояснительный текст, звуковое сопровождение, анимации [5]. PowerPoint – графическая программа для создания и редактирования презентаций [1].
Чтобы повысить эффективность урока и сделать его продуктивнее, учителя математики используют мультимедийные средства. При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. Презентация дает возможность учителю математики самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Нами в процессе наблюдения и анализа уроков были выделены следующие варианты, используемые учителями при организации деятельности на уроке математики презентаций: учащиеся проявляют больший интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже самые пассивные из них с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы. Дети с нетерпением ждут уроков, помогают готовить необходимые материалы и оборудование, используют фрагменты презентации при повторении пройденного материала, например, при подготовке урока по теме «Квадрат суммы и квадрат разности».
Отдельные слайды презентации по теме «Степенные функции» сохраняют в виде рисунков, выполняют к ним данные различные задания.
Ученики получают готовую презентацию по теме «Решение систем линейных уравнений» и готовят сообщение по теме с использованием полной презентации или ее части, или получают презентацию по теме «Степень», в которой слайды перемешаны. В таком случае им надо изучить материал и расположить слайды в нужном порядке.
Получив задание по теме «Квадратичная функция» и папку с набором графиков (причем в этом наборе могут быть лишние и ненужные графики), ученики должны создать презентацию по заданной теме с использованием необходимых рисунков из предложенных или добавлением своих. В каждый слайд кроме рисунка им необходимо вставить небольшой текстовой фрагмент или из большой презентации по теме «Многочлены» нужно вычленить подтемы и создать несколько маленьких презентаций, по которым подготовить сообщения.
На уроке и вне его при подготовке к ЕГЭ учителя вместе с учениками используют репетиционное тестирование, предоставленное экзаменационным агентством «Единый экзамен» www.probaege.edu.ru, тесты на образовательном сайте www.ege.edu.ru, www.fipi.ru., где представлены задания КИМов всех уровней, а на сайте www.fcior.ru во вкладке «Каталог» проходят тестирование на разных уровнях изучения.
Анализируя формы и методы внедрения ИКТ в практику преподавания математики, мы выделили основные направления работы: использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.); проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы); подбор иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов, класса (сканирование, Интернет, принтер, презентация); подбор дополнительного познавательного материала к уроку математика (Интернет), знакомство со сценариями внеклассных мероприятий; обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России; создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности урока.
Использование мультимедийных презентаций в изучении математики способствует самостоятельности, активной деятельности учащихся, дает возможность осуществить интеграцию учебной деятельности ученика и учителя, осуществить сочетание индивидуального подхода с различными формами коллективной учебной деятельности. Ученики заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка. Таким образом, процесс становится не скучным, однообразным, а творческим.
Список литературы:
Красочные картины Джастина Геффри
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Финист - Ясный сокол
Рисуем подснежники гуашью
Астрономический календарь. Июнь, 2019